Налог на недвижимость в армении

Опубликовано: 29.04.2024

Российский политолог и социолог, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Долгое время в Армении были очень низкие налоги на недвижимость: с обычной ереванской квартиры нужно было платить в среднем лишь 15-20 долларов в год. Теперь эти налоги хотят повысить – прежде всего, на дорогие особняки. Что меняется на рынке недвижимости в Армении? Об этом в материале Спутник Армения.

В парламенте в первом чтении обсуждается проект соответствующих изменений в Налоговом кодексе. Итак, власти Армении решили сделать акцент не на доходах человека, а на его расходах. Ведь даже если мы как-то ухитримся скрыть свои доходы, мы рано или поздно что-то на них купим. Вот на это "что-то" и хотят увеличить налоги. Для этой цели выбрали дома: их-то уж точно никак не спрячешь.

Новые налоги на недвижимость вступят в силу с 2021 года, а принять их должны на полгода раньше, то есть буквально на днях: до 1 июля. Дело в том, что для части домовладельцев налог вырастет. А если закон предусматривает увеличение нагрузки для граждан, он должен вступить в силу не раньше чем через шесть месяцев.

Исходя из этой логики, власти хотят снизить подоходный налог для граждан и налог на прибыль для бизнеса, а вместо этого повысить акциз на сигареты и водку, а также налоги на недвижимость, особенно дорогую. Налоги на недвижимость будут повышаться ступенчато, в течение четырех лет, по 25%. С 2021 года повышение вступит в силу на 25%, а с 2024-го – на 100%.

Годами за недвижимость в Армении платили очень низкие налоги. Пример приводил уже бывший глава Комитета кадастра Сархат Петросян. Большой особняк на проспекте Азатутян (Свободы), в пяти минутах езды от центра, с видом на пол-Еревана и гору Арарат, в кадастре прописан по цене 350 миллионов драмов (около 730 тысяч долларов), а реально стоит 2,8 миллиарда драмов (чуть меньше шести миллионов долларов), то есть в восемь раз больше. Соответственно, и налогов с такой супер-недвижимости платили в восемь раз меньше.

В прошлом году на недвижимость пересмотрели кадастровые цены, с которых рассчитывается налог. Теперь пересматривают и сам налог.

На первый взгляд, налог становится даже меньше. Сейчас налог в 1% вступает в силу для недвижимости, начиная с 40 миллионов драмов (83 319 долларов) (Налоговый кодекс, статья 229), а по новому законопроекту такой высокий налог нужно платить только начиная со 100 миллионов (208 298 долларов) . Но здесь нужно сделать важное уточнение, отмечает руководитель департамента методологии налоговой политики и администрирования Минфина республики Ори Алавердян.

С 2021 году изменится не только налог, но и кадастровая методика оценки недвижимости. И здесь стоимость жилья будет оцениваться намного ближе к рыночной. Достаточно указать, что сейчас базовая цена за квадратный метр жилья (строения) оценивается в 230 тысяч драмов для железобетонного здания, и в 255 тысяч – для каменного. А в новом законе базовая цифра будет установлена в 700 тысяч драмов (1 458 долларов).

Но естественно, к ним применяются понижающие коэффициенты: на то, где расположено здание, его возраст, из каких материалов, из чего сделана крыша.

Таким образом, новый порядок намного точнее отражает рыночные цены, отметил Алавердян.

Вдобавок, если на возраст здания применяются понижающие коэффициенты, отчасти (хотя и не полностью) решается вопрос потомственных ереванских семей, живущих в старых домах в центре. Для их домов применяются понижающие коэффициенты на возраст и материалы крыши (для деревянных перекрытий коэффициент установлен ниже, чем для железобетонных, которые установлены в новых домах). В результате, на элитные новостройки налог вырастет больше, чем на старые дома.

Самое интересное для многих из нас – не только то, сколько будем платить мы сами, а то, сколько будут платить самые-самые богатые. На самые дорогие квартиры - больше 100 миллионов драмов (200 с лишним тысяч долларов) - налог вырастет в среднем в четыре раза, а на самые дорогие особняки, дороже 120 миллионов драмов (250 тысяч долларов) - в 11 с лишним раз.

В особых случаях, на супер-дорогие квартиры и особняки, налог вырастет в десятки раз: например, в Ереване есть особняк, на который налог вырастет в 181 раз.

Конечно, эти максимальные цифры касаются исключительных случаев: таких особняков в Армении один или два. А в общем и целом, налог на недвижимость вырастет в среднем в 5-6 раз. Правда, для обычных людей налог вырастет тоже.

Был очень низкий – станет просто низкий
На простые дома и квартиры налог действительно может вырасти в разы, но это сравнение не должно пугать. Налог из низкого не станет высоким – скорее из очень низкого станет просто низким.

Например, для квартир, у которых приближенная кадастровая оценка (о которой мы говорили выше) составляет до 10 миллионов драмов (чуть больше 20 тысяч долларов - ред), налог составит до 5 тысяч драмов в год. А таких квартир не так уж мало. Из 431-432 тысяч квартир, которые есть в республике, они составляют около 198 тысяч (это подавляющее большинство квартир в регионах страны).

Для квартир с оценкой в 10-25 млн (а такие есть и в Ереване) максимальный налог составит 20 тысяч драмов, а для квартир до 47 миллионов драмов (чуть меньше 100 тысяч долларов) – 64 тысячи драмов (около 135 долларов).

"Естественно, снова не в месяц, а в год; Кроме того, все эти изменения вступят в силу не сразу, а постепенно. Полностью они вступят в силу с 2024 года", - сказал представитель МИнфина.

Фискальный эффект этой налоговой реформы вначале составит 9 миллиардов драмов. А с 2024 года, когда новые налоговые ставки полностью вступят в силу, бюджет станет получать дополнительные 37-38 миллиардов драмов каждый год. Эти дополнительные деньги помогут меньше брать зарубежных кредитов, которые потом нам же приходится оплачивать.

Налоговая система в Республике Армения регулируется законом № 3Р 107 «О налогах» от 12 мая 1997 года.

Налоги в Армении классифицируются на государственные и местные.

Про уровень жизни в Армении можно узнать на нашем сайте.

Государственные налоговые платежи

Государственные налоговые платежи — это:

  1. Платеж на прибыль.
  2. Подоходный налог.
  3. Акцизный сбор.
  4. НДС.

Рассмотрим каждый из налоговых платежей более детально.

Налоговый платеж на прибыль

Налог на прибыль регулируется законом № 3Р 155 «О налоге на прибыль». Он выплачивается юридическими лицами. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная юридическим лицом вследствие коммерческой деятельности. При этом место получения прибыли роли не играет. Если налогоплательщик зарегистрировал организацию за пределами Республики Армения и регулярно получает доход с компании, то он обязан выплачивать данный платеж.

Налог на прибыль

Налоговая ставка равняется 20 %.

Подоходный сбор

Подоходный налоговый платеж регулируется законом № 3Р 246 «О подоходном налоге». Он выплачивается юридическими лицами государству с доходов, полученных от трудовой деятельности (зарплат). Ставка данного платежа является прогрессивной и напрямую зависит от уровня оклада армянина.

Если доход гражданина Армении ниже 120 тысяч драм (драм — национальная валюта Армении), то он обязан внести 15 % от суммы своей прибыли. При заработной плате от 120 до 320 тысяч драм ставка равняется 18 тысячам драм. Дополнительно выплачивается 25 % от суммы, превышающей 120 тысяч драм.

При доходе от 320 тысяч драм налоговая ставка равна 68 тысячам драм. Дополнительно армянин обязан внести в государственный бюджет 30 % от суммы, превышающей 320 тысяч драм.

Подоходный налог в разных странах мира

Подоходный налог в разных странах мира

С иностранцев, работающих на территории страны, дополнительно взимаются такие сборы:

  1. Страховое возмещение в сумме 5 % от годового дохода.
  2. Другие платежи (дивиденды, роялти) в сумме 15 %.

Акциз

Акцизный сбор регулируется законом № 3Р 79 «Об акцизном налоге». Это косвенный платеж, выплачиваемый исключительно от операций с различными группами товаров, подпадающих под акциз.

К акцизному товару относится алкогольная продукция, табачные изделия и нефтяные продукты. Единой ставки не существует. Она зависит от типа товара.

Акциз

Список акцизных ставок исходя из товара:

  1. Пиво (за 1 л) — 70 драм.
  2. Вино (за 1 л) — 100.
  3. Шампанское (за 1 л) — 180.
  4. Вермут (за 1 л) — 500.
  5. Сидр (за 1 л) — 180.
  6. Спирт (за 1 л) — 600.
  7. Коньяк (за 1 л) — 300.
  8. Спиртные настойки (за 1 л) — 1500.
  9. Табак (за 1 кг) — 1500.
  10. Нефтяные продукты (за 1 т) — 27 000.
  11. Дизельное топливо (за 1 т) — 11 500.
  12. Нефтяной газ (за 1 т) — 1000.

Что необходимо для получения гражданства Армении можно узнать здесь.

НДС регулируется законом № 3Р 118 «О налоге на добавленную стоимость». Данный вид платежа выплачивается в следующих ситуациях:

  • Ввоз товара на территорию Республики Армения.
  • Производство товаров.
  • Реализация услуг на территории страны.

Он платится юридическими лицами и частными предпринимателями.

Стандартная ставка сбора равна 20 %.

НДС

От уплаты данного сбора освобождаются люди в таких ситуациях:

  1. Оплата за обучение в любом образовательном учреждении Армении.
  2. Реализация канцелярской продукции, необходимой для образовательного процесса (ручек, тетрадей и др.).
  3. Проведение исследовательских работ.
  4. Реализация:
  • Сельскохозяйственной продукции.
  • Печатной продукции.
  • Лотерейных билетов.
  • Драгоценных камней.
  1. Проведение операций по страхованию.

Местные налоговые платежи

К местным налоговым платежам относятся:

  1. Платеж на имущество.
  2. Земельный.
  3. Гостиничный.
  4. Платеж за место парковки транспортного средства.

Рассмотрим каждый из них более детально.

Платеж на имущество

Данный тип налога прямой. Он выплачивается владельцами недвижимого и движимого имущества, в частности, недвижимости и различных транспортных средств.

Платеж на имущество

Единой ставки нет. Она прогрессивная, то есть напрямую зависит от оценочной стоимости имущества. Ставка для транспортных средств рассчитывается исходя из мощности средства передвижения.

Если оценочная стоимость недвижимости ниже трех миллионов драм, то владелец не облагается налогом.

При цене недвижимости от трех до 10 миллионов налог равен 100 драмам. Дополнительно выплачивается 0,1 % от суммы, которая превышает три миллиона драм.

При цене недвижимости от 10 до 20 миллионов драм ставка возрастает до 7100 драм. Дополнительно оплачивается 0,2 % от суммы, которая превышает 10 миллионов драм.

При цене недвижимости от 20 до 30 миллионов ставка возрастает до 27 100 драм. Дополнительно оплачивается 0,4 % от суммы, которая превышает 20 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 30 до 40 миллионов драм ставка равна 67 100 драмам. Дополнительно владельцем выплачивается 0,6 % от суммы, которая превышает 30 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 40 миллионов и выше сбор равен 127 100 драмам. Дополнительно собственник платит 0,8 % от суммы, которая превышает 40 миллионов драм.

Таблица. Размеры ставок для транспортных средств

Критерии Количество лошадиных сил Цена за каждую лошадиную силу (указана в драмах)
Средство вместимостью до 10 человек до 120 200
Средство вместимостью до 10 человек от 120 до 250 400
Средство вместимостью до 10 человек свыше 250 500
Средство вместимостью свыше 10 человек до 200 100
Средство вместимостью свыше 10 человек свыше 200 200

Земельный сбор

Данный тип налогового платежа прямой. Он выплачивается собственниками земельных участков. Единая ставка отсутствует. Она зависит от кадастровой цены земельного участка и его расположения.

Для участков, расположенных в населенных пунктах, применяется ставка в размере 1 %.

Для участков, расположенных за пределами населенного пункта, ставка равняется 0,5 %.

Уплата налогов

Заявление об уплате косвенных налогов — это документ, подтверждающий уплаченные налоговые платежи. Данное заявление подается в налоговую инспекцию по месту регистрации обязательно до 20 числа.

В 2021 году действует также новая услуга подачи бумаг в электронном виде.

База данных "Законодательство Армении" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Армении

Общие положения

Налоговое законодательство Республики Армения не кодифицировано и согласно закону Республики Армения от 12.05.1997 г. № ЗР-107 "О налогах" состоит из данного закона, а также законов, регулирующих применение отдельных видов налогов.

Налоговая система является двухуровневой. Все налоги подразделяются на две категории:

  • государственные налоги
  • местные налоги

Государственные налоги

Налог на прибыль(установлен законом Республики Армения от 27.101997 года №ЗР-155 "О налоге на прибыль"). Этот налог является прямым. Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – прибыль, полученная на территории государства и за его границей (для резидента), а также прибыль, поступающая из армянских источников (для нерезидента). Размер налога составляет 20 процентов от облагаемой прибыли.

Подоходный налог(регулируется законом Республики Армении от 30.12.2010 года № ЗР-246 "О подоходном налоге"). Является прямым. Плательщики – физические лица. Объект налогообложения – доходы, полученные как на территории страны, так и за ее границей (для резидента), а также доходы, поступающие к нерезидентам из армянских источников. Ставка налога прогрессивная, повышается по мере роста дохода, минимальная ставка – 24.4 процента. В некоторых отдельных случаях предусмотрена льготная ставка, равная десяти процентам.

Акцизный налог(установлен законом Республики Армения от 27.07.2000 года № ЗР-79 "Об акцизном налоге"). Является косвенным. Объект налогообложения – различные операции с подакцизными товарами. К подакцизным товарам относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты. Ставки различаются зависимости от вида продукции. Минимальная установлена для вина – десять процентов от стоимости, максимальная – пятьдесят пять процентов для ряда спиртных напитков. Для табачных изделий и нефтепродуктов акцизы устанавливается в виде твердой денежной суммы.

Налог на добавленную стоимость(установлен законом Республики Армения от 16.06.1997 года №ЗР-118 "О налоге на добавленную стоимость"). Является косвенным, уплачивается при ввозе, производстве, обращении различных товаров, а также оказании услуг на внутри страны. Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект налогообложения – стоимость определенных операций (сделок), производимых плательщиком налога внутри государства. НДС по общему правилу составляет двадцать процентов от оборота товаров (услуг).

Перечень государственных налогов является единым, обязательным на всей территории страны и не подлежит расширительному толкованию на местах.

При соблюдении ряда условий (например, осуществлении определенного вида деятельности, получении прибыли (дохода) ниже установленного максимума и т.д.) все государственные налоги, за исключением акцизного, могут быть заменены фиксированным или патентным платежами, упрощенным налогом, налогом с оборота.

Такая специальная возможность предусмотрена специальными законами Республики Армения:

  • от 22.07.1998 г. № ЗР-236 "О фиксированных платежах" ;
  • от 30.12.2008 г. № ЗР-247 "О патентных платежах" ;
  • от 19.06.2000 г. №ЗР-61 "Об упрощенном налоге" ;
  • от 28.12.2012 г. №ЗР-236 "О налоге с оборота" .

Местные налоги

Согласно главе 2.1 Закона "О налогах", местные налоги в полном объеме поступают в бюджет муниципального района, внутри которого они сформированы. Обязательными для любого муниципального образования Армении являются земельныйи имущественныйналоги, ставки по ним являются общими для всех муниципальных образований страны. По остальным налогам местного значения их виды, а также минимальный и максимальный размеры ставок устанавливаются муниципалитетами самостоятельно.

К местным налогам относятся:

Налог на имущество(установлен законом Республики Армения от 30.12.2002 года № ЗР-82 "О налоге на имущество"). Является прямым. Плательщики – собственники имущества, подпадающего под налогообложение. Объекты налогообложения – недвижимость разных видов и транспортные средства. По обоим видам имущества ставка является прогрессивной. Для недвижимости она зависит от ее стоимости. Для транспорта варьируется в зависимости от мощности.

Земельный налог(установлен законом Республики Армения от 27.04.1994 г. № С-1005-1-ЗР-101 "О земельном налоге") Является прямым. Плательщики – законные владельцы земельных участков. Объект налогообложения – кадастровая стоимость земельных участков. Ставка зависит от категории земель.

Гостиничный налог

Налог на парковочное место транспортных средств

Льготы

Действующим налоговым законодательством Армении предусмотрен широкий спектр налоговых льгот:

  • льготное уменьшение объекта налогообложения
  • сокращение ставки налога и общей суммы, подлежащей уплате
  • отсрочка срока исчисления и уплаты налога
  • освобождение, сокращение, отсрочка уплаты пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства

Краткий сравнительный анализ налогового законодательства Армении и России.

Если проводить сравнительный анализ налогового законодательства двух государств – Республики Армения и Российской Федерации, то первой отличительной чертой, бросающейся в глаза, является отсутствие в Армении кодификации данной отрасли законодательства. Это обстоятельство значительно усложняет не только применение налоговых законов, но подчас и их понимание. Данная проблема существовала и в РФ, однако была решена с принятием в 1998-2000 гг. двух частей Налогового кодекса.

Различие в системах налогообложения России и Армении кроется в разных формах государственного устройства.

Так, РФ является федеративной республикой, поэтому помимо местной и федеральной власти, имеет также и региональную. В связи с этим и налоговая система в России является трехступенчатой, налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Унитарная Армения поделена на муниципалитеты, поэтому налоговая система имеет только две ступени.

Видимо, в связи с этим общее количество налогов в РФ намного больше, чем в Армении (только федеральных налогов восемь против четырех государственных в Армении).

Однако стоит отметить, что ставки по некоторым российским налогам значительно ниже армянских. Так, в России минимальная ставка подоходного налога по общему правилу составляет тринадцать процентов, в Армении – 24.4 процента; минимальная ставка НДС составляет десять процентов, а в Армении – двадцать.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Армения – колоритная страна с неповторимыми горными пейзажами, самобытной культурой и невероятно гостеприимными жителями. Рассматривая юрисдикцию в качестве страны для ведения бизнеса и постоянного проживания, иностранцы должны учитывать колоссальные изменения в законодательных актах, прямо влияющих на повышение благополучия страны. Меры современного правительства прямо направлены на привлечение большого потока инвестиций через создание благоприятной бизнес-среды в стране.


Сегодня поговорим о налогообложении компаний в Армении, в частности, кто и сколько должен платить за акции, земельные участки и по декларациям согласно годовому обороту.

Налоги в Армении 2019: правила оплаты акциза

Иностранцам, желающим вести собственный бизнес на армянской территории, важно ознакомиться с категориями юридических и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые обязаны оплачивать акцизный налог.

Налог в Армении под названием акциз уплачивается всеми субъектами коммерческой деятельности, которые импортируют, производят (например, разлив в бутылки или иным способом) либо отчуждают товары, облагаемые таким налогом (в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» или из государств-членов Евразийского экономического союза). Оплате акциза подлежит подача сжатого природного газа на АГНКС.

Базой для начисления акцизного налога в Армении является цена/таможенная стоимость вышеуказанной продукции/товаров либо общий объем/количество, которые выражаются в единицах. Также расчетной суммой может служить розничная цена, указанная на упаковке товаров.

Важно! Таможенная стоимость берется за основу при условии ввоза товаров/продукции из стран-участников Евразийского экономического союза.

Акцизный налог в Армении оплачивается с товаров, которые в обязательном порядке маркируются. Перечень такой продукции указан в Налоговом кодексе Республики Армения.

Взносы оплачиваются юридическими и физическими лицами ежемесячно – до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Именно в этот период расчетная сумма передается в налоговые органы страны.

Для товаров, ввозимых в Армению в соответствии с таможенной процедурой «выпуска для внутреннего потребления», сумма акцизного налога в Армении уплачивается до выпуска товаров. Одновременно для продукции, ввозимой в Армению из государств-членов Евразийского экономического союза, сумма акцизного налога уплачивается до 20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчетный период – срок, когда осуществлялся импорт продукции, подлежащей оплате акциза. Исключением являются маркированные товары, налог с которых уплачивается до момента выпуска таможенными органами.

Экспорт товаров, облагаемых акцизным налогом в соответствии с «экспортной» таможенной процедурой, а также их транспортировка в другие государства-члены ЕАЭС предусматривает полное освобождение от акцизного налога в Армении.

В перечне товаров/продукции, подлежащих уплате акциза в Армении:

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • горюче-смазочные материалы (в том числе бензин, промышленные заменители нефти под давлением и дизельное топливо);
  • пиво, вина, спиртные напитки (исключение – коньячный спирт);
  • природный газ;
  • другие углеводороды.

Не подлежит уплате акцизного налога природный газ, который не рассматривается как находящийся под давлением.

Налоги в Армении 2019: налог на имущество

Налог на имущество в Армении не зависит от наличия или отсутствия доходов от хозяйственной деятельности, рассчитывается исключительно согласно размерам личного имущества налогоплательщиков.

Подобные начисления обязаны уплачивать созданные в Армении организации резидентов и нерезидентов, открытые армянами в других странах мира организации, международные компании с представительствами Армении или за ее пределами (если владелец – резидент Армении), частные лица независимо от статуса резидента или нерезидента.

Иностранцам, планирующим ведение бизнеса в Армении либо постоянное проживание в южно-кавказском государстве, следует помнить, что отсутствие формальной регистрации права собственности на строящиеся объекты или несанкционированные сооружения не служат основанием для освобождения оплаты налога на имущество в Армении.

В перечне налогооблагаемых объектов:

  • жилая недвижимость (квартиры, виллы и др.);
  • здания производственного назначения;
  • строящиеся сооружения, в том числе незавершенные гаражи, дачи;
  • транспортные средства – автомобили, водные и четырехколесные мотоциклы, снегоходы.

Налог на имущество в Армении в 2019-м году рассчитывается по кадастровой стоимости объекта налогообложения. Если речь идет о транспортных средствах, сумма и ставка налога зависит от объема двигателя и лошадиных сил.

Резиденты и нерезиденты обязаны ежегодно уплачивать налог на имущество в Армении по следующим ставкам:

·; до 3 млн. AMD – 0%;

·; до 10 млн. AMD – 100 AMD +0.1% от суммы более 3 млн. AMD;

·; 20-30 млн. AMD – 7 100 AMD + 0.2% от суммы свыше 20 млн. AMD;

·; 30-40 млн. AMD – 67 100 AMD + 0.6% от суммы свыше 30 млн. AMD;

·; cвыше 40 млн. AMD – 127 100 AMD +1.0% от суммы свыше 40 млн. AMD

·; 1-120 л.с. – 200 AMD за лошадиную силу

·; 121-250 л.с. – 300 AMD за лошадиную силу + 1000 AMD за каждую л.с. выше 150;

·; свыше 251 л.с. – 500 AMD за лошадиную силу + 1000 AMD за каждую л.с. выше 150.

·; свыше 251 л.с. – 500 AMD +1 000 AMD за каждую л.с. выше 150 л.с.

Налоги в Армении 2019: когда платить налог на имущество?

Согласно Налоговому кодексу РА, налог на имущество в Армении в 2019-м году допускает добровольную подачу деклараций до 01,10 отчетного (календарного) года. Однако на местные власти возлагается обязательство уведомлять физических и юридических лиц о сумме начисленных налогов, подлежащих обязательному взносу в государственный бюджет.

Налог на имущество в Армении вносится до 1 декабря отчетного года (физическими лицами), до 20 числа следующего за отчетным месяца – организациями (в этом случае отчетным периодом будет полугодие).

В отношении данного вида налогов законодательство Армении предусматривает некоторые виды льгот. А именно:

  • 0% для объектов, кадастровая стоимость которых не превышает 3 млн. AMD;
  • 0% для имущества операторов или организаторов свободных экономических зон Армении
  • снижение суммы налога с каждым годом использования транспортного средства после трехлетней эксплуатации (на 10% с каждым годом, но не более 50% от суммы налога).

Налоги в Армении 2019: земельные участки в армянской юрисдикции и налогообложение земли

Иностранцам, желающим получить гражданство и/или вести деятельность в армянской юрисдикции, следует знать, что нерезидентам крайне сложно приобрести земельный участок в Армении без специального разрешения. Если с жилой или коммерческой недвижимостью проблем нет, то фонд земли требует специальных разрешений. Например, под индивидуальное жилищное строительство или будущую сельскохозяйственную деятельность.

В обоих случаях собственник земельного участка становится налогоплательщиком и обязан вносить ежегодные взносы в казну государства. Если земля арендована, земельный налог в Армении должен оплачивать арендодатель.

Взнос представляет собой фиксированный ежегодный сбор за единицу площади земли, который не зависит от коммерческой или другой деятельности плательщиков.

Налогооблагаемой базой служит кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий или земель, не принадлежащих к фонду сельского хозяйства. В Армении применяются следующие ставки:

  • жилье в поселках и на приусадебных участках – 15% от кадастровой стоимости;
  • земли, используемые в промышленности, для транспорта или внутри населенных пунктов – 1%;
  • участки под коммуникациями, армейскими базами, водохранилищами за пределами населенных пунктов – 0,5%;
  • участки лесного фонда (неиспользуемые земли) – 1%;
    прочие – 1%.

Отчетным периодом по земельному налогу в Армении, подлежащему уплате физическими лицами, является календарный год. Местные власти обязаны направлять уведомления о размере налоговых обязательств каждому налогоплательщику. Годовой размер земельного налога уплачивается физическими лицами двумя равными частями: 1-й взнос должен быть уплачен до 15 ноября отчетного периода, 2-й взнос – до 15 апреля следующего года (отчетный период – полугодие).

Соответствующие декларации должны быть представлены до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодовым периодом.

Земельный налог в Армении в 2019-м году предусматривает следующие льготы:

  • если площадь вновь засаженных, молодых виноградников и фруктовых садов равна 0,1 га или больше, земельный налог за такие земли уплачиваться не будет до полного плодоношения саженцев;
  • для тех земель, которые используются исключительно в научных и образовательных целях, а также в целях тестирования сортов сельскохозяйственных и лесных культур, земельный налог уплачивается в размере 50%.

Налоги в Армении 2019: налог с оборота и патентный налог в армянском государстве

Иностранным бизнесменам и инвесторам важно знать, что армянское законодательство предусматривает специальные режимы налогообложения, которые позволяют снизить фискальную нагрузку на предприятие. Достойный пример – патентный налог в Армении, который служит альтернативой налога на прибыль или НДС для юридических лиц, либо только НДС для индивидуальных предпринимателей.

В рамках такого режима налогообложения в Армении:

  • взнос начисляется за каждый месяц периода, который указан в поданной организацией или ИП декларации;
  • пошлина варьируется по географическому расположению района, где реализовывается деятельность компании, умножается на исходные данные с учетом корректировок согласно Налоговому кодексу РА;
  • коэффициент корректировки обычно составляет 1, если отчетный период – 1 месяц.

Налоги в Армении 2019: налог с оборота

Налог с оборота в Армении – еще один режим льготного налогообложения для компаний, зарегистрированных в государстве. Исключением являются только предприятия на территории СЭЗ Армении. В рамках такой системы налогообложения:

  • статус такого налогоплательщика могут приобрести ИП, нотариусы и коммерческие организации-резиденты Армении после подачи соответствующего заявления (кроме компаний, выручка которых в предыдущем году составляет более 58,35 млн. AMD);
  • в перечне ограничений на присвоение налогоплательщика с оборота также:
  1. плательщики патентного налога;
  2. плательщики акцизного налога в Армении;
  3. организации и ИП с деятельностью в сфере финансовых, страховых, инвестиционных, аудиторских услуг;
  4. аффилированные компании;
  5. стороны соглашения о создании совместного предприятия, агентского договора на поставку товаров;
  6. налогоплательщики с нарушениями в использовании ККМ в течение предыдущего года.
  • налог с оборота в Армении полностью заменяет налог на прибыль или НДС для ИП, организаций, нотариусов;
  • сумма взноса рассчитывается конкретной ставкой, применяемой к сумме оборота компании/ИП (возможны некоторые вычеты);
  • налог с оборота в Армении разрешен предпринимателям, осуществляющим деятельность через членов своей семьи.

Учитывая последний пункт, обратим внимание иностранных инвесторов на систему семейного предпринимательства в Армении. Воспользоваться таким видом налогообложения микро-бизнеса вправе ИП, которые:

  • имеют доход не выше 18 млн. AMD в год;
  • самозанятые граждане с годовым доходом до 9 млн. AMD;
  • граждане, участвующие в деятельности коммерческих организаций-резидентов, уставный капитал которых распределен между членами семьи или принадлежит одному члену семьи.

Система семейного предпринимательства недоступна компаниям, занятым в импорте товаров на территорию Армении, сниженная ставка налогов может применяться при соблюдении определенных критериев.

Налог в Армении для микро-бизнеса рассчитывается следующим образом:

  • торговая и производственная деятельность – 3,5% (сниженная – 1,5%);
  • продажа газет издателями, нотариальная деятельность, доходы от аренды, проценты, роялти, отчуждение недвижимости – 25%;
  • организация лотереи и общепит – 20%;
  • продажа других активов, привлеченных плательщиками налога с оборота в общепите – 5%.

Кстати, уже с 2020-го года правительство Армении планирует ввести новое понятие – микро-предприниматель. Такой статус и льготы в налогообложении смогут получать юридические и физические лица, за исключением субъектов, осуществляющих торговую деятельность на ярмарках, в торговых центрах или вне Еревана.

Остались вопросы? Пишите нашим специалистам на электронный адрес info@offshore-pro.info. Мы поможем правильно подобрать режим налогообложения, чтобы налоги в Армении не повышали эксплуатационные и административные расходы вашего бизнеса.

Как платится акцизный налог на территории Армении?

Акциз должны платить все компании, ведущие подакцизную деятельность на территории Армении. Если продукция для производства ввозится из стран-участниц ЕАЭС, за основу берется таможенная стоимость товаров, в противном случае основой служит розничная или оптовая цена продукции. Акцизный налог Армении уплачивается в бюджет государства ежемесячно, до 20 числа месяца, который следует за отчетным. Для импортных товаров за основу берется срок ввоза продукции, по стоимости которой рассчитывается сумма акциза. При экспорте акцизной продукции в страны ЕАЭС компания полностью освобождается от уплаты такого налога (плательщиком выступает принимающая акцизный товар сторона).

Какие категории налоговых резидентов должны платить налог на имущество в Армении?

В ближайшее время правительство Армении планирует пересмотреть ставки налога на имущество, но в 2020-м году они остались на прежнем уровне. Такой сбор в казну государства оплачивают:
владельцы жилой недвижимости определенной квадратуры;
собственники производственных помещений;
владельцы транспортных средств – авто, мото на 4 колеса, снегоходов и водных мотоциклов;
собственники строящихся коммерческих или милый объектов (дач, гаражей, офисов, складов, цехов и др.).
Ставка налога на имущество в Армении в данный момент зависит от кадастровой стоимости – от нее рассчитывается окончательная сумма взноса (фиксированный размер плюс процент на сумму свыше этого размера).

Какими льготами можно воспользоваться владельцам недвижимого и движимого имущества в Армении?

Отметим, что налог на имущество уплачивается в бюджет страны до 20 декабря текущего года, если владелец физическое лицо, до 20 января следующего за отчетным года – для юридических лиц и разнообразных организаций. Налоговыми льготами могут пользоваться владельцы такого движимого и недвижимого имущества:объектов с кадастровой стоимостью до 3 млн. армянских драмов;
имущества в собственности компаний, которые являются операторами СЭЗ Армении;
транспорта после 3 лет эксплуатации (постепенное снижение ставки с каждым годом использования автомобиля, катера, мотоцикла или снегохода).
Ставка налога на землю варьируется от 0,5 до 1%, в зависимости от принадлежности к конкретному фонду.


Налоги, применяемые в Республике Армения

Государственные налоги

  • налог на прибыль,
  • подоходный налог,
  • акцизный налог,
  • налог на добавленную стоимость,
  • экологический налог,
  • Дорожный налог,
  • налог с оборота

Տեղական հարկերն են.

  • налог на недвижимость
  • налог на имущество транспортных средств

Сборы, применяемые в РА

а) Государственные платежи,государственная пошлина, плата за природопользование, социальные выплаты, разрешение на использование радиочастоты (продление срока действия) обязательный платеж и обязательный платеж, обязательный платеж за регулирование общественных услуг, пенсионный взнос

б) местные сборы ( местный долг, местный сбор):

Действующие в Армении системы налогообложения

В Республике Армения применяются следующие налоговые процедуры

а) Общая процедура налогообложения.

В этом случае налогоплательщики обычно рассчитывают и платят свои налоги, налог на добавленную стоимость или налог на прибыль.

б) Специальные налоговые системы.

  • Налог с оборота,в случае чего налогоплательщики в результате своей деятельности рассчитывают и платят налог с оборота, который заменяет:

а) НДС или налог на прибыль для коммерческих организаций

б) НДС для индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

  • Система налогообложения микропредприятий, при которой налогоплательщик, осуществляя соответствующую деятельность, определенную законом, освобождается от всех видов государственных налогов, связанных с предпринимательством.

В случае специальных систем налогообложения обычно легче рассчитывать и платить налоги.

Налог с оборота

Оборот налогоплательщиков.

Плательщиками являются коммерческие организации, индивидуальные предприниматели и нотариусы, оборот которых в прошлом году не превышал 115 млн драмов.

Кстати, оборот продаж включает оборот продаж, относящийся к видам деятельности, осуществляемым по патентному налогу и в рамках специальных систем налогообложения для налогообложения семейного бизнеса.

Шаги необходимо считать налогоплательщиком оборота.

Для того, чтобы считаться налогоплательщиком оборота, единоличный собственник, организация и нотариус должны представить в налоговый орган заявление о месте их регистрации в качестве плательщика налога с оборота.

Кого нельзя считать налогоплательщиком с оборота?

  • Патентные налогоплательщики по этим видам деятельности.
  • акцизные налогоплательщики ․
  • Банки, кредитные, страховые, инвестиционные организации, ломбарды, валютные трейдеры, валютно-дилерские брокерские трейдеры, инвестиционные фонды, управляющие фондами, платежные и расчетные организации, аудиторские организации, казино и игорные организации.
  • Организации, которые совершили третье нарушение правил работы кассового аппарата в течение налогового года и с даты регистрации нарушения УЦ до конца налогового года, следующего за налоговым годом, включенным в этот день ․
  • Организации и индивидуальные предприниматели Соглашения о совместном предприятии, а также Агентство по поставке товаров и поставке товаров Агентству от имени Агента.
  • По решению главы налогового органа организации считаются взаимосвязанными и частными предприятиями, если общий оборот продаж всех признанных коммерческих организаций и частных лиц в течение предыдущего налогового года или всех видов деятельности в течение текущего налогового года превышает 58,35 млн. Драмов.
  • Организованные организации и частные лица, за исключением случаев, когда их дочерние организации или физические лица представили налоговую декларацию в налоговый орган после даты подачи заявления и даты подачи заявления, фактически не действовали после этой даты.

Ставка налога с оборота.



  • Объектом налога с продаж является налог с оборота.
  • Оборот налогоплательщиков не обязан подтверждать свои достижения документами.

Особенности налогообложения лиц, получающих доходы от коммерческой деятельности.

  • Те, кто обосновывает свою прибыль, получат возможность уменьшить сумму налога на 4% от стоимости документа, но сумма налога, рассчитанная за отчетный период, не может составлять менее 1,5% от выручки за период.
  • Расходы включают сумму таможенной пошлины, НДС, акцизного или экологического налога, уплаченного за товары, приобретенные или импортированные для немедленной продажи.
  • Документ, подтверждающий расходы, также считается кассовым чеком, если в квитанции указан номер НДС организации покупателя или индивидуального предпринимателя.

Кстати: В случае коммерческой деятельности не подлежащая вычету часть суммы налога может быть уменьшена в следующих кварталах.

Особенности налогообложения лиц, получающих доходы от предприятий общественного питания.

  • Те, кто обосновывает свои расходы на общественное питание, смогут уменьшить сумму налога на документы на 3%, но сумма налога, рассчитанная за отчетный период, не может составлять менее 4% от выручки от деятельности общественного питания за этот период.
  • Расходы также включают в себя сумму таможенной пошлины, НДС, акцизного налога или экологического налога, уплаченного за приобретенные или импортированные товары.
  • Расходы не включают стоимость приобретения или строительства основных средств, капитальные и текущие расходы на основные средства и амортизационные отчисления основных средств и нематериальных активов, а также расходы на их приобретение в случае отчуждения других не кулинарных активов.

Кстати,невозможно уменьшить не вычитаемую часть суммы налога в следующих кварталах.

Отчетный период и уплата налога.

Ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за кварталом.

Другие положения

  • Покупатели (пользователи услуг) списывают расчетные документы в порядке, установленном законодательством.
  • В написанных ими расчетных документах не указывается ставка и сумма НДС,
  • Освобождены от обязанности по уплате 20% подоходного налога с товаров, приобретенных по необоснованным документам в качестве налогового агента.
  • Индивидуальные предприниматели и нотариусы рассчитывают налог на прибыль в размере 5000 драмов в месяц, который они платят до 20 апреля года, следующего за данным налоговым годом, в том числе:
  • Информация о ежеквартальной сумме снятия наличных включается в расчет налога с оборота.
  • Если общая налоговая система переносится из системы налога с оборота, 25-кратное снижение стоимости покупки товаров уменьшается с валового дохода отчетного периода, который включает переход от системы налогообложения оборота к общему дню налогообложения.

Система микропредприятий (Налоговый кодекс РА, глава 56)

С 1 января 2020 года субъектом микропредприятий можно считать жилые коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, оборот которых по всем видам деятельности за предыдущий календарный год без учета НДС не превышал 24,0 млн. драмов.

Кстати, оборот продаж также включает оборот оборота, относящийся к видам деятельности, осуществляемой в рамках системы налогообложения оборота.

Чтобы считаться субъектом микропредприятия, индивидуальные предприниматели и организации должны подать в налоговый орган заявление о месте регистрации, кроме того, если оно считается субъектом микропредприятия.

  • Действующие индивидуальные предприниматели и организации должны подавать заявку на каждый год до 20 февраля этого года.
  • Недавно зарегистрированные индивидуальные предприниматели должны подать заявление со дня государственной регистрации до 20-го числа следующего за этим днем.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, которые прекратили свою деятельность до 20 февраля налогового года, должны представить свои декларации на 20-й день, следующий за днем ​​возобновления деятельности.
  • Индивидуальные предприниматели, которые были сняты с регистрации до начала налогового года, должны вновь подать заявление до 20-го дня, следующего за днем ​​регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
  • Для перерегистрации в качестве индивидуального предпринимателя в конкретном налоговом году индивидуальные предприниматели, которые были сняты с учета в течение налогового года, должны повторно подать заявление до 20-го дня, следующего за днем ​​регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Кого нельзя считать микропредприятиями?

1. Избирательная деятельность.

  • Физические лица, занимающиеся коммерческой (куплей-продажей) деятельностью на территории города Еревана.
  • Лица, занимающиеся коммерческой (покупательско-сбытовой) деятельностью на ярмарках в регионах Республики Армения, в торговых центрах и местах проведения торгов.

Для информации: согласно Закону РА о торговле и услугах.

-Торговым центромсчитается,комплексом общественных общепита и развлекательных заведений, расположенных в одном законченном здании или соединенных друг с другом в целостном здании или соединенных постоянными (стационарными) переходами, которые также заняты организатором торгового места.

-С точки зрения осуществления торговли, территория рассматриваемая организатором торговой площадки в целом, управляется, разделяется, строится, меблируется, с двумя или более торговыми площадками, где могут быть предоставлены зоны общественного питания и другие услуги.

-Ярмарка (рынок) - это рыночное мероприятие, организованное по субботам, воскресеньям и праздничным дням в отведенном для этого месте, где продажа осуществляется юридическими и физическими лицами.

  • Лица, занимающиеся коммерческим (покупка и продажа) авто для личного пользования.
  • Лица, занимающиеся коммерческой (покупательской) деятельностью в рамках электронной коммерции;

ВНИМАНИЕ: Лица, занимающиеся коммерческой деятельностью (покупка и продажа) за пределами ярмарок, торговых центров и торговых центров регионов Республики Армения, которые осуществляли сделки по поставке товаров другим организациям или индивидуальным предпринимателям, не могут считаться субъектами микропредприятия.

2. Финансово-кредитная деятельность

  • Банки, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные компании, специализированные участники фондового рынка, ломбарды, валютные трейдеры, валютно-дилерские брокеры, инвестиционные фонды, управляющие фондами, лотерейные организации, нотариусы, казино, казино организаторы организации.

3. Услуги

  • Консультативный, юридический, бухгалтерский учет, аудит, инжиниринг, реклама, дизайн, маркетинг, перевод, экспертиза, медицинские, стоматологические услуги, обработка информации (включая сбор и обобщение информации)
  • те, кто выполняет аналогичную работу или предоставляет аналогичные услуги для работ или услуг, упомянутых в вышеупомянутом подпункте;

Для информации:Характер работ или услуг определяется министром экономики РА 19.09.2013. В соответствии с классификаторами видов экономической деятельности утверждены приказом N874-N.

4. Общественное питание

-Те, кто осуществляет деятельность в сфере общественного питания в пределах административных границ города Еревана.

5. Деятельность, определенная статьями 19.7 и 19.8 Закона РА о государственных пошлинах.

-Организации, эксплуатирующие межрегиональные, внутрирегиональные и внутригородские маршруты или организующие пассажирские перевозки легковыми легковыми автомобилями и индивидуальными предпринимателями в рамках этих видов деятельности.

-Управляемые монетами (или) монетные торговые автоматы с продуктами питания, а также организации, организующие игры (за исключением выигрышных игр и казино) с помощью монетных автоматов, и индивидуальные предприниматели в отношении этих видов деятельности.

6. Связанные лица

-В соответствии с решением главы налогового органа, организации считаются аффилированными с ФА, если общее количество взаимосвязанных коммерческих организаций и общие налоговые поступления за предыдущие финансовые годы или текущие налоговые и другие доходы превышают 24 млн. Драмов.

-Организованные и неаффилированные организации, за исключением случаев, когда их аффилированные организации (или физические лица) подали заявление в налоговый орган после даты подачи заявления, а в случае указания в объявлении другого дня прекращения деятельности, фактической активности после этого дня нет. осуществляется.

7. Организации, допустившие третье нарушение правил работы кассового аппарата в течение налогового года и даты налогового года, следующего за налоговым годом, с даты регистрации нарушения УЦ до этого дня ․

8. Организации и физические лица, являющиеся сторонами договора о совместной деятельности, а также условия договора на поставку товара, комиссионное вознаграждение или поставку товара от имени агента.

Оплата налогов и сборов

  1. Субъекты микропредприятий освобождаются от всех государственных налогов (НДС, налог на прибыль, подоходный налог, налог с оборота), взимаемых с микропредприятий.
  2. Субъекты микропредприятия не выпускаются.
  3. От обязанности исчислять налоги и платить в государственный бюджет в порядке, установленном для товаров, ввозимых в Республику Армения (в том числе из стран ЕАЭС).
  4. От обязанности платить из государственного бюджета за исчисление экологических или дорожных налогов,
  5. От обязанности платить подоходный налог в размере 5000 драм в месяц за каждого нанятого члена микропредприятия.

Внимание:Для работника, нанятого микропредприятием в качестве налогового агента, социальные выплаты и гербовые выплаты рассчитываютсяи выплачиваются в соответствии с законом.

Подача налоговых расчетов.

Организации и частные предприятия, которые считаются субъектами микропредприятий.

  1. За каждый отчетный год до 1 февраля года, следующего за отчетным, налоговый орган представляет отчет об обороте по всем видам деятельности.
  2. До 20 числа каждого месяца, следующего за каждым отчетным месяцем, они представляют расчет подоходного налога для наемного работника, участвующего в микропредприятии.
  3. В случае, если налогоплательщиком считается акцизный налог, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, включая налоговый орган, представляется единый расчет акцизного налога по НДС.
  4. В случае списания налоговой накладной по ошибке они представляют единый расчет акцизного налога с НДС, отражающий сумму отделенного НДС.
  5. В случае уплаты экологического налога и платы за природопользование предоставляется совместный расчет налога за экологический налог и плату за природопользование.
  6. В случае ввоза товаров со статусом ЕАЭС из стран-членов ЕАЭС на территорию Республики Армения налоговые органы представляют документы, определенные законодательством (Налоговый кодекс РА, статья 7).

Другие положения

  • не являются налоговыми агентами,
  • не пишите налоговые накладные,
  • Покупатели (пользователи услуг) списывают расчетные документы в порядке, установленном законодательством.
  • Несоответствующие предприниматели несут ответственность за использование кассовых аппаратов, если они не соответствуют правилам использования кассовых аппаратов.

Лица, которые не становятся индивидуальными предпринимателями, могут считаться субъектами микропредпринимательства, если ․

  • В течение предыдущего календарного года оборот товаров,предоставленных услуг по всем видам деятельности, не превышал 24,0 млн. Драмов.

Кстати։Если работающий не по найму человек зарегистрирован в другом месте как наемный работник, доход от работы, выполненной в качестве наемного работника, не включается в вышеупомянутый оборот продаж.

  • не использовать работу других лиц, которые не являются единоличными владельцами, для осуществления своей деятельности;
  • не являются сторонами соглашения о совместном предприятии, за исключением производства сельскохозяйственной продукции.
  • Деятельность осуществляется исключительно через одно место, за исключением видов деятельности, которые в силу своего характера не имеют постоянного места осуществления.

Шаги, необходимые для получения лицензии, должны рассматриваться как субъект микропредприятия.

  • Субъектом микропредприятия считается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, если налоговый орган подал заявление, которое считается субъектом микропредприятия, путем голосования, утвержденного налоговым органом.
  • Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, должно подать заявление о том, что оно считается субъектом микропредприятия на период времени (за любой отчетный месяц или более одного отчетного месяца или налогового года или налоговых лет) в течение налогового года до или после такой деятельности.
  • Лицензия, считающаяся субъектом микропредприятия, выдается физическому лицу налоговым органом в течение одного рабочего дня, следующего за днем ​​подачи заявления.

Другие положения:

Физические лица, которые считаются субъектами микропредприятий.

  • Они не являются налоговыми агентами и не пишут налоговые накладные
  • списывать расчетные документы в порядке, установленном законодательством,
  • Налоговые органы не представляют отчеты (расчеты, декларации, информацию) о видах деятельности микропредприятия.
  • Государственный бюджет Республики Армения уплачивает налог на добавленную стоимость и акциз, подлежащие уплате таможенным или налоговым органам при ввозе товаров на территорию Республики Армении

Читайте также: