Налог по объекту недвижимого имущества расположенному на территории другого субъекта рф исчисляется

Опубликовано: 05.05.2024

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой

ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества с

учетом особенностей, установленных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Налог на имущество организаций в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, подлежит уплате в бюджет по местонахождению такого объекта недвижимого имущества.

ФНС России в письме от 24.12.2012 N БС-4-11/21975 пояснил, что налоговая база в отношении линейных сооружений исчисляется в целом по субъекту Российской Федерации без определения налоговой базы по муниципальному образованию и налог уплачивается по месту нахождения указанного объекта недвижимости (территория субъекта Российской Федерации), то есть по месту постановки организации на учет в налоговом органе по местонахождению линейного сооружения.

В случае если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрены отчисления от налога на имущество организаций по установленным нормативам в доходы бюджетов муниципальных образований, налог на имущество организаций, исчисленный в отношении линейного сооружения на территории этого субъекта Российской Федерации, должен уплачиваться в региональный и местный бюджеты только по месту постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе в отношении линейного сооружения (объекта недвижимого имущества). Следовательно, в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговых расчетах по авансовым платежам), а также в платежных поручениях на уплату налога должен указываться код ОКАТО муниципального образования по местонахождению данного налогового органа.

Минфин РФ в письме от 20.03.2012 N 03-05-05-01/16 указал, что статьей 385 Налогового кодекса РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, если местонахождением указанных объектов недвижимого имущества является соответствующая территория субъекта Российской Федерации. Нормы данной статьи не распространяются на континентальный шельф Российской Федерации.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.08.2006 по делу N А06-7050У/4-13/05 пояснил, что статья 385 Налогового кодекса РФ, регулирующая исчисление и уплату налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации, не связывает возникновение обязанности по уплате налога с постановкой на учет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.09.2009 по делу N А42-5230/2006 отметил, что статьей 385 Налогового кодекса РФ определены особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, в силу которых организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 Налогового кодекса РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 30 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ"
Ю.М. Лермонтов, 2014

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц» с началом действия с 01.01.2015 г. Одновременно утрачивает силу Закон РСФСР от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

- жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

- жилое помещение (квартира, комната);

- единый недвижимый комплекс;

- объект незавершенного строительства;

- иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом налогообложения не признается.

Налогоплательщики, налоговый период

Налогоплательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

Налоговая база

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в следующем порядке:

1) в общем случае – исходя из кадастровой стоимости объекта, указанной в государственном кадастре недвижимости:

- по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

- по объектам, образованным в течение налогового периода, - на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет;

2) до установления в субъекте РФ единой даты начала применения кадастровой стоимости для исчисления налоговой базы – исходя из инвентаризационной стоимости объекта, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Примечание. Согласно п. 3 ст. 5 закона № 284-ФЗ, начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости не производится;

3) по объектам недвижимости, включенным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на основании принятого в субъекте РФ закона в перечень объектов, размещаемых на официальной сайте в порядке, установленном п. 7 ст. 378.2 НК РФ, - исходя из кадастровой стоимости. К таким объектам относятся административно-деловые и торговые центры (комплексы), помещения в них, а также с 01.01.2015 г. – жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Примечание. В настоящее время в Красноярском крае такой закон не принят.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты применяются в случаях, когда налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Для целей налогообложения кадастровая стоимость каждого объекта налогообложения уменьшается на:

- величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади квартиры;

- величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади комнаты;

- величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома;

- на один миллион рублей в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы (после применения вычетов) налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы, но не выше предельных значений, установленных ст. 406 НКРФ (см. таблицу 1).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

- кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

- вида объекта налогообложения;

- места нахождения объекта налогообложения;

- видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Предельные размеры налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц

1. При определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта

(в процентах от налоговой базы)

Жилые дома, жилые помещения

Объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом

Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом)

Гаражи и машино-места

Хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

* Примечание. Указанные налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Объекты налогообложения, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. руб.

Объекты, включенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ

2. При определении налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

(в процентах от налоговой базы)

До 300 000 руб. включительно

до 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 руб. включительно

с выше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 руб.

свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Налоговые льготы

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого им в предпринимательской деятельности:

- квартиры или комнаты;

- гаража или машино-места.

Перечень лиц, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, приведен в п. 1 ст. 407 НК РФ. В частности, к таким лицам относятся пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Льготы также предоставляются:

- физическим лицам - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

- физическим лицам, осуществляющим профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования.

При этом налоговая льгота не предоставляется в отношении:

- объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

- административно-деловых и торговых центров и помещений в них, включенных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в перечень в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. При этом лица, которым по состоянию на 31.12.2014 была предоставлена льгота в рамках Закона РФ № 2003-1, вправе не предоставлять в налоговый орган повторно заявление и документы (п. 4 ст. 3 закона № 284-ФЗ).

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Определение суммы налога

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По объектам, находящимся в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. По объектам, находящимся в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

Порядок и сроки уплаты налога

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-21/11156@ от 10.07.2020

ФНС России в письме от 10.07.2020 г. № БС-4-21/11156@ разъясняет о порядке зачета при уплате налога на имущество в Российской Федерации в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории иностранного государства.

Обратите внимание, что данные разъяснения ФНС направила нижестоящим налоговым инспекциям для применения при налоговых проверках.

Налог на имущество по зарубежным объектам

Налоговая база в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории другого государства, определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Статьей 385 НК РФ установлено, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Российские организации, имеющие недвижимость за рубежом, могут платить налог в иностранном государстве, при этом имея возможность избежать двойного налогообложения при уплате налога в России путем зачета. Порядок проведения зачета указанных сумм регламентируется статьей 386.1 НК РФ.

Таким образом, налог на имущество по объекту недвижимости, расположенному за пределами РФ, уплаченному в другом государстве, можно зачесть при уплате налога в России.

ФНС России в комментируемом письме разъясняет, если российская организация имеет несколько объектов недвижимого имущества на территории иностранного государства, то зачет уплаченной в таком государстве суммы налога производится по каждому объекту недвижимого имущества отдельно при уплате налога на имущество организаций в Российской Федерации.

Как подтвердить уплату?

Для зачета налога на имущество российская организация должна представить в налоговые органы заявление на зачет и документ об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства (п. 2 ст. 386.1 НК РФ).

Эти документы подаются в налоговый орган по месту нахождения российского налогоплательщика вместе с налоговой декларацией за период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ.

Сумма к зачету не должна превышать размера налога на имущество, исчисленного в соответствии с российскими нормами. То есть уменьшается та сумма налога, которая рассчитана в отношении конкретного имущества.

Так, к декларации вам нужно будет приложить:

заявление о зачете;

документ, подтверждающий уплату налога в иностранном государстве, заверенный налоговым органом этого государства.

Заявление о зачете составляется в произвольной форме, поскольку никаких особых требований для него не утверждено.

Документ, подтверждающий уплату налога за рубежом, оформляется в соответствии с правилами иностранного государства. Особой формы российским законодательством для него также не установлено. Он может быть будет составлен на иностранном языке, поэтому перед направлением его в налоговые органы необходимо перевести его на русский язык.

Официальные документы, исходящие от иностранных государств, должны быть легализованы (т.е. на данных документах должны быть засвидетельствованы подписи в качестве подлинных). Если же соответствующее иностранное государство является членом Гаагской конвенции от 05.10.1961 года, то на данных документах достаточно проставление апостиля.

Если налог не уплачен

Если налог на недвижимость в другом государстве не уплачивался, то считать его нужно исходя из налоговой базы в виде среднегодовой стоимости и ставки налога, установленной законом субъекта РФ в соответствии с пунктом 1 статьи 380 Кодекса по месту нахождения организации в РФ.

Среднегодовая (средняя) стоимость недвижимости рассчитывается исходя из остаточной стоимости, сформированной согласно установленному порядку ведения бухучета. Остаточная стоимость ОС на отчетную дату формируется исходя из первоначальной стоимости и начисленной в период его эксплуатации амортизации. Сумма амортизации устанавливается исходя из срока полезного использования ОС.

Напомним, что с 2020 года авансовые расчеты по налогу на имущество организаций подавать не нужно. Однако обязанность платить ежеквартальные авансовые платежи по налогу на имущество за организациями остается. Сроки уплаты авансовых платежей, также как и срок уплаты годового налога, устанавливают региональные власти. То есть в разных регионах могут различаться и сроки уплаты авансовых платежей.

Обратите внимание: срок сдачи декларации по налогу на имущество организаций за 2019 был перенесен на 30 июня 2020 года, согласно мерам поддержки налогоплательщиков, принятым на период пандемии.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

МУП имеет недвижимое имущество, являющееся собственностью Свердловской области и зарегистрированное за МУП на праве хозяйственного ведения. Недвижимое имущество расположено не по месту нахождения МУП, обособленное подразделение ликвидировано.

МУП применяет общую систему налогообложения, является плательщиком налога на имущество. В какой налоговый орган МУП должно предоставить налоговую декларацию по налогу на имущество и уплатить налог?

Согласно ст. 83 НК РФ организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом по общему правилу местом нахождения имущества признается место фактического нахождения имущества.

В соответствии с п. 21, 22 и 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, на балансе организации в составе основных средств учитывается имущество, находящееся на праве собственности, праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

Таким образом, сообщил Минфин РФ в письме от 21.12.2009 г. № 03-05-05-02/86, в отношении переданного в хозяйственное ведение имущества налогоплательщиком налога на имущество организаций признается организация, являющаяся балансодержателем этого имущества.

Согласно ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс (п. 3 ст. 382 НК РФ).

В соответствии со ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Ст. 56 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от налога на имущество организаций по нормативу 100%.

С 2006 года 100% доходов от налога на имущество организаций зачисляются в областной бюджет Свердловской области.

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ (ст. 385 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу (ст. 386 НК РФ).

Согласно п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного приказом ФНС РФ от 24.11.2011 г. № ММВ-7-11/895, декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с ОКТМО.

При этом в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКТМО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

В случае, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ.

В этом случае при заполнении декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

ФНС РФ в письме от 23.12.2013 г. № БС-4-11/23185@ указала, что в случае согласования (с учетом вышеуказанных положений) местом представления одной налоговой декларации целесообразно определять налоговый орган, в котором налогоплательщик стоит на учете по одному из оснований, определяемых п. 3 ст. 383, 384 и 385 НК РФ как место уплаты налога на имущество организаций.

– в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации;

– в отношении имущества каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс,

– в отношении недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения российской организации и обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (п. 5.2 Порядка).

Вышеизложенное относится к случаю, если закрытое обособленное подразделение не имело отдельного баланса.

Если обособленное подразделение имело отдельный баланс, то следует учитывать позицию Минфина РФ.

Согласно действующему п. 4 ст. 376 НК РФ средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Минфин РФ в письме от 05.07.2005 г. № 03-03-04/1/58 сообщил, что главой 30 НК РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода.

На основании этого при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в п. 4 ст. 376 НК РФ, с учетом положений ст. 379 НК РФ.

Ст. 379 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (то есть за календарный год, а не за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, то при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (то есть квартале, полугодии и 9 месяцах календарного года).

Соответственно, при исчислении среднегодовой (средней) стоимости имущества числитель формируется исходя из фактического количества месяцев нахождения данного имущества на балансе организации в данном налоговом (отчетном) периоде.

То есть складывается остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого из 12 месяцев (соответственно, в тех месяцах, когда организация еще не была зарегистрирована, это число будет 0), а знаменателем будет постоянная величина – количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (то есть 13, 10, 7 или 4).

Что касается вопроса о порядке уплаты налога на имущество организаций в отношении ликвидированных обособленных подразделений, то, считает Минфин, следует учитывать норму ст. 45 НК РФ, согласно которой обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

При этом данной статьей НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

На основании этого налогоплательщик вправе представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в отношении ликвидированного в течение календарного года обособленного подразделения до срока ее представления, установленного п. 3 ст. 386 НК РФ.

Согласно ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Какие объекты облагаются исходя из кадастровой стоимости

Если с налогообложением недвижимости физических лиц в настоящее время более или менее понятно (с 2020 года в субъектах он исчисляется исходя из кадастровой стоимости (кроме Севастополя), то с налогообложением объектов недвижимости организаций дела обстоят сложнее.

Налог на имущество организаций пока что отличается своей двойственной природой, которая проявляется в нескольких вариантах его исчисления. Так, по общему правилу согласно ст. 375 НК РФ его налоговая база определяется как среднегодовая (балансовая) стоимость недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения. Однако для некоторых объектов недвижимости она рассчитывается по кадастровой стоимости. Разграничение «балансовых» и «кадастровых» объектов в данном случае имеет огромное значение, так как на практике кадастровая стоимость гораздо больше балансовой, что в свою очередь больше обременяет владельцев «кадастровой недвижимости», увеличивая их налоговое бремя (конечно, бывают и обратные примеры).

К кадастровым объектам недвижимости (налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости) относятся:

  1. объекты недвижимости иностранных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории России через представительства;
  2. объекты недвижимости и незавершенного строительства, размещенные на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и/или «ИЖС»;
  3. административно-торговые центры (административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, используемые под офисы, торговые точки, точки общественного питания и бытового обслуживания или предназначенные для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам технического учета (инвентаризации).

В отношении объектов пункта 1 и 2 налогооблагаемая база определяется на основе кадастровой стоимости уже просто при наличии закона субъекта РФ, где установлена соответствующая обязанность (а это – во всех субъектах РФ).

А вот объекты недвижимости пункта 3 должны быть включены в специальный региональный «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в соответствующем году определяется как кадастровая стоимость», который ежегодно утверждается исполнительным органом субъекта Российской Федерации и часто актуализируется. Их кадастровая стоимость должна быть определена и внесена в ЕГРН (Подпункт 1 п. 7 ст. 378.2. НК РФ). Соответственно, если на 1 января текущего года объекта недвижимости нет в данном перечне или/и кадастровая стоимость определена уже в течение года, то налог будет считаться по балансовой стоимости (см., Письмо Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999).

«Кадастровые объекты» и региональные перечни недвижимости

При рассмотрении административно-торговых объектов нельзя забывать об определении этих самых объектов, ведь только после этого возможно говорить об их налогообложении по кадастровой стоимости. Так, согласно п. 3 и п.4 Ст. 378.2 НК РФ административно-торговым объектом признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному/ нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

  1. здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования (ВРИ) которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения/ торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  2. здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения вышеупомянутых объектов.

При этом, в основе предназначенного и фактического использования лежит 20-процентный критерий, то есть:

  • здание признается предназначенным для соответствующего использования, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии со сведениями из ЕГРН или документами технического учета предусматривает такое использование в целях размещения офисов, офисной инфраструктуры (приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) / торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • здание фактические используется в соответствующих целях, если не менее 20% его общей площади фактически используется для размещения объектов.

Хоть ранее мы и говорили о том, что земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости в налоговом пространстве рассматриваются отдельно, здесь же мы видим, что ВРИ земельного участка может повлиять на налогообложение находящегося на нем здания. Формально может показаться, если среди ВРИ земельного участка (а их может быть несколько) есть тот, что допускает размещение административно-торговых объектов, то все здания на этом участке автоматически могут быть включены в Перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости.

Точку в этом вопросе в 2020 году Конституционный Суд РФ, указав, что в отношении административно-торгового объекта нельзя рассчитывать налог по кадастровой стоимости, ссылаясь лишь на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение таких объектов. Необходимо исследовать вопрос о фактическом использовании объекта недвижимости для соответствующих целей (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика").
Это определенно является верным шагом, направленным на справедливую и верную оценку объекта недвижимости в целях налогообложения, ведь зачастую инспекторы, занимающиеся формированием Перечней объектов недвижимости, заполняют графу с видом разрешенного использования земельного участка в акте осмотра объекта недвижимости без выезда на место, а руководствуясь только спутниковыми снимками и сведениями ЕГРН.

К административно-торговым объектам не относятся объекты, предназначенные или используемые (в том числе арендаторами) для социальных, медицинских, образовательных, научных, производственных и иных аналогичных целей, если они не отвечают вышеупомянутым критериям (Письмо Минфина России «О возможности обложения налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости зданий и помещений, используемых (в том числе арендаторами) для научных, производственных целей» от 17.11.2020 N 03-05-04-01/99793).
Однако представляется возможной ситуация, когда в административном здании промышленного предприятия сдается в аренду «офисное» помещение площадью 20 процентов от общей площади здания. В таком случае налог на имущество будет рассчитываться по кадастровой стоимости.
Таким образом, чтобы установить, по какой стоимости вы должны исчислять налогооблагаемую базу, необходимо определить, относится ли ваша недвижимость к категориям объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Если нет, то речь будет идти о среднегодовой (балансовой) стоимости. Когда субъект РФ включает в Перечень имущество ошибочно, необходимо добиваться исключения из Перечня. При наличии подтверждающих лицензий, договоров, а также уставных документов с указанными кодами видов экономической деятельности, при соответствующем фактическом использовании исключение из списка «кадастровых объектов» практически гарантировано, что подтверждают положительные судебные решения (№ 5-АПГ17-22, N 5-АПГ18-2, № 5-АПГ16-116).

Переход на кадастровую стоимость по инициативе владельца недвижимости

Решение об определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости не исключает возможность перехода на оплату налога по кадастровой стоимости по инициативе владельца недвижимости. Такая необходимость может возникнуть в случаях превышения среднегодовой (балансовой) стоимости над кадастровой. Если есть основания полагать, что ваш объект недвижимости незаконно не внесен в Перечень, то необходимо подать заявление в орган исполнительной власти субъекта, формирующий Перечень, о внеплановом обследовании объекта недвижимости и включении его в соответствующий Перечень в целях налогообложения по кадастровой стоимости, то есть доказать необходимость изменения Перечня в части включения необходимого объекта недвижимости.

Как облагаются налогом помещения

Если выше речь шла об отдельных административно-торговых объектов как зданиях, то, как быть с нежилыми помещениями? Если они фактически используются под офисы, торговые точки, точки общественного питания и бытового обслуживания или предназначены для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам технического учета (инвентаризации), то облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости. При этом, согласно п.5 ст. 378.2 НК РФ здесь также действует правило 20 процентов в отношении фактически используемых помещений: фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Особенность заключается в том, что, если кадастровая стоимость для помещения не определена, то налогооблагаемая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (налогооблагаемая база= площадь помещения/площадь здания Х кадастровая стоимость здания). Такое правило не применятся в случаях, когда стоимость помещений в совокупности выше кадастровой стоимости здания и когда для помещения отдельно определена кадастровая стоимость.

Мы публикуем серию статей «Налоги на недвижимость».

Нам важно не только поделиться знаниями с Вами, но и получить от Вас обратную связь по каждой статье. Заметили ошибку или неточность, хотите предложить дополнение или попросить об этом нас – не стесняйтесь и обязательно пишите нам. Совместными усилиями у нас обязательно получится отличное произведение.
Самым активным мы подарим напечатанный сборник наших статей.

Читайте также: