Встречная проверка возмещение ндс

Опубликовано: 24.04.2024

В ходе или после завершения налоговой проверки выездного или камерального типа у инспекторов может появиться необходимость в дополнительной информации о деятельности обследуемого налогового субъекта, имеющей отношение к его партнерам или иным структурам. В подобных ситуациях может потребоваться проведение их встречной проверки.

Понятие «встречная проверка» удалено из содержания НК РФ (01.01.2007), но на практике подобное название сохранилось для процедуры запрашивания у предприятий сведений и документов, относящихся к конкретным сделкам, для подтверждения достоверности сведений, предоставляемых проверяемым юридическим лицом (ст.93 НК РФ).

Цели проведения встречной проверки

Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.

Мероприятие проводится также в случаях, если:

  • у специалиста ФНС возникают подозрения по ведению в отчетности компании двойной документации, неоприходованию полученных товаров или поступлений от реализации;
  • выявлены недостоверные факты или поддельные документы;
  • отсутствуют соглашения с иными компаниями или же данные по реализации продукции (услуг, работ) неверно оформлены (нечеткие подписи, оттиски печатей и штампов; исправления; подчистки);
  • определены расхождения в формах отчетности предприятия, в отражении контрагентами операций по товарообмену и взаимозачету.

Целью проводимой процедуры является:

  • удостоверение в подлинности документов, законности их использования и ведения;
  • подтверждение существования организации-контрагента и факта проведения хозяйственной операции налогоплательщиком;
  • сверка данных финансовых операций, осуществляемых проверяемой организацией и ее партнерами.

К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб. или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011).

Процедура проведения встречной проверки

В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.

Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.

Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.

Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.

Этап 4. После сверки полученных данных с имеющимися в проверяемой организации инспекторами составляется акт мероприятия с указанием результатов в виде обнаруженных нарушений (при наличии) и их размеров, который прилагается к акту налоговой проверки.

Обнаруженные расхождения между информацией проверяемого предприятия и его контрагента рассматриваются с позиции их влияния на налогооблагаемую базу.

Если облагаемая налогами сумма уменьшилась, то документы используются для доказательства наличия правонарушения со стороны налогоплательщика. Если в итоге возникают также вопросы о неблагонадежности организации-партнера, то в отношении последнего будет предпринята камеральная, а при необходимости и выездная проверки.

Действующим законодательством период по организации встречной проверки и исследуемые налоговые периоды не ограничиваются. Не существует ограничений и в отношении числа повторных проверок (встречных) по уже изученным видам налогов или по уже рассмотренным ранее налоговым периодам. Ограничение в отношении срока камеральных, выездных ревизий не имеет отношения к дополнительным контрольным мероприятиям НС, в числе которых проверки встречные, которые могут проводиться и после указанного периода.

К сведению! Запрос у компании-партнера сведений в рамках проведения процедуры не является полноценной налоговой ревизией для организации, от которой запрошены встречные документы. На подобные ситуации не распространяется ограничение по срокам процедуры и не предусмотрены специальные сроки для запроса сведений. При поступлении запроса на документ, ликвидированный в связи с окончанием срока его хранения, следует указать в ответе данный факт с приложением подтверждения (акта об уничтожении).

Нормативная база для выполнения встречной проверки

Налоговый Кодекс РФ (ст. 87) служит основанием для начала встречной проверки, проводимой в рамках налоговой проверки (выездной, камеральной, повторной). Процедура представляет собой вариант дополнительных мероприятий, решение о необходимости проведения которых может приниматься по итогам проверок (ст. 101 НК РФ).

Условия назначения и порядок ведения мероприятия определяются положениями НК РФ (ст. 31, 93, 94, гл.14). Срок для его назначения определен в 10 дней приказом НС № БГ-3-03/461 (27.12.2007).

Право требования документов проверяемого налогоплательщика и его партнеров сотрудниками НС отражено в ст. 93 НК, так же как и применение санкций (штраф) при отказе в предъявлении сведений или нарушении срока для их предоставления (ст. 93, 129).

Документы, запрашиваемые при встречной проверке

Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).

Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:

  • компания использовала льготу по налогу;
  • на возмещение из бюджета заявлен налог (по декларации по НДС);
  • организацией направлено уточнение на повышение размера убытка или снижение суммы налога через 24 месяца после первоначальной сдачи декларации;
  • обнаружены несоответствия в декларации (по НДС).

Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.

К сведению! Сотрудник НС не может запрашивать документы, которые могут быть предоставлены другими государственными структурами (к примеру, подтверждение отсутствия долга по страховым взносам, кадастровые паспорта и справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписки из государственных реестров). Полный перечень запрещенных к требованию инспекторами НС документов (153 ед.) определен правительственным распоряжением № 724 (19.04.2016).

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Все декларации по НДС проходят камеральную проверку. Часто результатом такой проверки является полученное от налогового органа требование о представлении пояснений и документов, которое не всегда является правомерным. Налоговики допускают различные нарушения и в итоге возникает спор, который разрешается в суде. Рассмотрим интересные случаи из недавней арбитражной практики.

Порядок, установленный Налоговым Кодексом

Статья 88 НК РФ регламентирует порядок проведения, сроки, и полномочия должностных лиц при камеральной проверке декларации НДС. Инспекция проводит камеральную проверку на своей территории (п. 1 ст. 88 НК РФ). В общем случае она длится до двух месяцев, но ее срок может быть продлен до трех месяцев (абзацы 4 и 5 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Случаи, когда налоговый инспектор вправе запрашивать сведения и/или документы установлены ст. 88 НК РФ:

  • если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями , либо выявлены несоответствия сведений , представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3);
  • при проведении камеральной налоговой проверки проверяющие не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено НК РФ (п. 7).

При камеральной проверке декларации с возмещением НДС налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика (ст. 88 НК РФ):

  • документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов: счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8);
  • если в декларации выявлены противоречия или ее данные расходятся с отчетностью контрагентов проверяемого лица, налоговый орган может запросить: книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 8.1).

Какие же нарушения допускают налоговики?

Слишком много документов

Чаще всего встречается следующее нарушение — в требовании не указано по какому контрагенту запрос, а просят вообще все документы.

Совсем недавно в такой ситуации 13-ый Арбитражный апелляционный суд поставил налоговиков на место, отменив Решение суда первой инстанции по делу № А56-38742/2020.

Арбитражный суда СЗО оставил его без изменения, а кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения. Это дело стоит того, чтобы рассмотреть его подробнее, т.к. выводы суда помогут вам составить ответ на неправомерное требование налогового органа , и обжаловать его в вышестоящую налоговую инстанцию в досудебном порядке.

Суть дела заключалась в следующем. Инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС за 1 кв. 2019 года, в которой был заявлен налог к возмещению. Организация, которая подала декларацию (является микропредприятием и входит в реестр СМП) получила от налогового органа требование представлении большое количество документации.

Налоговики, кроме счетов-фактур и первичных учетных документов, запросили:

  • договоры, заключенные со всеми контрагентами: договоры купли-продажи, договоры поставок, договоры аренды, агентские договоры, договоры цессии и иные имеющиеся договоры по сделкам отраженным в декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости (общие и по всем счетам бухгалтерского и налогового учета в разрезе субсчетов и контрагентов);
  • анализ счетов и карточки счетов: 01, 02, 03, 08, 10, 19, 41, 60, 62, 68, 76, 90, 91 в разрезе субсчетов, контрагентов и договоров;
  • лицензии, инвентарные описи и карточки учета объектов ОС, ПТС, свидетельство о регистрации транспортных средств в ГосТехНадзоре, свидетельство о собственности, страховые свидетельства;
  • учетную политику и документы, связанные с ее утверждением;
  • акты сверки;
  • акты о зачете взаимных требований;
  • расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • все доверенности за 1 кв. 2019.

Внушительный список, не так ли?

При обжаловании в Управление ФНС, были отменены только отдельные пункты данного требования, поэтому организация обратилась в суд. Суд первой инстанции поддержал налоговый орган и в удовлетворении заявления налогоплательщику отказал.

Постановлением 13-го Арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2020, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и ЛО от 29 июня 2020 было отменено, а требования компании удовлетворены.

Рассмотрев требование Инспекции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам :

  • документы, указанные в требовании (кроме полученных счетов-фактур и первичных учетных документов), не подтверждают правомерность налоговых вычетов, отсутствует какая-либо связь запрошенных документов с налоговыми вычетами по НДС, и такие документы не указаны в ст. 172 НК РФ;
  • положениями п. 1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что право на применение вычетов поставлено в зависимость от наличия у налогоплательщика счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет (работ, услуг), имущественных прав. Другие документы (в том числе, договоры и регистры бухгалтерского учета) в качестве основания для применения налогового вычета в ст. 172 НК РФ не упоминаются.

Проще говоря — инспекции напомнили по каким правилам нужно работать и как читать НК.

Кроме того, суд отметил следующие важные моменты:

  • инспекция, должна была учесть правовой статус налогоплательщика, как СМП, и вытекающие из него особенности ведения бухгалтерского учета, чего в данном случае сделано не было;
  • в качестве обоснования правомерности истребования документов Управление ФНС указало, что данные документы подтверждают наличие договорных отношений и статус исполнения взаимных обязательств, ссылаясь на положения ст. 54.1 НК РФ.

Положения ст. 54.1 НК РФ не регулируют порядок проведения камеральных налоговых проверок и, не могут трактоваться, как устраняющие ограничения, установленные п. 7 ст. 88 НК РФ, а равно, как расширяющие допустимый объем истребуемых документов, установленный п. 8 ст. 88 НК РФ.

Чья корова мычала?

Второе нарушение тоже связано с чрезмерными запросами налоговиков. Они просят предоставить: штатное расписание, решение учредителей о назначении директора, приказ о назначении директора и другие документы .

В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС у налогоплательщика запросили копии:

  • ветеринарных свидетельств на крупный рогатый скот, транспортных накладных, пояснения относительно оплаты за мясо;
  • штатного расписания, актов сверок с контрагентами, решения учредителей о назначении директора, приказа о назначении директора, трудовой книжки директора;
  • договоров с покупателями продукции, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам бухгалтерского учета на приобретенные и реализованные товары.

Компания отказалась предоставить ветеринарные свидетельства, штатное расписание, решение учредителей, копию трудовой книжки, оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, сославшись на то, что указанные документы непосредственно к исчислению НДС не относятся в силу п. 7, 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ.

Суд указал, что запрашиваемые инспекцией документы (штатное расписание, решение учредителей о назначении директора, приказ о назначении директора, копия трудовой книжки директора) не относятся к документам, подтверждающим правомерность применения вычетов по НДС, неисполнение налогоплательщиком требования контролеров считается правомерным (Постановление Арбитражного суда ЦО № Ф10-2225/2017 от 30.05.2018 по делу № А48-5582/2016).

При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, кроме предусмотренных НК РФ.

Какие ошибки допускают налогоплательщики

Будем честны — не только налоговики допускают нарушения. Сами предприниматели тоже иногда ошибаются.

Налоговый орган просит предоставить документы по одному контрагенту в рамках встречной проверки.

Напомним, что при возмещении НДС инспекция проводит углубленную камеральную проверку и проверяющие могут провести затребовать у ваших контрагентов информацию и документы о вашей деятельности в рамках встречной проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Ситуация: налоговый орган запросил при проведении камеральной проверки декларации по НДС счета-фактуры и первичные документы по одному контрагенту. Налогоплательщик ничего не предоставил в налоговую инспекцию, и был привлечен по п. 1 ст. 126 НК РФ к ответственности в виде штрафа. Жалоба в вышестоящий налоговый орган была оставлена без удовлетворения, и компания обратилась в суд.

В данной ситуации суд отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования , и поддержал налоговый орган.

Суд пришел к выводу, что требование налогового органа было оформлено надлежащим образом, а запрашиваемые документы были прямо связаны с подтверждением права на налоговые вычеты по НДС по хозяйственным операциям со спорным контрагентом, их истребование налоговым органом является законным (Постановление Арбитражного суда ПО № Ф06-60320/2020 от 10.06.2020 по делу № А12-20791/2019).

К такому же выводу в аналогичной ситуации выводу пришел суд в Постановлении Арбитражного суда ВВО № Ф01-3770/2019 от 13.09.2019 по делу № А28-15406/2018 (Определением Верховного Суда РФ о № 301-ЭС19-23690 отказано в передаче дела для пересмотра).

Как узнать, не выглядит ли контрагент сомнительным, надежен ли он? Воспользуйтесь «Такском-Досье» . Вы сможете оценить финансовое положение, узнать о предстоящей ликвидации, о массовом руководителе и задолженностях по налогам у своих контрагентов. И переходите на ЭДО — так получать необходимые документы от поставщиков и покупателей можно намного быстрее.

Налогоплательщик решил, что камеральная проверка уже закончилась и не представил документы.

Ситуация: Компания получила от налоговиков требование представить документы, по одному контрагенту в рамках встречной проверки, инспекция проверяла его декларацию по НДС. Отправлять документы компания отказалась, так как посчитала, что три месяца уже прошло, и срок камеральной проверки закончился.

Налогоплательщик суд проиграл. Дело в том, что налоговый орган решил провести дополнительные мероприятия налогового контроля, и поэтому сроки проверки нарушены не были (Постановление Арбитражного суда ПО № Ф06-41631/2018 от 01.02.2019 по делу № А55-7123/2018).

Требование о предоставлении документов по контрагенту в рамках встречной проверки является правомерным.

Резюме

На первый взгляд кажется, что практика складывается разнонаправленно, но это не так. Суд всегда рассматривает все нюансы конкретного налогового спора. При внимательном изучении дел, становится ясно, что и налоговый орган и налогоплательщик должны действовать в рамках правового поля. В этом случае у предпринимателей есть достаточно большие шансы отстоять свою позицию при обжаловании в Управлении ФНС и в суде.


  • Почему налоговые декларации по НДС проверяют по-разному?
  • Компания отразила в декларации НДС к возмещению: чего ожидать?
  • Что делать, если контролеры запрашивают лишние документы?
  • Готовим документы для камеральной проверки по НДС
  • Представляем документы контролерам
  • Ждем результаты камеральной проверки по НДС
  • «Отбиваем» у контролеров каждый рубль возмещения НДС
  • Как облегчить процедуру камеральной проверки НДС к возмещению в 2021 году?
  • Камеральные проверки налоговой по НДС к возмещению: чего ждать в дальнейшем?
  • Итоги

Почему налоговые декларации по НДС проверяют по-разному?

Камеральная проверка по НДС к возмещению отличается от простой камералки по этому налогу. Когда в декларации налог показан к уплате, а не к возмещению, контролеры запрашивают меньше документов и исследуют их не так пристально. Причина здесь проста: возмещение НДС производится из бюджета, где каждая копейка на особом счету. Поэтому и ответственность у контролеров при проведении камеральной проверки по НДС к возмещению значительно возрастает.

При этом усложняется и сама процедура проверки — она может включать, кроме анализа документов, встечную проверку контрагентов, допросы свидетелей, специальные экспертизы и иные контрольные мероприятия.

С 03.09.2018 года изменен срок проведения камеральной проверки с трех месяцев до двух с даты подачи декларации по НДС (п.2 ст. 88 НК РФ внесены). Но при обнаружении признаков нарушений, контролеры вправе продлить срок до 3-х месяцев.

В 2020 году запущен пилотный проект ФНС, в рамках которого срок камералки по НДС может быть сокращен до 1 месяца. Подробнее см. здесь.

Подробнее о процедуре камеральной проверки декларации по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2021 году».

Для того чтобы проверка прошла успешно и возмещение было получено, необходимо заранее к ней подготовиться. Как это сделать, расскажем на конкретном примере.

Компания отразила в декларации НДС к возмещению: чего ожидать?

Рассмотрим пример: ООО «Эллада» подало налоговую декларацию за 1 квартал 2021 года, в которой указало НДС к возмещению.

Заполнить декларацию за 1 квартал 2021 года вам поможет наш чек-лист, скачать который можно в материале «Чек-лист по заплнению декларации по НДС за 1 квартал 2021».

Подавая декларацию с суммой налога к возмещению, компания была готова к тому, что к ее отчету со стороны налоговиков будет пристальное внимание, поэтому заранее подготовила необходимые документы (счета-фактуры, первичные документы, книги покупок и продаж).

Однако, получив от налоговиков требование о представлении документов, фирма с удивлением обнаружила, что помимо первички и счетов-фактур контролеры запросили еще и целый ряд других документов (учетную политику, анализ счетов, пояснения относительно источников финансирования и др.). Что с этим запросом делать, рассмотрим далее.

О том, в какой форме надо подавать в ИФНС пояснения по заполнению декларации, читайте здесь.

По каким критериям налоговики проверяют декларацию при возмещении НДС подробно рассмотрено в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и приступайте к изучению материала бесплатно.

Что делать, если контролеры запрашивают лишние документы?

Первый вопрос после получения требования: как собрать документы в установленные Налоговым кодексом сроки и избежать ответственности за неисполнение его норм?

Важно! За каждый непредставленный или поданный с опозданием документ по налоговому требованию возможен штраф 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сразу бросать все дела и собирать весь запрашиваемый перечень не нужно. Важно удостовериться, все ли перечисленные в требовании документы относятся к проверяемой декларации и подтверждают информацию, отраженную в ее строках.

Важно! В ходе камеральной проверки налоговики могут затребовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки (ст. 88 НК РФ).

Если запрашиваемые сведения к проверяемой декларации не относятся, контролеры не имеют права их требовать (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Наказать компанию за непредставление таких документов налоговикам будет затруднительно — судебная практика в основном на стороне налогоплательщика. К примеру, в постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 указано, что к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС, не относятся оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и другие регистры бухучета.

Тем не менее иногда можно встретить иную судебную позицию, когда судьи поддерживают право налогового органа самостоятельно определять перечень запрашиваемых документов (постановление ФАС Московского округа от 04.10.2006 № КА-А40/9438-06). Неоднозначность ситуации объясняется тем, что в НК РФ критерии отбора документов для проверки не определены.

Судебная практика по возмещению НДС очень обширна. Получите пробный доступ к Консультант и изучите Энциклопедию спорных ситуаций бесплатно.

Готовим документы для камеральной проверки по НДС

Когда проходит камеральная проверка по НДС, контролерами особо тщательно изучаются первичные документы и счета-фактуры. Если в них будут выявлены недочеты, на возмещение НДС можно не рассчитывать.

Счет-фактура — один из главных документов, дающих право на вычет НДС. Недопустимо указание в нём неверной ставки налога или допущение ошибки в наименовании продавца (покупателя), мешающей правильно его идентифицировать (письмо Минфина от 07.05.2015 № 03-01-11/26312).

Хотя ошибка в реквизитах счета-фактуры и не всегда приводит к невозможности вычета. К примеру, вычету не препятствует неполная информация о номере таможенной декларации в графе 11 (письмо Минфина от 18.02.2011 № 03-07-09/06) или отсутствие кода единицы измерения товара в графе 2 (письмо ФНС от 18.07.2012 № ЕД-4-3/11915@).

Подробнее об ошибках в счетах-фактурах, которые не препятствуют вычету, читайте в статье «Какие ошибки в заполнении счета-фактуры не критичны для вычета НДС?».

Даже если счет-фактура идеален, вычета всё равно можно лишиться, если ошибки найдены в первичке.

Важно! Обязательные реквизиты первичного документа приведены в ст. 9 закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ от 06.12.2011.

Представляем документы контролерам

В процессе общения компании с налоговиками в рамках проверки важна каждая деталь. К примеру, копии предоставляемых документов должны оформляться особым образом — иначе их просто не примут к проверке. Рассмотрим это подробнее.

Продолжим пример: ООО «Эллада» в установленный срок собрало необходимые документы по высланному инспекторами требованию.

Важно! Запрошенные в рамках камеральной проверки документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Работники компании подготовили копии запрашиваемых документов и заверили их надлежащим образом.

Важно! С апреля 2015 года компании могут не использовать круглую печать в документах, оформленных на бумаге (закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ).

ООО «Эллада» печати на копиях поставило. Компания исходила из следующего: термин «заверенные копии» в Налоговом кодексе не расшифровывается, а потому нужно ли сейчас на копии ставить печать компании, до конца не понятно. Чиновники Минфина по этому вопросу ссылаются на ГОСТ Р 6.30-2003 (п. 3.26), согласно которому на копии документа следует ставить печать. Чтобы избежать ненужных придирок контролеров, компания решила подстраховаться и печать все-таки поставить.

Ждем результаты камеральной проверки по НДС

После отправки контролерам надлежаще оформленных (сшитых, пронумерованных, заверенных) копий документов вместе с описью и сопроводительным письмом остается дождаться результата проверки.

При этом не стоит расслабляться — в рамках камеральной проверки контролеры могут на законных основаниях появиться в компании (для осмотра места нахождения товара или иного имущества, проведения дополнительных мероприятий контроля). Ст. 90 НК РФ позволяет им допрашивать свидетелей, а ст. 95 НК РФ — назначать экспертизу.

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, можно вздохнуть свободно. В течение 7 дней после окончания проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС (подп. 2, 7 ст. 176 НК РФ). Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании (п. 8 ст. 176 НК РФ).

Но такие случаи в практике встречаются нечасто. И в документах ООО «Эллада» контролеры нашли недостатки, которые снижают сумму заявленного возмещения. Об этом они сообщили компании в акте.

Важно! Акт камеральной проверки составляется в течение 10 дней после ее окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Получив акт проверки, руководство ООО «Эллада» не согласилось с выводами контролеров. О последующих шагах компании расскажем далее.

«Отбиваем» у контролеров каждый рубль возмещения НДС

Если в акте описано много нарушений, не нужно отчаиваться, а тем более бездействовать. Сначала его требуется тщательно изучить — обычно не все выявленные нарушения бывают обоснованными, и у компании остается шанс отстоять если не всё, то значительную часть вычетов. Главное — вовремя представить свои возражения, подкрепив их соответствующими обоснованиями.

Важно! На письменные возражения по акту проверки компании отводится 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Образец возражения на акт камераильной проверки можно скачать в этом материале.

Налоговики из нашего примера, рассмотрев доводы компании, сняли часть своих замечаний, и сумма возмещения НДС значительно возросла. Однако и сейчас не время расслабляться — на счет компании может попасть не вся сумма, которую удастся отстоять в нелегком поединке с контролерами.

Это может произойти, если у компании есть недоимка по НДС или федеральным налогам (включая долги по пеням и штрафам) — по п. 4 ст. 176 НК РФ налоговики вправе самостоятельно произвести зачет суммы налога, подлежащего возмещению, в счет погашения указанных задолженностей.

Поэтому налогоплательщику заранее следует провести сверку с инспекторами, чтобы к моменту перечисления возмещения вся сумма оказалась в его распоряжении.

О форме акта сверки, действующей в 2021 году, читайте в материале «Форма акта сверки с налоговой».

Как облегчить процедуру камеральной проверки НДС к возмещению в 2021 году?

Если вы не готовы проходить процедуру возмещения НДС, стоит подумать о переносе вычетов на более поздние периоды.

Важно! Вычеты НДС можно заявить в течение 3 лет после принятия на учет товаров, работ, услуг (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

В нашем примере ООО «Эллада» могло бы отложить часть вычетов и избежать углубленной проверки. При этом нужно учесть следующее:

  • опасно «дробить» вычеты по одному счету-фактуре — официальную позицию налоговики по этому вопросу не высказывают, хотя Минфин не возражает (письмо от 09.04.2015 № 03-07-11/20293);
  • рискованно заявлять частичные вычеты по счету-фактуре на основные средства и НМА (письмо Минфина № 03-07-11/20293), хотя суды поддерживают компании (постановление ФАС Поволжского округа от 13.10.2011 по делу № А55-26765/2010);
  • срок переноса вычетов не может превышать 1 года при возврате товаров (п. 4 ст. 172 НК РФ), а также при вычете авансового НДС у поставщика (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Подробнее о том, как правильно принять к вычету авансовый НДС, читайте в статье «Принятие к вычету НДС с полученных авансов».

Нельзя также откладывать вычеты «агентского» НДС (письмо Минфина от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Камеральные проверки налоговой по НДС к возмещению: чего ждать в дальнейшем?

Рассмотренный порядок камеральной проверки по НДС к возмещению действует в настоящее время. Но работа налоговых органов постоянно совершенствуется, и возможно, в ближайшем будущем процедура проведения камеральных проверок изменится — это связано с появлением Межрегиональной инспекции ФНС по камеральному контролю (положение о Межрегиональной инспекции по камеральному контролю утверждено приказом Минфина от 17.07.2014 № 61н). Данное ведомство создано с целью контроля электронной отчетности по НДС и сверки данных налогоплательщиков. Выявив наловый разрыв в данных контрагентов налоговики автоматически запрашивают данные по разночтениям и исключают неподтвержденные суммы налога к возмещению.

Итоги

Камеральная проверка по НДС к возмещению — более глубокая и детальная по сравнению с обычной камералкой. Контролеры могут посетить компанию для проверки имущества, провести опросы свидетелей и иные дополнительные мероприятия. Налогоплательщику нужно быть готовым в короткий срок представить инспекторам значительный объем документации, заверенной соответствующим образом, а при выявлении недостатков — суметь вовремя оформить возражения на акт камеральной проверки. Знание особенностей проведения такого вида налоговых проверок поможет получить заявленный в декларации НДС к возмещению.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Это пятый материал из цикла статей о том, как бороться за свое право на вычет по НДС. Начало тут:

На самом деле — это не пробел в бухгалтерии и не ошибки в учете. Сейчас у налоговой по плану стоит проверка практически всех сделок по заявленному к вычету по НДС. В любом квартале вне зависимости от ваших оборотов и правильности отображения их в бухгалтерском учете. Запросы носят постоянный характер. Но причина все-таки есть и у вас. Однозначно, что если ваш поставщик, по которому вы заявили вычет, подтверждает ее продажей в своей декларации по НДС точно так же, как и вы, то налоговой нечего будет вам предъявить.

Ошибки в отражении документов в учете — это первостепенная причина, которая вызывает автоматическое требование налоговой. До инспектора может даже в этой проверке еще и не дошло. А у вас требование уже в руках — встречная проверка по НДС. Дело в том, что программа налоговой видит автоматически все расхождения в сделках сразу после загрузки отчетов в базу налоговой. Самое распространенное требование после сдачи квартального отчета — это «Требование о предоставлении пояснений» без запроса о предоставлении информации и документов.

Текст требования: «В отчете по НДС за No_ квартал выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, или несоответствие сведений, представленные налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля: указанные в приложениях». В приложении найдете Раздел 8. В этом разделе содержатся сведения из книги покупок с уточнением номеров счетов-фактур, даты, ИНН контрагента, суммой покупки и суммой НДС, а также пометку с причиной, по которой указанные данные расходятся.

Алгоритм действия по ответу на требование

Это алгоритм, который действует в простой ситуации, когда вы спокойно можете подтвердить заявленный вычет по НДС, и ваш поставщик действует сообща с вами. Однако на практике не всегда так легко. Сложность может возникнуть в ситуации, например, если вы приняли к учету покупку, которая была совершена более года или даже двух лет назад. По праву вы можете заявить НДС к вычету спустя три года после даты покупки (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Например, вы отразили покупку в декларации и получили требование, с ошибкой 1[. ]. Это мелкий поставщик, и почему-то его бухгалтер уже сменился, просить в подтверждение книгу продаж не у кого. Что делать? Отказаться от заявленного вычета, а что если по нему не маленькая сумма? И вы рассчитывали заявить его именно в тот момент, когда будет необходимо. В данном случае, предоставьте в ответ по требованию все документы, которые у вас имеются по сделке (акт сверки, счет-фактуру, торг12 или акт, договор). В письме поясните, что у вас имеется подтверждение сделки и вы направляете документы, что заявленный вычет вы сделали на основании документов.

Кроме такого рода требований, встречная проверка по НДС может проходить по вашему контрагенту; в этой ситуации проверяют его бизнес, а не ваш.

Сначала его налоговая сделает запрос вашей, а та соответственно пришлет требование с запросом документов (информации) на ваш адрес. В этом случае в ответ на требование обязательно предоставить все первичные документы по сделке в полном объеме.

Если видите требование о предоставлении документов (информации), а рядом запрос сторонней налоговой, — это и есть встречая проверка по вашему контрагенту. Это лишь регламент налоговой, согласно которому она обязана прислать требование и основание для него в виде запроса. На оба документа отвечать не нужно, ответ необходимо предоставить по требованию вашей инспекции.

Читайте также: