Уплаченный в бюджет ндс давно умерший

Опубликовано: 14.05.2024

Приказ Федеральной налоговой службы № ММВ-7-8/164@ от 02.04.2019

С 05.05.2019 действует новый порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, которые налоговая инспекция признает безнадежными к взысканию. Уточнили список платежей, подлежащих списанию, форму справки о суммах недоимки и форму решения о списании, которые оформляет инспекция. Перечень документов, необходимых для признания долгов безнадежными, зависит от причины списания.

Новый порядок утвержден приказом ФНС РФ № ММВ-7-8/164@ от 02.04.2019 (далее – Порядок). Одновременно утратил силу старый приказ от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.

«Судьба» недоимки

Перечислять налоги нужно вовремя, иначе возможны последствия – это недоимка по налогам, а также штрафы и начисление пеней.

При пропуске срока уплаты налогов или страховых взносов происходит нарушение налогового законодательства (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ). У налогоплательщика образуется долг перед бюджетом – недоимка по налогам (страховым взносам) (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговая недоимка возникает на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Бывают также ситуации, когда инспекторы обнаруживают излишне возмещенные фирмам суммы налогов из бюджета, например, по НДС или акцизам. Такие суммы тоже образуют недоимку (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • в день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога на расчетный счет;
  • в день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога.

Недоимку можно погасить добровольно, вместе с пенями. Если этого не происходит, налоговики будут взыскивать эти суммы в принудительном порядке.

Но бывают ситуации, когда взыскать недоимку с налогоплательщика не возможно. Тогда контролирующие органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Кто спишет безнадежный долг

Порядок списания безнадежных налоговых долгов (общий для недоимки по федеральным, региональным и местным налогам) утверждает ФНС (п. 5 ст. 59 НК РФ).

Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть предусмотрены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам.

Решение о списании безнадежной задолженности принимает налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Когда спишут недоимку по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку. А задолженность так и будет числиться за ним.

Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно статье 59 НК РФ налоговые долги признаются безнадежными, в частности, в таких ситуациях:

  • ликвидация юрлица, когда его имущества оказывается недостаточно для погашения долга и долг по каким-либо причинам не может быть погашен учредителем (участником);
  • банкротство ИП или физлица при недостаточности имущества для погашения долгов;
  • смерть физлица или объявление его умершим;
  • принятие судом решения о невозможности взыскания долга из-за истечения срока, отведенного на эту процедуру, или об отказе в восстановлении такого срока;
  • вынесение судебным приставом постановления о завершении исполнительного производства по истечении 5-летнего срока с момента образования долга, если его размер недостаточен для возбуждения дела о банкротстве или производство по делу о банкротстве прекращено из-за недостаточности у должника средств на оплату судебных расходов;
  • снятие с учета по инициативе налогового органа иностранного юрлица, представившего недостоверные сведения о себе либо не уплачивающего налоги или не подающего необходимых документов;
  • списание со счета плательщика средств для уплаты налога банком, не переведшим их в бюджет и впоследствии ликвидированным;
  • иных случаях.

Для списания недоимки нужны документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о ликвидации юридического лица или его исключении из ЕГРЮЛ по иным причинам;
  • копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ;
  • копия вступившего в законную силу определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о завершении реализации имущества гражданина;
  • выписка из ЕГРИП, содержащая сведения о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом);
  • другие документы.

Это общий порядок.

Какие долги спишут

В соответствии с новым Порядком, списанию подлежат:

  • недоимки и задолженности по пеням и штрафам, в том числе задолженности по налоговым санкциям за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке, и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года;
  • проценты при изменении срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа и процентов при заявительном порядке возмещения из бюджета НДС;
  • недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящиеся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, задолженность по пеням и штрафам;
  • суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов плательщиков в банках, но не перечисленные в бюджет.

Такие долги инспекция будет списывать после их признания безнадежными к взысканию в случаях, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 НК РФ.

В пункте 1 статьи 59 НК РФ речь идет о ликвидации компании – в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) этой организации. Потребуются документы:

  • выписка из ЕГРЮЛ лиц, содержащая сведения о ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством РФ или по решению регистрирующего органа;
  • копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа;
  • сведения, полученные от компетентных органов иностранного государства и (или) содержащиеся в их информационных ресурсах (базах данных), о ликвидации организации в соответствии с законодательством иностранного государства.

А в соответствии с пунктом 4 статьи 59 НК РФ налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки с должника в связи с истечением установленного срока их взыскания. В этом случае потребуются заверенные гербовой печатью суда:

  • копия вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания;
  • копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности.

Согласно Порядку, инспекция списывает такие долги самостоятельно.

Сроки списания

После того как все документы поступят в инспекцию, налоговики должны в течение 5 рабочих дней оформить справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно по форме из приложения № 1 к Порядку.

Далее ИФНС в течение одного рабочего дня принимает решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

После этого все указанные суммы списываются с лицевого счета налогоплательщика.

И с этого момента требовать оплаты и применять любые меры принудительного взыскания такой недоимки налоговые органы не имеют права.

Однако заявление в налоговый орган о списании недоимки все же может потребоваться. Это может быть в ситуации, когда налоговики своевременно не списали безнадежные суммы. Например, вследствие технической ошибки.

Информация о наличии задолженности может появиться на сайте судебных приставов. Или вдруг компания получает требование об уплате «старых» налогов по устаревшим КБК.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

ВС РФ признал, что выставленный в счет-фактуре НДС, в обязательном порядке подлежит возмещению
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ вынесла решение вернуть уплаченный НДС компании, которой налоговая инспекция отказала в возмещении НДС на основании того, что приобретенные услуги данным налогом не облагаются (Определение ВС РФ от 24 октября 2016 г. № 305-КГ16-6640 по делу № А40-79255/2014).

Судебный спор начался после того, как по результатам камеральной проверки за II квартал 2013 года налоговая инспекция отказалась возместить компании, занимавшейся авиаперевозкой пассажиров, НДС в размере 9,4 млн руб. за приобретенные услуги наземного обслуживания судов. Решение было мотивировано тем, что данные услуги освобождены от налогообложения НДС (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ), в связи с чем налогоплательщик был не вправе включать суммы НДС по ним в состав вычетов, вне зависимости от наличия выделенной суммы налога в выставленных контрагентами счетах-фактурах.

Не согласившись с такой позицией, компания обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа и требованием выплаты процентов за пользование денежными средствами. Суд полностью удовлетворил требования компании. В обоснование судья указал, что выставление контрагентом счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, с выделением налога по ставке 18% или 10%, не может являться основанием для отказа в вычете по полученным счетам-фактурам (подп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ).

Однако суды в апелляции и кассации заняли позицию налогового органа (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2015 г. и Арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2016 г. по делу № А40-79255/2014). В данном случае суды исходили из того, что услуги, приобретенные компанией, не облагаются НДС (подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ), а выставленные контрагентами счета-фактуры с выделенными суммами НДС не соответствуют положениям подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ, а значит не могут являться основанием для применения налоговых вычетов по НДС.

Вместе с тем, в жалобе, которую компания направила в ВС РФ, она указала, что в данном случае речь идет о иного рода услугах, не связанных с обслуживанием воздушного судна (обслуживание, доставка, посадка и высадка пассажиров, обслуживание бизнес-зала, обработка и доставка грузов, коммерческое обслуживание пассажиров и т. д.). Соответственно, льгота, установленная подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, не может быть применена.

Судебная коллегия ВС РФ, в свою очередь, обратила внимание на то, что законодательство не содержит перечня услуг, подпадающих под определение НК РФ "услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов". Следовательно, под данными услугами, по мнению Судебной коллегии ВС РФ, следует понимать любые услуги, оказанные заказчику в рамках заключенных договоров и направленные на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом.

Вместе с тем, обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом – выставлением счета-фактуры. Право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС посредством счета-фактуры (п. 1 ст. 169 НК РФ). А обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой (п. 5 ст. 173 НК РФ). Соответственно, компания, приобретавшая услуги наземного обслуживания судов, оказываемых в аэропортах, и получившая от контрагентов счета-фактуры с выделением НДС, вправе была использовать соответствующие вычеты, а контрагенты были обязаны уплатить НДС в бюджет.

Таким образом, у судов апелляционной и кассационной инстанций отсутствовали правовые основания для отказа обществу в удовлетворении заявленных требований.

Напомним, что позиция Минфина России в данном вопросе совпадает с мнением налоговиков. Финансисты также считают, что невозможно вернуть "входной" НДС, если поставщики его не перечислили в бюджет. Причем, поставщики, выставившие счет-фактуру с НДС, не обязаны были перечислять налог в бюджет в силу того, что услуги НДС не облагаются. Представители Минфина России порекомендовали компании в аналогичной ситуации обратиться к поставщикам и потребовать от них возврата необоснованно перечисленных сумм в качестве неосновательного обогащения (письмо Минфина России от 17 августа 2016 г. № 03-07-03/48174 "О возмещении из бюджета сумм НДС").

В настоящее время граждане России получили от Федеральной налоговой службы уведомления об имущественных налогах, которые нужно уплатить не позднее 2 декабря. Однако такие документы поступают на имя не только ныне живых людей, но и уже умерших. Как стало известно News.ru, проживающая в городе Люберцы Наталья А. несколько лет подряд получает извещения от ФНС, адресованные её покойному отчиму Ивану Г. Почему происходят такие ошибки — читайте в нашем материале.

Наталья рассказала News.ru, что налоговые уведомления на имя Ивана стали приходить по адресу её жительства около пяти лет назад — сразу после смерти родственника. Она отметила, что указанный в документе налог на имущество, в размере менее 700 рублей, касается не её квартиры, а жилплощади, ранее принадлежавшей покойному и находящейся в другой части города. Кроме того, после ухода отчима из жизни его наследники продали квартиру третьим лицам.

Когда мне впервые пришло такое уведомление, я в тот же год поехала в налоговую — межрайонную ИФНС России № 17 по Московской области. Предоставила документы и объяснила, что Ивана Г. уже нет в живых, а на мой адрес прислали налог. Написала заявление об этом, отдала сотруднику с налоговым уведомлением. Он сказал привезти свидетельство о смерти. Я же объяснила, что у меня этого свидетельства нет — оно находится у близких родственников покойного, которые этот документ не дадут. Мне ответили, что проверят информацию и выяснят, умер Иван или нет, и исправят ошибку. Через год налоговое уведомление пришло опять, — пояснила Наталья.

После этого она снова пообщалась с работниками ИФНС, которые в очередной раз пообещали ей проверить информацию. По телефону горячей линии налоговой службы Наталье предложили полученные письма уничтожать.

Звоню на горячую линию, говорю, что вы мне третий год присылаете налог на человека, который три года как умер. А мне отвечают «вы рвите и выбрасывайте». Я же объясняю, что мне могут присылать эти уведомления всю жизнь. Неужели трудно узнать о человеке, его реальный статус? Он по моему адресу не прописан, не жил здесь. Он был здесь очень давно просто прописан примерно пять месяцев, никакой доли здесь не имел, — заключила она.

Председатель Российского союза налогоплательщиков Артём Кирьянов рассказал News.ru, что такие ошибки могут происходить из-за сбоев. Кроме того, они касаются налогов не только на недвижимость, но и на другие виды имущества.

Бывают случаи, когда действительно система даёт сбои и всплывают какие-то данные по так называемым нерелевантным ситуациям. Будь то, в частности, «мёртвые души», будь то угнанные давно уже машины. Есть случай, когда человек регулярно ходит в ГИБДД с просьбой, чтобы сняли с учёта его автомобиль, который давно не его. Но, тем не менее, из раза в раз приходит соответствующее налоговое уведомление, — пояснил Кирьянов.


Артём Кирьянов

председатель Российского союза налогоплательщиков

По его словам, необходимо улучшать системы межведомственного взаимодействия, чтобы запросы между госорганами обрабатывались максимально быстро:

Как сообщили News.ru в Управлении Росреестра по Московской области, данные о прекращении права собственности на квартиру Ивана Г. были переданы в Управление ФНС по Московской области в составе периодической и годовой выгрузки за 2016 год. Кроме того, в Управление ФНС региона направлено информационное письмо о проведении проверки на предмет корректности начисления налога на объект недвижимости.

В Министерстве юстиции рассказали News.ru, что в ФНС предоставляется информация о записях актов гражданского состояния. В том числе касающаяся смерти граждан. Кроме того, налоговая служба является оператором системы ведения реестра ЗАГС.

С 1 октября 2018 года на территории Российской Федерации введена в промышленную эксплуатацию федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, которая представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами ЗАГС иных юридически значимых действий. Оператором системы определена Федеральная налоговая служба. Сведения о государственной регистрации смерти, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются Федеральной налоговой службе, — пояснили в ведомстве.

В Федеральной налоговой службе ситуацию оперативно не прокомментировали.

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Компании и ИП, работающие на общем налоговом режиме, вправе возместить из бюджета часть уплаченного НДС. Для этого нужно следовать прописанным в Налоговом кодексе правилам.

Кто и на каких условиях вправе возместить НДС

«НДС к возмещению» — это часть налога, которая образовалась у налогоплательщика по завершении налогового периода (у НДС это квартал, согласно ст. 163 НК РФ) из-за того, что суммы налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке сумма налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).

В ст. 143 НК РФ закреплено, что к плательщикам налога на добавленную стоимость относят:

  • компании;
  • ИП;
  • лиц, перевозящих товары через таможенную границу.

Перечисленные выше плательщики НДС, рассчитывая налог к уплате, вправе использовать по НДС налоговые вычеты — суммы «входного» налога, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретенных у них ресурсов.

Отдельно остановимся на налоговых агентах по НДС. Налогоплательщики этой категории могут осуществить вычет НДС, если работают на ОСНО, перечисляют в бюджет НДС, используют приобретенные ресурсы в облагаемой НДС деятельности и в состоянии подтвердить право на вычет соответствующими бумагами (счетами-фактурами, платежками). Исключением являются компании, которые:

  • продают в России конфискованное имущество, реализуют имущество по судебному решению, реализуют клады, а также ценности, относящиеся к бесхозным, скупленным или перешедшим государству в наследство (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • выступают посредниками при продаже продукции (услуг или работ) иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Это значит, что НДС к вычету могут принять налоговые агенты:

  • если продают в России продукцию (услуги или работы), которые приобрели у иностранных компаний, не состоящих на учете в России (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • если берут в аренду у органов госвласти или местного самоуправления объекты государственного/муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если продают в России имущество, которое закреплено за госучреждениями или предприятиями, составляет госказну и т.п. (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговый агент в случае выплаты аванса за приобретаемые ресурсы может воспользоваться правом на налоговый вычет только после принятия этих ресурсов к учету и оформления первички (письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634).

Налогоплательщики на ОСНО, которые перечисляют поставщикам авансы за продукцию (услуги или работы), также могут получить налоговый вычет с предоплаты в счет грядущих поставок, но только при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Отметим, что налогоплательщики на свое усмотрение могут применить или нет вычет с аванса в рамках одного налогового периода, разделять НДС к вычету между несколькими периодами запрещено (письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-07-11/321).

После оприходования продукции от поставщика налогоплательщик принимает к вычету НДС из отгрузочного счета-фактуры и при этом восстанавливает НДС из авансового счета-фактуры.

При расторжении (изменении) договора с поставщиком авансовый налог, который приняли к вычету, восстанавливается в квартале прекращения (изменения) договора (п. 3 ст. 170, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Формула, как высчитать от суммы 20 % НДС:

НДС = НБ × 20 / 100,

где НБ — база по НДС;

20 — налоговая ставка в 2019 году.

Обратите внимание, что в 2018 году ставка НДС равнялась 18 %, а расчет НДС с 1 января 2019 года ведется по ставке 20 %.

В декабре 2018 года и с января 2019 года налогоплательщикам следует следить за используемыми ставками, так как НДС 20 % применим только к продукции, отгрузка которой осуществлена в 2019 году, при этом не имеет значения дата подписания договора. Если договор заключается в 2018 году, пропишите в нем налоговые ставки 18 и 20 % для включал действующую на тот момент ставку, заключите с контрагентом дополнительное соглашение, в котором укажите отгрузку по ставке налога 20 %.

Отметим, что возврат в 2019 году товара, который отгрузили в 2018 году, производится по ставке отгрузки — 18 %. При этом продавец должен представить скорректированный счет-фактуру.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Действующим законодательством закреплены два способа, применив которые, возможно возместить НДС:

  1. обычный (общий) — возмещение НДС осуществляется по итогам камеральной проверки (ст. 176 НК РФ);
  2. заявительный — возврат налога происходит при определенных обстоятельствах до завершения камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ).

Обычный (общий) порядок возмещения НДС

Налогоплательщик может вернуть НДС из бюджета в случае превышения по окончании налогового периода сумм вычетов над суммой рассчитанного в общем порядке НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат налога в большинстве случаев осуществляется в обычном порядке, который предполагает следующие действия (ст. 176 НК РФ):

  1. Налогоплательщик сдает в ИФНС декларацию по НДС и заявление на возмещение налога.
  2. Налоговая служба проводит камеральную проверку, в ходе которой проявляет наличие нарушений требований НК РФ и, если необходимо, запрашивает подтверждающие расчеты налогоплательщика документы.
  3. Если нарушений не обнаружено, в семидневный срок по завершении проверки налоговая служба принимает решение возместить НДС.
  4. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор налоговой службы в течение 10 дней после проверки оформляет акт. Акт и документы, подтверждающие налоговое нарушение, в пятидневный срок вручаются налогоплательщику, у которого есть 15 дней на подачу возражений в письменной форме.
  5. По истечении срока подачи возражений руководитель ИФНС или его заместитель должны рассмотреть материалы проверки и решить, возмещать или нет НДС (его часть). Принятое решение в письменной форме отправляется налогоплательщику в пятидневный срок.
  6. Если налоговая инспекция принимает положительное решение, деньги возвращаются налогоплательщику на расчетный счет при условии, что у него нет задолженности по федеральным налогам и другим сборам. Иначе суммы автоматически будут зачтены в счет недоимок.

Отметим, что возврат НДС не позднее пяти дней с момента, как ИФНС приняла соответствующее решение, осуществляет казначейство. Если указанный срок будет нарушен, налогоплательщик получит процент за просрочку по действующей ставке рефинансирования.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Возместить НДС можно не только в обычном порядке, но и в заявительном или ускоренном (ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренным порядком могут воспользоваться не все налогоплательщики, а только попадающие в указанные ниже категории:

1. Компании и ИП, перечислившие совокупно в бюджет НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) на сумму не менее 2 млрд рублей за три календарных года, идущих перед годом реализации права ускоренного возмещения налога. Для таких налогоплательщиков заявительный порядок действует, если они существуют минимум три года на момент представления декларации.

2. Компании и ИП, которые кроме декларации по НДС, позволяющей возместить налог, представили банковскую гарантию. В данной ситуации банковская гарантия представляет собой обязательство банка заплатить за налогоплательщика возмещенный (зачтенный) ускоренным способом налог по первому требованию ИФНС, если решение о возврате (зачете) НДС отменят согласно правилам ст. 176.1 НК РФ.

Отметим, что выдается банковская гарантия только банком, соответствующим требованиям ст. 74.1 НК РФ. Такая гарантия должна действовать в течение 10 месяцев от подачи декларации по НДС, позволяющей возместить налог, а ее сумма должна быть достаточной для возврата в бюджет возмещаемого НДС. При этом банк, гарантирующий исполнение перечисленных обязательств, самостоятельно в течение суток с момента выдачи банковской гарантии уведомляет об этом факте ИФНС налогоплательщика.

3. Компании и ИП, которые выступают резидентами территории опережающего социально-экономического развития или резидентами свободного порта Владивосток и с декларацией по НДС подали договор поручительства управляющей компании. Указанный договор предусматривает, что, если в течение 15 дней с момента получения требования от ИФНС налогоплательщик не вернул в бюджет возмещенный ему НДС, возврат в полном объеме осуществит управляющая компания.

Действующим законодательством предусмотрены следующие требования к поручителям:

  • это должна быть российская компания;
  • общая сумма НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) составляет не менее 2 млрд рублей. Сумма перечисленных налогов считается за три года, идущих перед годом представления заявления о заключении договора поручительства;
  • по действующим договорам поручительства сумма обязательств поручителя составляет не более 50 % чистых активов поручителя по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
  • поручитель не осуществляет процесс реорганизации (ликвидации);
  • поручитель не находится в процессе банкротства;
  • у поручителя нет задолженности по налоговым платежам.

Перечисленные выше налогоплательщики, чтобы ускоренно возместить НДС, должны в пятидневный срок после представления декларации подать в ИФНС заявление.

Получив заявление, налоговый орган имеет пять дней, чтобы проверить права налогоплательщика на возмещение НДС заявительным способом и наличие у него недоимок по налогам. По окончании этого срока выносится решение о возврате налога в ускоренном порядке или об отказе возместить налог. В течение пяти дней ИФНС должна сообщить налогоплательщику свое решение.

Если решение положительное, то на следующий рабочий день после его принятия ИФНС направляет в казначейство поручение возместить налогоплательщику налог по указанным реквизитам. У казначейства есть пять дней на выполнение поручения. В случае задержки налогоплательщику положена компенсация в виде процентов, рассчитываемых исходя из действующей ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если по итогам проверки нарушения не обнаружены и если налогоплательщик с декларацией представлял банковскую гарантию, ИФНС в семидневный срок направит соответствующее решение налогоплательщику, а на следующий день — заявление в банк об освобождении от обязательств по банковской гарантии. В ситуации с договором поручительства ситуация аналогична.

Если налогоплательщик получил отказ в возврате НДС ускоренным способом, ИФНС проводит камеральную проверку в порядке и в сроки, прописанные в ст. 176 НК РФ. По итогам проверки составляется акт, его вместе с возражениями налогоплательщика, при наличии таковых, рассматривает руководитель ИФНС или его заместитель, который в пятидневный срок направляет письменную форму принятого решения налогоплательщику. Одновременно с решением налогоплательщик получает требование вернуть возмещенный ускоренным способом НДС и проценты на сумму возмещения в размере двойной ставки рефинансирования.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в возврате НДС

Как говорилось ранее, чтобы вернуть НДС, налогоплательщик должен применять ОСНО, перечислять в бюджет НДС и иметь подтверждающие документы на «входящий» и «исходящий» налог.

Возмещение НДС из бюджета напрямую связано с суммами налоговых вычетов, потому компании и ИП должны следить за безопасной долей вычетов по НДС. Что это за доля? В общем виде она представляет собой максимально допустимый процент налога, который налогоплательщики могут вернуть из бюджета, не рискуя привлечь внимание проверяющих. Этот процент определяет ФНС и публикует на официальном портале nalog.ru в ежегодном отчете по форме 1-НДС.

По информации ФНС в IV квартале 2018 года безопасный вычет по НДС составлял 86,9 %. По итогам I квартала 2019 года в среднем по стране процент увеличился до 89,2 %.

Компании или ИП, чтобы не ошибиться с суммой возмещения НДС в 2019 году и правильно посчитать долю вычетов по НДС, нужно использовать декларацию по форме КНД 1151001 (применяется с 2019 года) и следующую формулу:

Доля вычетов по НДС налогоплательщика = Сумма заявленного вычета по НДС (стр. 190 разд. 3 декларации) / Сумма НДС к уплате с учетом восстановленных сумм (стр. 118 разд. 3 декларации).

Пример. ООО «Солнышко» за I квартал 2019 года реализовало продукции на общую сумму 250 000 руб. (в т. ч. НДС — 41 667 руб.). Закупочная цена продукции составляла 195 000 руб. (в т. ч. НДС — 32 500 руб.). Указанные операции отразятся в учете компании так:

Из приведенных данных следует, что к уплате останется НДС в сумме 9 167 руб.

Сумма налога к вычету: 32 500 / 41 667 = 78 %.

Итого к вычету заявлено 78 % налога, при том что допустимая величина на I квартал 2019 года равна 89,2 %. Значит, поводов для беспокойства у компании нет.

Кроме общероссийской доли безопасного вычета, ФНС представляет информацию по регионам. Для конкретного региона рассчитать безопасную долю вычетов по НДС можно по формуле:

Доля вычета по НДС по конкретному региону = Сумма вычетов по региону (стр. 210 формы 1-НДС по региону) / Налог к начислению (стр. 110 формы 1-НДС по региону).

Отметим, что указанная формула вычета НДС применима только по отношению к налогоплательщикам, которые не занимаются экспортом.

Пример. ООО «Ястреб» зарегистрировано в Ростовской области. По итогам 2018 года компания должна перечислить в бюджет с учетом восстановленного НДС 110 тыс. руб. Налоговый вычет за этот же период равен 98 тыс. руб. Каков размер доли вычета НДС за IV квартал 2018 года для компании?

Подставив в формулу известные данные, получим:

98 000 / 110 000 = 89,09 %

По НДС безопасный вычет на IV квартал 2019 года для Ростовской области составил 92,02 %. Отсюда следует, что компания не превысила допустимый порог и не оказалась в зоне налогового риска.

Что делать, если доля вычета все-таки превысила порог безопасности? Сразу отметим, что при рассмотрении налогоплательщиков в качестве потенциальных объектов проверок налоговая инспекция использует ряд критериев. И безопасная доля вычетов по НДС только один из них. Поэтому выход за установленные рамки не означает автоматическое попадание в план проверок. Как и точное попадание в безопасную зону не гарантирует, что налогоплательщик не привлечет внимание ИФНС по другим критериям.

Если говорить о компаниях, которые возмещают НДС при экспорте продукции, то здесь действует особый порядок для налогоплательщиков, вывозящих сырьевую и несырьевую продукцию: делают вычет НДС по-разному и в различные периоды.

При экспорте несырьевой продукции вычет НДС не зависит от подтверждения ставки по налогу и отражается в декларации после принятия продукции на учет и получения счета-фактуры.

Компании — экспортеры сырьевой продукции заявляют вычет НДС в декларации, составленной за период, в котором собраны подтверждающие экспорт документы (ст. 165 НК РФ).

16. Восстановление сумм НДС

Споры с налоговыми органами возникают по вопросу о необходимости восстановления НДС при списании с баланса юридического лица не полностью амортизированных основных средств и товарно-материальных ценностей вследствие их хищения, порчи, морального и физического износа и т.д.

Среди оснований для восстановления НДС, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ, не указаны ни порча товаров, ни ликвидация основных средств, ни хищение имущества. Следует отметить, что Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ в главу 21 НК РФ (в частности, в ст. 170 Кодекса) внесены существенные изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 года (отдельные положения – с 1 января 2007 года), однако уточнений по вопросу необходимости восстановления вычета НДС при списании имущества внесено не было.

Из положений главы 21 НК РФ также невозможно сделать однозначный вывод о том, в какой момент следует отразить восстановление такого вычета.

Официальная позиция. Минфин России и налоговые органы требуют восстановления НДС, ранее принятого к вычету, по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления деятельности, облагаемой НДС, но фактически не использованным для осуществления такой деятельности.

Как следует из разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 08.09.2004 № 03-04-11/143, при списании налогоплательщиком недоамортизированного оборудования и телефонных аппаратов, списанных с баланса, ранее принятые к вычету суммы НДС следовало восстановить и вернуть в бюджет. При этом исчисление сумм НДС, подлежавших восстановлению по амортизируемому имуществу, производится с учетом остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета. Специалисты финансового ведомства ссылаются на то, что согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. Между тем списание с баланса недоамортизированного оборудования (в связи с преждевременным износом и невозможностью его ремонта) и недоамортизированных телефонных аппаратов объектами обложения НДС не признавались.

В письме Минфина России от 06.05.2006 № 03-03-04/1/421 разъясняется, что выбытие товаров в связи с пожаром объектом обложения НДС не является. В связи с этим НДС, ранее принятый к вычету по таким товарам, должен быть восстановлен.

Как следует из разъяснений Минфина России в письме от 21.04.2006 № 03-03-04/1/369, ранее принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным при выращивании цветов, списанных после потери товарного вида, подлежат восстановлению. При этом Минфин России исходит из того, что согласно п. 2 ст. 171 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) вычетам подлежали суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В связи с этим суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, не признававшихся объектами обложения НДС, вычету не подлежали.

Такая же позиция по поводу восстановления НДС на стоимость похищенного имущества обозначена в письме Минфина России от 20.09.2004 № 03-04-11/155 и от 08.09.2004 № 03-04-11/143. Поскольку выбывшие в результате хищения товарно-материальные ценности не использовались при осуществлении операций, облагаемых НДС, то суммы этого налога, ранее принятые к вычету по таким товарно-материальным ценностям, необходимо было восстановить и вернуть в бюджет.

Согласно письму Минфина России от 14.08.2007 № 03-07-15/120 в случае выбытия имущества без выявления виновных лиц (в связи с потерей, порчей, боем, хищением, стихийным бедствием и др.) на основании ст. 39 и 146 НК РФ данные операции объектом обложения НДС не являются. В отношении вычетов НДС по данному имуществу следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы этого налога подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций, признаваемых объектом налогообложения. Таким образом, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по вышеуказанному имуществу, необходимо восстановить. Это следует сделать в том налоговом периоде, в котором недостающее имущество списывается с учета. По амортизируемому имуществу восстановлению подлежат суммы НДС в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости имущества без учета переоценки.

Согласно письму ФНС России от 31.08.2005 № 03-1-04/1528/9 налогоплательщики обязаны восстанавливать ранее принятые к вычету суммы НДС по приобретенным, но впоследствии похищенным товарам. Согласно данному письму суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса, но не использованным для вышеуказанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет. Стоимость похищенного имущества должна возмещаться за счет виновных с учетом НДС.

Аналогичное разъяснение дано в письме МНС России от 30.07.2004 № 03-1-08/1711/15@: если имущество, ранее приобретенное для производственной деятельности, использовано для операций, не подлежащих налогообложению, то суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Судебная практика. Как указал ВАС РФ в решении от 23.10.2006 № 10652/06, обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы НДС должна быть предусмотрена законом. Пунктом 3 ст. 170 НК РФ предусмотрены случаи, при которых суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком, подлежат восстановлению. Недостача товара, обнаруженная в процессе инвентаризации имущества, или имевшее место хищение товара к числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, не относятся. В связи с этим ВАС РФ пришел к выводу, что абзац тринадцатый раздела «В целях применения статьи 171 НК РФ» приложения к письму ФНС России от 19.10.2005 № ММ-6-03/ 886@, разъясняющего, что суммы НДС, принятые к вычету по товарно-материальным ценностям, впоследствии похищенным, подлежат восстановлению и уплате в бюджет, содержит обязанность, не предусмотренную главой 21 НК РФ.

Как правило, суды считают, что суммы НДС, уплаченные при приобретении материальных ценностей и предъявленные к вычету, не подлежат восстановлению и уплате в бюджет в случае, если вышеуказанные ценности не были использованы из-за их хищения или утраты при осуществлении операций, подлежащих налогообложению. Данный вывод сделан в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2006 № А19-21458/05-20-Ф02-332/06-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2007, 14.03.2007 № Ф04-1274/2007(32292-А27-41), Ф04-1274/2007(32405-А27-26), от 12.05.2005 № Ф04-2852/2005(11079-А45-18), ФАС Поволжского округа от 27.09.2005 № А65-809/05-СА2-11, от 17.03.2005 № А49-13280/04-398А/11, ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2007 № А56-26013/2006, от 01.03.2006 № А26-4963/2005-29, от 09.02.2006 № А56-9808/2005, от 17.01.2005 № А05-6493/04-12.

Хотя в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2006 № Ф08-1521/2006-644А суд счел правомерным отказ налогового органа в принятии к вычету НДС по выбывшим в результате хищений и непригодности для дальнейшей эксплуатации основным средствам производственного назначения, сославшись на то, что выбытие объекта основных средств в результате хищения не являлось операцией, облагаемой НДС. Поскольку основные средства не использовались в предпринимательской деятельности, то сумма НДС по похищенному основному средству, ранее принятая к вычету, по мнению суда, подлежала восстановлению в сумме, пропорциональной остаточной балансовой стоимости похищенного основного средства.

В то же время арбитражные суды, решая подобные споры, как правило, принимают сторону налогоплательщика и считают, что налогоплательщик вправе предъявить к вычету НДС, уплаченный в стоимости товаров (работ, услуг), не использованных для осуществления деятельности, облагаемой этим налогом, но приобретенных для осуществления такой деятельности.

Основным аргументом судов является то, что глава 21 НК РФ не содержит требования о восстановлении НДС, ранее предъявленного к вычету по товарам, приобретенным для использования в операциях, признаваемых объектами обложения НДС, но впоследствии не использованным в этих операциях.

Арбитражные суды также исходят из того, что товары были приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, НДС был ранее принят налогоплательщиком к вычету правомерно, налогоплательщиком были выполнены все условия, необходимые для применения налоговых вычетов. В том, что дальнейшее использование товара стало невозможным, отсутствует вина налогоплательщика.

Фактическая реализация приобретенного товара не является обязательным условием для применения вычета по НДС, а отсутствие фактической реализации товара не является основанием для восстановления сумм этого налога в бюджет.

Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2006 № А05-7996/2005-29 суд пришел к выводу о правомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС. В целях развития технических возможностей для предоставления услуг связи налогоплательщик заключил договор на выполнение проектных и экспертных работ «Присоединение коммутатора сотовой радиотелефонной связи в диапазоне 800 МГц». В связи с решением государственной комиссии по радиочастотам об окончании предоставления услуг сотовой связи в стандарте AMPS и получением лицензии на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM налогоплательщик принял решение прекратить дальнейшее расширение сети AMPS800. Суд отклонил доводы налогового органа о том, что проектные и экспертные работы не были использованы для осуществления деятельности, облагаемой НДС. Вышеуказанные работы выполнялись налогоплательщиком для оказания услуг связи, которые подлежали налогообложению. Фактическое выполнение работ и их оплата подтверждались экспертным заключением, счетами-фактурами, актом сдачи-приемки работ и актом готовности выполненных работ. Учет полученных результатов на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» свидетельствовал об их оприходовании. Таким образом, налогоплательщик выполнил все условия, необходимые для применения налоговых вычетов.

Суд также отклонил доводы налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком налоговых вычетов при приобретении товара, который в дальнейшем пришел в негодность и был уничтожен. Поскольку испорченные товары (телефоны и аксессуары) не будут в дальнейшем использоваться заявителем для осуществления деятельности, облагаемой НДС, налоговый орган счел, что уплаченный при их приобретении налог не мог быть принят к вычету. Однако суд указал на то, что в данном случае налогоплательщик приобретал спорные товары в целях их перепродажи, то есть товары предназначались для их последующей реализации. В дальнейшем налогоплательщик списал и уничтожил вышеуказанные товары как негодные к эксплуатации в связи с наличием у них брака, влекущего невозможность их использования по назначению, что подтверждалось актами на списание. По мнению суда, отсутствие фактической реализации товара не являлось основанием для восстановления сумм НДС в бюджет. Хотя законодательством предусмотрены определенные случаи, когда ранее правомерно предъявленный к вычету НДС подлежит восстановлению, но списание стоимости приобретенных товаров на потери от их порчи не обязывает налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет ранее обоснованно предъявленную к вычету сумму НДС.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2007 № А56-27228/2006 суд пришел к выводу, что списание с баланса налогоплательщика основных средств вследствие морального и физического износа, технической неисправности, кражи, прекращения работы старых цехов и их передачи в благотворительных целях до истечения срока их амортизации не служило основанием для восстановления и уплаты в бюджет сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету. Суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ заявил к вычету суммы НДС, предъявленные продавцами и уплаченные им при приобретении списанных основных средств, которые использовались для осуществления операций, признаваемых нормами главы 21 Кодекса объектами налогообложения, а также правомерности списания налогоплательщиком основных средств по вышеуказанным причинам. То обстоятельство, что основные средства были списаны с баланса до истечения срока их использования (полной амортизации), не предусмотрено нормами главы 21 НК РФ (в том числе ст. 145 и п. 2 ст. 170 настоящего Кодекса) как основание для восстановления и уплаты в бюджет сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету, а тем более в доле недоамортизированной части стоимости основных средств.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2007 № А56-33900/2005У сделан вывод о том, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность по восстановлению и уплате в бюджет ранее правомерно предъявленного к вычету НДС по остаточной стоимости списанных им недоамортизированных основных средств. Поскольку подпунктами 1—4 п. 2 ст. 170 НК РФ не предусмотрено такого основания для восстановления НДС, как списание с баланса юридического лица не полностью амортизированного основного средства, то суд признал ошибочным вывод налогового органа о наличии в данном случае у налогоплательщика обязанности по восстановлению и уплате в бюджет НДС по приобретенным основным средствам при их списании с баланса. Кроме того, по мнению суда, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный главой 21 НК РФ, не связывает возможность применения налоговых вычетов с порядком амортизации основных средств.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2007 № Ф04-9240/2006(30180-А27-25) суд также пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности по восстановлению ранее принятых к вычету из бюджета сумм НДС при ликвидации недоамортизированных объектов основных средств. Суд отметил, что ст. 170 НК РФ определен исчерпывающий перечень случаев принятия налогоплательщиком сумм НДС к вычету или возмещению, по которым соответствующие суммы этого налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет. Списание основных средств в связи с их ликвидацией не относится к вышеуказанным случаям. Кроме того, ст. 171—172 НК РФ не связывают право налогоплательщика на вычеты с моментом реализации (использования) товаров. НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса основные средства в связи с ликвидацией, восстанавливать суммы НДС по основным средствам в недоамортизируемой (неиспользованной) части.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 № А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1 суд, признавая неправомерным требование налогового органа восстановить НДС к уплате в бюджет в отношении списанных морально устаревших, непригодных к эксплуатации материалов, указал, что глава 21 НК РФ не устанавливает обязанности налогоплательщика восстанавливать суммы НДС по материальным ценностям, приобретенным для производственной деятельности, подлежащей обложению НДС, и в последующем списанным с учета в связи с непригодностью к использованию.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.04.2007 № А19-17733/06-Ф02-1809/07 арбитражный суд отметил, что НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, списавшего с баланса товарно-материальные ценности по причине их недостачи либо недоамортизированное имущество, восстанавливать суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету. Таким образом, последующее изменение режима использования имущества не может служить основанием для восстановления суммы НДС, правомерно предъявленного к вычету в предыдущих налоговых периодах.

Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2007 № А33-8478/06-Ф02-375/07, от 15.01.2007 № А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2007 № Ф04-3622/2007(34973-А03-42), от 05.04.2007 № Ф04-2020/2007(33133-А27-31), от 15.03.2007, 14.03.2007 № Ф04-1274/2007(32292-А27-41), Ф04-1274/2007(32405-А27-26), ФАС Поволжского округа от 24.01.2007 № А72-4815/2006, ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2007 № А56-26013/2006, от 15.02.2007 № А52-2267/2006/2, ФАС Центрального округа от 26.04.2007 № А68-АП-400/14-04.

Читайте также: