Номер объекта недвижимого имущества для налога что это

Опубликовано: 22.04.2024

условный номер объекта недвижимости

Условный номер объекта недвижимости встречается все реже, поэтому может вызвать некоторое беспокойство у владельцев, потенциальных покупателей или пользователей недвижимости. Этот номер отличается от формата кадастрового номера, что неудивительно, ведь процедуры выделения одного и другого идентификатора принципиально разные. Чтоже это такое «условный номер объекта недвижимости», и как его отличить от кадастрового?

Для чего используются условные номера?

Законом предусмотрено присвоение имущественных прав, как по кадастровому номеру, так и по условному, с той лишь разницей, что условные номера сегодня уже не присваиваются строениям и зданиям. В государственный кадастр недвижимости теперь помещается только кадастровый номер, что, формально, является моментом образования самого объекта недвижимости и регистрации имущественных прав на него. Сегодня условные номера встречаются лишь при работе с домами, квартирами, сооружениями, образованными до 2002 года. Примечательно, что условный номер (УН) присваивался только объектам на земельном участке, но никогда не приписывался земли. УН сегодня встречается, например, перед тем, как поставить квартиру на кадастровый учет, если дом был построен до 2002 года и в отношении конкретной недвижимости не производилось никаких регистрационных действий. Говоря простым языком, раньше существовала система учета объектов застройки в виде уникального числового кода, в который «вшивалось» местонахождение. С началом работы ЕГРН необходимость в УН отпала из-за введения кадастрового номера (КН). УН выглядит не так, как кадастровый номер, но при перерегистрации права собственности он сохраняется вместе с кадастровым (новым присвоенным) номером. То есть, в документах присутствуют сразу 2 уникализатора, беспокоиться по этому поводу не стоит.

Отличия УН от КН:

  • УН уникализировал любое строение (долю, здание, квартиру), в то время, как КН выдается в том числе и для земельных участков;
  • Закон и сегодня позволяет идентифицировать объекты через УН, но только в случаях, когда не присвоен КН, то есть – для служебного пользования или до момента внесения сведений в Росреестр (получение кадастрового номера);
  • УН может использоваться по отношению к таким строениям, которые возведены на земельных участках без присвоенного КН;
  • УН формируется из 6-7 цифр, в то время, как КН имеют только шестизначное цифровое обозначение. Формат кадастрового номера квартиры или любой другой недвижимости формируется из «аббревиатуры» регион : район : квартал : уникальный номер объекта.

Мы рекомендуем после вступления в имущественные права или перед продажей недвижимости заказывать выписки из ЕГРН для проверки сведений в Государственном кадастре. Это позволит избежать проблем и правовых последствий из-за присвоения неправильного кадастрового номера.

Что такое кадастровый номер объекта недвижимости, и как его отличить от условного?

условный номер объекта недвижимости
Закон предусматривает обязательное внесение сведений в Единый ГКН о всех без исключения объектах недвижимого имущества. Даже если вы владеете квартирой, домом, у вас есть договор купли-продажи, для государства эти основания являются ничтожными, поскольку право владеть и распоряжаться возникает только после внесения соответствующих записей в кадастр. Если вы не знаете, как выглядит кадастровый номер квартиры, но вы прошли процедуру регистрации сделки купли-продажи или прочих договоров с переходом права собственности, увидеть ваш КН можно получив выписку из ЕГРН.

Условия для постановки на кадастровый учет (получения КН):

  • Строительство объекта;
  • Формирование нескольких объектов недвижимости (раздел собственности);
  • Если прекращает существовать какая-либо часть недвижимости;
  • Приватизация участка;
  • Присвоение КН объектам, в отношении которых ранее не производился кадастровый учет.

Даже наличие условного номера без КН не позволяет осуществлять полноценные сделки с недвижимостью (с переходом права собственности), поскольку главным основанием для таких действий является наличие КН. Кадастровый номер не имеет срока годности, присваивается один раз на весь период существования недвижимого имущества.

Многие владельцы недвижимости часто путают понятие кадастровый номер и кадастровый паспорт. Так, кадастровый паспорт представляет собой лишь выписку из ГКН, в котором указывается тип и месторасположение объекта, владелец, прочие технические данные и кадастровый номер. Срок годности (актуальности, действия) кадастрового паспорта в законах РФ четко не прописан. Имеется лишь поправка «действителен до момента потери актуальности данных в ГКН», то есть до момента внесения изменений в реестре. При этом кадастровый номер изменяться не может, кроме случаев предусмотренных законодательством (к примеру, объект может перестать существовать).

Условный кадастровый номер объекта недвижимости был заменен кадастровым, но они не являются эквивалентами (заменителями друг друга). Если у вас возникла необходимость получить кадастровый номер, осуществить регистрацию сделок с недвижимостью или внести изменения в ГКН, вы можете обратиться в компанию Стар-Сервис для выполнения необходимых кадастровых работ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество организаций


Налоговики подготовили рекомендации по тем вопросам, где чаще всего ошибаются бухгалтеры.

Рекомендации доведены до сведения письмом ФНС № БС-4-21/4786@ от 14.03.2018.

Один отчет при наличии «обособок»

Отметим, вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу организациями, являющимися налогоплательщиками в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости.

При вышеуказанном согласовании следует уведомить налогоплательщика о необходимости последующего ежегодного согласования представления форм налоговой отчетности по налогу в аналогичном порядке, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы.

Процедура согласования должна включать в себя доведение согласовывающим УФНС России по субъекту РФ до сведения выбранного налогоплательщиком налогового органа, в который будет представляться одна декларация (один налоговый расчет за каждый отчетный период), информации о согласовании, с одновременным уведомлением налогоплательщика и указанного налогового органа о невозможности изменения в течение налогового периода выбранного налогового органа.

Инвентарный, кадастровый и условный номера

При этом по строке с кодом 020 раздела 2.1 декларации может указываться условный номер объекта недвижимости, присвоенный при внесении о нем сведений в ЕГРН.

В случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020 раздела 2.1 декларации и при отсутствии условного номера объекта недвижимости, по строке с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 декларации указывается инвентарный номер.

При этом в качестве инвентарного номера объекта недвижимости может заполняться инвентарный номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по бухучету ОС, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2010 № 91н, либо инвентарный номер объекта недвижимости, присвоенный органами технической инвентаризации при проведении технического учета, технической инвентаризации.

В аналогичном порядке следует заполнять строку с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

Код ОКОФ

При этом предусмотренный формат заполнения строки 040 раздела 2.1 декларации имеет 12 разрядов и соответствует структуре кода, классификаторе ОК 013-2014 (СНС 2008) — XXX.XX.XX.XX.XXX.

При этом заполнение полей декларации значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

Если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знакомест соответствующего поля, в незаполненных знакоместах в правой части поля проставляется прочерк.

Учитывая изложенное, в случае заполнения раздела 2.1 декларации в отношении ОС, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по Классификатору ОК 013-94, рекомендуется заполнять строки с кодами 040 без учета разделителей в виде точек.

В аналогичном порядке следует производить заполнение строк с кодом 040 раздела 2.1 формы налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

Остаточная стоимость нескольких ОС

— по строке с кодом 010 — кадастровый номер объекта недвижимого имущества (при наличии);

— по строке с кодом 020 — условный номер объекта недвижимого имущества (при наличии) в соответствии со сведениями ЕГРН;

— по строке с кодом 030, заполняемой в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020, — инвентарный номер объекта недвижимого имущества;

— по строке с кодом 050 — остаточная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря налогового периода.

В случае наличия кадастровых номеров у каждого из нескольких объектов ОС, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, организации следует заполнять несколько блоков строк 010 — 050, указав в каждом кадастровый номер объекта недвижимости.

При этом, учитывая обязанность налогоплательщика указать отдельную информацию по каждому объекту, имеющему отдельный кадастровый номер, в каждом из заполненных с отдельными кадастровыми номерами блоков строк 010 — 050 следует указать и соответствующую остаточную стоимость в соответствующей строке 050 каждого блока строк.

В случае сложившегося в бухучете организации порядка отражения данных в одной инвентарной карточке (с исчислением одной остаточной стоимости), целесообразно указывать в строке с кодом 050 каждого блока строк остаточной стоимости соответствующего объекта недвижимости, исчисленной расчетным путем исходя из доли площади объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке, умноженной на общую остаточную стоимость всех учтенных в инвентарной карточке объектов по данным бухучета.

Код налоговой льготы по движимому имуществу

По строке с кодом 160 указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы в соответствии с приложением № 6 к Порядку заполнения декларации.

Вторая часть показателя по строке с кодом 160 Раздела 2 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код налоговой льготы 2012000 (налоговые льготы по налогу, устанавливаемые законами субъектов РФ, за исключением налоговых льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет).

Во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).

В аналогичном порядке заполняется показатель строки с кодом 160 раздела 2 декларации в случае применения в субъекте РФ начиная с налогового периода 2018 года льгот по пунктам 21или 24 статьи 381 НК.

Код налоговой льготы при пониженных ставках

Указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы 2012400, а во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).

В случае, если для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу законом субъекта РФ не установлена налоговая льгота по налогу в виде понижения ставки, по строке с кодом 200 раздела 2 декларации ставится прочерк.

При этом по строке с кодом 210 раздела 2 декларации отражается налоговая ставка, установленная законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков по соответствующему имуществу (видам имущества).

Так, например, пунктом 2 статьи 2 Закона Смоленской области от 27.11.2003 № 83-з «О налоге на имущество организаций» на 2018 год установлена налоговая ставка в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой их частью, в размере 1,9%. Следовательно, организация при заполнении декларации за 2018 год, заполняемой в отношении указанных объектов, должна указать в строке с кодом 210 налоговую ставку 1,9%, поставив в строке с кодом 200 прочерк.

Кадастровый номер - это номер, который идентифицирует объект недвижимости. Он присваивается органом регистрации прав при внесении сведений об объекте в ЕГРН и не изменяется. Такой номер является уникальным, так как не повторяется во времени и на территории РФ (ч. 1 ст. 5Закона о госрегистрации недвижимости).

Такой номер используется для кадастрового учета недвижимости и госрегистрации прав на нее и позволяет идентифицировать объект недвижимости среди других. В случае снятия недвижимости с кадастрового учета такой номер больше не будет использоваться, так как его нельзя присвоить другому объекту (п. 6 Порядка, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877).
Отметим, что кадастровый номер обязательно указывается во всех информационных ресурсах (ч. 6 ст. 5 названного Закона).
Кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости (п. 2 Порядка, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877):
· при его постановке на кадастровый учет в связи с его образованием или созданием;
· включении сведений о ранее учтенном объекте.
Кадастровый номер присваивается объекту недвижимости с учетом его местоположения. Для этого проведено следующее деление (п. п. 2, 3, 4Порядка, приведенного в Приложении N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877):
1) территория РФ поделена на кадастровые округа;
2) кадастровые округа - на кадастровые районы;
3) кадастровые районы - на кадастровые кварталы.
Каждой единице деления присваивается уникальный учетный номер, а округам и районам также и наименование. Каждая последующая единица деления включает в себя учетный номер предыдущей (п. п. 3, 4 названного Порядка).
Все эти единицы деления отражаются в кадастровом номере объекта недвижимости.
Подробно Порядок присвоения кадастровых номеров приведен в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877.
Отметим, что кадастровый номер объекта капстроительства не зависит от кадастрового номера земельного участка, на котором он находится.
Кадастровый номер объекта недвижимости при изменении его характеристик
не изменяется (ч. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации недвижимости, п. 7 Порядка, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877).
В случае если у объекта изменились характеристики (например, площадь здания, в частности в результате его реконструкции, или границы земельного участка), то в сведения о нем, которые содержатся в ЕГРН, вносятся изменения. В этом случае меняется только та характеристика объекта, которая изменилась (п. 15 Порядка ведения ЕГРН).
При этом отметим, что если объект недвижимости преобразован (например, разделен или объединен - п. 46 Порядка ведения ЕГРН), то образуется новый объект (новые объекты). При постановке на кадастровый учет ему будет присвоен кадастровый номер как новому объекту недвижимости (пп. 1 п. 2 Порядка, приведенного в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877).
Кадастровый номер объекта недвижимости вы можете узнать:
1) из выписки из ЕГРН. Если вы сами обращались за постановкой объекта недвижимости на кадастровый учет или внесением сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (либо регистрировали права на объект), то в подтверждение вам была выдана выписка (если вы не отказались от ее получения). В ней в обязательном порядке указывается кадастровый номер;
2) с помощью публичной кадастровой карты - по адресу объекта или выбрав его местоположение на самой карте.
Условный номер не является кадастровым. Он присваивался объектам недвижимости органом регистрации прав до 1 января 2017 г. в том случае, если объекту не был присвоен кадастровый номер (п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав на недвижимость N 122-ФЗ в ранее действовавшей редакции).
При этом отметим, что земельным участкам такой номер присваивался только до 1 января 2005 г. (п. 2 ранее действовавшей Инструкции, утвержденной Приказом Минюста России от 08.12.2004 N 192).
Отличить условный номер от кадастрового вы можете по знаку, которым разделяются части номера. В условном номере это знак "-", а в кадастровом номере - двоеточие ":".

Одним из важнейших результатов осуществления кадастровой деятельности является присвоение объекту уникального идентификационного номера. Порядок его присвоения предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а Приказом Минюста от 08 декабря 2004 года № 192 предусмотрено присвоение условных номеров объектам, не имеющих кадастровых номеров

Понятие условного (кадастрового) номера

Любые объекты недвижимого имущества (имущественные комплексы, земельные участки) обладают рядом уникальных физических характеристик. Однако и правовой статус таких объектов содержит уникальную идентификационную характеристику – кадастровый номер (или в точной формулировке законодательства – государственный учетный номер).

Кадастровый номер представляет из себя набор цифр, идентифицирующих соответствующие разделы государственного реестра прав на недвижимое имущество в отношении конкретного объекта. Такой номер является уникальным, принадлежит только одному объекту, является неизменяемым, не повторяется по времени и по месту расположения на территории РФ.

Присвоение кадастрового номера осуществляется в рамках осуществления кадастровой деятельности. Для целей присвоения государственных учетных номеров вся территория страны разделена на кадастровый округа, районы и кварталы (единицы кадастрового деления). У каждой такой единицы есть свое численное обозначение, которое и используется в кадастровом номере. Кроме того, в содержание кадастрового номера входит цифровая ссылка на конкретный раздел ЕГРП, содержащий все данные в отношении прав на данный объект (наличие права, переходы права между субъектами и т.д.). Важно отметить, что переход права на объект к другому субъекту не влечет изменение кадастрового номера, он сохраняет свою неизменность и уникальность.

Номер присваивается каждому объекту при постановке его на учет, а также в случае включения в ЕГРП сведений о правах на ранее учтенный объект. Присвоением кадастровых номеров занимается Росреестр в лице его территориальных органов.

Так как кадастровый номер присваивается объекту, прошедшему кадастровый учет, то в отношении объектов, не проходивших такую процедуру, используется понятие условный номер. Ранее условный номер присваивался только имущественным комплексам (здания, сооружения).

Согласно Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости», все объекты должны получить кадастровый номер. На данный момент, если объект не проходил кадастровый учет, для него сохраняет свою силу условный номер, который на практике имеет такие же юридические последствия, как и кадастровый номер. В правоустанавливающих документах срока с указанием данного номера выглядит следующим образом: условный (кадастровый) номер.

Единственным случаем, когда допускается внесение изменений в кадастровый номер, является установление или изменение единиц кадастрового деления территории РФ. В этом случае, после внесения обновленных данных в ГКН, органом кадастрового учета в номер объекта будет внесено соответствующее изменение.

Использование кадастрового номера

Кадастровый номер позволяет идентифицировать уникальный объект недвижимости, поэтому он имеет важное значение для индивидуализации любого правоотношения. При указании характеристик объекта, наряду с юридическим и фактическим адресом, площадью и иными данными, в документах обязательно указывается условный (кадастровый) номер объекта недвижимости.

По данному номеру происходит дальнейший учет изменений и перехода прав на объект. Следовательно, ни одна сделка с объектом недвижимости не может быть проведена без указания условного (кадастрового) номера объекта.

Также кадастровый номер может быть использован для получения публичных сведений о конкретном объекте путем запроса в органы Росреестра либо через публичную карту территории РФ. При указании этого номера будет доступно не только местоположение объекта на местности, но и основные его характеристики. Это позволяет использовать данные кадастрового номера при проверке объекта для потенциального заключения сделок с ним.

Кадастровый номер любого объекта недвижимости является открытой информацией. Его можно узнать, обладая данными о месте расположения объекта на территории РФ.

Принципы составления условного номера

Если объект не проходил государственный кадастровый учет, то ему присваивается условный номер. Его составление происходит почти на тех же принципах, что и для кадастрового номера. Процедура присвоения условных номеров регламентирована Приказом Минюста № 192.

Согласно данному приказу, идентификация объекта, не имеющего присвоенного кадастрового номера, осуществляется по условному номеру.

Числовое значение в условном номере имеет структуру, отличную от государтвенного учетного номера: А-Б-В-Г, где:

- А – двузначный код субъекта РФ;

- Б – двузначный код регистрационного округа;

- В –номер из 11 цифр книги учета входящих документов;

- Г – трехзначный порядковый номер записи в книге учета входящих документов.

На практике этот номер выглядит следующим образом: 33-33-01/002/2005-127,. Каждая цифра такого условного номера позволяет идентифицировать объект по указанным выше признакам.

Какие объекты облагаются исходя из кадастровой стоимости

Если с налогообложением недвижимости физических лиц в настоящее время более или менее понятно (с 2020 года в субъектах он исчисляется исходя из кадастровой стоимости (кроме Севастополя), то с налогообложением объектов недвижимости организаций дела обстоят сложнее.

Налог на имущество организаций пока что отличается своей двойственной природой, которая проявляется в нескольких вариантах его исчисления. Так, по общему правилу согласно ст. 375 НК РФ его налоговая база определяется как среднегодовая (балансовая) стоимость недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения. Однако для некоторых объектов недвижимости она рассчитывается по кадастровой стоимости. Разграничение «балансовых» и «кадастровых» объектов в данном случае имеет огромное значение, так как на практике кадастровая стоимость гораздо больше балансовой, что в свою очередь больше обременяет владельцев «кадастровой недвижимости», увеличивая их налоговое бремя (конечно, бывают и обратные примеры).

К кадастровым объектам недвижимости (налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости) относятся:

  1. объекты недвижимости иностранных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории России через представительства;
  2. объекты недвижимости и незавершенного строительства, размещенные на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и/или «ИЖС»;
  3. административно-торговые центры (административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, используемые под офисы, торговые точки, точки общественного питания и бытового обслуживания или предназначенные для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам технического учета (инвентаризации).

В отношении объектов пункта 1 и 2 налогооблагаемая база определяется на основе кадастровой стоимости уже просто при наличии закона субъекта РФ, где установлена соответствующая обязанность (а это – во всех субъектах РФ).

А вот объекты недвижимости пункта 3 должны быть включены в специальный региональный «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в соответствующем году определяется как кадастровая стоимость», который ежегодно утверждается исполнительным органом субъекта Российской Федерации и часто актуализируется. Их кадастровая стоимость должна быть определена и внесена в ЕГРН (Подпункт 1 п. 7 ст. 378.2. НК РФ). Соответственно, если на 1 января текущего года объекта недвижимости нет в данном перечне или/и кадастровая стоимость определена уже в течение года, то налог будет считаться по балансовой стоимости (см., Письмо Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999).

«Кадастровые объекты» и региональные перечни недвижимости

При рассмотрении административно-торговых объектов нельзя забывать об определении этих самых объектов, ведь только после этого возможно говорить об их налогообложении по кадастровой стоимости. Так, согласно п. 3 и п.4 Ст. 378.2 НК РФ административно-торговым объектом признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному/ нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

  1. здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования (ВРИ) которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения/ торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  2. здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения вышеупомянутых объектов.

При этом, в основе предназначенного и фактического использования лежит 20-процентный критерий, то есть:

  • здание признается предназначенным для соответствующего использования, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии со сведениями из ЕГРН или документами технического учета предусматривает такое использование в целях размещения офисов, офисной инфраструктуры (приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) / торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • здание фактические используется в соответствующих целях, если не менее 20% его общей площади фактически используется для размещения объектов.

Хоть ранее мы и говорили о том, что земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости в налоговом пространстве рассматриваются отдельно, здесь же мы видим, что ВРИ земельного участка может повлиять на налогообложение находящегося на нем здания. Формально может показаться, если среди ВРИ земельного участка (а их может быть несколько) есть тот, что допускает размещение административно-торговых объектов, то все здания на этом участке автоматически могут быть включены в Перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости.

Точку в этом вопросе в 2020 году Конституционный Суд РФ, указав, что в отношении административно-торгового объекта нельзя рассчитывать налог по кадастровой стоимости, ссылаясь лишь на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение таких объектов. Необходимо исследовать вопрос о фактическом использовании объекта недвижимости для соответствующих целей (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика").
Это определенно является верным шагом, направленным на справедливую и верную оценку объекта недвижимости в целях налогообложения, ведь зачастую инспекторы, занимающиеся формированием Перечней объектов недвижимости, заполняют графу с видом разрешенного использования земельного участка в акте осмотра объекта недвижимости без выезда на место, а руководствуясь только спутниковыми снимками и сведениями ЕГРН.

К административно-торговым объектам не относятся объекты, предназначенные или используемые (в том числе арендаторами) для социальных, медицинских, образовательных, научных, производственных и иных аналогичных целей, если они не отвечают вышеупомянутым критериям (Письмо Минфина России «О возможности обложения налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости зданий и помещений, используемых (в том числе арендаторами) для научных, производственных целей» от 17.11.2020 N 03-05-04-01/99793).
Однако представляется возможной ситуация, когда в административном здании промышленного предприятия сдается в аренду «офисное» помещение площадью 20 процентов от общей площади здания. В таком случае налог на имущество будет рассчитываться по кадастровой стоимости.
Таким образом, чтобы установить, по какой стоимости вы должны исчислять налогооблагаемую базу, необходимо определить, относится ли ваша недвижимость к категориям объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Если нет, то речь будет идти о среднегодовой (балансовой) стоимости. Когда субъект РФ включает в Перечень имущество ошибочно, необходимо добиваться исключения из Перечня. При наличии подтверждающих лицензий, договоров, а также уставных документов с указанными кодами видов экономической деятельности, при соответствующем фактическом использовании исключение из списка «кадастровых объектов» практически гарантировано, что подтверждают положительные судебные решения (№ 5-АПГ17-22, N 5-АПГ18-2, № 5-АПГ16-116).

Переход на кадастровую стоимость по инициативе владельца недвижимости

Решение об определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости не исключает возможность перехода на оплату налога по кадастровой стоимости по инициативе владельца недвижимости. Такая необходимость может возникнуть в случаях превышения среднегодовой (балансовой) стоимости над кадастровой. Если есть основания полагать, что ваш объект недвижимости незаконно не внесен в Перечень, то необходимо подать заявление в орган исполнительной власти субъекта, формирующий Перечень, о внеплановом обследовании объекта недвижимости и включении его в соответствующий Перечень в целях налогообложения по кадастровой стоимости, то есть доказать необходимость изменения Перечня в части включения необходимого объекта недвижимости.

Как облагаются налогом помещения

Если выше речь шла об отдельных административно-торговых объектов как зданиях, то, как быть с нежилыми помещениями? Если они фактически используются под офисы, торговые точки, точки общественного питания и бытового обслуживания или предназначены для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам технического учета (инвентаризации), то облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости. При этом, согласно п.5 ст. 378.2 НК РФ здесь также действует правило 20 процентов в отношении фактически используемых помещений: фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Особенность заключается в том, что, если кадастровая стоимость для помещения не определена, то налогооблагаемая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (налогооблагаемая база= площадь помещения/площадь здания Х кадастровая стоимость здания). Такое правило не применятся в случаях, когда стоимость помещений в совокупности выше кадастровой стоимости здания и когда для помещения отдельно определена кадастровая стоимость.

Мы публикуем серию статей «Налоги на недвижимость».

Нам важно не только поделиться знаниями с Вами, но и получить от Вас обратную связь по каждой статье. Заметили ошибку или неточность, хотите предложить дополнение или попросить об этом нас – не стесняйтесь и обязательно пишите нам. Совместными усилиями у нас обязательно получится отличное произведение.
Самым активным мы подарим напечатанный сборник наших статей.

Читайте также: