Заказчик физическое лицо ндс

Опубликовано: 01.05.2024

Что делать в ситуации, когда вы нашли интересную для себя закупку, а заказчик работает с НДС, а вы на УСН? Кто из участников в результате окажется в более выгодных условиях: «упрощенец» или тот, кто работает на общей системе налогообложения? Практически все поставщики задаются этими болезненными вопросами и не понимают, как правильно поступить. В статье мы собрали материал, который поможет поставщикам сориентироваться еще до участия в закупке и не допустить ошибок.

  1. «НДС» — что это такое?
  2. НДС при заключении госконтракта
  3. Госконтракт с поставщиком на УСН
  4. Госконтракт с физическим лицом
  5. Рекомендации участнику закупок
  6. НДС в 223-ФЗ
  7. Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

«НДС» — что это такое?

НДС — это 20%-ный налог (в большинстве случаев) на добавленную стоимость. Им облагаются организации, работающие по общей системе налогообложения (ОСНО) и создающие дополнительную рыночную стоимость. Проще говоря, это когда организации добавляют к себестоимости дополнительную сумму, а потом часть от этой суммы возвращают в бюджет. Организации предлагают товар, выполняют работы, оказывают услуги по более высокой цене, чем их себестоимость.

С 2020 г. для общих случаев ставка составляет 20% (0% — для международных перевозок, 10% — при продаже продовольствия, газет, журналов, медизделий и др., об этом говорится в ст.164 НК РФ).

Разница между себестоимостью продукции и ценой, по которой она реализовывается, и будет считаться таким налогом.

В нашей стране НДС применяется с 01.01.1992 г. Изначально он исчислялся в порядке, утвержденном законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 г. подчиняется гл.21 Налогового кодекса России.

Рассчитать НДС можно на сайте http://www.ndscalc.ru/, воспользовавшись онлайн калькулятором. Расчет НДС является ключевым критерием бухгалтерии любой организации, работающей с ОСНО. Начинающие бизнесмены и руководители недостаточно разбираются в процедуре выделения НДС. Однако ошибки здесь недопустимы, плата может оказаться очень высокой. Онлайн калькулятор поможет выделить и начислить налог на добавленную стоимость, не углубляясь в математические сложности.


НДС при заключении госконтракта

Если контракт заключается по 44-ФЗ, то в роли заказчика выступает наше государство.

Условия, по которым заключается контракт, определены ч.1 ст.34 44-ФЗ. Они предусмотрены извещением о проведении закупки или приглашением принять участие в процедуре определения исполнителя, закупочной документацией, заявкой, окончательным предложением участника, с которым подписывается договор, кроме случаев, в которых согласно с 44-ФЗ извещение или приглашение, закупочная документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В ч.2 ст.34 44-ФЗ говорится, что при заключении контракта, его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения обязательств.

При этом в извещении о проведении закупки обязательно должна указываться начальная максимальная цена контракта (НМЦК). При составлении обоснования цены организатор вправе устанавливать условия формирования цены договора (лота), например, с учетом или без учета затрат на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей. Такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300.

Принимать участие в закупке может любое юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала) или любое физлицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, применяемый налоговый режим не влияет на количество участников. Участвовать могут наравне организации и ИП, работающие по спецрежимам налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН) и участники на ОСНО. 44-ФЗ в этом отношении никого не ограничивает. Следовательно, заказчик не вправе требовать пересчета предложенной потенциальным исполнителем цены. В ч.1 ст.95 44-ФЗ говорится, что цена может быть уменьшена заказчиком только с согласия исполнителя.

Если заказчик устанавливает запреты и ограничения, это может быть поводом для привлечения его к административной ответственности на основании ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.

Только договорившись с участником, заказчик может составить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сэкономив средства в бюджете.

Госконтракт с поставщиком на УСН

Применение налога происходит на 2-х этапах:

  1. Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
  2. Цена заключения контракта.

Если обратимся к Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., в котором определены способы формирования НМЦК, то увидим, что министерство не дает рекомендаций по включению НДС в НМЦК. Но сообщает, что стоимость должна соответствовать условиям предстоящей закупки. То есть, если предмет заказа входит в перечень объектов налогообложения, организатору торгов надлежит учесть данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечислены в ч.2 ст.146 НК РФ).

Фактически, когда заказчик указывает НМЦК, он уже должен учитывать налог на добавленную стоимость.

Если исполнитель, например, работает на «упрощенке» (УСН), то в контракте в графе указания цены ставится прочерк, либо прописывается формулировка «НДС не облагается».

Согласно общему правилу организации и ИП, работающие по упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В этом случае сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этой позиции придерживаются:

  • Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173;
  • Минфин РФ в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02;
  • Минэкономразвития РФ в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741;
  • ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

В письме ФАС от 06.10.2011 г. №АЦ/39173 отмечается:


Из текста письма, можно сделать вывод, что организации или ИП, работающие по УСН, находятся в более выгодном положении, в отличие от участников на ОСНО.

Разберемся на практике:

Допустим, на участие в запросе котировок поданы 2 заявки. Первая подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 тыс. руб., а вторая — участником на ОСНО с ценой 120 тыс. руб. включая НДС.

Процедуру выиграл участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия, т.е. участник на УСН с ценой контракта – 110 тыс. руб.

Второй участник сразу заложил в свое ценовое предложение сумму НДС. Если бы не НДС, его цена была бы 100 тыс.руб. и победителем стал бы именно он.

Следует отметить, что сравнение цен без учета НДС пользуется популярностью среди заказчиков по 223-ФЗ.

В Письме Минфина РФ от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02 встречаем такое мнение:


В Письмах Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741 по этому вопросу такая формулировка:


ФНС — письмо № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.:


Позиция судебной практики:

Однако судьи не разделяют мнение приведенных выше ведомств. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановлении ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 суд встал на сторону заказчика, оплатившего исполнителю обязательства в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В Решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также вынес решение в пользу заказчика, который в проекте контракта указал сумму, предложенную победителем электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот скриншот фрагмента из этого решения:


Такое же решение вынесено и в Решении Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6052/2015.

Следует отметить, что встречаются примеры, когда решение выносилось в пользу исполнителя, находящегося на УСН. Примером этого служит Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

Госконтракт с физическим лицом

Руководствуясь положением п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в текст договора вносятся обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физлицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт подписывается с физлицом в тексте обязательно нужно отразить условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой обязательств.

Так, заказчик оплачивает физлицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Сумма налога переводится заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу (ст. 226 НК РФ).

Речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

Подведем итог из вышесказанного:

  • закупки проводятся на общих для всех участников основаниях, независимо от налогового режима;
  • при оплате работ заказчик обязан руководствоваться ценой, предложенной победителем и указанной в контракте;
  • на условия контракта не влияет применяемый выигравшим участником «спецрежим»;
  • заказчик не вправе вносить изменения в цену договора без согласования с исполнителем.

Судьи же не пришли к единому мнению по этому вопросу. Некоторые из них разделяют нашу точку зрения и выносят решения в пользу поставщиков на «упрощенке», другие – принимают сторону заказчика.

Рекомендации участнику закупок

Важный момент! Если закупка проводится на собственные деньги заказчика, а не из бюджета, и об этом говорится в документации, то требование заказчика о заключении контракта с НДС правомерно. Судебные ведомства придерживаются этого мнения.

  1. Если закупка уже состоялась, и вы получили от заказчика проект контракта с НДС, отправьте ему протокол разногласий с просьбой указать цену «Без НДС», т.к. вы работаете на УСН.
  2. Если контракт подписан с НДС, не направляйте заказчику счет-фактуру.
  3. В заявке отмечайте сразу, что находитесь на «упрощенке» и не относитесь к плательщикам НДС. Дополнительно можно подать вместе с заявкой Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой налоговой инспекции.
  4. Если заказчик организовал процедуру за счет собственных средств и указал цену с НДС, то хорошо подумайте над рентабельностью такой работы. В большинстве случаев для упрощенцев такие условия окажутся невыгодными.

НДС в 223-ФЗ

223-ФЗ не дает четких инструкций для определения НМЦК и заключения контракта. В ст.4 говорится только, что в извещении должна быть информация о НМЦК и порядке ее формирования (с учетом затрат или без них на уплату пошлин, налогов и иных обязательных платежей). Положением о закупке должно регулироваться сравнение ценовых предложений потенциальных исполнителей, работающих с разными налоговыми режимами.

Мнения по данному вопросу снова разделились:

  1. В Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 г. по жалобе № Т02-405/15, Решении Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 г. № 157 говорится, что НДС необходимо учитывать при оценке предложений, в противном случае нарушается принцип равноправия и экономически эффективного расходования бюджета.
  2. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 г. № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 г. по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 наоборот сообщается, что оценка без учета НДС не создает неравные условия участия.

Нет единого мнения на расчет стоимости договора, заключаемого с исполнителем на спецрежиме. Уменьшение цены договора на ставку НДС с победителем практически всегда признается неправомерным, однако на практике снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признавалось законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 г. по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Из-за того, что ведомства не имеют четкой позиции по данному вопросу, возникают определенные риски для сторон. Поэтому Положение о закупке – это единственный инструмент урегулирования спорных ситуаций, в нем нужно конкретно обозначать все требования.

Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

Исходя из предыдущего пункта настоящей статьи, заказчику можно дать 3 простых совета по оценке предложений потенциальных исполнителей. Их соблюдение поможет избежать некоторых спорных моментов в будущем.

  1. Определитесь с подходом в оценке заявок будущих поставщиков, какой из них наиболее удобен для вас и оптимален, учитывая сложившуюся практику: учитывать НДС или не учитывать при сопоставлении заявок.
  2. Пропишите свои четкие требования в положении о закупках и закупочной документации.
  3. Сопоставляйте ценовые предложения строго в соответствии с условиями документации.

Многие организации опасаются покупать товары у физлиц. И зря. Цена на них, как правило, ниже, налоговые последствия вполне адекватные. Хотя без нюансов, как водится, никуда. Какие документы надо оформить? Представлять ли контролерам справки 2-НДФЛ на граждан-поставщиков? Как учесть подержанное основное средство? Применять ли ККТ?Давайте разбираться.

Покупка товаров у физлиц – не такое уж и редкое явление. Зачастую фирмы покупают что-то нужное у своих учредителей, руководителей или иных сотрудников. Но порой машину, компьютер, необходимое оборудование, запчасти, стройматериалы и т. д. выгодно приобрести и у каких-то сторонних граждан. А некоторые организации сотрудничают с физлицами регулярно. Взять хотя бы покупателей сельхозпродукции – в большинстве своем это магазины, предприятия общепита и производители продуктов питания. Каковы особенности подобных сделок?

Удобный закупочный акт

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса РФ сделки компаний с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Для многих оптимальный вариант – закупочный акт, одновременно выполняющий функции договора купли-продажи и акта приема-передачи. Минфин России ничего против не имеет. Но тогда закупочный акт должен содержать все условия сделки: наименование и количество продукции, единицу измерения, цену и итоговую сумму, место закупки, должность и фамилию представителя организации, сведения о продавце (паспортные данные и адрес места жительства). Это подчеркнуто в письме от 4 августа 2014 г. № 03-04-06/38361.

Пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ позволяет предприятию разработать форму закупочного акта самостоятельно. Ориентироваться можно на форму № ОП-5, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132. Как правило, компании берут ее за основу и дорабатывают под себя, удаляя ненужные графы, добавляя необходимые, переименовывая графу «Сельскохозяйственные продукты» (если покупают что-то иное) и т. д. Главное, чтобы документ содержал обязательные реквизиты, оговоренные пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. Тогда он будет фиксировать взаимоотношения сторон и являться основанием для оприходования активов в бухгалтерском и налоговом учете организации. Больше никаких бумаг оформлять не требуется (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2004 г. № А74-438/03-К2-Ф02-1999/04-С1 и от 15 декабря 2010 г. № А78-7669/2009).

Закупочный акт составляется в двух экземплярах и визируется сторонами в момент приобретения продукции. Один экземпляр передают продавцу, второй фирма оставляет себе. Отметим, что в форме № ОП-5 предусмотрена строка «Удержан подоходный налог в сумме, руб.». Однако удерживать НДФЛ компания в данном случае не должна. Подробнее об этом – чуть позже.

Стороны вправе пойти и по альтернативному пути – составлять договор купли-продажи (общие положения о нем прописаны в ст. 454-491 ГК РФ), а передачу товара фиксировать отдельным актом. В таком случае все условия сделки закрепляют в договоре, акт же при этом упрощают (ссылаясь в нем на контракт). Возможен и третий вариант – стороны прописывают в договоре, что имущество передается покупателю при заключении такового. Тогда составлять отдельный акт не обязательно.

Случаи применения упомянутых документов компании следует обговорить в учетной политике.

Берем товар для перепродажи: здравствуй, ККТ!

Стороны вправе сами выбрать способ расчетов и прописать его в договоре (закупочном акте). Например, указать, что товар оплачивается по безналу на банковскую карту физического лица, и привести реквизиты для перевода денег. Либо обговорить, что предприятие рассчитывается с продавцом наличными.

В первом случае факт перечисления средств подтверждается платежкой и выпиской по расчетному счету фирмы-покупателя. А во втором, то есть при выплате продавцу денег из кассы, компания составляет расходник по форме № КО-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

А надо ли компании пробивать кассовый чек? Специалисты финансового ведомства не раз отмечали: в общем случае при выплате предприятием денег физлицу за товары применять ККТ и выдавать чек не нужно (письма от 11 декабря 2018 г. № 03-01-15/89828, от 10 августа 2018 г. № 03-01-15/56554). При этом чиновники подчеркивают, что граждане в любом случае контрольно-кассовую технику не применяют, поскольку п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ возлагает подобную обязанность исключительно на организации и предпринимателей.

Но из этого правила есть одно исключение. Если компания приобретает у физлиц (в том числе, через подотчетников) товары для перепродажи, то пробить кассовый чек она обязана. Налоговая служба предписывает так поступать в письме от 14 августа 2018 г. № АС-4-20/15707.

Если же компания приобретает у физлиц (в том числе через подотчетников) товары для перепродажи, то пробить кассовый чек она обязана. Налоговая служба предписывает так поступать в письме от 14 августа 2018 г. № АС-4-20/15707. Причем это касается расчетов как наличкой, так и в безналичном порядке (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, письмо Минфина России от 15 июня 2018 г. № 03-01-15/41171).

Важно, что 100-тысячный лимит расчетов наличными на суммы, выплачиваемые компаниями физлицам, не распространяется (п. 5 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У, Постановление АС Московского округа от 10 января 2019 г. № Ф05-9223/2018).

НДФЛ не удерживаем, справки не подаем

Граждане, продающие имущество, принадлежащее им на праве собственности, самостоятельно исчисляют НДФЛ с доходов от такой сделки и уплачивают его в бюджет. Это следует из положений статей 226 и 228 Налогового кодекса РФ. Фирма-покупатель в данном случае налоговым агентом не является, стало быть, ничего удерживать не должна. Чиновники заостряли на этом внимание неоднократно (письма Минфина России от 11.04.2012 г. № 03-04-05/3-484 и от 12 марта 2008 г. № 03-04-06-01/55, ФНС России от 01 августа 2012 г. № ЕД-4-3/12769@). У служителей Фемиды идентичная точка зрения (см. постановления ФАС Центрального округа от 17 февраля 2011 г. № А35-7103/2009, ФАС Поволжского округа от 15 мая 2009 г. № А65-6772/2008 и Западно-Сибирского округа от 27 марта 2007 г. № Ф04-1746/2007(32835-А03-7), оставленное в силе Определением ВАС РФ от 26 июля 2007 г. № 8910/07).

Таким образом, форму 6-НДФЛ подобные сделки никоим образом не затронут. Более того, организация не должна представлять фискалам сведения о доходах, выплаченных гражданам-продавцам (то есть, справки 2-НДФЛ). Ведь ст. 230 НК РФ устанавливает данную обязанность только для налоговых агентов. Так считают и чиновники (письма Минфина России от 7 марта 2014 г. № 03-04-06/10185 и от 27 февраля 2013 г. № 03-04-06/5607, ФНС России от 19 мая 2008 г. № 3-5-04/19), и судьи (постановления ВС РФ от 6 декабря 2005 г. № 72-ад05-3, ФАС Московского округа от 21 июня 2010 г. № КА-А40/6150-10 и Поволжского округа от 18 мая 2009 г. № А12-16391/2008, оставленное в силе определением ВАС РФ от 21 июля 2009 г. № ВАС-8842/09).

Если компания купила у гражданина машину и какое-то время использовала ее в своей деятельности, то при продаже такого авто НДС-базу определяют в обычном порядке. Не будет льготы и при продаже авто, полученного от физлица в качестве отступного.

Овощи-фрукты, петрушка-зеленушка

Как уже отмечалось, компании нередко покупают у населения овощи, фрукты, мясо, рыбу и т. д. Поговорим об этом чуть подробнее.

Важно, что сельхозпродукция является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Это следует из пункта 2 статьи 38 Налогового кодекса РФ, статей 128 и 130 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ.

То же самое и с собранными физлицами ягодами, орехами, грибами и т. д., выловленной рыбой, добытыми дикими животными (ст. 20, п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 34 Лесного кодекса, ст. 221 ГК РФ). Значит, все вышесказанное полностью справедливо и при приобретении у граждан подобной продукции.

Имейте в виду, что статья 21 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 запрещает реализацию и использование для пищевых целей ряда продуктов, если они не подвергались ветеринарно-санитарной экспертизе.

Речь идет о мясе, молоке, яйцах, кормах и др. Поэтому обязательно требуйте у сдатчиков соответствующие документы (ветеринарные справки и т. п.). Так что обязательно требуйте у сдатчиков соответствующие документы (ветеринарные справки и т.п.).

Грибам – отдельное внимание. Как известно, они могут вызвать сильнейшее отравление. Если вы имеете дело с подобными дарами природы, неукоснительно следуйте предписаниям «грибных» Санитарных правил СП 2.3.4.009-93 (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 20.08.1993 № 10). В частности, запрещено покупать у населения грибы в переработанном виде (письмо Минфина России от 12 декабря 2007 г. № 03-04-06-01/437).

Организация может проинформировать продавцов, что те вправе не платить НДФЛ по доходам:

  • от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства и растениеводства (п. 13 ст. 217 НК РФ). Правда, это возможно лишь при одновременном соблюдении нескольких условий, также перечисленных в данной норме Кодекса. Иначе налогообложение производится в обычном порядке (письмо Минфина России от 18 февраля 2013 г. № 03-04-05/6-111);
  • продажи дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и т. д. (п. 15 ст. 217 НК РФ);
  • реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой в результате любительской и спортивной охоты (п. 17 ст. 217 Кодекса). Но для этого должны соблюдаться условия, установленные п. 11 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (письмо Минфина России от 4 августа 2014 г. № 03-04-06/38361).

Однако использование данных поблажек, в том числе соблюдение необходимых для этого предписаний, – всецело забота граждан-поставщиков.

Компания тут в любом случае ни при чем. Ее дело – сторона.

Граждане, продающие имущество, принадлежащее им на праве собственности, самостоятельно исчисляют НДФЛ с доходов от такой сделки и уплачивают его в бюджет. Таким образом, форму 6-НДФЛ подобные сделки никоим образом не затронут. Более того, организация не должна представлять фискалам сведения о доходах, выплаченных гражданам-продавцам (то есть, справки 2-НДФЛ).

Работник-продавец

В части страховых взносов тоже все гладко: выплаты в рамках гражданско-правовых договоров, по которым происходит переход права собственности на имущество, от них освобождаются (п. 4 ст. 420 НК РФ). Со взносами по травме аналогичная картина (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Но имейте в виду: если организация покупает сельхозпродукцию у своих работников, фискалы вполне могут заподозрить ее в выплате таким способом неофициальной зарплаты. Со всеми вытекающими в части НДФЛ и взносов.

Однако если компания докажет, что операции были реальны, а ее действия преследовали разумные экономические цели, арбитры предприятие, скорее всего, поддержат. Наглядный пример – Постановление ФАС Центрального округа от 17 февраля 2011 года № А35-7103/2009. В нем суд указал: представленные бумаги подтверждают реальность сделок, их разумные деловые и хозяйственные цели. Молоко покупалось у работников для откорма животных, а другая продукция – мясо, рыба, сахар, зерно, мука – для приготовления пищи в столовой. Против компании не сыграли даже дефекты оформления документов по приему сельхозпродукции.

По мнению судей, присутствие этих погрешностей не опровергает фактического наличия данных товаров.

«Прибыльные» опасности

Приобретение у физлиц товаров, сырья, материалов, основных средств отражается в налоговом учете в том же порядке, что и покупка данных ценностей у организации. При этом первичка должна быть в идеальном состоянии, а расходы – экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Иначе у компании возникнут проблемы.

Следите за тем, чтобы в закупочных актах содержались полные и достоверные сведения. Если выяснится, например, что по перечисленным адресам физлица не проживали, а паспорта с указанными в актах данными продавцам не выдавались, компания вполне может поплатиться (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 октября 2006 г., 4 октября 2006 г. № Ф03-А73/06-2/ 3360).

Удостоверьтесь в личности продавца. Случай из жизни – в первичке на приобретение продукции у частного лица оказались сведения из паспорта совсем другого гражданина, утерянного им несколько лет назад. Причем сам этот человек в момент совершения сделки отбывал наказание в исправительной колонии и отрицал свою причастность к данным хозоперациям. В результате фирма лишилась расходов, несмотря на то, что товар был действительно ею куплен, оприходован и впоследствии реализован (Постановление ФАС Поволжского округа от 9 августа 2012 г. № А12-22472/2011, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 19 декабря 2012 г. № ВАС-16290/12).

Также надо проконтролировать, чтобы во всех закупочных актах стояли подписи продавцов. Конечно, есть примеры судебных решений, в которых компаниям в отсутствие таких автографов все равно удалось доказать факт приобретения продукции (Постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2009 г. № А57-14214/2008 и др.).

Однако терять время, силы и испытывать судьбу – занятие не из приятных.

Сразу предостережем от того, чтобы в подобной ситуации подделывать подписи продавцов. Обман вполне могут раскрыть с помощью почерковедческой экспертизы, и тогда – прощай, расходы (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2009 г. № А52-5063/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 6 мая 2009 г. № А53-17846/2008).

Ревизоры наверняка заподозрят неладное и в случае, когда объем приобретенной у «физиков» продукции зашкаливает за все разумные пределы.

Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 14 мая 2007 года № А31-9242/2005-15 пришел к выводу, что в закупочных актах содержится недостоверная информация. Ведь компания ежедневно приобретала у четырех физических лиц нереальное количество грибов – от 2,5 до 10 тонн. В итоге «прибыльных» расходов компания лишилась.

Без НДС-вычета, но с поблажками

Физические лица плательщиками НДС не являются (п. 1 ст. 143 НК РФ), в связи с чем не предъявляют организации-покупателю налог, который та могла бы принять к вычету.

Для компаний на ОСН это несомненный минус. Чего не скажешь о «доходных упрощенцах», которым такой вычет без надобности (в отличие, кстати, от их «доходно-расходных» коллег, списывающих «входной» НДС на затраты (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)).

Имейте в виду: определять налог расчетным методом, дабы впоследствии принять его к вычету, при таких покупках нельзя (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-2109/2007-875А).

Если же предприятие впоследствии будет это имущество реализовывать, придется начислить НДС на его продажную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 Кодекса). Однако из этого правила есть два исключения, когда фирма исчисляет налог с межценовой разницы (то есть с цены реализации продукции с учетом НДС за минусом цены ее приобретения у граждан) с использованием расчетных ставок – 10/110 или 20/120. Благодаря подобной преференции организация заплатит налог в гораздо меньшем размере.

Первый случай – реализация купленной у «физиков» сельхозпродукции и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров) из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 года № 383 (п. 4 ст. 154 НК РФ).

Покупки у предпринимателей-спецрежимников под действие этой нормы Кодекса не подпадают (см. письмо финансового ведомства от 7 декабря 2006 г. № 03-04-11/234, Постановление ФАС Поволжского округа от 3 декабря 2013 г. № А12-6633/2013).

Учтите – по мнению финансистов, данная льгота применима только при перепродаже фирмой упомянутой продукции.

Если же компания ее закупает, затем перерабатывает, после чего продает готовую продукцию, то налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализуемого, то есть в обычном порядке (письмо Минфина России от 11 июля 2017 г. № 03-07-14/43942).

Так же считают и некоторые судьи (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 июня 2009 г. № Ф04-2975/2009(6522-А03-42), Центрального округа от 8 октября 2008 г. № А36-528/2008). Однако у большинства арбитров иная точка зрения – они позволяют пользоваться льготой и переработчикам сырья (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 30 июля 2015 г. № 02-3273/2015, ФАС Уральского округа от 8 мая 2009 г. № Ф09-2751/09-С2, а также определения ВАС РФ от 11 декабря 2007 г. № 15613/07 и от 9 августа 2007 г. № 8061/07). Так что шансы отстоять свою позицию у компании очень даже неплохие.

Если компания приобретает продукцию у граждан одного населенного пункта, объединить все эти закупки в едином документе, по мнению юристов, нельзя. Ведь каждая такая сделка является двусторонней, а значит, со всеми продавцами надо оформлять отдельные договоры (закупочные акты).

Что с бухучетом?

С точки зрения бухгалтерского учета приобретение активов у «физиков» значимых особенностей не имеет. Единственное – большинство экспертов советуют использовать при таких сделках счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а не 60-й.

Понятно, что не будет проводки по отражению «входного» НДС со стоимости покупки. В остальном же все стандартно. В зависимости от того, что именно покупается (материалы (сырье), товары или основные средства), производят запись по дебету счета 10, 41 либо 08 и кредиту 76-го.

Андрей Веселов ,

кандидат экономических наук ,


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Продолжаем разбираться в теме начальной цены контракта (далее — НМЦ). В этот раз расскажем, всегда ли цена закупки включает НДС, можно ли вычесть налог из цены закупки и кто платит НДФЛ, если победитель — физическое лицо.


Правила для заказчика по 44-ФЗ

В законе и рекомендациях из приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013г. № 567 нет прямого указания на то, должен ли заказчик включать НДС в цену контракта. Заказчики руководствуются общими принципами 44-ФЗ и Налоговым Кодексом (НК), из которых можно сделать следующие три вывода.

НДС нужно включать всегда

Если объект закупки — объект налогообложения по НДС, заказчик всегда НМЦ с учетом налога на добавленную стоимость. Из правила есть исключение — товары, работы и услуги, которые не облагаются НДС. Перечень объектов указан в ч. 2 ст. 146 и ст. 149 НК. Среди них есть:

  • Земельные участки.
  • Медицинское оборудование.
  • Работы и услуги для улучшения ситуации на рынке труда.
  • Выполнение работ бюджетными и автономными учреждениями, а также учреждениями за счет субсидий и др.

Если вы видите, что в проекте контракта не сказано, цена с НДС или без, пишите запрос на разъяснения с просьбой уточнить, на каких условиях будут проходить расчеты с победителем на УСН.

Не включая НДС в НМЦ, заказчик ограничивает конкуренцию

Не включая НДС в стоимость товара, заказчик ставит в невыгодное положение поставщиков-плательщиков НДС. Например, если заказчик не укажет НДС в НМЦ закупки, а победит плательщик НДС, то заключить контракт можно только вычтя 20% из цены победителя:

  • Если увеличить итоговую цену на сумму НДС, это будет противоречить п. 2 ст. 34 44-ФЗ.
  • А если оплачивать товар без НДС — Налоговому кодексу.

Эту позицию выражает Минэкономразвития в письме от 11.04.2016 № Д28и-900. Удерживать НДС при оплате контракта неправомерно независимо от того, платит победитель закупки НДС или нет.

Нельзя добавить налог к цене контракта после подведения итогов

Цена контракта не может быть выше предложенной победителем закупки (п. 2 ст. 34 44-ФЗ). 44-ФЗ разрешает по согласованию сторон увеличить или уменьшить количество товара, но не больше чем на 10%. При этом допускается пропорционально увеличить или уменьшить сумму контракта (пп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

НДС в коммерческих торгах и в закупках по 223-ФЗ

Заказчики не ограничены законом:

  • Могут устанавливать цены с учетом НДС или без.
  • Сами устанавливают правила, по которым оценивают заявки. Например, если заявки подадут участники, которые платят НДС и которые не платят, то их цены могут сравнивать без учета НДС.

Правила для поставщиков

В электронных аукционах и запросах котировок побеждает участник с минимальным ценовым предложением. Менять цену контракта нельзя, поэтому все налоги, которые победитель должен оплачивать, должны быть включены в предлагаемую цену. Рассмотрим три ситуации.

Поставщик — плательщик НДС

В этом случае участник закупки делает ценовое предложение, которая включает НДС. Заказчик полностью выплачивает стоимость контракта победителю после выполнения работ. Победитель перечисляет НДС с этой суммы в бюджет, как с любой другой сделки, и затем учитывает в декларации по НДС.

Поставщик на упрощенной системе налогообложения

Поставщик, применяющий «упрощенку», не платит НДС и находится в более выгодном положении, чем участник на ОСН. Например, поданы две котировочные заявки. В одной участник предложил цену «350 000 руб. (НДС не облагается на основании применения «упрощенки»)», а в другой — «389 400 руб., включая НДС».

Побеждает участник, предложивший более низкую цену контракта, то есть участник на спецрежиме. Вместе с тем цена товаров, которую предлагает второй участник, на самом деле ниже, чем цена первого участника (без учета НДС 20 % она составит 324 500 руб.)

Разберем три ситуации, когда в закупке с ценой с НДС побеждает «упрощенщик».

Ситуация 1. Заказчик заранее учитывает возможность, что в закупке победит «упрощенщик».

Например, пишет в проекте контракта: «Если подрядчик имеет право на освобождение от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством, то слова «в том числе НДС» заменяются словами «НДС не облагается».

Если победит поставщик, который не обязан платить НДС, он указывает цену без налога и предоставляет документы на освобождение от уплаты. Заполнение графы «НДС не предусмотрен» не меняет существенных условий контракта.

2. Заказчик указал в контракте цену с формулировкой «в том числе НДС» и просит победителя выделить НДС в составе цены. Можно ли это сделать?

Это можно сделать, но для поставщика будет невыгодно, так как выделенный НДС придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК). То есть оплата за поставленные товары или оказанные услуги уменьшится на 20 % (например, будет составлять 83 333 руб. вместо 100 000 руб.).

Как сказано выше, добавить НДС к цене тоже нельзя — сумма в контракте не может быть выше предложенной победителем. Советуем предложить заказчику подписать контракт на ту же цену, но без выделения НДС. Заказчик не может в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС.

3. Заказчик установил цену закупки с НДС, выделил налог из предложенной цены и планирует перевести победителю сумму за вычетом НДС.

Позиция верховного суда

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС. Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15999.

Физические лица и НДС

Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не платят НДС (ст. 143 НК РФ). То есть участник-физическое лицо не должен включать НДС в свое ценовое предложение, а заказчик не может требовать включить НДС в контракт или счет-фактуру. С физического лица заказчик должен удержать только НДФЛ, который он переводит в бюджет, как налоговый агент. Физические лица должны учесть это, предлагая свою цену в заявке.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Анна Тресвятская

Как отражать в бухучете обеспечение заявки и контракта

Какие преференции получают лекарства из ЕАЭС

Новогодняя игра: найди мандарины быстрее других — получи месяц Контур.Закупок

В аукционной документации заказчик отразил особенности включения НДС в цену контракта в соответствии с законодательством. Так как вы не являетесь плательщиком НДС, заказчик перечисляет вам оплату по контракту за вычетом НДС.

Карэн, напишите, пожалуйста, примеры закупок работ или услуг, при оплате которых можно снизить базу НДФЛ.

Марина, это положение относится не только к госзакупкам, в этом все дело, а регулируется Налоговым Кодексом!Можно взять ЛЮБУЮ закупку по производству, например, видеоролика, в которой может принимать участие в том число любое физлицо (любой запрос котировок и не среди СМП). Например, №0168200002417007409 . Если услугу производит физ. лицо (не ИП!), то плательщик при оплате услуги обязан как налоговый агент удержать из суммы оплаты НДФЛ - этот пункт присутствует во всех без исключения гос. контрактах.

Сергей, Николаевич, добрый день! К сожалению, ситуация неоднозначная. ЧЕТКОГО, ОДНОЗНАЧНОГО решения закон не дает. Поставщиков учат не соглашаться вычитать НДС. Заказчиков учат не слушать поставщиков. ФАС встает то на сторону одних, то на сторону других. В общем, кто кого переубедит. Попробуйте, убедить заказчика не вычитать НДС, опираясь на такую формулировку:

"Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). Т.е. 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете"

Светлана, добрый день.
Контур.Закупки – это сервис для поставщиков. Мы помогаем участникам закупок.
Ваш вопрос касается действий заказчика, поэтому рекомендую обратиться к нашему партнеру:

ГОСTrader – Тендерное сопровождение
Сервисный Центр СКБ Контур в г. Екатеринбург
+7 (343) 345-57-05
zakaz@gostrader.ru

Эта компания консультируют заказчиков-организаторов закупок из любых регионов РФ.

Здравствуйте!
у меня вопрос следующего характера. (поправьте, пожалуйста, если я что-то не учитываю в расчетах).
Я сейчас пытаюсь понять, какая система НО все-таки предпочтительнее при посреднических поставках ТМЦ.

ИТАК,
1. считается, что если предложенные цены будут рассматриваться Заказчиком без НДС, то это уравняет упрощенца и ОСН-щика.
Как реальные примеры, которые мне встречались:
1.1. "в случае если участник закупки применяет систему упрощённого налогообложения или иным способом освобождён от уплаты НДС, то цена договора будет сокращена пропорционально сумме налога".
1.2. "В связи с тем, что в соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации заказчик имеет право применить налоговый вычет НДС в отношении всех поставок, работ, услуг единый базис сравнения ценовых предложений: без учета НДС."

Пойдем, для наглядности, по варианту 1.2. и рассчитаем сделку для обоих участников.

2. Предположим, НЦК = 200 руб, в т.ч. НДС18% = 30,51 руб. Цена без НДС, таким образом, = 169,49 руб.
3. Предположим, что оба участника купили товар в одном меcте за 118 руб, в т.ч. НДС 18 руб.
4.
УСН заявляется с 169,49 (без НДС). Рассматривается цена 169,49 руб.
ОСН заявляется с 200 руб. (в т.ч. НДС 30,51 руб.). Рассматривается цена 169,49 руб.
Оба участника сделали, согласно условиям закупки, одинаковые предложения.

Идем дальше:
5.
Доход УСН составит 169,49 руб.
Себестоимость покупки товара (для обоих): 118 руб.
Налог "доходы минус расходы": (169,49-118)*0,15=7,72 руб.
Чистая прибыль=169,49-118-7,72=43,77 руб.

6.
Доход ОСН составит 200 руб.
Себестоимость покупки товара (для обоих): 118 руб.
НДС к перечислению: 30,51-18= 12,51 руб.
Налог на прибыль, 20%: ((200-30,51)-118)*0,2= 10,30 руб.
Чистая прибыль = (200-118)-12,51-10,30=59,19 руб.

ВОПРОС:
Получается, что Заказчик, "как бы" уравнивая всех по цене предложения "без НДС", ПО ФАКТУ создает неравные условия участия для различных систем налогообложения? Чтобы получить ТУ ЖЕ "доходность на вложенный рубль" (вложено 118 рублей в закупе для обоих участников), ОСН может предложить цену контракта 177,3 руб (включая НДС 27,5 руб.) и победить с большим отрывом в сравнении предложений: 150,25 против 169,49. То есть упрощенец оказывается в заведомо невыгодном положении (и может быть тупо выдавлен конкурентом на осн). Так?

Об особенностях заключения и исполнения контрактов участниками, применяющими специальный налоговый режим.

НДС — это налог на добавленную стоимость, размер которого чаще всего составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок его исчисления и уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Заключение контракта

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При формировании ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно НК РФ.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика корректировки цены контракта (уменьшения на размер НДС), контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта обязательно в его текст включается положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК, пункт 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с письмом Минфина России от 27.12.2017 № 24-03-08/87276, Заказчик при установлении НМЦК должен учитывать все факторы, влияющие на порядок формирования цены: условия, сроки поставки, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, исключение составляют оффшорные компании. Возможность участия в государственных закупках не ставится в зависимость от применяемой системы налогообложения.

Соответственно организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в государственных и муниципальных закупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО), поскольку Законом № 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в отношении применяемого ими налогового режима.

Таким образом, требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе.

В соответствии с письмом ФАС России от 18.06.2019 № ИА/50880/19 указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта «включая НДС/НДС не облагается» является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика. И на этапе заключения контракта победитель должен сформировать протокол разногласий, которым следует исключить данную вариативность.

Исполнение контракта

Согласно положениям, содержащимся в части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Статья 95 Закона № 44-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда цена контракта может изменяться, уменьшение на размер НДС в их число не входит. Кроме того, согласно нормам Закона № 44-ФЗ и ГК РФ любое изменение условий контракта возможно только по соглашению сторон.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

По общему правилу организации и ИП, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, в ходе исполнения контракта, они не составляют и не выставляют Заказчику счета-фактуры.

В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.

Как следует из письма ФНС России от 08.112016 №СД-4-3/21119@, в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.

Однако, на практике зачастую «недобросовестные» заказчики отказываются подписывать документы о приемке исполненных обязательств, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контакта о том, что цена включает НДС.

Под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в РНП некоторые исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставить счет-фактуру и уплатить НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и дискриминации.

Пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Это единственный случай, предусмотренный 44-ФЗ, когда в контракт в обязательном порядке включается условие об уменьшении суммы, подлежащей оплате. В указанной норме речь идет именно о размере выплат контрагенту, а не уменьшении цены контракта.

Обращаем внимание, что данная норма относится только к физическим лицам и иностранным лицам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), так как иные случаи, когда заказчик может быть налоговым агентом своего исполнителя, действующим законодательством не предусмотрены.

Мнение судей по вопросу НДС

Однако позиция судей с вышеприведенными рекомендациями и разъяснениями ведомств не всегда совпадает. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН, а другая часть становится на сторону заказчика.

В решении Арбитражного суда Ростовской области от 01.12.2015 по делу № А53-24060/2015 суд встал на сторону Заказчика, который в проекте контракта указал сумму победителя электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Аналогичное мнение отражено и в решении Арбитражного суда Курганской области от 26.01.2016 по делу № А34-6052/2015.

Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения.

Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 № Ф03-3381/2013: цена работ по контракту определена в соответствии с результатами открытого аукциона в электронной форме, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения цены работ в одностороннем порядке, т.к. заказчик настаивал на уменьшении цены контракта на размер НДС, поскольку подрядчик применяет УСН.

Постановление АС Дальневосточного округа от 19.08.2019 по делу № А73-22807/2018: суд поддержал позицию УФАС и признал незаконным условие контракта о снижении его цены на сумму НДС, если участник, с которым будет заключен контракт, применяет УСН. При этом суды подчеркнули, что контракт по итогам аукциона заключается по цене, предложенной участником закупки, независимо от того, какую систему налогообложения он применяет.

Постановление АС Поволжского округа от 18.06.2019 по делу № А12-25318/2018: «Контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя аукциона вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (в том числе, уменьшение) заказчиком цены контракта, в зависимости от применения лицом, с которым заключается контракт упрощенной системы налогообложения, Законом о контрактной системе не предусмотрена, и противоречит принципу твердости цены контракта, установленного частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе».

Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 30.05.2019 № 305-ЭС19-391 по делу № А40-88142/2018: «установленная контрактом стоимость оплаты соответствующих товаров, работ или услуг не соотносится с налоговыми обязательствами победителя, поскольку является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Следовательно, налоговые обязательства участника закупки не могут быть регламентированы ни аукционной документацией, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок».

Незаконность действий заказчика по отказу в приемке исполненных обязательств в отсутствие счета-фактуры и указания на размер НДС в накладной подтверждается судебной практикой. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.08.2019 по делу № А03-16525/2018: суд обязал заказчика принять товар и подчеркнул: независимо от условий контракта поставщик, применяющий УСН, вправе не выставлять счет-фактуру и не указывать НДС в накладной.

  • любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
  • при наличии сомнительных формулировок в проекте контракта использовать право направления запроса на разъяснение положений документации;
  • контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  • применение победителем закупки “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
  • корректировка заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается;
  • ни при каких условиях не формировать и не выставлять заказчику счета-фактуры, если участник закупки применяет специальный режим.

В последнее время от наших клиентов, использующих упрощенную систему налогообложения (плательщиком НДС не являются), все чаще поступают вопросы относительно закупок, цена которых включает в себя НДС. Давайте попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Начнем с НДС. Налог на добавленную стоимость (НДС) это косвенный налог, исчисляемый продавцом при реализации товаров, работ или услуг покупателю. Покупатель платит продавцу налог со стоимости товара (работы, услуги), а продавец перечисляет НДС в федеральный бюджет. Налог исчисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи. Плательщиками

НДС в бюджет могут являться как организации (в том числе и некоммерческие), так и индивидуальные предприниматели. Организации и предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе – упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) в большинстве случаев плательщиками НДС не являются.

В настоящее время (с 1 января 2019 года) ставка НДС равна 20 %. Но при этом в отношении ряда операций применяются пониженные ставки налога. С 2001 года порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Теперь давайте обратимся к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ). В извещении о закупке заказчик в обязательном порядке должен указать начальную (максимальную) цену контракта (п. 2 статьи 42 44-ФЗ). При этом в соответствии с письмом Министерства финансов России от 27.12.2017 г. № 24-03-08/87276, заказчик при установлении НМЦК должен учитывать все факторы, влияющие на порядок формирования цены: условия, сроки поставки, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, заказчик в извещении о закупке может указать, что НМЦК включает в себя НДС. Закон «О контрактной системе» (44-ФЗ) не ставит возможность участия в государственных закупках в зависимость от применяемой участниками системы налогообложения. Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Исключение составляют только оффшорные компании (п. 4 части 1 статьи 3).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения, вправе участвовать в государственных и муниципальных закупках наравне с участниками, применяющими общую систему налогообложения, поскольку законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) не установлено никаких ограничений в отношении применяемого ими налогового режима.

Теперь перейдем непосредственно к вопросу заключения контракта с победителем закупки. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой и окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт (ч. 1 статьи 34).

При заключении контракта в его текст обязательно включается положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 статьи 34).

Сразу отметим, что при формировании ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить согласно НК РФ (т.е. в соответствии с применяемой им системой налогообложения).

Законом № 44-ФЗ (статья 95) не предусмотрено право заказчика на корректирование цены контракта (уменьшения на размер НДС, если исполнитель не является плательщиком налога), контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки. Таким образом, требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе.

Такой вывод подтверждается письмом Министерства финансов РФ от 02.11.2017 г. № 03-07-11/72354.

Электронная подпись, прохождение аккредитаци, тендерное сопровождение,

банковские гарантии, кредиты и займы

Итак, мы установили, что заказчик не имеет права требовать уменьшения цены контракта на том основании, что исполнитель не является плательщиком НДС. А что делать такому исполнителю закупки, если в действующем контракте сумма контракта указана с учетом НДС и в платежном поручении на оплату контракта заказчик выделил сумму НДС. Платить налог или не платить? Ответ прост – не платить. В подтверждение этого обратимся к письму Федеральной налоговой службы России от 08.11.2016 № СД-4-3/21119@.

В этом письме, рассмотрев обращение по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщиком - исполнителем государственного контракта, применяющими упрощенную систему налогообложения, ФНС сообщает, что в случае, если стоимость контракта в соответствующем пункте контракта указана «включая НДС» и при оплате контракта заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС, но счет-фактура участником закупки не выставлена, т.к. он применяет спецрежим, то и обязанность уплатить НДС в бюджет согласно положениям главы 21 НК РФ не возникает.

В такой ситуации сумма НДС, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет дополнительной прибылью участника закупки.

Вроде бы все предельно ясно. Учитывая, что письмо налоговой службы датировано еще 2016 годом, вопросов возникать не должно. Но на практике разногласия между заказчиками и исполнителями продолжаются. Об этом свидетельствуют новые обращения наших клиентов и широкая арбитражная практика.

Желая покончить с разбродом и шатаниями в этом вопросе, Федеральная антимонопольная службы выпустила письмо от 18.06.2019 г. № ИА/50880/19 «О разъяснении положений Федерального закона № 44-ФЗ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения».

Необходимо принимать во внимание, что решением Верховного суда РФ от 09.12.2019 № АКПИ19-798 указанное выше письмо Федеральной антимонопольной службы признано недействительным. Верховный суд посчитал, что ФАС превысила полномочия, давая разъяснения по вопросам применения положений закона 44-ФЗ. Решение суда вступило в законную силу.

В этом письме ФАС, являющаяся федеральным контрольным органом в сфере закупок, в целях формирования единообразной практики применения положений закона «О контрактной системе в сфере закупок» еще раз разъясняет:

1. Контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения не допускается.

2. Любой участник закупки, в том числе и освобожденный от уплаты НДС и применяющий УСН, вправе участвовать в закупках. В связи с этим заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта – «включая НДС/ НДС не облагается».

Итак, мы привели точки зрения Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Федеральной антимонопольной службы по вопросу НДС в госзакупках. И, как ни странно, мнения по этому вопросу всех трех ведомств совпадают. Более того, эта позиция подтверждается арбитражной практикой (например, определение Верховного Суда РФ от 23.09.2019 № 306-ЭС19-15999 по делу № А12-25318/2018). Этого достаточно для того, чтобы убедить самого упрямого заказчика.

Не бойтесь отстаивать свою точку зрения, если уверены в собственной правоте. И удачных Вам закупок.


Кредитно-Страховое агентство – мы делаем госзакупки доступными!

Читайте также: