Укажите аббревиатуры которые употребляются в женском роде тэц скв ндс ооо

Опубликовано: 15.05.2024

Как правильно употреблять аббревиатуры?

Грамматика

В чем разница между аббревиатурой и сокращением?

Слово аббревиатура переводится на русский язык с итальянского как 'сокращение' (abbreviatura, от лат. brevis 'краткий'), с XVIII века по начало XX века это слово употреблялось в исходном, этимологическом значении, о чем свидетельствует, например, толкование этого слова в словаре Флорентия Павленкова: аббревиатура – 'сокращение в письме и печати' (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1907). Однако сегодня аббревиатурами называют только существительные, образованные из усеченных отрезков слов (главбух, главком, постпред, Роспечать), из начальных звуков нескольких слов (МИД, ИТАР-ТАСС, МКАД) или из названий их начальных букв (ФСБ, МВД, РГБ).

Как сокращают слова?

Существуют такие способы сокращения слов: аббревиация, графическое сокращение и усечение слова.

Аббревиация – это сложение двух и более слов и последующее их сокращение: единый + государственный + экзамен = ЕГЭ; главный + бухгалтер = главбух. Полученные в результате аббревиации слова называются аббревиатурами или сложносокращенными словами.

Графическое сокращение – это способ краткой записи слов. Он используется для экономии времени, которое должно быть потрачено для записи, и места на листе. При графическом сокращении в слове пропускаются буквы или слоги (пропуск обозначается точкой, тире или наклонной чертой). Слово записывается кратко, но произносится полностью: кг – килограмм; пр-во – производство; и. о. – исполняющий обязанности; млрд – миллиард; Ростов н/Д – Ростов-на-Дону.

Усечение – это образование нового слова путем отбрасывания конечной части исходного слова. Усеченные слова часто используются в разговорной речи: специалист – спец, фанат – фан, преподаватель – препод.

Как образуются аббревиатуры?

Различают следующие типы аббревиатур по способу образования:

Как произносятся аббревиатуры?

Трудности возникают с произношением инициальных аббревиатур (образованных из начальных букв каждого слова). Такие аббревиатуры могут читаться по названиям букв, по слогам, а также смешанным способом.

Как произносить ФРГ и США?

Первоначально аббревиатура ФРГ читалась по названиям букв: [эф-эр-гэ]. Но так как буква Ф в разговорной речи произносится как [фэ], что объясняется экономией речевых средств, в частности артикуляционными законами (и нашей «языковой ленью», как полагает К. С. Горбачевич), то сегодня зафиксировано произношение ФРГ как [фэ-эр-гэ], ср.: ФСБ [фэ-эс-бэ] и [эф-эс-бэ].

За аббревиатурой США по традиции закрепилось произношение [сэ-шэ-а]: читается по буквам, но не так, как это принято в литературном языке, а так, как буквы С [эс] и Ш [ша] называют в разговорной речи.

Где поставить ударение в аббревиатуре?

При произношении инициальных аббревиатур ударение, как правило, падает на последний слог: ЕГ Э , ГИ А , ФИФ А , Е И РЦ, ФАН О . Если аббревиатура произносится по названиям букв, то этот слог обычно представляет собой название последней буквы аббревиатуры: ЖКХ [жэ-ка-х а ], СВЧ [эс-вэ-ч е ], ВДНХ [вэ-дэ-эн-х а ], ОЛРС [о-эл-эр- э с].

Ударение в иноязычных аббревиатурах, не имеющих дословной расшифровки, нужно проверять по словарю: Н А ТО, ЮН Е СКО.

Как писать аббревиатуры?

Инициальные аббревиатуры пишутся прописными буквами: ООН, МИД, РФ. Точки или пробелы между буквами не ставятся, но между двумя самостоятельно употребляющимися аббревиатурами используется пробел: ИРЯ РАН, МИД РФ.

Слова, образованные от инициальных аббревиатур путем присоединения суффиксов, пишутся строчными буквами: эсэмэска (от СМС), кавээнщик (от КВН), гаишник (от ГАИ), мидовцы (от МИД). В иных случаях прописные буквы сохраняются: мини-КВН, СМС-рассылка.

Аббревиатуру вуз принято по традиции писать строчными буквами. Вариантное написание – у аббревиатуры ЗАГС (загс).

Сложносокращенные слова, образованные из отрезков слов, пишутся строчными буквами: спецназ, госсекретарь, главбух. При этом пишутся с прописной буквы сокращенные названия учреждений и организаций, если их полное наименование пишется с прописной буквы: Сбербанк, Роспечать, Минобрнауки.

Написание смешанных аббревиатур (образованных из сочетаний инициалов и отрезков слов) следует проверять по словарю, поскольку их написание не единообразно: КамАЗ, ГЛОНАСС, МАГАТЭ, собес.

Как писать иноязычные аббревиатуры?

Иностранные аббревиатуры могут быть переданы в русском тексте латиницей (так же, как в языке-источнике) и буквами русского алфавита. Далее – о том, как писать иноязычные аббревиатуры по-русски.

Если аббревиатура читается «по слогам» (как обычное слово), то она пишется прописными буквами: НАТО (Организация Североатлантического договора), ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований), ФИФА (Международная федерация футбольных ассоциаций), ФИА (Международная автомобильная федерация), ФИДЕ (Международная шахматная федерация).

Если аббревиатура читается по иноязычным названиям букв, то она записывается строчными буквами, при этом используются дефисы: ай-кью. Аббревиатурные собственные наименования начинаются с большой буквы: Би-би-си, Си-эн-эн, Ай-би-эм.

Иноязычные аббревиатуры могут в русском языке превращаться в самостоятельные нарицательные слова, которые пишутся строчными буквами без дефисов: пиар (от PR – public relations), эйчар (HR – human resources), диджей, виджей, дивиди.

Как определить род аббревиатуры?

Грамматические трудности связаны с определением рода инициальных аббревиатур.

Когда нужно склонять аббревиатуры?

Грамматические трудности связаны со склонением звуковых инициальных аббревиатур с опорным словом мужского рода: в МИДе или в МИД? Во МХАТе или во МХАТ? Сотрудник ЗАГСа или ЗАГС? Сделано по ГОСТу или по ГОСТ? Исследования ЦЕРНа или ЦЕРН?

«Словарь грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича и Л. П. Катлинской (М., 2008) рекомендует склонять аббревиатуры ВАК, ГОСТ, МХАТ, ВГИК, ТЮЗ, СПИД, ОМОН. Прочие аббревиатуры в строгой деловой письменной речи не склоняются. В разговорной речи склонение возможно: пробка на МКАДе, сотрудник ЗАГСа.

Когда не следует использовать аббревиатуры?

Сокращения и аббревиатуры должны экономить не только место на странице, но и время читателя. Поэтому сокращения в тексте приемлемы, если для их расшифровки читателю не приходится часто обращаться к дополнительным справочным источникам.

1.Аббревиатуры, которые заканчиваются гласной не склоняются. Например, ООО, ОАО, МГУ.

2.Аббревиатура склоняется если заканчивается словом мужского рода. Например, МХАТ - последнее слова театр мужского рода.

3.Аббревиатуры заканчивающиеся словами женского и среднего рода не склоняются. Например, АЗС- Автоматическая Заправочная Станция(женский род).

4.Аббревиатуры буквенного характера не склоняются. Например, ФСБ, СНГ,СССР.

5.Не склоняются такие аббревиатуры, как завкафедрой, минобороны.

Буквенные и звуковые аббревиатуры имеют обычно род стержневого слова из словосочетания, подвергшегося аббревиации: ЭВМ (электронная вычислительная машина) – нескл., ж.р.; МХАТ (Московский Художественный академический театр) – м.р. Такое родовое оформление закрепляется, если внешняя звуковая форма аббревиатуры соответствует роду стержневого слова. Аббревиатуры на твердый согласный – муж. рода: ГИМ (Государственный исторический музей) – м.р.; аббревиатуры на -О – среднего рода: АО (акционерное общество) – ср. рода.

В случаях несовпадения внешней формы аббревиатуры и рода стержневого слова многие аббревиатуры испытывают колебания в роде. Если аббревиатуры употребляются часто, соответствующее полное наименование забывается, и аббревиатуры приобретают родовую характеристику по своему внешнему фонетическому облику, в разговорной речи они начинают склоняться: МИД (Министерство иностранных дел) – м.р., в МИДе; ВАК (Высшая аттестационная комиссия) – м.р., решено ВАКом; РОЭ (реакция оседания эритроцитов) – ср.р., нескл.

У заимствованных аббревиатур род определяется по внешней форме: ФИАТ – м.р., НАТО – ср.р.

Упражнение 109. Определите род следующих аббревиатур и возможность их склонения. Образец выполнения упражнения: Гороно – ср.р. (городской отдел народного образования), род определяется по фонетическому облику, нескл. БАН (Библиотека Академия наук РФ) – в кодифицированном языке ж.р., нескл., в разговорной речи – м.р., склоняемое (был в БАНе).

32)Морфологические нормы. Имя существительное. Обозначение лиц женского пола по профессии. Особенности образования родительного падежа множественного числа у ряда существительных. Склонение географических названий.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов, белая тюль вместо белый тюль.

Особенности употребления и образования форм имён прилагательных

Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: умный — умнее/умней. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, а также д, т, ст, ск, зк, то используется суффикс и происходит чередование согласных: мягкий — мягче, строгий — строже, тихий — тише, богатый — богаче, молодой — моложе, густой — гуще, низкий — ниже. Лишь иногда используется суффикс -ше: ранний — раньше, старый — старше, тонкий — тоньше, горький — горше, далёкий — дальше, долгий — дольше. Несколько прилагательных образуют сравнительную степень от другого корня: хороший — лучше, плохой — хуже, маленький, малый — меньше.

Особенности употребления и образования форм имён числительных

Сложности возникают при образовании падежных форм числительных и сочетании их с существительными. Большинство числительных склоняется по третьему склонению, при этом
в составных и сложных количественных числительных должна изменяться каждая часть: выступил перед девятьюстами шестьюдесятью семью зрителями. Числительное тысяча изменяется как существительное первого склонения. Числительные сорок и сто в косвенных падежах имеют только одну форму — сорока, ста; но в составе сложных числительных сто изменяется иначе: трёхсот, трёмстам, тремястами,
о трёхстах.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть (как прилагательные): две тысячи четырнадцатый год — к две тысячи четырнадцатому году — до две тысячи четырнадцатого года.

Собирательные числительные (от двух до десяти) используются только со следующими существительными:
а) называющими лиц мужского пола (пятеро друзей, четверо сыновей);

б) имеющими только форму множественного числа (трое джинсов, двое шорт);

в) дети, люди, ребята, лицо (в значении «человек») и словами, обозначающими детёнышей животных (трое ребят, пятеро молодых людей, несколько незнакомых лиц, семеро козлят, шестеро котят);

г) с личными местоимениями (нас двое, их пятеро);

д) а также когда они сами выступают в роли существительного (вошли двое, трое в серых шинелях).

Особенности употребления и образования форм местоимений

Нарушения в образовании отдельных форм местоимений связаны в первую очередь с притяжательными местоимениями его, её, их, которые в литературном языке не изменяются (с его друзьями, о её планах,
в их доме).

Когда личное местоимение он употребляется в косвенных падежах с предлогами, к нему прибавляется начальное н-: горжусь им — увижусь с ним.

Местоимения играют важную роль в организации текста, когда замещают другие слова. С этой целью используются указательные местоимения (этот, тот, такой и др.), местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), личное местоимение он (она, оно, они), относительное местоимение который. Если предложение содержит несколько существительных, то недопустимо использовать личные местоимения он, она, его, её, т. к. это может привести к возникновению двусмысленности: Эту селёдку передала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. Внимательно нужно относиться и к построению сложноподчинённых предложений со словом который, иначе может быть непонятно, о чём идёт речь:
В зале собрались родители ребят, которым сегодня предстояло бороться за звание «самого умного» . Кто будет бороться за это звание — родители или ребята — из данного предложения установить невозможно.

Недочёты могут быть связаны с употреблением возвратного местоимения себя, которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам (Комендант сказал дворнику отнести вещи жильца к себе . Кто получит вещи?). Обычно реальное значение местоимения себя совпадает
с реальным значением подлежащего (налью себе чаю), но может и не совпадать (вспомните о людях,
не способных о себе позаботиться).
Возвратное местоимение может использоваться и в безличных предложениях (мне удалось заставить себя прекратить это). Двусмысленность обычно создаётся, когда инфинитив связан с другим действующим лицом: Учитель попросил ученика отнести тетради к себе домой. Для точности необходим более широкий контекст, например: Учителю было тяжело нести домой тетради, и он попросил ученика помочь ему.

Может вызывать трудности и употребление в тексте притяжательного местоимения свой: Учитель попросил ученика положить тетради на свой стол — остаётся неясным, на чей стол надо положить тетради. Чтобы избежать неточности, нужно помнить следующее: а) если в предложении подлежащее выражено личным местоимением, а дополнение существительным, то принадлежность к дополнению выражается местоимением его, её, их: Я застал брата в своей комнате — Я застал брата в его комнате;
б) если подлежащее и дополнение выражены существительными одного и того же числа и рода, надо изменить предложение так, чтобы было названо одно лицо: Учитель попросил положить тетради на свой (учителя) стол; По просьбе учителя ученик положил тетради на свой (ученика) стол.

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Морфология — это раздел языкознания, который изучает слово как часть речи.

Все слова русского языка в соответствии с их общим грамматическим значением и морфологическими признаками распределяются по большим лексико-грамматическим классам, которые называются частями речи.

Части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются членами предложения.

Служебные части речи не имеют лексического значения и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий.

В системе частей речи русского языка рассмотрим слова, которые называют предмет.

Ряд слов русского языка обладают общим грамматическим значением предметности, которое выражается грамматически в формах рода, числа и падежа. Если к такому слову можно задать вопросы кто это? или что это?, значит это имя существительное:

· кто? человек, патриот, сын, хозяин;

· что? дело, результат, радость, белизна.

Задание 1.Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.

Рояль, фамилия, бра, кафе, тюль, толь, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди, сулугуни, кольраби, иваси.

Задание 2.Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, жертва, запевала, лакомка, лиса, мазила, марионетка, невежда, недотрога, недоучка, писака, старшина, стрекоза, судья, тамада, тряпка, тупица, умница, ябеда.

Задание3.От данных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

Жирафы, ставни, присоски, унты, манжеты, босоножки, погоны, запевалы, шампуни, ботфорты, методы, скирды, тапки, туфли.

Задание 4.Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами.

1. Поздн… барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 2. Избранн. жюри просмотрел. всю программу. 3. «Таймс» опубликовал. интересную статью. 4. Перу был. одной из первых жертв испанских конквистадоров. 5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был. создан. около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 6. Дв. колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Янцзы судоходн. на протяжении почти трех тысяч километров. 8. Впереди показал. сь Гималаи. 9. Автор рассказывает, как действует военно-промышленн. лобби. 10. Сочи расположен. на побережье Черного моря, южнее его находится солнечн. Сухуми.

Задание 5.Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально - стилистическую характеристику. Отметьте случаи отсутствия соответствия.

Агроном, адвокат, аспирант, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, кандидат, корректор, космонавт, кондуктор, лаборант, машинист, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, руководитель, тракторист, учитель, юбиляр.

Задание 6.Подберите к существительным женского рода существительные мужского. Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются приведенные существительные женского рода.

Акушерка, банщица, балерина, баскетболистка, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, намотчица, санитарка, свинарка, секретарша, сиделка, солистка, стенографистка, телефонистка, ткачиха, фельдшерица.

Задание 7.Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления наименования лиц. Исправьте предложения.

1. Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. 2. Кассирша опять долго отсутствовала. 3. Главная бухгалтер закончила работу. 4. Главную партию исполнял мой любимый балерун. 5. Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 6. Наша соседка по квартире, работающая библиотекаршей в книжном коллекторе, систематически знакомит нас с новинками художественной литературы. 7. Вот и бригадирша пожаловала к нам.

Задание 8.Составьте с данными словами такие словосочетания, в которых был бы четко обозначен их род.

Диван - кровать, платье - костюм, вагон - лавка, кресло - кровать, плащ - палатка, роман - газета, штаб – квартира, счёт-фактура, ракета-носитель.

Задание 9.Прочитайте предложения. Объясните употребление родовых форм в выделенных словах.

1. Некоторые химические вещества в момент сжигания не уничтожаются полностью, а остаются в концентрации в десятки раз выше предельно допустимой ПДК. 2. Институт занимается производством отравляющих веществ (ОВ). На основе нового ОВ было разработано эффективное оружие. 3. Технико-технические характеристики (ТТХ) оружия составляют государственную тайну. Ни одна из них не становится достоянием печати.

Задание 10.Прочитайте данные аббревиатуры, затем восстановите полностью составное наименование, которое они обозначают. Употребите сокращенные наименования в контексте, выявляющем их родовую принадлежность.

ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, СПИД, ЮНЕСКО, МИД, нэп, СНГ, вуз, НАТО, районо, НДС, ООО, СМИ, ВТО, ЕЭС, МАГАТЭ, СКВ.

Задание 11.Допишите окончания. Объясните свой выбор.

1.Сегодня РИА передал… новое важное сообщение. 2. ЮНЕСКО прислал… своего представителя на конференцию. 3. Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел Македонии. 4. Гороно закончил… распространение учебных пособий. 5. В нашем микрорайоне построен… нов… АТС. 6. ООН создан… в 1945году на основе добровольного соглашения суверенных государств. 7. НАТО в принципе готов… к расширению сотрудничества с Россией.

Задание 12.Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.

1. Адрес, бухгалтер, век, год, директор, доктор, лектор, мичман, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, трактор, трюфель.

2. Боцман, бункер, ветер, джемпер, дизель, диспетчер, клапан, офицер, прожектор, рапорт, ректор, свитер, шницель, ястреб.

Задание 13.Определите семантические различия в следующих словах. Составьте с ними словосочетания.

Кондукторы - кондуктора, образы - образа, поводы - повода, пропуски - пропуска, ордены - ордена, ордеры - ордера, лагери - лагеря, корпусы - корпуса, токи - тока, тормозы - тормоза, учители - учителя, хлебы - хлеба, счеты - счета.

Задание 14.Выберите нужное окончание в зависимости от семантики и стилистики контекста. Укажите возможные варианты.

1. Корректор заменил в рукописи пропуск (и, а) букв. 2. Работникам завода выдали новые пропуск (и, а). 3. Школьные учител (и, я) тоже приняли участие в праздничном концерте. 4. Собол (и,я), выращенные в этом питомнике, отличались особой красотой меха. 5. У автомобиля испортились тормоз (ы, а). 6. Ордер (ы,а) на квартиры в новом доме уже выдали. 7. Опытному моряку шторм (ы,а) нипочем. 8. На конференции выступили известные доктор (ы, а) наук.




Задание 15.Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними.

1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, грамм, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свеча, туфля, яблоко.

2. Блюдце, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, ухо, цапля, юноша, яблоня.

3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли.

Задание 16.От наименования лиц по национальной принадлежности образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Башкиры, буряты, грузины, гуцулы, киргизы, монголы, осетины, персы, румыны, туркмены, узбеки, цыгане, эскимосы, якуты.

Задание 17.Составьте предложения со следующими существительными, поставив их в творительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и дайте их стилистическую характеристику.

1. Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети.

2. Гвозди, части, желуди, колени, кости, матери, плечи, соседи.

Задание 18.Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально - стилистическую характеристику.

1. Стакан ча. . Выпить ча. . Сортировка ча. . Стакан крепкого ча… .

2. Ложка сахар. . Производство сахар. .

3. Много снег. . Задержание снег. .

4. Много народ. . История народ. .

5. Присутствие дух. . И дух. чтоб твоего здесь не было.

6. Поддать пар. . Давление пар. .

7. Банка лак. . Изготовление лак. .

Задание 19.Раскройте скобки и образуйте необходимую форму. Отметьте возможные варианты.

Из (вид), от (дым), с (пол), со (смех), со (страх), с (тыл), с (холод), от (мороз).

Задание 20.От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогомв. Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, цвет, год, порт, чай.

Задание 21.Допишите окончания, объясните свой выбор.

1. Весной все деревья в цвет. . 2. Картина исполнена в цвет. . 3. Любимое занятие - прогулки в лес. . 4. Хорошие строители разбираются в лес. . 5. В «Вишневом сад. » Чехова есть очень интересные герои. 6. Находиться в цветущем сад. - одно удовольствие.

Задание 22.Выберите нужную форму. Объясните выбор.

1. Мне очень понравился спектакль по пьесе Шекспира «Много (шума, шуму) из ничего». 2. Со следующего понедельника я уже буду в (отпуске, отпуску). 3. Ноги увязли в (снеге, снегу). 4. Не забыть бы купить несколько (простынь, простыней). 5. Дом был украшен резными (дверями, дверьми). 6. Животным подсыпали (корму, корма). 7. На совещании встретились (директоры, директора) крупных заводов. 8. На столе лежало несколько (килограмм, килограммов) фруктов: (апельсин, апельсинов), (мандарин, мандаринов), (банан, бананов).

Задание 23.Раскройте скобки, заключённые в них слова поставьте в нужной форме.

1.Второе место жюри присудило студенту (Виктор Кравчук). 2. Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала (Елена Дик). 3. Перу профессора (П.Я.Черных) принадлежит ряд работ по истории русского языка. 4. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела (Борис Иванович Сорока). 5. Открыта выставка графических работ (Сергей Павлович Майстренко). 6. Награду за победу в спортивных соревнованиях вручили (Виктор Дуброво). 7. Вершиной мировой любовной лирики являются сонеты (Франческо Петрарка), посвящённые его возлюбленной Лауре. 8. Фильм создан (Григорий Чухрай).

Задание 24.Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Лектор (известен, известный) своими выступлениями. 2. Требования к студентам (своевременны, своевременные). 3. Преподаватель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем студентам. 4. Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех. 5. Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 6. Место секретаря (свободно, свободное).

Задание 25.Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

Безнравственный, безукоризненный, бессмысленный, бесчувственный, величественный, воинственный, естественный, искусственный, легкомысленный, неприкосновенный, ответственный, откровенный, подведомственный, свойственный, существенный, тождественный.

Задание 26.Исправьте предложения. Объясните ошибки.

1. Он был горяч, полный жизни. 2. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3. Самый крупнейший город в мире - Мехико. 4. Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 5. Более быстрее развивается машиностроение. 6. Один брат - шумный, другой - тих. 7. Эта книга плохее, чем та.

Задание 27.Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить с 798.

4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5. Деревня находится в 163 (километр) от города.

Задание 28.Прочитайте текст. Следите за правильностью форм количественно-именных сочетаний.

Корпорация «Платон» провела социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий России. Оказалось, что, вопреки расхожему мнению о директорах как оплоте консерватизма, 88,9 % (руководитель) поддерживают идею рыночной экономики для России. За массовую приватизацию предприятий высказались более 51 % (опрошенный).

Задание 29.Объясните, как грамматические особенности данных ниже слов или какое их значение обусловливают возможность употреблять с ними: а) только количественные числительные (два, три, четыре); б) только собирательные числительные (двое, трое, четверо); в) обе формы.

Сын, пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 30.Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга - двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты - четырёх сирот - четверых сирот). 3.В семье было (три сына - трое сыновей), все (три - трое) прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дождались, пока за ними (тремя - троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги - трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента - двое доцентов).

Задание 31. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

Задание 32.Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

Навстречу (я, он, она, они).

Благодаря (он, она, они, мы, вы).

За (он, она, они, мы).

Из-за (он, она, они, вы, мы).

Вслед за (он, она, они, вы).

Задание 33.Найдите ошибки, связанные с употреблением местоимений, объясните их. Исправьте предложения.

I. 1. Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин. 2. Жизнь купечества была подлинным темным царством. В их домах нередко разыгрывались тяжелые трагедии. 3. В комедии обличается жизнь чиновничества. Среди них процветает взяточничество, беззаконие. 4. Поэт писал, что хотя народ и освобожден, но нельзя еще говорить об их счастье.

II.1. Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, ее схватила полиция. 2. В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо. 3. В лаборатории института мы увидели шкафы с различными приборами и химикалиями. Их было около десяти. 4. Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 5. Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 6. Мать велела сыну налить себе чаю. 7. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 8. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого.

Задание 34.Выберите форму, соответствующую литературной норме.

1.Машет - махает, полощет - полоскает, рыщет - рыскает, хнычет - хныкает, щиплет - щипает, мурлычет - мурлыкает, мучит - мучает, каплет - капает.

2. Выброси - выбрось; выйди - выйдь, выдь; выгляни - выглянь; уведоми - уведомь; вылези - вылезь; поезжай - съезди, едь; ляг -ляжь.

3. Сох - сохнул, мок - мокнул, вис - виснул, пах - пахнул, сверг - свергнул, воздвиг - воздвигнул, гас - гаснул.

Задание 35.Поставьте глаголы в нужной форме настоящего времени.

1. Сосны вершинами (махать) приветно. (Н). 2. Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра. (Гонч.). 3. (Кликать) трубы молодого казака. (Сурк.). 4. Не пенится море, не (плескать) волна. (А.К.Т.). 5. Волхов пеной серебристой в берег (хлестать). (Р). 6. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. (Исак.) 7. Мороз слегка (щипать) за щеки. (Ч.). 8. Все (дремать), но (дремать) напряженно – чутко. (М.Г.).

Задание 36.Замените глаголы, данные в скобках, близкими по значению описательными формами (в 1-м лице настоящего или будущего времени).

1. Я (победить) своего противника. 2. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 3. Поняв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища извинения. 4. Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.

Тестовые задания

1. Укажите существительные,которые в форме единственного числа имеют женский род.

1) войлочные тапки

2) лечебные шампуни

3) разнообразные тюли

4) неудобные плацкарты

2. Укажите слово, которое не образует формы мужского родав обиходно-повседневном общении.

3. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Нигде не видно этого юлу Диму.

4. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Австралийские кенгуру – это сумчатые млекопитающие с удлиненными задними ногами.

5. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Салями – сырокопченое мясное изделие.

6. Укажите сложносоставные слова женского рода.

7. Укажите аббревиатуры, которые употребляются в женском роде.

8. Укажите, какие слова и словосочетания относятся к мужскому роду.

3) «Фигарó литерер»

9. Укажите неверные варианты ответа:

10. Укажите варианты, в которых верно образована форма множественного числа.

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

3) пачка макарон

12. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.): Письма для…

1) Валентины Артюх (Артюх)

2) Виктора Синица (Синица)

3) Михаила Квитко (Квитко)

4) Лизаветы Чередных (Чередных)

13. Укажите примеры с ошибкой в употреблении имен прилагательных.

1) Выступление адвоката было самым убедительнейшим.

2) Мы решаем сложнейшую задачу.

3) Не стремись быть оригинальной, лучше.

4) Место секретаря свободно

14. Только две падежные формы имеют числительные…

15. Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Фруктовый сад разбит на 590 гектарах.

1) пятиста девяноста гектарах

2) пятистах девяносто гектарах

3) пятистах девяноста гектарах

4) пятьсот девяноста гектарах

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) нет двухсот человек

2) к две тысячи четырнадцатому году

3) двадцать трое суток

17. Укажите вариант с неверным употреблением имени числительного.

1) Брат и сестра учатся, оба отличники.

2) На дворе он увидел трех поросят

3) Охотник подстрелил троих белок.

4) Там были три медсестры.

1) Поздравляю Вас с защитой своей диссертации.

2) Я горжусь Вашими успехами.

3) По поводу их мы уже говорили.

4) У девочки характер непредсказуемый, от ней можно ждать что угодно.

19. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют 1 лица настоящего или будущего простого времени.

1) зеленеть, решать

2) бежать, убеждать

3) смеркаться, чадить

4) победить, лопнуть

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы. Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к среднему роду, например: железнодорожное депо, интересное интервью, маршрутное такси, политическое статус-кво, целебное алоэ, шерстяное кашне.
Правило имеет ряд исключений, связанных с влиянием различных аналогий (русский синоним, грамматический род слова, обозначающего родовое понятие, и др.).
Так, к мужскому роду относятся слова: га (ср.: один га, влияние слова гектар), кофе (влияние мужского рода у этого слова во французском языке, из которого оно было заимствовано, а также в связи с этим существование прежних форм кофей, кофий), маки́ (заросль), пенальти (влияние русского синонимического сочетания «одиннадцатиметровый штрафной удар»), сирокко, торнадо (родовое понятие «ветер»), сулугуни (родовое понятие «сыр»), шимми (родовое понятие «танец»), экю (старинная французская монета; влияние языка-источника) и некоторые др. Под влиянием слова-понятия «язык» к мужскому роду относятся слова бенгали, пушту, суоми, урду, хинди и т. д.
К женскому роду относятся слова: авеню (русский синоним улица), бе́ре (родовое понятие «груша»), бе́ри-бе́ри (родовое понятие «болезнь»), кольраби («капуста»), салями («колбаса») и некоторые др.
Наконец, некоторые слова употребляются в форме двух родов, например: авто (средн. и муж., под влиянием слова автомобиль), афгани́ (средн. и жен.), бибабо́(средн. и муж., ср.: маленький бибабо́), бренди (средн. и муж., ср.: крепкий бренди), мокко (средн. и муж., аналогия с употреблением слова кофе), наргиле́ (средн. и муж., близкое понятие «кальян»), па-де-де и па-де-труа (средн. и муж., родовое понятие «танец»), цице́ро (средн. и муж., родовое понятие «шрифт»), эсперанто (средн. и муж., влияние слова язык, см. выше); встречаются слова, которые одновременно употребляются в каком-либо из родов и множественном числе, например, жалюзи́ (средн. и мн.; ср.: красивые жалюзи́).

2. Субстантивированные слова. Субстантивированные несклоняемые слова относятся к среднему роду, например: вежливое «здравствуйте», всегдашнее «да», громкое «ура», наше завтра, резкое «не хочу».

3. Слова, обозначающие лиц. Несклоняемые существительные, обозначающие лиц, относятся к мужскому или женскому роду в зависимости от своего значения, т. е. соотнесенности с реальным полом обозначаемого лица, например:
1) мужского рода: рантье, военный атташе, кули, дуче, кюре, рефери, маэстро, наци, квазимодо, янки, шевалье, тореро, импресарио, кабальеро, пьеро;
2) женского рода: фрейлейн, инженю, травести, мисс, леди, ню, пани, мадам, миледи;
3) двуродовые: визави (ср.: мой визави оказался интересным собеседником — моя визави оказалась интересной собеседницей), протеже (ср.: наш протеже оправдал все надежды — наша протеже оправдала все надежды); инкогнито (ср.: таинственный инкогнито внезапно исчез — таинственная инкогнито внезапно исчезла); хиппи (ср.: юный хиппи пел — юная хиппи пела);
4) среднего рода: жюри (в собирательном значении; ср.: жюри постановило).

4. Слова, обозначающие животных, птиц и т. д., несклоняемые существительные, обозначающие одушевленные предметы (кроме лиц, см. выше), относятся к мужскому роду, например: зебу, пони, шимпанзе, какаду, кенгуру, фламинго, макао, нанду, коала, жако. При этом мужской род употребляется безотносительно к полу животного. Однако если контекст указывает на самку, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода, например: кенгуру несла в сумке кенгуренка, шимпанзе кормила детеныша.
Двуродовыми являются слова колли, гризли (женск. и муж.).

5. Географические названия. Род несклоняемых существительных, обозначающих географические собственные имена (названия городов, рек, озер, островов, гор и т. д.), определяется по грамматическому роду нарицательного существительного, выступающего в роли родового понятия (т. е. по роду слов город, река, озеро и т. д.), например: солнечный Тбилиси (город), широкая Миссисипи (река), полноводное Эри (озеро), труднодоступная Юнгфрау (гора), живописный Капри (остров).
Отступления от правила объясняются влиянием аналогии, употреблением слова в другом значении, тенденцией относить к среднему роду иноязычные несклоняемые слова на — о и т. д., например: Пятиглавый Бештау (влияние названия соседней горы Машук), Северное Борнео (влияние конечного о), Второе Баку (название места добычи нефти, а не города). Новые Сочи (ложная аналогия со словами в форме множественного числа типа Великие Луки).
Иногда одно и то же слово употребляется в разных родовых формах в зависимости от того, какое понятие подразумевается. Ср.: в период кризиса Сомали страдало от нехватки продовольствия.Сомали приняла с благодарностью гуманитарную помощь (в первом случае имеется в виду понятие «государство», во втором — «страна»).

6. Названия средств массовой информации. По родовому наименованию определяется также грамматический род несклоняемых названий средств массовой информации, например: Би-Би-Си сообщила (Британская радиовещательная корпорация); либеральная «Ньюс кроникл». Нередко встречается ошибочное согласование: Би-Би-Си сообщило (как несклоняемое существительное среднего рода), «Таймс» опубликовал… (название с конечным согласным отнесено к мужскому роду), «Бурда моден» продемонстрировала новую летнюю коллекцию одежды (название журнала).

7. Аббревиатуры. Аббревиатуры, образованные соединением начальных букв тех слов, из которых состоит полное наименование, определяют свой грамматический род по роду ведущего слова составного наименования, например: МГУ (Московский государственный университет) праздновал свое двухсотлетие; АТС (автоматическая телефонная станция) увеличила число абонентов. Иногда допускается и иное согласование, например: ИТАР-ТАСС сообщил… (аббревиатура с конечным согласным отнесена к мужскому роду).
Это же положение распространяется и на сложносокращенные слова (читаемые по начальным звукам или включающие в свой состав слоговые образования), если эти слова не склоняются, например: местное сельпо (сельское потребительское общество).

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Рубрики

  • 10 класс (324)
  • 11 класс (484)
  • 5 класс (549)
    • Литература (228)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (400)
  • 7 класс (408)
  • 8 класс (505)
  • 9 класс (467)
  • 9в. Доп (26)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
  • Ванечка (4)
  • Говорим грамотно (4)
  • Даня -8 (20)
  • ЕГЭ (165)
  • Иван Ильин (1)
  • Индивидуальные траектории (2)
  • КАТЮША (Инд) (1)
  • Катя (17)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (2)
  • Л. ря 7 (5)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (10)
  • Москва (6)
  • МХК (347)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (55)
  • Олимпиады (12)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (226)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине :-) (родителям) (39)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (135)
  • Список для чтения (14)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Цитата дня (25)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Читаю.. (55)
  • Май 2021
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Апр
    12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова - это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    • Войти
  • Размещено 22.09.17 в рубрике 6 класс

    Род сложносокращенных слов (аббревиатур)
    Род аббревиатур обычно определяют по опорному слову в расшифровке аббревиатуры или же по родовому слову: НАТО (альянс) постановил, МГУ (университет) принял новых студентов, СНГ (содружество) выступило с инициативой, ЮНЕСКО (организация) объявила 2009 год Годом Гоголя.

    Слово аббревиатура переводится на русский язык с итальянского как 'сокращение' (abbreviatura, от лат. brevis 'краткий'), с XVIII века по начало XX века это слово употреблялось в исходном, этимологическом значении.

    Однако сегодня аббревиатурами называют только существительные, образованные из усеченных отрезков слов (главбух, главком, постпред, Роспечать), из начальных звуков нескольких слов (МИД, ИТАР-ТАСС, МКАД) или из названий их начальных букв (ФСБ, МВД, РГБ).
    Как сокращают слова?

    Существуют такие способы сокращения слов: аббревиация, графическое сокращение и усечение слова.
    Аббревиация – это сложение двух и более слов и последующее их сокращение: единый + государственный + экзамен = ЕГЭ; главный + бухгалтер = главбух. Полученные в результате аббревиации слова называются аббревиатурами или сложносокращенными словами.
    Графическое сокращение – это способ краткой записи слов. Он используется для экономии времени, которое должно быть потрачено для записи, и места на листе. При графическом сокращении в слове пропускаются буквы или слоги (пропуск обозначается точкой, тире или наклонной чертой). Слово записывается кратко, но произносится полностью: кг – килограмм; пр-во – производство; и. о. – исполняющий обязанности; млрд – миллиард; Ростов н/Д – Ростов-на-Дону.
    Усечение – это образование нового слова путем отбрасывания конечной части исходного слова. Усеченные слова часто используются в разговорной речи: специалист – спец, фанат – фан, преподаватель – препод.
    Как образуются аббревиатуры?

    Различают следующие типы аббревиатур по способу образования:
    аббревиатуры, образованные из начальных букв каждого слова (инициальные аббревиатуры): ЕГЭ – Единый государственный экзамен; РЖД – Российские железные дороги; ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности.
    аббревиатуры, образованные из сочетания начальных частей слов: главком, Минздрав;
    аббревиатуры смешанного типа, состоящие как из начальных частей слов, так и из начальных букв: собес, КамАЗ, ГЛОНАСС;
    аббревиатуры, состоящие из сочетания начальной части слова с целым словом: оргтехника, Сбербанк, Роспечать; завкафедрой, комвзвода, управделами, Минобрнауки;
    аббревиатуры, состоящие из сочетания начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго: мопед (мотоцикл-велосипед), эсминец (эскадренный миноносец).

    Как определить род аббревиатуры?

    Грамматические трудности связаны с определением рода инициальных аббревиатур.
    Род буквенной инициальной аббревиатуры (читаемой по названиям букв) зависит от опорного слова в расшифровке аббревиатуры: МГУ (университет) принял новых студентов; ЕСПЧ (суд) высказался; СНГ (содружество) выступило с инициативой; РПЦ (церковь) призвала к прекращению кровопролития.
    Род звуковой инициальной аббревиатуры (читаемой «по слогам») зависит не только от рода опорного слова, но и от внешнего фонетического облика аббревиатуры, точнее – от ее концовки. Так, если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях.
    Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами альянс, блок, договор), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).

    Комментарии

    1. Кузьмина Катя 6 Б написал(а):

    Здравствуйте, Елена Юрьевна! А какое упражнение нужно сделать к понедельнику письменно?
    Спасибо.

    Читайте также: