Перевозка зерна с ндс

Опубликовано: 01.05.2024

Россия является одним из основных экспортеров зерновых. В этом направлении экспорта имеется тенденция к наращиванию объемов. Доходы от экспорта зерна поступают в бюджет РФ. Большую долю экспортируемого зерна составляют: пшеница, кукуруза и ячмень.

Особенности экспорта зерна

Если до 2016 года на экспорт шла 1/3 от выращиваемого объема зерна, то, начиная с 2017 года, стало экспортироваться не менее половины собираемых в России зерновых. Причина этого явления скрыта частично в более высоких экспортных ценах по сравнению с теми, что предлагает сельхозпроизводителям Минсельхоз. Поэтому сельхозпроизводители не спешат реализовывать зерно на внутреннем рынке, а стремятся получить максимальную прибыль, продав зерно за границу.


Наибольшие мощности по перевалке зерна на экспорт находятся в Краснодарском крае. Его отгружают через Ростовский, Таганрогский и Ейский порты.

Российское зерно идет на экспорт в Египет, Турцию, Азию, Африку и Ближний Восток. Причем в последнее время главным импортером является Турция. По объемам закупок она обогнала Египет, закупив 7,7 млн тонн зерна. Третье место занимает Иран, четвертое – Бангладеш, а пятое – Саудовская Аравия. Незначительные объемы зерна экспортируются в страны ЕАЭС.

С 1 апреля по 30 июня 2020 года Минсельхоз ввел ограничения на экспорт зерна за пределы ЕАЭС. Установлена квота в размере 7 млн тонн. Эти меры нацелены на сдерживание роста цен на внутреннем рынке. В конце апреля квота уже была выбрана. Правительство РФ вправе ввести полный запрет на вывоз зерновой продукции за пределы страны на срок не более 6 месяцев.

Порядок таможенного оформления

Порядок экспорта продукции регулируется нормативными актами: ФЗ №164 от 08.12.2003 и Таможенным кодексом ЕАЭС (содержание и порядок таможенной процедуры экспорта раскрыты в гл.21 ТК ЕАЭС). Данный таможенный режим подразумевает проверку документации, декларирование товара и оплату пошлин. В процессе также проводятся:

таможенный осмотр и досмотр;

Груз должен быть предъявлен на таможне, поэтому после прибытия груза на таможенный пост сотрудники таможни извещаются об этом в течение получаса. Затем проводится проверка, оформляется таможенная декларация, оплачиваются пошлины и сборы.



Обратите внимание! При экспорте зерна в зависимости от тех или иных условий могут быть использованы таможенные льготы: отмена уплаты пошлин, понижение ставки, предоставление тарифных квот, компенсации.

Соблюдение норм Таможенного кодекса обязательно для каждого экспортера, но поскольку каждый случай экспорта уникален, могут возникнуть те или иные проблемы, ввиду недостаточной подготовленности декларанта. СБ Карго рекомендует обращаться к таможенному брокеру, который за умеренную плату возьмет на себя сопровождение груза в таможне, подготовку документов и решение всех сопутствующих проблем.

Документация для таможенного оформления

Каждая партия зерна сопровождается документами:

паспортом сделки, если сумма сделки превышает 50000$;

сертификатом происхождения и пр.

Декларация может быть подана на бумажном носителе или в электронном виде, причем подача электронного документа возможна только через специализированную программу. В декларации прописывается информация о товаре, таможенном режиме и отправителе/получателе товара. Декларация оформляется на каждую партию товара. В документе, в графе 44.6, прописывается номер и дата выдачи сертификата, а также наименование органа, который его выдал. Копия документа заверяется подписью декларанта и остается в таможне.

Декларацию можно оформить по месту проживания владельца товара или в других таможенных постах. Причем в последнем случае взимается повышенный таможенный сбор.

Процедура таможенного оформления зерна на экспорт имеет ряд особенностей. В первую очередь, чтобы вывести из России зерно, нужно оформить сертификат, подтверждающий качество вывозимого товара. В таможенный орган предоставляется оригинальный документ, выданный Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации либо её представительствами, расположенными в регионах – Росгосхлебинспекцией.



Качество и безопасность зерна тщательно контролируются. Зерно, используемое для пищевых и кормовых целей, должно соответствовать нормам Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна». Сертификация зерна, отправляемого на экспорт, проводится по методикам и нормам ЕС. Зерно проверяется на содержание:

биологически активных веществ.

Согласно стандартам, содержание генно-модифицированной пшеницы не должно превышать 0,9% от общего объема. Если же пшеница ГМО, на нее оформляется СГР. Кроме того, качество зерна контролируется государственным надзором, функции которого выполняет Россельхознадзор. Госнадзору подвергается только то зерно, которое реализуется в странах Таможенного союза.

Обязательно предоставление фитосанитарного сертификата, который подтверждает качество экспортируемого зерна, отсутствие вредителей и болезней, соответствие карантинным фитосанитарным требования страны назначения. При прохождении таможни проводится фитосанитарный контроль, который включает проверку документов, осмотр транспортного средства и продукции. Фитосанитарный сертификат действителен в течение 14 дней с момента выдачи.

Классификация по ТН ВЭД



Зерновые культуры относят к субпозициям с учетом их вида, способа и степени обработки. Злаки – это группа 10 по ТН ВЭД. К зерну относятся срезанные перед созреванием культуры, включая в снопах и колосьях, не обмолоченные. Если зерно обмолочено или каким-либо другим способом обработано, то оно исключается из этой группы. Кроме того, к этой группе причисляется зерно, пригодное в пищу в качестве овощей, исключая сладкую кукурузу, которая имеет собственный товарный код – 07.

Пшеница и меслин

Гречиха, просо и семена канареечника, прочие злаки

Помимо указанных злаков, к группе 1006 относится рис, в том числе обмолоченный, дробленый, отбеленный, полированный. Если злаки в колосьях или початках обработаны и предназначены для декоративных целей, то они относятся к совершенно другой подсубпозиции – 0604 99 900 0.

Пошлина

При вывозе продукции уплачивается вывозная пошлина в рублевом эквиваленте и таможенный сбор. Ставка пошлины зависит от подсубпозиции по ТН ВЭД.

На экспорт пшеницы в 2016 году, согласно Постановлению правительства от 26 сентября 2016 года №966 была установлена нулевая пошлина, которая действовала до 1 июля 2018 года. Затем Постановлением Правительства от 27 июня 2018 года №737 срок действия нулевой ставки вывозной пошлины был продлен до 1 июля 2019 года, и в настоящий момент также действует нулевая ставка экспортной пошлины, согласно Постановлению Правительства от 29 июня 2019 года №830. Данное Постановление действует до 1 июля 2021 года с целью стимуляции экспорта в рамках таможенно-тарифного регулирования.

Ставка импортной таможенной пошлины составляет 3% – на кукурузу, 5% – на пшеницу, ячмень, овес, сорго зерновое, гречиху, 10% – на рис.

Способы перевозки



Наибольшей популярностью для перевозки зерна пользуется морской и железнодорожный транспорт благодаря возможности транспортировки больших объемов товара и невысокой стоимости. Отгрузка зерна на экспорт производится в портах Новороссийска, Туапсе, Кавказа, Прибалтики, Каспия. Зерно перевозится в специализированных цистернах на специально оборудованных для этой цели кораблях.

Железнодорожным транспортом зерно вывозится из Центральной России и Поволжья, Сибири и Урала. Используются специализированные вагоны. Этот способ является наиболее экономически выгодным.

Потери при перевозке зерновых компаниям возмещаются в виде субсидий. Логистические маршруты постоянно совершенствуются с целью увеличения объемов экспорта зерна. Это направление экспорта контролируется на государственном уровне.

Организация перевозки зерновых грузов

В период сезонного высокого спроса на специализированные вагоны-зерновозы для улучшения ситуации с предоставлением погрузочных ресурсов ОАО «РЖД» предлагает грузовладельцам рассмотреть возможность использования для перевозки зерновых и иных сельскохозяйственных грузов крытый подвижной состав или специализированные контейнеры на особых условиях.

Единый call-центр по грузовым перевозкам (круглосуточно):

В соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденными приказом Минтранса России от 26.09.2016 № 281 (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2016 № 44804), а также Перечнем грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденным приказом Минтранса России от 19.09.2013 № 294 (зарегистрирован Минюстом России 30.01.2014, регистрационный № 31179), такие грузы, как:

перевозятся насыпью в крытых вагонах-хопперах для перевозки зерновых грузов.

Перевозка данных грузов также возможна в крытых вагонах и универсальных контейнерах в упакованном виде (мешки, сертифицированные мягкие контейнеры разового использования (МКР) массой до 1500 кг).

Также в целях своевременного вывоза зерновых грузов компанией совместно с грузоотправителями проводится работа по использованию для этих перевозок альтернативного подвижного состава (контейнеры с использованием контейнерного вкладыша, крытые вагоны (насыпью и с использованием вагонного вкладыша).

В этой связи телеграммами ОАО «РЖД» от 15.11.2018 № ИСХ-29079/ЦФТО и от 21.11.2018 № ИСХ-29840/ЦФТО разрешена перевозка на особых условиях зерна пшеницы, ржи, гороха, кукурузы, ячменя, гречихи насыпью в универсальных 20- и 40-футовых крупнотоннажных контейнерах массой брутто не более 30,48 т по Российской Федерации, в том числе для дальнейшей отправки на экспорт через российские порты. При условии, что размещение груза с использованием контейнерного вкладыша производится в соответствии с разработанными грузоотправителем и утвержденными в установленном порядке местными техническими условиями, вкладыш в контейнер пригоден для перевозки вышеуказанных грузов и имеет на это соответствующие подтверждающие документы, а размещение контейнеров на платформе в соответствии с положениями глав 1, 9 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27.05.2003 № ЦМ-943.

Услуги по перевозке зерновых грузов

В случае, если вы заинтересованы в перевозке по железной дороге от станции отправки до станции назначения, то вам следует обратиться в Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО «РЖД» (далее – ЦФТО), обеспечивающий полный цикл взаимодействия с клиентами при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов. ЦФТО выступает от имени клиента единым заказчиком перед всеми причастными подразделениями ОАО «РЖД», являясь гарантом качества и соблюдения сроков исполнения заказа от лица ОАО «РЖД».

Обеспечение грузовладельцев специализированным подвижным составом осуществляется рядом крупнейших владельцев зерновозов, таких как:

Ускоренная доставка зерновых грузов

В ОАО «РЖД» реализована услуга по ускоренной доставке грузов – «Грузовой Экспресс». Данная услуга позволяет сократить время нахождения груза в пути следования за счет проследования участка пути по специально разработанному расписанию. Вагоны с грузами клиентов, имеющих незначительные объемы грузов, формируются на опорной станции в технический маршрут и следуют до станции расформирования без переработок в пути следования.

Данная технология позволяет сегодня по скорости доставки грузов конкурировать с автомобильным транспортом, а использование услуги «Грузовой Экспресс» в комплексе с оказываемыми дочерними и зависимыми обществами ОАО «РЖД» услугами по предоставлению подвижного состава, погрузо-разгрузочными работами еще и значительно упрощает сам процесс перевозки железнодорожным транспортом.

В 2017 году ОАО «РЖД» реализована услуга по ускоренной доставке зерновых грузов по расписанию в составе «Грузового экспресса». Благодаря внедрению сервиса, предусматривающему продвижение составов с зерном до конечной припортовой станции без переработки в пути, оборот привлеченных вагонов удалось сократить в среднем на 4,5 суток.

По мере обращения клиентов рассматриваются варианты предоставления данной услуги на новых направлениях.

профи Грузоперевозки камаз зерновоз Славгород

камаз с прицепом зерновоз самосвал загрузка верхняя выгрузка боковая!любой груз город район край область!

профи Камаз сельхозник,зерновоз Руза

Услуги КамАЗа сельхозника. 15т А ,так же перевозим стройматериалы до 6 метров.

профи Водитель категория се Камышин

Камаз зерновоз,по району и области,оплата договорная,

профи Грузоперевозки Ейск

Грузоперевозки от Газели до 20 тонн, до 120 куб.м. LogFort - транспортная компания, ежедневно выполняющая междугородние перевозки грузов для наших клиентов по всей России. Услуги для физических лиц:Перевозка личных вещей;Квартирные переезды;Перевозка мебели;Перевозка бытовой.

профи Грузовой эвакуатор Шахты

Грузoвой Эвакуaтоp Шaты Эвакуируем грузoвой тpанспopт в г. Шаxты ,области и пo вceй Poссии Работаeм кpуглосутoчнo, бeз выxодныx — Быстpая подача эвакуaтора Эвaкуируeм Baшe аварийнoe и неиспpaвнoе aвто и cпeцтехнику 80 тонн, методoм чacтичнoй погpузки. — ЗВOHИТE B ЛЮБOЕ ВРЕМЯ! РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС.

Гидрофикация тягача, зерновоза Энгельс

Гидрoфикация TЯГAЧЕЙ и ЗEРНОВОЗOВ. Hашa Kомпания «Грузовая СTO» вoceмь лет занимается гидрoфикaцией спeцтexники, пpовoдит диагнoстику, налaдку и устpанeниe нeиcпрaвнocтeй гидравличеcкиx cиcтем нa тягaчаx, зеpнoвозах рaзных мoдeлeй любoгo урoвня сложноcти. Mы пpедлагаем только качественное.

Услуги грузоперевозки зерновоза Димитровград

Полуприцеп 12.6м, самосвальный,бортовой, зерновоз. Перевозка (керамзит, отруби, зерновые, масличные) в любые направления. Так же есть сцепки бортовые,сельхозники камазы зерновоз 5 едениц. Объем до 50 куб . По России

Камаз с прицепом зерновоз Казань

Камаз с прицепом зерновоз работаем по Татарстану и по ближайшим регионам

Услуги камаз зерновоз самосвал Безенчук

зерновоз так же вывоз мусора грунта. доставка щебня песка. наличный безналичный расчёт.в наличии две машины.

Зерновоз Энгельс

Зерновоз камаз с прицепом. Объем 75М3

Камаз, самосвал, зерновоз Чебоксары

Прeдлагaю услуги зеpновоза КАMАЗ cельхозник cамосвaл. Доcтaвкa и пepевозка paзличных гpузов. Пеpевозка стрoйматериaлoв, киpпичeй,доcoк,керамзитa,сена,cсoлoмы в тюкaх и рулoнax.доcтавкa пeска,опгс,навоз,щeбeнки. Вывоз муcоpa и cнeга. Объeм кузова 20 куб. Постоянным клиентам скидки,звоните в любое.

Услуги камаз колхозник зерновоз Курган

Камаз колхозник зерновоз. Нал безнал.

Камаз зерновоз Рубцовск

Зерновоз с прицепом. Самосвал. Цена договорная.

Перевозка грузов камаз зерновоз Кардоникская

Доброе время суток , камаз зерновоз 10тон, длина 6, высота 1.8, ширина 2.50, перевозка грузов, от животных до кормов и тд.

Самосвал, полуприцеп, зерновоз Бийск

Услуги самосвального полуприцепа Тонар, перевозка сыпучих строительных материалов, угля, зерновоз, 25 тонн , 40 кубов.

Перевозка скотовоз, зерновоз Элиста

Перевозка скота баранов ярус перегородки. Зерновоз

Камаз зерновоз Димитровград

Камаз зерновоз. Любые направления. Перевозки. самосвал сельхозник. Нал. БЕЗНАЛ. НДС.

Грузоперевозки Камаз бортовой с прицепом зерновоз Воронеж

Камаз с прицепом,бортовой зерновоз Д.Ш.В кузова 6м,2.45м,1.80м,хорошо подходит для перевозки сборных строительных лесов,грузоперевозки по воронежской и ближайшим облостям,наличная и безналичная форма оплаты.

Щеповоз Зерновоз Самосвал 64 куб.м Зеленодольск

Щеповоз Зерновоз Самосвал 64 куб.м. оказываем услуги по перевозкам сыпучих грузов по России

Зерновоз Ртищево

зерновоз , перевозка зерновых культур , цена договарная , грузоподемность от 15 тон , одиночка . нал/расчет

Свободный зерновоз по Саратовской обл Саратов

Свободные зерновозы по Саратовской обл.

Кузов зерновоз Бутурлиновка

Изготовление кузовов зерновозов

Зерновоз Адамовка

Услуги зерновоза 200 тонн за раз. Наличный и безналичный расчет. Возможен расчет зерном.

Водитель зерновоза Армавир

Требуется водитель на зерновоз иномарку

Зерновоз Челябинск

Услуги зерновоза, МАЗ 3-осный, пшеницу берет до 36 тн. Цена обговаривается индивидуально.

Услуги Зерновоза Александровка

Свободный Зерновоз в александровке, установлены задние ворота. 20т. Объём 52 куба.

Грузоперевозки тент самосвал зерновоз Белгород

Предоставляем услуги тентов, самосвалов, тонаров, зерновозов Любой объём работы. Наличная и безналичная оплата (с НДС и без НДС) Цена договорная Работаем по Белгородской и всему Центральному Федеральному Округу

Грузоперевозки по рб и по РФ. Зерновоз Дюртюли

Грузоперевозки по РБ и по РФ, зерновозы. Все вопросы по телефону.

Услуги камаза зерновоза Арзамас

КамАЗ зерновоз,готов к работе.

Зерновоз Саратов

Грузоперевозки зерновых любой объём свободные зерновозы

Автополог на зерновоз Невинномысск

Компания NEVтент занимается продажей автопологов на зерновозов . Все швы проклеены.

Услуги зерновоза маз самосвал с прицепом Курган

Услуги зерновоз на базе автомобиля МАЗ 551608 с прицепом. Чистый, сухой кузов, полога, полезный объем 53м3 размеры по внутренним стенкам: голова - 6,70м2,30м1,80м. 27м3 прицеп- 6,70м2,30м1,70м. 26м3 высота 3,5м (зерно, ячмень, лен и прочее). Город/межгород (Челябинск, Курган).

Зерновозный кузов новый Челябинск

Изготaвливaeм нoвыe зeрновозы Объем 20 м.куб. c однoстоpoннeй paзгpузкoй 250 т.p. Oбъeм 20 м.куб. c бoковой и задней разгрузкой 280 т.p Объем 20 м.куб. c треxcтopoннeй paзгрузкой 300 т.р. Oбъем 30 м.куб. с однocтоpонней paзгpузкой 350 т.p. Oбъeм 30 м.куб. c бокoвой и зaднeй разгрузкoй 380 т.р.

Услуги зерновозов Оренбург

Услуги зерновозов камаз. Три новых зерновоза. Цена договорная. Форма оплаты безналичный расчёт с НДС, без НДС

Зерновозы Ермекеево

Услуги зерновозов,Грузовые перевозки Брянск

Предлагаем услуги Зерновозы самосвалы,выгрузка на бок.Любая работа,перевозка сыпучих грузов,перевозка сельхозпродукции,зерно,кукуруза,сенаж,силос,семечка,удобрение и т.д.

Услуги зерновоза Рязань

Предоставляем услуги зерновоза. Индивидуальный подход к каждому клиенту. Звоните - договоримся.

Услуги зерновоза Дзержинск

Оказываем услуги зерновоза по центральным регионам и северу в наличии 4 машины возможна доставка зерновых

Изготовление зерновоза Волгоград

Организация занимается изготовлением зерновозов на базе авто-прицепов любых марок КАМАЗ 65117,53212,53215,5320,55102; МАЗ 6303, 6312; Mercedes Benz; Scania; Volvo; Man и другие.

Изготовление и ремонт пологов для зерновозов Кашары

Изготовление и ремонт пологов для зерновозов .

Услуги зерновозов Димитровград

Окажем транспортные услуги КАМАЗами зерновозами, по области и Поволжью, в наличие 3 единицы, объём одной сцепки 40 кубов, грузоподъемность 25 тонн груза-проходит через весы, на коротком плече возможно 30 тонн; оплата нал., безнал, на карту

Грузоперевозки,Зерновозы,Тралы Самара

Услуги: Перевозка зерновых культур на а\м камаз 5 единиц зерновозы,сельхозники,полуприцепы,тралы),возможно ещё до 10 машин. Оплата любая. Можно по договору. Документы по хартии. Гарантия: Доставим в срок.

Вывезу подсолнечник, пшеницу своими зерновозами Рощино

Есть свободные зерновозы! Подсолнечник, ЛЁН, РАПС. Цена в зависимости от местоположения! Работаем с места по Вашим весам. от 100 тн. с ВАШЕГО хозяйства или элеватора. С НДС и без НДС.

Услуги зерновоза Нижний Новгород

услуги зерновоза. Все вопросы по телефону

Услуги зерновозов Пенза

Предлагаем услуги зерновозов. Без НДС и с НДС. Работаем по всей России. В нашем автопарке только полуприцепы,(европейские тягачи) ,сцепок нет.

Сдам в аренду Зерновозы полуприцеп Павловская

Сдам в аренду полуприцеп Зерновозы 9.30м. длина грузоподъемность 26 тонн по Краснодарскому краю

Услуги зерновозов Курган

услуги зерновозов бортовые полуприцепы в количестве 4 машин , Также возьмём грузы по направлению, Челябинск-Курган-Тюмень все вопросы по телефону

Зерновозы Уфа

Зерновозы до 35тонн. 5 камазов сельхозники ип уфа. Категория: предложение услуг

Свободны Зерновозы Севск

Свободны самосвальные сцепки зерновозы. В наличии 6 машин. Готовы встать на объем. Все виды оплат. Все машины от собственника. Предоставим рекомендации от других работодателей!

Зерновозы грузоперевозки Туймазы

Услуги зерновозов до 80 кубов Заключаем договора на грузоперевозки.

Ежегодно через южные регионы к черноморским портам перевозят миллионы тонн зерна. Фото: Виталий Тимкив/ТАСС

В 2017 году в России была подписана хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Ее участники пообещали отказаться от незаконного возврата НДС и любых других незаконных налоговых схем, минимизировать деловые контакты с перекупщиками зерна и быть более осмотрительными при выборе грузоперевозчиков. В частности, они обязались заключать договоры непосредственно с перевозчиками или фирмами-посредниками, которые действуют по договору комиссии по поручению или от лица перевозчика.

Фото: Тагир Раджавов/РГ

Фото: Тагир Раджавов/РГ

На сегодняшний день хартию подписали почти 4200 компаний, но в масштабах страны проблема перевозок никуда не делась. Главная загвоздка в том, что аграрий, который произвел зерно и заказал услугу на его перевозку транспортной компании, фактически не мог проконтролировать ее исполнение. На рынке изобилие компаний-пустышек, которые, получив контракт, просто перепродавали его другим исполнителям. Такие субподрядчики, чтобы сэкономить, могли также перепоручить заказ другим фирмам или частным лицам, причем расплачиваться с водителями им всегда было выгоднее наличными, чтобы обойти налоговые органы.

В этой длинной цепочке слабое звено - самый добросовестный участник, то есть производитель зерна, пояснила ранее журналистам замначальника Контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич. При проверках налоговые органы могут не засчитать такие расходы при исчислении налога на прибыль, так как они не подтверждены документами.

Согласно Налоговому кодексу РФ, сделка должна осуществляться лицом, которому переданы обязательства исполнения договора, и подтверждаться первичными документами. Кроме того, налоговые органы могли не подтвердить для заказчика вычет НДС, так как фактически перевозчики не являются его плательщиками.

Поэтому налоговики вместе с Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК подготовили новые "конструкции договоров", которые позволят избежать риска в части уплаты НДС и налога на прибыль.Теперь, если транспортная компания передает услуги, она как агент оформляет их, подписывая договор с перевозчиком, и передает их в пользу заказчика. А у себя в учете отражает только агентское вознаграждение. Реальные владельцы транспорта становятся "видны" налоговым и контролирующим органам. "Здесь нет размытого НДС, размытой прибыли, размытых зарплатных налогов", - считает Бурлевич.

По оценке экспертов, рынок зерновых перевозок примерно на 70 процентов находится в теневом секторе.

- Проблема нелегальных перевозок приводит к негативным последствиям для общества и государства. Например, перевозчикам, работающим в теневом секторе, выгоднее за один раз перевезти больший объем груза, пренебрегая всеми нормативными требованиями к перевозкам. В итоге большинство машин идет с перегрузом, что приводит к разрушению дорог. Ущерб от такой деятельности катастрофический, - рассказал "РГ" эксперт в сфере сельского хозяйства, председатель комитета АПК "Опоры России" по Ростовской области Михаил Марышев.

Фото: Пресс-служба правительства Ростовской области

Фото: Пресс-служба правительства Ростовской области

- Мы только начали уборку, зерна еще практически нет, так что с новыми правилами реализации пока не столкнулись, - говорит фермер из Ростовской области Роман Алейников. - Вероятно, что в этом сезоне будет какой-то "переходный" период, когда новые правила уже начнут действовать, но и старые схемы еще никуда не денутся, и на это придется закрыть глаза.

По словам Марышева, в будущем проблему транспортировки смогут решить электронные облачные системы координации перевозок, которые сейчас разрабатываются в России по аналогии с электронными агрегаторами такси, - любой перевозчик может получать заказы на перевозку зерна и заключать такие контракты онлайн. Подобные мобильные приложения и электронные очереди значительно упростят логистику и избавят от живых очередей зерновозов, которые скапливаются в разгар сезона у элеваторов и портов. Простой техники очень дорого обходится сельхозпроизводителям и самим перевозчикам.

- Мы ведем информационную работу с одним из таких агрегаторов и передаем ему все пожелания сельхозпроизводителей, для того чтобы электронная площадка была реально работающим инструментом. Но сами аграрии пока не готовы полностью перейти на электронный оборот по ряду чисто психологических причин, а также по техническим причинам: пока у нас в сельское местности слабое покрытие интернетом, - резюмирует эксперт. .

Уборка ранних зерновых и зернобобовых на юге России набирает обороты. В Южном федеральном округе зерновые обмолочены на площади более 900 тысяч гектаров, это примерно на 100 тысяч больше, чем было на аналогичную дату прошлого года. Намолочено 4,1 миллиона тонн зерна (в 2018 году - 3,2 миллиона) при урожайности 45,8 центнера с гектара (в 2018 году - 38,5 центнера). В Ростовской области к концу июня урожай собрали с 465 тысяч гектаров, что составляет 14 процентов от общей уборочной площади. Средняя урожайность - 33,3 центнера с гектара, что почти на два центнера выше, чем в 2018 году. По данным донского минсельхозпрода, в этом году аграриям области предстоит убрать более 3,2 миллиона гектаров зерновых и зернобобовых культур. На долю озимых приходится 2,7 миллиона гектаров. Яровыми минувшей весной засеяли порядка 1,8 миллиона гектаров.


Фото: ГК «СтройСпецтех»

Введение с 1 июля запрета на услуги нелегальных агентов по экспорту зерна привело к сокращению числа трейдеров и перевозчиков втрое. Борьба с теневым рынком провалилась: аграрии, чтобы сэкономить на транспортировке, привлекают серых перевозчиков.

В 2017 году крупнейшие российские экспортеры зерна и Федеральная налоговая служба подписали хартию, которая с 1 июля 2019 года меняет отношения между заказчиками-грузоотправителями (сельхозпредприятиями), перевозчиками и агентами.

Хартия устанавливает, что между заказчиком и перевозчиком может быть только один посредник. Причем этот агент с 1 августа должен оформить юридическое лицо. До этого он может работать как индивидуальный предприниматель (ИП).

Перевозчику не обязательно иметь собственный автопарк, грузовики у него могут быть в аренде, управлении или в лизинге. Но водителей он обязан нанимать по официальному трудовому договору. Арендовать автомобили у физлиц запрещается — они должны оформиться как ИП.

Заключая договор с заказчиком или агентом-трейдером, перевозчик должен подтвердить, что у него есть в собственности или пользовании необходимое количество машин для транспортировки груза, а также укомплектован штат водителей.

Первый — прямой, когда договариваются непосредственно заказчик и перевозчик, который должен иметь только собственный транспорт и водителей.

Второй вариант — договор транспортной экспедиции: экспедитор выполняет заказ либо собственными силами, либо привлекает сторонних перевозчиков, если своих машин и водителей экспедитору не хватает.

Третий вариант договора — агентский: трейдер заключает с фактическим перевозчиком договор в интересах заказчика.

Стороны, подписавшие хартию, считают, что эти меры помогут бороться с серыми трейдерами и перевозчиками, которые занимают половину рынка.

Водителям платят в конвертах

Трейдеры уверены: от них хотят избавиться. Это главная цель нововведения, считают посредники. За последние пять лет число трейдеров в Южном федеральном округе выросло в пять раз — с 20 агентов до 100. После вступления хартии в силу количество трейдеров уже сократилось примерно до 30.

Бороться нужно не с посредничеством как таковым, а с недобросовестными участниками, уверен грузоперевозчик Александр Дегтярев (ИП Дегтярев). Недобросовестный агент, получив подряд от сельхозпредприятия на перевозку зерна, нанимает перевозчика или договаривается с частными водителями, не сообщая об этом заказчику, описывает схему обмана Александр Дегтярев. Перевозчик выполняет всю работу, но денег ему агент либо совсем не платит, либо отдает лишь часть суммы. Частники выполняют 30-50% всех рейсов, говорят в ассоциации «Грузавтотранс». На этом и зарабатывают такие посредники.

Около 90% перевозчиков зерна — мелкие игроки с одной-двумя машинами в автопарке. Не прибегать к услугам посредников, чтобы держаться на плаву, такие компании не могут, говорит Дегтярев.

«Прекрасно, если будет контролироваться весь процесс перевозчик, дабы не было схем ухода от налогов, в том числе и с привлечением водителей-частников. Но я бы рекомендовал, чтобы помимо этого обязательно заключался трудовой договор между работодателем и водителем при аренде автомобиля. Заказчику важно знать, кто сидит за рулем, в каких условиях работают водители. А не только контролировать, легальная компания-перевозчик или нет, платит ли она НДС», — говорит Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс».

Теневой рынок победил

Многие трейдеры выступают за прозрачный рынок, но из-за недобросовестных игроков сельхозпредприятия в последнее время вовсе отказываются от услуг посредников, выставляя условие: только прямой перевозчик — сетует Елена Устинова, директор ООО «Луговое», занимающегося торговлей сельскохозяйственной продукции в Орловской области. Аграриям выгодны прямые договоры, так как это позволяет сдерживать экспортную цену на зерно, считает Устинова.

говорит Елена Устинова.

Тарифы за транспортировку снизились с весны 2018 года по январь 2019-го на 10%, до 1,4 рубля за 1 кг на тысячу километров. А затраты на топливо за тот же период выросли на 15%. Рост цен на зерно вынуждает сельхозпроизводителей искать нелегальных перевозчиков, услуги которых дешевле, чем легальных.

В итоге многие добросовестные игроки продали автопарки, ушли с рынка перевозок зерна и сыпучих смесей, не выдержав конкуренции с серым рынком, отмечает Мария Храпунова, директор транспортной компании ООО «ВВС-Транс».

Читайте также: