Снижение ндс в казахстане

Опубликовано: 04.05.2024

В реализацию Указа Президента РК от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» подписано постановление Правительства РК № 141 от 27.03.2020 года, в котором приняты очередные меры по вопросам налоговой политики.

1️. Снижена ставка НДС до 8% при реализации и импорте товаров, включенных в перечень социально значимых продовольственных товаров (см. утвержденный перечень в постановлении Правительства РК от 1 марта 2010 года № 145).

2️. Освобождены до 31 декабря 2020 года от уплаты акцизов производители подакцизных товаров на территории РК по бензину (за исключением авиационного), дизельному топливу, реализуемым на экспорт.

3️. В сфере туризма, общественного питания и гостиничных услуг в 2020 году применяют коэффициент «0» к ставкам налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по объектам налогообложения, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

4️. До 01.06.2020 года субъектам микро-, малого или среднего предпринимательства:

  • предоставлена отсрочка уплаты по всем налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам;
  • приостановлены меры принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности, а также задолженности по социальным платежам, за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска;
  • продлены сроки исполнения уведомления, предусмотренного подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса, наступающие в период ЧП (с 15 марта 2020 года по 15 апреля 2020 года), за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска;
  • приостановлено течение сроков проведения проверок, осуществляемых органами государственных доходов, на период ЧП, при этом срок приостановления не включается в срок проверки.

О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налоговой политики

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. На период до 1 октября 2020 года установить ставку налога на добавленную стоимость в размере 8% при совершении оборотов по реализации и импорте товаров, включенных в перечень социально значимых продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № 145.

2. На период до 31 декабря 2020 года освободить от уплаты акцизов производителей подакцизных товаров на территории Республики Казахстан по бензину (за исключением авиационного), дизельному топливу, реализуемым на экспорт.

3. На 2020 год установить коэффициент «0» к ставкам налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по объектам налогообложения, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере туризма, общественного питания и гостиничных услуг.

4. Для налогоплательщиков, отнесенных к категории субъектов микро, малого или среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан:

- предоставить отсрочку срока уплаты по всем налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам до 1 июня 2020 года;

- приостановить до 1 июня 2020 года принятие мер в части применения способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности, а также задолженности по социальным платежам, за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска;

- продлить до 1 июня 2020 года сроки исполнения уведомления, предусмотренного подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), наступающие в период чрезвычайного положения
(с 15 марта 2020 года по 15 апреля 2020 года), за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска;

- приостановить течение сроков проведения проверок, осуществляемых органами государственных доходов, на период чрезвычайного положения, при этом срок приостановления не включается в срок проверки.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Премьер-Министр Республики Казахстан А. Мамин

Наряду с Россией участниками Таможенного союза являются Казахстан и Белоруссия. С 1 января 2010 года на территории этих стран действует единый таможенный тариф и порядок взимания косвенных налогов. В целом существование таможенного союза трех стран открывает возможности по оптимизации НДС и налога на прибыль, а также позволяет выгодно построить структуру группы с участием этих стран.

Анализ показывает, что в плане налоговой экономии и ведения бизнеса наиболее благоприятна юрисдикция Казахстана. Это утверждение справедливо в отношении НДС, а также налога у источника на дивиденды, выплачиваемые российскому собственнику.

Конечно, использование казахской компании в группе сулит выгоды в случае, если собственник будет также заинтересован в ведении бизнеса на территории этой страны. При этом на практике существуют способы, которые позволяют вернуть прибыль от ведения такой деятельности в Россию без налоговых потерь.

Россия и Казахстан уплачивают косвенные налоги по правилам Евразийского сообщества

Следующим шагом после присоединения Казахстана к единому таможенному союзу России и Белоруссии стала ратификация Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе», далее – Протокол о товарах (Федеральный закон от 19.05.10 № 98-ФЗ). С 1 июля 2010 года участники таможенного союза обязаны руководствоваться этим документом при экспорте и импорте товаров во взаимной торговле (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза»).

Протокол о товарах является частью Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.08 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение). С точки зрения налогового планирования этот документ привлекателен в части НДС.

Казахские работодатели уплачивают социальный налог в размере 11 процентов

В целом налоговая система Казахстана существенно мягче российской. В частности, это касается социальных и подоходных налогов.

В Казахстане действует три режима налогообложения компаний. Это общий порядок, специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, а также специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств и для производителей сельскохозяйственной продукции.

Общеустановленный порядок. Выбрав этот режим, компания обязана рассчитывать корпоративный подоходный налог по ставке 20 процентов от полученного дохода за минусом вычетов, связанных с получением дохода и с учетом переносимых убытков.

Социальный налог казахский работодатель уплачивает по ставке 11 процентов. Пониженный тариф в размере 4,5 процента установлен для инвалидных организаций (ст. 358 Налогового кодекса Республики Казахстан – НК РК). Не облагаются социальным налогом государственные премии, стипендии, денежные награды за призовые места на спортивных соревнованиях или конкурсах. Налог также не начисляется на компенсации при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя и при сокращении численности штата работников, а также на выплаты за неиспользованный трудовой отпуск (ст. 357 НК РК).

Индивидуальный подоходный налог (аналог российского НДФЛ) взимается по ставке 10 процентов. Исчисление налога на имущество рассчитывается по ставке 1,5 процента от налоговой базы (п. 1 ст. 398 НК РК).

Специальный налоговый режим. Это льготный режим, предусматривающий ограничения по размеру дохода (25 тыс. тенге в квартал – примерно 5,1 млн рублей), по предельной среднесписочной численности работников (не более 50 человек), а также по виду деятельности. При использовании этого режима доход компании облагается по ставке 3 процента от суммы выручки. При этом расходы к вычету не принимаются.

Специальный режим не вправе применять юрлица, которые имеют филиалы или представительства в разных населенных пунктах. Не вправе перейти на льготное налогообложение и компании, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов или у которых учредитель одновременно является учредителем другого юрлица, применяющего специальный налоговый режим.

Специальный режим не распространяется на следующие виды деятельности:

  • производство подакцизной продукции;
  • реализацию отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
  • организацию и проведение лотерей;
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклотары;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухучета или аудита;
  • финансовую и страховую деятельность, деятельность страхового брокера и страхового агента.

В Казахстане проще всего организовать товарищество с ограниченной ответственностью

Наиболее распространенной формой юрлица в Казахстане является товарищество с ограниченной ответственностью. По сути, это аналог российского ООО.

Так, участники казахского товарищества не отвечают по его обязательствам. Но при этом они несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Чаще всего доли всех участников в уставном капитале пропорциональны их доле в стоимости имущества. Но в уставе может быть указан и иной порядок распределения долей (ст. 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Упрощенная система регистрации делает товарищество с ограниченной ответственностью наиболее привлекательным для ведения бизнеса в Казахстане. Чтобы зарегистрировать такое товарищество, собственнику не придется эмитировать акции и соблюдать требования, предъявляемые к размеру минимального акционерного капитала.

Учреждение компании в Казахстане позволит снизить НДС с реализации товаров более чем в три раза

В целом положения Таможенного союза создают благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане. В первую очередь это касается НДС. В частности, ставки этого налога в России и Белоруссии составляют соответственно 18 и 20 процентов, а в Казахстане – 12 процентов.

На практике группа с участием казахской компании может совмещать две цели. В частности, наладить в Казахстане сбыт товаров и в то же время в несколько раз снизить по таким торговым операциям ставку НДС.

Причем здесь важно отметить, что правила налогообложения Таможенного союза действуют не только в отношении товаров, происходящих с территории его государств – членов Таможенного союза, но также и из любых стран извне (письмо Минфина России от 08.09.10 № 03-07-08/260).

В случае если российская компания учредит компанию в Казахстане, то общая нагрузка по НДС в группе сформируется следующим образом. Российское ООО закупает товары за 100 у.е. и продает казахской компании за 120 у.е. При этом российское общество предъявит к возмещению из бюджета в связи с применением экспортной ставки НДС 18 у.е.

Казахская компания уплатит НДС при ввозе исходя из закупочной цены товаров, установленной в договоре, и налога по ставке 12 процентов – 14,4 у.е. (120 у.е. 12%). Уплаченный при ввозе налог казахская сторона примет к вычету. Затем она реализует товар потребителям за 200 у.е. При такой реализации она уплатит НДС в размере 24 у.е. (200 у.е. 12%). В результате общая нагрузка по НДС для группы с участием казахской компании составит 6 у.е. (24 + 14,4 – 14,4 – 18). Если бы товар не покидал Россию, то нагрузка по НДС составила бы 18 у.е. ((200 у.е. – 100 у.е.) 18%).

Здесь важно учесть следующие нюансы. При отгрузке товаров российской компании нужно восстановить относящийся к отгруженным товарам входной НДС не позднее того квартала, в котором эти товары отгружены на экспорт. После чего подать декларацию по экспортному НДС. С 1 октября 2011 года такое требование прямо прописано в НК РФ в подпункте 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Для подтверждения экспорта товара и обоснования нулевой ставки НДС положения подпункта 2 пункта 2 статьи 1 Протокола о товарах требуют выписку банка. Однако с 1 октября 2011 года в НК РФ этот документ исключен из числа документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте (подп. «а» п. 13 ст. 2 Федерального закона от 19.07.11 № 245-ФЗ). А Протокол о товарах позволяет не представлять документы, которые не предусмотрены законодательством страны-экспортера (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Российскому собственнику выгодно возвращать прибыль из Казахстана путем выплаты дивидендов

Учреждение казахской компании не образует для группы потерь по налогу на прибыль при реализации товаров внутри этой страны. Во-первых, ставка по этому налогу в Казахстане такая же, как и в России, – 20 процентов. А вот в Белоруссии ставка на 4 процента выше.

Во-вторых, установленный в Казахстане налог у источника на дивиденды в отношении России не может превышать 10 процентов (ст. 10 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал»). В то время как в Белоруссии эта ставка составляет 15 процентов, а полученные дивиденды там облагаются в обычном порядке по ставке 24 процента.

Однако если российский учредитель участвует в капитале казахской «дочки» более чем три года, налог у источника выплаты дивидендов не удерживается совсем (подп. 3 п. 5 ст. 193 НК РК). То есть при перечислении прибыли в Россию, сформированной от торговых операций в Казахстане, налоговая нагрузка может быть нулевой. Ведь в российском законодательстве тоже есть норма, освобождающая полученные дивиденды от налога (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). При условии не менее чем годового участия в капитале в доле не менее чем 50 процентов.

Если же ни российские, ни казахские условия освобождения не выполняются, казахская компания при выплате дивидендов в Россию удержит налог у источника в размере 10 процентов. Российский учредитель вправе зачесть эти 10 процентов при уплате в России налога с полученных им дивидендов в размере 9 процентов (п. 3 ст. 311 НК РФ). Для этого нужно в российский налоговый орган, в частности, представить подтверждение налогового агента об удержании налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан (письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.10 № 16-12/015966@).

При импорте из Казахстана важно, чтобы российская материнская компания не применяла спецрежим

При импорте товаров в Россию из Казахстана налог взимается в стране импортера, то есть обязанность заплатить НДС возникнет у российского покупателя (ст. 3 Соглашения). Причем, в отличие от ввоза товаров из других стран, где налог платится на таможенной границе, в данном случае перечислить налог в бюджет российской компании следует непосредственно через свою налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения, п. 1 ст. 2 Протокола).

Важно отметить, что «ввозной» налог обязаны платить даже те компании, которые применяют упрощенную систему налогообложения, а также ЕНВД (п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Эта же обязанность есть и у налогоплательщиков, которые имеют освобождение от уплаты НДС по статье 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

В пункте 2 статьи 2 Протокола сказано, что при ввозе товаров их стоимостью является цена сделки, указанная в контракте, которую импортер должен уплатить поставщику. Получается, что сумма, которая будет фактически перечислена поставщику, на величину налоговой базы не повлияет. В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ).

Российская сторона вправе принять «ввозной» налог к вычету, если товары приняты на учет и куплены для операций, облагаемых НДС. В случае же если импортер будет на «спецрежиме», то принять НДС к вычету не удастся. Общество на «упрощенке» с объектом «доходы минус расходы» сможет учесть этот налог в составе расходов в виде сумм НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)или в качестве таможенных платежей (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

При ввозе товара из Казахстана в Россию не напрямую НДС может и не возникнуть

На практике может возникнуть ситуация, при которой российский собственник решит часть товаров из Казахстана продать в Белоруссию. В этом случае налоговых потерь по НДС в группе также не возникнет.

Дело в том, что в пункте 1 статьи 1 Протокола о товарах сказано, что место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государства – участника Таможенного союза. Для российской компании таким местом реализации товаров признается территория России, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на ее территории (ст. 147 НК РФ). Вне территории России объекта обложения НДС при реализации не возникает (ст. 146 НК РФ).

Таким образом, поскольку товары ввозятся сразу на территорию Республики Беларусь, то собственником этих товаров является белорусский покупатель, который будет обязан уплатить НДС при таком импорте. В свою очередь российская компания платить НДС не должна. Это мнение подтверждает позиция ФНС России (письмо от 12.08.10 № ШС-37-3/8975@).

Образование постоянного учреждения в Казахстане связывают с конкретными видами деятельности

В случае если российский собственник примет решение учредить в Казахстане филиал или представительство, то важно учесть, что нерезидент, осуществляющий деятельность в Казахстане, которая приводит к образованию постоянного учреждения, обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в казахском налоговом органе.

В течение семи–девяти дней регистрирующий орган выдает соответствующие документы, подтверждающие регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Это отдельное свидетельство о регистрации филиала или представительства и его регистрационный номер.

Согласно налоговому законодательству Казахстана, под постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается постоянное место деятельности в республике, через которое он осуществляет предпринимательскую деятельность. В частности, это:

  • любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой или поставкой товаров;
  • любое место управления;
  • любое место осуществления предпринимательской деятельности, связанной с добычей природных ресурсов, включая любое место добычи углеводородов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой природных ресурсов;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском или обслуживанием оборудования, за исключением монтажа энергетического и технологического оборудования;
  • любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов, компьютерных сетей и каналов связи, а также связанной с транспортной или иной инфраструктурой.

Постоянным местом деятельности при оказании услуг в Республике Казахстан признается место оказания услуг через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, если деятельность такого характера продолжается в Республике Казахстан более 183 календарных дней.

Нерезидент также образует постоянное учреждение в Республике Казахстан в случае:

  • проведения страхования или перестрахования рисков через уполномоченное лицо;
  • реализации товаров с определенного места на территории Казахстана;
  • проведения выставок в Казахстане, на которых реализуются товары, если такая деятельность длится более десяти дней;
  • открытия филиала или представительства, за исключением представительства.

При этом следует иметь в виду, что занятие предпринимательской или иной деятельностью в Республике Казахстан без регистрации влечет административный штраф с конфискацией предметов и орудия совершения административных правонарушений (ст. 3571 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Порядок уплаты НДС при ввозе товара из Казахстана

Российское общество обязано представить в инспекцию пакет документов, подтверждающих импорт товаров из Казахстана (п. 8 ст. 2 Протокола), в частности, это:

– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе и в электронном виде;

– выписка банка, подтверждающая уплату налога в бюджет;

– транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, установленным в соответствующих государствах);

– счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза);

– контракт, на основании которого товар ввозится в Россию.

В течение десяти рабочих дней инспекторы обязаны подтвердить факт уплаты «ввозного» налога (письмо ФНС России от 13.08.10 № ШС-37-2/9030@).

Налог на добавленную стоимость (НДС) в Казахстане равен 12%. В обязательном порядке на учет для его уплаты ставят бизнес, оборот которого превышает 30 тысяч минимальных расчетных показателей (МРП), или 83,34 миллиона тенге в 2020 году. Остальные предприниматели могут встать на учет в добровольном порядке.

Надо догонять

По оценке Всемирного банка, порог постановки на учет в районе $190 тыс. – это высокое значение по сравнению со среднемировой нормой, которая ниже $100 тыс. Во многих странах ОЭСР и в государствах – соседях Казахстана по региону также применяются более низкие пороговые значения. В России этот показатель равен примерно $25 тыс., в Беларуси – $37,5 тыс., в Кыргызстане – $52,5 тыс., а в Армении – $100,7 тыс. В Швеции, Нидерландах, Германии, Франции и Люксембурге порога и вовсе нет – НДС платят все.

Теперь и министерство национальной экономики инициировало снижение порога регистрации до 20 тыс. МРП. Поправка содержится в законопроекте с изменениями в Налоговый кодекс, который находится на рассмотрении в парламенте республики.

В начале лета 2020 года участники рабочей группы миннацэкономики делали разные предложения по этому вопросу.

Согласно сводной таблице предложений, в МНЭ РК предлагали увеличить ставку НДС с 12 до 16% с 2022 года, а в сенате парламента – снизить порог по регистрации с 30 до 20 тыс. МРП (как сейчас и прописано в законопроекте) и поэтапно повышать ставку до 20%.

3 полоса_Ставка НДС-01.jpg

При увеличении ставки с 12 до 16%, по подсчетам МНЭ, дополнительные поступления в казну могут составить около 1,1 трлн тенге. Снижение порога постановки на учет, которое сейчас и прописано в законопроекте, может дать бюджету, по подсчетам экспертов сената, около 15 млрд тенге за полгода. Для сравнения: в республиканском бюджете на 2020 год поступления от НДС установлены на уровне 3,38 трлн тенге. 15 млрд от этой суммы составят примерно 0,44%.

Выйти из сумрака

По данным Министерства финансов, к началу октября 2020 года на учете по налогу на добавленную стоимость числились свыше 99,9 тыс. плательщиков, из которых ИП составили почти 14,8 тыс. Под обновленный порог могут попасть еще около 19 тыс. предпринимателей, которые сейчас работают по упрощенному режиму налогообложения. Из них ИП с доходом свыше 50 млн тенге – около 12 тыс., а юрлиц – порядка 7 тыс.

Снижая порог по постановке на учет по НДС, власти параллельно собираются улучшать условия для тех, кто работает с безналичными платежами. Поправки, если они будут приняты в нынешнем виде, могут повысить порог для постановки на учет по НДС для ИП, которые применяют специальный налоговый режим. В действующем законодательстве он равен 114 184 МРП, или 317,2 млн тенге, и его могут увеличить на 10 тыс. МРП, почти до 345 млн. Но этот порог распространяется только на оборот, совершенный в безналичной форме через трехкомпонентную интегрированную систему. Она состоит, напомним, из онлайн-ККМ, POS-терминала и автоматизированной системы учета товаров. Другими словами, новыми поправками власти не только наращивают налоговую базу, но и пытаются вывести бизнес из тени.

3 полоса_Порог постановки на учет-01_0.jpg

По данным Бюро национальной статистики, в 2019 году общая доля ненаблюдаемой экономики в Казахстане составила 23,69%, на сферу оптовой и розничной торговли, где занят в основном малый бизнес, приходится 7,98%.

Об «антитеневом» характере нормы говорит депутат, член Комитета по финансам и бюджету мажилиса Сергей Симонов. Норма действительно поможет показать более реалистичные обороты бизнеса. Но главное сейчас, по мнению парламентария, – это использование электронных счетов-фактур (ЭСФ), которые стали обязательными для всех предпринимателей – плательщиков НДС с 2019 года. ЭСФ должны выписывать и неплательщики этого налога, если они реализуют импортированные товары.

«Электронные счета-фактуры покажут фактические обороты субъектов предпринимательства. Возможно, даже и без этого снижения порога все вынуждены будут перейти с упрощенки на обычный режим учета налого­обложения», – отметил Сергей Симонов в комментарии «Курсиву».



Внесенные изменения направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей

Согласно внесенным изменениям и дополнениям в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) предоставлены дополнительные налоговые льготы по НДС.


Новые нормы по освобождению от НДС

Согласно новым нормам освобождаются от НДС обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан. Освобождения предоставлены при:

1) реализации товаров, произведенных и реализуемых при осуществлении приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ при одновременном соблюдении следующих условий:

- наличие договора (контракта) на поставку товаров с организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ;

- наличие документов, подтверждающих отгрузку товаров участнику СЭЗ;

- наличие документов, подтверждающих получение товаров покупателем – участником СЭЗ;

2) оказании услуг назначенного оператора, оформленные едиными документами в соответствии с актами Всемирного почтового союза, по транзиту международных почтовых отправлений назначенных операторов других стран-членов Всемирного почтового союза через территорию Республики Казахстан;

3) оказании услуг исключительно по осуществлению социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении, а также трамваями.

Данные дополнения внесены в статью 394 Налогового кодекса.


Освобождение от НДС при импорте

Действующим Налоговым кодексом предусмотрено применение уполномоченными экономическими операторами (УЭО) отсрочки по уплате НДС на импортпри соблюдении определенных условий.

Согласно внесенным изменениям в статью 399 Налогового кодекса освобождается от НДС импорттоваров, по которым изменен срок уплаты косвенных налогов в соответствии с пунктом 10 статьи 49 кодекса и исполнены требования, установленные статьей 457.

Порядок и условия применения освобождения от НДС при импорте товаров утверждаются уполномоченным органом.

В случае нарушения порядка подтверждения экспорта товаров НДС на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты НДС на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством ЕАЭС или таможенным законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, законом внесена поправка, предусматривающая освобождение от НДС на импорт для определенной категории налогоплательщиков НДС по которым применена отсрочка уплаты НДС на импорт при условии вывоза ранее импортированных товаров в государства члены-ЕАЭС.


Применение дополнительного зачета по НДС

Согласно внесенным дополнениям в статью 411 Налогового кодексаперечень видов деятельности, по которым применяется дополнительный зачет по НДС дополнены следующими видами деятельность:

  • подготовка хлопчатобумажного волокна, хлопка-волокна;
  • производство дрожжей;
  • производство шоколада, сахаристых кондитерских изделий, печенья и мучных кондитерских изделий длительного хранения при условии заключения налогоплательщиком соглашения в порядке, определенном уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
  • производство сахара из сахарной свеклы.

Внесенные изменения направлены на поддержку отечественных товаропроизводителей.

Если оставить ставку НДС на уровне 20%, это может привести к катастрофе, считает финансовый аналитик Азиз Алимов. О том, какие выгоды получат бизнес и государство от снижения ставки, он пишет специально для Spot.


Ранее Spot публиковал статью финансового аналитика Азиза Алимова о том, как налог на прибыль способен максимально нивелировать теневой бизнес в стране.

Теперь эксперт объясняет, что главное в предлагаемом решении — снизить ставку НДС до 12%. В этом случае, считает он, бизнес не ощутит увеличения налога на прибыль, и налоговое бремя уменьшится. Свою точку зрения Азиз Алимов иллюстрирует примерами и расчетами.


Азиз Алимов

Моя статья «Как увеличение налога на прибыль поможет вывести бизнес Узбекистана из тени» вызвала бурную дискуссию в социальных сетях, в том числе несколько негативные комментарии. Возможно, это было связано с заголовком статьи, а также с тем, что в начале текста говорилось об увеличении налога на прибыль.

Однако хотелось бы отметить, что основной мыслью статьи было уменьшение ставки налога на добавленную стоимость, которая несет большую налоговую нагрузку для бизнеса. Если не уменьшить ставку, в будущем она может сыграть катастрофическую роль, учитывая то, что льготы по НДС отменяются. И надо приложить максимум усилий, что избежать этой катастрофы, даже путем увеличения других видов налогов.

Почему ставку НДС нужно снижать

В странах ближнего зарубежья, таких как Россия или Казахстан, ситуация более благоприятная. В России, хоть ставка с 2019 года и выросла до 20%, существует так называемая ставка НДС на значимые товары, в особенности продовольственные, которая составляет 10%. В Казахстане ставка НДС — 12%.

Ставка налога на прибыль у обоих стран 20%, и это при том, что рыночная экономика фактически у них существует десятилетиями со времен обретения независимости. В нашей же стране полные рыночные механизмы начали формироваться только недавно — два года назад. Малый и средний бизнес такой нагрузки НДС может не выдержать.

После недавнего собрания представителей ГНК и Минфина с субъектами бизнеса было решено отменить все льготы по НДС. Однако ставку налога, к сожалению, решили не снижать. Меня удивила эта позиция ГНК и Минфина, и внятного объяснения так и не прозвучало.

Конечно же, ставка не зависит от возврата и зачета по НДС. При существовании льгот эти возврат и зачет невозможно было осуществить. Однако хотелось бы сказать, что добавленная стоимость — это, как правило, заработная плата и прибыль, по которым зачета не может быть. А это фактически дополнительная нагрузка на ФОТ, с учетом НДФЛ и ЕСП. То есть фактически нагрузка будет составлять 12% + 12% + 20% = 44%.

А так как налогооблагаемая база по НДС — оборот по реализации, сокрытие доходов будет происходить в массовом порядке, и в этом случае о легализации бизнеса можно будет забыть раз и навсегда.

В результате налоговые органы будут вынуждены тратить много времени на контроль и проверки, чтобы восполнить недопоступления в бюджет административными мерами, и это в конечном итоге полностью разорвет диалог между ними и бизнесом, усилит негативные последствия и увеличит коррупционную составляющую и в еще в большей степени отразится на без того хрупкой экономике нашей страны.

Поэтому я и предложил компромиссный вариант с увеличением ставки налога на прибыль до 22%. В случае снижения ставки НДС до 12% негативный эффект от увеличения ставки налога на прибыль не будет существенным.

Примеры и расчеты

Давайте разберем ситуацию на примере из предыдущей публикации.

Если наш доход (оборот) равен 10 000 000 сумов, то исходящий НДС при ставке 20% будет равен 10 000 000×20 / 120 = 1 666 667 сумов

Расходы по хозяйственной деятельности (2 000 000 сумов) будут формировать входящий НДС поставщика, равный 2 000 000×20 / 120 = 333 333 сумов, который можно будет взять в зачет. Таким образом:

Чистый доход = 10 000 000 − 1 666 667 = 8 333 333 сумов

Чистые расходы по хозяйственной деятельности = 2 000 000 − 333 333 = 1 666 667 сумов

Остальная затратная часть будет оставаться прежней.

Теперь давайте взглянем на расчет при ставке НДС 20% и существующем налоге на прибыль в 12%:

Чистые доходы от продажи

Чистые расходы по хозяйственной деятельности

Налог на прибыль (12%)

Чистая прибыль

266 667

Итого налогов

А теперь давайте взглянем расчет при ставке НДС 12% и увеличенной ставке налога на прибыль 22%:

Чистые доходы от продажи

Чистые расходы по хозяйственной деятельности

Налог на прибыль (22%)

Чистая прибыль

607 792

Итого налогов

НДС исходящий = 10 000 000×12 / 112 = 1 071 429 сумов

Чистые доходы от продажи = 10 000 000 − 1 071 429 = 8 928 571 сум

НДС входящий = 2 000 000×12 / 112 = 214 286 сумов

Чистые расходы по хозяйственной деятельности = 2 000 000 − 214 286 = 1 785 714 сумов

Если мы посмотрим на оба расчета, то выгода в более чем два раза. Увеличение ставки налога на прибыль до 22% не существенна по сравнению со снижением НДС до 12%.

Конечно, чисто теоретически бюджет недополучит 2 733 333 − 2 392 207 = 341 126 сумов. Однако не факт, что при теневом характере бизнес в полной мере будет указывать в отчете налогооблагаемую базу по НДФЛ, ЕСП и НДС.

Соответственно, произойдет недобор этих налогов. В результате налоговым органам придется применять административные меры по сбору этих налогов, тратя время и средства налогоплательщиков. А это фактически уничтожит конструктивный диалог между налоговыми органами и бизнесом и может привести к еще более негативным последствиям, в особенности к коррупционной составляющей.

Ведь именно конструктивный диалог между налоговыми органами и бизнесом является основой эффективно функционирующей экономики любой страны. Конечно, если после всех вышеуказанных благоприятных мер бизнес продолжит злоупотреблять, административные меры буду оправданы.

Что еще нужно изменить в Налоговом кодексе

В нынешнем Налоговом кодексе есть некоторые составляющие, которые также желательно необходимо реформировать. Давайте рассмотрим их подробнее.

1. Отмена так называемого упрощенного НДС. Этот вид НДС не сыграл никакой положительной роли ни для бизнеса, ни для государства. С отменой льгот по НДС необходимость в данном виде НДС, я думаю, отпала само собой.

2. Отмена невычитаемых расходов по расчету налога на прибыль, касательно ст 177 НК РУз «Доходы в виде материальной выгоды». Эти расходы необходимо исключить из состава невычитаемых. В составе невычитаемых расходов не должно быть любых расходов, связанных с выплатами персоналу. Как правило, чтобы избежать налоговых последствий, многие организации осуществляют эти выплаты, как говорится, «мимо кассы». В результате бюджет недополучает НДФЛ и ЕСП, помимо части налога на прибыль.

3. Введение необлагаемого минимума по НДФЛ. Так как прожиточный минимум в нашей стране на одного человека в среднем составляет около 1 500 000 сумов в месяц, то оптимальным необлагаемым минимумом является оклад в районе 2,5 МРОТ. В этой связи также необходимо исключить множество льгот по НДФЛ, чтобы наемный труд был в равных условиях.

4. Введение единой классификации рыночных окладов труда вместо единой тарифной системы. Самое понятие единая тарифная система — неоднозначное, непонятное и несет много подводных камней. С минимальным коэффициентом и МРОТ понятно, однако остальные разряды крайне противоречивые. Непонятно, на каком основании устанавливается самый высокий коэффициент.

Как правило, такая система действует в основном в бюджетных организациях. Тем более многие организации во избежание уплаты НДФЛ и ЕСП устанавливают МРОТ для своих сотрудников, а остальную часть уплачивают в конвертах.

Во избежание всего вышесказанного Министерству труда необходимо ввести единую классификацию рыночных окладов труда в зависимости от профессии, должности, опыта работы Задача, конечно, сложная, но необходимая. На основании этой классификации разница между рыночным окладом сотрудника и фактическим его окладом будет облагаться дополнительным НДФЛ и ЕСП. Это также позволит организациям перестать спекулировать на окладах.

5. Отмена всех авансовых платежей по налогам. Изначально эта мера вызвала у меня большое удивление. Она не выдерживает никакой критики. Налогоплательщик должен платить налог по факту, когда налогооблагаемая база уже подсчитана и определена, а не по каким-то там предполагаемым результатам — это закон финансов. Такие меры фактически отвлекают бухгалтеров от их прямых обязанностей. Возникает множество ошибок. И еще существуют какие-то санкции в случае отклонения. Здесь позиция очевидная — эти непонятные вещи надо убирать.

6. Обязательное введение для всех субъектов бизнеса автоматизированной онлайн-бухгалтерии. В соответствии с ней налоговые органы будут контролировать бухгалтерский учет налогоплательщика, определять налогооблагаемую базу, рассчитывать налог и выставлять его к уплате. Пора уже освободить бухгалтеров от этой работы. Налогоплательщик должен будет исключительно проверять расчет налога и уплачивать его. Это также сведет на нет все «негативные взаимоотношения» (уведомления, проверки, письма) налоговых органов с бизнесом. Как я слышал, работа в этом направлении уже ведется.

Читайте также: