Для сделок с землей и другим недвижимым имуществом требуется регистрация в органах налоговых

Опубликовано: 24.04.2024

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

1. Составной частью особого правового режима недвижимого имущества является обязательная государственная регистрация прав на него (перехода прав на него, сделок с ним и обременений недвижимого имущества). Целью такой регистрации является установление прочной системы оборота недвижимости. Мировой опыт убедительно показывает, что для защиты прав частных собственников на недвижимость необходимо создать формальную регистрационную систему, которая гарантировала бы надежность и гласность гражданского оборота, была бы доступна для всех участников гражданских отношений и содержала бы объективную информацию о недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой элемент публично-правового регулирования в частноправовых отношениях. Однако первое выполняет вторичную роль по отношению к последним. Цель такого регулирования заключается в том, чтобы обеспечить стабильность в гражданских отношениях. Требование об отражении изменений вещно-правового положения участников в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество является реализацией принципа публичности в обороте недвижимости. Слово "государственная" означает, что регистрация должна осуществляться специально уполномоченными федеральными государственными органами. Таким органом в настоящее время является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который закрепил объединение двух систем (государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества) и предусмотрел создание Единого государственного реестра недвижимости - свода достоверных сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и правообладателях.

В п. 1 комментируемой статьи содержится неисчерпывающий перечень прав, подлежащих государственной регистрации. В нем говорится о том, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество. Помимо перечисленных конкретных прав, в нем также говорится об иных правах в случаях, предусмотренных ГК и иными законами. Проблема заключается в том, что нет четкого понимания, какие права являются "иными вещными правами".

Государственная регистрация ограничений (обременений), подлежащих государственной регистрации, предусмотрена в п. 1 комментируемой статьи ГК РФ, ч. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости. К ним относятся, в частности: ипотека, аренда, сервитут, доверительное управление, арест и другие запрещения на совершение действий с недвижимостью (ч. 6 ст. 1 названного Закона, п. 61 Порядка ведения ЕГРН).

В данном случае для осуществления государственной регистрации подаются заявления о регистрации ограничения права, обременения имущества. Исключение составляет аренда, для регистрации которой представляется заявление о государственной регистрации договора аренды, а не ограничения (обременения) (ч. 1 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости).

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 отмечено следующее.

"Положения ГК РФ не предусматривают обязательной регистрации права аренды недвижимого имущества. Поэтому регистрация порождаемого договором аренды недвижимого имущества обременения вещных прав арендодателя на недвижимое имущество правами арендатора производится на основании ст. 26 Закона о государственной регистрации только при регистрации самого договора аренды недвижимого имущества.

Изданный субъектом Российской Федерации или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, не применяется арбитражным судом как противоречащий нормам ГК РФ.

Включение сторонами в договор, не подлежащий государственной регистрации, условия о том, что он подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента государственной регистрации, противоречит нормам ГК. Такое условие является ничтожным в силу требований ст. ст. 168 и 180 ГК. Поэтому регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации такого договора".

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о возможности осуществления наряду с государственной регистрацией специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества. В качестве примера можно привести государственный кадастровый учет недвижимого имущества, под которым понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ст. 1 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Специальная регистрация и учет недвижимого имущества могут вводиться лишь на основании закона или иного нормативного акта в установленном законом порядке.

3. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации прав, а государственная регистрация сделок с недвижимостью подтверждается специальной регистрационной надписью на оригинале документа, выражающего содержание регистрируемой сделки (как правило, такая надпись делается на экземпляре договора). На практике договоры составляются в нескольких экземплярах и поэтому регистрационная надпись должна проставляться на всех экземплярах договора.

Право считается зарегистрированным и, соответственно, возникшим с момента внесения записи в Единый реестр, а не с даты выдачи свидетельства. Регистратор может внести запись о праве, например, сегодня, а свидетельство подготовить и подписать через неделю. Но собственником владелец станет с даты внесения записи в реестр, даже если свидетельство получит на руки намного позже. К тому же свидетельство можно не получать, поскольку согласно п. 3 комментируемой статьи оно выдается "по ходатайству правообладателя".

Важной информацией, содержащейся в свидетельстве, являются существующие ограничения (обременения) зарегистрированного права. Если такие ограничения (обременения) зарегистрированы в реестре на момент выдачи свидетельства, то это должно быть указано в свидетельстве. Вместе с тем, если в свидетельстве сведения об ограничениях (обременениях) отсутствуют, это не значит, что они не могли появиться позже. Поэтому наилучшим подтверждением их отсутствия является выписка из ЕГРП по данному объекту с наиболее поздней датой выдачи.

В п. 3 ст. 131 ГК РФ указывается на то, что регистрируется как переход прав на недвижимость, так и сделки с ней, однако нет ни слова о том, в каких случаях осуществляется регистрация сделок с недвижимостью. Таким образом, государственная регистрация признается обязательной лишь для тех сделок, в отношении которых требование о государственной регистрации прямо установлено законом. Это положение отражено и в п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

4. В п. 4 комментируемой статьи установлен принцип информационной открытости регистрирующих органов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан предоставить информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Причем информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Как следует из п. 1 ст. 62 Закона о государственной регистрации недвижимости, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.

5. Согласно п. 6 комментируемой статьи порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

В частности, порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Согласно ст. 9 указанного Закона в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Органом, осуществляющим подобную регистрацию, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Перечень оснований приостановления государственной регистрации прав, указанный в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, весьма обширен, однако надо обратить внимание на то, что речь идет именно о приостановлении, а не об отказе в регистрации. Таким образом, если причины, по которым государственная регистрация приостановлена, не будут устранены в срок приостановления, в регистрации будет отказано.

Источник комментария:
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ"
С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит, 2019

Между тем окружной суд не учел следующее. Пунктом 1 статьи 8.1 и статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

Как указано в части 2 статьи 131 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

При указанных обстоятельствах и на основании положений пункта 1 статьи 8.1, пункта 1 статьи 131, статей 209, 244 Гражданского кодекса, части 1 статьи 2 Закона о регистрации выводы суда апелляционной инстанции о принадлежности обществу «Лоза» доли в размере ½ в праве общей долевой собственности на спорные помещения являются законными.

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

2. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

5. Утратил силу с 1 октября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ.

6. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Судебная практика и законодательство — ГК РФ часть 1. Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, а также ограничения этих прав, в том числе ипотека.

При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131, пунктом 1 статьи 450, пунктом 1 статьи 452, пунктами 1, 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4, пунктами 1, 2 статьи 16, статьей 17, пунктом 1 статьи 20, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суд округа в удовлетворении требования отказал.

Отказывая партнерству в удовлетворении заявленного им требования, суды руководствовались положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 8, 58, пункта 1 статьи 131, пункта 2 статьи 218, статей 223, 551, 1110, 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), разъяснениями, изложенными в пунктах 60, 61, 62 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) и исходили из того, что партнерством не представлены доказательства возникновения права собственности общества на спорный объект недвижимости. Поскольку общество в порядке, предусмотренном действующим законодательством на момент заключения договора о предоставлении отступного от 15.12.1997, а также в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 122-ФЗ при заключении договора займа с залоговым обеспечением от 10.05.2003 и соглашения об отступном от 11.06.2003, не зарегистрировало право собственности на спорное нежилое строение, суды пришли к выводу о том, что у общества права собственности на спорное имущество не возникло, в связи с чем оно не могло перейти к партнерству.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт пользования обществом в спорный период земельным участком в отсутствие надлежащим образом оформленных прав на него, учитывая, что расчет задолженности за фактическое использование земельного участка произведен истцом на основании постановлений правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 120, от 02.03.2015 N 135, постановлений администрации от 25.12.2009 N 3374, от 30.12.2011 N 2599 (с учетом изменений к ним), от 08.05.2015 N 911, суд, руководствуясь подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131, статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", требования удовлетворил в указанной части.

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 8.1, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", установив, что заявления от уполномоченного органа муниципального образования - г.о. Самара и от муниципального предприятия г.о. Самара "Городской земельный центр" о регистрации прекращения права собственности и о регистрации прекращения права хозяйственного ведения на прежние объекты недвижимости в Управление Росреестра по Самарской области не подавались, пришли к выводу о соответствии закону оспариваемого отказа.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Свои требования заявители мотивировали тем, что 18 сентября 2015 года они обратились в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью кв. м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ; к заявлению было приложено определение Елецкого городского суда Липецкой области от 27 июля 2015 г. об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу о выделе доли из права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером . Решением Управления Росреестра по Липецкой области от 2 ноября 2015 года N 48/001/146/2015-59 в регистрации права общей долевой собственности Федоровой И.Г. и Плехановой С.И. отказано на основании пункта 2 статьи 8.1 и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации со ссылкой на то, что за регистрацией права общей долевой собственности обратились не все собственники (л.д. 14).

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российское Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

С учетом сказанного суд, руководствуясь статьями 309, 702 (пункт 1), 729, 421, 131 (пункт 1), 218 (пункт 1) ГК РФ, а также нормами Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", удовлетворил требования истцов о признании права собственности на соответствующие квартиры.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131); государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра, в котором должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (пункт 1 статьи 8.1); уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы (пункт 5 статьи 8.1).

На основании статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также иные права.

1. Государственная регистрация права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи (далее - право на линейно-кабельные сооружения связи), под которыми понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

3. Законодательством предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, которые обязаны по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи соответствующего документа (пункты 1 и 3 статьи 131 ГК Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Недвижимость стала полноценным объектом гражданского оборота сравнительно недавно.

Понятие государственной регистрации недвижимости

Раньше существовала целая индустрия недобросовестных действий, связанная с отъемом жилья. Даже после принятия ГК РФ, регистрацию осуществляло бюро технической инвентаризации. Однако проблемы лишь накапливались порядок необходимых действий не был единым. Такое положение дел не позволяло оставить регистрационные функции в бюро. Эти проблемы привели к необходимости создать специальный федеральный орган, осуществляющий процедуру регистрации недвижимости.

Благодаря этому, в сфере оборота такого имущества был наведен порядок и каждый объект встает на учет.

Основы регистрации недвижимости заложены в ст. 131 ГК РФ. Предусмотренный порядок конкретизируется в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним».

Легальное понятие государственной регистрации недвижимости содержит ст. 2 ФЗ. Под ней следует подразумевать юридический акт, заключающийся в признании и подтверждении государством возникновения, ограничения или обременения, перехода, а также прекращения прав на недвижимое имущество, в соответствии с ГК РФ, являющееся единственным доказательством, подтверждающим существование такого права.

Такое понятие позволяет установить основные особенности, которыми характеризуется этот процесс.

Особенности государственной регистрации недвижимости

Можно выделить следующие особенности:

  • государственная регистрация прав на недвижимость – это юридический акт. Его понятие содержится в теории гражданского права. Под ними подразумеваются действия, направленные на достижение результата. В данном случае, речь идет о результативном акте, поскольку вся деятельность, которую ведет федеральный орган, осуществляющий ее, направлена на фиксацию новых сведений в ЕГРП либо отказ в ней. Отмена возможна только в судебном порядке;
  • одним из результатов процесса становится признание права собственности либо обременения государством. Это означает, что все органы государственной власти РФ должны принимать и уважать права лица на тот или иной недвижимый объект или доли;
  • другим результатом выступает подтверждение факта наличия права на объект для 3-х лиц. Согласно этому положению, наличие подтверждения, которое дал федеральный орган, осуществляющий регистрацию, служит основанием для принятия и уважение прав лица на отдельно взятые объекты или доли;
  • понятие предусматривает эксклюзивность подтверждения прав на недвижимость со стороны государства. Юридическое значение имеет только такая процедура, которая обязательна для всех. Никто другой не вправе дублировать функции, которыми обладает федеральный орган, осуществляющий регистрацию прав и вносящий сведения в ЕГРП.

Принципы государственной регистрации прав на недвижимость

Основные правила, служащие базой для всей деятельности, связанной с регистрацией недвижимости, предусмотрены в главе 1 ФЗ и в ст. 131 ГК РФ. В них отсутствует конкретный перечень, содержащий наиболее важные требования.

Действующий порядок строится на следующем:

  • единство государственного реестра прав (ст. 2 ФЗ). Требования предусматривают создание одной базы данных. Это упрощает техническое сопровождение и учет. Кроме того, ответственная служба создает алгоритмы, необходимые для предотвращения дублирования записей. Это имеет большое значение, поскольку позволяет получить точные данные, вне зависимости от региона, в котором подается запрос;
  • обязательность регистрации (ст. 4 ФЗ). Все объекты, доли и права, связанные с недвижимостью, должны быть отражены в реестре. Исключение составляют лишь те случаи, когда права возникли до того, как стал действовать закон. Их могут подтверждать документы БТИ, а также нотариальные договоры купли-продажи;
  • сведения в ЕГРП носят открытый характер (ст. 7 ФЗ). Это означает, что доступны любому желающему. Лицо может получить сведения путем направления соответствующего запроса в федеральный орган власти, ответственный за процедуру.

Цели и задачи регистрации недвижимости

Выделяются следующие цели, которые преследует государственная регистрация сделок с недвижимостью:

  • защита прав обладателей недвижимости и лиц, за которыми закреплены обременения. Участники правоотношений получают услуги модератора, меняющего статус собственности на объекты, доли в правах и выполняющего другие действия на основании представленных документов. Если участники сделки нарушают их, то последует отказ в регистрации;
  • цели обеспечения прозрачного гражданского оборота. Доступность информации позволяет участникам сделок не опасаться неожиданных обстоятельств. Та или другая сторона, после изучения документов, самостоятельно сможет выявить обстоятельства, влекущие отказ в регистрации;
  • гласность и достоверность, которые составляют сведения о правах. Требования о предоставлении информации должны удовлетворяться;
  • фискальные цели, заключающиеся в возможности контроля за тем, какой доход извлекают участники сделок. У налогового органа не существует проблемы зафиксировать получение прибыли при продаже, поскольку за Росреестром закреплена обязанность направления такой информации;
  • цели предотвращения и профилактики действий, при которых нарушается закон;

Процедура, позволяющая осуществить учет и зарегистрировать права на недвижимость, имеет большое значение. С ее помощью удалось минимизировать проблемы недобросовестных участников этого рынка.

Она решает и другие задачи. При ее создании получилось преодолеть дополнительные проблемы. Одной из них были документы на незавершенное строительство. Долгие годы такие объекты пребывали в статусе правовой неопределенности. Действовавший закон не позволял считать их оборотоспособными. Теперь собственник может получить документы, подтверждающие права.

Какие права и сделки подлежат государственной регистрации

Основные виды прав, которые подлежат регистрации, перечисляет закон в ст. 4. Перечень включает в себя следующее:

  • право собственности, а также другие вещные права на недвижимость, сделки с ней. В перечень входят земельные участки, участки недр, здания и сооружения. Кроме того, в соответствии с этой нормой требуется регистрировать предприятие как имущественный комплекс, а также единый недвижимый комплекс, помещение, доли в правах собственности;
  • ограничения и обременения, связанные с объектами. В этот перечень включается ипотека, доверительное управление, безвозмездное пользование в отношении объектов исторического наследия и культуры, сервитут, а также аренда и найм. В последнем случае основания для регистрации касаются договоров, заключенных на год и более.

Приравненные к недвижимости транспортные средства подлежат постановке на учет, согласно отдельным актам.

Для того, чтобы зарегистрировать право на недвижимость или его переход, необходимо собрать документацию. Если собственник или другое заинтересованное лицо не обладает необходимым опытом, лучше использовать сопровождение юриста, оказывающего такие услуги и вовлеченного в особенности.

Желательно привлечь не знакомого специалиста, осуществляющего другую деятельность, а именно работающего в этой сфере. Услуги, предусматривающие сопровождение, окупятся, поскольку сэкономят значительное количество времени и ресурсов.

Если квартира находится в собственности давно, то высока вероятность ее постановки на кадастровый учет. Поэтому придется использовать услуги, предусматривающие такое сопровождение. Это также можно поручить юристу, поскольку он наверняка обладает связями и сможет получить необходимые бумаги быстрее. Итогом работы специалиста станет составление кадастрового паспорта, необходимого для совершения сделок.

Необходимые документы для регистрации прав на недвижимость

Для проведения нужных действий потребуются следующие документы:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи или иное соглашение (в 3-х экземплярах);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • кадастровый паспорт.
  • письменные доказательства, свидетельствующие о передаче платы.

Дополнительные требования зависят от особенности состава собственников и могут включать согласие органа опеки и попечительства, если доли или объект целиком принадлежат несовершеннолетним детям продавца, нотариальное согласие другого супруга, если речь идет о продаже общей совместной собственности. Также может понадобиться и согласие лиц, которым принадлежат другие доли в праве собственности, либо доказательства соблюдения необходимого порядка уведомления о продаже.

Заявление о проведении регистрации оформит Росреестр или центр.

Результаты процедуры регистрации прав на недвижимость

Сроки проведения государственной регистрации составляют 10 рабочих дней с момента подачи документов в Росреестр или через центр. Она производится регистатором.

Также не стоит требовать выдачи свидетельства, поскольку это не предусматривает действующий закон.

Если получен отказ, требуется изучить его мотивировку, основания должны соответствовать ст. 20 закона, предусматривающие перечень причин, если нарушены определенные требования. При этом, заявителю предоставлено право обжалования, которое предусматривают процессуальные особенности. Отказ может быть отменен судом.

Документы следует получать там же, где они были сданы (Росреестр или центр).

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

наследование квартиры и регистрация

Здравствуйте! В 2012 году после смерти матери получила право на наследство в виде 1/4 квартиры. В собственность долю не оформляла, так как в квартире проживает 85-летний отец. Существуют ли какие-то сроки и обязательства регистрировать право на собственность, если я живу за границей и в будущем хотела бы свою долю продать брату, который также является наследником 1/4 доли в квартире и который уже оформил право собственности на свою долю. Спасибо.

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Нет, у свидетельства о праве на наследство нет срок действия. Но если собираетесь подарить его, то перед этим необходимо будет зарегистрировать право собственности н свою долю.

В какие сроки нужно зарегистрировать недвижимость после получения права на наследство?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (1)
  • Комментарии юристов (0)

Здравствуйте! Спасибо за ответ. Право на наследство было получено в 2012 году. Тогда ещё нотариусы не проводили регистрацию. Собственность не была зарегистрирована. Что мне теперь нужно сделать и в какие сроки? Собственность состоит из 1/4 квартиры и 1/2 гаража.

Обращаться со своим сведетельством о праве на наследство в росреестр за регистрацией права собственности.

Как узаконить дом после реконструкции

Подскажите какие нужно собрать документы на узаконение дома после реконструкции, без посредников если это не будет связано с судом как многие пугают.Сам владелец дома физически не может это сделать ,но есть доверенность на все действия во всех организациях. Какую пошлину нужно оплатить инвалиду2 группы ?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Закон дает четкое определение самовольной постройки в ст. 222 ГК РФ. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

ХХХ обратился в суд с иском к Администрации городского округа Красногорск Московской области о признании права собственности на дом. В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что ХХХ Е.И. принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г.Красногорск, мкр.Опалиха, изъято. Также принадлежала часть жилого дома общей площадью 50,6 кв.м., расположенная на указанном земельном участке под номером 7 пом.2 (правая часть барака). В 2016г. в связи с неудовлетворительным состоянием старого жилого строения, истец произвел демонтаж, а именно строительство нового дома жилого назначения (лит.Б) с мансардой (лит.Б1), террасой (лит.б) общей площадью 142,6 кв.м.

Срок действия разрешения составляет не более 10 лет со дня получения разрешения (п. 19 ст. 51 ГрК РФ). Его можно продлить, обратившись в местные органы власти с соответствующим заявлением не позднее, чем за 60 дней до окончания срока. По истечении 10 лет, если реконструкция не была завершена хотя бы на 70%, нужно будет заново оформлять разрешение.

Вы обязательно должны были попытаться узаконить объект недвижимости в обычном порядке, важна сама попытка получения права собственности. Нельзя сразу подать иск о признании права собственности на самострой, не попытавшись поставить на учет в общем порядке. Пока нет отказа в регистрации, нет смысла даже пробовать подавать иск о признании права собственности.

  1. Заказать у кадастрового инженера технический план. Стоимость подготовки технического плана в среднем 10 000 рублей
  2. Оплатить госпошлину 350 рублей (оплатить можно в МФЦ через терминал оплаты).
  3. Подать заявление в МФЦ (заявление может подготовить работник МФЦ), приложив технический план.
  4. Очень важно четко понимать, что реконструкция частного дома, его перепланировка и капитальная реновация – это абсолютно разные процессы. Капитальный ремонт — это замена состарившихся стройматериалов, которые были использованы при строительстве, на современные новые. По большому счету это — комплекс работ, целью которых является улучшение технических характеристик и жилищных условий данного строения. Перепланировкой считается изменение конфигураций внутри дома. Самыми распространенными в этом случае являются работы по переносу стен, дверных проемов или окон и т. д.

Нужно помнить, что все перечисленные услуги — платные. Каждая из резолюций или печатей на документах может оформляться от двух до трех месяцев, поскольку везде присутствуют большие очереди.

Об оплате гос пошлины при регистрации недвижимости инвалидом 2 группы

Здравствуйте! Взимается ли гос пошлина при регистрации гаража с инвалида 2 группы в возрасте 79 лет и в какой сумме?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Федеральное законодательство устанавливает ряд льгот для физлиц при уплате ими госпошлины. Льготы можно классифицировать в зависимости от категории плательщика госпошлины и от вида юридически значимых действий, за которые взимается госпошлина. В индивидуальном порядке в связи с тяжелым финансовым положением может решаться вопрос о снижении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.
Также может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23, ст. ст. 333.35 — 333.39, 333.41 НК РФ). 1. Освобождение от уплаты госпошлины отдельных категорий плательщиков На предоставление льготы по госпошлине влияет не только отнесение граждан к определенной категории, но и те действия, которые данные граждане совершают. Так, от уплаты госпошлины освобождаются (пп. 9, 11, 12, 14 — 16 п.
1, пп. 9, 29 — 31 п. 3 ст. 333.35, п. 16 ст.
Льгота по уплате данной пошлины для инвалида не предусмотрена.
Налоговый кодекс

Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

22) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 — 26, 28 — 31, 61 и 80.1 настоящего пункта:

для физических лиц — 2 000 рублей.

Здравствуйте! Я председатель ТСЖ. У меня в доме есть жилец, имеющий большую задолженность по ЖКУ, более 300 т.р. Сейчас он продает квартиру покупателю по ипотеке. Утверждает при этом, что перед сделкой долг погасить не может, потому что деньги получит только после сделки. У меня вопрос такой. Если он меня обманет и не оплатит долг сейчас, то будет ли наличие задолженности за ЖКУ по этой квартире препятствием для оформления прав на жилье новому собственнику?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.В Вашем случае, лучше бы, чтобы продавец погасил имеющуюся задолженность, иначе с нового собственника Вы не имеете права в дальнейшем потребовать уплатить задолженность за старого. При этом наличие задолженности за ЖКУ у старого собственника не является препятствием для оформления прав на жилье новому собственнику. Однако имеющая задолженность у старого собственника никуда не денется и в случае неуплаты Вы имеете право взыскать с прошлого собственника задолженность через суд.

Как быть?

В результате наводнения 10 га сельскохозяйственных угодий оказались заболоченными. Местная администрация обязала их собственников провести мелиоративные мероприятия. Они отказались, сославшись на то, что участок не муниципальный, а частный. Правомерно ли решение администрации?

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Может Налоговая инициировать регистрацию Права на квартиру, полученную по инвестиционному договору и акта приема передачи, если владелец не оформляет ее в собственность и не платит налоги

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (1)

Недвижимость

Для чего нужна государственная регистрация объектов недвижимости? Как связаны между собой физические, экономические, социальные и правовые свойства недвижимости? Как ГКРФ определяет недвижимое имущество?

Государственная регистрация имущественных прав – это одна из важнейших процедур. Только после того, как она будет произведена, объект недвижимости или земельный участок перейдет в полноправную собственность физического лица ил организации.

Если у вас возникли сложности с переоформлением имущественных прав на земельный участок, обращайтесь в нашу юридическую компанию. Компетентные юристы по земельным вопросам оказывают правовую поддержку, проводят консультации, подготавливают необходимые документы, представляют интересы доверителей в компетентных органах и совершают иные действия для достижения нужного результата.

Оставить заявку на получение юридических услуг можно по телефону или посредством сообщения в онлайн-форме. Специалисты сделают все возможное в рамках закона, чтобы решить вашу проблему.

Регистрационные действия с земельным участком

Процедура регистрации имущественных прав регулируется ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218 от 13 июля 2015 года. В соответствии с нормативными документами регистрация прав – это действия, совершаемые уполномоченными органами и влекущие за собой юридические последствия. Право собственности на любой земельный участок возникает только после государственной регистрации.

Признаки государственной регистрации прав на землю, которые отличают эту процедуру от иных действий юридического характера:

· регистрация проводится уполномоченным органом;

· регистрация проводится в рамках регламента, единого для каждого субъекта правоотношений;

· последствия после регистрации обязательно наступают для всех субъектов правоотношений;

· итог регистрации – документ, удостоверяющий, что в единый реестр была занесена соответствующая запись и права зарегистрированы.

На территории РФ полномочиями по совершению регистрации имущественных прав обладает только один орган – Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии. Она находится в ведении Министерства юстиции РФ и имеет более короткое название, используемое официально – Росреестр. Территориальное управление Росреестра находится в каждом регионе РФ.

В процессе регистрации всегда выявляется факт мошенничества, неправомерность действий и ошибки в отношении сделки или земельного участка. Сотрудник Росреестра при оказании услуги осуществляет правовой анализ документов. Сведения в ЕГРН вносятся только при отсутствии в бумагах юридических неточностей.

Если регистратор обнаружит какие-либо неточности, он вправе отказать в регистрации сделки. Обжаловать это решение можно в судебном порядке.

Чаще всего сотрудники Росреестра отказывают в проведении государственной регистрации прав на объекты по следующим причинам:

· выявление опечаток в документах;

· отсутствие бумаг, требуемых для совершения операции по закону;

· наложение границ земельных участков друг на друга;

· отсутствие в архиве документов о выделе земельного участка;

· наличие технических ошибок в межевом плане;

Перед походом в Росреестр рекомендуем обратиться к юристу по земельно-имущественным отношениям. Специалист проверит документы на корректность, изучит все материалы и предотвратит вероятность отказа уполномоченного органа. Лучше воспользоваться юридическими услугами в Москве и Московской области еще на этапе заключения сделки в отношении недвижимого имущества. Это избавит от возможных проблем в будущем.

Главная задача профессионального юриста – выявление в документах фактов, которые могут препятствовать достижению поставленных клиентом целей. Это может быть продажа или покупка участка, планирование строительства и другие цели. Юрист проверит чистоту сделки и объекта, чтобы ничто не помешало достичь нужного результата.

Земельный участок – это часть территории, границы которой четко определены, описаны и удостоверены надлежащим образом. Право собственности является ключевым имущественным правом на земельный участок. Оно подразумевает сочетание трех правомочий – владения, пользования и распоряжения объектом. Для того, чтобы собственник мог беспрепятственно использовать свои права, требуется провести процедуру государственной регистрации в установленном порядке.

Государственная регистрация прав в отношении земельных участков осуществляется при следующих процедурах юридического характера:

· оформление права собственности и внесение в ЕГРН данных о новом или ранее выданном земельном участке;

· переход имущественных прав в результате совершения различных сделок с земельным участком;

· переоформление права собственности в порядке наследования;

· оформление обременений, таких как залог, аренда на длительный срок и т.д.

После внесения информации в ЕГРН в общем реестре будут содержаться все данные об объекте недвижимости. Если говорить о земельном участке, то это:

· площадь земельного участка;

· категория земель и вид разрешенного использования объекта;

· наличие/отсутствие обременений в виде аренды, залога и др.;

· наличие/отсутствие ограничений в виде ареста, сервитута и др.;

· иная информация, имеющая отношение к объекту недвижимости.

Регистрационные действия совершаются в следующей последовательности:

1. Сбор необходимых документов и их подача в Росреестр или МФЦ.

2. Прием пакета документов от заявителя с целью проведения регистрационных действий.

3. Проведение юридической экспертизы полученного пакета документов, удостоверение их законности.

4. Внесение в ЕГРН данных.

5. Выдача заявителю документов и актуальной выписки из ЕГРН, подтверждающей факт проведения регистрации земли.

Законодательством установлен перечень обязательных документов, которые необходимо предоставить для регистрации прав. В этот список входит:

· заявление о регистрации и внесении записи в ЕГРН;

· документ, подтверждающий личность заявителя – общегражданский паспорт;

· доверенность, если от имени собственника действует его представитель;

· правоустанавливающие документы, которые являются основанием для возникновения прав – договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о вступлении в права наследования и т.д.;

· квитанция об оплате государственной пошлины.

Документы необходимо передать сотруднику Росреестра или МФЦ для совершения им необходимых действия по регистрации прав. Важно учесть, что в случае передачи заявления через МФЦ срок регистрации увеличится на 2-3 дня. Обычно срок составляет 5-7 рабочих дней.

Стоимость регистрации права собственности на земельный участок определяется в ст. 333.33 НК РФ. Она составляет 2 000 рублей для граждан и 22 000 рублей для организаций. Однако из этого правила есть исключения:

1. При регистрации права собственности на земельный участок гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, целей огородничества, индивидуального жилищного строительства или возведения личного гаража стоимость составит 350 рублей.

2. Если регистрируется земельный участок сельскохозяйственного назначения заявитель обязан заплатить госпошлину в размере 350 рублей.

3. Если регистрируется доля в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения, это обойдется заявителю в 100 рублей.

Уполномоченные органы могут приостановить выполнение услуги или отказать в регистрации. Основаниями для приостановления является:

· инициатива заявителя, оформленная в письменном виде с указанием причин и срока приостановления;

· поступление заявления о возврате документов без проведения регистрационных процедур от одной из сторон сделки;

· решение суда о приостановлении процедуры;

· наличие акта о наложении ареста на земельный участок или акта о запрете на совершение в отношении участка определенных действий;

· сомнения сотрудника Росреестра в наличии оснований для проведения регистрации.

Это не исчерпывающий список причин. Полный перечень прописан в ст. 26 ФЗ №218.

Росреестр может отказать в предоставлении услуги по следующим основаниям:

1. Заявитель обратился за регистрацией права, которое не может быть зарегистрировано на законных основаниях.

2. Документ, который является основанием для регистрации имущественных прав признан недействительным.

3. Заявитель не имеет правомочия распоряжаться юридической судьбой земельного участка.

4. Заявитель не предоставил документы, необходимые для проведения регистрации.

5. Выявление противоречий между регистрируемым объектом недвижимости и объектом, права на который были зарегистрированы ранее.

Отказ выносится в письменной форме. Он может быть обжалован в судебном порядке.

В ЕГРН вносятся данные о правах на любое недвижимое имущество. Росреестр необходимо оповещать о возникновении права собственности, ограничений и обременений. В противном случае они не вступят в законную силу. Сведения, внесенные в ЕГРН – это единственное юридическое доказательство зарегистрированных прав на недвижимость.

Если объект недвижимости не стоит на кадастровом учете, его можно поставить единовременно с регистрацией имущественных прав или сделать это предварительно. Единовременная постановка на кадастровый учет и регистрация прав практикуется чаще всего на вновь созданные объекты недвижимости. Например, на построенный на земельном участке дом. Постановка на кадастровый учет осуществляется бесплатно, а вот внесение данных в ЕГРН – платная услуга.

Для регистрации имущественных прав на строение потребуется собрать пакет документов. Полный перечень необходимых бумаг зависит от конкретной правовой ситуации.

Подать документы можно одним из нескольких способов:

1. Лично. Потребуется явиться в Росреестр или МФЦ с пакетом документов. Уполномоченный сотрудник заберет бумаги и выдаст расписку в их получении. В расписке будет указана дата готовности документов. Потребуется посетить ведомство повторно, чтобы забрать бумаги и актуальную выписку из ЕГРН.

2. По почте. Документы могут быть отправлены в Росреестр по почте. В этом случае направляется заказной пакет с описью вложений и уведомлением о вручении.

4. На дому. Некоторые категории граждан вправе пригласить сотрудника Росреестра домой для совершения необходимых юридических действий. К таким гражданам относятся инвалиды I и II групп, ветераны военных действий. Услуга «Выездное обслуживание» оказывается на безвозмездной основе.

По итогам проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество заявитель получает выписку из ЕГРН. В ней содержатся сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах. Эти данные считаются актуальными и достоверными на момент выдачи документа. Как правило, для совершения сделки в отношении объекта недвижимости может потребоваться заказать новую выписку из ЕГРН. С 2017 года выписка из ЕГРН заменила собой свидетельство о праве собственности.

Собственники недвижимости могут обезопасить себя и запретить совершение каких-либо действий юридического характера без своего личного присутствия. Иными словами, никто не сможет обратиться и пройти процедуру государственной регистрации перехода прав, ограничения или обременения, а также прекращения правомочий в отношении конкретного объекта недвижимости без присутствия действующего собственника.

В этом случае уполномоченный орган будет отклонять любые действия со стороны третьих лиц зарегистрировать любые права на недвижимость без объяснения причин. Исключением будет только соответствующее решение судебного органа или официальное требование судебного пристава-исполнителя. В случае необходимости собственник может отменить это ограничение.

Если в ЕГРН была занесена какая-либо запись, с которой вы не согласны, вы вправе оспорить ее внесение в судебном порядке. Для этого потребуется иметь веские основания, которые вы сможете доказать в процессе разбирательства по делу.

Если у вас возникли сложности в отношении государственной регистрации прав на земельный участок или строение, обращайтесь к профессиональным юристам в Москве и Московской области. Это поможет избежать правовых проблем и достичь нужных целей в короткие сроки. Позвоните или напишите нам для консультации.

Переоформление права

Переоформление имущественных прав регулируется в ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Эта процедура подразумевает изменение вида права, который был зарегистрирован в Росреестре ранее. Например, может потребоваться переоформление права аренды на право собственности.

Отчуждение прав на недвижимость осуществляется в том случае, когда передающая сторона является собственником объекта и может подтвердить это документально. Если владелец не успел провести процедуру официальной регистрации права собственности на недвижимость, отчуждение может быть осуществлено только после этого.

Процедура перерегистрации состоит из нескольких этапов:

1. Подписание предварительного договора и внесение авансового платежа, если это требуется. Это не обязательный этап, но он используется в юридической практике довольно часто.

2. Сбор и подготовка пакета документации.

3. Подписание основного договора. Перевод второй части установленной в соглашении суммы.

5. Фактическая передача объекта недвижимости.

Перерегистрация недвижимого имущества осуществляется на следующих основаниях:

· гражданин является владельцем участка по праву постоянного бессрочного пользования;

· землепользователь владеет участком на основании права аренды;

· гражданин использует землю по праву пожизненного наследуемого владения.

После того, как процедура перерегистрации имущественных прав будет завершена, первоначальный собственник теряет все вещные права в отношении земельного участка.

Для переоформления потребуется предоставить следующие документы:

· общегражданские паспорта или иные документы, подтверждающие личности участников сделки;

· нотариальная доверенность, если интересы одной из сторон представляет доверенное лицо;

· документы, подтверждающие факт проведения сделки;

· технический план на участок;

· квитанция об оплате государственной пошлины;

· акт приема-передачи земельного участка.

Размер госпошлины для физических лиц составляет 2 000 рублей за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Срок переоформления имущественных права составляет 5-9 рабочих дней в зависимости от способа подачи документов. По истечению этого времени заявитель получает на руки переданные ранее оригиналы бумагу, а также актуальную выписку из ЕГРН.

В зависимости от ситуации процедура переоформления прав на земельный участок может иметь определенные особенности. Например, чтобы осуществить перерегистрацию на основании проведения купли-продажи необходимо предварительно поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Переоформление осуществляется на основании договора купли-продажи. Его необходимо предоставить в Росреестр в трех экземплярах – по одному для каждого участника сделки и один для ведомства.

Близкому родственнику можно передать имущественные права с помощью оформления дарственной. В этом случае не придется платить подоходный налог, если сделка совершается между близкими родственниками. К примеру, если земельный участок передается от матери к сыну. Кроме того, такой способ требует минимума документов.

Важно также учесть, есть ли у действующего собственника супруг или супруга. Если имущество было приобретено в браке, оно является совместной собственностью мужа и жены. Для его отчуждения и передачи другому лицу потребуется оформить письменное согласие второго супруга на проведение сделки. Согласие должно быть оформлено нотариально. В противном случае сделка может быть признана недействительной, а все ее последствия будут аннулированы.

Отдельно стоит упомянуть про переоформление имущественных прав в порядке наследования. В зависимости от того, как именно происходит вступление в права наследства – по закону или по завещанию – процедура перерегистрации будет отличаться.

Переоформление имущественных прав можно осуществить через полгода после смерти наследодателя. В этот период потребуется обратиться к нотариусу и официально вступить в права наследования. Нотариус выдает свидетельство, подтверждающее, что наследник вправе переоформить недвижимость на свое имя. Обращаться потребуется в Росреестр.

Вопросы регистрации имущественных прав и переоформления – это довольно непростая область юриспруденции. Она регулируется многими областями права, среди которых гражданское, земельное, наследственное, семейное и прочие. Разобраться во всех тонкостях процедур может только профессиональный юрист.

Для получения юридической помощи в Москве и Московской области вы можете обратиться в нашу компанию. Мы окажем содействие в вопросах регистрации права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество. Звоните нам по указанному номеру телефона или пишите в специальной форме, предусмотренной на сайте. При поддержке профессионального юриста вы сможете добиться желаемого исхода дела в короткие сроки.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Перечень объектов недвижимости является открытым

Согласно статье 130 Гражданского кодекса, все объекты недвижимости делятся на три группы:

  1. объекты недвижимости, которые недвижимы по своей природе (земля, участки недр, обособленные водные объекты);
  2. объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых влечет несоразмерный ущерб их назначению;
  3. объекты, которые по своей физической природе являются движимыми, но законодатель отнес их к недвижимости (морские, воздушные суда, космические объекты).
Специфика недвижимого имущества состоит в том, что его можно использовать только в условиях более или менее постоянного нахождения на определенном земельном участке. Соответственно, для объектов, не связанных с землей и предназначенных для перемещения людей и грузов, особым условием использования является водное, воздушное или космическое пространство.

Чисто юридически перечень недвижимых объектов, указанных в статье 130 Гражданского кодекса РФ, не является исчерпывающим. К недвижимым вещам может быть отнесено и другое имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Яркие примеры такой «недвижимости по закону» - предприятия (ст. 132 ГК РФ), а также морские или воздушные суда.

Перечень недвижимого имущества постоянно расширяется. Так, относительно недавно в него вошли объекты незавершенного строительства. Еще один пример - жилые помещения, которые теперь прямо указаны в качестве разновидности недвижимого имущества в новом Жилищном кодексе РФ.

В статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. указано, что государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. По сути, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, оспорить которое возможно только в судебном порядке.

Если при совершении сделки с движимым имуществом переход права осуществляется в момент передачи вещи, то для недвижимых вещей аналогичную функцию выполняет именно государственная регистрация права.

В то же время государственную регистрацию, которая осуществляется в форме записи в ЕГРП, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного юридического основания права на недвижимость. В любом случае таким юридическим основанием выступает титул, приобретаемый на основании сделки, судебного решения, административного акта, юридического факта и т.д.

На это обстоятельство обратил внимание Конституционный Суд РФ, указав на то, что, например, госрегистрация договора аренды здания или сооружения, равно как и государственная регистрация права его аренды не могут подменять собойдоговор аренды. Именно сам договор является основанием возникновения, изменения или прекращения права аренды (Определение КС РФ от 5 июля 2001 г. № 132).

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество подтверждается выдачей свидетельства о государственной регистрации прав. В свою очередь государственная регистрация сделок с недвижимостью подтверждается специальной регистрационной надписью на оригинале документа, который отражает содержание регистрируемой сделки (как правило, такая надпись делается на экземпляре договора). На практике договоры составляются в нескольких экземплярах и поэтому регистрационная надпись должна проставляться на всех экземплярах договора.

Внесена запись в ЕГРП? С этого момента право зарегистрировано

Обратите внимание, что право считается зарегистрированным и соответственно возникшим с момента внесения записи в Единый реестр, а не с даты выдачи свидетельства. Регистратор может внести запись о праве, например, сегодня, а свидетельство подготовить и подписать через неделю. Но собственником владелец станет с даты внесения записи в реестр, даже если свидетельство получит на руки намного позже. К тому же свидетельство можно и не получать, поскольку оно выдается по ходатайству правообладателя.

Важной информацией, содержащейся в свидетельстве, являются существующие ограничения (обременения) зарегистрированного права. Если такие ограничения (обременения) зарегистрированы в реестре на момент выдачи свидетельства, то это должно быть указано в свидетельстве. Вместе с тем, если в свидетельстве сведения об ограничениях (обременениях) отсутствуют, это не значит, что они не могли появиться позже. Поэтому наилучшим подтверждением их отсутствия является выписка из ЕГРП по данному объекту с наиболее поздней датой выдачи.

Госрегистрация прав (обременения прав) на недвижимое имущество и госрегистрациясделок с недвижимостью – это не одно и тоже

К сожалению, в понимании бухгалтеров (и даже юристов) многих предприятий происходит смешивание таких понятий, как «госрегистрация прав (обременения прав) на недвижимое имущество» и «госрегистрация сделок с недвижимостью».

Напомним, что государственной регистрации подлежат следующие вещные права на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 131, статью 216 Гражданского кодекса РФ и Федеральный закон «О государственной регистраци прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

  • право собственности;
  • право хозяйственного ведения имущества;
  • право оперативного управления имуществом;
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • частный сервитут.
Согласно статье 164 Гражданского кодекса РФ, государственной регистрации подлежат также обязательственные правоотношения.

К сделкам, подлежащим государственной регистрации относятся:

  • договоры купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558 ГК РФ), а также доли в праве общей собственности на указанные объекты недвижимости (ст. 251 ГК РФ), в том числе соглашение о приобретении заложенного жилого помещения залогодержателем (п. 3 ст. 55 Закона об ипотеке);
  • договоры мены жилых домов, квартир и их частей (п. 2 ст. 567 ГК РФ), а также доли в праве общей собственности на них (ст. 251 ГК РФ);
  • договоры дарения недвижимости (независимо от вида объекта) (п. 3 ст. 574 ГК), доли в праве общей собственности на них (ст. 251 ГК РФ), в том числе пожертвование (ст. 582 ГК РФ);
  • договоры ренты с передачей недвижимости под выплату ренты, в том числе договоры пожизненного содержания с иждивением (ст. 584, п. 2 ст. 601 ГК РФ);
  • договоры аренды с выкупом (ст. 624 ГК РФ);
  • договоры продажи предприятия как имущественного комплекса (п. 3 ст. 560 ГК РФ);
  • договоры аренды:
  • - зданий, сооружений, нежилых помещений, земельных участков, участков лесного фонда на срок не менее 1 года (п. 2 ст. 651 ГК РФ);
  • - предприятий как имущественных комплексов (п. 2 ст. 658 ГК);
  • договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда (ст. 36 Лесного кодекса РФ, п. 6 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 224);
  • договоры о залоге недвижимости (об ипотеке), в том числе залог права аренды недвижимости (п. 3 ст. 339 ГК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об ипотеке»);
  • договоры концессии участков лесного фонда (Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса), утвержденная Приказом Минюста России от 23 января 2002 г. № 18);
  • договоры участия в долевом строительстве (ст. 4, 17, п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»).
Обратите внимание на важный момент: далеко не все договоры, право на недвижимое имущество по которым подлежит государственной регистрации, могутрегистрироваться. В данном случае действуют следующие правила:

1. В отличие от нотариального удостоверения, которое может быть установлено соглашением сторон (п. 2 ст. 163 ГК РФ), обязательность государственной регистрации сделки устанавливается только законом.

2. Законодательство, устанавливающее государственную регистрацию договора, должном быть федеральным. Поэтому изданный субъектом РФ или его органом нормативный акт об обязательной государственной регистрации договоров, для которых федеральным законом такая государственная регистрация не установлена, суды будут рассматривать как противоречащий нормам Гражданского кодекса РФ.

3. Участники сделки не вправе установить или отменить обязательную государственную регистрацию в соответствии с условиями договора.

Данные правила закреплены в том числе законодательной практикой, а именно: пунктами 1, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Налоговые моменты госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним одним из спорных вопросов является следующий: когда при продаже объекта в налоговом учете продавца возникает доход от реализации - при передаче объекта по акту или в момент регистрации перехода права собственности (регистрации договора)? Попробуем разобраться.

Как мы уже говорили, переход права собственности на недвижимость по договору подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ) и происходит после такой регистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 556 Гражданского кодекса РФ, передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего акта приема-передачи.

Для оформления соответствующего акта используются унифицированная форма № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», утвержденная Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7.

Для целей налогообложения прибыли доходом от реализации признается выручка от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), из которой исключается НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ).

В случае признания доходов методом начисления датой получения дохода от реализации объекта недвижимости признается дата его реализации, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в его оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Если руководствоваться данными нормами, напрашивается вывод о том, что в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском учете, доход от продажи недвижимого имущества признается на дату перехода права собственности на объект недвижимости, т.е. на дату регистрации права собственности покупателя на имущество.

Однако на деле все оказывается не так однозначно. Дело в том, что позиция Минфина РФ по этому вопросу иная, мало того, она все время меняется.

Так, в письме от 26 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/85 Минфин РФ говорил следующее: «Согласно пункту 3 статьи 271 Кодекса для доходов от реализации. датой получения дохода признается дата реализации товаров. определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса». В результате финансовое ведомство делало вывод, что «в налоговом учете доход от продажи объекта основного средства признается на дату перехода права собственности на объект, то есть на дату регистрации права собственности покупателя на имущество». Казалось бы, все в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Однако спустя некоторое время Минфин РФ свою позицию изменил, причем кардинально, дав прямо противоположный ответ (письма Минфина РФ от 26 октября 2005 г. № 03-03-04/1/301, от 3 июля 2006 г. № 03-03-04/1/554). Чиновники по-прежнему констатируют тот факт, что, согласно статье 271 Налогового кодекса РФ, при методе начисления датой получения дохода для доходов от реализации признается дата реализации товаров. А вот вывод на этот раз делается совершенно иной, а именно: «у организации-продавца. возникает обязанность по уплате налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств и подачи документов на государственную регистрацию. вне зависимости от даты государственной регистрации таких прав».

Любопытно, что в письме от 28 сентября 2006 № 07-05-06/241 (правда, заметим, что это письмо касается продажи жилых помещений (квартир)) Минфин РФ категорично утверждает, что доходы от продажи квартир признаются для целей налогообложения прибыли на дату перехода прав собственности на объект, то есть на дату государственной регистрации прав собственности покупателя на квартиру.

Какое мнение Минфина РФ по этому вопросу является самым правильным, налогоплательщикам остается лишь гадать.

Таким образом, на наш взгляд, доход должен признаваться на дату государственной регистрации перехода права на имущество, подтвержденной свидетельством о государственной регистрации прав. Во-первых, такой подход наиболее соответствует положениям Налогового кодекса РФ, а во-вторых, является самым удобным, поскольку освобождает налогоплательщиков от необходимости платить налог на прибыль гораздо раньше государственной регистрации перехода права собственности.

Читайте также: