Совершенствование налоговой системы ндс

Опубликовано: 12.05.2024

гуманитарных и естественных наук

Гребенникова, В. А. Совершенствование налога на добавленную стоимость / В. А. Гребенникова, Е. Е. Санжарова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 141-143.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В.А. Гребенникова, к анд . экон . наук, доцент

Е.Е. Санжарова , студент

Кубанский государственный университет

( Россия, г . Краснодар)

Аннотация . Данная статья посвящена налогу на добавленную стоимость (НДС), к о торый является одним из основны х федеральных налогов и составляет доходную часть бюджета. В результате исследования были рассмотрены нововведения по налогу на д о бавленную стоимость (НДС) и возможные последствия, а также проблемы их реализ а ции.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость (НДС), модернизация НДС, экон о мические рычаги, налогообложение, налоговая система.

Среди множества экономических рыч а гов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления эк о номикой в условиях рынка. От того, н а сколько правильно построена система н а логообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозя й ства. Как известно, налоги являются на и более важным источником пополнения прибыли государства. Совершенно оч е видно, что чем выше доля конкретного н а лога в общих налоговых поступлениях, тем более значимым признаётся этот н а лог. Если учесть, что сумма уплачиваем о го населением НДС в 2016 году составила 5302,3 млрд. рублей и превысила уплаче н ный НДФЛ почти в два раза, то из этого следует, что НДС играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации  2  .

Налог на добавленную стоимость (НДС) сегодня является одним из наиболее значимым и трудным для понимания и у п латы налогом. Именно по этому налогу возникает много споров между налогопл а тельщиками и налоговыми органами. П о этому п о сложившейся традиции в течение 2017 года в налоговое законодательство внесли большое количество изменений, одни из которых уже вступили в силу, другие должны вступить в действие с 1 января 2018 или в течение 2018 года. В том числе изменения коснулись НДС, этим и обусловлена актуальность выбранной мной темы [2].

Министерство финансов Российской Федерации опубликовало письмо №03-07/51894 от 14.08.2017 года, в котором главной темой для обсуждения стоял в о прос о возложении обязанностей по уплате НДС на покупателей товаров, а именно налоговых агентов. В настоящее время Министерством финансов России данный законопроект только разрабатывается, а его принятие рассматривается, как эксп е римент. При этом законопроект о возл о жении обязанностей по уплате НДС на н а логовых агентов вступит в силу только для реализации отдельных видов продукции, в частности, лома и отходов чёрных и цве т ных металлов, сырых шкур. Вывод о цел е сообразности его более широкого прим е нения можно будет сделать только по ит о гам внедрения данного законопроекта.

Существует неопределённость и неув е ренность добросовестных компаний в пр а ве на вычет НДС, которые не могут отв е чать за исполнение налоговых обяз а тель ств вс ех контрагентов в цепочке. Именно поэтому ФНС решила обратиться к опыту Евросоюза при администриров а нии НДС в отраслях, в которых наблюд а ется наибольший риск мошенничества с налогом. Данный механизм делает нев ы годным многоступенчатые перепродажи с целью уклонения от уплаты налога, п о скольку налог «не попадает в цепочку», а к вычету при таких продажах можно заявить только тот НДС, кото рый исчислен самим покупателем – налоговым агентом [4].

Бухгалтерам придётся принять на себя дополнительные обязанности и оплачивать НДС не только за проданные или произв е дённые товары, но и за те товары и услуги, которые приобрела организация или ИП, этот факт является основным минусом введения данного законопроекта.

Что же касается плюсов, то предполаг а ется, что таким образом упростится пр о цедура его возврата, а также повысится собираемость.

С 01.01.2018 года вероятно повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 21 или до 22%. Компенсировать это собираются понижением процентной ставки до 22% на страхование, за которое платят работодатели. Уплату придётся производить исключительно в электро н ном виде. Данное изменение находится на стадии обсуждения и подписания, его вв е дение очень вероятно, но не абсолю т но [5] .

Так , Министерство финансов предлаг а ет повышение НДС с 18% до 22%, Мин э кономразвития – повышение до 21%, и н а конец, торгово-промышленная палата РФ, так же, как и Министерство финансов предполагает повышение до 22%, но при этом должно произойти сохранение льгот по НДС в размере 10% на продовольс т венные товары, детские товары и товары первой необходимости. Из этого можно сделать вывод, что, так как все финанс о вые ведомства нашего государства едины в этом вопросе, то повышение НДС в 2018 году вполне очевидно.

Последствия возможных изменений НДС можно с той или иной долей вероя т ности просчитать, если точно знать, какая из вышеперечисленных систем будет вв е дена в действие.

Если говорить об увеличении НДС, но при этом уменьшении страховых взносов, то от этого выиграют, конечно же, бю д жетные организации, и те фирмы, в кот о рых доля заработной платы сотрудникам составляет значительную часть статьи ра с ходов. Таких компаний в российском эк о номическом секторе, к сожалению, не так уж и много [1] .

Большинство российских фирм окажется в достаточно неприятной ситуации, так как повышение НДС автоматически влечёт за собой повышение цен на продукцию, а это чревато потерей определённого пр о цента покупателей. Так увеличение НДС до 22% главным образом негативно отразится на отраслях, в которых заняты ни з коквалифицированные рабочие, в том числе работающие нелегально (строительство, коммунальное хозяйство, торговля), а также в добывающей, обрабатывающей промышленности и в машиностроении. Что же касается повышения НДС на 21%, то вся неэкспортирующая внутренняя экономика окажется в достаточно тяжёлом п о ложении [2] .

Согласно прогнозам аналитиков Мин и стерства финансов РФ, повышение НДС и НДФЛ в 2018 году должно принести в г о сударственную казну 5,4 трлн. рублей, что составит 38% от общего количества денег в государственном бюджете [1] .

Ведущие экономисты выделяют 2 вида рисков, обусловленных планируемыми н а логовыми новациями:

– возможность возвращения обильного теневого сектора;

– возможность увеличения инфляции на 2%.

Поэтому наряду с вопросом об увел и чении налогов рассматриваются и меры по борьбе с теневыми выплатами зарплат и меры предотвращения инфляции [5] .

Также на рассмотрении в Государс т венной Думе находится проект, которым предполагается оптимизировать список документов, которые обосновывают право применения ставки НДС 0%. В частности, предполагается:

– исключить норму, согласно которой нулевая ставка применяется, только если покупатель экспортируемых товаров — иностранное лицо;

– исключить товаросопроводительные документы из списка документов, которые обосновывают право на применение ста в ки 0% при вывозе товаров за рубеж;

– исключить признак обладания правом собственности (аренды) на вагоны, кот о рые используются в международных пер е возках, как условие применения ставки 0%;

– ввести в статью 165 НКРФ норму, аналогичную норме статьи 93 НК РФ, с о гласно которой документы в ИФНС под а ются 1 раз [3] .

Ещё одним значительным нововведен и ем в области НДС является введение д о полнительной льготы. Так от налога осв о бодили передачу медицинских изделий в лизинг с правом выкупа. Такая льгота по я вилась в статье 149 НК РФ, изменение вступило в силу с 1 октября 2017 года [3] и т.д.

В заключение хотелось бы сказать, что НДС является одним из наиболее сложных для понимания и расчёта налогов в Ро с сийской Федерации. И, как известно, нал о говая политика на современном этапе н а правлена не на придумывание нового, а на совершенствование действующего закон о дательства. Нововведения налога на д о бавленную стоимость могут иметь довол ь но-таки противоречивые последствия. В теоретическом плане, данные изменения должны непременно оказать положител ь ное влияние, они должны способствовать совершенствованию НДС. К таким нов о введениям относятся льготные ставки НДС, которые действуют сейчас, прежд е всего в отношении социально- значимых товаров: некоторых видов продовольствия, товаров для детей, медицинских изделий. Но с другой стороны, изменения могут привести и к негативным последствиям, а именно, повышению инфляции или увел и чению масштабов теневого сектора.

1. Изменения налогового законодательства // Налоговые споры. – 2017. – №3. –С . 4-9.

2. Изменения налогового законодательства // Налоговые с поры. – 2017. – №10. – С . 4-8.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации : текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2017 г. – Москва: Эскимо, 2017. – 1472 с .

4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации № 03-07/51894 от 14.08.2017 года.

5. Черник Д.Г. Налоги – очень острый инструмент // Налоговые споры. – 2016. – №1. – С . 22-26.

IMPROVEMENT OF THE TAX FOR ADDED VALUE

V.A. Grebennikova , candidate of economic sciences, associate professor

E.E . Sanzharova , student

Kuban state university

Abstract. This article is devoted to the value-added tax (VAT), which is one of the main fede r al taxes and makes up the revenue side of the budget. As a result of the study, innovations in the value-added tax (VAT) and possible consequences, as well as the problems of their implement a tion, were considered.

Keywords: value-added tax (VAT), modernization of VAT, economic levers, taxation, tax sy s tem.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немыкина Олеся Евгеньевна, Кулиненко Алексей Сергеевич

В статье анализируются проблемы правового обеспечения налога на добавленную стоимость. Делается вывод о том, что правовое регулирование косвенного налогообложения требует дальнейшего совершенствования. Повышение доходов федерального бюджета предлагается достигнуть не за счет повышения ставок НДС , а за счет мер, направленных на повышение собираемости данного налога . Авторы считают необходимым разработать и внедрить Федеральную программу, направленную на стимулирование совершения налогооблагаемых операций; создать четкую систему критериев эффективности работы налоговых органов, связав собираемые суммы НДС с размерами вознаграждений сотрудников ФНС; активизировать информационную составляющую деятельности налоговых органов путем проведения конкурсов, олимпиад под лозунгом «Современное общество немыслимо без налогов ».

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Немыкина Олеся Евгеньевна, Кулиненко Алексей Сергеевич

IMPROVING THE VALUE-ADDED TAX SYSTEM

The article analyzes the problems of legal support of value added tax . The conclusion is made that the legal regulation of indirect taxation requires further improvement. It is proposed that the increase in federal budget revenues be achieved not by increasing VAT rates, but by measures aimed at increasing the collection of this tax . The authors consider it necessary to develop and implement a federal program aimed at stimulating the commission of taxable transactions; create a clear system of criteria for the effectiveness of the tax authorities, linking the collected VAT amounts with the remuneration of employees of the Federal Tax Service; to intensify the informational component of the activity of tax authorities by holding contests and competitions under the slogan «Modern society is unthinkable without taxes».

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость»

УДК 347.73:336.02 DOI: 10.22394/2074-7306-2019-1-4-90-94

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно -правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Ростовский филиал (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 66). доцент кафедры «Теория и история государства и права», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (344010, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1). E-mail: alis2610@yandex.ru

магистрант, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Ростовский филиал (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 66). E-mail: rapgospd@bk.ru

В статье анализируются проблемы правового обеспечения налога на добавленную стоимость. Делается вывод о том, что правовое регулирование косвенного налогообложения требует дальнейшего совершенствования. Повышение доходов федерального бюджета предлагается достигнуть не за счет повышения ставок НДС, а за счет мер, направленных на повышение собираемости данного налога. Авторы считают необходимым разработать и внедрить Федеральную программу, направленную на стимулирование совершения налогооблагаемых операций; создать четкую систему критериев эффективности работы налоговых органов, связав собираемые суммы НДС с размерами вознаграждений сотрудников ФНС; активизировать информационную составляющую деятельности налоговых органов путем проведения конкурсов, олимпиад под лозунгом «Современное общество немыслимо без налогов».

Ключевые слова: публичная финансовая деятельность, налог, косвенное налогообложение, НДС, юридический и фактический налогоплательщик, налоговое право, принципы налогообложения, фискальная функция, налоговая обязанность, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, акты законодательства о налогах и сборах, налоговое законодательство, судебная практика.

Налоговые системы современных стран сочетают в себе как прямые, так и косвенные налоги.

История и практика налогообложения убедительно говорят о том, что чем ниже уровень экономического развития государства, тем большую роль играют косвенные фискальные платежи.

Как и другие налоги, НДС имеет соответствующую правовую форму. Принцип законно установленного налога, пронизывающий все налоговое право России, развивает конституционное положение о признании и защите всех форм собственности, определяет правовой механизм формирования налоговых доходов бюджетов всех уровней.

В юридической науке обращается внимание на особенности НДС, как косвенного фискального платежа. Он относится к числу «зеркальных» платежей - его сумма исчисляется как разница между суммой НДС, включенной в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг и суммой НДС, охваченной стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг.

Поскольку НДС является налогом федерального уровня, это означает, что его правовое регулирование обеспечивается нормами Налогового кодекса Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами, а также подзаконными актами федеральных органов публичной власти.

При этом важно не забывать, что подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые в форме Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, Приказов Министерства финансов Российской Федерации не могут изменять или дополнять законодательные положения. В процессе правового регулирования НДС не могут принимать участие налоговые и таможенные органы, поскольку в их компетенцию не входят вопросы разработки и принятия подзаконных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения.

Плательщиками НДС признаются:

- физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,

- лица, которые признаются плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза1.

Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без должного правового оформления, не могут ссылаться на это в свое оправдание при нарушении требований актов законодательства о налогах и сборах2.

Пленум ВАС РФ справедливо обратил внимание на то, что Налоговый кодекс Российской Федерации не признает плательщиками НДС публично-правовые образования. Действительно, на них не могут быть возложены права и обязанности субъекта налогообложения, поскольку устанавливать налоги является монопольным правом государства.

В то же время совершенно иная ситуация складывается в отношении государственных (муниципальных) органов, которые имеют статус юридического лица. Они могут выступать в двух ипостасях: как представители государства в рамках осуществления возложенных на них публично-правовых функций, и как самостоятельные хозяйствующие субъекты, осуществляющие разнообразные финансово-хозяйственные операции. В последнем случае они становятся плательщиками НДС3.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает механизм освобождения от исполнения обязанности по НДС.

Он неприменим в отношении:

- тех лиц, которые в течение трех последовательно наступающих месяцев занимаются реализацией подакцизных товаров;

- при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Механизм освобождения от уплаты НДС существенно разнится в зависимости от

Первый порядок предусмотрен для лиц, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога. Второй - для остальных субъектов, которые могут претендовать на освобождение, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превзойдет сумму в два миллиона рублей.

Специальный механизм освобождения от исполнения обязанностей по НДС предусмотрен для организаций, имеющих статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности в рамках реализации ряда Федеральных законов. Они имеют возможность получить освобождение от выполнения обязанностей плательщика НДС в течение десяти лет со дня получения правового статуса участника проекта.

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

2 Письмо Минфина России от 20.06.2019 № 03-07-14/45041// СПС «Консультант Плюс».

3 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»// СПС «Консультант Плюс».

Налоговый кодекс Российской Федерации, помимо обязательных элементов налогообложения, предусматривает и элементы факультативного характера. В роли таковых выступают налоговые льготы. От налогообложения освобождены, например, операции по предоставлению арендодателем в аренду на российской территории помещений иностранным гражданам; реализация определенных видов медицинских товаров; услуги по перевозке пассажиров.

Реализация статьи 149 НК РФ вызывает определенные сложности и у налогоплательщиков, и у налоговых органов. Дело в том, что, по мнению ВАС РФ (позиция остается актуальной), при решении вопроса о возможности истребования налоговыми органами документов, подтверждающих право на налоговые льготы, необходимо проводить анализ статьи 149 НК РФ через призму легального определения понятия «налоговые льготы».

ВАС РФ определил, что, если при перечислении оснований освобождения указаны конкретные категории налогоплательщиков (например, медицинские организации, адвокатские бюро), то такие пункты статьи 149 НК РФ закрепляют налоговые льготы. Если освобождение не нацелено на предоставление преимуществ определенным субъектам, налоговая льгота не имеет места быть.

Позиция ВАС РФ и основанная на ней судебная практика представляется спорной. Статья 149 НК РФ называется «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)». Буквальное толкование, как названия, так и содержания рассматриваемой нормы позволяет сделать вывод о том, что в ней закрепляются налоговые льготы по НДС. Они специфичны, поскольку НДС является косвенным налогом. Принимая во внимание это обстоятельство, представляется необходимым внести изменения в статью 88 НК РФ, дополнив ее положением следующего содержания: «Пункт 6 статьи 88 НК РФ не распространяется на основания освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ».

«Изюминкой» исчисления и уплаты НДС являются, на наш взгляд, налоговые вычеты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Поскольку НДС является косвенным налогом, скрытым в стоимости товара, работы, услуги, налогоплательщики ведут постоянные расчеты с государственным бюджетом, перечисляя туда фискальный платеж или, наоборот, ставя вопрос о возмещении.

Возмещение НДС возможно в том случае, когда по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов оказалась больше исчисленного фискального платежа. В этом случае у налогоплательщика есть право выбора: либо вернуть переплату на свой расчетный счет, либо подать заявление о зачете в счет будущих налоговых периодов, либо использовать переплату для погашения налоговой задолженности по налогам федерального уровня.

Как показывает практика, «переплата» по НДС возникает, если плательщик:

- занимается поставкой товаров на экспорт (они облагаются по ставке ноль процентов);

- приобретает сырье по ставке 20 процентов, а при исчислении налога при реализации продукции использует ставку 10 процентов;

- объем приобретенных товаров меньше объема реализованных.

Возмещение НДС предполагает выполнение ряда условий. Налогоплательщик должен представить в налоговый орган в установленный срок декларацию и документы, подтверждающие его право на вычет. Среди последних выделяется счет-фактура. Это специальный документ, который служит основанием для принятия покупателем сумм НДС к вычету. Он может быть оформлен на бумажном носителе или иметь электронную форму.

Налоговые органы проводят камеральную проверку и принимают решение либо о возмещении НДС (полностью или частично), либо об отказе.

Анализ действующего законодательства позволяет констатировать весьма печальный факт: НДС не только самый сложный налог, порождающий массу судебных споров, недопониманий между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и самый нестабильный с точки зрения правового обеспечения. В соответствующую главу НК РФ вносят постоянные изменения и дополнения. Конечно, некоторые из них объективно обусловлены потребностями времени. Например, с октября 2019 года при реализации пальмового

масла применяется ставка не 10, а 20 процентов, в то время как при реализации фруктов -наоборот (ставка 10 процентов). Такими мерами законодатель пытается защитить здоровье российских граждан. В то же время постоянное внесение изменений и дополнений не позволяет обеспечить стабильность налогового законодательства, его предсказуемость.

Проведенные исследования показывают, что доля НДС в региональных бюджетах существенно снижается. Как отмечает Е.А. Чумакова, и с данной позицией трудно не согласиться, снижение темпов роста НДС в структуре региональных доходов означает снижение спроса на определенные виды предпринимательской деятельности [1, с. 43 - 53]. Отсюда, можно сделать вывод: если публично-правовое образование хочет увеличить поступления от НДС, не прибегая к чисто фискальным методам (путем, например, увеличения налоговых ставок, расширения налоговой базы), необходимо одновременно стимулировать как развитие налогооблагаемых операций, так и потребление производимых товаров (работ, услуг).

Еще одним существенным фактором, влияющим на долю НДС в структуре фискальных платежей, выступает его собираемость. Существенную помощь могут оказать налоговый мониторинг, а также судебная практика, акцентирующая внимание законодателей на проблемах правового регулирования НДС [2, с. 22 - 25].

Важное значение для создания комфортных условий существования НДС имеет, на наш взгляд, также вопрос повышения правовой культуры налогоплательщиков.

В целях повышения эффективности правового регулирования налога на добавленную стоимость предлагается:

- разработать и внедрить Федеральную программу, нацеленную, с одной стороны, на стимулирование совершения налогооблагаемых НДС операций (это позволит увеличить долю данного фискального платежа), а с другой - на повышение потребления среди населения и организаций;

- разработать критерии эффективности работы налоговых органов по сбору НДС, установив четкую правовую взаимосвязь между законно собираемыми суммами НДС и размерами вознаграждений сотрудников налоговых органов;

- активизировать информационную составляющую деятельности налоговых органов путем проведения конкурсов, олимпиад под лозунгом «Современное общество немыслимо без налогов».

Продумывая новые изменения, вносимые в механизм правового регулирования НДС, важно не забывать горький опыт прошлых лет. Налоги могут очень быстро «уничтожить» множество налогоплательщиков, приведя их к банкротству. От этого никто не выиграет. Сиюминутная выгода от налоговых доходов сменяется периодом длительного экономического кризиса, больно бьющим по всем категориям субъектов права, включая публично-правовые образования.

1. Чумакова Е.А. Место и роль НДС в налоговой системе в формировании доходных источников бюджетов (на примере Волгоградской области) // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 8.

2. Мирошник С.В. Правовые основы налогового мониторинга // Налоги. 2019. № 5.

Nemykina Olesya Evgenyevna, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, FGBOU VO «Russian State University of Justice», the Rostov brunch (66, Lenina St., Rostov-on-Don, 344038, Russian Federation); Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344010, Russian Federation). E-mail: alis2610@yandex.ru

Kulinenko Alexey Sergeyevich, the undergraduate, FGBOU VO «Russian State University of Justice», the Rostov brunch (66, Lenina St., Rostov-on-Don, 344038, Russian Federation). E-mail: rapgospd@bk.ru

IMPROVING THE VALUE-ADDED TAX SYSTEM Abstract

The article analyzes the problems of legal support of value added tax. The conclusion is made that the legal regulation of indirect taxation requires further improvement. It is proposed that the increase in federal budget revenues be achieved not by increasing VAT rates, but by measures aimed at increasing the collection of this tax. The authors consider it necessary to develop and implement a federal program aimed at stimulating the commission of taxable transactions; create a clear system of criteria for the effectiveness of the tax authorities, linking the collected VAT amounts with the remuneration of employees of the Federal Tax Service; to intensify the informational component of the activity of tax authorities by holding contests and competitions under the slogan «Modern society is unthinkable without taxes».

Key words: Public financial activity, tax, indirect taxation, VAT, legal and actual taxpayer, tax law, tax principles, fiscal function, tax duty, object of taxation, tax base, tax rate, acts of legislation on taxes and fees, tax legislation, court practice.

УДК 346.12 DOI: 10.22394/2074-7306-2019-1-4-94-100

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОМИНАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗА ДОЛГИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: gena.mcrtchyan@yandex.ru

Настоящая статья посвящена анализу сложившейся ситуации привлечения номинальных руководителей к субсидиарной ответственности. В судебной практике появляется все больше случаев, когда директором юридического лица ставят лицо, которое в реальности не обладает полномочиями по управлению обществом. В конечном счете бе-нифициары бизнеса оставляют его, накопив долги, а номинальный директор несет ответственность по долгам общества. Данная ситуация наносит вред не только самим номинальным руководителям, но и деловому обороту, так как контрагенты юридического лица, возглавляемого номинальным директором, не получают встречного исполнения по обязательствам, в связи с чем несут убытки. В данной статье предпринята попытка найти решение данной проблемы.

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, субсидиарная ответственность, бенефициар, номинальный руководитель, директор, убытки, вред, должник, выгодоприобретатель.

Мкртчян Геннадий Мнацаканович

На сегодняшний момент основная цель номинальных руководителей заключается в сокрытии личности конечного бенефициара бизнеса, который, как правило, в таком случае имеет противоправный характер. Зачастую реальный владелец компании, желая избежать ответственности за уклонение от уплаты налогов, либо за причинение вреда кредиторам путем вывода активов или иных правонарушений, нанимает в качестве директора лицо, готовое за вознаграждение подписывать необходимые бенефициару бизнеса документы. Кроме того, нередки случаи, когда для создания видимости независи-

В статье рассматривается регламент проведения камеральной налоговой проверки по налогу на добавленную стоимость (НДС), возможное ее сокращение с помощью автоматизированной информационной системы (АИС).

Ключевые слова: камеральная налоговая проверка, налог на добавленную стоимость, налоговые риски, налоговая декларация, автоматизированная информационная система, налоговое администрирование

В последние годы идет активная модернизация налоговой системы, включая вопросы налогового

администрирования. Одной из первоочередных мер, по мнению экспертного сообщества, для создания стабильной налоговой системы на долгосрочный период является пересмотр подходов к мероприятиям налогового контроля.

Действующая система регулирования налогового контроля была сформирована более 15 лет назад. За это время в экономической жизни страны, организационной контрольной работе налоговых органов произошли существенные изменения: появились новые инструменты и формы контроля.

Согласно общему правилу, срок проведения камеральной проверки любой налоговой декларации составляет три месяца со дня ее представления (ст. 88 НК РФ), однако камеральная налоговая проверка на основе декларации по НДС, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом для иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ, сроки камеральной проверки декларации по НДС остались прежними – шесть месяцев.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС российскими организациями.

При поступлении в инспекцию налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков системой управления рисками «АСК НДС» присваивается определенное значение уровня налогового риска:

- высокий уровень налогового риска;

- средний уровень налогового риска;

- низкий уровень налогового риска;

- неопределенный уровень налогового риска.

Налоговая инспекция обеспечивает проведение оценки налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по НДС, в соответствии с присвоенным налоговым риском.

Не позднее 30 календарных дней, следующих за днем представления налоговых деклараций по НДС, необходимо обеспечить оценку представленных деклараций на наличие имеющихся признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах.

На основании сведений из книг покупок, продаж и журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, отраженных в налоговой декларации по НДС, в ПК «АСК НДС – 2» производится сопоставление операций в автоматизированном режиме в целях выявления противоречий и несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган контрагентом налогоплательщика.

Если в рамках камеральной налоговой проверки расхождения в прикладной подсистеме «Контроль НДС» не сформированы, но с помощью аналитических возможностей в ПК СЭОД установлены риски, в части занижения налоговой базы по НДС, инспекции необходимо самостоятельно определить необходимый и достаточный перечень мероприятий налогового контроля в зависимости от установленного нарушения.

Не позднее 45 календарных дней, следующих за днем представления налоговых деклараций по НДС, инспекцией по результатам проведенных мероприятий налогового контроля должна быть собрана максимальная полная доказательная база, свидетельствующая о наличии (отсутствии):

- фактов злоупотребления налогоплательщиком правом применения налогового вычета по НДС;

- обстоятельств получения необоснованного возмещения, в том числе путем имитации хозяйственных операций, создания фиктивного документооборота, при отсутствии реального движения товара (выполнения работ, оказания услуг), использование организаций по цепочке, не исполняющих налоговые обязательства, свидетельствующих о согласованности действий участников сделки, подконтрольности проверяемому налогоплательщику;

- признаков налоговых правонарушений и доказательств их совершения для последующего формирования безусловных и объективных выводов по результатам камеральной налоговой проверки.

Оценка полученных в ходе проведения мероприятий налогового контроля документов (информации) проводится в совокупности и взаимосвязи.

Сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС позволит добросовестным налогоплательщикам быстрее использовать возмещенные из бюджета денежные средства в своем бизнесе, что положительно скажется на развитии отдельных компаний и экономики страны, в целом. Можно предположить, что следующим шагом в этом направлении будет сокращение до двух месяцев сроков камеральной проверки и остальных налоговых деклараций.

При этом вызывает вопросы норма о продлении до трех месяцев камеральной проверки декларации по НДС в случае установления налоговыми органами признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. Речь идет не о нарушениях, которые выявлены в ходе камеральной проверки, а о признаках, указывающих на возможные нарушения. В Налоговом Кодексе РФ не определены данные признаки, соответственно, налогоплательщики опасаются, что сроки камеральной налоговой проверки будут продлятся, в случае малейшего признака нарушений.

Вместе с тем, сокращение сроков камеральной налоговой проверки приводит к потере качества проводимых мероприятий налогового контроля. Любая поданная декларация юридического лица попадает в единую базу данных налогоплательщиков, хранящаяся в ЦОД, который позволяет максимально быстро и точно обрабатывать информацию. Это особенно актуально в ходе проверки НДС, когда сверяются данные контрагентов по каждой сделке. Автоматизированная система оперативно проводит сверку и выявляет несоответствия, при этом риск ошибок сводится к минимуму. Однако, в действительности процесс обработки всех полученных деклараций может длиться от двух недель до одного месяца. Это связанно с тем, что массив информации, поступивший в налоговый орган, огромен. В некоторых инспекциях число организаций, подающих декларацию по НДС, может превышать 10 000. Помимо обработки самой декларации программным комплексом «АИС Налог-3» должны быть произведены сопоставления записей, отраженных в сведениях из книги покупок, продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов- фактур.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговая инспекция, даже с учетом электронного документооборота с налогоплательщиком, может не успеть получить необходимые документы от контрагента, по которому образовался «налоговый разрыв» для продления инициированной налоговой проверки.

Улучшению процесса обработки поручений об истребовании документов способствует автоматизация процесса приема поручения, составление требования и направление его в адрес налогоплательщика. Данные мероприятия должны составляться автоматически, без участия налогового инспектора в данном процессе.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1

2. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики / Гончаренко Л.И., Малковаю Ю.В., Адвокатова А.С. - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва), 2018г.

3. Тимошенко В.А. Совершенствование контроля за исчислением и уплатой НДС на базе "АСК НДС-2"// Право и экономика. 2017. № 11 (357). С. 61-65.

Библиографическая ссылка на статью:
Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/34017 (дата обращения: 23.04.2021).

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов ,так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы.. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии . Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений , поэтому она требует значительного усовершенствования

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система .Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство проблем налоговой системы как правило выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы,и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых одной из главных проблем является - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых – нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем ,что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя экономический кризис.

В – третьих одним из недостатков налоговой системы является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим – нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.,что не способствует эффективному функционированию налоговой системы .

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов ,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления

Таким образом ,мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.

Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения , для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.

Итак в данной статье были рассмотрены проблемы налоговой системы и приведены возможные пути ее совершенствования . Этот вопрос остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные недостатки и постараться сделать нашу систему проще.

Библиографический список

  1. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012. — 105 с.
  2. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. — 71 с.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая Глава 26.2 ст 346.11
  4. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.


Количество просмотров публикации: Please wait

гуманитарных и естественных наук

Гребенникова, В. А. Совершенствование налога на добавленную стоимость / В. А. Гребенникова, Е. Е. Санжарова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 141-143.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В.А. Гребенникова, к анд . экон . наук, доцент

Е.Е. Санжарова , студент

Кубанский государственный университет

( Россия, г . Краснодар)

Аннотация . Данная статья посвящена налогу на добавленную стоимость (НДС), к о торый является одним из основны х федеральных налогов и составляет доходную часть бюджета. В результате исследования были рассмотрены нововведения по налогу на д о бавленную стоимость (НДС) и возможные последствия, а также проблемы их реализ а ции.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость (НДС), модернизация НДС, экон о мические рычаги, налогообложение, налоговая система.

Среди множества экономических рыч а гов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления эк о номикой в условиях рынка. От того, н а сколько правильно построена система н а логообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозя й ства. Как известно, налоги являются на и более важным источником пополнения прибыли государства. Совершенно оч е видно, что чем выше доля конкретного н а лога в общих налоговых поступлениях, тем более значимым признаётся этот н а лог. Если учесть, что сумма уплачиваем о го населением НДС в 2016 году составила 5302,3 млрд. рублей и превысила уплаче н ный НДФЛ почти в два раза, то из этого следует, что НДС играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации  2  .

Налог на добавленную стоимость (НДС) сегодня является одним из наиболее значимым и трудным для понимания и у п латы налогом. Именно по этому налогу возникает много споров между налогопл а тельщиками и налоговыми органами. П о этому п о сложившейся традиции в течение 2017 года в налоговое законодательство внесли большое количество изменений, одни из которых уже вступили в силу, другие должны вступить в действие с 1 января 2018 или в течение 2018 года. В том числе изменения коснулись НДС, этим и обусловлена актуальность выбранной мной темы [2].

Министерство финансов Российской Федерации опубликовало письмо №03-07/51894 от 14.08.2017 года, в котором главной темой для обсуждения стоял в о прос о возложении обязанностей по уплате НДС на покупателей товаров, а именно налоговых агентов. В настоящее время Министерством финансов России данный законопроект только разрабатывается, а его принятие рассматривается, как эксп е римент. При этом законопроект о возл о жении обязанностей по уплате НДС на н а логовых агентов вступит в силу только для реализации отдельных видов продукции, в частности, лома и отходов чёрных и цве т ных металлов, сырых шкур. Вывод о цел е сообразности его более широкого прим е нения можно будет сделать только по ит о гам внедрения данного законопроекта.

Существует неопределённость и неув е ренность добросовестных компаний в пр а ве на вычет НДС, которые не могут отв е чать за исполнение налоговых обяз а тель ств вс ех контрагентов в цепочке. Именно поэтому ФНС решила обратиться к опыту Евросоюза при администриров а нии НДС в отраслях, в которых наблюд а ется наибольший риск мошенничества с налогом. Данный механизм делает нев ы годным многоступенчатые перепродажи с целью уклонения от уплаты налога, п о скольку налог «не попадает в цепочку», а к вычету при таких продажах можно заявить только тот НДС, кото рый исчислен самим покупателем – налоговым агентом [4].

Бухгалтерам придётся принять на себя дополнительные обязанности и оплачивать НДС не только за проданные или произв е дённые товары, но и за те товары и услуги, которые приобрела организация или ИП, этот факт является основным минусом введения данного законопроекта.

Что же касается плюсов, то предполаг а ется, что таким образом упростится пр о цедура его возврата, а также повысится собираемость.

С 01.01.2018 года вероятно повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 21 или до 22%. Компенсировать это собираются понижением процентной ставки до 22% на страхование, за которое платят работодатели. Уплату придётся производить исключительно в электро н ном виде. Данное изменение находится на стадии обсуждения и подписания, его вв е дение очень вероятно, но не абсолю т но [5] .

Так , Министерство финансов предлаг а ет повышение НДС с 18% до 22%, Мин э кономразвития – повышение до 21%, и н а конец, торгово-промышленная палата РФ, так же, как и Министерство финансов предполагает повышение до 22%, но при этом должно произойти сохранение льгот по НДС в размере 10% на продовольс т венные товары, детские товары и товары первой необходимости. Из этого можно сделать вывод, что, так как все финанс о вые ведомства нашего государства едины в этом вопросе, то повышение НДС в 2018 году вполне очевидно.

Последствия возможных изменений НДС можно с той или иной долей вероя т ности просчитать, если точно знать, какая из вышеперечисленных систем будет вв е дена в действие.

Если говорить об увеличении НДС, но при этом уменьшении страховых взносов, то от этого выиграют, конечно же, бю д жетные организации, и те фирмы, в кот о рых доля заработной платы сотрудникам составляет значительную часть статьи ра с ходов. Таких компаний в российском эк о номическом секторе, к сожалению, не так уж и много [1] .

Большинство российских фирм окажется в достаточно неприятной ситуации, так как повышение НДС автоматически влечёт за собой повышение цен на продукцию, а это чревато потерей определённого пр о цента покупателей. Так увеличение НДС до 22% главным образом негативно отразится на отраслях, в которых заняты ни з коквалифицированные рабочие, в том числе работающие нелегально (строительство, коммунальное хозяйство, торговля), а также в добывающей, обрабатывающей промышленности и в машиностроении. Что же касается повышения НДС на 21%, то вся неэкспортирующая внутренняя экономика окажется в достаточно тяжёлом п о ложении [2] .

Согласно прогнозам аналитиков Мин и стерства финансов РФ, повышение НДС и НДФЛ в 2018 году должно принести в г о сударственную казну 5,4 трлн. рублей, что составит 38% от общего количества денег в государственном бюджете [1] .

Ведущие экономисты выделяют 2 вида рисков, обусловленных планируемыми н а логовыми новациями:

– возможность возвращения обильного теневого сектора;

– возможность увеличения инфляции на 2%.

Поэтому наряду с вопросом об увел и чении налогов рассматриваются и меры по борьбе с теневыми выплатами зарплат и меры предотвращения инфляции [5] .

Также на рассмотрении в Государс т венной Думе находится проект, которым предполагается оптимизировать список документов, которые обосновывают право применения ставки НДС 0%. В частности, предполагается:

– исключить норму, согласно которой нулевая ставка применяется, только если покупатель экспортируемых товаров — иностранное лицо;

– исключить товаросопроводительные документы из списка документов, которые обосновывают право на применение ста в ки 0% при вывозе товаров за рубеж;

– исключить признак обладания правом собственности (аренды) на вагоны, кот о рые используются в международных пер е возках, как условие применения ставки 0%;

– ввести в статью 165 НКРФ норму, аналогичную норме статьи 93 НК РФ, с о гласно которой документы в ИФНС под а ются 1 раз [3] .

Ещё одним значительным нововведен и ем в области НДС является введение д о полнительной льготы. Так от налога осв о бодили передачу медицинских изделий в лизинг с правом выкупа. Такая льгота по я вилась в статье 149 НК РФ, изменение вступило в силу с 1 октября 2017 года [3] и т.д.

В заключение хотелось бы сказать, что НДС является одним из наиболее сложных для понимания и расчёта налогов в Ро с сийской Федерации. И, как известно, нал о говая политика на современном этапе н а правлена не на придумывание нового, а на совершенствование действующего закон о дательства. Нововведения налога на д о бавленную стоимость могут иметь довол ь но-таки противоречивые последствия. В теоретическом плане, данные изменения должны непременно оказать положител ь ное влияние, они должны способствовать совершенствованию НДС. К таким нов о введениям относятся льготные ставки НДС, которые действуют сейчас, прежд е всего в отношении социально- значимых товаров: некоторых видов продовольствия, товаров для детей, медицинских изделий. Но с другой стороны, изменения могут привести и к негативным последствиям, а именно, повышению инфляции или увел и чению масштабов теневого сектора.

1. Изменения налогового законодательства // Налоговые споры. – 2017. – №3. –С . 4-9.

2. Изменения налогового законодательства // Налоговые с поры. – 2017. – №10. – С . 4-8.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации : текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2017 г. – Москва: Эскимо, 2017. – 1472 с .

4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации № 03-07/51894 от 14.08.2017 года.

5. Черник Д.Г. Налоги – очень острый инструмент // Налоговые споры. – 2016. – №1. – С . 22-26.

IMPROVEMENT OF THE TAX FOR ADDED VALUE

V.A. Grebennikova , candidate of economic sciences, associate professor

E.E . Sanzharova , student

Kuban state university

Abstract. This article is devoted to the value-added tax (VAT), which is one of the main fede r al taxes and makes up the revenue side of the budget. As a result of the study, innovations in the value-added tax (VAT) and possible consequences, as well as the problems of their implement a tion, were considered.

Keywords: value-added tax (VAT), modernization of VAT, economic levers, taxation, tax sy s tem.

Читайте также: