Ставка ндс на соки

Опубликовано: 03.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Ставка НДС 20%

Ставка 20% - базовая, она применяется при расчете НДС на большинство видов пищи согласно п.3 ст. 164 НК РФ, кроме случаев, о которых расскажем далее. Налоговая ставка в размере 20% не требует специального обоснования.

В декларации по НДС прибыль, которую компания получила от продажи своего варенья или колбас, облагаемых по 20% ставке, вносятся в раздел 3, строку 010, графу 3, а сам НДС — в графу 5 той же строки того же раздела.

Ставка НДС 10%

Ставку 10% можно применять, если выполняется каждое из двух следующих условий.

НДС на продукты питания

Условие 1. Продукт должен входить в специальный перечень, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. В этот список входят базовые и необходимые для здорового питания виды пищи, но не входят деликатесы. Например, в перечне есть овощи, молоко и изделия из него, мясо и продукты из него, кроме вырезки, языка, колбас, копченостей и консервов.

Состав перечня часто меняется, происходят включения и исключения, и нужно постоянно следить за изменениями. Например, с октября 2019 в него включили ягоды и фрукты, в том числе арбузы.

Для применения ставки 10% нужно, чтобы код продукта присутствовал в любом из следующих перечней:

  • Общероссийском классификаторе продукции (ОКПД2) для отечественных товаров, согласно Постановлению Правительства от 31.12.2004 №908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»;
  • Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) – для импортной, в соответствии с письмом Минфина России от 04.07.2012 № 03-07-08/167.

Если кода продукта нет ни в одном из этих перечней, продавец имеет право применить при расчете НДС только налоговую ставку 20%.

Условие 2. Налогоплательщик должен сам подтвердить свое право на ставку 10%. Для этого требуется любой документ, удостоверяющий соответствие продукта питания техническим регламентам, согласно письму ФНС РФ от 07.12.2011 № ЕД-3-3/4036@ и постановлению ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2012 № А56-29589/2011).

К таким документам относятся:

  • сертификат соответствия;
  • декларация соответствия.

К сожалению, есть судебная практика не в пользу налогоплательщиков, которые пытаются документально подтвердить 10% ставку НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2014 № А56-9963/2013, ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КА-А40/1415-08).

В соответствии с приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, налоговая база и налог, исчисленные по ставке НДС 10%, отражаются в строке 020 (графах 3 и 5) декларации по НДС.

Ставка НДС 0%

Нулевая ставка НДС согласно п.1. ст. 164 НК РФ работает при продаже продуктов питания за пределы РФ. Налогоплательщик должен самостоятельно обосновать применение этой ставки и в течение 180 суток со дня прохождения таможни предоставить документы:

  • копии таможенных деклараций либо их реестров, включая электронные, в соответствии с п. 15 ст. 165 НК РФ, п. 10 ст. 1 закона от 29.12.2014 № 452-ФЗ «Об изменениях в ст. 165 НК РФ»;
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов либо их реестров, включая электронные;
  • копии договоров с контрагентами.

При применении нулевой ставки налогоплательщик заполняет раздел 4 декларации по НДС. Если он не смог вовремя собрать указанный выше пакет документов, он имеет право только на применение налоговой ставки НДС в размере 20% или (при выполнении соответствующих условий, описанных выше) – 10%. В таких случаях в налоговой декларации по НДС заполняют раздел 6.

Освобождение от расчета и уплаты НДС на продукты питания

Компании и ИП освобождаются от НДС в любом из двух случаев:

  • В соответствии с пп 5. п 2. ст. 149 НК РФ — если они произвели или реализовали продукты в столовых образовательных или медицинских учреждений. И все же тогда налогоплательщик тоже обязан самостоятельно обосновать освобождение от расчета и уплаты НДС. Для этого он, в соответствии с письмом Минфина РФ от 03.12.2014 № 03-07-15/61906, должен предоставить лицензии на оказания медицинских либо образовательных услуг.
  • Если налогоплательщик находится на специальном режиме и освобожден от работы с НДС. В соответствии с п.2 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, освобождается от уплаты НДС во всех случаях, кроме следующих: продукты ввозятся на территорию РФ или такой налогоплательщик является налоговым агентом. ИП на патенте также освобождены от уплаты НДС, если только они не ведут такие виды деятельности, на которые не распространяется ПСН, не ввозят продукты на территорию РФ и не осуществаляют операции, облагаемые налогом по ст. 174.1 НК РФ.

Стоимость продуктов питания, освобожденных от начисления НДС, отражается по коду 1010232 в разделе 7 налоговой декларации по НДС.

Ведите учет НДС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия: здесь есть встроенная система проверки расчета НДС. Сервис подскажет, какие документы нужно добавить и какие операции проверить, чтобы уменьшить сумму НДС и избежать штрафов. В Бухгалтерии — простой учет, зарплата, отчетность, интеграция с банками и кассами. Первые две недели бесплатны для всех новичков.

Ставки налога на добавленную стоимость, их действующие размеры отражает ст. 164 НК РФ. Пункт 2 этой статьи содержит список товаров, реализация которых облагается по сниженной ставке – 10%. Законом № 268-ФЗ от 02.08.2019 в этот реестр внесены дополнения — льготная ставка с 01.10.2019 должна распространяться на реализуемые ягоды и фрукты (в т. ч. виноград).

Можно констатировать, что пониженный размер НДС на фрукты в 2019 году актуален как для фруктов/ягод отечественного производства, так и при ввозе их в нашу страну. Поскольку отдельных разъяснений законодателем не дается, льготная ставка действительна при реализации всей продукции – импортной и российской, независимо от того, где ее приобрели. Поправки уже вступили в действие: НДС на ягоды и фрукты с 1октября 2020 должен применяться по ставке 10%. Разберемся, как эти нововведения реализуются на практике.

Как применять с 1 октября 2020

Пока (на 15.10.2019 г.) изменения в Перечень не внесены и еще не известно, какие именно фрукты и ягоды попадут под льготную ставку НДС. А значит применять ее при реализации и ввозе фруктов и ягод пока нельзя. Ждем изменения в Перечень.

Чтобы облагать пальмовое масло по ставке 20%, изменения в Перечень не нужны. Поскольку пальмовое масло исключено из п.2 ст.164 НК РФ, с 01.10.2019 г. ставку 10% применять неправомерно. Повышение ставки НДС на пальмовое масло произошло вовремя. Мы думаем, что многие покупатели уже заметили подорожание молочных изделий и других продуктов, в которых производители используют пальмовое масло.



Участники рынка ждали снижения НДС на фрукты несколько лет Pixabay Производители и продавцы фруктов и ягод пока не рискуют воспользоваться льготным НДС, несмотря на то, что ставка в 10% должна действовать уже с 1 октября. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на нескольких поставщиков фруктов и ритейлеров. Хотя закон уже вступил в силу, до сих пор нет постановления правительства, определяющего, какие именно фрукты и ягоды могут облагаться льготным НДС.

Ранее председатель Ассоциации питомниководов и садоводов Ставропольского края Айдын Ширинов на своей странице в Facebook написал, что торговые сети отказываются заключать договоры с производителями фруктов и оформлять первичные документы с льготным НДС, ссылаясь на отсутствие определения конкретных кодов продукции. Неразбериха в согласовании отдельных положений постановления, очевидно, связана с некоторыми видами ягод и фруктов, которые традиционно не выращивают в России, предположил Ширинов, однако, по его словам, сложно представить, что в список не попадут, например, яблоки.

«Пониженная ставка — закон, а отсутствие кодов — подзаконный акт и, получается, что наших производителей толкают на нарушение закона», — считает он. Кроме того, это провоцирует необоснованный рост цен и однозначно приведет к затовариванию и порче значительной части урожая, уверен Ширинов. В октябре ассоциация направила обращения в Федеральную налоговую службу, Федеральную антимонопольную службу, в Госдуму, Совет Федерации и Генпрокуратуру с просьбой провести проверку этих обстоятельств и дать правовую оценку действий торговых сетей. Копии обращений Ширинов разместил на странице в Facebook.

Президент плодоовощного союза Анатолий Куценко в октябре рассказывал «Агроинвестору», что фактор начисления НДС влияет на цены яблок. «Сейчас ФТС впускает в Россию плодовую продукцию с 10% НДС, но правительством России все еще не принято постановление по определению перечня фруктов и ягод, к которым применяется льготная ставка, и наши производители пока отпускают продукцию с НДС 20%, тогда как условия должны быть равными», — говорил он.

Как пишут «Ведомости», поправки в постановление правительства, которым утверждается перечень товаров с льготным НДС, должен подготовить Минсельхоз. Ведомство работает над проектом документа, сейчас он находится на согласовании с заинтересованными ведомствами. Представитель министерства уточнил изданию, что готовящиеся изменения будут иметь обратную силу и распространятся на правоотношения, возникшие с 1 октября. До утверждения перечня фруктов и ягод НДС должен исчисляться по нормам Налогового кодекса — то есть по ставке 10%. Минсельхоз на запрос «Агроинвестора» не ответил.

Президент Владимир Путин подписал закон, снижающий НДС на фрукты и ягоды 2 августа, участники рынка ждали этого решения несколько лет. О том, что вопрос уменьшения налога прорабатывается, стало известно в апреле. В качестве альтернативной меры поддержки российских производителей рассматривался вариант субсидирования. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, это позволило бы отечественной продукции быть в лучших конкурентных условиях по сравнению с импортной. Тогда как снижая НДС, в том числе, мы будем за счет нашего бюджета дотировать производство в других странах, рассуждал он. В итоге было принято решение, что правительство ограничит перечень фруктов и ягод, по которым будет действовать льготная ставка.

Бюджетный комитет Совета Федерации оценивал возможные потери федерального бюджета из-за снижения НДС на уровне 20 млрд руб. Компенсировать эту сумму предполагается за счет дополнительных налоговых поступлений в результате увеличения производства плодово-ягодной продукции. Однако, хотя уменьшение налоговой ставки и облегчит жизнь производителям, а также позволит снизить розничные цены, чтобы конкурировать с дешевым импортом, это не решит всех проблем отрасли, говорили участники рынка.

Пример 1

При ставке НДС 20% (руб.)При ставке НДС 10% (руб.)
1Производитель продал фрукты за120120
2Начислил НДС2010.91
3Осталось у производителя (стр. 1- стр.2)100109,09

Таким образом, даже при отсутствии вычетов НДС после применения десятипроцентной ставки НДС у производителя фруктов станется 109,09 руб., вместо 100 руб. при применении ставки 20%.

Ставка ндс при продаже фруктов

Исключение составляют швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха, за исключением натуральных овчины и кролика;

  • обуви (за исключением спортивной): пинетки, гусариковая, дошкольная, школьная; валяная; резиновая: малодетская, детская, школьная;
  • кровати детские;
  • матрацы детские;
  • коляски;
  • тетради и дневники школьные;
  • игрушки;
  • пластилин;
  • пеналы;
  • счетные палочки;
  • счеты школьные;
  • тетради и альбомы для рисования;
  • альбомы для черчения;
  • папки для тетрадей;
  • обложки для учебников, дневников, тетрадей;
  • кассы цифр и букв;
  • подгузники.

Пример 2

Предположим перепродавец продавал приобретенные фрукты за 240 руб., в т.ч. НДС 40 руб. по ставке 20%, а будет продавать за те же 240 руб., в т.ч. НДС 10%.

При ставке НДС 20% (руб.)При ставке НДС 10% (руб.)
1«Перепродавец» продал фрукты за240240
2Плата за приобретение фруктов120120
3Начислил НДС4021,82
4Принял к вычету НДС, предъявленный производителем2010,91
5НДС к уплате в бюджет2010,91
6Осталось у «перепродавца» (стр.1-стр.2- стр.5)100109,09

Таким образом, и у перепродавца фруктов после применения ставки НДС 10% прибыль увеличится на 9,09 руб.

Однако, если из приобретенных фруктов изготавливать продукцию, облагаемую по ставке 20%, приобретая их по прежним ценам с НДС 10% и продавая продукцию по прежней цене, то издержки производителя от пониженной ставки НДС вырастут. На практике получится, что «недоплаченные 10% НДС» должен будет уплатить в бюджет производитель продукции с использованием фруктов.

Производство продуктов питания

Нередко при производстве товаров питания субъекты используют пониженную ставку реализации, закупая пищевое сырье по основной ставке 18%. Происходит это по причинам, что при изготовлении продуктов, дальнейшая продажа которых возможна с использованием 10-процентного НДС, присутствует полученное сырье от поставщиков по общей ставке. Законодательство особых требований не предъявляет. Однако при запросе в предоставлении объяснений налоговыми органами следует быть готовым предоставить соответствующую документацию. Наличие верно оформленных счетов-фактур от поставщиков позволяет в полной мере принять входящий НДС по сырью.

Пример 3

Возьмем условия предыдущего примера, но предположим, производитель реализует продукцию за 240 руб., в т.ч. НДС 20% — 40 руб.

При ставке НДС 20% (руб.) по приобретенным фруктамПри ставке НДС 10% по приобретенным фруктам (руб.)
1Производитель продал продукцию за240240
2Плата за приобретение фруктов120120
3Начислил НДС (20%)4040
4Принял к вычету НДС, предъявленный продавцом фруктов2010,91
5НДС к уплате в бюджет2029,09
6Осталось у «перепродавца» (стр.1-стр.2- стр.5)10090,91

Т.е. по факту в нашем примере 9,09 руб., на которые снизились обязательства по уплате НДС у продавца фруктов, придется заплатить в бюджет производителю продукции.

Конечно, если в нашем примере продавец фруктов снизит цену их реализации со 120 до 110 руб. (в т.ч. НДС 10%), то производитель продукции с использованием фруктов останется с прежней «нормой прибыли». Но прибыль продавца фруктов, в этом случае не увеличится.

Итак, снижение ставки НДС на фрукты и ягоды с 20% до 10% порадовало продавцов и импортеров фруктов. Такие изменения позволят им получить дополнительную прибыль или конкурентное преимущество, за счет снижения цены. Но, к сожалению, пока (на 15.10.2019) воспользоваться льготной ставкой никто не может. Полагаем, что после утверждения конкретных кодов фруктов и ягод их распространят на период с 01.10.2019 года и продавцы смогут пересчитать свои обязательства перед бюджетом (хотя в этом случае и покупателям придется уточнить сумму вычетов). Ждем.

Может ли плательщик ЕСХН освободиться от уплаты НДС?

Да, может. Но не всякий. Воспользоваться таким правом может только тот сельхозпроизводитель, который соответствует хотя бы одному из двух условий:

  • он перешёл на ЕСХН в том же календарном году, в котором планирует освободиться от уплаты НДС;
  • сумма его дохода, облагаемого ЕСХН, за предыдущий год была менее установленного порога (100 миллионов рублей за 2020 год, 90 миллионов – за 2020, 80 миллионов – за 2020, 70 миллионов – за 2021, 60 миллионов – за 2022 и последующие годы)

Освободиться от НДС можно. Но нужно ли?

Не всегда освобождение от уплаты НДС выгодно, поэтому обязательно нужно взвесить все «за» и «против».

Освобождение вряд ли будет выгодно тем сельхозпроизводителям, чьи покупатели в большинстве своём сами являются плательщиками НДС. В противном случае – если большинство потребителей продукции плательщиками НДС не являются – выгоднее всё-таки воспользоваться льготой.

Классификатор, перечень и ставки НДС на продукты

После подписания Президентом Российской Федерации закона об очередном внесении изменений в Налоговый кодекс многие статьи этого документа претерпели изменения. В данном материале мы расскажем, как после повышения налога на добавленную стоимость с 18 до 20 % выглядит в 2020 году ставка НДС на продукты питания.


В соответствии с требованиями Налогового кодекса для субъектов предпринимательства существуют четыре категории налога на добавленную стоимость на продукты питания, которые отличаются друг от друга величиной ставок. Это зависит от того, является ли предприятие производителем продукции, или торгует после приобретения оптом либо в розницу.

Налоги и право

Печатные издания (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера)

  • периодические печатные издания;
  • книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.
4.

НДС по ставке 10% и 20%

Кодексом (п.п.1 п.2 ст.164) установлено, что по ставке 10% облагаются при реализации следующие виды продукции:

  • крупный рогатый скот и птица (по живому весу);
  • мясопродукты, без учёта деликатесов;
  • молочные продукты, мороженое;
  • яйца;
  • растительное масло, маргарин, специальные (кулинарные и кондитерские) жиры;
  • сахар, соль, зерно и комбикорма, мука и крупы;
  • хлебобулочные изделия (в том числе, сдоба, сухари и баранки) и макароны;
  • живая рыба (без учёта ценных пород) и морепродукты;
  • детское питание;
  • овощи, в том числе, картофель.

Чтобы подтвердить принадлежность товаров к данной категории, нужно соблюдение двух условий:

  1. Наличие наименования в классификаторе ОКПД2 (для товаров отечественного производства) или номенклатуре ТН ВЭД (для импорта).
  2. Наличие документа, удостоверяющего соответствие техническим требованиям и регламентам (сертификата или декларации соответствия).

База налогообложения и сумма налога с применением ставки НДС 10% отражаются в графа 3 и 5 строки 020 декларации. Основание – приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected]


Для продуктов питания, не указанных в п.2 ст.164, в соответствии со следующим, третьим пунктом, применяется ставка НДС 20%. Если плательщик не в состоянии обосновать применение 10-процентной ставки, товар также облагается налогом с удвоением. База налогообложения и сумма налога включаются в графы 3 и 5 строки 010 декларации.

Какая ставка ндс при реализации овощей и фруктов

Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2006 N Ф04-2888/2006(22724-А27-14), от 22.05.2006 N Ф04-2827/2006(22621-А27-25), от 10.05.2006 N Ф04-1588/2006(22108-А27-6), от 03.05.2006 N Ф04-1795/2006(21953-А27-34)).Таким образом, реализация переработанных овощей (в том числе замороженных и консервированных овощей и их смесей) облагается НДС по ставке 18%. Применение предприятием ставки НДС в размере 10% вызовет обоснованные претензии налоговой инспекции.Е.В.ШоломоваКонсалтинговая группа «Аюдар»22.09.2010 Вопрос: По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме договор управления многоквартирным домом, заключенный с управляющей организацией, был расторгнут и в качестве способа управления выбрано ТСЖ. Управляющая организация не выставляла платежные документы собственникам помещений.

НДС по нулевой ставке

Ставка 0% применяется при расчёте облагаемой суммы для товаров, которые подлежат вывозу за пределы таможенной территории РФ (п.1 ст.164 НК). Разумеется, применение такого размера ставки налога на добавленную стоимость плательщики также должны обосновать. Для этого им предоставляется срок 180 календарных дней.

В налоговый орган по месту регистрации необходимо предоставить пакет документов, который включает копии:

  • договоров с контрагентами;
  • документов, на основании которых осуществляется отпуск, транспортировка и сопровождение товаров;
  • таможенных деклараций.

Если плательщики не имеют возможности предоставления сопроводительных документов на товары в бумажном виде, закон предоставляет им право осуществить данную процедуру в электронном виде. Такое разрешение субъекты предпринимательства получили после принятия закона от 29.12.2014 г. №452-ФЗ, которым были внесены изменения в 165-ю статью Налогового кодекса.


В случае электронного подтверждения происхождения товаров плательщикам необходимо заполнять раздел 4 декларации по налогу на добавленную стоимость. Несоблюдение сроков подтверждения нулевой ставки вынуждает субъекты предпринимательской деятельности уплачивать налог по ставке 10 или 20 %, в зависимости от вида декларируемых товаров. В этом случае в декларации по НДС заполняется шестой раздел.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 августа 2020 г. N 03-07-07/72819 О размере ставки НДС, применяемой при реализации продукции из кижуча (лосося тихоокеанского)

Вопрос: ООО (далее - Общество) осуществляет деятельность по переработке охлажденной и свежемороженой рыбы - разделка тушки (филе, нарезка, куски и т.п.), соление, копчение с целью дальнейшей реализации переработанной продукции.

Закупка рыбной продукции осуществляется у поставщиков рыбы, реализующих в том числе рыбу Кижуч (Лосось тихоокеанский). В первичных документах поставщики указывают именно наименование рыбы "Кижуч".

В свою очередь, мы производим переработку данной рыбы и реализуем далее продукты переработки (филе, пресервы, холодного и горячего копчения) с наименованием "Лосось тихоокеанский", так как приобретаемая нами рыба Кижуч относится к роду лосося тихоокеанского.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение охлажденной, мороженой и других видов обработки, консервов и пресервов производится по налоговой ставке НДС 10%, исключение составляют пресервы филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного, которые облагаются по ставке 20%.

В связи с вышеизложенным, во избежание нарушений в применении корректной ставки НДС и с целью правильного исчисления налога просим разъяснить: вправе ли ООО, закупая охлажденную и свежемороженую рыбу Кижуч, применять ставку НДС в размере 10% при реализации продуктов переработки из вышеуказанной рыбы под наименованием "Лосось тихоокеанский".

Ответ: В связи с письмом по вопросу размера ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при реализации продукции из кижуча (лосося тихоокеанского), Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе следующих продовольственных товаров: море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление N 908) утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Рассматривая вопрос о ставке НДС при реализации продукции из кижуча (лосося тихоокеанского), Минфин разъяснил следующее.

Правительством утверждены коды видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, по ОКПД2.

Организация вправе применять ставку НДС 10% при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении иной продукции применяется ставка 20%.

Присвоение продукции кода по ОКПД2 подтверждается декларациями (сертификатами) о соответствии.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Нередко у предприятий – производителей сока возникают вопросы по поводу порядка применения пониженной ставки НДС в размере 10% и ее подтверждения. Бухгалтеру такого предприятия следует не только знать положения п. 2 ст. 164 НК РФ, но и уметь пользоваться соответствующими подзаконными актами, разбираться в вопросах технологической обработки продукции и декларирования ее соответствия. Для чего? Именно бухгалтеру придется встречать проверку и аргументировать правомерность начисления (вычета) налога по ставке 10%.

Согласно абз. 18 пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ операции по реализации продуктов детского питания облагаются НДС по ставке в размере 10%. В силу ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29‑ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» продукты детского питания – предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты.

Выясняем, позволяет ли код соковой продукции применить ставку НДС 10%

В этот перечень в подгруппу 91 6260 «Соки, нектары, напитки сокосодержащие овощные и овощефруктовые детского питания» включены виды продукции 91 6261 «Соки овощные и овощефруктовые детского питания», 91 6262 «Нектары овощные и овощефруктовые детского питания», 91 6263 «Напитки сокосодержащие овощные и овощефруктовые детского питания», а в подгруппу 91 6360 «Консервы детского, диетического, диабетического питания. Продукция соковая из фруктов и овощей для детского питания» – виды продукции 91 6363 «Соки детского питания», 91 6366 «Напитки сокосодержащие детского питания», 91 6367 «Нектары детского питания», 91 6368 «Морсы детского питания».

В примечании к Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, говорится: принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в данном перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005‑93, приведенных в названном перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии.

Здесь следует дать некоторые пояснения.

Во-первых, пояснения касательно отраслевых стандартов. Эти стандарты предусматривались ст. 8, 9 утратившего силу Закона РФ от 10.06.1993 № 5154‑1 «О стандартизации». С 30.06.2003 вступил в силу Закон о техническом регулировании [3] , и отраслевые стандарты перестали относиться к документам в области стандартизации, используемым на территории РФ (ст. 13). Кроме того, согласно ст. 46 Закона о техническом регулировании нормативные документы федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в этой статье, в частности защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей. На сегодняшний день практически на всю пищевую продукцию приняты техрегламенты, поэтому отраслевые стандарты на такую продукцию, даже если они специально не были отменены, не применяются.

Во-вторых, по факту не во всех национальных стандартах (ГОСТ или ГОСТ Р) указаны коды ОКП на продукцию, на которую они распространяются. Например, код ОКП не приведен в ГОСТ Р 52474‑2005 «Консервы. Продукция соковая. Соки и нектары для питания детей раннего возраста. Технические условия» [4] , а в ГОСТ Р 54628‑2011 «Продукты для детского питания. Консервы мясные. Пюре для прикорма детей раннего возраста. Технические условия» [5] – указан (код 92 1600).

Получается, что только в технических условиях всегда присутствует указание на код ОКП. Технические условия – это технический документ, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции. ТУ – неотъемлемая часть технической документации на продукцию, и при отсутствии документации они должны содержать полный комплекс требований к продукции, ее изготовлению, контролю и приемке (п. 3.1, 3.2 ГОСТ 2.114‑95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» [6] ). В обозначении ТУ на пищевые продукты (которое имеет формат ТУ xxxx-xxx-xxxxxxxx-xx) после индекса ТУ указывается четырехзначный код продукта по ОКП (п. 4.4.1 ГОСТ Р 51740‑2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению» [7] ). А на титульном листе ТУ указывают, как правило, шестиразрядный код ОКП. При этом если ТУ распространяется на несколько продуктов, то указывается код, включающий все продукты, представленные в ТУ (п. 4.2.8 ГОСТ Р 51740‑2001). Кроме того, при формировании наименования продуктов учитывается наименование соответствующей классификационной группировки ОКП на уровне вида, а при его отсутствии – подгруппы или группы (п. 4.3.2 ГОСТ Р 51740‑2001).

Налоговые органы неоднократно поясняли, что именно соответствие кодов ОКП, указанных в технической документации, кодам ОКП, приведенным в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, является основанием для применения ставки НДС 10% (письма ФНС РФ от 22.09.2011 № ЕД-4-3/15526@, от 27.09.2006 № ШТ-15-03/1041, УФНС по г. Москве от 17.11.2009 № 16‑15/120322, от 20.01.2009 № 19‑11/003306). Причем по общему правилу, закрепленному в п. 9 Постановления Правительства РФ от 10.11.2003 № 677, которым утверждены общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, определение кода вида продукции по ОКП осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этой продукции к соответствующему коду и наименованию позиции ОКП. При отнесении кодов ОКП продукции к кодам ОКП, приведенным в Перечне кодов по ОКП, следует учитывать вид (название) продовольственных товаров (Письмо УФНС по г. Москве от 29.10.2009 № 16‑15/113594).

На сегодняшний день практически вся пищевая продукция подлежит декларированию соответствия. В декларации о соответствии, форма которой утверждена Приказом Минпромэнерго РФ от 22.03.2006 № 54, в соответствующей строке указывается код продукции по ОКП. В Письме от 01.06.2010 № 03‑07‑07/32 Минфин отметил: соответствие кода ОКП, указанного в декларации о соответствии продукции, коду ОКП, приведенному в Перечне, может являться основанием для применения пониженной ставки НДС в отношении данной продукции. Однако в письмах налоговых органов прослеживается позиция о том, что одной декларации о соответствии для подтверждения правомерности применения 10% ставки НДС недостаточно. Налоговики обращают внимание, что код ОКП в декларации о соответствии должен соответствовать коду ОКП в национальном стандарте и техническом условии (письма ФНС РФ от 01.02.2011 № КЕ-4-3/1420@, УФНС по г. Москве от 02.03.2012 № 16‑15/18660). А в Письме ФНС РФ от 07.12.2011 № ЕД-3-3/4036@ говорится, что только на основании сертификата соответствия при отсутствии технического условия на продукцию нельзя дать заключение о возможности применения пониженной ставки НДС.

Влияет ли объем упаковки соковой продукции на размер ставки НДС?

Сразу скажем: существуют утратившие на сегодняшний день актуальность разъяснения Роспотребнадзора (Письмо от 26.06.2007 № 0100/6483‑07‑32) о том, что реализация в торговой сети соков при фасовке их объемом более 0,35 л с надписью «для детского питания» не допускается. Это аргументировалось следующим. В пункте 2.2 СанПиН 2.3.2.1940‑05 говорится, что продукты детского питания и их компоненты должны соответствовать гигиеническим нормативам безопасности и пищевой ценности продуктов детского питания, установленным СанПиН 2.3.2.1078‑01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» [9] . На момент издания Письма № 0100/6483‑07‑32 Роспотребнадзора СанПиН 2.3.2.1078‑01 предусматривал гигиенические требования исключительно к сокам, предназначенным для питания детей раннего возраста, то есть до 3 лет (п. 3.1.3 приложения 3) и требования к соковой продукции общего назначения, то есть для всех возрастных групп, за исключением детей до 3 лет (п. 1.6.5 приложения 1). Причем требования к сокам для питания детей раннего возраста (по показателям пищевой ценности, микробиологии, кислотности и безопасности) были значительно выше по сравнению с общими требованиями (к сокам для иных возрастных категорий лиц). На тот момент гигиенических требований к сокам для детей дошкольного (от 3 до 6 лет) и школьного (от 6 до 14 лет) возраста в СанПиН 2.3.2.1078‑01 не содержалось. Поэтому, несмотря на то что к продуктам детского питания могли относиться продукты для питания детей в возрасте до 14 лет, поскольку гигиенических требований к соковой продукции для питания детей в возрасте от 3 до 14 лет действовавшее на тот момент законодательство не содержало, Роспотребнадзор исходил из того, что к сокам для детского питания можно было отнести только соки для питания детей до 3 лет, а все иные соки являются продуктами общего назначения (для всех возрастных групп, за исключением детей до 3 лет). Учитывая, что с 01.07.2005 вступили в силу СанПиН 2.3.2.1940‑05, п. 6.3 которых предписывал фасовать жидкие продукты для питания детей раннего возраста в упаковки объемом не более 0,35 л, в Письме № 0100/6483‑07‑32 ведомство сделало вывод, что реализация соков в упаковках объемом более 0,35 л с надписью «для детского питания» не допускается. А еще раньше, в Письме от 14.07.2005 № 0100/5402‑05‑32, Роспотребнадзор указал, что техническая документация на продукцию, не являющуюся специализированным продуктом питания для детей дошкольного и школьного возраста, но которая может быть использована в питании детей дошкольного и школьного возраста, например на соковую продукцию в упаковке более 0,35 л, оформляется как на продукт общего назначения, в санитарно-эпидемиологическом заключении на продукцию, и в технической документации (в технических условиях в разделе «область применения») в области применения указывается «для всех возрастных категорий, за исключением детей до трех лет». Маркировка указанной продукции осуществляется в соответствии с технической документацией.

На базе этих писем Роспотребнадзора некоторые налоговики, а вслед за ними и судьи делали выводы, что к сокам для детского питания относятся соки, предназначенные для детей в возрасте до 3 лет в упаковках объемом не более 0,35 л. А из этого вывода следовал другой вывод: только такие соки (в упаковках до 0,35 л) облагаются НДС по льготной ставке НДС. Все остальные соки должны облагаться НДС по ставке 18%.

Но ситуация давно изменилась, ведь с 01.09.2008 в СанПиН 2.3.2.1078‑01 были установлены гигиенические требования к сокам, нектарам, напиткам и морсам для питания дошкольников и школьников (разд. 3.2 «Продукты для питания дошкольников и школьников» дополнен п. 3.2.5 «Фруктовые и овощные консервы (соки, нектары, напитки, морсы, пюре: фруктово-молочные и фруктово-зерновые пюре; комбинированные продукты)» [10] ). К сокам для детей данной возрастной группы никаких ограничений по объему упаковки не установлено. Поэтому не вызывает абсолютно никаких сомнений тот факт, что вне зависимости от объема упаковки соки для детского питания облагаются при реализации НДС по ставке 10%.

Однако нередко при проверках налоговые органы доначисляют предприятиям-производителям НДС по ставке 18%, если выясняется, что соковая продукция для детей реализовывалась в упаковках объемом более 0,35 л. И это несмотря на то, что в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ нет указания, что применение льготной ставки зависит от объемов упаковок детского питания и возрастных групп детей, а с 01.09.2008 в СанПиН 2.3.2.1078‑01 были установлены гигиенические требования к соковой продукции для дошкольников и школьников (дополнительно к требованиям к продукции для детей до 3 лет, которые в нем были). Но и фискальные органы, и большинство арбитров считают, что объем упаковки на ставку по НДС никак не влияет. Главное – соответствие кода ОКП продукции коду в «льготном» перечне.

Так, в Письме ФНС РФ от 14.08.2013 № АС-4-3/14746@ отмечается, что пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ ограничения для применения налоговой ставки 10% по НДС по объему упаковки и возрастным группам детей не установлены. В Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, включены соки для детского питания независимо от объема их упаковки и возрастных групп детей. Получается, если коды соковой продукции для детского питания включены в указанный перечень, то операции по реализации данных соков облагаются НДС по налоговой ставке 10% независимо от объема упаковки.

В Письме от 30.04.2014 № 03‑07‑07/20520 Минфин также напрямую указывает: при реализации на территории РФ соков для детского питания в упаковках объемом более 0,35 л применяется ставка НДС в размере 10%. Финансисты напомнили, что с 01.07.2013 вступил в силу Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 882. Подпунктом 13 ст. 2 названного техрегламента установлено, что к соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания относятся соки, предназначенные для питания детей раннего возраста (до 3 лет), дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и школьного возраста (от 6 лет и старше) и отвечающие физиологическим потребностям организма детей соответствующих возрастных групп. При этом в силу ст. 5 техрегламента на потребительской упаковке соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания в наименовании данной продукции или в непосредственной близости от него должны быть указаны слова «для детского питания» или иные отражающие предназначение продукции для питания детей слова и размещена информация о возрастной категории детей, для которых предназначена эта продукция.

В судебной практике превалирует позиция о том, что ставка НДС 10% применяется при реализации соков для детского питания вне зависимости от объема упаковки. Такой вывод сделан, например, в Постановлении ФАС ЗСО от 05.12.2011 по делу № А45-3067/2011. Арбитражный суд отклонил доводы налогового органа о том, что в представленных на проверку счетах-фактурах и товарных накладных отражены наименования соков, отличающиеся от наименований, указанных в сертификатах соответствия производителей; упаковка (емкость) в данных документах указана объемом 3 л, в то время как детские соки продаются в упаковке 0,35 л; каких‑либо указаний в товарных накладных и счетах-фактурах, представленных на проверку, на то, что реализуемый товар предназначен для детского питания, или на код товара по ОКП 005‑93, по которому можно определить принадлежность товара к продуктам для детского питания, не имеется. Суд исходил из того, что коды продуктов, содержащиеся в спецификации к договорам, включены в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации. Эти коды соответствуют сертификатам, а в первичных документах имеется ссылка на конкретный договор, что позволяет соотнести продукцию. В Постановлении ФАС МО от 06.06.2006 по делу № А40-57870/05‑117‑556 судьи указали, что размер упаковки не влияет на возможность отнесения соков и нектаров к продукции детского питания. Сертификатами соответствия подтверждается соответствие продукции техническим условиям и допускается расфасовка в тару большого объема (до 1,5 л). Таким образом, спорная продукция является детским питанием, и ее реализация в силу пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ облагается НДС по ставке 10%. В Постановлении ФАС МО от 30.05.2008 № КА-А41/3226‑08‑П налоговый орган при доначислении налогоплательщику НДС исходил из того, что производитель не представил доказательства того, что производимая им продукция является продукцией детского питания, а именно:

  • сведения об объеме произведенной продукции в упаковке объемом, не превышающем 0,35 л в налоговом периоде;
  • заключения с указанием на то, что производимая продукция является продукцией детского питания;
  • сведения об информировании покупателей об области применения названной продукции.
Нужно сказать, что нижестоящие суды вняли этим доводам налоговиков, а также учли отсутствие у производителя отдельной линии производства детского питания и в итоге пришли к выводу о необоснованном применении налоговой ставки по НДС 10%. Однако ФАС МО признал выводы нижестоящих судов, основанные на доводах о нарушении производителем СанПиН 2.3.2.1940‑05, ошибочными. Суд указал: налоговый орган не вправе контролировать качество продукции, это компетенция Роспотребнадзора. А поскольку в деле отсутствуют сведения Роспотребнадзора о нарушении обществом СанПиН по сырью, готовой продукции и упаковке, суды согласно принципу разделения властей вправе были утверждать о таком нарушении, и поэтому их суждение о неправомерности применения ставки НДС10% незаконно.

Впрочем, в единичных случаях арбитры принимают и иные решения. Например, в Постановлении ФАС СКО от 22.02.2011 по делу № А01-1757/2009 суд пришел к выводу, что правомерность применения ставки НДС 10% не доказана. Арбитры сослались на Письмо Роспотребнадзора № 0100/5402‑05‑32, а также на то, что представленные налогоплательщиком сертификаты соответствия не содержали всей предусмотренной законом информации (основания выдачи сертификата, указания на товарный знак), в некоторых сертификатах наименование ассортимента товарного знака было аналогично наименованию товара, который отнесен к иному коду продукции, не включенному в перечень товаров, облагаемых по ставке НДС 10%.

Итак, соответствие кода ОКП соковой продукции для детей одному из кодов, приведенных в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, – это единственное условие для применения пониженной ставки НДС. Объем упаковки на правомерность применения ставки НДС 10% не влияет.

[1] Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301.

[2] Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

[3] Федеральный закон от 27.12.2002 № 184‑ФЗ «О техническом регулировании».

[4] Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 № 496‑ст.

[5] Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2011 № 776‑ст.

[6] Введен Постановлением Госстандарта РФ от 08.08.1995 № 425.

[7] Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 25.04.2001 № 191‑ст.

[8] Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.01.2005 № 3.

[9] Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 № 36.

[10] Дополнения и изменения № 10 к СанПиН 2.3.2.1078‑01, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.07.2008 № 43.

Снижение НДС на фрукты и ягоды с 20% до 10%

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2019 года N 1952 поставило точку на снижении НДС с 20% до 10% на фрукты и ягоды, включая виноград. Теперь в перечень кодов товаров, облагаемых НДС в размере 10% в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 добавлен раздел "Фрукты и ягоды (включая виноград)". Этот раздел включён как в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции (ОКП), так и в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

1. Раздел включаемый в перечень кодов товаров в соответствии с ОКП.

Фрукты и ягоды (включая виноград)
01.13.21 Арбузы
из 01.13.29 * > Дыни
01.21 Виноград
01.22 * > Фрукты тропические и субтропические (кроме бананов, включая плантайны свежие)
01.23 Плоды цитрусовых культур
01.24 Плоды семечковых и косточковых культур
01.25.1 Ягоды и плоды растений вида Vaccinium
01.25.2 Семена плодовых культур
01.25.9 Плоды деревьев и кустарников прочие, не включенные в другие группировки
01.30.10.123 Рассада ягодных культур
01.30.10.130 Культуры плодовые и ягодные, включая черенки и отводки
01.30.10.131 Культуры плодовые семечковые
01.30.10.132 Культуры плодовые косточковые
01.30.10.133 Культуры ягодные
01.30.10.136 Виноград (культура ягодная)
01.30.10.139 Культуры плодовые и ягодные прочие
02.30.40.120 Ягоды дикорастущие

* > Для целей применения настоящей позиции следует руководствоваться как кодом ОК 034-2014, так и наименованием товара.

2. Раздел включаемый в перечень кодов товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС

Фрукты и ягоды (включая виноград)

Код ТН ВЭДФрукты и ягоды
Финики, инжир, ананасы, авокадо, гуайява, манго и мангостан, или гарциния, свежие
из 0804100000 финики свежие
0804201000 инжир свежий
0804300001 ананасы свежие
из 0804400000 авокадо свежие
0804500001 свежие гуайява, манго и мангостан, или гарциния
Цитрусовые плоды, свежие
0805102000 апельсины сладкие, свежие
0805108000 апельсины прочие, свежие
0805210000 мандарины (включая танжерины и сатсума), свежие
0805220000 клементины свежие
0805290000 вилкинги и аналогичные гибриды цитрусовых, свежие
0805400000 грейпфруты, включая помело, свежие
из 080550 лимоны (Citrus limon, Citrus limonum) и лаймы(Citrus aurantifolia, Citrus latifolia), свежие
из 0805900000 цитрусовые плоды прочие, свежие
Виноград
080610 виноград свежий
Арбузы, дыни и папайя, свежие
0807110000 арбузы свежие
0807190000 прочие дыни свежие
0807200000 папайя свежая
Яблоки, груши и айва, свежие
080810 яблоки
080830 груши
0808400000 айва
Абрикосы, вишня и черешня, персики (включая нектарины), сливы, терн, алыча (ткемали, вишнеслива), свежие
0809100000 свежие абрикосы
0809210000 вишня кислая, или вишня обыкновенная (PRUNUS CERASUS), свежая
0809290000 кислая вишня (PRUNUS CERASUS), прочая
0809301000 нектарины свежие
0809309000 прочие персики свежие
0809400500 сливы свежие
0809409000 терн свежий
Земляника (клубника), малина, ежевика, смородина черная, белая или красная, крыжовник, клюква, черника и прочие ягоды рода Vaccinium, киви, хурма, барбарис, кизил, гранат, фейхоа, мушмула, прочие фрукты, ягоды дикорастущие, свежие
0810100000 земляника (клубника) свежая
0810201000 малина свежая
из 0810209000 ежевика свежая
081030 смородина черная, белая или красная и крыжовник
081040 клюква, черника и прочие ягоды рода Vaccinium
0810500000 киви
0810600000 дуриан
0810700000 хурма
0810902000 тамаринд, анакардия, или акажу, личи, джекфрут, саподилла, пассифлора, или страстоцвет, карамбола и питайя
из 0810907500 барбарис, кизил, гранат, фейхоа, мушмула, прочие фрукты, свежие
из 0810 ягоды дикорастущие, свежие
Семена, рассада, корни, черенки и отводки фруктовых и ягодных культур (включая виноград)
из 0602 корни, черенки и отводки плодовых деревьев (включая виноград), кустарников, кустарничков, семена и рассада ягодных культур
из 1209 семена плодовых деревьев

Действие закона распространяется на все торговые отношения, начиная с 1 октября.

До внесения изменений применение налога 10% было рискованным, так как отсутствовали наименования и коды видов фруктов и ягод в перечне ОКП, и в перечне ТН ВЭД. Теперь все участники рынка могут быть уверены, что НДС на указанные фрукты-ягоды будет 10%.

Обращаем внимание, что в перечне отсутствуют бананы, кроме того на пальмовое масло ставка НДС 10% больше не действует.

Читайте также: