Транспортные услуги на ндс

Опубликовано: 30.04.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в торговле

Как правило, если клиент торговой фирмы находится в другом регионе, услуги транспортной компании она оплачивает сама, а покупатель компенсирует эти расходы. По мнению чиновников, в таком случае «входной» НДС, выставленный перевозчиком в адрес торговой фирмы, покупатель не вправе принять к вычету.

Определяем вид договора

Договор поставки с покупателем может предусматривать, что товар доставляет торговая фирма с последующей обязанностью покупателя компенсировать ей понесенные расходы на транспортировку товара до склада покупателя. При этом цена товара формируется без учета затрат на его доставку покупателю. В таком случае торговая фирма сама заключает договор с транспортной или транспортно-экспедиционной компанией, оформляет документы и оплачивает услуги по доставке.

Вопрос о том, как исчислять НДС и какие документы оформлять торговой фирме при перевыставлении покупателю своих расходов к компенсации, стоит на повестке дня давно и в разные годы решался по-разному.

Минфин России в письме от 15 авгус­та 2012 г. № 03-07-11/299 изложил свою позицию по данному вопросу с точки зрения Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 (далее – Правила). По мнению чиновников главного финансового ведомства, если, согласно условиям договора поставки, продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель – возместить понесенные продавцом транспортные расходы, то это является элементом агентского договора. Соответственно торговая фирма выступает в качестве агента, а ее покупатель – принципала.

Как нам представляется, с такой позицией следует согласиться, потому что договор поставки с рассматриваемыми условиями об организации перевозки товара торговой фирмой является смешанным договором.

Нужен ли счет-фактура?

Согласно подпункту «в» пункта 1 Правил при составлении счета-фактуры агентом, приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не агента. Кроме того, этому счету-фактуре агент присваивает свой порядковый номер счетов-фактур, но сохраняет дату составления фактическим продавцом счета-фактуры, выставленного агенту, оплатившему услуги по транспортировке.

Такой счет-фактуру агент (торговая фирма) выставляет принципалу (покупателю), который и принимает налоговый вычет по НДС с услуг по транспортировке приобретенного товара.

В связи с особенностями оформления счета-фактуры по агентской схеме следует обратить внимание, что торговая фирма не имеет возможности включить стоимость транспортных услуг в один счет-фактуру со стоимостью проданного товара. Ведь торговая фирма не является исполнителем, оказавшим услуги по перевозке товара покупателю, и не исчисляет НДС с таких услуг. Компания не имеет также права на налоговый вычет НДС по счету-фактуре транспортной компании.

В рамках агентского договора торговая фирма обязана представлять покупателю отчеты агента в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, и необходимые доказательства произведенных расходов. К ним относятся копии всех первичных документов на оплату транспортных расходов, договор с экспедитором и т. д.

Кроме того, поставщик должен будет отдельно представить акт на сумму своего вознаграждения за организацию доставки товара .

Решением данной проблемы может явиться выделение в договоре поставки размера агентского вознаграждения торговой фирмы за оказание услуг по организации перевозки товаров до покупателя. При этом вознаграждение может быть выделено явно (в конкретной сумме или в процентах от понесенных транспортных расходов) или неявно (включено в стоимость товаров). В первом случае агентское вознаграждение отражается торговой фирмой отдельной строкой в счете-фактуре на товар или в отдельном счете-фактуре, выписываемом в адрес покупателя. Во втором случае в договоре поставки делается оговорка, что цена товара установлена сторонами с учетом вознаграждения торговой фирмы за организацию доставки товара до покупателя, и агентское вознаграждение отдельно в счете-фактуре в адрес покупателя не выделяется. .

Пример. Торговая фирма и ее клиент находятся в разных регионах, поэтому товар доставляется покупателю контейнером РЖД. Договор купли-продажи с покупателем пре­дусматривает, что услуги по доставке, понесенные торговой фирмой и оплаченные РЖД, возмещаются покупателем. Стоимость товаров составила 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.), стоимость услуг РЖД – 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).

При этом в договоре купли-продажи указано, что за услуги по организации перевозки товара торговая фирма получает вознаграждение в размере 3 процентов от стоимости перевозки. В такой ситуации торговая фирма выставляет в адрес покупателя счет-фактуру на товары на сумму 236 000 руб. и отдельный счет-фактуру на компенсацию расходов на перевозку товара. В учете будет отражено:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 60

– 11 800 руб. – отражены расходы на транспортировку товара с учетом НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 11 800 руб. – произведена оплата сторонней транспортной организации;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 76

– 11 800 руб. – перевыставлены расходы на транспортировку покупателю с учетом НДС;

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

– 354 руб. (11 800 руб. x 3%) – оказаны агентские услуги покупателю;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68

– 54 руб. (354 руб. : 118 x 18) – начислен НДС по оказанию агентских услуг;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– 11 800 руб. – получено возмещение по транспортным расходам;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

– 354 руб. – получена оплата за услуги.

Сумма посреднического вознаграждения включается в состав ­выручки организации.


  • Применение ставки 0% по транспортным услугам
  • Применение ставки 10% по транспортным услугам
  • Применение ставки 20% по транспортным услугам
  • Освобождение от начисления НДС
  • Итоги

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Подробнее о том, как уплачивается НДС и применяется налоговый вычет по транспортно-экспедиционным услугам, вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее здесь.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

stavka_nds_pri_okazanii_transportnyh_uslug.jpg


Похожие публикации

На сегодняшний день положениями налогового законодательства в России утверждены три ставки налога на добавленную стоимость в размере 0%, 10% и 20%. Также в определенных ситуациях допускается полное освобождение от уплаты данного налога. Рассмотрим, по каким ставкам исчисляется НДС на перевозки, в т.ч. по какой налоговой ставке облагаются НДС услуги по перевозке пассажиров.

Ставка НДС 0: транспортные услуги

Порядок расчетов по налогу на добавленную стоимость установлен гл. 21 НК РФ. В п. 1 ст. 164 НК РФ определено, что по ставке 0 процентов облагаются следующие виды транспортных перевозок:

  1. Международные перевозки товаров с применением речных, морских и смешанных типов судов, воздушных судов, а также железнодорожного и автомобильного транспорта, если пункт отправления или назначения располагается за пределами российской территории;
  2. Внутрироссийские перевозки при условии, что пункт отправления или назначения находится в Крыму или г. Севастополе, а также в Калининградской области;
  3. Перевозка товаров, которые ранее были помещены под процедуру таможенного транзита;
  4. Транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа трубопроводом на территории РФ или за ее пределы;
  5. Перевозки пассажиров и багажа в следующих ситуациях:
  • Когда пункт отправления или назначения находится вне российской территории;
  • Ж/д транспортом в пригородном сообщении по России;
  • Ж/д транспортом в поездах дальнего следования в пределах российской территории;
  • Воздушным транспортом, если пункт отправления или назначения расположен в Крыму, г. Севастополе, в Калининградской области или на территории Дальневосточного ФО, а также вне территории г. Москвы и Московской области.

В том случае, если имела место одна из указанных выше ситуаций, перевозчик оформляет счет-фактуру со ставкой НДС 0%.

Далее потребуется в течение 180 календарных дней с момента проставления таможенной отметки в товаросопроводительных документах подтвердить обоснованность применения данной ставки налога в инспекции ФНС (п. 9 ст. 165 НК РФ). Если налогоплательщик не сможет уложиться в 180-дневный срок, ему придется уплатить НДС в размере 20% от стоимости перевозки.

Если к ближайшему сроку представления отчетности по НДС не был собран полный пакет документов и, как следствие, ставка 0% в этот период не подтверждается (но 180-дневный срок не нарушен), между декларациями по налогу на прибыль и НДС возникнет расхождение. При получении запроса от налоговой потребуется раскрыть причины выявленных разниц.

В пакет подтверждающих документов в соответствии со ст. 165 НК РФ входит:

  1. Копия контракта;
  2. Копии всех товаросопроводительных, транспортных документов. В частности CMR, которая является аналогом российской ТТН и содержит сведения о грузе, маршруте и транспортном средстве;
  3. Копия таможенной декларации с отметками таможенных органов.

Транспортные услуги с НДС 10%

Транспортные услуги облагаются НДС по ставке 10%, когда речь идет перевозке пассажиров и багажа с использованием воздушного транспорта в пределах российской территории. За исключением ситуаций, когда пункт отправления и/или назначения находится в Калининградской области, в Дальневосточном ФО, в Республике Крым или г. Севастополе, а также, когда пункт отправления/назначения и промежуточные пункты расположены вне территории Москвы и Московской области (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Когда применяет 20% ставка НДС на транспортные услуги

В остальных случаях в отношении услуг по перевозке необходимо применять ставку НДС в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Если российская компания оказывает транспортные услуги иностранной фирме, не имеющей в РФ постоянного представительства, и при этом пункт отправления и пункт назначения расположены на территории России, НДС на транспортные услуги будет начисляться по ставке 20% (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Российская организация (ИП) также может выступать в роли налогового агента по НДС для иностранной компании, что становится основанием для уплаты налога по ставке 20%. Данная ситуация имеет место, когда перевозку по территории России для российского заказчика осуществляет иностранная фирма, не имеющая в РФ постоянного представительства (ст. 24, 161 НК РФ).

Освобождение от НДС при перевозках

«Спецрежимники» освобождены от уплаты НДС. Если плательщики ЕНВД, УСН, ПСН оказывают услуги по перевозке на территории РФ, им не нужно платить в бюджет НДС. Исключение – ввоз товаров на территорию России (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, пп. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Также не возникает обязанности в исчислении налога, если пункты погрузки и разгрузки расположены вне территории нашей страны. В этом случае, местом реализации признается не РФ и НДС платить не требуется (пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Если речь идет о перевозке пассажиров – ряд этих услуги освобожден от налога на добавленную стоимость (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ). Обложению НДС не подлежат:

  • услуги перевозки городским общественным транспортом (кроме такси, в т.ч. маршрутных);
  • перевозка морским, речным, автомобильным транспортом (кроме такси, включая маршрутки) пригородного сообщения.

НДС на указанные пассажирские перевозки не начисляется только при условии, что в отношении них органами местного самоуправления установлены единые тарифы для оплаты с предоставлением всех льгот за проезд (письмо Минфина от 05.09.2017 № СД-4-3/17592).,

К перевозкам пригородными электричками до 2030 года применяется ставка 0% (закон от 06.04.2015 № 83-ФЗ).

Подводя итоги, отметим, что, когда деятельность компании или предпринимателя связана с реализацией транспортных услуг, процент НДС может быть разным – от 0% до 20%. В первую очередь необходимо определить вид оказываемой перевозки, место реализации услуг, а при сотрудничестве с иностранным партнёром выяснить, имеет ли последний постоянное представительство в РФ (состоит ли он на учете в российской ИФНС).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 мая 2020 г. N 03-07-08/44031 О применении НДС при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров

Вопрос: ООО оказывает транспортно-экспедиционные услуги по организации международной смешанной перевозки (морскими судами и железнодорожным транспортом) экспортных грузов из Казахстана через железнодорожную станцию Октябрьской железной дороги в Международном торговом порту Усть-Луга (Ленинградская область), далее морскими судами на территорию других иностранных государств: Бразилия, Марокко.

Все грузы, организацию перевозки которых осуществляет ООО, перевозятся исключительно в режиме экспорта. Груз в режиме экспорта из Казахстана по железной дороге следует до Международного торгового порта Усть-Луга (Ленинградская область), где он перегружается на морской транспорт для дальнейшей отправки в иностранное государство, а порожний железнодорожный подвижной состав возвращается обратно в Казахстан.

ОАО оказывает ООО (далее по тексту - Общество) транспортные услуги по перевозке грузов и железнодорожного подвижного состава.

До 01 января 2020 года ОАО за оказание услуг по перевозке железнодорожного подвижного состава выставляло Обществу счета-фактуры с выделением в них суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 20 процентов.

С 01 января 2020 года вступили в силу изменения в п.п. 9.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, согласно которым налогообложению НДС по ставке 0 процентов подлежат выполняемые (оказываемые) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте: работы (услуги) по перевозке или транспортировке товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, в том числе через территорию государства - члена Евразийского экономического союза, или с территории государства - члена Евразийского экономического союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Евразийского экономического союза, и работы (услуги), непосредственно связанные с указанной перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, а также услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых товаров и услуги связанные с указанной перевозкой.

После внесения изменений в п.п. 9.1. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ ОАО, начиная с 01 января 2020 года, за оказание услуг по перевозке подвижного состава стало выставлять в адрес Общества счета-фактуры с выделением в них суммы налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

Однако с 01 марта 2020 года ОАО снова стало выставлять счета-фактуры за транспортные услуги по перевозке подвижного состава с выделением в них суммы НДС по ставке 20 процентов, ссылаясь на то, что услуги по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава на территорию иностранных государств с припортовых станций на территории РФ после выгрузки груза, следующего в иностранные государства, подлежат налогообложению НДС по ставке 20 процентов и действие п.п. 9.1. п. 1 ст. 164 НК РФ на данную услугу не распространяется.

Для ООО это имеет существенное значение, поскольку связано с вопросом предъявления в дальнейшем выставленного ОАО НДС к возмещению.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить:

1. Применяется ли ставка НДС 0 процентов к оказанию ОАО услуг по осуществлению перевозки порожнего железнодорожного подвижного состава, который использовался для перевозки груза (следующего в режиме экспорта из Казахстана по территории РФ до другого иностранного государства Марокко) и после выгрузки этого груза, следующего в иностранное государство, возвращается в Республику Казахстан?

2. В случае применения налоговой ставки НДС 0 процентов к вышеуказанной услуге правомерны ли действия ОАО по выставлению за услуги по осуществлению перевозки порожнего железнодорожного подвижного состава НДС по ставке 20 процентов?

3. Вправе ли ОАО при оказании транспортных услуг по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава, следующего после выгрузки экспортного груза в порту, с пунктом назначения иностранное государство Марокко, обратно в Республику Казахстан, применять в соответствии с п.п. 9.1. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налоговую ставку НДС 0 процентов?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что в соответствии с подпунктом 9.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг) по перевозке или транспортировке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе через территорию государства - члена ЕАЭС, или с территории государства - члена ЕАЭС на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ЕАЭС, и работ (услуг), непосредственно связанных с указанной перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров.

Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного состава от припортовых станций, находящихся на территории Российской Федерации, на территорию иностранного государства, в том числе государства - члена ЕАЭС, подпунктом 9.1 и иными подпунктами пункта 1 статьи 164 не предусмотрено. В связи с этим такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Нулевая ставка НДС не применяется при перевозке порожнего ж/д состава от припортовых станций, находящихся в России, на территорию иностранного государства, в том числе государства ЕАЭС. Такие услуги облагаются НДС по ставке 20%.

Катерина Марьянкова
Партнер, адвокат
Адвокатское бюро «Лигал арт»
Бремя уплаты НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг в рамках международных перевозок

1. Общие правила начисления НДС при оказании ТЭУ в рамках международных перевозок.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что транспортно-экспедиционные услуги (далее – ТЭУ), оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по нулевой ставке (за исключением услуг, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте) 1 .

Практика показала, что указанные услуги будут облагаться по ставке 0% при одновременном соблюдении следующих условий:

1) Услуги должны оказываться именно на основании договора транспортной экспедиции, который должен соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» 2 .

Минфин РФ отдельно подчеркивает, что применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по оформлению товаров, оказываемых в рамках договора, не являющегося договором транспортной экспедиции, законом не предусмотрено 3 . Поэтому здесь важно как соблюдение формального признака – названия договора, так и сущностного – вид услуги, поименованной в договоре.

2) Услуги должны относиться к транспортно-экспедиционным услугам.

Для целей налогообложения к ТЭУ относятся:
— участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
— оформление документов;
— прием и выдача грузов;
— завоз-вывоз грузов;
— погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
— информационные услуги;
— подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
— услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;
— услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
— разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
— розыск груза после истечения срока доставки;
— контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
— перемаркировка грузов;
— обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
— обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Содержание перечисленных услуг подробно раскрывается в Национальном стандарте ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» 4 , на необходимость использования которого регулярно обращает внимание Минфин РФ 5 .

3) Услуги должны оказываться при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. При этом важно помнить, что пунктами отправления и назначения признаются пункты, указанные в договоре на оказание ТЭУ 6 .

2. Как экспедитору организовать международную перевозку с привлечением нескольких лиц и правильно исчислить НДС?

Поскольку международная перевозка представляет собой сложный многофазовый процесс, к ее организации зачастую привлекаются третьи лица, оказывающие услуги по перевозке товаров на разных этапах (в пределах территории Российской Федерации) 7 . Налоговым кодексом до сих пор четко не урегулировано, вправе ли такие лица применять нулевую ставку НДС или нет.

Долгое время в судебной практике не было единого подхода к решению данного вопроса. Одни суды указывали, что применение нулевой ставки в отношении услуг по перевозке товаров между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, невозможно 8 . Другие же полагали, что характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или назначения товаров, один из которых должен быть расположен за пределами Российской Федерации 9 .

В последнее время судебные и налоговые органы в большей степени руководствуются разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ, согласно которым оказание ТЭУ несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами 10 . В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных ТЭУ.

Иными словами, нулевую ставку НДС при международной перевозке товаров могут применять все лица, задействованные в такой перевозке.

Суды в своих решениях отмечают, что характер международной перевозки определяется конечным пунктом отправления или пунктом назначения товаров, который должен быть расположен за пределами Российской Федерации. Пункты отправления и пункты назначения при этом определяются, исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не исходя из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельными контрагентами. Налогоплательщик вправе для организации международной перевозки и оказания ТЭУ при организации международной перевозки привлекать третьих лиц, которые в отношении оказанных ими в рамках международной перевозки услуг также применяют ставку 0% 11 .

Такой же позиции придерживается и Минфин РФ. В своем письме от 04.07.2016 N СД-4-3/11936@ он разъяснил, что ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории Российской Федерации, до пункта назначения, расположенного на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 0% независимо от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров, и ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке.

3. Проблемы, с которым сталкиваются участники ВЭД на практике.

Несмотря на то, что суды и налоговые органы признали возможность применения нулевой ставки НДС по отношению к третьим лицам, участвующим в международной перевозке товаров, участники ВЭД на практике продолжают сталкиваться с множеством проблем. Особенно это касается экспедиторов.

Так, привлеченные перевозчики, которые могут и не догадываться о международном характере перевозки, часто выставляют экспедитору счета-фактуры с применением ставки НДС 18%. Однако такие документы рассматриваются как противоречащие НК РФ, в результате чего экспедитор лишается возможности применить на их основании налоговые вычеты.

Такая же проблема возникает и у клиента в том случае, если экспедитор перевыставляет ему счета-фактуры. Интересно, что порядок перевыставления экспедитором счетов-фактур по ТЭУ нормативно не закреплен. В связи с этим Минфин РФ, принимая во внимание, что условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, рекомендует экспедиторам перевыставлять счета-фактуры в порядке, предусмотренном Правилами для комиссионеров (агентов) 12 .

Актуальная практика рассмотрения подобных споров показывает, что обоснования у судов и налоговых органов единообразны и формальны. Поскольку налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками, счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не отвечают требованиям НК РФ, в связи с чем не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету 13 .

В такой ситуации экспедитору ничего не остается делать, кроме как обращаться к своим контрагентам с просьбой об исправлении счетов-фактур. Такие обращения редко бывают успешны, перевозчики отказываются переделывать документы. В результате экспедитор «загнан», и здесь, хотя не все об этом знают, остается только один эффективный способ защиты – иск о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной суммы НДС и процентов за пользование чужими денежными средствами 14 . Практика подобных исков в последнее время участилась, и положительные решения по подобным схемам взаимоотношений уже существуют.

4. Особенности оформления документов в отношении НДС.

Если же говорить о превентивных мерах, чтобы не доводить дело до суда, здесь экспедитору нужно заранее позаботиться о правильном оформлении всех необходимых документов.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении ТЭУ, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, налогоплательщики должны предоставить в налоговые органы документы, установленные п. 3.1 ст. 165 НК РФ. К таким документам относятся:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание ТЭУ;
2) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).

В случае отсутствия документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, указанные услуги подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18%.

Важно, что представленные экспедитором документы должны содержать непротиворечивую и достоверную информацию, подтверждать реальность совершения налогоплательщиком соответствующих хозяйственных операций 15 .

При этом при привлечении третьих лиц, оказывающих услуги по перевозке товаров из пункта «А» в пункт «Б» в пределах территории Российской Федерации, экспедитор должен будет доказать, что перевозка товаров по российской территории произведена в рамках общего договора об осуществлении международной перевозки.

Так, суды принимают в качестве таких доказательств декларации на товары, международные товарно-транспортные накладные (CMR), грузовые накладные, разрешения на международные перевозки, счета и акты об оказанных услугах перевозчика 16 .

При этом отсутствие отдельного договора перевозки не будет являться основанием для отказа в применении заявителем ставки 0% по НДС, если экспедитор сформирует единый непротиворечивый пакет документов, позволяющих идентифицировать оказанные ТЭУ как часть международной перевозки 17 .

5. Практические рекомендации.

Исходя из п. 1-4 настоящей статьи, экспедиторам можно порекомендовать придерживаться следующих рекомендаций при оформлении своих взаимоотношений с контрагентами:

1) оказывать свои услуги только на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего требованиям действующего законодательства;
2) определять в договоре перечень оказываемых ТЭУ с учетом положений ГОСТа;
3) отражать в договорах с перевозчиками, что услуги перевозки оказываются в рамках международной перевозки, с указанием конкретных пунктов отправления и назначения товара;
4) выставлять счета-фактуры в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ;
5) собирать все документы, касающиеся деятельности по международной перевозке товаров в единый непротиворечивый пакет.

1. Пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
2. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
3. Письмо Минфина России от 22.12.2015 N 03-07-08/75087.
4. Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
5. Письмо ФНС РФ от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@ «О направлении письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72».
6. Письма Минфина России от 14.02.2011 N 03-07-08/41 и от 09.06.2011 N 03-07-08/172.
7. Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, он вправе привлечь к их исполнению других лиц (ст. 805 ГК РФ).
8. См., напр.: Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2012 N Ф09-10180/12, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2013 N А27-12452/2012.
9. См., напр.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.04.2013 N А19-18231/2012, Определение ВАС РФ от 29.08.2013 N ВАС-8242/13 по делу N А27-12452/2012.
10. П. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».
11. См., напр.: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А33-90/2013, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.12.2015 N Ф03-4708/2015 по делу N А51-1939/2015.
12. Письмо Минфина России от 29.12.2012 N 03-07-15/161| Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
13. См., напр.: Определение ВС РФ от 04.08.2016 N 307-КГ16-8743 по делу N А56-51251/2015, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.10.2016 N Ф03-4327/2016 по делу N А51-1939/2015.
14. См., напр.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2010 по делу N А56-6340/2008, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.11.2011 по делу N А72-2020/2011, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу N А54-3401/2011, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.10.2014 по делу N А14-14284/2013.
15. См., напр.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 11АП-14805/2015 по делу N А65-12246/2015, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 N 08АП-12262/2014 по делу N А75-2367/2014, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу N А52-1533/2015.
16. См., напр.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 11АП-14805/2015 по делу N А65-12246/2015, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу N А52-1533/2015.
17. См., напр.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 N 11АП-14805/2015 по делу N А65-12246/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2016 N Ф06-6133/2016 по делу N А65-12246/2015.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также: