Налоги берут на пороге а в дом зашел от налогов ушел

Опубликовано: 24.04.2024


CC BY

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Махрова М. В., Кузнецов В. П.

Текст научной работы на тему «Налоги в русских пословицах и поговорках»

НАЛОГИ В РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Применяя филолого-исторический подход к толкованию русских пословиц и поговорок, авторы статьи сделали попытку проследить отраженные в них фрагменты процесса становления отечественного налогового администрирования, своеобразно запечатленного в народных изречениях. Постановка данной темы является продолжением исследования, начатого одним из авторов в предыдущих публикациях.

В настоящей статье авторы, применяя филолого-исторический подход к толкованию русских пословиц и поговорок, сделали попытку проследить отраженные в них фрагменты процесса становления отечественного налогового администрирования. Постановка данной темы является продолжением исследования, начатого одним из авторов в предыдущих публикациях*. Исходным материалом, по которому выполнено настоящее исследование и приведены комментируемые народные изречения, послужил сборник «Русские пословицы и поговорки» [1, с. 431].

Стародавнее прошлое общественного бытия зашифровано не только в мифологических преданиях, но и в более позднем пласте народного творчества - пословицах и поговорках. В этом смысле не являются исключением и налоговые отношения, занимающие центральное место в общественно-правовых отношениях государства. История отечественного налогообложения и налогов составляет частицу истории России, своеобразно запечатленную в том числе в пословицах и поговорках.

По меткому утверждению известного русского юриста М. Ковалевского, в них «какъ въ зеркале отражаются, по крайней мере, не-которыя черты раннихъ формъ общежит1я, древнихъ, если не древнейшихъ, нормъ част-наго и публичнаго права» [2, с. 28].

Дошедшие до нашего времени пословицы и поговорки составлены в форме косвенных высказываний, что влечет завуалирова-ние и несоответствие прагматическому собственного значения, то есть их «дословный смысл не соответствует смыслу передаваемому» [3, с. 171].

Пословицы, представляя собой предельно краткое народное изречение, применяемое в разговорной речи, призваны обобщать социально-исторический опыт народа. «Пословица, - заметил древнегреческий философ Аристотель, - сохранившийся обломок древней философии» [4, с. 400]. Суждения в пословицах содержат законченную мысль, они «возникают из длительных наблюдений, характеризуют то, что уже проверено и подтверждено» [5, с. 44]. Например, «Налоги берут на пороге, а в дом зашел - от налогов ушел», «Налоги платит худой, да горбатый, но не богатый».

В поговорках, употребляемых к слову, нет ни суждения, ни обобщения. Они связаны с конкретной житейской ситуацией, фактом, как например: «Договор дороже денег», «Всякая пеня мимо меня».

Как видно, в народных изречениях содержится множество эмоционально выраженных поучений, советов и наставлений, преподносимых как в прямом, так и в переносном смысле. Самобытность пословицам и поговоркам придает использование в них выразительных средств русского народного языка: метафоры («Это дань сыновней любви»), сопоставления («Берет руками, а отдает ногами»), гиперболы («Народное горе, что бездонное море») и др.

Мы остановимся на тех русских пословицах и поговорках, которых достаточно для иллюстрации основных форм налогообложения, существовавших в докапиталистической формации. Ссылаясь на народные изречения, мы старались придерживаться систематизации существовавших форм налогооб-

* См.: Кузнецов В.П. Налоговые мотивы в русских былинах // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. - № 11. - С. 106 - 112; Кузнецов В.П. Священное Писание о мытарях и налогах // Толерантность в межконфесси-ональном и межэтническом взаимодействии: Материалы международной научно-практической конференции. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. - С.204 - 209.

ложения, таких, как дань, мыты, подать, оброк, тягло (наполненные в разные периоды разным содержанием).

Развитие российской налоговой системы условно можно разделить на большие исторические периоды, каждый из которых соответствует общеисторическим особенностям развития государства. Следовательно, «налоги той или иной эпохи отражают свойственный ей тип, характер и динамику социально-экономических отношений» [ 6, с. 117].

Изначально основным источником доходов государственной казны в Древней Руси в 1Х-ХП вв. была дань. Вначале дань имела форму добровольных пожертвований князю, но постепенно приобрела форму обязательного налога, уплачиваемого ему. Князья в своих владениях были вольны устанавливать дань (ее размер), освобождать от дани. Отсюда «Безданно, беспошлинно», то есть без уплаты податной повинности.

«Договор дороже денег». К рождению этого изречения мытники* имеют самое прямое отношение. Один из древнейших сводов законов Руси - Русская Правда (Х1-Х11 в.в.) предусматривала, что за невыполнение договорных обязательств должник отвечал своим имуществом, а в некоторых случаях и своей свободой. Договоры тогда заключались в устной форме, но процедурой их заключения предусматривалось обязательное присутствие при этом свидетелей либо мытника с тем, чтобы последний мог подтвердить факт заключения договора и его содержание.

Идейным же стержнем поговорки является суждение о том, что честь, при любых обстоятельствах, является превыше всего.

«Не бери впрок - меньше заплатишь оброк». Заметим, оброк наряду с данью издревле известен на Руси. Летописные свидетельства упоминают в этой связи великую княгиню Ольгу. «Иде Ольга к Новугороду . и начала устанавливати по Мьсте и погосты и дани, и по Лузе оброкы устави и дани и ло-вища. » [7, с. 401-402]. В Московском государстве в ХУ1-ХУ11 вв. термин «оброк» употреблялся в значении «налог». Одна из самостоятельных сфер применения оброка на-

блюдалась в обложении пользования торговыми местами, лавками, мельницами и пр., а также всевозможными земельными угодьями (сенные покосы, рыбные ловли, бобровые гоны и т. п.). Отсюда, чем меньше единиц оброчного обложения, тем меньше размер оброка, то есть, говоря современным языком, появляется возможность минимизации налогообложения.

«Коси траву пока сыра, плати оброк до Покрова». Существовал и другой срок уплаты оброка и иных податей - зимний Нико-лин день (6/19 декабря)**. На Николу зимнего крепостные крестьяне по санному пути отвозили хлеб, мясо, молочные продукты, вносили оброчные деньги. Отсюда: «Нико-лин обоз для боярской казныг дороже золота». В этот день священники в деревнях ходили по домам с молебнами и вместе с прихожанами благодарили святителя и чудотворца Николая за дарованный урожай и просили помощи в этом на будущий год.

«Что с возу упало - то пропало». Казалось бы, выражение никак не связано с налогообложением. Однако вспомним, в период политической раздробленности Руси большое значение имели мыты (пошлины), взимаемые за провоз товаров по территории владельцев земли, причем мыты уплачивались с каждой повозки [8, с. 365-366].

Именно в это время (ХІІ-ХІУ вв.) купечеством предпринимаются первые попытки налоговой оптимизации, зафиксированные в комментируемом изречении. Дело в том, что купцы старались максимально нагружать товарами свои повозки, с тем чтобы сэкономить на уплате пошлины. По этой причине товары иногда выпадали из повозок. Блюдя собственные интересы, феодальные землевладельцы (местные князья) установили правило, в соответствии с которым тот товар, что выпал из повозок, переходил в их собственность.

«С одного тягла две подати не берут». Подать - внеэкономическая форма эксплуатации, не основанная на праве земельной собственности.

В контексте приведенной пословицы под «тяглом» понимается существовавшая при

* Мытник - светское название сборщика пошлин, мытарь - церковное.

** Первая цифра означает старый стиль, вторая, через черточку, - новый стиль.

крепостном праве группа хозяйств или трудоспособных людей из одной семьи как единица государственного обложения, кроме того, само обложение барщиной, оброком. Тягловые крестьяне, обложенные определенными государственными податями и повинностями, не имели права перехода от одного земледельца к другому. С ХУ в. до начала ХУ111 в. тягло означало денежные и натуральные повинности податных сословий.

В пословице выражен один из принципов современного российского налогового права - однократность налогообложения.

Знаток российской старины Н.И. Костомаров отмечает, что для сбора с тягла и исполнения повинностей «выбирались особые целовальники, которые собирали деньги.». Между тем выбор «целовальников к разным казенным сборам и работам, отправляемым с тягла, в значительной степени отягощал народ; казенная служба отвлекала выбранных от собственных занятий, а общество» платило «за них подати» [9, с. 26-27].

«Хлеб дома, а подати на стороне». Податями вплоть до середины Х1Х в. назывались различные денежные налоги (подворное обложение, подушная подать), взимаемые с податного сословия (крестьян, мещан). Смысл народного изречения заключается в том, что подати (денежные налоги), являясь частью собственности представителей податного сословия, безвозмездно изымались у них в пользу государства, то есть «на сторону».

«Со всякой новой мельницыг водяной подать возьмет» (подразумевается, что утопленника). Водяные как мифологические персонажи считались хозяевами пресных водоемов. Как представители нечистой силы, они, по поверьям, заманивают людей в воду и топят. Поэтому в фольклорных традициях славян было исполнение ритуальных жертвоприношений с тем, чтобы умилостивить водяных, а следовательно, иметь возможность безопасно рыбачить, купаться, стирать белье во владениях водяных, будь то река, озеро, пруд или ручей.

«Со лжи (с вранья) подати не берут». Другой вариант: «Бри, дурак, что хочешь: со вранья пошлин не берут». Подати, как и современные налоги, имели свои элементы на-

логообложения. Один из таких элементов -объект подати (налога). Под объектом налогообложения понимаются юридические факты (действия, события, состояния), обуславливающие обязанность субъекта налогообложения уплатить подати (налоги). Например, объектом налога на землю выступает право собственности на земельный участок, предметом же налогообложения - непосредственно земельный участок.

Аналогичный подтекст, связанный с наличием (отсутствием) элементов налогообложения, имеет народное изречение: «Не платит налоги только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосет», возникшее, очевидно, в период замены системы податей системой налогов со второй половины Х1Х в.

Идеи упорядоченности, целесообразности, справедливости налогообложения и эффективности его результатов, отраженные, кроме того, в пословицах, «Налоговый гнет не всегда к лучшей жизни ведет», «Налоги платятся, а жизнь под гору катится», актуальны и для современного отечественного налогового администрирования ХХ1 века. Ведь: «Когда казна горой, то и царь герой» и, наоборот, «Б казне холодно - в народе голодно».

«Как ни скачешь, доходы не спрячешь». В государственно организованном обществе власть становится, как известно, государственной властью. Государственное управление имеет государственный характер в силу того, что органы управления действуют от имени государства, обладая для этого необходимыми властными полномочиями.

Содержание публичной власти невозможно без взносов граждан - налогов, которых родовое общество совершенно не знало. Публичная власть и представляемые ею государства существуют до тех пор, пока существует отлаженно функционирующая система налогового администрирования. В целях решения задач налогообложения издревле и вплоть до отмены крепостного права в отечестве нашем применялся жесткий учет населения и его доходов, закрепление податного сословия по месту проживания, розыск и возвращение по месту налогового учета (говоря современным языком), правеж как средство принудительного обеспечения уп-

латы налоговых поступлений. «Если посадские люди на правежу начнут отстаиваться, - пишет русский историк С.М. Соловьев, - и денежных доходов платить не станут, у таких дворы их, лавки и имение отписать на великого государя» [10, с. 298].

«Налоги платит худой да горбатыгй, но не богатыш». Так эмоционально выражена зависимость податного сословия от произвола налоговой администрации, неприязнь к социально защищенным группам, обладающим налоговым иммунитетом. В ситуации, о которой идет речь, материально состоятельные слои подданных, пусть и принадлежащие к податному сословию, всегда могли с наименьшими потерями откупиться (посулом, взяткой) от налогового бремени либо значительно уменьшить его.

«С налогом и богом живи в ладу - не попадешь в беду». По мере превращения племенных языческих богов восточных славян в великие божества государственного масштаба (Перун, Ярила и многие др.) их функции соответственно становились общегосударственными. Так, древнеславянская богиня Мокошь (Макошь, Мокша) покровительствовала обеспечению обильного урожая в языческой Руси, она - «мать полного кошелька». Другие языческие божества покровительствовали ремеслам, а в конечном итоге - экономическому благополучию народонаселения.

Общеславянское «бог», по всей видимости, связано с «обозначением доли, удачи, счастья», сравним, «богатый (имеющий бога, долю)» и, наоборот, «убогий (не имеющий доли, бога)» [11, с. 451]. Имена различных божеств включают в себя слово «бог», например, Даждьбог, Стрибог и др.

Пришедшее на смену язычеству христианское мировоззрение приравнивает неуплату налогов (бесчестный поступок) к греху. Согласно православно-христианским представлениям, души грешных людей после смерти искупают свои грехи в мытарствах (в муках) на страшном суде.

Христианская религия признает лишь тот достаток, который не является самоцелью и нажит праведными трудами. 4 октября, по народному месяцеслову, - день бессребреников Кондрата и Игната, они помогают богатеть богатым.

«В ногах правдыг нет». Выражение появилось в правление Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) и тогда вовсе не означало, как сейчас, предложение присесть, обращенное к собеседнику. Указанное выражение явилось реакцией на продолжающуюся в то время традицию проведения правежа в качестве обеспечения налоговых и других долговых обязательств, более известное как бировщина.

Заметим, правеж как извращенная (по современным меркам) форма обеспечения обязанности по уплате недоимки и вообще долгов известна гораздо ранее XVIII века. Вот как описывается процедура правежа, относящаяся к 1600 году. Тех, кто должен государственной казне «или кому другому какую либо сумму денег, которую не может или не хочет заплатить, отправляли на правеж, это место, где» должники «должны находиться в будни от восхода солнца до десяти или одиннадцати часов, чтобы подвергаться битью или сечению.». После чего «их отвозили домой на телегах; это продолжается до полного возмещения долга» [12, с. 242].

«Всякая пеня мимо меня». Пеня - это денежная сумма, которую надлежало уплатить в случае нарушения срока уплаты податного и иного сбора. Пеня, в контексте настоящей статьи, первоначально означала меру ответственности за просрочку обязательного платежа в пользу удельных князей, позднее в пользу Великого князя.

Содержательно конструкция народного изречения опирается на древнеславянское заклинание - оберег: «Чур меня!» Чур - в восточнославянской мифологии эпитетообразное наименование низшего божества, в обязанности которого входила охрана от нечистой силы межевых границ на земельных участках родовых и племенных владений. Тесную связь мифа и ритуала подчеркивают характерные языческие однотипные обращения: «Чуръ меня» (не трогай меня) - «Чуръ меня отъ него» (не хочу его) - «Чуръ одному» (не давать никому) - другие вариации [ 13, с. 615].

Язычники истово верили в то, что их культовые божества, полубожества и духи наделены «сверхъестественными способностями, могли помогать человеку, а могли и вредить ему. Поэтому их нужно было располо-

жить к себе посредством . определенных магических действий.», заклинаний [14, с. 3].

Изречение «Чур меня!», индивидуализированное в поговорке «Всякая пеня мимо меня», сохранилась как материальный источник, свидетельствующий, по нашему мнению, о стремлении восточных славян своевременно и по возможности полно платить натуральные и денежные сборы, ибо обратное влекло дополнительные материальные затраты - пеню.

Приведенная малая толика русских пословиц и поговорок (на обозначенную в заголовке статьи тему) отражает моральную и правовую форму сознания народа, связанную со становлением Российского государства. В отличие от права, источником

моральных норм является само общество. Существуя в общественном мнении особенно образно и колоритно, они (нормы морали) получают отражение в различных простонародных изречениях (пословицах, поговорках).

Основанные на богатом многовековом жизненном опыте, народные изречения имеют не только теоретический, но и практический аспект. Он заключен в том (на наш взгляд), что при вариантности поведения необходимо поступать так, как учат мудрые пословицы и поговорки. Отдельный человек может ошибаться, народная мудрость обобщает эти ошибки, оберегает от них. Иначе говоря, сомневаешься, поступай согласно пословице и поговорке, не ошибешься.

Список использованной литературы:

1. Русские пословицы и поговорки / Под ред. Аникина В.А. - М.: Худож. лит. 1988.

2. Ковалевский М. Историко-сравнительный методъ въ юриспруденцш и прiемы изучения истории права. - М.: Типографiя Б.Миллера, 1880.

3. Моисеева И.Ю., Чудина Е.В. Прагматические функции пословиц и поговорок // Вестник ОГУ, 2004. - № 11.

4. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Борохов Э. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

5. Жигулев А.М. Сила образного слова. М., «Знание», 1979.

6. Буланже М. Развитие налоговой системы в цифрах и фактах // Налоговый вестник. - 1999. - № 4.

7. Карамзин Н.М. История государства российского, ПСС / Н.М. Карамзин - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т. 2. М.: ТЕРРА, 1995.

9. Костомаров Н.И. Государи и бунтари: Серия «Актуальная история России» Кн. II.: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II) / М.: «Чарли», 1996.

10. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России: сборник. М.: Правда, 1989.

11. Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х томах. Т.2 / Гл. ред. Токарев С.А. - М.: Олимп, 1997.

12. Маржерет Жак. Состояние Российской Империи и великого княжества Московии: сборник очерков и рассказов иностранцев о России // Россия ХV-ХVП в.в. глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1986.

13. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т. 4. М.: ТЕРРА, 1995.

14. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и погоде. / Сост. и авт. вводн. текстов Рыженков Г.Д.; Вступ. ст. и словарь Розова А.Н., М: Современник. - 1992.

Сбылся страшный сон тех, кто сдает квартиры "втемную" - мимо налоговой инспекции. Впервые судимость получил владелец жилья за то, что зарабатывал на своих квадратных метрах и не делился с государством.

Налоговые чиновники уже давно пугали квартирных собственников жестким наказанием за уход от налогов при сдаче жилья. Ежегодно подобные разговоры больших начальников возникали аккурат ко времени, когда граждане должны идти в налоговую инспекцию с декларациями о доходах. И вот в этом году обещанные неприятности стали явью. Появился первый осужденный. Головинский суд Москвы вынес приговор по уголовному делу человека, который сдавал внаем свою квартиру. Суд признал хозяина жилья виновным в неуплате налогов именно от сдачи жилья в аренду.

Это прецедентное решение только что вступило в законную силу. Подсудимым оказался москвич Владимир Аракчеев. Он, если верить материалам суда, два года пускал в свое жилье на Ленинградском шоссе посторонних граждан. Стоило это им 37 тысяч рублей в месяц. Никаких официальных договоров с временными жильцами мужчина не заключал. Фактически Аракчеева подвела жадность. Он решил поднять плату, но жильцам новые условия показались неподъемными, и они банально заложили своего вчерашнего благодетеля в налоговую службу.

В итоге против Аракчеева возбудили уголовное дело по статье 198 Уголовного кодекса. Статья эта - об уклонении от уплаты налогов с физического лица. Суд посчитал, что Аракчеев от квартирантов получил за два года 888 тысяч рублей.

Получать их законом не запрещено, если с таких поступлений раз в год платить подоходный налог. Он, как известно, составляет 13 процентов от полученной суммы. В случае с подсудимым это 115 440 рублей, которые мужчина не заплатил. В итоге по приговору Аракчеев должен заплатить штраф в 100 тысяч и плюс к нему всю сумму незаплаченных налогов. Самая большая неприятность даже не деньги, а реальная судимость, которая теперь висит на хозяине квартиры. Судимость может стать серьезным препятствием и для дальнейшей работы человека, даже для карьеры его детей. Во многие ведомства никогда не возьмут на службу претендента, если его родственники судимы.

Дело гражданина Аракчеева - первая ласточка, которая, по мнению налоговиков, та самая "птица", которая делает их весну. В ФНС пообещали, что теперь подобные судебные процессы станут массовыми. Этот тезис они подкрепили очень любопытными данными. В налоговой службе уверяют, что они регулярно получают массу сообщений о том, где и кто сдает жилье в аренду. Их призыв два года назад сообщать в налоговую инспекцию, кто получает деньги со своих квадратных метров, был очень хорошо услышан. Среди "добровольных" помощников - бывшие супруги, внимательные соседи и просто любопытные граждане. Но пока с финансами все было хорошо, до таких неплательщиков, честно заявляют в налоговой, просто не доходили руки. Теперь они обязательно дойдут, заверили корреспондентов "РГ" в фискальном ведомстве. На это есть силы, желание и первый судебный вердикт.

Первый осужденный, если судить по уголовной статье, получил самое маленькое наказание из всего упомянутого в законе. В 198 статье УК - две части. По первой части штраф начинается со ста тысяч рублей и заканчивается тремястами. В первой части кроме штрафа прописан еще арест на срок до полугода или лишение свободы до года. По второй части, если сумму уклонения от налога признали "особо крупным размером", то в этом случае только штраф начинается с 200 тысяч и заканчивается полумиллионом. А посадить за решетку на три года.

Кстати, по 198-й статье "крупный размер" - это сумма неуплаченного налога, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд, сумму больше ста тысяч рублей, при условии, если сумма неуплаченных налогов больше 10 процентов подлежащих уплате сумм. Или просто сказано - это сумма, превышающая триста тысяч рублей.

"Особо крупный размер" - это сумма, накопившаяся в пределах трех финансовых лет подряд, и неуплаченный долг больше пятисот тысяч рублей. Или 20 процентов от суммы, подлежащей уплате. Можно и проще - сумма больше миллиона пятисот тысяч рублей.

Если подходить к первому подобному приговору с точки зрения закона, то внешне выходит все правильно: налоги надо платить, в противном случае за это можно понести наказание. Вот только почему-то чувства глубокого удовлетворения от этого торжества закона не наступает. Может потому, что это уголовное дело, на взгляд автора, - яркий пример, когда понятия "дух" и "буква" закона в реальной жизни оказались диаметрально противоположными. Не надо раскрывать большого секрета, если сказать, что квадратные метры чаще всего сдают люди не богатые. Можно даже сказать почти бедные. Для десятков тысяч сограждан - сдача комнаты или квартиры - это единственная возможность не голодать. И ловить таких людей - занятие очень примитивное. В период кризиса, когда люди с маленькими пенсиями и зарплатами страдают больше тех, кто потерял лишний миллион долларов, как-то не очень человечно. Никто не спорит - платить налоги надо. Но начата масштабная охота на хозяев углов как-то не вовремя. Как говорится, не ко времени и не к месту.

По статистике только в Москве примерно 130 тысяч человек имеют в собственности от двух и больше квартир. Плюс к ним еще и никем не подсчитанное количество граждан, кто сдает свое муниципальное жилье целиком или покомнатно. Налоговики утверждают, что больше 90 процентов таких хозяев не платят налоги. Столичные специалисты по найму уверяют, что официальные договоры с теми, кто сдает квартиры и комнаты, есть только у 6 тысяч человек. Понятно, что налоги начисляют только им.

Есть еще одна цифра, авторство которой принадлежит сообществу риэлторов Москвы. Там утверждают, что рынок жилья, которое нелегально сдают в наем по столице, оценивается в 4 миллиарда долларов за год. Сегодня эта цифра начала снижаться - кто-то вернулся в провинцию, потеряв работу, а кто-то не смог больше платить и объединяется в одной квартире с другими нуждающимися.

Сейчас на помощь налоговикам пришли участковые милиционеры и миграционная служба. Всем им поручено начать тщательные проверки частных секторов и обход квартир на предмет обнаружения нелегальных мигрантов. Их обязали не только найти нелегалов, но и тех, кто сдает жилье приезжим. Данные на хозяев домов и квартир, где обосновались гастарбайтеры, милиции и ФМС, положено отправлять в том числе и в налоговую инспекцию, чтобы наказывать тех, кто сдает приезжим квадратные метры. Только за две недели таких проверок по стране было оштрафовано за нарушение правил пребывания в России больше 11 тысяч гастарбайтеров. О хозяевах жилья пока ничего не известно.

На Западе рынок жилья жестко разграничен. Молодые люди, как правило, снимают жилье в многоквартирных домах, а их старшие соотечественники живут в собственных домах. В США доля съемного жилья составляет примерно 30 процентов, во Франции около 45 процентов, а в Германии - 55 процентов. В России приватизировано больше 80 процентов жилья.

В нашей стране и Польше доля многоквартирных домов и домов гостиничного типа составляет около 70 процентов всего жилья. Это одна из отличительных особенностей России по сравнению с развитыми странами - наличие квартир в многоквартирных домах в собственности жильцов.

Александр Любимов, первый заместитель директора телеканала "Россия", телеведущий:

- Проблема следующая: если вы регистрируете сделку, то тогда вы платите налоги. Если нет - то вы находитесь в очень опасной зоне, ведь квартиросъемщик может вам просто не платить. Любая безопасность требует внимания и к интересам государства, которое взамен на гарантии безопасности берет с граждан свою небольшую долю - налог. Если в случае рейда в квартире нашли не прописанного и не зарегистрированного там человека, то на государственных службах лежит бремя доказать, кто этот человек и почему он находится в квартире. Проживает ли он там или просто зашел в гости. Думаю, это сложная задача. Считаю, что государство, которое не может в условиях экономического кризиса обеспечить гражданам рост доходов, могло бы предложить негласный общественный договор, а именно свободу самим принимать решение - "рисковать и зарабатывать больше" или "платить налоги и зарабатывать безопаснее, но меньше". Кстати, интересно, во сколько обходятся эти рейды (бремя доказывания плюс представительство в суде) по отношению к их финансовому результату.

Егор Кончаловский, режиссер:

- Проведение рейдов, да еще если они осуществляются по доносам соседей, - это напоминает нам о временах тоталитаризма. Но в ситуации есть моменты "за", а есть и "против". Когда человек сдает квартиру через договор, то по крайней мере зафиксированы паспортные данные квартиросъемщика. А это важно. Мало ли, зачем люди снимают квартиру? Ведь случаются теракты, на съемных квартирах бывают притоны, подпольные цеха. С другой стороны, ситуация со съемными квартирами - удобный способ для соседей свести счеты, устроить тому, кто сдает квартиру нелегально, неприятности. Я склоняюсь к тому, что, поскольку у нас в обществе к букве закона отношение вольное, закон должны уважать обе стороны. Без перекосов. И налоги надо платить, и государству нужно налоги тратить так, чтобы у граждан не было соблазна уйти от их уплаты.

Матвей Ганапольский, радиоведущий:

- Я определенно на стороне людей. Фонда национального благосостояния хватит еще на два года, а на что жить людям? Они сдают квартиры не от хорошей жизни. Можно проводить показательные судебные процессы, но это, по-моему, стыдно.

Игра в кошки-мышки между налоговиками и народом — древнейшее из развлечений, которое зародилось ещё до нашей эры. Самые ранние записи об уклонении от налогов относятся к 7 веку до н. э., эпохе Древнего Египта. Стареющие граждане, чтобы уйти от уплаты налогов за наследство, передавали имущество родственникам, не дожидаясь смерти. А ещё налоги чуть не привели к распаду США, заставили жителей Англии заложить окна кирпичами и стимулировали создание новой касты «продажных женщин».

Вообще, говоря об этом налоге, отметим, что он существует до сих пор. В США он составляет 45% от суммы, превышающей 2 млн долларов. В России он был отменён указом Владимира Путина в 2006 года с формулировкой:

И, кстати, считал бы правильным отменить налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Потому что миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в оффшорах, они здесь не передаются по наследству. А какой-нибудь садовый домик — за него надо заплатить такие деньги, которые часто человеку не по карману

Вергилий тоже обманывал государство

Роберт Рипли в книге «Верьте или нет: интересная книга о странных фактах» описывает историю оптимизации налогов, которая относится к эпохе римского царства. Поэт Вергилий устроил у своего дома на Эсквилинском холме Рима пышную похоронную церемонию. Были приглашены профессиональные плакальщицы, пришли гости, которые пели панихиды и произносили хвалебные речи усопшему. Сам Вергилий читал трогательные стихи.

Всё это действо было вокруг крошечного тельца любимого домашнего питомца поэта — комнатной мухи. Это не проявление эксцентризма и не способ привлечь внимание, а вынужденная мера, чтобы сохранить дом. В то время второй триумвират, одержав победу над убийцами Юлия Цезаря, начал отбирать дома у богатых римлян и отдавать ветеранам войны. В этой схеме была только одна лазейка — если на территории имения были захоронения, то дом не забирали. Поскольку у Вергилия не было других родственников, желающих умереть, пришлось устраивать захоронения для мухи.

Умереть, чтобы сэкономить

Налоги могут продлить жизнь. Автор исследования «Умереть, чтобы сэкономить налоги», пишет о том, что обещание налоговых льгот не даёт человеку умереть. Например, владелец дома при смерти, ему осталась всего пара дней, но внезапно он узнаёт, что через две недели будет снижена ставка налога на недвижимость, что обеспечит экономию в 10 000 долларов. С огромной вероятностью человек дотянет до того момента, когда закон вступит в силу. Родственники, как самые заинтересованные лица, ему в этом помогут. В худшем случае подделают документы.

Баржа как объект недвижимости

Плавучий дом не недвижимость. Фото: ru-travel-livejournal.com

Во Франции налог на недвижимость взимается только с тех, объектов, которые стоят на земле. Вода — это уже не земля, рассудили предприимчивые французы, поэтому стали селиться на баржах, яхтах и других плавсредствах, пришвартованных по берегам Сены.

На Кипре тоже есть способ уйти от налога на недвижимость. Там он называется «на крышу». Однако, если нет крыши, то нет и налога, поэтому жители Кипра делают вид, что их дом недостроен и украшают крышу арматурой.

Налог на окна

В Англии правительство решило обложить налогом дома по прогрессивной ставке. Чем шикарнее, тем дороже. Однако как посчитать этот шик, в чём его измерить? Сперва пытались считать камины, но госслужащих не пускали в дома. Было решено оценивать дом по количеству окон.

Как только вводится новый налог, в людях появляется творчество. Так и в Англии. Чтобы сократить налоговую базу, люди стали закладывать окна или делать одно большое на несколько комнат. В старых домах до сих пор есть свидетельство тому налогу — оштукатуренные окна.

Свидетельство «налога на окна». Фото: buk-jornal.ru

Подобный налог был во Франции XVIII века. Генеральный контролёр финансов при Людовике XV Этьен де Силуэт обложил налогом внешние признаки богатства: двери, окна, фермы, прислугу, прибыль, предметы роскоши. Он пробыл на посту всего 8 месяцев, но так прославился, что его фамилия превратилась в термин, поскольку его имя связывалось с дешёвой живописью. Чтобы картина не стала предметом роскоши, надо было просто обвести тень человека на холсте и не мучиться с написанием портрета.

Налог на бездетность

На протяжении всей истории во многих странах существовал налог для неженатых мужчин. Таким образом власти поддерживали рождаемость. Однако в одной из стран закон оставил лазейку — налогом не облагались мужчины, которые сделали девушке предложение, но получили отказ. Благодаря этому, появился целый рынок профессиональных «отказниц», которые за деньги составляли бумагу, где официально уведомляли власти в том, что не приняли предложение вступить в брак.

Налог на бездетность был и в СССР. Так власти поднимали демографию и заодно пополняли казну. Налогом облагались мужчины в возрасте от 20 до 50 лет. Для граждан с доходом свыше 91 рубля ставка налога была 6%, для дохода от 71 до 90 руб — 5%, ниже 70 руб — 0%. Работники творческих профессий облагались налогом по верхней планке вне зависимости от дохода.

Незамужние женщины этот налог не платили, поэтому его в народе называли «налог на яйца» и считали несправедливым.

Ввести налог на бездетность предлагают и сейчас. Фото: hse.ru

Яхта как способ уйти от налогов

К гениям налогового планирования отнесём Кеннет Дарта, известного как «инвестор-стервятник”. Чтобы снизить количество уплачиваемых налогов, он отказался от американского гражданства в пользу гражданства Белиза, потом — Ирландии. Однако и этой оптимизации оказалось мало. Он выкупил один из Багамских островов, где построил взлётно-посадочную полосу, пристань и купил 60-метровую яхту стоимостью 7 млн долларов, которая оснащена новейшими средствами связи. На ней он устроил центральный офис своей компании. Плавая в нейтральных водах, он не относится ни к одному из государств, а, значит, ни одному из них и не платит налоги.

Виски. Индейцы. США

Налоговое давление может привести к бунту, восстанию, войне и распаду страны. Например, в 1791 году министр финансов США Александр Гамильтон предложил конгрессу ввести акциз на виски. Сказано — сделано.

Однако пограничные регионы, которые вели боевые действия с индейцами, посчитали это крайней несправедливостью, ведь каждый из них делал виски, продавал или обменивал на товары. Это была своеобразная валюта. Люди вообще не понимали, почему должны платить налоги, ведь они за свой счёт защищают страну от индейцев. Так они сполна отдают долг государству и приносят неоценимую пользу.

Началось противостояние. Когда в Филадельфии власти пытались судить около 60 уклонистов от налога, народ взбунтовался, устроил нападение, отбил заключённых и сжёг дом главы налоговой службы.

Страна была на грани распада, поскольку некоторые штаты отказались поддерживать центральную власть и направлять войска на подавление восстания. Однако правительство всех подчинило себе, отправив войско в 12 900 человек на подавление мятежа.

Если что-то кажется страшным, то над этим надо посмеяться. Посмейтесь над историей налогов и не забудьте оплатить очередную квитанцию.

Подразумевается твой собственный дом. Ну типа занимаешься бизнесом – это где-то по улицам ходишь, бываешь постоянно в разных местах, вроде бы у всех на виду, т. е. всем видно, что у тебя есть какой-то доход. Сборщики налогов, устав ловить тебя по разным местам, делают логичный вывод, что рано или поздно ты вернёшься домой – там то тебя и подхватят, и прижмут, типа плати налоги за свою деятельность, за свои доходы. А вот если ты каким-то лукавым образом сумел проскочить мимо них и попал к себе домой незаметн

Другие интересные вопросы и ответы

Почему в Starbucks не берут на работу еще раз после увольнения по собственному желанию?

«Элемент корпоративной этики», как мне говорили, когда я работала в Старбаксе.

Также мне говорили и в Inditex, и в Jamilco, обычно это начинают повторно рассказывать, если у тебя появляются сомнения в том, стоит ли оставаться на этой работе. Заодно говорят, что даже если ты уйдешь из компании в 20 лет продавцом, через 15 лет ты не сможешь вернуться гендиром. Еще бы значок за дезертирство выдавали.

Для меня, как и для многих бывших коллег, это был такой нехилый стрессовый фактор. Когда ты учишься на первом курсе, тебе нужна работа, а опыта у тебя нигде и ни в чем нет, ты не напрашиваешься на стажировку в Esquire, ты, скорее всего, идешь по нормальным доступным путям: либо в продавцы, либо в бариста.

Я сначала пошла в продавцы, устроилась работать в Zara Home. Ясное дело, что очень редко на подобной работе засиживаются дольше года. А когда я пришла, такой «годовалый» сотрудник вел беседы с менеджером об увольнении. Я застала конец беседы и фразу менеджера: «Подумай, потому что вернуться не сможешь». Самое интересное, что, уволившись из Zara Home, ты не сможешь работать во всей остальной сети Inditex, то есть, в «более 6750 магазинов в 88 странах под брендами Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius, Uterque и Lefties».

Уволилась я оттуда из-за жажды перемен, а потом поняла, что мне снова нужна работа. Пометалась, помучилась, и пошла работать в магазин Desigual, который принадлежит корпорации Jamilco, а еще ей принадлежат ALDO, Chaumet, DeBeers, DKNY, Escada, Escada Sport, John Lobb, Juicy Couture, Lee Cooper, Marc O’Polo, New Balance, Salvatore Ferragamo, Timberland, Versace, Versace Collection, Vilebrequin, Wolford, Zadig & Voltaire.

Как вы можете догадаться, мир работы в масс-маркете закрылся для меня довольно быстро.

А долго там работать скучно.

Поэтому я пришла в «Старбакс», трепетно любила свою работу девять месяцев, дальше уже нужно было повышаться, а я не хотела уделять внимание работе с документацией, ну, опять же, без возможного развития долго на работе не пробегаешь.

В «Старбаксе» я как раз чаще всего и ото всех слышала: «Подумай, обратно-то не берут». Даже были тысяча и одна история о том, как «вот тот парень уже три года назад пытается», или «а вот прикинь, Катю каким-то образом назад взяли: невероятное чудо!».

В чем суть стрессового фактора: для студента младших курсов не так много есть вариантов работы, которая будет более-менее оплачиваемой, не пыльной, с гибким графиком. И тебе действительно куда страшнее уходить из компании, понимая, что ты сейчас автоматически сжег мосты.

Возвращаясь к вопросу, мне кажется, что это просто такой инструмент психологического давления.

Анастасия Емельянова 198

Вопрос по устройстве на работу. Не понимаю, где меня хотят обуть на денюжку?

Почему предлагают другую вакансию, вместо той какую хотела?

отправила резюме на вакансию, которая мне понравилась (опыта немного не хватает). Но вместо этого меня приглашают на собеседование, только на др. вакансию в их же фирме. Стоит ли соглашаться?

Если с первого вашего взгляда эта вакансия совсем вам не интересна,то думаю,что не стоит даже время тратить на собеседование.Но,в случае,если вам сильно хочется работать в этой фирме и к примеру можно было бы подождать,то стоит прийти на собеседование и выяснить все условия другой предлагаемой вакансии.Может статься,что произойдет так,что вам нужная вакансия освободится и у вас будет шанс занять это место.Но,если вы не хотите терять время,то тогда стоит поискать эту вакансию в другом месте.Думайте и решайте.

Вполне вероятно еще то,что в данный момент у них та вакансия закрыта.А у них есть желание увидеть вас на вакансии этой,по которой они смогли бы определить подходите ли вы на вакансию на которую претендовали.Есть всякие подходы у рекрутеров и менеджеров по кадрам.В зависимости от того,насколько крупная компания,куда вы хотите устроиться.

Как без проблем пройти проверку на полиграфе при приеме на работу?

Следует помнить, что без вашего согласия никто не имеет право заставить проходить полиграф. Неважно, в какой ситуации возникла такая потребность. Предварительно вам должны предложить подписать согласие. Если вы неуверены в своих силах, лучше сразу откажитесь.

При подготовке к детектору лжи следует учесть советы полиграфолога:

четко и конкретно отвечать на вопросы.

И еще несколько советов от полиграфолога:

Необходимо занять удобную позу без лишнего напряжения. Сразу предупредить, если какие-то факторы вызывают дискомфорт. Движения во время сеанса должны быть минимальны.

Для того, чтобы правильно пройти полиграф не спешите отвечать на вопрос, пока не дослушали его до конца и не поняли смысл. Но и долго не раздумывайте.

Не стоит слишком глубоко погружаться в свои воспоминания. Если на вопрос про воровство вы будете перебирать события детства, когда в песочнице одолжили лопатку у соседа без разрешения или по ошибке унесли ручку с работы домой, ничего хорошего не получится.

Не перебивайте полиграфолога и не спорьте с ним. Не стремитесь оценить, как специалист реагирует на ваши слова, верит ли им. Не задавайте ему вопросы. Особенно не стоит уточнять, может ли полиграф ошибиться. Этот вопрос ставит под сомнение значимость и профессионализм полиграфолога. Автоматически вызывает негативные эмоции в ваш адрес.

Ведите себя уверенно и доброжелательно. Интерпретировать результаты будет именно полиграфолог. Если у него сложится благоприятное впечатление о вас, вероятно, это положительно скажется на отчете о прохождении детектора лжи.

В этой статье — обзор способов совсем не платить налоги или платить поменьше. Универсального метода нет, потому что в каждом бизнесе нужно разбираться отдельно: что за сфера, какой регион, сколько сотрудников и расходов. Прежде чем менять налоговый режим, переезжать в регион со льготами или увеличивать расходы, поговорите со своим бухгалтером.

Олег Никитин

Способ 1. Уйти на налоговые каникулы

Налоговые каникулы — это возможность не платить налоги два налоговых периода. Каникулы бывают только для предпринимателей на упрощенке и патенте.

Налоги: 0 рублей в двух налоговых периодах. Два налоговых периода — это не всегда два года, давайте на примере:

1 января 2019 года Алена зарегистрировала ИП, она выбрала упрощенку. Ее налоговые каникулы будут идти два года: 2019-й и 2020-й — в это время ей не нужно платить налоги;

Если Алена зарегистрирует ИП 1 ноября 2019 года, каникулы будут короче: ноябрь и декабрь в 2019 году и весь 2020 год;

Допустим, Алена решила купить патент в Краснодаре на два месяца — он стоит 1000 рублей. Налоговый период будет равен сроку патента, это два месяца. Раз у Алены каникулы, она получает бесплатно свой патент и еще один на такой же срок, в сумме четыре месяца — это два налоговых периода.

Если в регионе есть каникулы для патента, выгоднее брать патент сразу на год, чтобы каникулы шли два года.

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году. Каникул от взносов нет.

Кому подходит: новым ИП в некоторых регионах по некоторым видам деятельности.

Подробно о налоговых каникулах мы рассказывали в другой статье.


Налоговые каникулы для ИП

Способ 2. Зарегистрировать ИП в регионе со льготами

На упрощенке «доходы» ставка обычно 6%, а на упрощенке «доходы минус расходы» — 15%, их так и называют: упрощёнка 6% и упрощенка 15%. Но есть регионы со ставками ниже — о них и поговорим.

Налоги: от 0% до 5% для упрощенки «доходы» и от 0% до 10% на упрощенке «доходы минус расходы».

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году.

Кому подходит: тем, кто только задумывается о своем бизнесе и готов переехать в регион со льготами.

Чтобы совсем не платить налоги, нужно найти регион со ставкой 0% для вашего бизнеса, сделать в нем прописку и там же зарегистрировать ИП. Вот для примера несколько таких регионов.

Регион
Ставка на упрощенке «доходы»
Вид деятельности

оптовая и розничная торговля автомобилями, мотоциклами и их ремонт

здравоохранение и предоставление социальных услуг;

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

сбор и утилизация отходов;

производство бумаги и бумажных изделий.

выращивание овощей, трюфелей и грибов;

производство кожи и кожаных изделий.

выращивание зерновых культур;

разведение овец и коз;

производство безалкогольных напитков и пищевых продуктов;

научные исследования и разработки.

Если со ставкой 0% нет ничего подходящего, можно поискать города с 1%, 3%, 5%. О поиске льготных регионов мы подробно писали в другой статье — она о разработчиках, но принцип един.

Как разработчику сэкономить на налогах

Способ 3. Работать на патенте

Патент — дополнительная система налогообложения. Это значит, что нельзя работать только на патенте, но его можно добавить к упрощенке или общей системе.

Патент получают в том городе, где ведут бизнес. Если магазин, кафе или ветеринарная клиника в Челябинске, патент нужно оформлять в челябинской налоговой. Те, у кого бизнес в нескольких городах, оформляют по патенту на каждый город.

Налоги: 6% от налоговой базы. Налоговая база — не реальный заработок, а потенциально возможный доход, который рассчитывает налоговая. Но об этом можно не думать, потому что в налоговой сразу называют финальную цену: столько-то рублей за патент на месяц и столько-то за патент на год.

На патенте налог не зависит от дохода. К примеру, в Челябинске есть две парикмахерские, «Светлана» и «Катюша». Обе работают на патенте. За год «Светлана» заработала 20 млн рублей, а «Катюша» полмиллиона, но за патент они заплатят одинаково: 13 260 рублей.

Взносы: 36 238 рублей в 2019 году.

Кому подходит: ИП, у которых меньше 15 сотрудников, подходящий регион и вид деятельности.

Нет единой фиксированной цены на патенты для всех предпринимателей во всех городах. Например, в грузоперевозках цена зависит от региона и количества фур.

Читайте также: