В акте выполненных работ не указан ндс

Опубликовано: 12.05.2024


  • Зачем нужен акт по выполненным работам?
  • Форма и правила заполнения акта
  • Итоги

Зачем нужен акт по выполненным работам?

Акт выполненных работ (услуг) — документ, фиксирующий сам факт выполнения этих работ или услуг и, соответственно, устанавливающий дату фактической передачи их результата заказчику.

Такой акт может не оформляться в отношении договоров аренды имущества, вступление в силу которых и их завершение определяют акты передачи арендованных объектов от арендодателя к арендатору и обратно. А во всех остальных ситуациях акт является необходимым для целей учета первичным документом.

На основании акта происходит не только передача результата работ заказчику, но и осуществляется:

  • приемка их результатов, о чем в акте обычно делается запись;
  • принятие к учету на определенную дату по аналитике и стоимости, указанным в акте.

Акты могут составляться в ситуации частичного выполнения намеченного договором объема работ или на отдельные этапы.

Форма и правила заполнения акта

Определенной формы у такого акта нет. Для строительных работ существует форма КС-2 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100), ставшая, как и прочие унифицированные формы, необязательной к применению с 2013 года, но в силу удобства продолжающая использоваться.

Об оформлении КС-2 подробнее читайте в этой статье.

Для всех иных работ (услуг) акт составляют в произвольной форме. Причем выбор этой формы определяется исключительно удобством ее использования, и она может быть как текстовой, так и табличной.

Обязательные составляющие такого документа:

  • номер и дата составления;
  • реквизиты сторон, позволяющие их однозначно идентифицировать;
  • номер договора (если он заключался);
  • описание видов и объемов выполненных работ;
  • указание цены единицы работы и стоимости как отдельных видов, так и общего объема; при этом итоговая стоимость должна быть приведена не только цифрами, но и прописью;
  • оговорка о том, что работы приняты и претензии к их качеству отсутствуют;
  • подписи ответственных лиц и печати обеих сторон.

Цена единицы работы, стоимость каждого их вида и общего объема могут указываться как с включением в них НДС, так и с выделением этого налога в отдельную графу (строку). Последнее удобно, если исполнитель применяет разные ставки. Но в любом случае итоговая информация о величине НДС, относящегося к общей стоимости работ, в документе должна присутствовать.

Составляя акт выполненных работ без НДС (что имеет место, если исполнитель работает без этого налога), в местах, предназначенных для указания НДС, делают запись по одному из следующих вариантов:

  • «Без налога (НДС)» — эта формулировка соответствует предписываемой НК РФ (п. 5 ст. 168) для отражения не облагаемых НДС операций в счетах-фактурах;
  • «Без НДС»;
  • «НДС не облагается».

Во избежание дополнительных вопросов со стороны заказчика и проверяющих рекомендуется непосредственно в тексте такого акта указать ссылку на то основание, в силу которого исполнитель не применяет НДС.

Узнать, как оформляется счет-фактура без НДС, и посмотреть его образец вы можете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к этой правовой системе можно получить бесплатно.

А образец акта, составленного для варианта неприменения НДС, смотрите ниже.


О том, какими могут быть основания для неприменения НДС, читайте здесь.

Итоги

Акт выполненных работ, составляемый в ситуации, когда исполнитель работает без НДС, формируется по тем же принципам, что и акт, оформляемый с НДС. Отличать его будет указание на отсутствие налога, участвующего в определении стоимости работ.

Фирмы-упрощенцы плательщиками НДС не признаны, однако масса вопросов у них возникает именно по этому налогу. Например, как поступить с суммой налога, ошибочно выделенной лишь в одном документе – акте о приемке строительно-монтажных работ

Вопросы по НДС волнуют обе стороны сделки – как самого упрощенца, так и фирму, которая приобретает у него продукцию. Ведь покупатель хотел бы принять налог к вычету, а продавец по закону НДС начислять не должен (п. 2 ст. 346.11 НК).

Иногда в такой ситуации, чтобы угодить контрагенту, упрощенцы сознательно идут на нарушения и выдают счета-фактуры с налогом. Однако сумма НДС может появиться и по ошибке. Например, упрощенец не выставил счет-фактуру партнеру, как и положено. Однако в акте о приемке работ сумму НДС случайно указал. Рассмотрим основные спорные моменты, возникающие в этой ситуации.

Купившие «кота в мешке»

В первую очередь у покупателя (в данной ситуации – заказчика работ) возникает следующий вопрос. Как ему следует отражать сумму налога в учете. Поставить НДС к вычету он не имеет права, поскольку счета-фактуры нет (п. 1 ст. 172 НК). И учесть сумму налога в стоимости работ он тоже не может, поскольку одним из оснований для вычета является именно наличие счета (п. 2 статьи 170 НК).

Московские инспекторы считают, что в такой ситуации покупателю необходимо попросить продавца выставить счет-фактуру с НДС (письмо УФНС по Московской области от 25 января 2005 г. № 22-19/29739). Кроме того, они советуют заказчику при оплате выполненных работ выделить сумму налога в платежном поручении. Если исполнитель пойдет навстречу и составит документ, необходимый партнеру, то последний сможет выполнить все условия, необходимые для получения вычета по налогу на добавленную стоимость.

Так и напрашивается вывод: в принципе московские инспекторы не имеют ничего против вычета входного НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у упрощенца. Иначе какой им резон рекомендовать фирмам просить у продавца, работающего на УСН, составлять счет-фактуру? А ведь раньше и они, и их федеральные руководители занимали прямо противоположную позицию. Они запрещали принимать к вычету НДС, предъявленный фирмам, работающим на упрощенке.

Причем эта точка зрения не высказывалась прямо ни в нормативных документах, ни в ответах на частные запросы. Считается, что такое мнение основано на внутренних указаниях налогового начальства. Однако как бы там ни было, инспекторы на местах предъявляли санкции за необоснованный, по их мнению, вычет. Как же теперь поступать фирмам, если НДС им был предъявлен неплательщиком этого налога?

Прежде чем ответить на этот вопрос, проанализируем проблемы «противоположной» стороны – продавца, применяющего УСН.

Продавец с «эфемерным» налогом

Итак, по закону фирма, перешедшая на спецрежим, не обязана составлять счета-фактуры (п. 2 ст. 346.11 НК). Однако если упрощенец все же выставит этот документ с выделенным налогом, то он будет обязан уплатить его в бюджет (п. 5 ст. 173 НК). При этом компании придется перечислить именно ту сумму, которая указана в этом документе. Причем рассчитывать на вычет входного НДС упрощенец не может (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК).

Отметим также, что упрощенец для расчета налогооблагаемой базы учтет в составе выручки все поступления, как предписывают пункт 2 статьи 249 Налогового кодекса, пункт 1 статьи 346.15 НК. То есть с учетом НДС. Поскольку исключать из доходов суммы налогов, предъявленные покупателям, позволяет только пункт 1 статьи 248 Налогового кодекса. А в главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения» ссылок на него нет.

Причем фирма, работающая на УСН, не может учесть этот НДС и в расходах – в качестве налога, уплаченного в соответствии с законодательством (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК). Дело в том, что упрощенец должен перечислить в бюджет НДС лишь в том случае, если он добровольно выставил счет-фактуру с выделенной суммой налога. А Налоговый кодекс вовсе не обязывает фирму, перешедшую на этот режим, составлять такие документы. Такой точки зрения придерживаются и Минфин, и налоговое ведомство (письма Минфина от 16 апреля 2004 г. № 04-03-11/61 и МНС от 15 сентября 2003 г. № 22-1-14/2021-АЖ397).

Правда, в рассмотренной ситуации все эти неприятности стройподрядчика-упрощенца могут и не коснуться. Ведь он лишь выделил НДС в акте о приемке выполненных работ, а счет-фактуру не выставил. То есть обязанность перечислить налог в бюджет у него еще не возникла. Таким образом, исполнителю-упрощенцу выгоднее внести исправления в первичный документ, нежели выполнить просьбу заказчика.

Последний гвоздь не забит

Позиция же судей по этому вопросу такова. Фирма не должна нести ответственность за то, что ее партнер-спецрежимник выставил счет-фактуру с НДС (постановления ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2004 г. № А05-12684/03-11 и от 13 мая 2004 г. № А26-7051/03-214, ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 января 2004 г. № А33-18699/02-СЗн-Ф02-4962/03-С1).

Однако существует и постановление Президиума ВАС от 15 июля 2003 г. № 2011/03. Суть спора была в следующем. Фирма предъявила к вычету сумму налога, выставленную предпринимателем в тот период, когда он не начислял НДС. Высший Арбитражный Суд, отменяя решение нижестоящей инстанции, привел такой аргумент. Бухгалтер предприятия неправомерно сделал вычет, так как не мог не знать, что товар приобретен у неплательщика налога. Но, с другой стороны, фирма, чей контрагент работает по УСН, может узнать, что продавец применяет упрощенку только в том случае, если партнер сам сообщит об этом.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Справочная / Бизнес‑будни

5 ошибок в акте сдачи‑приёмки работ, которые мешают вовремя получить оплату

Акт сдачи-приёмки работ подписан, замечаний нет, и исполнитель спокойно ждёт, пока заказчик перечислит оплату. Но время идёт, а денег не видно. Конечно, заказчик понимает, что исполнитель может пойти в суд, и в первую очередь сошлётся на подписанный акт. Поэтому для заказчика ошибки в этом документе или при его составлении — неплохой способ потянуть время, оспорить акт и на законных основаниях сэкономить на оплате работ. Чаще всего придирки к документам начинаются, когда денег нет или платить по договору не хочется.

1. Акт составили, а про другие документы забыли

Акт сдачи-приёмки работ считается основным документом, которым «закрывается» исполнение сделки. Но иногда требуются и другие. Например, договор может обязывать провести осмотр объекта, освидетельствование или экспертизу работ и результатов. Либо нужно сопровождать акт составлением и подписанием отчёта о выполненных работах, предоставлением технических документов.

Как избежать проблемы:

1. Чётко соблюдайте порядок сдачи работ, который указан в договоре.

2. Вовремя составляйте, направляйте, подписывайте все исполнительные документы.

2. Подписали акт другим числом

Абсолютно неважно, что послужило причиной подписания акта задним или будущим числом — если это обнаружится, документ будет недостоверным. Если заказчик откажется платить, не избежать споров по мелочам, затрат на экспертизу, юристов и судебный процесс.

Заодно подписание документа задним числом будет считаться подделкой документа, а за неё штрафуют по ст. 19.23 КоАП.

3. Акт подписан не тем, кем нужно

Кто и как подписывает акт — указывают в договоре. Если это не оговорено, акт подписывает руководитель компании, лично предприниматель или лицо, которое имеет право такой подписи по доверенности. На практике же бывает, что акты подписывает кто угодно, но не тот, кто должен: бухгалтеры, мастера и т.д.

Отдельный разговор — комиссионный порядок приёмки работ. В этом случае в акте должны стоять подписи всех членов комиссии. И пока порядок не соблюден, работы считаются не принятыми, даже если составлен акт.

4. Акт «забраковала» бухгалтерия

Акт выполненных работ относится к первичным документам учёта. После его подписи через какое-то время он передается в бухгалтерию — она-то и должна сделать расчёт с исполнителем. И вот тут могут возникнуть проблемы. Бухгалтеру важно, чтобы к сделке, акту и взаиморасчётам не придралась налоговая инспекция. И если такая вероятность есть, акт придётся переделывать. К сожалению, заказчик может воспользоваться ситуацией и тянуть время. Чтобы быстрее получить оплату, всегда интересуйтесь причиной задержки взаиморасчёта. Если заказчик отмалчивается — готовьте и направляйте письменную претензию.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

5. Нарушения формы и содержания акта

Многие акты составляют в свободной форме. Для них нет установленного порядка, кроме того, который указан в договоре. На практике часто используют типовые формы или образцы из интернета.

Однако есть сделки, в которых закон обязывает применять унифицированные формы. Пример — формы КС2 и КС3, которые используют в строительстве. Замена таких форм на свободные — нарушение закона, что уже делает акты недействительными. Неправильное заполнение унифицированных форм — тоже нарушение.

Даже если используется свободная форма, в акте должны быть отражены:

1. Вид договора, по которому составляется акт.

2. Место и дата составления документа.

3. Стороны сделки и их представители, уполномоченные подписывать акт.

4. Перечень и описание выполненных работ.

5. Срок выполнения работ — установленный договором и фактический.

6. Другие сведения, определённые условиями договора о порядке сдачи и приёмки работ (объем, качество работ, мероприятия по оценке работ и пр.)

7. Цена и стоимость работ, НДС.

8. Сведения об авансовом платеже, его зачёт в окончательную оплату, итоговая сумма, подлежащая выплате исполнителю.

9. Выявленные недостатки.

10. Наличие/отсутствие претензий, их суть.

11. Подписи сторон.

Форму и содержание акта можно определить договором — приложением к нему. В этом случае стороны обязаны использовать согласованный вариант. Этот способ уменьшает вероятность претензий сторон друг к другу по поводу акта.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Елена Королева и Ольга Шишкина, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вправе ли организации, являющиеся сторонами договора оказания услуг, утвердить в качестве первичного бухгалтерского документа акт об оказании услуг, содержащий информацию об их стоимости без выделения НДС? Об этом, а также о возможных последствиях такого решения рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Шишкина и Елена Королева.

Является обязательным выделение НДС в акте оказанных услуг? Можно ли в акте оказанных услуг НДС не выделять, но выделить его в счете-фактуре?

Возмездное оказание услуг регулируется нормами главы 39 ГК РФ, которые, согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ, применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, кроме тех услуг, которые оказываются по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44-47, 49, 51, 53 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Нормы главы 39 ГК РФ не предусматривают обязательного требования о составлении сторонами этого договора акта об исполнении своих обязательств.

В то же время, руководствуясь принципом свободы договора, закрепленным п. 2 ст. 421 ГК РФ, стороны договора вправе закрепить непосредственно в договоре условие об обязательном составлении двустороннего акта или актов, оформляющих исполнение обязательств по данному договору, а также определить порядок действий по оформлению этого документа.

При составлении акта необходимо принимать во внимание требования законодательства о бухгалтерском учете к первичным учетным документам, которыми оформляются хозяйственные операции организаций.

С 1 января 2013 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов отменена, за исключением форм документов, установленных уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов, в частности:

- кассовых и банковских документов, перечисленных в п. 2.1 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П и п. 2.1, п. 2.4 Положения, утвержденного Банком России от 19.06.2012 N 383-П (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012);

- транспортной накладной, обязательной к применению согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (наряду с коносаментом или иным документом на груз, предусмотренным соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В связи с этим с 1 января 2013 года каждая организация должна самостоятельно разработать и утвердить формы применяемых первичных учетных документов.

Напомним, что перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа приведен в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Такими реквизитами являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций" формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности должны быть утверждены в учетной политике.

Таким образом, при заключении договора организация, оказывающая услуги, может согласовать с организацией - потребителем услуг форму документа, подтверждающего факт оказания услуг.

В данном случае это будет акт об оказании услуг. Стороны договора могут согласовать, что в акте оказанных услуг достаточно общей стоимости без выделения суммы НДС.

Вычет по НДС

Дело в том, что в п. 4 ст. 168 НК РФ говорится о том, что в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

По мнению ФНС, выраженному в письме ФНС от 28.02.2013 N ЕД-19-3/26 "О налоге на добавленную стоимость", право на вычет может быть поставлено в зависимость от такого выделения.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Говоря о вычетах, есть смысл упомянуть мнение Конституционного Суда РФ, содержащееся в определении от 15.02.2005 N 93-О. Конституционный Суд РФ указал на то, что по смыслу ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 этой статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъектов), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного НДС, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Буквальный смысл абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ позволяет сделать однозначный вывод о том, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Таким образом, право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено приобретением им товаров (работ, услуг), используемых для осуществления деятельности, являющейся объектом обложения налогом на добавленную стоимость, принятием данных товаров (работ, услуг) на учет и наличием счетов-фактур и соответствующих первичных документов, достоверно подтверждающих факт совершения хозяйственной операции.

Указание в акте об оказании услуг стоимости услуги, включающей НДС, без выделения суммы налога может вызывать вопросы у проверяющих. Однако в ходе судебных разбирательств судьи не соглашаются с практикой налоговых органов по отказу в вычете по этим основаниям.

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2009 N А05-9925/2007 утверждается, что положениями главы 21 НК РФ не установлены специальные требования к объему и видам первичных документов, подтверждающих факт приобретения товаров (работ, услуг) и их принятие к учету. Однако для получения права на вычет налога на добавленную стоимость налогоплательщик обязан доказать факт приобретения товара и принятия его к учету первичными документами, составленными в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Аналогичная точка зрения выражена в постановлении ФАС Уральского округа от 09.08.2012 N Ф09-6167/12 по делу N А60-34756/2011.

Кроме этого, реальность проведения хозяйственной операции обществом подтверждается не только первичными документами, но и договором, фактом оплаты с учетом НДС в случае приобретения товаров документами, подтверждающими их транспортировку, реализацию.

Такой подход продемонстрирован в определении ВАС от 11.02.2010 N ВАС-989/10, постановлениях ФАС Уральского округа от 09.08.2012 N Ф09-6167/12 по делу N А60-34756/2011, ФАС Центрального округа от 22.09.2010 по делу N А36-2828/2009.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 12.10.2016 года

Предприятие не приняло работы, выполненные по договору подряда в 2015 году. Данные работы не были связаны с созданием объекта основных средств. Подрядчик подал иск в суд. Решение было принято в феврале 2016 года, в нем предприятие признано должником в части предъявляемого долга. В определении суда сумма долга указана с НДС.

Как отразить сумму НДС по данному судебному решению?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Сумма НДС, указанная в определении суда, принимается заказчиком к вычету на дату вступления в силу решения суда на основании счёта-фактуры подрядчика. Данный счет-фактуру организация-подрядчик (если она ранее не выставляла счет-фактуру к акту, подписанному в одностороннем порядке) обязана выставить на выполненный объем работ не позднее пяти календарных дней, считая со дня вступления в законную силу решения суда.

В случае если заказчик, являющийся плательщиком НДС, ранее получил от подрядчика (генерального подрядчика) односторонний акт и счет-фактуру, которые являются основанием для применения вычета при условии, что работы приняты к бухгалтерскому учету (независимо от того, оплачены они подрядчику или нет), то вычет НДС возможен по факту получения указанных документов. То есть отсутствие на акте приема-сдачи подписи заказчика не имеет значения в целях использования права на вычет.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 740 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, акт подписывается другой стороной. При этом односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Оформленный в одностороннем порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору, и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ (п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51).

Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность использования объекта для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (п. 6 ст. 753 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией работ признается передача результатов выполненных работ одним лицом другому лицу.

Согласно п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, принять выполненную работу (ее результат). Таким образом, передача результатов выполненных работ происходит в момент приемки заказчиком работ.

Реализация работ на территории РФ признается объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При реализации налогоплательщиком результатов работ налоговая база определяется как стоимость этих работ, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, без включения в них налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика). Это также подтверждают разъяснения Минфина России (смотрите письма Минфина России от 06.10.2015 N 03-07-15/57115, от 23.03.2012 N 03-07-11/80, от 13.01.2012 N 03-07-11/08, от 07.10.2008 N 03-07-11/328, УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126829).

Первичным документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ (письма Минфина России от 03.12.2015 N 03-03-06/70541, от 18.05.2015 N 03-07-РЗ/28436, от 02.02.2015 N 03-07-10/3962, от 31.12.2014 N 03-03-06/1/68990, от 15.07.2013 N 03-07-08/27466, от 16.03.2011 N 03-03-06/1/141, от 07.10.2008 N 03-07-11/328, от 11.03.2005 N 03-04-05/02).

Таким образом, в том случае, когда предварительных расчетов по сделке не производилось, по общему правилу моментом определения налоговой базы по НДС является дата первичного документа, на основании которого подтверждается сдача результатов работ.

В указанных выше письмах Минфина России от 03.12.2015 N 03-03-06/70541, от 18.05.2015 N 03-07-РЗ/28436, от 02.02.2015 N 03-07-10/3962, от 31.12.2014 N 03-03-06/1/68990 конкретизируется, что датой выполнения работ в целях установления момента определения налоговой базы следует понимать день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, свидетельствующего о факте передачи результатов работ от исполнителя заказчику. В них Минфин России также указывает, что, если заказчик не подписал акт сдачи-приемки работ, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора на выполнение работ подрядчиком выполнены, днем выполнения работ для целей налога на добавленную стоимость следует считать дату вступления в законную силу решения суда.

В письме ФНС России от 21.05.2015 N ГД-4-3/8626@ (http://www.anews.com/ru/post/27365077/) говорится, что в случае, если между сторонами не будет достигнуто соглашение, подрядчику необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд с приложением доказательств, подтверждающих объем и стоимость выполненных подрядных работ. Заметим, что, если отказ заказчика от подписания акта не аргументирован, подрядчик подписывает акт в одностороннем порядке, начисляет НДС, выставляет счет-фактуру и направляет документы заказчику (как в общеустановленном порядке).

Таким образом, принимая во внимание разъяснения Минфина России, следует сделать вывод об обязанности подрядчика определить налоговую базу по НДС на дату вступления в законную силу решения суда (если ранее он не выставлял счет-фактуру к акту, подписанному в одностороннем порядке).

С учётом п. 3 ст. 168, п. 1, п. 3 ст. 169 НК РФ организация-подрядчик в этом случае обязана выставить счет-фактуру на выполнение работ не позднее пяти календарных дней, считая со дня вступления в законную силу решения суда.

Как указал Минфин России в письме от 29.11.2012 N 03-07-11/518, особый порядок применения налоговых вычетов в случаях, когда между заказчиком и исполнителем существуют неурегулированные разногласия по объему и стоимости выполненных работ (оказанных услуг), НК РФ не установлен.

Неподписание акта заказчиком не лишает его права на вычет начисленного подрядчиком НДС по выставленному им счету-фактуре.

Так, по общему правилу налогоплательщик имеет право на вычет "входного" НДС, если одновременно выполняются следующие условия:

- приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

- товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);

- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных НК РФ случаях - иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Это означает, что если генеральный подрядчик (подрядчик) и заказчик работ являются плательщиками НДС, то полученные от подрядчика (субподрядчика) акт (в том числе односторонний) и счет-фактура являются основанием для применения вычета при условии, что работы приняты к бухгалтерскому учету (причём независимо от того, оплачены они подрядчику или нет). То есть в указанной ситуации НДС подлежит принятию к вычету с момента получения счёта-фактуры от организации-подрядчика. С данным выводом согласны не только арбитры (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2011 по делу N А42-2618/2010), но и специалисты Минфина (письмо Минфина России от 29.11.2012 N 03-07-11/518).

Согласно ст. 5, п. 8 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета в числе прочих объектов являются факты хозяйственной жизни, а также расходы организации.

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, в том числе расходов, должны быть установлены федеральными стандартами, которые до настоящего времени не приняты (п. 1 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). До их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, принятые до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на (п. 4 ПБУ 10/99):

- расходы по обычным видам деятельности;

Затраты на приобретение (работ) услуг, необходимых для осуществления производственной деятельности организации, признаются в составе расходов по обычным видам деятельности на дату подписания акта о выполнении работ (оказании услуг) (п.п. 5, 16 ПБУ 10/99). Такие затраты принимаются в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором (п. 6 ПБУ 10/99). В соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 на базе расходов по обычным видам деятельности для целей формирования организацией финансового результата определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Расходы признаются в бухгалтерском учете только при выполнении условий, перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99:

- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Каждый факт хозяйственной жизни, в том числе осуществление расходов организацией, подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

До вынесения решения суда в ситуации, когда отказ заказчика от подписания акта являлся мотивированным (при наличии существенных и неустранимых недостатков результата работ, которые исключают возможность его использования по целевому назначению, заказчик имеет право отказаться от приемки результата работ и исполнения договора, что подтвердили арбитры в постановлении ФАС Уральского округа от 19.05.2014 N Ф09-1907/14 по делу N А76-15457/201), оснований для отражения расходов по договору подряда у заказчика не было. Если отказ заказчика от подписания акта обоснован, подрядчик не вправе ссылаться на п. 4 ст. 753 ГК РФ и оформлять односторонний акт приема-сдачи результатов работ. Следовательно, стоимость выполненных работ не включается в базу по НДС, и счет-фактура в таком случае не составляется.

Полагаем, что решение суда, вступившее в силу, можно рассматривать как первичный документ, подтверждающий обязанность заказчика оплатить выполненные работы.

Поскольку возможность отражения расходов на оплату работ, выполненных подрядчиком, появилась в периоде, следующем за периодом, в котором такие работы фактически производились и были завершены, отражаемые в текущем периоде такие расходы не будет классифицироваться в качестве расходов по обычным видам деятельности текущего периода и формировать себестоимость в 2016 году. Расходы, связанные с оплатой работ в текущем периоде, выполненных подрядной организацией, но не принятых заказчиком в 2015 году, относятся к прочим расходам и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации (п. 12, 15 ПБУ 10/99).

На дату вступления в силу решения суда, которым признано выполнение условий договора в полном объеме, у заказчика возникают основания для включения в состав расходов затрат, связанных с оплатой работ, выполненных подрядчиком.

При этом в бухгалтерском учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на договорную стоимость выполненных работ (оказанных услуг) (без учета НДС) (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н)). В свою очередь, в соответствии с Инструкцией для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также работам и услугам предназначен счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" расчетов (смотрите письмо Минфина России от 12.04.2013 N 07-01-06/12203).

В этом случае в бухгалтерском учёте заказчика будут произведены следующие записи:

Дебет 91 (84)*(1) Кредит 60

- отражены расходы по оплате подрядчику выполненных работ;

Дебет 19 Кредит 60

- отражена сумма НДС, относящаяся к стоимости работ.

После выставления счёта-фактуры подрядчиком на сумму НДС у организации-заказчика, если результат работ будет использоваться в облагаемой НДС деятельности, возникает право принять сумму НДС к вычету:

Дебет 68 Кредит 19

- сумма НДС, относящаяся к стоимости работ, принята к вычету.

В то же время заметим, что факт наличия отдельных недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты работ. Оплата стоимости работ не препятствует предъявлению заказчиком самостоятельного требования к подрядчику об устранении недостатков работ (постановление ВАС РФ от 27.03.2012 N 12888/11 по делу N А56-30275/2010).

В этом случае заказчик вправе по своему выбору требовать от подрядчика совершения определенных действий, предусмотренных ст. 723 ГК РФ, а именно:

- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;

- соразмерного уменьшения установленной за работу цены;

- возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

*(1) Использование счета 91 или 84 - в зависимости от существенности для организации-заказчика суммы расходов на выполненные работы, предъявленные подрядчиком. Существенность расходов должна устанавливаться учетной политикой в целях бухгалтерского учета.

Читайте также: