Налог на недвижимость 2011

Опубликовано: 26.04.2024


Начальник отдела имущественных налогов УФНС России по Московской области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
Морозов В.А. Лащёнов А.В.

20 августа 2012 года в 12-00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с и.о. руководителя УФНС России по Московской области, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса – Морозовым Вячеславом Анатольевичем, начальником отдела имущественных налогов УФНС России по Московской области, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса – Лащёновым Алексеем Васильевичем.

Ведущий интернет-интервью: Гусев Константин Юрьевич (Информационное агентство "ГАРАНТ")

Тема интернет-интервью: "Уплата налогов на имущество физических лиц за 2011 год в Московской области".

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить наших гостей: Морозов Вячеслав Анатольевич – и.о. руководителя УФНС России по Московской области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и Лащёнов Алексей Васильевич – начальник отдела имущественных налогов УФНС России по Московской области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса.

Уважаемые гости, позвольте поблагодарить Вас за то, что вы нашли время прийти в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашим уважаемым гостям.
Первый вопрос Вам, Вячеслав Анатольевич! Что вообще такое единое налоговое уведомление?

Морозов В.А.: В настоящее время УФНС России по Московской области проводит кампанию по массовому (более 4,2 млн) направлению налогоплательщикам налоговых уведомлений для реализации ими обязанности по уплате имущественных налогов (транспортного и земельного налогов, налогов на имущество физических лиц) за 2011 год.

В соответствии с приказом ФНС России от 5 октября 2010 г. № ММВ-7-11/479@ "Об утверждении формы налогового уведомления" формирование налогового уведомления производится в зависимости от наличия у физического лица объектов налогообложения по одному налогу или нескольким налогам, подлежащим уплате (земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц). Форма налогового уведомления позволяет в одном уведомлении отразить все обязательства налогоплательщика по указанным налогам.

Такое налоговое уведомление – это, по сути, визуализированный расчет обязательств физического лица, произведенный налоговым органом. Как и раньше, новая форма содержит информацию об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговой ставке, сумме налога, сумме льгот, сроке уплаты налога.
Преимущество новой формы налогового уведомления состоит в том, что она позволяет налогоплательщику увидеть в одном документе информацию по всем налоговым обязательствам и суммам налогов, которые он должен уплатить.

Ведущий: Каковы сроки уплаты налогов за 2011 год по имуществу, расположенному на территории Московской области? Где можно получить информацию о ставках и льготах по имущественным налогам?

Морозов В.А.: В отношении сроков уплаты имущественных налогов физических лиц Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ были внесены изменения в налоговое законодательство, действующие с 1 января 2011 года.

На основании новой редакции п. 9 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" срок уплаты налога установлен не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, налог на имущество физических лиц за 2011 год они должны будут уплатить на основании налоговых уведомлений не позднее 1 ноября 2012 года.

В отношении транспортного налога Законом Московской области от 26 ноября 2010 г. № 148/2010-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О транспортном налоге в Московской области" срок уплаты налога установлен не ранее 10 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обращу внимание, что в этом году 10 ноября приходится на нерабочий день и подлежит переносу на ближайший рабочий день в соответствии со ст. 6.1 НК РФ. Таким образом, налог за 2011 год физические лица должны будут уплатить не позднее 12 ноября 2012 года.

Что касается сроков уплаты земельного налога, на основании ст. 397 НК РФ срок уплаты для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливается муниципальными правовыми актами в отношении земель на соответствующей территории. Так, в Московской области, как правило, муниципалитетами установлен срок уплаты налога – не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть срок уплаты налога за 2011 год – не позднее 1 ноября 2012 года. Справочную информацию о ставках и льготах по имущественным налогам можно получить на Интернет-сервисе ФНС России "Имущественные налоги: ставки и льготы".

Ведущий: Алексей Васильевич, когда налогоплательщики получат налоговые уведомления за 2011 год?

Лащёнов А.В.: Как я уже говорил, более 4,2 млн налоговых уведомлений планируется разослать по налогоплательщикам Московской области. Поэтому в соответствии с приказом ФНС России от 25 февраля 2009 г. № ММ-7-6/86@ УФНС России по Московской области организована массовая печать и направление налоговых уведомлений.

Доставка уведомлений осуществляется через почтовое отделение ФГУП "Почта России" заказными письмами. На почтовом конверте указывается обратный адрес Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, которая выполняла распечатку уведомлений, сформированных налоговыми инспекциями Московской области.

По состоянию на 1 августа 2012 года налогоплательщикам Подмосковья уже было направлено более 3,161 млн налоговых уведомлений, что составляет 72% от общего запланированного объема за 2011 год. До конца августа 2012 года график направления налогоплательщикам налоговых уведомлений был полностью реализован.

Ведущий: Суммируются ли налоги за все имущество в целом или налог на каждый вид имущества начисляется и оплачивается отдельно? Как быть, если имущество зарегистрировано в разных ИФНС, например, дачный участок в поселении, а квартира в городе?

Лащёнов А.В.: Зачисление в бюджет суммы каждого из имущественных налогов осуществляется по отдельному коду бюджетной классификации. Таким образом, по каждому имущественному налогу оплата производится отдельно.

Следует иметь в виду, что если физическое лицо имеет по одному налогу несколько объектов налогообложения (например, два земельных участка), администрируемых одним налоговым органом, то в данном случае будет сформирован один платежный документ на уплату суммы налога, исчисленной в отношении указанных объектов.

Также необходимо понимать, что из каждого муниципального образования (муниципального района или городского округа) по месту нахождения объекта налогообложения должно прийти налоговое уведомление отдельно. При этом одно уведомление налоговым органом будет направлено в том случае, если объекты налогообложения, принадлежащие физическому лицу, находятся в введении одной налоговой инспекции (например, межрайонная налоговая инспекция, которая обслуживает территорию нескольких муниципальных районов, где расположено налогооблагаемое имущество).

Ведущий: Как быть, если налоговое уведомление за налогооблагаемое имущество не получено или в уведомлении содержатся некорректные сведения (например, о наличии у налогоплательщика имущества, которое им было отчуждено)?

Лащёнов А.В.: Если в налоговом уведомлении Вы обнаружили неточности или некорректную информацию о принадлежащем Вам имуществе либо не обнаружили сведений о приобретенном Вами имуществе, возможно заполнение формы типового заявления, прилагаемую к налоговому уведомлению, и отправка заявления одним из удобных для налогоплательщика способов:

  • в электронной форме через Интернет-сайт УФНС России по Московской области (рубрика "Интерактивная приемная по вопросам налогообложения имущества физических лиц");
  • почтовым сообщением;
  • через специализированный ящик для корреспонденции в налоговой инспекции.

Вы можете подать заявление в любую налоговую инспекцию, действующую на территории Московской области (как в инспекцию, которая формировала налоговое уведомление по месту нахождения налогооблагаемого имущества, так и в любую другую инспекцию, например, ближайшую к Вашему месту жительства, учебы или работы).

В форме заявления предусмотрено три раздела:
1. "Объект налогообложения, сведения о котором содержатся в налоговом уведомлении, не принадлежит мне на праве собственности, владения, пользования". В данном разделе налогоплательщик может указать сведения об объектах, которые отражены в налоговом уведомлении, но уже отчуждены налогоплательщиком, либо никогда не были у него в собственности, владении, пользовании.
2. "В налоговом уведомлении отсутствуют сведения об объектах налогообложения". В данном разделе указывается информация о тех объектах, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности, владении, пользования, но в налоговом уведомлении они не отражены и по ним не исчислен налог.
3. "В налоговом уведомлении приведены неверные данные". В данном разделе указывается информация об объекте налогообложения, отраженном в налоговом уведомлении, в характеристиках которого обнаружена ошибка, например, неправильно указана налоговая база (мощность транспортного средства, кадастровая стоимость земельного участка, инвентаризационная стоимость имущества), доля в праве на объект налогообложения, период владения объектом и т.д.

Налоговые органы, получая заявления, рассматривают их в общем порядке в сроки, установленные для рассмотрения обращений граждан. В первую очередь уточняется информация, указанная в заявлении, по базе данных налоговых органов. В случае если произошла техническая ошибка, она исправляется, о чем сообщается налогоплательщику. В случае если ошибка повлияла на сумму налога, налоговые органы делают перерасчет суммы налога и направляют новое налоговое уведомление в адрес налогоплательщика.

При отсутствии информации в базе данных налогового органа или несоответствии информации, указанной в Заявлении, сведениям, содержащимся в базе данных налогового органа, налоговый орган направляет запрос в регистрирующие органы, предоставившие информацию, на основании которой исчислен налог. После получения ответа от указанных органов, подтверждающего данные налогоплательщика, в базу данных налогового органа вносятся соответствующие изменения и направляется ответ заявителю.

Если изменения, внесенные в базу данных налогового органа, влияют на сумму налога, налоговый орган осуществляет перерасчет и формирует новое налоговое уведомление, которое направляется вместе с ответом в адрес налогоплательщика.

В случае если налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налог вам не был исчислен по каким-либо причинам (например, отсутствия в налоговом органе сведений о находящемся в собственности физического лица недвижимом имуществе и транспортных средствах), налоговый орган при получении таких сведений вправе производить перерасчет налога за три года, предшествующих году направления налогового уведомления. То есть налогоплательщик, вовремя не обратившийся в налоговый орган с вопросом о неполучении налогового уведомления, может получить его в следующем налоговом периоде, но уже не за один год, а за два или три, в зависимости от года приобретения имущества.

Ведущий: Что делать, если приходит ошибочное налоговое уведомление (указан неверный адрес или перечень имущества)? Куда обращаться?

Лащёнов А.В.: По форме заявления, направленной вместе с налоговым уведомлением, можно сообщать и о проблемах неверного направления налогового уведомления (в разделе "дополнительная информация").

Ведущий: Алексей Васильевич, если налог не исчисляется налоговым органом в связи с отсутствием информации о находящемся в собственности физического лица недвижимом имуществе или транспортных средствах?

Лащёнов А.В.: В случае если налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налог Вам не был исчислен по каким-либо причинам (например, отсутствия в налоговом органе сведений о находящемся в собственности физического лица недвижимом имуществе и транспортных средствах), налоговый орган при получении таких сведений вправе производить перерасчет налога за три года, предшествующих году направления налогового уведомления.

То есть налогоплательщик, вовремя не обратившийся в налоговый орган с вопросом о неполучении налогового уведомления, может получить его в следующем налоговом периоде, но уже не за один год, а за два или три, в зависимости от года приобретения имущества.

Ведущий: В собственности есть приватизированная квартира, однако в связи с переездом на другое место жительство налоговое уведомление не приходит по новому адресу. Можно ли обеспечить доставку налогового уведомления по актуальному адресу?

Лащёнов А.В.: В соответствии со ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии со ст. 11 НК РФ место жительства физического лица – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством.

В целях постановки на учет физических лиц налоговые органы в качестве документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, используют документы, выданные органами регистрационного учета (к которым отнесены органы внутренних дел или органы местного самоуправления при отсутствии в населенных пунктах органов внутренних дел).

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов (п. 3 ст. 85 НК РФ).

Исходя из изложенного, местом жительства физического лица признается адрес, по которому это физическое лицо зарегистрировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в случае направления налогового уведомления на уплату налогов физическому лицу по почте заказным письмом оно направляется по имеющемуся у налогового органа адресу места жительства налогоплательщика – физического лица и считается полученным по истечении шести дней с даты направления этого заказного письма.

Возможность получения налогового уведомления независимо от адреса места жительства налогоплательщика реализована в Интернет-сервисе ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физического лица".

Ведущий: По какой причине у налоговых органов возникают ошибки при администрировании имущественных налогов?

Лащёнов А.В.: В соответствии со ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 9.1 ст. 85 НК РФ).

Таким образом, администрирование имущественных налогов осуществляется на основе информации, представляемой в налоговые органы уполномоченными регистрирующими органами (организациями), от достоверности, актуальности и полноты которой зависит определение налоговых обязательств в отношении конкретного объекта налогообложения за тот или иной налоговый период.

Ведущий: В 2007 году куплена автомашина и поставлена на учет в подразделении ГИБДД по Московской области. Однако с тех пор ни разу не приходило уведомление для уплаты транспортного налога. Будут ли применяться к налогоплательщику штрафы за неуплату им налога?

Лащёнов А.В.: Администрирование транспортного налога осуществляется на основании информации о фактах владения транспортными средствами, представляемой в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию и (или) учет транспортных средств (в том числе органы ГИБДД).

Налоговые органы, получая заявления налогоплательщиков, рассматривают их в общем порядке в сроки, установленные для рассмотрения обращений граждан. В случае отсутствия информации в базе данных налогового органа или несоответствия информации, указанной в заявлении, сведениям, содержащимся в базе данных налогового органа, налоговый орган направляет запрос в регистрирующие органы, которые должны предоставлять информацию, на основании которой исчисляется налог. После получения ответа от указанных органов в базу данных налогового органа вносятся соответствующие изменения и направляется ответ заявителю.

Ведущий: Какие новые веб-сервисы были внедрены налоговыми органами Московской области для взаимодействия с налогоплательщиками при администрировании имущественных налогов?
В рамках реализации принципов клиентоориентированного взаимодействия с налогоплательщиками на официальном Интернет-сайте УФНС России по Московской области внедрен новый сервис "Интерактивная приемная по вопросам налогообложения имущества физических лиц". Этот сервис содержит следующие рубрики, которые можно представить в виде таблицы:

Наименование рубрики

Ставки, льготы, сроки уплаты имущественных налогов

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Налог на имущество физических лиц – 2011 год

Налог на имущество физических лиц установлен Законом Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 N 2003-1 (далее – Закон), который введен в действие с 1 января 1992 года.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Поскольку согласно Закону налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество, возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности.

В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика - физических лиц, которыми признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

- родители, усыновители или попечители несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26 и 33 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ));

- родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. ст. 28 и 32 ГК РФ);

- опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

- попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Представительные органы местного самоуправления могут дифференцировать ставки налога на имущество физических лиц в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа использования имущества и по иным критериям, то есть в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд и т.д.

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (см. табл. 1).

Для получения информации об установленных ставках по налогам на имущество физических лиц налогоплательщик может обратиться в налоговый орган по месту нахождения имущества.

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

  • пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
  • гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
  • родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
  • со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
  • с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

При этом органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками. Информацию о льготах по уплате налога налогоплательщик может получить в налоговом органе по месту нахождения имущества.

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Уплата налога производится владельцами имущества не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог, т.е. налог за 2011 год должен быть уплачен не позднее 1 ноября 2012 года.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. В случае если право на льготу у налогоплательщика возникло в течение календарного года, то перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.

По новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог на имущество физических лиц уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства.

При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование для добровольного погашения имеющейся задолженности, а в случае неисполнения требования информация о задолженности будет передана в суд, и далее судебным приставам для взыскания. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно бюджетного послания Президента РФ от 29 июня 2011 года до конца 2012 года правительство должно внести в Госдуму поправки в Налоговый кодекс РФ. Таким образом, налог на недвижимость будет введен, по всей видимости не позже 2013 года. Сколько же придется платить собственнику в случае введения налога на недвижимость?

На сегодняшний день Российским налоговым законодательством предусмотрено три имущественных налога.

Первый – налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ). 1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового Кодекса.(ст. 373 НК РФ). Ставки устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут превышать максимальной ставки в 2,2 %, установленной НК РФ. Получателями налога являются региональные бюджеты. ст. 14 НК РФ

Второй действующий сегодня налог, базой для начисления которого является имущество налогоплательщика, – земельный (гл. 31 НК РФ). 1. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.(ст. 388 НК РФ)
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, земель, занятых жилыми строениями, а также дачных участков. В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%. Налог пополняет бюджет на местном уровне.

Третий – налог на имущество физических лиц. Он установлен ст. 15 НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Налогоплательщиками признаются физические лица -собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Базой является инвентаризационная стоимость объектов. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка – 2%. Поступления от уплаты налога пополняют местную казну.

Идея разработчиков законопроекта состоит в том, чтобы заменить все имущественные налоги одним, заодно изменив порядок расчета и ставки для увеличения налоговой нагрузки и пополнения бюджета и обсуждается в Государственной Думе с 2004 года.

Проект ФЗ № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" принят в первом чтении и сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Суть нововведения в том, что законопроект предусматривает, что для налогоплательщиков – физических лиц и организаций будет введен новый местный налог на недвижимость. Главное нововведение, которое отличает новый налог на имущество от всех старых имущественных налогов – это размер налоговой базы. Сейчас имущественные налоги не являются бюджетообразующими, потому что налогооблагаемая база имеет или кадастровую, или инвентаризационную оценку и существенно меньше оценки рыночной стоимости объекта недвижимости. А централизованного учета объектов недвижимости вообще нет.

После введения нового налога на недвижимость налоговой базой будет служить кадастровая стоимость объекта недвижимости, ориентированная на рыночную стоимость объекта недвижимости, которая должна заменить существующую государственную инвентаризационную оценку БТИ, Центра ТИЗ. А оценку предполагается будет проводить некий государственный орган по методике, которая на сегодняшний день не разработана. Планируется, что налог будет взиматься по ставкам от 0,1% до 1% от базы.

Плюсы:
1. Упрощает исчисление и уплату налога за счет введения единой системы.
2. Вводит налоговую ставку в пределах от 0,01 до 1% процента от рыночной стоимости недвижимости и как результат пополнение бюджета государства при сохранении ставки подоходного налога в 13%.

Минусы введения нового налога:
1.Увеличит налоговую нагрузку на собственников обычных квартир.
2. Спровоцирует рост стоимости содержания жилья,
3. Существенно сократит число сделок по купле-продаже недвижимости,
4. Спровоцирует удорожание вторичного рынка жилья , так как продавцы в цену продаваемой квартиры сразу начнут закладывать расходы по уплате налога на недвижимость".
5. Cпровоцирует рост арендной платы за аренду недвижимости.

Кто и когда платит налог на недвижимость

Этот материал обновлен 14.03.2021.

Что такое налог на имущество

Налог на имущество — это плата государству за владение недвижимыми объектами. Купили квартиру, оформили ее на себя — теперь вы собственник и у вас есть недвижимость. За право владеть ею нужно платить. Больше объектов собственности — больше налоговых обязательств.

Налог на недвижимость раз в год начисляет Федеральная налоговая служба: во второй половине года она начисляет плату за объекты, которыми вы владели в прошлом отчетном периоде. ФНС формирует налоговое уведомление — квитанцию — с указанием, за что и сколько нужно заплатить, и направляет собственнику. Мы уже писали, где получить это уведомление и как проверить свои долги.

Если у вас есть личный кабинет на сайте налоговой, по умолчанию никакие их уведомления почтой вам не приходят. Чтобы они приходили почтой, от вас нужно заявление на бумажную отправку. После регистрации в личном кабинете можно выбрать, продолжить получать бумажные квитанции о задолженности почтой или отказаться от этого.

Кто платит налог на имущество физических лиц

Налог на имущество платят собственники недвижимости. Неважно, кто живет и зарегистрирован в квартире: налогоплательщиком будет тот, кому она принадлежит.

Объекты налогообложения

Налогом облагается только недвижимое имущество. Какие объекты являются движимыми, а какие недвижимыми, определяет ст. 130 ГК РФ. Например, автомобиль считается движимым объектом, а дом, гараж, комната в коммуналке — недвижимыми.

Движимое имущество

Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот. Перечень недвижимых объектов дан в гражданском кодексе — за собственность, не указанную в этом списке, налог на имущество не платят.

Закон требует регистрации прав на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.

Владельцы транспортных средств не платят налог на имущество, но должны отдавать государству транспортный налог.

Недвижимое имущество

Определения недвижимости в законе нет — там просто дан полный перечень объектов, которые признаются таковой. Налогом на имущество облагается не любая недвижимость. Список того, за что его платить, тоже дан в законе: жилой дом, квартира, комната, гараж или машино-место. Есть и другие, более редкие объекты налогообложения.

ст. 401 НК РФ: за какое имущество надо платить налог

Налоги на общедомовое имущество в многоквартирных домах не платят.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это стоимость объекта налогообложения. Для расчета берут не всю стоимость — и не ту, что указана в договоре купли-продажи. Стоимость объекта определяют государственные органы, и она бывает двух видов: инвентаризационная или кадастровая. Но разбираться в видах стоимости и вычетах необязательно: все данные указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.

Закон задает базовые ставки налогообложения для физических лиц. Они зависят от вида объекта и его стоимости. Если это жилой дом, квартира, комната или гараж — 0,1% от стоимости, все остальное — 0,5%, но за объекты дороже 300 млн рублей — 2%.

На основе базовых ставок каждый регион имеет право установить свои территориальные. Указанную базовую ставку налога на имущество можно уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза. Например, ставка налогообложения 0,1% для жилых объектов в разных регионах меняется от 0 до 0,3%.

Узнать ставки налога на имущество в своем регионе можно на сайте ФНС. Например, в 2020 году в Москве региональные ставки налогообложения совпали с базовыми: за квартиру стоимостью до 10 млн рублей платят 0,1% от стоимости, а за дорогое имущество — от 300 млн рублей — 2%.

Как рассчитать налог на имущество физических лиц

Сумма за год зависит от ставки и налоговой базы. Ставку определяет закон и региональные власти. Налоговая база — это стоимость объекта. Ее умножают на ставку налогообложения и получают сумму налога на имущество.

До 2014 года за налоговую базу брали инвентаризационную стоимость. Инвентаризационная стоимость — это устаревшая схема расчета, которая учитывает изначальную стоимость и износ. Инвентаризационная стоимость объекта налогообложения не связана с рыночной. Ее определяло бюро технической инвентаризации — БТИ. Собственник недвижимости может получить справку о размере инвентаризационной стоимости. Обращаться нужно в БТИ по месту расположения объекта.

Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена ближе к рыночной. Оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.

Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете ФНС, через налоговый калькулятор на сайте налоговой или на публичной кадастровой карте. Еще инвентаризационную и кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.

В большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, поэтому сумма налоговых обязательств выросла. Разница может быть как в три раза, так и в десять.

Возьмем реальную квартиру в Омске площадью 60 м². Рыночная стоимость этой квартиры — 2—3 млн. По инвентаризации она стоила 230 000 Р , а по кадастру стоит 810 000 Р — в три с половиной раза дороже.

В 2015 году на расчет по кадастровой стоимости перешли только 28 регионов, остальные позднее. Год, в котором регион перешел на расчет по кадастру, влияет на этот расчет.

Сроки перехода регионов на расчет по кадастровой стоимостиXLSX, 22 КБ

Вычеты по налогу на имущество физических лиц

При начислении налога на имущество по кадастровой стоимости действуют налоговые вычеты. Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, поэтому общая сумма налога на имущество становится меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости: для дома — 50 м², для квартиры — 20 м², для комнаты — 10 м².

За загородный дом площадью 100 м² с налогоплательщика возьмут вдвое меньше: только за 50 м² вместо 100. За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Площадь омской квартиры, которую мы взяли для примера, — 60 м². Значит, платить придется только за 40 м².

Расчет по кадастровой стоимости

Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно предварительно ничего считать. Налоговая посчитает все сама, и в уведомлении уже будет указана итоговая сумма за отчетный период. Расскажем, откуда она берется, чтобы вы могли проверить. Если не сойдется — отправьте сообщение в ФНС.

Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают на понижающие коэффициенты. Но сначала покажем, как считают полную сумму.

При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Еще важен срок владения: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства пропорционально делят между всеми собственниками.

Н = Б × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, Б — налоговая база, или кадастровая стоимость объекта после вычета, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Чтобы определить КПВ, нужно разделить период владения объектом в месяцах на 12. Если купили квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается.

ст. 408 НК РФ: расчет налога на имущество

Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. Тогда июнь в периоде не учитывается, а декабрь считается. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.

В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадет с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.

Пример расчета

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Омске за 2020 год. Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р . Площадь — 60 м².

Сначала применим налоговый вычет. Для этого посчитаем кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р .

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р .

Ставка налогообложения для квартир в Омске равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р .

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р .

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25.

Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р .

Расчет по инвентаризационной стоимости

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости вычисляют, чтобы затем подставить в формулу для снижения налога на имущество по кадастровой стоимости.

Сумму по инвентаризационной стоимости тоже считает налоговая, но для наглядности опишем, как получается итоговая сумма. Формула расчета похожа. Только за налоговую базу берут не кадастровую, а инвентаризационную стоимость, умноженную на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор устанавливает правительство.

Налоговые вычеты не применяются.

Н = И × КД × С × КПВ × Д

Здесь Н — сумма налога на имущество, И — инвентаризационная стоимость объекта, КД — коэффициент-дефлятор, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.

Пример расчета

Посчитаем налог на имущество по инвентаризационной стоимости для нашей омской квартиры. Омская область перешла на учет по кадастру в 2016 году, поэтому последний период для расчета по инвентаризационной стоимости — 2015 год. Инвентаризационная стоимость — 230 000 Р . Коэффициент-дефлятор в 2015 году — 1,147.

На сайте ФНС выясняем налоговую ставку в Омске за 2015 год. Для квартир стоимостью до 300 000 Р это 0,1%.

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости: 230 000 × 1,147 × 0,1% = 264 Р .

Если срок владения квартирой — полгода, указанная сумма уменьшится вдвое и составит 132 Р .

Если налогоплательщику принадлежит только четверть этой квартиры, он заплатит 66 Р .

Налог на имущество по инвентаризационной стоимости получился в два раза меньше, чем по кадастровой. Поэтому при переходе на новый способ расчета действуют понижающие коэффициенты.

Расчет по кадастровой стоимости до 2020 года

Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников пока не платят. Для плавного перехода к новой налоговой нагрузке ввели понижающие коэффициенты. 2020 год — срок, в который должен был завершиться переходный период для регионов, начавших считать по-новому в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия поменяли. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов за 2020 год и после него.

Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:

Н = (Н1 − Н2) × К + Н2

Здесь Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год.

Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру. Как его считают, мы рассказали выше.

Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда их считали. Например, в Москве это 2014 год, в Омской области — 2015 год.

К — понижающий коэффициент. В первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий год — 0,6.

С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости с суммой за прошлый год. Если полная сумма выросла больше чем на 10%, организация увеличивает сумму налоговых обязательств в текущем периоде на 10%. Если не больше — с этого момента берут в полном размере.

Полная формула с учетом всех параметров:

Н = ((Б × С − Н2) × К + Н2) × КПВ × Д − Л

где Л — налоговая льгота.

Когда сумма по кадастровой стоимости меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты не действуют.

Пример расчета

Посчитаем, как растет размер налога на имущество за нашу квартиру в Омске. В 2015 году его брали по инвентаризации, и мы заплатили 264 Р . Полная сумма по кадастру — 540 Р . Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.

Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода

Год Расчет Итоговая сумма
2016 (540 − 264) × 0,2 + 264 319 Р
2017 (540 − 264) × 0,4 + 264 374 Р
2018 (540 − 264) × 0,6 + 264 430 Р
  • 2016 год — (540 − 264) × 0,2 + 264 = 319 Р
  • 2017 год — (540 − 264) × 0,4 + 264 = 374 Р
  • 2018 год — (540 − 264) × 0,6 + 264 = 430 Р

С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р .

В 2020 году тоже сравниваем. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2020 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р .

В 2021 году опять сравниваем. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р . В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.

Льготы для физических лиц

Налог на имущество платят не все. Некоторым категориям предоставляют льготы в размере 100 или 50%.

Льготы по налогу предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности, например квартиру, комнату, дом, гараж. Льготу можно получить только на один объект каждого вида.

Основания предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляют определенным категориям лиц, например героям СССР и РФ, инвалидам первой и второй группы, участникам ВОВ, военнослужащим и их родственникам, пенсионерам. Список льготных категорий указан в ст. 407 налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.

Это федеральные льготы, а органы местного самоуправления в регионах добавляют к ним свои. Их найдете на сайте ФНС. Местные льготы бывают равны полной сумме налога на имущество или его части.

Порядок предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляются по заявлению в налоговую организацию. Заявление на льготу подают один раз в любое время. Можно даже после расчета налога на имущество, тогда пересчитают задним числом. Но лучше до 1 апреля следующего года, тогда ее учтут при расчете. Например, срок подачи заявления для снижения суммы выплат за 2020 год — до 1 апреля 2021 года.

Если у вас несколько объектов одного вида, в заявлении укажите, за какой хотите льготу. Менять свой выбор можно хоть каждый год, но делать это нужно до 31 декабря того года, за который будете платить. Можно вообще не выбирать льготный объект, тогда налоговая по умолчанию выберет объект с наибольшей стоимостью.

Если у вас в собственности разные виды недвижимости, налоговые льготы предоставят по каждому виду. С 2018 года при подаче заявления можно не приносить документы, а только предоставить реквизиты: налоговая сама запросит данные и сообщит решение.

У пенсионера две квартиры: одна в Москве, кадастровой стоимостью 3 млн, другая в Омске, кадастровой стоимостью 810 000 Р . Поскольку московская квартира дороже, по умолчанию он получит льготу за нее. Но по заявлению он может выбрать омскую квартиру, тогда за московскую придется платить. Если речь идет о налоге на имущество за 2021 год, то выбор надо сделать до 31 декабря 2021 года.

Еще у этого пенсионера частный дом. Поскольку это другой вид недвижимости, за него тоже платить не придется.

Заявление на саму льготу, а не на выбор объекта для льготы, он может подать когда угодно. Если речь идет о налоге на имущество за 2020 год, лучше уложиться в срок до 1 апреля 2021 года.

Платят ли дети налог на имущество

Если ребенок — собственник объекта или его доли, за него нужно платить налог на недвижимость. Дети-инвалиды имеют право на налоговые льготы. В некоторых регионах от налога на имущество освобождены еще дети-сироты и несовершеннолетние в многодетных семьях.

Несмотря на то что в Налоговом кодексе описано 14 налогов, физические лица, не занятые предпринимательской деятельностью или частной практикой, уплачивают лишь 4 из них: это налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный и транспортный.

В отношении НДФЛ каких-то особенных перемен не ожидается, судя по Основным направлениям налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. Транспортный налог отменять также не собираются, хотя и запланировано создание дорожных фондов в субъектах Российской Федерации. В соответствии с принятым 06.04.2011г. Федеральным законом N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" сборы от этого налога в скором времени будут аккумулироваться на специальных счетах, не уходя за пределы региона. Но для физических лиц, уплачивающих транспортный налог, это изменение выразится лишь в других цифрах счета получателя в квитанции на уплату налога, что для многих будет практически незаметно.

Наиболее значимые и самые радикальные перемены ожидают россиян в 2012 году в отношении двух оставшихся налогов - земельный налог и налог на имущество. В ближайшие годы они, возможно, будут заменены одним новым налогом на недвижимость.

Сейчас обложение земельным налогом производится по правилам гл. 31 Налогового кодекса РФ. Налог должны уплачивать владельцы земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но ставки не могут быть выше 1,5%. А в отношении сельскохозяйственных земель, площадей, занятых жилыми строениями, а также дачных участков налоговая ставка земельного налога ограничена 0,3%.

Налог на имущество физических лиц взимается по правилам, установленным Законом РФ N 2003-1 от 09.12.1991 "О налогах на имущество физических лиц". Этот налог платят все граждане, имеющие в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, либо долю в них. Расчет налога производится по инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и дифференцированным ставкам. Обычно в зависимости от величины инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения ставка налога на одной и той же территории несколько отличается, но никогда не превышает установленного Налоговым кодексом максимума в 2%.

Предполагается, что новый налог будет взиматься с рыночной стоимости объектов налогообложения. При этом ставки будут от 0,1% до 2% от этой стоимости. К тому же ежегодно, если не чаще, рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога будет постоянно меняться.

Инвентаризационная стоимость недвижимости рассчитывается как стоимость строительства такого же объекта в современных условиях по ценам и технологиям сегодняшнего дня с учетом износа самого объекта. То есть чем более старый объект, тем ниже его инвентаризационная стоимость, а вместе с тем и ниже налог на имущество. Рыночная цена определяется как текущая стоимость, сложившаяся на основе спроса и предложения в каждый отдельный момент времени на рынке недвижимости. И совсем не обязательно, что рыночная цена будет уменьшаться вместе со старением объекта недвижимости, ведь это не единственный фактор. Наиболее значимым для рыночных цен будет так и не решенная жилищная проблема, пока спрос на жилье значительно превышает предложение, рыночная цена на недвижимость будет значительно выше инвентаризационной.

Понятно, что сегодняшние налогоплательщики не приветствуют эту законодательную инициативу. Такие нововведения требуют от правительства и законодательной власти тщательной проработки в отношении социально незащищенных слоев населения. Предполагается, что часть имущества будет исключена из налогообложения. Этот необлагаемый минимум пока не выбран, но скорее всего он будет существовать либо в натуральной форме (несколько соток земли и (или) сколько-то кв. метров жилья), либо в виде вычета некоторой суммы из налогооблагаемой стоимости всей имеющейся у собственника недвижимости. Поспешное принятие поправок в Налоговый кодекс, увеличивающих бремя всех налогоплательщиков, крайне нежелательно для правящей власти в предвыборный год. Это также дает основания ожидать более позднего введения нового налога, чем в 2012 г.

Внедрение нового налога сдерживает и ряд технических проблем - это, в частности, неполнота формирования государственного кадастра. Окончательных результатов государственной кадастровой оценки недвижимости следует ожидать не ранее 2012 г. В то же время с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. в четырех субъектах Российской Федерации (Татарстан, Кемеровская, Тверская и Калужская области) проходило пилотное тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в России. Сейчас число пилотных регионов планируется увеличить до 12, после чего можно будет хотя бы приблизительно рассчитать какие-то ставки и вычеты по новому налогу.

По ранее запланированному графику, к концу 2012 г. все подготовительные мероприятия должны быть завершены и должна была быть подготовлена ко второму чтению в Государственной Думе соответствующая глава Налогового кодекса. Однако работа над этим проектом пока не закончена, поэтому до чтения еще далеко. После принятия поправок и включения в Налоговый кодекс РФ этой главы налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. На деле получается, что действовать новый налог начнет не ранее чем с 2014 г. и лишь в отдельных регионах, которых вряд ли наберется более десятка.

Антон Соничев, адвокат юридической компании "Налоговик"

Читайте также: