Эксперимент по налогообложению недвижимости

Опубликовано: 14.05.2024

В настоящее время в РФ не существует самостоятельного налога на недвижимость, объектом налогообложения которым являлись одновременно земля и возведенные на ней строения.

Земля подпадает под действие главы 31 Налогового кодекса (НК) и выступает как объект обложения земельным налогом, который относится к налогам местным. Налогообложение строений регулируется как Законом РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", так и главой 30 НК в зависимости от субъекта налогообложения.

      Предпосылки введения налога

В августе 2008 г. в связи с принятием и одобрением доклада "Основные направления налоговой политики на 2009 - 2011 годы" налог на недвижимость планируется ввести с 2011 г.

Необходимость введения налога в систему налогов и сборов связана также принятием новой редакции от 22 июля 2008 г. Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вступившей в силу с 1 марта 2008 г. (Закон 221-ФЗ).

В соответствии с Законом 221-ФЗ определены процедуры регистрации недвижимого имущества, информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствования деятельности в области формирования недвижимого имущества.

Появилась реальная основа для выработки новых подходов к налогообложению объектов недвижимости и применению их на практике, ведь именно отсутствие нормативного регулирования отношений по созданию и ведению государственного кадастра недвижимости было одним из основных препятствий для воплощения в жизнь проектов по введению налога на недвижимость, которое было неосуществимым без разработки методики кадастровой (массовой) оценки недвижимости.

      Первые этапы реформирования – города Великий Новгород и Тверь

Распоряжением Правительства РФ от 23 декабря 1996 г. №1900-р "О проекте Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" и его письмом от 24 декабря 1996 г. №4527п-П13 "О внесении проекта Федерального закона "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" в Государственную Думу был внесен проект указанного Закона. 20 июля 1997 г. был принят Федеральный закон №110-ФЗ "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" (Закон 110-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона 110-ФЗ предполагалось проведение в 1997 - 1998 гг. эксперимента. Принятие столь радикальных на тот период развития российского налогового законодательства мер было обусловлено действующим порядком имущественного налогообложения (налоги на имущество предприятий и на имущество физических лиц, земельный налог), который в полной мере не соответствовал проводимой налоговой реформе и не обеспечивал стабильность поступления доходов в бюджет. Имелись также существенные недостатки и противоречия, например, отсутствовал единый подход к налогообложению недвижимого имущества, а его налогооблагаемая стоимость не соответствовала рыночным показателям.

Поэтому Правительство РФ предложило:

  • учредить единый налог на недвижимое имущество как с юридических, так и с физических лиц вместо действующих в то время налогов на имущество предприятий (организаций), на имущество физических лиц и земельного налога;
  • установить единый перечень объектов налогообложения;
  • определить рыночную цену недвижимости для целей налогообложения;
  • ввести единую для юридических и физических лиц ставку налога на недвижимость (во избежание различного рода злоупотреблений, как правило, связанных с переоформлением прав собственности между ними);
  • закрепить данный налог как источник доходов органов местного самоуправления.

В связи с этим по инициативе администраций городов Великого Новгорода и Твери в целях отработки механизма и подготовки модели налогообложения недвижимости для внедрения на территории РФ был подготовлен проект указанного Федерального закона, который не должен был вызвать снижение поступлений в бюджет.

Налог на недвижимость предполагался как местный налог, который объединил бы два местных налога и один региональный.

На втором этапе по промежуточным итогам эксперимента обозначилась необходимость внесения изменений, что позволило продолжить до 2003 г. в городах Великом Новгороде и Твери эксперимент.

15 августа 2001 г. Правительство РФ издало Постановление №584 "О Программе развития в Российской Федерации бюджетного федерализма на период до 2005 года". Основная цель этой Программы - разграничение налоговых полномочий и доходных источников, существенное повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе региональных и местных налогов, имея в виду создание предпосылок для перехода к долгосрочной перспективе формирования доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.

Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. №910-р была утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы). Эта Программа предполагала совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, снижение общего налогового бремени для законопослушных налогоплательщиков за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных налогов, а также переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог.

Не менее интересно и принятое также на третьем этапе проведения эксперимента распоряжение Правительства РФ

Начало четвертого этапа проведения эксперимента связано с принятием Федерального закона от 28 июля 2004 г. №92-ФЗ "О продолжении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери и внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери" (Закон 92-ФЗ). Закон 92-ФЗ обозначил продолжение эксперимента и переход его в завершающую стадию, по окончании которой предполагалось подведение итогов, выявление основных достижений и наибольших трудностей, способствующих или препятствующих повсеместному введению налога на недвижимость.

Согласно статьям 1, 2 Закона 92-ФЗ эксперимент по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери был продолжен, т.е. период его проведения составил 1997 - 2005 гг.
В налоговую базу налога на имущество данных налогоплательщиков, определяемую в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" НК, не включается недвижимость, находящаяся на территориях этих городов.

Несмотря на изменения в системе налогов и сборов, региональный налог на имущество организаций (глава 30 НК) и два местных налога (земельный и на имущество физических лиц) продолжают действовать.

Рассмотренные программные документы и результаты проводимого эксперимента подтвердили необходимость в условиях реформирования налогообложения недвижимости учитывать современные тенденции развития межбюджетных отношений, роль собственных доходных источников именно местных бюджетов и закрепить за представительными органами муниципальных образований право принимать решения о введении на их территории местного налога на недвижимость, что составило основу эксперимента в городах Великом Новгороде и Твери.

В начале марта правительство одобрило основные направления развития налоговой политики на 2008–2010 годы. В частности, было принято окончательное решение ввести все-таки налог на недвижимость, который, по сути, объединит существующие в настоящее время налоги на имущество физлиц, организаций и налог на землю. Проблемы, с которыми предприниматели могут столкнуться в связи с этим новшеством, обсуждали участники круглого стола с одноименным названием «Налогообложение недвижимости организаций».

Новиков не преминул отметить, что подготовленный законопроект актуален для России еще и потому, что налог на недвижимость — один из основных во всех развитых странах мира. Таким образом, участников круглого стола подвели к мысли о неизбежности появления нового источника доходов в государственную казну, и весь вопрос лишь в сроках. "Должны ли мы принимать и вводить в действие законопроект достаточно быстро или же стоит дать время субъектам Федерации на осознание новых налоговых перспектив?" — размышлял вслух Новиков. Он же поставил перед собравшимися еще ряд проблем, в том числе: нужны ли дополнительные эксперименты с применением разработанного законопроекта с налогом на недвижимость в регионах, как скоро надо принимать закон о новом налоге и находящийся на обсуждении в Госдуме законопроект о госкадастре недвижимости. "Все обозначенные проблемы нам с вами надо решить в самое ближайшее время", — заметил ведущий круглого стола.

Первым делом — кадастр

Прочувствовать истинную глубину проблем позволил присутствующим один из авторов законопроекта о налогообложении недвижимости организаций, генеральный директор ГНИИРНС ФНС Асламбек Паскачев. Для начала он напомнил, что в свое время в Госдуме прошел первое чтение законопроект о местном налоге на недвижимость, однако несмотря на проявленный со стороны депутатов и чиновников интерес к документу дальнейшее его обсуждение застопорилось. Виной тому достаточно очевидные трудности с организацией учета, инвентаризацией, а также с рыночной оценкой недвижимости. По словам Паскачева, этих проблем не будет, если как можно скорее принять закон о государственном кадастре недвижимости. Ученый отметил, что основными принципами этого документа являются применение единой технологии создания и ведения кадастровой системы, а также обязательность учета всего недвижимого имущества. Однако следует иметь в виду, что кадастровая оценка всех поставленных на учет объектов, на основе которой и должен начисляться налог на недвижимость, будет произведена не раньше 2014 года, предостерег участников круглого стола от неоправданных надежд Асламбек Паскачев.

Что касается собственно законопроекта о налогообложении недвижимости фирм, то он, по словам докладчика, определяет налогоплательщиков — российские и иностранные организации; объект — земельные участки и расположенное на них недвижимое имущество; налоговую базу, которая определяется на основании оценки кадастровой стоимости. "Надо сказать, что в разных странах базу для налога определяют далеко не одинаково: в одних — по кадастровой стоимости объекта, а в других учитываются возможные рентные поступления от недвижимости", — пояснил он. Остались вопросы и по конкретной ставке налога. Чувствовалось, что сам Паскачев не уверен в том, как высчитать ставку для России с ее чудовищным социальным расслоением. В одном он убежден — размер налога в нашей стране должен быть дифференцирован. При этом, по мнению эксперта, государству необходимо будет определить не облагаемый налогом минимум находящегося в собственности недвижимого имущества.

Экспертная группа по подготовке законопроекта поставила перед участниками круглого стола и еще одну важную проблему — должен ли быть единым налог для физических и юридических лиц. "С нашей точки зрения, для удобства администрирования целесообразно установить два разных налога", — озвучил мнение ученых Паскачев. Неясно, по его словам, и то, как вводить налог на недвижимость — сразу во всей стране или поэтапно, с учетом готовности регионов. Сотрудники налогового института считают, что переживать единовременные налоговые пертурбации в состоянии лишь жители небольших европейских государств типа Люксембурга, а вот в России, как показывает опыт, подводить людей к серьезным переменам нужно с толком, с расстановкой. "Ошибки в таких делах могут иметь самые серьезные последствия", — предупредил чиновников от поспешности докладчик. Таким образом, ответил Паскачев на поставленный Вячеславом Новиковым в начале заседания вопрос, новый эксперимент с отработкой нового законопроекта на территории отдельных областей нужен. "Надо начать работу в двух-трех регионах, где уже есть хотя бы минимальный опыт применения этого налога. К тому времени, когда у нас уже будет кадастровая оценка, когда все механизмы будут отработаны, мы сможем распространять налог на всю страну", — заявил генеральный директор института развития налоговой системы. Быть может, после этих слов предпринимателям Великого Новгорода и Твери стоит начать готовиться к тяжелым испытаниям.

Впрочем, возможно, что новая проверка новгородских и тверских бизнесменов на стойкость состоится не так уж скоро. Введение нового налога на недвижимость, который должен в перспективе заменить имущественный и земельный налоги, может быть отложено на неопределенный срок. Об этом заявила заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Надежда Гаврилова. "Мы считаем, что сегодня еще не пришло время рассматривать и принимать законопроект о введении налога на недвижимость", — озвучила она официальную позицию своего ведомства и попыталась обосновать ее. Основным препятствием, согласилась она с Асламбеком Паскачевым, является отсутствие законодательной базы для составления государственного кадастра недвижимости. Она еще раз заметила, что работа по постановке на кадастровый учет земельных участков, зданий и сооружений, а также объектов незавершенного строительства потребует большого количества времени и колоссального напряжения сил. "Так что новая глава в Налоговом кодексе появится никак не раньше 2009 года", — слегка успокоила консервативно настроенных законодателей, чиновников и предпринимателей Гаврилова. Заметим, что представитель Минфина согласилась с экспертом из Института развития налоговой системы и в том, что введение налога на недвижимость в стране должно производиться постепенно. "Скорее всего, налог будет региональным, однако далеко не все субъекты Федерации смогут одинаково быстро приспособиться к столь серьезным переменам в налоговой системе", — подчеркнула она.

Тем не менее введение налога на недвижимость, по словам Гавриловой, должно стать важным шагом реформирования системы налогообложения в России, поскольку оно позволит сократить число имущественных налогов, упростить процедуру их исчисления, улучшить администрирование и сократить расходы на него. Но это все плюсы для государства в целом и его казны в частности. А что даст появление этого налога предпринимателям? Чиновник Минфина заверила бизнес, что подобная реформа позволит вывести из-под налогообложения активную часть основных средств организаций. Но вот только судить о том, перевесит ли этот пока не слишком очевидный плюс явственные минусы от введения налога на недвижимость, Гаврилова не взялась.

А. Уйменов, корреспондент "Федерального агентства финансовой информации"

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.


Разговоры о введении в России единого налога на недвижимость ведутся уже много лет. Если точнее – с далекого 1995 года. За это время очень многое в трактовке нового налога изменилось, неизменным осталось лишь само его официальное наименование.

Историю введения в России единого налога на недвижимость можно разделить на два этапа. Во второй половине девяностых годов XX века было время теоретических дискуссий и первых экспериментов. В начале XXI века наступил период практического внедрения идеи единого налога. Этот этап продолжается и сегодня, и трудно предсказать, когда он закончится. На всем его протяжении высшие российские чиновники время от времени называют очередную дату окончательного перехода к единому налогу.

Последним это сделал новый министр экономического развития Андрей Белоусов. По его словам, сегодня принято решение определить финальную дату повсеместного перехода к единому налогу – 2018 год. Но до наступления этой даты отдельные субъекты РФ имеют право самостоятельно вводить единый налог на своей территории – по мере готовности. Например, в Петербурге в настоящее время это планируется сделать не раньше 2015 года.

Сегодня под «единым налогом на недвижимость» официально понимается новый налог, призванный объединить два существующих налога – налог на имущество физических лиц и земельный налог. Параллельно планируется ввести отдельный налог на недвижимость организаций. Данный подход несколько отличается от первоначальной идеи, согласно которой единый налог на недвижимость должен объединить три налога – налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и земельный налог.

Главным отличием нового налога на недвижимость является то, что он должен быть рассчитан по кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая федеральными стандартами оценки сегодня определяется как «рыночная стоимость». Именно с этим собственно и связана основная трудность повсеместного введения нового налога – невозможность единовременно и повсеместно рассчитать рыночную стоимость.

Вражеская идея


Как уже было сказано выше, первый этап введения единого налога на недвижимость в России – это этап «сотворения идеи». И здесь нельзя не вспомнить одного из ее авторов – Агентство по международному развитию при правительстве США (USAID). В сентябре 2012 года эта организация прекратила свою деятельность на территории РФ по решению российского правительства. Повод – влияние на политические процессы внутри России.


Возвращаясь к «лихим девяностым», необходимо признать, что в те времена «влияние» этой организации на внутренние российские процессы не ограничивалось сферой «политики». На рынке недвижимости оно было не менее ощутимым. Достаточно вспомнить разного рода совместные российско-американские программы в области жилищной и земельной реформ. Формат сотрудничества именовался как «техническая помощь». В частности, не без этой «помощи» в России укоренилось такое американское понятие как «риэлтор».

Сохранившиеся архивные документы – брошюры, подготовленные к семинарам, и проекты нормативных документов – позволяют сегодня достаточно конкретно изложить исходную концепцию единого налога на недвижимость в ее российско-американской версии. Можно выделить основные принципы этой концепции: легализация рынка недвижимости, его социализация и информационная прозрачность (доступность) рыночных данных.

Исходная концепция


Первый принцип – легализация рынка недвижимости. Основная идея состояла в замене налога на совершение операций с недвижимостью на единый налог на «собственность» (недвижимое имущество). Налог на сделки с недвижимостью рассматривался авторами концепции как неэффективный, способствующий криминализации рынка, поскольку выплачивался, как правило, по инвентаризационной стоимости – ниже рыночной цены. Полная отмена этого налога не планировалась, предполагалось лишь его снижение.


По замыслу авторов концепции, введение «единого налога на недвижимость» должно обеспечить законность недвижимой собственности, при условии уплаты налога каждым учтенным собственником. Отсюда вытекала главная задача проекта – создание в России многоцелевого кадастра недвижимости. Объектом налогообложения должна стать так называемая кадастровая единица – земельный участок и связанные с ним улучшения.

Второй принцип – социализация рынка недвижимости. Поскольку в качестве базы для налогообложения недвижимости планировалась ее актуальная рыночная стоимость, то таким образом предполагалось решить и вторую главную задачу проекта – обеспечить социальную справедливость в области налогообложении недвижимости. Бремя нового налога должны нести в основном собственники наиболее дорогой недвижимости.

Здесь нельзя не отметить одно серьезное обстоятельство, ныне совершенно забытое чиновниками, отвечающими за введение в России единого налога на недвижимость. В исходной концепции предполагалось установление единой ставки этого налога для всех видов недвижимости и для всех налогоплательщиков – по примеру США. Дифференцироваться должна была кадастровая стоимость – для каждого вида недвижимости, в процентах от ее рыночной стоимости.

Любопытный факт: несмотря на заявляемую социальную справедливость, в США этот налог благодаря использованию единой ставки имеет регрессивный характер. Данный парадокс объясняется просто: более дорогая недвижимость в перерасчете на единицу общей площади объекта является относительно более дешевой – убедиться в этом вы можете, сравнив удельные рыночные цены на различные виды квартир в Петербурге. Отсюда – необходимость использования различного рода льгот и налоговых вычетов.

Наконец, третий принцип – информационная прозрачность рынка недвижимости. Речь идет о создании единой «базы данных» об объектах недвижимости с использованием достоверной рыночной информации. В последние десятилетия это «любимая идея» различного рода «регуляторов» недвижимости. На наш взгляд, данная идея – сугубо «социалистическая», а потому – неосуществимая. Задача создания такой базы данных состоит единственно в том, чтобы сделать налог на недвижимость «понятным».

Но это, как показывает практика расчета рыночной стоимости, весьма трудно сделать.

Единый налог на единый объект


Идея введения единого налога на недвижимость – внешне весьма рациональная, если ее рассматривать в отрыве от российской действительности. Но по мере погружения в эту действительность она начинает странным образом изменяться, превращаясь в нечто противоположное тому, что первоначально планировалось. Причина, по которой от исходной идеи на стадии ее реализации остается одно воспоминание, элементарна – реформы, о которых так много говорили реформаторы, остались лишь на бумаге.


Впервые на федеральном уровне идея повсеместного перехода к единому налогу на недвижимость была закреплена в так называемой Программе Грефа. Этот документ назывался «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы). В нем, частности, была сформулирована следующая конкретная задача: «переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог».

Задача – действительно конкретная, если ее понимать конкретно. По логике авторов Программы, налогом на недвижимость должен облагаться исключительно «земельный участок и его существенные части». Именно эта единая правовая конструкция известна в Европе как «единый объект недвижимости». Однако на момент утверждения Программы подобная конструкция в действующем российском законодательстве отсутствовала. Из этого логично следовало: для начала требуется изменить Гражданский кодекс Российской Федерации.

Известный шаг в этом направлении был сделан: при Президенте РФ был создан Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. И сегодня, спустя десять лет, мы уже можем ознакомиться с результатом его работы: Гражданский кодекс РФ в его новой редакции находится на рассмотрении в Государственной Думе. Правда, главы, специально посвященные вопросам недвижимости, все еще ждут своей очереди.

В новом Гражданском кодексе правовая конструкция, известная в Европе как единый объект недвижимости, ограничена единственным случаем: когда земельный участок и расположенные на нем «улучшения» зарегистрированы в государственном реестре как одна неделимая недвижимая вещь. Нетрудно заметить, что данный случай сегодня не является массовым: собственники квартир в многоквартирных домах лишь в редких случаях являются собственниками зарегистрированного земельного участка.

Из этого следует, что после вступления в силу нового Гражданского кодекса понятие «единого налога на недвижимость» может быть применено лишь к тем собственникам жилья, которые уже успели оформить земельный участок в собственность. Все прочие получат право платить своего рода «жилищный налог» – налог на жилище без учета рыночной стоимости земли. Вот такая получится «социальная справедливость».

Время бесконечных экспериментов


История введения единого налога на недвижимость в России это история бесконечных экспериментов. Вначале это были сугубо локальные эксперименты. Осенью 1995 года специалисты USAID выступили с предложением, так сказать, «потренироваться на кошках». Для проведения эксперимента по введению нового налога изначально были выбраны девять городов России, из которых, с учетом местной инициативы, право на эксперимент получили два «пилотных города» – Тверь и Великий Новгород.


Летом 1997 года эксперимент был утвержден специальным федеральным законом, и в дальнейшем дважды продлевался – в 1999-м и в 2004-м годах. Специалисты USAID участвовали в нем недолго – 26 месяцев. Была разработана методическая база проекта, после чего американцы в нем «разочаровались». Инициативу взяла на себя местная администрация. Сегодня об этом проекте вспоминают крайне редко – и это странно.

По мнению ряда экспертов, эксперимент завершился явным провалом. Но, как принято говорить в таких случаях в России, был приобретен «бесценный опыт». В Новгороде, где эксперимент проводился более активно, по состоянию на 2006 год на единый налог на недвижимость в добровольном порядке удалось перевести 44 налогоплательщика. Все – юридические лица, сумевшие оформить в собственность единый объект недвижимости.

Физические лица – собственники квартир – в эксперименте вообще не участвовали.

В дальнейшем эксперимент по введению нового налога распространился на всю Россию. Первотолчком к этому послужило волшебное слово – «кадастр». Правда, это уже был не обещанный ранее кадастр недвижимости, задача которого – систематическое межевание границ земельных участков, а преимущественно фискальный кадастр, задача которого – учет объектов налогообложения плюс их кадастровая оценка. Началась «кадастризация всей страны», которая продолжается и сегодня. И должна закончиться в 2018 году.

О кадастре и кадастровой стоимости, равно как о «едином объекте недвижимости» и «рыночной стоимости» нужно писать специально, поскольку это требует тщательного и последовательного изложения вопроса. В заключение напомню следующее: когда на Русь приехали баскаки, у них не было компьютеров и знания точных математических методов массовой оценки. Но они создали фискальный кадастр, который работал.


О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости
в городах Великом Новгороде* и Твери

(с изменениями на 28 июля 2004 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 20 ноября 1999 года N 196-ФЗ (Российская газета, N 232, 23.11.99) (действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 года);

Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 92-ФЗ (Российская газета, N 162, 31.07.2004) (действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года).

* В наименовании и по тексту настоящего Федерального закона слово "Новгород" в соответствующем падеже заменено словами "Великий Новгород" в соответствующих падежах - Федеральный закон от 20 ноября 1999 года N 196-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 год, - см. предыдущую редакцию.

Принят
Государственной Думой
11 июня 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
3 июля 1997 года

Статья 1. Провести в 1997-2005 годах эксперимент по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери, установив налог на недвижимость (статья в редакции, введенной в действие с 31 июля 2004 года Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 92-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года, - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. С момента введения налога на недвижимость юридические и физические лица, являющиеся плательщиками налога на недвижимость в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, освобождаются поэтапно от уплаты налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц, за исключением налога на транспортные средства, предусмотренного Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", и земельного налога в городах Великом Новгороде и Твери.

Порядок перевода отдельных категорий юридических и физических лиц на уплату налога на недвижимость и замещения им вышеуказанных налогов на территориях городов Великого Новгорода и Твери определяется решениями представительных органов местного самоуправления городов Великого Новгорода и Твери.

Порядок отнесения юридических и физических лиц к отдельным категориям плательщиков налога на недвижимость на территориях городов Великого Новгорода и Твери устанавливается решениями представительных органов местного самоуправления.

(Статья в редакции, введенной в действие с 23 ноября 1999 года Федеральным законом от 20 ноября 1999 года N 196-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 года, - см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Установить, что налог на недвижимость является местным налогом и вводится представительными органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и на основании законов субъектов Российской Федерации. Средства от налога на недвижимость поступают в доход бюджетов городов Великого Новгорода и Твери. Расчеты с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации на время проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери не изменяются.

Статья 4. Объектами налогообложения являются земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Статья 5. Налоговая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости на 1 января того года, за который начисляются платежи (часть в редакции, введенной в действие с 23 ноября 1999 года Федеральным законом от 20 ноября 1999 года N 196-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 года, - см. предыдущую редакцию).

Методика оценки рыночной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения устанавливается представительными органами местного самоуправления городов Великого Новгорода и Твери.

Расходы на проведение указанного эксперимента, включая расходы на создание налогового реестра объектов недвижимости и определение рыночной стоимости объектов недвижимости, производятся за счет средств бюджетов городов Великого Новгорода и Твери.

Статья 6. Установить, что на период проведения указанного эксперимента налоговая база налога на недвижимость жилого назначения составляет не более 50 процентов от оценки рыночной стоимости квартир и жилых помещений (статья в редакции, введенной в действие с 23 ноября 1999 года Федеральным законом от 20 ноября 1999 года N 196-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 года, - см. предыдущую редакцию).

Статья 7. Плательщиками налога на недвижимость являются:

по недвижимости, находящейся в государственной и (или) муниципальной собственности, - юридические и физические лица, обладающие вещными правами на недвижимость, находящуюся в государственной и (или) муниципальной собственности (абзац в редакции, введенной в действие с 23 ноября 1999 года Федеральным законом от 20 ноября 1999 года N 196-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 года, - см. предыдущую редакцию);

по недвижимости, находящейся в частной и иных формах собственности, - собственники недвижимости.

Статья 8. Налогом на недвижимость не облагаются объекты недвижимости, расположенные на территориях городов Великого Новгорода и Твери и находящиеся в собственности иностранных государств и международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Представительные органы местного самоуправления городов Великого Новгорода и Твери вправе устанавливать дополнительные льготы по видам недвижимости, а также предоставлять дотации отдельным категориям налогоплательщиков на уплату налога на недвижимость жилого назначения.

Статья 9. В целях избежания двойного налогообложения налогоплательщиков, зарегистрированных за пределами территорий городов Великого Новгорода и Твери, в налоговую базу налога на имущество этих налогоплательщиков, определяемую в соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, не включается недвижимость, находящаяся на территориях городов Великого Новгорода и Твери.

С 1 января 2006 года исчисление и уплата налога на имущество организаций осуществляются в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 31 июля 2004 года Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 92-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года, - см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Ставки налога на недвижимость устанавливаются представительными органами местного самоуправления городов Великого Новгорода и Твери в следующих пределах:

по индивидуальным жилым домам, квартирам, жилым помещениям, дачам - не более 0,5 процента оценки рыночной стоимости;

по гаражам на одно-два машино-места - не более 1 процента оценки рыночной стоимости;

по объектам недвижимого имущества, используемым для целей промышленного производства, - не более 2 процентов оценки их рыночной стоимости;

по иным объектам - не более 5 процентов оценки их рыночной стоимости.

(Статья в редакции, введенной в действие с 23 ноября 1999 года Федеральным законом от 20 ноября 1999 года N 196-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 года, - см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Порядок налогообложения недвижимости устанавливается представительными органами местного самоуправления городов Великого Новгорода и Твери на основании настоящего Федерального закона.

Статья 12. В целях учета объектов недвижимости для налогообложения создается налоговый реестр объектов недвижимости.

Установить, что ответственность за создание и ведение указанного реестра несут администрации городов Великого Новгорода и Твери.

Порядок отнесения объектов незавершенного строительства к объектам недвижимости в целях налогообложения определяется администрациями городов Великого Новгорода и Твери.

Статья 13. Представительным органам местного самоуправления городов Великого Новгорода и Твери после завершения 2005 года и по окончании эксперимента представить в Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации отчеты о результатах введения налога на недвижимость и предложения по совершенствованию налогообложения недвижимости (часть в редакции, введенной в действие с 31 июля 2004 года Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 92-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года, - см. предыдущую редакцию).

Правительству Российской Федерации по итогам проведения в 2004 году эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери представить в Федеральное Собрание Российской Федерации отчет о его результатах и в течение двух месяцев после завершения указанного эксперимента подготовить заключение по результатам его проведения в 1997-2005 годах и представить это заключение в Федеральное Собрание Российской Федерации (часть дополнительно включена с 31 июля 2004 года Федеральным законом от 28 июля 2004 года N 92-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года).

(Статья в редакции, введенной в действие с 23 ноября 1999 года Федеральным законом от 20 ноября 1999 года N 196-ФЗ, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1999 года, - см. предыдущую редакцию).

Статья 14. Установить, что на период проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери с момента введения налога на недвижимость уплаченная сумма налога на недвижимость относится на издержки производства для юридических лиц и (или) не включается в совокупный доход при налогообложении физических лиц.

Статья 15. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Б.Ельцин

Вопросы покупки и продажи жилья являются крайне актуальными в настоящие дни. Квартиры покупаются и продаются ежедневно в огромном количестве. Уже давно созданы специальные риелторские агентства, которые занимаются исключительно вопросами недвижимости и представляют интересы покупателей и продавцов, а зачастую и их обоих. Процедура покупки/продажи квартиры кажется на первый взгляд довольно простой, однако на практике можно столкнуться, во-первых, с мошенничеством, а во-вторых (что, безусловно, менее болезненно) — с бумажной волокитой и отдельными нюансами и особенностями, связанными со сделкой и процедурой в целом. С какими же особенностями можно столкнуться?

  1. Неверно составленный договор купли/продажи (в случае, если он, например, был скачан в интернете) — если в договоре по тем или иным причинам отсутствуют существенные условия, либо имеющиеся условия недопустимы или не соответствуют требованиям действующего законодательства.
  2. Подделка паспортов, доверенностей, документов-оснований возникновения права собственности (в частности подделка договора о приватизации) и т.д.
  3. Наличие лица, имеющего право претендовать на жилье: например, не вступивший в права наследования по уважительной причине.
  4. Нарушение прав приватизации (отказ от приватизации, нарушение прав несовершеннолетних детей и т.п.).
  5. Нарушение прав несовершеннолетних детей — собственников жилого помещения.
  6. Занижение стоимости квартиры в договоре как негативный фактор при признании сделки недействительной.

Как Вы видите, нюансов и особенностей достаточно много, именно поэтому граждане часто доверяют сопровождение сделки профессионалам, что, во-первых, экономит время, а во-вторых, дает уверенность, что вся процедура будет осуществлена как этого требует закон. Итак, юридическая компания «ГидПрава» оказывает услуги по сопровождению следующих процедур:

Покупка/продажа квартиры (дачи, земельного участка и т.д.) в Москве и Московской области

Если Вам необходимо купить или продать квартиру (дачу, земельный участок и т.д.) и Вы уже подобрали понравившийся Вам вариант для покупки или нашли Покупателя на имеющийся у Вас объект, то предлагаем воспользоваться нашими услугами, которые включают в себя:

  • Проверка юридической чистоты документов на объект недвижимости (включает в себя проверку на наличие обременений; проверку правоустанавливающих документов и истории перехода права собственности на объект; проверку на предмет наличия судебных разбирательств в отношении объекта недвижимости);
  • Подготовка авансового соглашения (включает взаимодействие с второй стороной по вопросу согласования наиболее выгодных условий авансового соглашения);
  • Участие в переговорах по согласованию условий сделки (включает в себя активное взаимодействие со второй стороной с целью согласования варианта осуществления сделки, а также условий наиболее выгодных нашему Клиенту; согласование условий доступа к банковской ячейке в случае выбора данного способа расчета);
  • Подготовка договора купли/продажи и передаточного акта;
  • Сопровождение сделки в банке при расчетах через банковскую ячейку (включает в себя выбор наиболее удобного банка; предварительное согласование дня сделки в банке, с арендой переговорной комнаты; бронирование банковской ячейки; обсуждение с Клиентом договора аренды банковской ячейки и условий доступа к деньгам — предоставление необходимых комментариев и разъяснений; присутствие нашего юриста в банке на самой сделке с целью проверки полномочий сторон и удостоверения личностей (паспортов, доверенностей и т.д.), проверка оригиналов документов (зачастую до самой сделки стороны обмениваются только сканами документов, а оригиналы впервые появляются только в банке); финальная вычитка проектов договора и передаточного акта перед подписанием (в связи с тем, что стороны могут по ошибке распечатать не финальную редакцию); проверка договора аренды банковской ячейки на правильность внесения условий доступа к денежным средствам;);
  • Подача/получение документов в/из Росреестр (-а) с целью регистрации перехода права собственности (включает сопровождение к нотариусу с целью исполнения доверенности на представление интересов в органах Росреестра; формирование пакета документов для подачи в Росреестр; получение свидетельства о праве собственности/договора купли-продажи с отметкой Росреестра о регистрации перехода права собственности на квартиру);
  • Присутствие нашего юриста при выемке денег из ячейки после регистрации перехода права собственности (включает согласование дня и времени встречи в банке с целью обмена ключей от банковской ячейки на соответствующие документы; доставка и передача Клиенту полученных в Росреестре документов; проверка соблюдения всех согласованных условий доступа к банковской ячейке и проверка соответствующих документов)

Стоимость услуги:

Описание услуги Стоимость, руб.
«ПОД КЛЮЧ» ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ 44 900
«ПОД КЛЮЧ» ДЛЯ ПРОДАВЦА 34 900
«МИНИМАЛЬНЫЙ» ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЯ 32 700
«МИНИМАЛЬНЫЙ» ДЛЯ ПРОДАВЦА 22 700
Подготовка проекта авансового соглашения 5 900
Подготовка проекта договора купли-продажи 8 900
Подготовка проекта акта приемки-передачи 1 900
Согласование условий сделки с продавцом/покупателем, а также со всеми представителями сторон в случае наличия «цепочки» сделок от 6 100
Анализ документов на объект. Проверка юридической чистоты объекта 9 900
Организация и согласование сделки в банке. Присутствие юриста на сделке в банке. Согласование условий доступа к ячейке. 14 900
Присутствие юриста при вскрытии банковской ячейки 6 900
Подача и получение документов на государственную регистрацию перехода права собственности в Росреестр 4 900
Устные консультации по сделке 1 900

* Срок государственной регистрации перехода права собственности составляет от 10 рабочих дней (органы Росреестра вправе приостановить государственную регистрацию перехода права собственности до устранения соответствующих оснований о приостановлении)
** Размер государственной пошлины, уплачиваемой за регистрационные действия составляет 2 000 руб. с Продавца и с Покупателя.
*** Стоимость некоторых услуг для сделок с недвижимостью, находящейся на территории Московской области, может незначительно отличаться, уточняйте по телефонам.

Правовое сопровождение приобретения квартиры в новостройке (на первичном рынке жилья)

Популярная практика нашей компании. Ежедневно в Москве заключается огромное количество сделок, связанных с приобретением квартир, в том числе и на первичном рынке. В связи с постоянно растущим числом строящихся жилых комплексов граждане имеют возможность сравнить все представленные варианты и выбрать квартиру, которая максимально удовлетворяла бы их требованиям и пожеланиям. Кроме того становятся все более привлекательными условия, которые предлагают банки при предоставлении кредитных средств под залог недвижимого имущества (ипотеку). В этой связи граждане все охотнее соглашаются взять кредит, чтобы въехать в новую квартиру «уже сейчас». Мы настоятельно рекомендуем Вам ознакомиться с процессом и особенностями приобретения квартиры на первичном рынке жилья, прочитав нашу статью «Ипотека. Договор долевого участия (ДДУ). Приобретение квартиры в новостройке. Часть 1» и « Ипотека. Договор долевого участия (ДДУ). Приобретение квартиры в новостройке. Часть 2 « — информация, собранная в ней, надеемся, поможет внести некоторую ясность в процедуру в целом.
Наша компания оказывает полное правовое сопровождение сделок по покупке квартиры в новостройке в ипотеку. Мы накопили большой опыт в данной области, что позволяет нам уверенно чувствовать себя как при взаимодействии с застройщиком, так и при взаимодействии с банками. С нами Вы можете быть спокойны за безопасность совершаемой сделки и Ваших денежных средств.

Стоимость услуги:

Описание услуги Стоимость, руб.
Устные предварительные консультации 1 900
Правовой анализ проекта договора на «бронирование квартиры с фиксацией стоимости» 3 900
Правовой анализ проекта договора долевого участия в строительстве (ДДУ) 5 900
Правовой анализ проектной декларации застройщика 4 100
Правовой анализ проекта договора об ипотеке (шаблона на сайте банка) 7 100
Представительство интересов Клиента на выездной встрече в офисе представителя застройщика при подписании договора долевого участия (ДДУ) 6 100/час
Представительство интересов Клиента на выездной встрече в банке при подписании договора об ипотеке 6 100/час

Правовое сопровождение сдачи квартиры в Москве и Московской области. Помощь и консультации в составлении договора найма

Сдача квартиры или комнаты в аренду или юридически правильнее сказать «внаем» — услуга крайне популярная на рынке недвижимости ввиду ее стоимости. Спрос на сдачу внаем постоянно растет и если у кого-то имеется вторая квартира, которая досталась собственнику, например, по наследству, то рано или поздно владелец задумывается о ее сдаче. Стоит отметить, что большинство сдаваемых квартир сдаются нелегально, т.е. без договора и с получаемых от сдачи платежей собственник не уплачивает налога.

Однако, стоит отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к тому, что стороны сами настаивают на том, чтобы факт сдачи квартиры не скрывался, а между сторонами был подписан договор с закрепленными в нем правами и обязанностями. Но что самое главное — наймодатель все чаще перестает уклоняться от обязанности по уплате налога, живя по старому принципу «заплати налоги и живи спокойно». В данном подходе имеется и свое большое преимущество: как было указано выше, права и обязанности сторон документально зафиксированы, а значит в случае, скажем, порчи имущества или в случае неуплаты нового платежа Вам, как наймодателю будет гораздо проще доказать факт имеющихся между Вами правоотношений, а значит суд (в случае если дело дойдет до судебных разбирательств) будет на Вашей стороне.

Услуги юридической компании «ГидПрава» по сопровождению сдачи квартиры включают в себя:

  • Разработка индивидуального договора найма квартиры после проведения соответствующих консультаций;
  • Правовые консультации по возникающим налогам (в т.ч. выбор оптимальной ставки налогообложения);
  • Составление акта приемки-передачи (в т.ч. с закреплением фактического состояния передаваемого имущества);
  • Правовые консультации по оформлению перечисляемых денежных средств;
  • Правовые консультации по составлению и подаче налоговых деклараций;
  • Представление интересов наймодателя в случае возникновения конфликтных ситуаций с нанимателем;

Стоимость услуги:

Описание услуги Стоимость, руб.
Устные консультации 1 900
Подготовка проекта договора найма жилого помещения 6 900
Подготовка проекта акта приемки-передачи 1 900
Участие в переговорах с наймодателем от 6 100

Ознакомиться с комментариями и ответами наших юристов на наиболее часто встречающиеся вопросы Вы можете в разделе FAQ Сопровождение сделок с жилой недвижимостью

Задать любой интересующий Вас вопрос, получить дополнительную информацию Вы можете по телефону +7 (495) 783-19-91, а также оправив он-лайн заявку на услугу Сопровождения сделок с жилой недвижимостью, воспользовавшись формой обратной связи ниже.

Читайте также: