Проблемы законодательного регулирования налога на недвижимость

Опубликовано: 04.05.2024

"Финансовое право", 2009, N 4

Статья посвящена проблемам введения в России нового налога на имущество. Автором уделяется внимание порядку и целям введения налога на недвижимость, вопросам установления льгот.

В современных условиях назрела необходимость изменения налоговой конструкции, где основная тяжесть налогового бремени лежит на юридических лицах в виде налога на прибыль. Имущественные налоги составляют пока незначительную долю в общей сумме фискальных поступлений. По данным специалистов, их доля не более 5 - 6%, тогда как в Европе этот показатель достигает 70%. В России все муниципалитеты собирают имущественные налоги в пределах 300 млрд руб. в год, что свидетельствует о недостаточно сбалансированной налогооблагаемой базе этих налогов в рыночных условиях. Коммерческие организации накопили достаточно активов, что позволяет постепенно смещать приоритеты в налогообложении. Для сравнения отметим, что во многих странах мира успешно действует система налогообложения недвижимости по рыночной стоимости.

Подготовка к введению в России нового налога на недвижимость растянулась на десять лет. Правовая база подготовительного периода включает в себя пять действующих законов и один законопроект о местном налоге на недвижимость .

Проект федерального закона N 99059882-2 "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Следует отметить, что главная цель налога на недвижимость в нормативных актах и комментариях специалистов трактуется неоднозначно.

По мнению законодателей, главная цель налога на недвижимость - создать реальную базу для формирования достаточного уровня местных бюджетов и бюджетов муниципальных образований. Это обеспечит механизм реализации Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" .

СЗ РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822.

Другая точка зрения прослеживается в публикациях, комментирующих налог на недвижимость. Главная цель нового налога, по их мнению, - это выравнивание налоговой нагрузки на разные слои населения, создание более справедливой системы налогообложения, при которой малоимущие граждане смогут платить меньше или будут освобождены от налога.

Нам представляется, что такая позиция из области популизма, достичь справедливого налогообложения для отдельно взятых граждан-налогоплательщиков можно, если переложить бремя налога на коммерческую недвижимость юридических лиц и предпринимателей по рыночной стоимости.

Последовательное проведение концептуальных принципов налогообложения недвижимости обеспечит фискальную, стимулирующую и социальную функции.

Недвижимое имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами, что создает условия для повышения собираемости налогов и, таким образом, обеспечивает фискальную функцию.

Новым налогом облагается только недвижимое имущество, в то время как при исчислении налога на имущество организаций в налогооблагаемую базу включаются машины, оборудование, т.е. весь производственный комплекс. Изменение структуры объектов налогообложения будет стимулировать инвестиции в техническое перевооружение производства.

При существующей системе дифференциация налогов незначительна, поскольку не учитывается рыночная стоимость объектов налогообложения. Взимание большей суммы налога за более ценную и выгодно расположенную жилую недвижимость позволит распределить налоговое бремя более справедливым образом. В этом заключается суть социальной функции налога на недвижимость.

Для того чтобы налог на недвижимость обеспечивал в должной мере выполнение перечисленных функций, необходима проработка различных аспектов налогообложения по рыночной стоимости исходя из особенностей каждого конкретного региона. Остаются нерешенными некоторые проблемы законодательного, организационного и методологического характера.

Закон "О государственном кадастре недвижимости", вступивший в силу в 2007 г., постепенно снимает проблемы организационного и методологического характера. Законом определены объекты недвижимости, отражаемые в кадастровом учете: земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.

Не являются объектами налога на недвижимость воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, включаемые налоговым законодательством при исчислении налога на имущество организаций, а также участки недр, предоставленные налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.

Исходя из содержания законопроекта "О местном налоге на недвижимость" очевидна позиция законодателя о компетенции местных органов власти и муниципалитетов по подготовке и введению данного налога. Эта логика соответствует задачам развития местного самоуправления, так как поступления налога на недвижимость в большей своей части или даже полностью будут формировать местный бюджет.

Налог на недвижимость будет вводиться на территориях субъектов по завершению подготовительного этапа создания в электронном виде единой информационной базы о рыночной стоимости недвижимости и земельных участков. Процедура его введения будет регулироваться НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания их применения.

Согласно утвержденным Правительством Основным направлениям налоговой политики на 2008 - 2010 годы, на федеральном уровне будет устанавливаться только максимальная ставка налога на недвижимость. Она планируется Минфином в интервале от 0,01 - 0,5% кадастровой стоимости единого комплекса, состоящего из земли, зданий и сооружений. Для сравнения: в Финляндии от 0,22 - 0,5% рыночной стоимости; средняя ставка налога на недвижимость в мире - около 2%.

Заслуживает внимания мнение специалистов об установлении Минфином "вилки" по налогу на недвижимость вместо единой ставки. В тех регионах, где перепись объектов недвижимости уже произведена, идет эксперимент по применению кадастровой оценки, по результатам которого Минфин разработает единую применимую кадастровую оценку для всех регионов России, а в детали предстоит вдаваться местным властям. Таким образом, Минфин снимает с себя ответственность за эффективность применения механизма взимания данного налога на местах.

Одна из проблем нового налога - это установление льгот. Здесь просматривается два направления. Льготировать режим налогообложения следует в основном по типам недвижимости, например объекты социально-культурного назначения, либо путем полного освобождения от уплаты налога, либо использования специальных коэффициентов налогообложения. Такой подход способен обеспечить стабильность местной налогооблагаемой базы и упростить процедуры администрирования налога.

Второе направление - не допустить резкого возрастания платы за жилую недвижимость путем сохранения льгот для социально не защищенных категорий граждан. Для этого нужна шкала коэффициентов, обеспечивающих регулирование налогооблагаемой базы данной категории жилой недвижимости и соответствующих налогоплательщиков.

Последствия перехода коммерческих организаций на систему налогообложения недвижимости расцениваются неоднозначно.

Так, для юридических лиц - плательщиков налога на прибыль налог на недвижимость существенно уменьшит налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Сумма налогового обязательства по этому налогу даже при сохранении ставки 24% будет меньше, однако сократятся отчисления в бюджет - как федеральный, так и региональный. Этим самым произойдет перераспределение налоговых поступлений в пользу местных бюджетов муниципальных образований, что расценивается как позитивный фактор налоговой реформы.

С другой стороны, юридические лица, перешедшие на УСНО, по действующему законодательству освобождены от налога на имущество, являясь плательщиком земельного налога. Представляется, что категории налогоплательщиков, имеющие производственную или коммерческую недвижимость на праве собственности и земельный участок, не будут льготированы. Активы, приобретенные в период действия специальных налоговых режимов, должны быть включены в систему налогообложения. Такое мнение высказывают авторы публикаций, анализирующих эффективность нового налога. Тогда сумма нового налога определенным образом усилит налоговое бремя этих организаций, что снижает привлекательность упрощенной системы налогообложения.


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 14 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Имущественные налоги формируют региональные и местные бюджеты, являясь основой для реализации социальных программ по развитию территории. В целях получения объективных параметров, характеризующих налоговый потенциал и доходную базу публично-правовых образований, необходимо, чтобы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) корректно отображались сведения, как об объектах недвижимости, так и о правообладателях этих объектов.


До сегодняшнего дня сохраняется проблема, заключающаяся в том, что в ЕГРН отсутствуют актуальные сведения о правообладателях объектов недвижимости, в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (фамилию, имя, отчество и реквизиты документа, удостоверяющего личность). Часто документы о правах на ранее учтенные объекты недвижимости, не позволяют точно определить их правообладателя, что препятствует налогообложению. Например: государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права, и выданные до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", содержат только фамилию и инициалы правообладателя, и не содержат паспортных данных.

В настоящем, государство стремится выявить правообладателей ранее учтенных объектов, с целью введения такого имущества в полноценный гражданский оборот и распространения на него положений налогового законодательства.

В конце 2020 года Государственная Дума приняла закон устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для их дальнейшего налогообложения.

Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Вступает в силу с 29 июня 2021 года.

Как указано в пояснительной записке, подготовленной на стадии разработки соответствующего законопроекта: «В настоящее время, в отношении значительной части (около 25 млн. объектов) ранее учтенных объектов недвижимости (права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации) в ЕГРН отсутствуют сведения об их правообладателях».

Применение норм федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 518-ФЗ от 30.12.2020), позволит муниципальным органам власти, выявлять и уточнять сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и вносить их в ЕГРН для дальнейшего налогообложения. В этих целях внесены изменения в ряд федеральных законов. Их перечень представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Изменения и дополнения, внесенные в нормативные правовые акты, утвержденные на федеральном уровне

Суть изменений и дополнений

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1

Выдаются по запросам уполномоченных органов сведения о наследниках, принявших наследство, в состав которого входит ранее учтенный объект недвижимости, в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"

Выдаются по запросам уполномоченных органов сведения о государственной регистрации смерти, в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными

Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Ч.1 ст.16, ч. 1 ст.16.1

Добавлены полномочия* по:

1)Проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН;

2)Принятию решений о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;

3)Направлению сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в ЕГРН

Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции"

Информация, содержащаяся в банках данных о гражданах, предоставляется уполномоченным органам, в связи с проведением ими мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"

дополнена ст. 69.1

В кадастр вносятся сведения:

- об указанных в документе, на основании которого в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, вещных правах на объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе данного объекта недвижимости.

Ст. 69.1 содержит алгоритм проведения мероприятий по выявлению правообладателей и включению сведений о них в ЕГРН.

*полномочия органов местного самоуправления, могут быть перераспределены между ними и органами государственной власти субъектов.

Действие Закона № 518-ФЗ от 30.12.2020 распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости, сведения о которых внесены в кадастр недвижимости или в отношении которых был произведен технический учет или государственный учет, в установленном законом порядке, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но они не зарегистрированы в ЕГРН.

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости, если правоустанавливающие документы на них были оформлены до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Таким образом, теперь на законодательном уровне сформирован механизм, позволяющий муниципалитетам проводить работу по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для их дальнейшего налогообложения.

С 29 июля 2021 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) смогут проводить на своих территориях мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Мероприятия по выявлению правообладателей и включению сведений о них в ЕГРН, условно можно разделить на этапы, указанные на рисунке 1.


Рисунок 1. Этапы мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На первом этапе уполномоченные органы должны будут провести анализ сведений содержащихся в документах, находящихся в архивах.

На втором этапе будут готовиться и направляться запросы:

Внимание! Ответы на запросы, должны быть даны соответствующими органами не позднее чем через 15 дней со дня получения.

Одновременно с этим уполномоченные органы будут публиковать, в установленном порядке, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования, сообщения о способах и порядке предоставления сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости как самими правообладателями, так и любыми заинтересованными лицами (сведения о почтовом адресе или адресе электронной почты, для связи с потенциальным правообладателем).

На третьем этапе, после проведения вышеуказанных мероприятий, подготавливается проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Проект решения обязательно должен содержать:

1) кадастровый номер ранее учтенного объекта недвижимости, содержащийся в ЕГРН, а в случае отсутствия кадастрового номера - вид, назначение, площадь, адрес объекта недвижимости (при отсутствии адреса - его местоположение);

2) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося физическим лицом:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии),
  • дата и место рождения,
  • вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность,
  • страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования,
  • адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания;

3) в отношении выявленного правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося юридическим лицом:

  • полное наименование юридического лица,
  • идентификационный номер налогоплательщика,
  • основной государственный регистрационный номер;

4) наименование и реквизиты документа, подтверждающего, что выявленное лицо является правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости;

5) акт осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, подтверждающие, что на момент проведения мероприятий по выявлению правообладателей они не прекратили свое существование, в виде приложения к проекту решения.

Внимание! Порядок проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, форма акта осмотра будет установлен органом нормативно-правового регулирования.

В течение 5 рабочих дней с момента подготовки проекта решения уполномоченный орган:

  • размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте муниципального образования, сведения о данном объекте недвижимости и сроки в течении которых, могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе;
  • направляет, заказным письмом с уведомлением о вручении, проект решения лицу, выявленному в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

На четвертом этапе уполномоченный орган принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в случае если в течение 45 дневного срока не поступили возражения относительно сведений о правообладателе.

Если в указанный срок поступили возражения, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.

Уполномоченный орган может обратиться в суд, который вправе вынести решение о внесении в ЕГРН записи о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, в течение одного года, со дня поступления указанных возражений.

На пятом этапе уполномоченный орган, в срок не более 5 рабочих дней, будет направлять в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, по установленной форме. К заявлению, необходимо будет приложить решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы, содержащие сведения, полученные по запросам.

В настоящее время Росреестром разрабатываются XML-схемы формы заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости двух видов для случаев:

  • если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о его правообладателе, содержатся в ЕГРН;
  • если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют.

В заключении можно сказать, что реализация данного закона на практике будет способствовать вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства. Сейчас отсутствие сведений об их правообладателе в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов. Ситуации, когда кто-то один владеет недвижимостью и выполняет все налоговые обязанности, а другой, имея формально нигде не зафиксированную недвижимость, “избавляется” от необходимости выплачивать налоги, в настоящее время, еще имеют место. Встречаются случаи, когда собственники ранее приватизированных активов не могут зарегистрировать свое право собственности в ЕГРН в связи с утратой или неточностями в приватизационных документах.

Новый Закон № 518 от 30.12.2020 не ограничивает участников гражданского оборота в возможности осуществить регистрацию прав на такие объекты в любое время. Изменения не предполагают осуществление государственной регистрации прав на ранее учтенную недвижимость, права на которую возникли до вступления в силу Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, и не отменяют принцип, согласно которому права на объекты, возникшие до дня вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Нововведения в законодательстве, преследуют определенные цели. В первую очередь – фискальную, поскольку их реализация будет способствовать пополнению региональных и местных бюджетов за счет взимания налогов с ранее учтенных объектов. Вторая цель – обеспечение реализации таких правовых механизмов, как изъятие земельных участков и решение вопроса о лице, несущем бремя содержания имущества. И, наконец, третья – забота о правообладателях, в том числе при возмещении убытков при ограничении прав на землю, а также при согласовании местоположения границ земельных участков.

Реализация Закона № 518 от 30.12.2020 действительно может принести пользу гражданскому обороту и публичным интересам общества.

Мы готовы в любое удобное для Вас время предоставить более подробную консультацию по данной тематике. По всем интересующим вопросам Вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ:


На современном этапе развития налоговой системы России, наблюдается тенденция к увеличению видов налогов, более подробной регламентации прав и обязанностей субъектов налогового права при их реализации. Налог на имущество организаций занимает одно из важных мест в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога на налог на недвижимость.

Налог на имущество организаций является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.

Введение налога на имущество:

– задачи, связанные с освобождением от неиспользуемого имущества для организаций и предприятий;

– финансовые показатели, которые обеспечивают бюджеты регионов для определенных расходов.

На самом деле, данный налог сложно обозначить как налог, приносящий доходы. Возможно, это связано с произвольной, часто расширительной трактовкой терминологии закона, что приводит к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. Так же при установлении этого налога, могу быть установлены льготы, которые тоже учитываются при уплате налога.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (ст. 380 НК РФ).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Плательщиками налога являются организации, которые имеют в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Объектом налога на имущество являются движимое и недвижимое имущество, оно может находиться как в собственности у предприятия, а также может быть под временным владением.

Так же плательщиками данного налога, могут быть иностранные банки, российские банки, которую осуществляют свою деятельность, имеющие свою имущественную недвижимость в экономической зоне РФ. Для иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства, в качестве объекта налогообложения выступают объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к основным средствам.

Налоговая база по налогу на имущество организаций (в том числе банков) устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, определяемая исходя из его остаточной стоимости.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, в качестве налоговой базы признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Налоговым периодом является календарный год, отчетными – квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Льготы по налогу на имущество – это освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога, полностью либо частично. Лица, которым могут быть предоставлены льготы являются юридические и физические лица. Налоговые льготы могут быть предоставлены как по одному, так и по нескольким налогам и сборам. Налогоплательщики имеют право отказаться от данной привилегии, либо могут приостановить процесс предоставления льгот на один или несколько налоговых периодов. Ст.381 НК РФ установлены налоговые льготы по уплате налога на имущество организаций.

Установление дифференцированных размеров налоговых ставок по отдельным категориям как имущества, так и налогоплательщиков отнесено к компетенции органов субъектов Российской Федерации.

Несомненно, что налог на имущество может значительно увеличить налоговую нагрузку предприятия, особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы.

Однако большинством льгот по налогу на имущество, установленных законодательством, могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности. Несмотря на все это, актуальным является процесс оптимизации налогообложения. Начало этому берет налоговое планирование и подразумевает в этом целостную разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей и организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений.

При этом, налоговая оптимизация может быть как перспективной, еще ее называют стратегической, так и по отдельным операциям. Многие налогоплательщики путают налоговую оптимизацию с уклонением от уплаты налогов, что не следует делать, потому что это совершенно разные вещи.

Уклонение от уплаты налогов – это нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговое же планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Не может быть оспорено и право каждого субъекта предпринимательской деятельности выбирать любые предусмотренные законом правовые формы хозяйственной деятельности таким образом, чтобы обеспечить наиболее приемлемый для данного предприятия режим налогообложения и оптимальный уровень налоговых платежей.

Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами.

Задача налогового планирования – организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование является частью финансового планирования на предприятии.

Оптимизация налогообложения предприятия, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи и освобожденные средства можно инвестировать, например, в развитие бизнеса.

Эффективность приобретает налоговое планирование на этапе, когда формируется организация бизнеса, так как наилучшим методом является изначально грамотный подход определения организационно-правовой формы предприятия, места регистрации и ее организационной структуры. Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п.

Проблема оценки недвижимости, как основной части механизма формирования налогооблагаемой базы налога на объекты недвижимого имущества, в настоящее время стоит особенно остро и обсуждается на всех уровнях власти. Существующая сейчас методика расчета инвентаризационной стоимости имущества дает в результате цифры, не соответствующие действительности, отличающиеся в десятки и более раз от ценовых показателей рынка недвижимости, необходимость замены инвентаризационной стоимости на рыночную цену при определении налоговой базы налога на объекты недвижимого имущества напрашивается сама собой. Недопустимо существование в разных регионах России разных методологий оценки недвижимости для целей налогообложения, дробящих единое экономическое пространство и вносящих путаницу в деятельность налоговых органов. При таком ходе дел будет невозможно объективно оценивать результаты работы механизма имущественного налогообложения. Будет невозможна работа уполномоченных оценщиков в других регионах. Модель оценки недвижимости должна быть установлена на федеральном уровне с законодательным закреплением в соответствующем федеральном законе. Внедрение повсеместно единых стандартов оценки позволит создать единую систему оценки на всей территории РФ на основе рыночных показателей. Этому будет способствовать создание единого кадастра объектов недвижимого имущества, объединяющего в себе информацию об объектах недвижимости и земельных участках. Кадастр должен содержать достоверную, полную и детальную информацию об объекте недвижимого имущества и его собственнике.

Кроме того, чтобы новый налог заработал, нельзя забывать и еще об очень важном моменте – пока что в России нет точного представления о количестве объектов, потенциально подпадающих под налог. Каждый год налоговые инспекции выявляют сотни строений, прошедших техническую инвентаризацию и незарегистрированных в БТИ. Громадное количество зданий вообще не имеет инвентаризационной стоимости. Такая ситуация сложилась в результате отсутствия в стране организации, способной создать единую систему учета и оценки недвижимости. Корректирующая оценка недвижимости в целях налогообложения может проводиться как ежегодно, так и с определенной периодичностью. Одним из путей реализации государственного контроля является путь выполнения контрольной функции налогов на имущество, которая состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями региональных и местных властей в финансовых ресурсах. Контрольная функция налогов состоит в возможности качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Налоговая оптимизация по какому-либо налогу – это, в сущности, решение математической задачи.

На первом этапе определяется сущность этого налога, то есть определяются все условия, при которых возникает обязанность уплачивать этот налог. После этого определяются направления, по которым возможно уменьшение налога либо назначение определенных льгот.

Далее , исходя из этих направлений, рассматриваются все способы (применение договоров, учетной политики, разных категорий налогоплательщиков, льгот, разных ставок по налогу и т.д.), по которым возможна оптимизация налога.

Итогом этой работы является выбор только тех способов оптимизации, которые позволяют уменьшить совокупное налогообложение налогоплательщика в зависимости от принятой им стратегии.

Налог на имущество является одним из самых проблемных для налогоплательщика обременений, и сложность его оптимизации заключается в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов.

В сущности, очевидно, что данный налог является достаточно высоким. Так, организация, обладающая основными средствами на сумму 100 млн. рублей обязана (если не брать в расчет амортизацию) уплачивать по большинству субъектов РФ 2,2 млн. рублей в год с данного имущества.

При этом отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.

В связи с изложенным, оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения.

Как мы писали ранее, налог на недвижимость состоит из двух однотипных налогов:
- налога на имущество организаций (Глава 30 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (Глава 31 НК РФ).

Под однотипностью имеется в виду налогообложение экономически однотипного недвижимого имущества юридических или физических лиц. Но следует помнить, что налог на имущество организаций региональный, то есть регулируется на федеральном и региональном уровнях, а налог на имущество физических лиц местный, то есть регулируется на федеральном и местном (муниципальном) уровне. Для полного понимания налога на недвижимость рассмотрим детальнее его основные элементы.

Налогоплательщики

Кто же должен платить налог на недвижимость? Плательщиками налога являются юридические и физические лица, обладающие соответствующим недвижимым имуществом.
Так, согласно определению организации (ст. 11 НК РФ) и субъектов налога на имущество организаций (ст. 373 НК РФ) обязанность по уплате налога вменена:
- российским юридическим лицам;
- иностранным организациям с постоянным представительством в Российской Федерации;
- иностранным организациям с недвижимым имуществом на территории Российской Федерации (в случае отсутствия постоянного представительства).

Если у организации нет надлежащего объекта налогообложения согласно статье 374 НК РФ, например, если на балансе числятся только движимые вещи, то она не обязана платить налог на имущество организаций.

С налогом на имущество физических лиц, соответственно, все проще. Этот налог платят все физические лица независимо от гражданства, если они имеют в собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 401 НК РФ.

Объект налогообложения

Казалось бы, все очевидно: само словосочетание «налог на недвижимость» говорит о том, что данным налогом облагается только недвижимое имущество. Однако такая ситуация была не всегда.
Продолжительное время налог на имущество организаций распространялся как на недвижимое, так и на движимое имущество, в то время как налог на имущество физических лиц - только на недвижимость. Подобный разрыв в двух типовых налогах не один раз критиковали специалисты.

В результате налог на имущество организаций в части движимого имущества был отменен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», что привело к сокращению поступлений в региональные бюджеты. Фактически он стал налогом на недвижимость организаций, так как объектом налогообложения осталось только недвижимое имущество, а именно:
- недвижимое имущество, которое числится на балансе организации, как основные средства, и облагается налогом по балансовой (среднегодовой) стоимости;
- недвижимое имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении организации или получено по концессионному соглашению и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Объекты по налогу на имущество физических лиц в законе определены более конкретно, и к ним относятся:
- жилой дом, в том числе на земельном участке ЛПХ и ИЖС;
- квартира, комната;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здания, строения, сооружения и помещения.

Как бы ни было очевидно, что налогом на недвижимость облагается только недвижимое имущество, на практике часто возникают вопросы, является ли тот или иной объект недвижимостью, какими нормами руководствоваться при разграничении движимого и недвижимого имущества для целей налогообложения. Без бутылки… глубокого погружения в законодательство и судебную практику не разобраться, поэтому подробнее этот аспект будет рассмотрен позже в отдельной статье.

Исключенное из налогообложения имущество.
Налогом на имущество организаций не облагаются:

  • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы – потому как у земельных участков есть свой налог, а водные и природные ресурсы, как правило, являются ограниченными в обороте и находятся в федеральной собственности;
  • памятники истории и культуры федерального значения – государство само себе налог платить не будет;
  • космические объекты – сложно представить возможную выездную налоговую проверку;
  • имущество госоргана с военной или приравненной к ней службой – сами попробуйте с военных налоги получить;
  • ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками (ЯУЭ) и суда атомно-технологического обслуживания (АТО);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • суда участников специальных административных районов, в том числе воздушные.

Налогом на имущество физических лиц, в свою очередь, не облагается общее имущество многоквартирного дома. Тому также есть объяснение: администрировать налогообложение такого имущества очень сложно. Площадь, количество комнат и собственников конкретной квартиры рассчитать не представляет труда – все данные есть в Едином государственном реестре недвижимости. Но вот тех же данных об общем имуществе в многоквартирном доме нет, поэтому было просто решено исключить это имущество из налогооблагаемого.

Налогооблагаемая база

Налогооблагаемая база, то есть стоимостная оценка объекта налогообложения, определяется двумя способами: по среднегодовой (балансовой) стоимости или кадастровой стоимости.

Среднегодовая (балансовая) стоимость – стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете, которая берет в расчет первоначальную стоимость объекта (на основании индивидуальных затрат) и ежегодный износ.
Кадастровая стоимость - стоимость недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки, которая наиболее близка к рыночной.

Статья 375 НК РФ закрепляет, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость объекта. Но во-первых, далеко не всегда, а во-вторых, через несколько лет этот способ определения налоговой базы станет историей.

В некоторых случаях сейчас, а вскоре – в любом случае, используется кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Так, организации должны платить налог на имущество по кадастровой стоимости:

с торгово-офисной недвижимости согласно специальному региональному перечню;

Найти соответствующий Перечень, который действует в конкретном субъекте Российской Федерации, Вы можете с помощью реестра региональных перечней - мы специально для Вас его подготовили.

  • с жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также садовых домов и строений на земельных участках ЛПХ и ИЖС.

Кроме того, когда иностранная организация не осуществляет свою деятельность через постоянное представительство или просто не использует объекты недвижимости, она также уплачивает налог по кадастровой стоимости.

В отношении налога на имущество физических лиц налогооблагаемая база всегда определяется как кадастровая стоимость объекта.

Ранее использовалась инвентаризационная стоимость, которую определяло Бюро технической инвентаризации (БТИ) с учетом первоначальной стоимости (на основании общих затрат) и износа объекта недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ инвентаризационная стоимость не применяется с 1 января 2020 года. Если до этого срока регион не перешел на порядок определения налогооблагаемой базы по кадастровой стоимости, то используется инвентаризационная стоимость объекта по данным на 1 марта 2013 года.

Отметим, что налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости имеет свои нюансы (особенности), о которых подробнее мы расскажем в отдельной статье.

Налоговые ставки

Согласно статье 380 НК РФ региональные ставки налога на имущество организаций не могут превышать 2,2 %, а для объектов недвижимости, облагаемых налогом по кадастровой стоимости – 2 %.

Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщика и объекта налогообложения. Например, в Пермском крае действуют дифференцированные ставки 0,6-1,1 % на объекты, используемые в строительстве, рыболовстве, сельском хозяйстве[1]. На федеральном уровне для объектов газодобычи, добычи полезных ископаемых и некоторых других объектов, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р, ставка налога определена на уровне 0 %. Это некое скрытое исключение объектов из перечня налогооблагаемых: они как бы налогом облагаются, но по ставке «0%».

Ставки налога на имущество физических лиц зависят от вида и стоимости объекта. Так, в отношении жилого дома, квартиры, комнаты, гаража, машино-места ставка не может превышать 0,1 %, в отношении иного имущества – 0,5 %, но, если оно дороже 300 млн – 2 %.
При этом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), базовые ставки могут быть уменьшены до нуля либо увеличены, но не более чем в три раза.

Для более удобного способа получения информации о ставках по субъектам Российской Федерации мы подготовили для Вас специальный реестр или можете получить справочную информацию о ставках налога на сайте ФНС России.

Налоговые льготы

Налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога или уменьшения размера бывают федеральные и региональные.
На федеральном уровне закреплен довольно большой перечень лиц, которые освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Согласно статье 381 НК РФ он включает в себя:

  • общественные организации инвалидов[2]
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • инновационные научно-технические центры;
  • управляющие компании, участники экономических зон;
  • некоторые фармацевтические компании и другие организации.

В данном случае налоговая льгота распространяется преимущественно только на то недвижимое имущество, что используется организацией по целевому назначению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные налоговые льготы, которые действует только на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Например, благодаря подобной налоговой льготе в Москве налог на имущество не платят жилищно-строительные кооперативы, религиозные организации[3], в Красноярском крае – спортивные и медицинские организации по территориальным программам[4], а в Челябинской области для организаций, которые осуществляют благотворительную деятельность, возможно уменьшить сумму налога до 50 %[5].

Льготы по налогу на имущество физических лиц подразделяются на федеральные и местные.
Перечень лиц, которые освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, содержится в статье 407 НК РФ (федеральная льгота) и включает в себя такие категории граждан как:

  • Герои СССР и Герои Российской Федерации;
  • пенсионеры;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • дети-инвалиды, инвалиды с детства;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны;
  • уволенные военнослужащие с выслугой более 20 лет и другие.

Граждане могут не платить налог на имущество в отношении жилых домов, квартир, их части, комнат, гаражей или машино-мест. Важно отметить, что возможно только по одному объекту каждого вида, то есть, при наличии дома и квартиры гражданин освобождается от уплаты налога в полной мере, а при наличии двух домов и квартиры за один дом необходимо будет заплатить налог.
На местном уровне устанавливаются дополнительные льготы, тем самым расширяется список «освобожденного имущества» и граждан-льготников. Так, в городе Мурманск действует льгота в размере 100 % для детей-сирот и собственников помещений в аварийных многоквартирных домах[6].

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании "Митсан Консалтинг".

Источники
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
5. Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций».
6. Закон Мурманской области № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016
«Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» .
7. Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций».
8. Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
9. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р «Об утверждении перечня недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также к объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия».
10. Письмо ФНС России от 10.07.2018 № БС-4-21/13205@ «О направлении письма Минфина России о применении положений пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
11. Письмо Минфина России от 23.06.2009 № 03-05-05-01/36
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»

[1] Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае»
[2] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148
[3] Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
[4] Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций»
[5] Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций»
[6] Закон Мурманской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016.


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ногина О.А.

Рассматриваются особенности законодательного регулирования установления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных видов недвижимого имущества (торговых комплексов, административных центров и др.), принадлежащего российским или иностранным организациям .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ногина О.А.

PROBLEMS OF LEGISLATIVE MODELS ESTABLISH TAX ON PROPERTY OF ORGANIZATIONS

Considers the peculiarities of legal regulation of the establishment and payment of tax on property of organizations in respect of certain types of real estate (shopping centers, office centers, and others), owned by Russian or foreign organizations.

Текст научной работы на тему «Проблемы законодательной модели установления налога на недвижимость организаций»

110 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

От всей души поздравляю ваш замечательный коллектив со знаменательной датой! Сотрудничество с вашей научной школой финансового права неизменно приносит всем нам творческие плоды, развивающие юридическую науку. Благодаря совместным усилиям реализуются новые проекты и планы на высоком, качественном уровне.

Примите мои самые искренние поздравления! Пусть ваша энергия и оптимизм помогут в достижении новых высот, опыт и интуиция подскажут новые научные направления развития теории и практики, а удача всегда будет вашей доброй попутчицей!

Пусть жизнь вашей кафедры всегда будет насыщена новыми планами, творческими идеями, хорошими новостями и финансовыми успехами!

Желаю всем преподавателям здоровья, счастья, научного азарта, жизненного оптимизма и всего самого наилучшего!

Оксана Аркадьевна НОГИНА,

доктор юридических наук, профессор, доцент кафедры государственного и административного права СПбГУ

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рассматриваются особенности законодательного регулирования установления и уплаты налога на имущество организаций в отношении отдельных видов недвижимого имущества (торговых комплексов, административных центров и др.), принадлежащего российским или иностранным организациям.

Ключевые слова: налог, недвижимость, имущество, организации.

© О. А. Ногина, 2015

O. A. NOGINA, Doctor of Law, Professor, Associate Professor of the Financial and Administrative Law Department of the St. Petersburg State University

PROBLEMS OF LEGISLATIVE MODELS ESTABLISH TAX ON PROPERTY OF ORGANIZATIONS

Considers the peculiarities of legal regulation of the establishment and payment of tax on property of organizations in respect of certain types of real estate (shopping centers, office centers, and others), owned by Russian or foreign organizations.

Keywords: tax, estate, property, organization.

ЕСТНИК HcrvHBO. а. й

УНИВЕРСИТЕТА Проблемы законодательной модели установления налога III

имени O.E. Кушфинадагюл) на недвижимость организаций

Законодательное регулирование установления любого налогового платежа носит базовый характер для его последующей уплаты и должно соответствовать принципам налогового права, иначе будет нарушен конституционный баланс частного и публичного интереса при взимании налога. По мнению Конституционного Суда РФ, требование об установлении налогов исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти. Только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности1.

В свою очередь, и сам закон, устанавливающий налог, должен соответствовать особым требованиям, обеспечивающим определенность законодательных норм. Обязательные элементы налога должны быть не просто перечислены в законе, а определены таким образом, чтобы налогоплательщик точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить2. Итак, только совокупность элементов юридического состава налога устанавливает обязанность плательщика по его уплате3. Если законодатель по какой-то причине не установил или не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться законно установленной. Круг субъектов налога и все его элементы должны быть определены достаточно ясно, непротиворечиво и не допускать возможности произвольного применения законодательных норм, иначе такой налог может быть признан неустановленным4.

Содержание понятия «установление налогов» раскрывается в ст. 12 и 17 НК РФ и представляет собой выполнение требований принципа «формальной завершенности налога» (п. 6 ст. 3 НК РФ), когда налог считается установленным лишь тогда, когда надлежащим актом (федеральным законом, законом субъекта РФ или актом представительного органа местного самоуправления) определены все его обязательные элементы. При этом для региональных и местных налогов «формальная завершенность» возникает при одновременно совпадающем федеральном и региональном (федеральном и местном) правовом регулировании. То есть моментом окончательного установления региональных или местных налогов будет являться определение в соответствующих актах оставшихся неопределенными в НК РФ обязательных элементов налога.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 № 16-П «По делу о проверке кон-

ституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года " О Государ-

ственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года».

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.1997 № 3-П « По делу о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 года "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции"» ; постановление Конституционного Суда РФ от 28.03.2000 № 5-П «По делу о проверке конституционности подпункта "к" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества Ш

"Конфетти" и гражданки И. В. Савченко» ; п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ. К

Налоговое право : учеб. пособие / под ред. С. Г. Пепеляева. М. : ФБК-Пресс, 2000. С. 80. □

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской ^ Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федераль- д ного закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона ^ Российской Федерации 'Об основах налоговой системы в Российской Федерации'", а также Ш положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области П "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом □ Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан». НАУК1

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

Одним из основополагающих принципов налогообложения является обязательное наличие у налога экономического основания (п. 3 ст. 3 НК РФ), которое и определяет реальную возможность его взимания. Юридическое оформление экономического основания налога воплощается в определении объекта налогообложения для каждого налога5. Именно наличие особого по своей природе экономического основания, а также особого порядка его количественного выражения (налоговой базы) служит в конечном итоге основой для установления нового налогового платежа и его отграничения от других налоговых изъятий.

Изменение системы налогообложения недвижимого имущества организаций и физических лиц было провозглашено одним из основных направлений налоговой реформы последнего времени. Законодательным воплощением перехода к новому порядку налогообложения недвижимого имущества организаций стало принятие и вступление в силу Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Однако та законодательная модель, в рамках которой в настоящее время установлено изменение налогообложения недвижимого имущества организаций, представляется не вполне соответствующей конституционным принципам, поскольку, по нашему мнению, изменения, внесенные законодателем в главу 30 Налогового кодекса, фактически означают установление нового налога, а не модернизацию существующей юридической конструкции налога на имущество.

Законодатель, в отличие от установления отдельного налогового платежа, вводит в главу 30 НК РФ статью 378.2 «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества», в рамках которой устанавливается новое регулирование взимания налога на недвижимое имущество российских и иностранных организаций. То есть законодатель формально лишь определяет особенности налоговой базы по налогу на имущество организаций, не объявляя такое регулирование введением нового налога. Однако анализ положений указанной выше статьи позволяет прийти к выводу о фактическом введении в рамках такого законодательного регулирования нового налогового платежа со своим самостоятельным элементным составом.

Во-первых, особым образом определяется круг налогоплательщиков нового налога, которыми признаются собственники и организации, обладающие правом хозяйственного ведения на недвижимое имущество6, в отличие от всех остальных организаций, обладающих иными вещными правами (например, правом оперативного управления) на недвижимое имущество. То есть в отношении недвижимого имущества, учитываемого на балансе государственных и муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений, а также у иных лиц, не обладающих правом собственности на недвижимое имущество, налог будет уплачиваться в ранее предусмотренном порядке — исходя из

5 Как указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, определение экономической целесообразности как установления, так и изменения существенных элементов налогового обязательства относится к полномочиям законодателя (определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 321-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статьи 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"»).

6 В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № Э82-ФЗ с 1 января 2016 года пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ будет изменен: перечень налогоплательщиков будет дополнен лицами, владеющими объектами недвижимости на праве хозяйственного ведения. До 1 января 2016 года налогоплательщиками в отношении отдельных объектов недвижимости признавались только собственники недвижимого имущества.

ЕСТНИК Ногина О. А. л л гч

УНИВЕРСИТЕТА Проблемы законодательной модели установления налога

имени O.E. Кудфина(мгюд)_на недвижимость организаций_

остаточной стоимости имущества. Налицо определенное конкурентное преимущество, которое получают подобные организации на рынке предоставления услуг по сдаче помещений в аренду в ситуации, когда у собственника в несколько раз возрастает сумма налога на имущество, и он будет вынужден скорректировать свои затраты и ценовую политику при сдаче в аренду помещений, находящихся в его собственности.

Во-вторых, объектом налогообложения по новым правилам признается исключительно недвижимое имущество, причем для российских организаций — имущество определенной разновидности (торговые и офисные центры), а также нежилые помещения, используемые для определенных целей (торговля, офисные цели и оказание услуг общественного питания), включенные в перечень, формируемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом законодатель для налоговых целей дает особое понимание торговых и офисных центров. В отличие от такого подхода, согласно старому порядку налогообложения имущества облагается не только любое недвижимое имущество (включая протяженные объекты, к примеру трубопроводы, электросети и т.п.), но и движимое имущество (к примеру, транспортные средства, принятые к учету до 1 января 2013 года, при нарушении условий, предусмотренных п. 25 ст. 381 НК РФ7).

Наличие в рамках одного законодательного регулирования главы 30 НК РФ фактически двух самостоятельных объектов обложения имущества уже начинает приводить к проблемам в их разграничении и соответственно к вопросам о порядке исчисления налогов на имущество. В частности, по мнению Минфина РФ, являющиеся неотъемлемой частью здания сети и системы инженерно-технического обеспечения (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты по правилам бухгалтерского учета) подлежат налогообложению в составе этого здания по кадастровой стоимости и не должны облагаться отдельно как объекты основных средств по остаточной стоимости8. В то же время в другом своем разъяснении Минфин РФ указывает на то, что, если организацией-арендатором произведены капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества по кадастровой стоимости, то налоговая база в отношении учтенных на балансе арендатора капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества определяется по остаточной стоимости до их выбытия в соответствии с договором аренды9. Однако осуществление неотделимых улучшений здания арендатором не влечет с гражданско-правовой точки зрения создание некоего нового объекта гражданских прав, а приводит лишь к изменению характеристик самого здания, т.е. указанные улучшения должны составлять единый со зданием объект обложения, обладающий новой кадастровой стоимостью.

В-третьих, налоговая база служит для того, чтобы количественно выразить объект налогообложения с применением той или иной меры исчисления. Налоговая база для исчисления налога на недвижимость имеет совершенно иное экономическое содержание, нежели база в рамках старой конструкции налога на имущество. Остаточная стоимость имущества, определяемая на основе данных бухгалтерского учета и формирующая налоговую базу налога на имущество — с одной стороны, и кадастро- ^

вая стоимость недвижимого имущества — с другой, являются разным экономическим к

выражением стоимости недвижимого имущества, определяются разными методами в □

различном порядке разными лицами. И если остаточная стоимость определяется са- и

7 Пункт 57 Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Россий- Ш ской Федерации».

8 Письмо Минфина РФ от 26.05.2014 № 03-05-05-01/25079. О

9 Письмо Минфина РФ от 03.09.2014 № 03-05-05-01/44118. НАУК1

Читайте также: