Концессия и ндс при усн

Опубликовано: 18.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 03-07-11/107821 О применении концессионером, применяющим УСН, НДС, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении УСН

Вопрос: В процессе структурирования и реализации проектов в формате Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возникает потребность в уточнении особенностей применения положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении инвесторов, использующих упрощенную систему налогообложения при реализации инфраструктурных проектов в формате вышеназванных Федеральных законов.

Исходя из изложенного, просим разъяснить порядок уплаты юридическим лицом, использующим упрощенную систему налогообложения, следующих налогов:

- налога на добавленную стоимость в отношении затрат концессионера (частного партнера), профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;

- порядок возмещения налога на добавленную стоимость концессионером (частным партнером), уплаченного с затрат, профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;

- налога на имущество организаций в отношении объекта концессионного соглашения (объекта соглашения о государственно-частном партнерстве);

- о необходимости включения в состав доходов по налоговой базе УСН средства Капитального гранта и Возмещения.

Ответ: В связи с письмом о применении концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Налог на добавленную стоимость

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений.

Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и заключившие концессионное соглашение по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Кроме того, концессионеру, в том числе применяющему упрощенную систему налогообложения, предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 2.1, подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса и пунктов 7 и 8 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению) в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

В случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.

В то же время следует отметить, что статьей 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2022 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года, применяются положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым восстановлению подлежали суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), только в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Что касается получения концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 Кодекса, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Кодекса. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 главы 26 Кодекса при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде инвестиций полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением денежных средств, полученных от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям.

Таким образом, денежные средства, полученные от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Налог на имущество организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Статьей 378.1 Кодекса установлены особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений, согласно которым имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

В силу данной нормы концессионер уплачивает налог на имущество организаций в отношении указанного имущества вне зависимости от порядка его учета на отдельном балансе концессионера и прав собственности на него.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

К облагаемым налогом на имущество организаций объектам недвижимого имущества при применении упрощенной системы налогообложения в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса отнесены:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей;

жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Поэтому концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, в отношении объектов концессионного соглашения, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не освобождается от уплаты налога на имущество организаций и определяет налоговую базу в отношении этих объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты поименованы в соответствующем законе субъекта Российской Федерации, принятого в рамках пункта 2 статьи 378.2 Кодекса.

При этом объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, подлежат налогообложению при условии включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, определяемого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса.

В то же время согласно Федеральному закону N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются только объекты, указанные в статье 4 Федерального закона N 115-ФЗ, к которым в частности, не относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 374 Кодекса (не указанных в подпунктах 1, 2 и 4 статьи 378.2 Кодекса), концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобожден от уплаты налога на имущество организаций.

Статьей 7 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен перечень объектов имущества, в отношении которого предусмотрено заключение соглашения государственно-частного партнерства.

При этом особенности уплаты налога на имущество организаций при реализации проектов государственно-частного партнерства главой 30 Кодекса не установлены. В связи с этим налог на имущество организаций уплачивается организацией, реализующей данные проекты, в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено соответствующим законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Минин ответил на вопросы концессионера, применяющего УСН, об НДС, налоге на имущество организаций и определении доходов для целей УСН.

Скригаловская Е. А.,
практикующий бухгалтер

«Упрощенец» – участник концессионного соглашения

Многие компании уже сталкивались с концессионными соглашениями или хотя бы слышали о них. Такие договоры являются смешанными, поскольку содержат элементы различных видов договоров. Концессионное соглашение предусматривает создание или проведение реконструкции в обмен на пользование определенным имуществом.

Положительным моментом концессии является то, что данный договор урегулирован Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О концессионных соглашениях». В федеральном законе дается определение такого договора. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и(или) реконструировать имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество). Право собственности на данное имущество принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту).

Какие условия концессии являются существенными?

Во-первых, это имущество, которое подлежит созданию и реконструкции.

Во-вторых, условия, на которых имущество будет принадлежать другой стороне.

На что нужно еще обратить внимание?

1. Право собственности. Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения.

2. Условия, которые не допускаются в соглашении:

  • изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения;
  • передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение.

3. Несколько объектов. Концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений.

Что относится к реконструкции?

К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия:

  • по его переустройству на основе внедрения новых технологий;
  • по механизации и автоматизации производства;
  • по модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием;
  • по изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей;
  • иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Что относится к объектам концессионного соглашения:

  • автомобильные дороги или участки автомобильных дорог;
  • объекты железнодорожного транспорта;
  • объекты трубопроводного транспорта;
  • морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры;
  • морские и речные суда, суда смешанного (река – море) плавания;
  • аэродромы или здания и(или) сооружения;
  • объекты производственной и инженерной инфраструктуры аэропортов;
  • объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;
  • объекты газоснабжения;
  • иные объекты.

Будет ли «упрощенец» плательщиком НДС в рамках деятельности по концессионному соглашению?

По общему правилу «упрощенцы» не являются плательщиками НДС. Например, если договор заключен с коммерческой организацией, то объект НДС не возникает. Компания-«упрощенец» просто принимает расходы, которые связаны с реконструкцией объекта.

Однако из данного правила существуют исключения.

Так, при предоставлении на территории РФ органами государственной власти (органами местного самоуправления) объекта концессионного соглашения концессионер признается налоговым агентом по НДС. На концессионера возлагаются обязанности по исчислению, удержанию из доходов концедента в виде концессионной платы и уплате в бюджет соответствующих сумм НДС на основании п. 3 ст. 161 НК РФ.

Вместе с тем важно учитывать особенности концессионного соглашения. Например, создается федеральная дорога. Передача за плату данного участка или дороги по концессионному соглашению будет облагаться НДС. Потом компания-«упрощенец» построила дорогу и использует ее для извлечения прибыли. Что происходит при получении платы? А при получении платы НДС уже не возникнет. В соответствии с пп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ «не признается объектом налогообложения оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением».

Концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, исчисляет этот налог по таким операциям в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные концессионеру по приобретаемым товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым при осуществлении таких операций, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных гл. 21 НК РФ.

Какие существуют рекомендации в отношении НДС?

Во-первых, определите НДС в самом соглашении.

Но даже отсутствие указания на НДС не освобождает от его уплаты. Концессионер (как налоговый агент) в соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ обязан, исходя из суммы концессионной платы, отраженной в соглашении, самостоятельно определить налоговую базу с учетом суммы налога, перечисляемого впоследствии в бюджет, вне зависимости от факта неуказания сторонами в концессионном соглашении суммы данного налога (Определение Верховного суда РФ от 26.03.2015 № 310-КГ15-1150).

Во-вторых, важно понять, является ли операция облагаемой или необлагаемой.

Например, к реализации согласно ст. 39 НК РФ не относятся следующие операции:

  • осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты
    (за исключением целей нумизматики);
  • передача основных средств, нематериальных активов и(или) иного имущества организации
    ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  • передача основных средств, нематериальных активов и(или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной
    с предпринимательской деятельностью;
  • передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады
    в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

В-третьих, «упрощенец» не сможет произвести в дальнейшем зачет входящего и исходящего НДС, поэтому при заключении концессионного соглашения целесообразно перейти на общую систему налогообложения.

Ведь для зачета НДС необходимо соблюдение следующих требований:

  • налоговый агент должен состоять на учете в налоговых органах и исполнять обязанности плательщика НДС;
  • услуги должны быть приобретены для операций, признаваемых объектом обложения НДС;
  • счета-фактуры с выделенной суммой НДС налоговым агентом оформлены в порядке, установленном п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ;
  • имеются в наличии документы, подтверждающие факт оплаты НДС, а также первичные документы.

Соответственно, исполнение обязанностей плательщика НДС не возникает.

При реализации услуг по передаче тепловой энергии стоимость услуг без включения в нее НДС является налоговой базой, к которой применяется налоговая ставка 18%. Если тариф установлен без учета НДС, то цена услуг, формирующая налоговую базу, будет равна тарифу. Если тариф включает НДС, то цена услуг определяется расчетным путем (без включения НДС).

Как быть с тарифами, учитываемыми НДС?

Представим себе ситуацию, когда «упрощенец» заключил концессионное соглашение и в дальнейшем использует объекты инфраструктуры в отношении тех видов деятельности, которые предусматривают установление цен по тарифам.

В качестве примера можно привести услуги по водоснабжению и водоотведению.

При реализации населению услуг по водоснабжению по тарифам, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом налога на добавленную стоимость, ресурсоснабжающая организация, освобожденная от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость согласно ст. 145 Кодекса либо применяющая упрощенную систему налогообложения, налог на добавленную стоимость уплачивать в бюджет не должна (письмо Минфина России от 29.12.2016 № 03-07-14/78968).

Что делать в отношении НДС, включенного в тарифы? Если при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для потребителей акционерного общества «Мосводоканал» на территории Троицкого и Новомосковского административных округов

Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), руб./куб. мТарифы на водоотведение, руб./куб. м
Городской округ Щербинка19,5923,80
Поселения Московское, Внуковское, Воскресенское, Десеновское, «Мосрентген», Сосенское, Филимоновское34,1734,21
Поселения Щаповское, Кленовское25,1732,41
Поселения Вороновское, Краснопахорское (за исключением поселка подсобного хозяйства Минзаг), Михайлово-Ярцевское, Роговское20,5833,61

Исполнитель коммунальных услуг, уплативший ресурсоснабжающей организации НДС сверх тарифа, который уже включает в себя НДС, вправе требовать возврата суммы налога как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией (п. 1 ст. 1102 ГК РФ, п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 72).

Может ли «упрощенец» выставлять счета-фактуры и акты с НДС?

По общему правилу «упрощенец» не является плательщиком НДС, следовательно:

  • счета-фактуры не выставляются;
  • в актах выполненных работ НДС не выделяется.

Но если «упрощенец» выставил счет-фактуру с выделенным НДС?

Сам факт выставления (перевыставления) счета-фактуры посредником-«упрощенцем» не свидетельствует о том, что он должен уплатить НДС в бюджет (письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-09/11, от 28.04.2010 № 03-11-11/123). Но это касается только случаев комиссии. Порядок оформления счетов-фактур, предусмотренный указанным письмом ФНС России, не приводит к обязанности комиссионера, в том числе применяющего упрощенную систему налогообложения, уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным для комитента.

Организация, применяющая УСН, может выставлять счета-фактуры при продаже товаров (работ, услуг), только если она является:

  • посредником (агентом или комиссионером);
  • участником простого товарищества;
  • доверительным управляющим.

В остальных случаях «упрощенец» не имеет права выставлять покупателям счета-фактуры с НДС.

Таким образом, для того чтобы перевыставлять счета-фактуры, возможна следующая схема.

Использование простого товарищества

Создание простого товарищества «упрощенцем»

Заключение концессионного соглашения

Выставление счетов простым товариществом с выделенным НДС

В качестве рекомендаций необходимо произвести расчет, удобно ли «упрощенцу» использовать УСН или возможности перевыставления счетов с НДС. Так, в случае заключения договора с муниципальным органом власти «упрощенец» будет выступать в качестве агента, поэтому целесообразно предусмотреть возможность использования механизмов выставления счетов-фактур и актов с выделенным НДС.

Бизнесмены, обдумывая возможность применения упрощенной системы налогообложения, задаются вопросом, как при этом работать с НДС, какие финансовые и иные последствия возникают, и чем они грозят.

Давайте разберемся в наиболее часто возникающих ситуациях с НДС при УСН.

Виды деятельности, облагающиеся налогом на добавленную стоимость при упрощенке

Перечислим основные виды операций:

  • покупка за рубежом товаров/услуг/работ (существуют нюансы);
  • покупка или аренда гос. имущества или имущества муниципалитета;
  • операции по договорам простого товарищества, доверительного управления имуществом или совместной деятельности;
  • посредническая деятельность.

Подробнее читайте в ст. №346.11 и №174.1 Налогового Кодекса России.

Также обязанность перечисления НДС на упрощенке появляется у экономического субъекта, если он действует в качестве налогового агента (подробнее в статье №161 и №346.11 НК).

Итого, осуществление других операций не влечет за собой необходимость выделения НДС при продажах.

В случае, если контрагент выставил счет, в котором указан НДС, то при оплате такого счет предприниматель или фирма прописывает в назначении платежа размер денежных средств, подлежащих перечислению, и отдельно указывает НДС, также как это прописывается у поставщика.

Но это не означает появления необходимости заплатить налог в бюджет и не влечет возникновение иных обязательств у субъекта экономики на упрощенке.

Порядок действий при запросе покупателей с ОСН выписать счет с НДС

Клиент попросил счет с НДС. Часто бизнесмены не желают иметь дело с “упрощенцами”, не выделяющими этот налог. Это, как правило, большие и привлекательные клиенты, работающие в рамках основной системы налогообложения, которым необходимо выделение НДС.

Но задайтесь вопросом, будет ли сотрудничество выгодно и прибыльно для вашей фирмы.

Выставление упрощенцем клиенту 18% в накладной или акте с последующей выдачей счет-фактуры влечет за собой обязанность выплатить этот налог и предоставить отчетный документ: заполнить и сдать в ИФНС декларацию. Но налоговый режим не меняется, и регулярное выставление НДС при УСН вызовет пристальное внимание со стороны контролирующего органа, который в итоге предложит перейти на общий режим налогообложения. Подумайте, хотите ли вы этого.

А Министерство Финансов РФ определяет, что использовать вычет по счет-фактуре, выставленной продавцом, применяющим упрощенку, покупатель не вправе. Обоснование: счет-фактуры выдаются исключительно плательщиками налога на добавленную стоимость, а ИП или организация на спецрежиме такой обязанности не имеют.

Значит, документ, выданный такими субъектами экономики считается оформленным с нарушением требований закона (читаем статью 169 Налогового Кодекса).

Это верно и для продавца, освобожденного от перечисления обязательства по добавленной стоимости согласно статье 145 НК России.

С другой стороны, существует мнение Высшего Арбитражного Суда и Конституционного суда, которое говорит о том, что покупатель может принять НДС к вычету по выданной спецрежимным продавцом счет-фактуре, если исполнены все требования по использованию вычета: п. второй ст. №171, п. первый ст. №172 Налогового кодекса.

Здесь суть в том, что предприниматель или компания на УСН платит НДС, разово по пункту пятому ст. №173 НК, так как выставил его клиенту. Значит, если покупатель примет к вычету это обязательство, то принцип выплаты/возмещения налога на добавленную стоимость остается нерушимым.

Подробнее смотрите в Определении КС РФ 29.03.2016 №460-О, Постановлении Президиума Верховного Арбитражного Суда РФ 30.01.2007 №10627/06.

Да и продавца в этом случае ожидают сложности, так как оформляя счет-фактуру с НДС, он вешает на себя обязанность перечисления средств в бюджет. Снизить сумму за счет вычета, как это практикуют организации на ОСН, не получится, так как упрощенец не вправе пользоваться вычетом из-за того, что не является плательщиком НДС. Итого, продавец просто отдаст в бюджет 18 процентов от поступивших денег.

Кроме очевидной материальной невыгоды необходимо еще и отчитаться: заполнить и сдать декларацию. Конечно, в урезанном виде, но что тоже потребует затрат времени и сил.

В общих случаях, ФНС требуют от организаций на ОСН сдачи декларации в электронном виде. Скорее всего, разовых плательщиков НДС это тоже касается.

Сроки отчетности не меняются: подать декларацию необходимо до 25 числа следующего месяца истекшего квартала.

К базе исчисления налога на добавленную стоимость сумма продажи плюсуется не тогда, когда поступили деньги, а когда выдана счет-фактура, передаваемая вместе с накладной или актом выполненных работ. Получается, как только документы будут выставлены - надо платить налог, даже если деньги еще не получены.

Справедливости ради стоит упомянуть плюс подобной ситуации: с 2016 года в базу по расчету налога по УСН не включается НДС, разово уплаченный по счет-фактуре. Значит, полученный доход ИП или предприятия на упрощенке считается за вычетом перечисленного НДС.

Как поступить, чтобы не отпугнуть клиента на ОСНО?

Первый вариант – скинуть цену на 18% и не выставлять НДС.

Второй вариант – перейти на общий режим налогообложения. Но такое решение повлечет не только обязанности, связанные с налогом на добавленную стоимость, но и другие дополнительные перемены в бухгалтерском учете.

Хорошо изучите, сопоставима ли выгода от работы с множеством клиентов на общем режиме с необходимостью менять учет, платить не только НДС, но и налог на прибыль, плюс другие выплаты, которые не возникают при упрощенке.

Model.Article.Title

В каких ситуациях у «освобожденных» от НДС «упрощенщиков» появляется обязанность по декларированию и уплате в бюджет этого налога? Нужно ли в таком случае учитывать НДС в доходах и можно ли получить налоговый вычет по нему? На эти вопросы ответит Наталья Горбова, руководитель направления обучения налоговому учету и отчетности Контур.Школы.

Компании на упрощенной системе налогообложения освобождены от уплаты ряда налогов. Наиболее привлекательным является освобождение от уплаты НДС. Однако сегодня нельзя говорить о полном отстранении «упрощенца» от этого налога. Бывают ситуации, в которых и «упрощенцы» являются налоговыми агентами по НДС, должны перечислять НДС в бюджет, а также представлять декларацию по НДС или Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. При этом компания на УСН не является плательщиком НДС, а это значит, что права на налоговый вычет по «входному» НДС не имеет.

«Упрощенец» — налоговый агент по НДС

Компании на УСН освобождены от обязанностей плательщика НДС, однако у них могут возникать обязанности налоговых агентов по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). «Упрощенцы» выступают в качестве налоговых агентов в следующих случаях:

  • когда арендуют государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
  • когда приобретают товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ;
  • когда в качестве посредника с участием в расчетах реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ;
  • когда покупают (получают) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями;
  • когда продают конфискованное или реализуемое по решению суда имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, которые перешли по праву наследования государству;
  • в иных случаях, указанных в ст. 161 НК РФ.

Рассмотрим подробнее первые две ситуации.

Арендуется госимущество

Когда «упрощенцы» арендуют государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (кроме МУПа, ГУПа, учреждения), они становятся налоговыми агентами по НДС. Ставка налога в этом случае зависит от условий договора.

Если в договоре аренды НДС не выделен, тогда сумма налога рассчитывается по формуле:

НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 18 %

При этом органу власти арендная плата перечисляется в сумме, указанной в договоре аренды, а НДС арендатор уплачивает «за свой счет».

Если в договоре сумма НДС выделена, тогда налог рассчитывается по расчетной ставке по формуле:

НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 18/118

Сумма арендной платы, установленная в договоре, перечисляется арендодателю за минусом НДС. В такой ситуации налог действительно уплачивается из средств арендодателя.

«Упрощенец»-арендатор должен составить счет-фактуру в одном экземпляре и оставить его у себя. Налог уплачивается по 1/3 суммы налога не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом. В том квартале, когда налог был перечислен в бюджет, «упрощенец» вправе учесть НДС в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Организация ООО «Х» является плательщиком УСН. Осуществляет розничную торговлю. Под магазин арендует у комитета по управлению имуществом помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды ежемесячная арендная плата составляет 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Арендная плата перечисляется не позднее 3 числа месяца, следующего за расчетным. Таким образом, НДС с арендной платы составляет 18 000 руб. Организация ООО «Х» выступает в роли налогового агента, а значит, должна исчислить, удержать и перечислить НДС с суммы арендной платы в бюджет. При этом арендодателю будет перечислено 100 000 руб.

Приобретаются товары или услуги у иностранцев

Компания на УСН признается налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ, товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ. Налоговая база по таким операциям определяется налоговым агентом.

В I квартале 2015 года польская компания «Y» оказала организации ООО «Ромашка» юридические услуги. Стоимость услуг с учетом налогов, подлежащих удержанию в соответствии с законодательством РФ, — 236 000 руб. Иностранная компания не имеет на территории РФ представительства. Акт сдачи-приемки оказанных услуг подписан в I квартале 2015 года. Все расчеты произведены в рублях. Таким образом, организация ООО «Ромашка» является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и перечислить НДС с суммы оплаты услуг в бюджет: 36 000 руб. (236 000 × 18/118).

Вебинар

Обязанность заплатить НДС

Несмотря на то что «упрощенцы» не являются плательщиками НДС, в ряде случаев у них возникает обязанность заплатить налог в бюджет. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Ввозятся товары

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, согласно ст. 146 НК РФ является объектом налогообложения. В этом случае и компании на УСН должны заплатить НДС (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Здесь есть особенность по срокам уплаты НДС. Так, согласно общим правилам, сроки уплаты НДС при ввозе товаров зависят от таможенной процедуры, под которую помещаются товары (ст. 82 ТК ТС):

  • При выпуске товаров для внутреннего потребления налог уплачивается до их выпуска (п. 3 ст. 211 ТК ТС).
  • Если товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), НДС уплачивается до выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой при уплате всей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате за установленный срок временного ввоза (п. 3 ст. 283 ТК ТС) и др.

Кроме того, таможенное законодательство предусматривает в ряде случаев специальные сроки уплаты НДС.

В общем случае сумма НДС, которую необходимо уплатить в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, определяется по формулам:

НДС = Налоговая база × Ставка

Налоговая база = Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз

Ставка НДС применяется в зависимости от вида товаров: 10 или 18 %. НДС, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется в российских рублях и округляется до второго знака после запятой.

При ввозе товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, сумма НДС, подлежащая уплате, определяется по формуле:

НДС = (Цена сделки + Акциз) × 18 % (или 10 %)

В этой ситуации налог уплачивается в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары приняты к учету.

Выставляется счет-фактура с выделенным НДС

Когда «упрощенцы» выставляют счет-фактуру, в том числе по авансовому платежу, с выделенным в нем НДС, они должны перечислить НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Также в данном случае у компании на УСН возникает дополнительная обязанность — представить декларацию по НДС. Отчитываться по этому налогу нужно в электронном виде по ТКС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, если «упрощенцы»-посредники выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах другого лица, они обязаны вести Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени, а также лица, осуществляющие деятельность на основе договоров транспортной экспедиции в интересах других лиц и учитывающие вознаграждения при исполнении этих договоров в составе доходов по УСН, должны вести Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

При этом, если «упрощенцы» реализуют или приобретают товары, работы или услуги от своего имени, они не должны уплатить НДС. В этой ситуации возникает обязанность выставлять (перевыставлять) счета-фактуры, выделяя в них сумму НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Осуществляются операции по договорам товариществ

Компании на УСН должны заплатить НДС в бюджет, если осуществляются операции по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ (ст. 174.1, ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, в этой ситуации «упрощенцы» должны подать в налоговый орган декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174, п. 4 ст. 174.1 НК РФ).

Контур.Школа

Обязанность составлять счета-фактуры

Помимо обязанности уплатить НДС в бюджет, у «упрощенцев», которые осуществляют операции по договорам товариществ (см. ст. 174.1 НК РФ), может возникнуть обязанность составить счет-фактуру. Приведем примеры таких ситуаций. Компания как комиссионер (агент, действующий от своего имени) получает аванс или отгружает товары (работы, услуги) комитента (принципала) — плательщика НДС. Либо компания как посредник, участвующий в расчетах, отгружает товары (работы, услуги) иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ, или получает за них аванс. Счет-фактура в этих ситуациях выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю.

Кроме того, счет-фактура в обязательном порядке составляется, если «упрощенец» как комиссионер (агент, действующий от своего имени) перечислил аванс или получил товары (работы, услуги), приобретенные для комитента (принципала) у продавца — плательщика НДС. И в этом случае счет-фактура составляется в двух экземплярах, один из которых передается комитенту (принципалу).

Кодексом предусмотрены и другие ситуации, вынуждающие плательщиков УСН знать свои обязанности по НДС.

Можно ли избежать двойного налогообложения?

В некоторых случаях при уплате НДС в бюджет у компаний на УСН возникает двойное налогообложение, когда суммы НДС включаются в доходы от реализации и одновременно облагаются единым «упрощенным» налогом. Например, когда в договоре аренды госимущества не выделен НДС и арендная плата перечисляется в сумме, указанной в договоре, а НДС арендатор на УСН уплачивает «за свой счет». Или когда плательщик УСН выставляет счет-фактуру с выделенным НДС, сумму которого он перечисляет в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Однако с 2016 года плательщики УСН и ЕСХН, выставляющие счета-фактуры, не должны будут учитывать НДС в доходах. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 06.04.15 № 84-ФЗ. Данный закон исключает из состава выручки при УСН и ЕСХН суммы НДС, полученные при выставлении счетов-фактур с выделенной суммой налога. Также в законе прямо прописано, что суммы НДС, которые уплачены в бюджет по счетам-фактурам, выставленным покупателям, не включаются в расходы при исчислении ЕСХН и УСН. Подробнее об этом читайте здесь.


Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

УСН – 2019: нюансы перехода

Допустим, вы работаете на ином налоговом режиме, но запланировали перейти на УСН со следующего года – благо обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности это позволяют, а вышеприведенные примеры вас не только не напугали, но даже вдохновили. Хочется от души пожелать вам удачи, напомнив при этом некоторые постулаты.

Порядок перехода на УСН и правила работы на этом спецрежиме установлены главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

Чтобы перейти на УСН с 1 января 2019 года, сумма доходов за январь – сентябрь 2018 года не должна превышать установленный Налоговым кодексом РФ лимит – 112,5 млн рублей. Этот лимит используют для перехода на УСН начиная с 2018 года.

Ещё один предельный показатель, за которым нужно следить всем желающим применять "упрощёнку", – средняя численность работников. Она не должна быть больше 100 человек. Если вы немного превысили лимит, число работников можно сократить до нужного значения. Для этого существует несколько способов.

Проще всего оформить часть людей на неполный рабочий день или совместителями. Тогда вы сможете учитывать их пропорционально отработанному времени. А поскольку такие работники заняты не все восемь часов в день, то каждый из них составит меньше единицы в средней численности фирмы.

Как "сократить" численность работников для работы на УСН

Фирма отвечает всем критериям "упрощёнки", кроме средней численности работников. За прошлый год она составила 102 человека. Поэтому фирма не может перейти на "упрощённый спецрежим".

По согласованию с сотрудниками в текущем году отдел кадров оформил 10 из них на неполный рабочий день (по пять часов вместо восьми). В результате средняя численность этой группы вместо 10 составила шесть человек (10 чел. × 5 ч : 8 ч). Таким образом, средняя численность работников фирмы составит уже не 102 человека, а только 98 (102 – 10 + 6). Поэтому с нового года фирма имеет право перейти на "упрощёнку".

И наконец, последний критерий, который придётся соблюдать при переходе на УСН, – стоимость имущества. Ограничение по остаточной стоимости основных средств для "упрощенцев" составляет 150 млн рублей. Оценивают имущество по данным бухучёта. Ограничение по стоимости ОС распространяется, как мы уже выяснили, не только на компании, но и на "индивидуалов". Вот на что ещё следует обратить внимание: при определении лимита стоимости основных средств "упрощенцам" следует учитывать объекты недвижимости, полученные по концессионному соглашению (письмо Минфина России от 26.08.2015 № 03-11-09/49191).

Поскольку речь в письме идёт о передаче имущества по концессионному соглашению, финансисты обращаются к положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее – Закон № 115-ФЗ).

Как гласит часть 1 статьи 3 этого Закона, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется создать или реконструировать недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту). Кроме того, концессионер обязуется осуществлять деятельность с использованием этого объекта недвижимости. В свою очередь концедент обязуется предоставить концессионеру право пользования и владения этим имуществом.

В то же время Законом № 115-ФЗ также установлено, что имущество, передаваемое по концессионному соглашению, отражается на балансе концессионера (а не концедента), причём обособленно от остального его имущества. Концессионер ведёт самостоятельный учёт в отношении этого объекта, а также начисляет на него амортизацию.

Исходя из этого в Минфине России делают следующий вывод. Остаточную стоимость объекта недвижимости, полученного по концессионному соглашению, "упрощенец" должен учитывать для расчёта лимита стоимости основных средств в целях применения УСН (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). И если остаточная стоимость основных средств, полученных по концессионному соглашению, превысит 100 миллионов рублей, концессионер-"упрощенец" утрачивает право применять этот спецрежим.

Переход на УСН… …с обычной системы налогообложения

Остаточную стоимость имущества и прав определяют как разницу между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной до перехода на "упрощёнку".

…с ЕСХН

При переходе на УСН с единого сельскохозяйственного налога этот показатель рассчитывают так. Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, которая сложилась на момент перехода на сельхозналог, уменьшают на сумму расходов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

…с ЕНВД

Если вы переходите на "упрощёнку" с ЕНВД, остаточную стоимость найдите как разницу между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания) этих активов и суммой амортизации за период применения ЕНВД. Эту величину рассчитайте по правилам бухгалтерского учёта.

Фирмы и предприниматели, которые в середине года перестали быть плательщиками ЕНВД, могут перейти на УСН с начала того месяца, в котором они уже не обязаны платить "вменённый" налог (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Но только в том случае, если они прекратили вести "вменённую" деятельность и начали осуществлять другой вид деятельности или если их деятельность перестала облагаться ЕНВД по решению местных властей. Такие разъяснения даёт ФНС России в письме от 25.02.2013 № ЕД-3-3/639@.

С 1 января 2017 года для таких бывших "вмененщиков" установлен срок для подачи уведомления о переходе на УСН. Это касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Подать уведомление о переходе на УСН они должны не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Если фирма (предприниматель) в течение года утратила право на "вменёнку", то с начала квартала, в котором произошло данное нарушение, она обязана перейти на общий режим налогообложения. Перейти на УСН она сможет только с 1 января следующего года, уведомив об этом инспекцию не позднее 31 декабря текущего года (письмо Минфина РФ от 28.12.2012 № 03-11-06/2/150).

"Вписаться" в 150-миллионные рамки большинству фирм и предпринимателей не так уж сложно. А в случае превышения критической отметки имейте в виду следующее.

В расчёт этого показателя берут не все основные средства, а только амортизируемые. Об этом сказано в подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Поскольку земельные участки не являются амортизируемым имуществом (п. 2 ст. 256 НК РФ), их стоимость при определении лимита не учитывают.

В письме от 31.07.2013 № 03-11-06/2/30602 Минфин России рассмотрел ситуацию, когда фирма, купившая объект стоимостью более 100 млн рублей (применительно к ситуации до 1 января 2017 г.), не утратила право на применение "упрощёнки". В данной ситуации компания на УСН приобрела транспортные суда общей стоимостью более 100 млн рублей и зарегистрировала их в Российском международном реестре судов (РМРС). Поскольку суда, зарегистрированные в РМРС, исключены из перечня амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 НК РФ), учитывать их стоимость при определении лимита по основным средствам не нужно.

Если всё-таки лимит превышен, от "опасных" излишков имущества можно избавиться. Для этого проведите инвентаризацию. Вышедшие из строя или морально устаревшие основные средства спишите. Часть оборудования можно продать.

Кроме того, объекты, которые вы приобрели в конце года, предшествующего переходу на УСН, постарайтесь до следующего года оставить в ранге капвложений. Ведь капиталовложения не являются основными средствами (п. 3 ПБУ 6/01). А потому имущество, купленное или построенное до перехода на упрощённую систему, станет основным средством только после того, как вы учтёте его на счёте 01. В результате этого маневра вы получите двойную выгоду: во-первых, сможете перейти на УСН; во-вторых, спишете объект на расходы по правилам "упрощёнки", что гораздо выгоднее.

Наконец, часть "сверхлимитных" основных средств можно "перевести" на дружественную фирму (предпринимателя), а затем взять у них в аренду или лизинг. Такое имущество нельзя включать в расчёт лимита, даже если оно числится у вас на балансе.

Обратите внимание

Если по отдельным видам деятельности вы платите "вменённый" налог, то при переводе других отраслей на "упрощёнку" ограничения по числу работников и стоимости имущества вы должны выполнить по фирме в целом, а предельную величину доходов – отдельно по видам деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Как определить, может ли фирма применять УСН

В фирме, которая торгует продуктами питания, работают 15 человек. У фирмы есть:

  • здание склада с офисом первоначальной стоимостью 12 500 000 руб. и суммой амортизации 1 600 000 руб.;
  • несколько компьютеров и офисная мебель с первоначальной стоимостью 200 000 руб. и суммой амортизации 50 000 руб.
За девять месяцев текущего года фирма продала товаров на 17 700 000 руб. (в том числе НДС – 2 700 000 руб.).

Чтобы определить, можно ли перейти на упрощенную систему, бухгалтер фирмы сделал такой расчёт:

  • средняя численность работников (15 человек) меньше 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемого имущества равна 11 050 000 руб. ((12 500 000 – 1 600 000) + (200 000 – 50 000)). Такая величина меньше 150 000 000 руб.;
  • выручка фирмы за девять месяцев равна 15 000 000 руб. (17 700 000 – 2 700 000). Это меньше 112 500 000 руб.

Таким образом, фирма удовлетворяет всем критериям, позволяющим со следующего года перейти на упрощённую систему налогообложения.

Если превышения предельного порога стоимости основных средств избежать не удалось, нужно учесть следующее.

Если несмотря на принятые меры "упрощенец" не уложился в лимит остаточной стоимости основных средств, он теряет право на применение УСН. Утрата права применять этот спецрежим происходит с начала того квартала, в котором допущено превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). "Упрощенцу" придётся перейти на иной режим налогообложения и исчислять налоги так, как будто он является вновь созданной организацией (вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем).

Перейти c общей системы на упрощённую можно с 1 января нового года. Если вы хотите применять УСН в 2019 году, подайте в налоговую инспекцию уведомление до 31 декабря 2018 года. Его форма утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. А формат представления уведомления в электронном виде – Приказом ФНС России от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@.v

Как перейти на УСН вновь созданным фирмам или вновь зарегистрированным ИП

Вновь созданные фирмы (зарегистрированные предприниматели) могут подать уведомление о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учёт в налоговой инспекции. В этом случае применять упрощённую систему можно с момента регистрации. Чтобы не пропустить тридцатидневный срок, можно уведомить о переходе на УСН сразу же при подаче документов на регистрацию фирмы. Такой порядок перехода на "упрощёнку" применяется с 1 января 2013 года вновь созданными организациями (зарегистрированными предпринимателями).

Обратите внимание

С 2013 года все фирмы и предприниматели, своевременно не уведомившие о переходе на УСН, лишаются права применять этот спецрежим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). В этом случае инспекция направит нарушителям сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на УСН (форма 26.2-5, утв.приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@).

Вновь зарегистрированный предприниматель, перешедший на УСН с даты постановки на учёт, вправе сменить объект налогообложения только со следующего года. Такие разъяснения дала ФНС России в письме от 02.06.2016 № СД-3-3/2511. Аргументация у налоговиков следующая.

Как уже было сказано выше, вновь зарегистрированный предприниматель уведомляет налоговую инспекцию о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учёт, указанной в свидетельстве о постановке на учёт в ИФНС (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). С этой даты, указанной в свидетельстве, ИП признаётся плательщиком "упрощённого" налога.

Обратите внимание

Налоговая инспекция не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом о применении УСН, если обоснованность её применения была уже фактически признана. В качестве такого признания принято во внимание, что налоговики не возражали против уплаты фирмой авансовых платежей по УСН.

Для предпринимателей, зарегистрированных впервые и желающих сразу применять УСН, налоговым периодом будет считаться период времени с момента постановки на учёт в ИФНС до окончания текущего года (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Соответственно, если уведомление о переходе на УСН подано в середине года, то объект налогообложения, указанный в нём, нельзя менять до окончания года, пояснили в ФНС. Такое же правило действует и для организаций.

Иначе складывается ситуация, если налогоплательщик до перехода на УСН применял другой режим налогообложения (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). В этом случае он должен уведомить налоговую инспекцию о переходе на "упрощёнку" не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором он хочет применять спецрежим. Разумеется, с указанием выбранного объекта налогообложения. Налоговый период для таких "упрощенцев" начинается с 1 января года, следующего за годом подачи уведомления в ИФНС.

В письмах от 14.10.2015 № 03-11-11/58878 и от 16.01.2015 № 03-11-06/2/813 Минфин России дал следующие рекомендации налогоплательщикам. Если ИП подаёт уведомление о переходе на УСН с начала следующего календарного года, но затем решает изменить первоначально выбранный объект налогообложения, он может уточнить ранее поданное уведомление. Но не позднее 31 декабря года, в котором оно было подано, то есть до начала применения УСН. В новом уведомлении нужно указать другой объект налогообложения. В ФНС России указали, что эти разъяснения Минфина России нельзя применять в рассматриваемом случае. Поскольку предприниматель направил в ИФНС письмо об уточнении уведомления о переходе на УСН уже после даты постановки на учёт в качестве плательщика "упрощённого" налога с выбранным объектом налогообложения.

Таким образом, вновь зарегистрированный предприниматель может сменить объект налогообложения по УСН только с начала нового календарного года.

Незаконное применение УСН

Если обнаружится, что с момента государственной регистрации фирма применяла УСН незаконно, своевременно не уведомив налоговиков о переходе на этот спецрежим, то за весь период работы ей придется доплатить общеустановленные налоги и пени. По операциям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг), нужно будет начислить НДС по полной ставке. Причём даже в случае реализации товаров (работ, услуг), по которым предусмотрены пониженные ставки 0% и 10% (письмо Минфина России от 17.12.2012 № 03-07-11/537).

В этом случае при доначислении НДС можно будет принять к вычету суммы "входного" налога в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса.

Читайте также: