Реестра содержащего аннулированные свидетельства ндс

Опубликовано: 21.04.2024

Необходимость проверки плательщиков НДС обычно возникает у их контрагентов. Если поставщик признан недобросовестным плательщиком налогов, фирме отказывают в вычете или возмещении НДС. То есть проверка позволит избежать негативных последствий сделки.

Для чего требуется проводить проверку

Перед сотрудничеством с новым контрагентом нужно проверить его благонадежность. В первую очередь нужно удостовериться в том, что потенциальный партнер не является фирмой-однодневкой. Важно подтвердить, что контрагент исправно уплачивает налоги.

Закон не обязывает фирму осуществлять проверку. Это право каждой компании, а не обязанность. Однако нужно учитывать, что накладная, предоставленная поставщиком, признается недействительной в том случае, если он лишен свидетельства налогоплательщика. То есть нельзя будет получить вычет входного НДС. Следовательно, у фирмы будет убыток.

Закон не предусматривает никакой ответственности фирмы, заключившей договор с недобросовестным налогоплательщиком. На нее не накладываются санкции. Однако на практике у фирмы есть ответственность. В частности, это следующие негативные последствия:

  • Лишение права на вычет входного налога.
  • Особое внимание со стороны ИФНС.
  • Необходимость в доказывании своей правоты в суде, если фирма не согласна с ИФНС.

То есть у фирмы есть основания для проявления осмотрительности.

Как узнать нужную информацию у контрагента

Для проверки необязательно обращаться за помощью к специальным сервисам напрямую. Можно запросить всю нужную информацию у самого контрагента. В частности, нужно попросить бумагу из налоговой инспекции о том, что лицо является плательщиком налогов.

Однако подобный запрос может поставить контрагента в затруднение. Не существует установленного документа, подтверждающего уплату НДС. Запросить такие документы могут только лица, использующие упрощенку. Это следующие бумаги:

  • Копия последней декларации об уплате НДС с отметкой налоговой о ее принятии.
  • Книга продаж.
  • Регистрационные бумаги (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП).
  • Документ, подтверждающий применяемую контрагентом систему налогообложения.

Все эти бумаги официально указывают на налоговый статус лица. Однако не все компании готовы их предоставить. В частности, редкий контрагент даст заказчику копию книг продаж, так как в ней есть информация коммерческого значения (перечень партнеров, обороты). Контрагент также может предоставить справку об отсутствии долгов по налогам. Получить ее можно в ФНС по адресу регистрации.

ВАЖНО! Все перечисленные документы предоставляются контрагентом исключительно на добровольной основе. Потребовать их нельзя. Однако обычно получить все эти бумаги, если они не составляют коммерческую тайну, можно без особых проблем.

Самостоятельная проверка плательщика НДС

В первую очередь заказчику нужно проделать эти действия:

  • Проанализировать правильность реквизитов, прописанных в счете-фактуре.
  • Выяснить достоверность регистрационных сведений.
  • Проверить руководство фирмы на предмет дисквалификации.
  • Проверить наличие долгов по налогам и сборам.
  • Выяснить форму обложения налогами.

Нужную информацию можно взять из электронных сервисов ФНС. Она содержится в блоке «Проверьте, не рискует ли ваше дело?».

Рассмотрим прочие сервисы для проверки:

  • «Сведения о государственной регистрации ЮЛ и ИП» (https://egrul.nalog.ru). Сервис нужен для проверки регистрации контрагента. Здесь можно скачать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Проверка счетов-фактур (http://npchk.nalog.ru). Обеспечивает проверку правильности счета-фактуры, который был предоставлен контрагентом. Поиск осуществляется через ИНН/КПП.
  • Реестр дисквалифицированных лиц (https://service.nalog.ru/disqualified.do). Поиск ведется по ФИО, названию ЮЛ, его реквизитам. Сервис позволяет узнать, является ли руководитель фирмы дисквалифицированным лицом, можно ли ему вообще управлять компанией.
  • Сервис https://service.nalog.ru/addrfind.do. Через него можно узнать, сколько ЮЛ зарегистрировано по одному юридическому адресу. Множество зарегистрированных лиц косвенно подтверждает то, что фирма является однодневкой.
  • Страничка https://service.nalog.ru/mru.do. Позволяет узнать, сколькими ЮЛ руководит одно лицо.
  • Сервис «Сведения об ЮЛ с долгом по налогам». Обеспечивает выявление задолженностей контрагента перед бюджетом. Если долг есть, высок риск, что лицо не уплачивает НДС. То есть у его партнера возникнет проблема с вычетом налогов. Фирма может не предоставлять налоговую отчетность, что также является настораживающим признаком. На приведенном сервисе можно узнать и эту информацию.

Желательно обратиться сразу к нескольким сервисам. Они бесплатны, а потому это не составит особого труда.

Можно ли обратиться в налоговую?

Обращение в налоговую является самым логичным действием. Именно этот орган владеет всей необходимой информацией. Однако это обращение не имеет смысла. Дело в том, что ФНС не имеет обязанности разглашать сопутствующую информацию. То есть запрос вероятно просто останется без ответа. Отсутствие обязанности инспекторов предоставлять информацию подтверждается Письмом ФНС №ЕД-4-2/13005@ от 24 июля 2015 года.

Системы «Контур-Фокус» и «Контур.Сверка»

Система «Контур-Фокус» является комплексным инструментом, позволяющим проверить контрагента перед началом сотрудничества с ним. Предназначается и для уменьшения рисков отказа в вычете НДС. Пользуется этой системой сам бухгалтер. Он может самостоятельно подобрать перечень критериев для проверки контрагентов на надежность. Это могут быть следующие критерии:

  • Недавняя регистрация фирмы.
  • Фирма проходит процедуру банкротства или ликвидации.
  • В состав руководителей входят дисквалифицированные лица.
  • Контрагент является ответчиком в деле о взыскании долга.
  • В отношении фирмы ведутся исполнительные производства.
  • Не обнаружено, что компания вообще ведет какую-либо деятельность.
  • Негативные финансовые показатели с тенденцией к ухудшению.

К СВЕДЕНИЮ! Если контрагент получит негативную оценку сразу по ряду критериев, имеет смысл отказаться от заключения контрактов с ним. Система отличается целым рядом преимуществ. Она обеспечивает отслеживание динамики оценки, быстрое получение всех сведений.

Существует также система «Контур.Сверка». Она обеспечивает автоматизацию сверки сведений по выставленным и полученным счетам-фактурам. Система позволяет проверить достоверность предоставленных сведений, наличие ошибок, расхождений. Однако для пользования сервисом в нем нужно регистрироваться не только самой фирме, но и ее контрагенту.

Что будет, если не проверить плательщика НДС

Игнорирование необходимости проверки контрагента приводит к этим негативным последствиям:

  • Убыток, связанный с отказом в вычете НДС.
  • Убытки, связанные с тем, что заказчик не может исполнить взятые на себя обязательства.
  • Повышенное внимание со стороны налоговой.

Для углубленной проверки плательщиков НДС можно обратиться в специализированные фирмы. Однако в большинстве случаев в этом нет необходимости. Все требуемые сведения можно получить из бесплатных сервисов.

21-основа.jpg


С 4 квартала 2015 года налогоплательщики получили право применять новый порядок документального подтверждения ставки 0% по НДС. Нововведения были призваны упростить для налогоплательщиков процедуру документального подтверждения нулевой ставки, а также установить новый порядок взаимодействия между органами ФТС и ФНС России по обмену в электронной форме информацией о ввозе и вывозе товаров, а также обмену другими сведениями.

Согласно изменениям, внесенным в п. 15 ст. 165 НК РФ, для целей подтверждения применения нулевой ставки по НДС и получения налоговых вычетов налогоплательщики могут представлять сведения в виде реестров соответствующих документов по целому ряду операций, предусмотренных ст. 164 НК РФ, в том числе при:
— реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
— осуществлении услуг международной перевозки товаров;
— выполнении определенных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
— других операциях (полный перечень установлен в ст. 165 и 164 НК РФ).

Указанные реестры сведений представляются в электронной форме вместо соответствующих копий документов или реестров на бумажном носителе по каждой конкретной операции. Пилотный проект был запущен в соответствии с Приказом ФНС России от 05.10.2015 № ММВ-7-6/438@ ещё в 2015 году. Так что совсем скоро мы можем ожидать массового существенного сокращения документооборота между налоговыми органами и предприятиями-экспортёрами.

При этом необходимо отметить, что представление в электронном виде реестров вместо копий определённых документов является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Таким образом, переход на новый порядок работы полностью зависит от воли самой организации.

Новый порядок подтверждения ставки 0% электронным реестром сведений вместо самих документов

Как нам хорошо известно, право на применение нулевой ставки по НДС организации получают при условии представления пакета документов, подтверждающих факт вывоза товаров. Состав пакета документов зависит от вида таможенной процедуры, вида услуг и способа реализации товаров.

Конкретный набор документов определён положениями ст. 165 НК РФ. В общем случае налогоплательщик представляет:
— контракт с иностранной компанией на поставку товара за пределы Таможенного союза;
— таможенную декларацию с соответствующими отметками таможенных органов;
— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.

При этом в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса налогоплательщики при реализации товаров, поименованных в п. 1 ст. 164 НК РФ, могут представлять вместо бумажных копий документов реестры таможенных деклараций или полных таможенных деклараций (с указанием в них регистрационных номеров), а также реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов. Только контракт с иностранной компанией должен быть представлен в налоговую инспекцию в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих информацию о предмете и условиях сделки, в том числе о цене и сроках её исполнения (п. 19 ст. 165 НК РФ).

Отметим, что замена формата представления подтверждающих документов и переход на электронное взаимодействие с налоговым органом не отразились на сроках представления данных. Реестры в электронном формате представляются также в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны (п. 9 ст. 165 НК РФ). Указанные реестры представляются в налоговую инспекцию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через своего оператора электронного документооборота. Напомню, что таким оператором может быть только российская организация, отвечающая требованиям, утвержденным ФНС России, например, компания Такском.

Для реализации новых положений Налогового кодекса Приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 утверждены новые форматы и порядок заполнения реестров в электронном виде. Всего утверждено 14 реестров, подтверждающих обоснованность нулевой ставки НДС. При этом в п. 15 ст. 165 НК РФ выделено всего 8 видов электронных реестров, дальнейшее увеличение их количества связано с тем, что в Налоговом кодексе нельзя было учесть все ситуации, возникающие на практике.

Каждый реестр содержит информацию о размере налоговой базы, к которой экспортёром применяется нулевая ставка НДС. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в электронном реестре сведений. Такой подход позволяет накопительным итогом установить величину налоговой базы по экспортным операциям.

Порядок заполнения реестров содержит также сведения о том, какие данные являются обязательными, а какие нет, а также условия, при которых необязательные элементы становятся обязательными для заполнения.

Кроме того, обязательным условием, предъявляемым к электронному реестру, является не только составление его в рамках утвержденного формата, но и подписание реестра усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (руководителя или доверенного представителя организации). Еще одним требованием к направляемым данным служит представление реестра в соответствующий налоговый орган, в компетенцию которого входит проверка данных этого реестра.

Следует отметить, что днем представления в инспекцию реестра сведений считается дата его отправки налогоплательщиком по каналам связи, а не дата получения налоговым органом. В то же время реестр является принятым, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган.

При наличии оснований для отказа в приеме подтверждающего экспорт реестра налоговый орган формирует соответствующее уведомление, подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет налогоплательщику. При получении такого уведомления налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру. Стоит отметить, что отказ в приеме реестра сведений не является отказом в обоснованности применения нулевой ставки НДС.

Согласно утвержденному порядку для обоснования применения нулевой ставки по НДС налогоплательщик-экспортер вместо бумажных документов вправе выбрать один из вариантов:
— Представить реестр № 1 — реестр таможенных деклараций в электронной форме (Приложение 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копии контракта и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов (на бумажном носителе или в виде скан-образа);
— Либо реестр № 5 — реестр таможенных деклараций транспортных, товаросопроводительных и иных документов (Приложение 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копию контракта с иностранным партнером (на бумажном носителе или в виде скан-образа).

При отправке документов используется электронная опись, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012. № ММВ-7-6/465@.

Порядок проведения проверки представленных в реестрах данных и требование дополнительных пояснений и документов у налогоплательщика

Нужно понимать, что представление реестров документов не избавляет налогоплательщиков от подачи в налоговый орган самих документов в случае их истребования. Так, налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика копии документов, сведения из которых включены в представленные реестры.

Первоначально представленные налогоплательщиком реестры сведений сверяются с данными налоговых деклараций по НДС. При этом налоговая база, облагаемая по нулевой ставке, по данным реестра сведений должна быть равна показателю соответствующей строки в разделе 4 налоговой декларации по НДС. Затем проводится внутренняя проверка данных в представленном реестре. В частности, проверяется итоговая сумма по реестру сведений — она должна соответствовать сумме налоговых баз по каждой таможенной декларации. Если на данном этапе выявляются расхождения, вызванные, как правило, арифметическими ошибками или некорректным вводом данных, то налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ.

Главную проверку данные реестров налогоплательщика проходят тогда, когда налоговые инспекторы сравнивают их с информацией, полученной от органов ФТС России. Если несоответствия выявляются на данном этапе, то в адрес налогоплательщика направляется уже требование о представлении документов на основании п. 15 ст. 165 НК РФ. Истребование документов может происходить как в сплошном порядке, так и выборочно, например, когда в реестре сведений отражены данные, которые не подтверждены информацией таможенных органов, либо искажены настолько, что их невозможно идентифицировать с данными таможенных органов.

При этом налоговый орган имеет право истребовать только те документы, которые заявлены в представленных реестрах сведений. Замечу, что копии документов, представляемых на бумажном носителе в инспекцию, должны в полном объеме соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, и содержать все необходимые реквизиты (даже те, которые не указываются в реестрах сведений). Так, копии таможенных деклараций должны содержать отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из РФ. В противном случае документ будет признан не соответствующим требованиям ст. 165 НК РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако само по себе наличие расхождений по результатам сопоставления инспекторами реестров сведений с информацией, полученной от ФТС России о таможенном декларировании, об оказанной международной перевозке, данными о фактическом вывозе товаров, еще не является самостоятельным основанием для отказа в подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС, а только указывает на ту зону риска, к которой налоговым органом будет проявлено повышенное внимание при проведении мероприятий налогового контроля.

При получении налогоплательщиком требования о представлении документов в рамках п. 15 ст. 165 НК РФ, запрошенные документы следует представить в течение 20 календарных дней с момента получения соответствующего требования.

В случае же полного непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых были включены в реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Таким образом, игнорировать требования налогового органа не следует, тем более, если вы уверены в правомерности своих действий. Тщательная проверка документов только подтвердит ваше право на применение нулевой ставки НДС.

Для подтверждения ставки НДС 0% компания Такском разработала специальный сервис «Картотека документов». Он служит для подбора, комплектации и направления документов, хранящихся в различных информационных системах, в налоговые органы через оператора Такском.

Чем удобен этот сервис? В нем все процессы идут автоматически: собираются документы, из них формируются пакеты подтверждающих документов, которые впоследствии проверяются. В заключении сервис выдает отчет о проделанной работе. И таким образом ежеквартально автоматически производится подтверждение ставки НДС 0% в виде реестров в формате ФНС согласно статье 165 НК РФ, полных пакетов документов, перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.


Про массовое обнуление деклараций по НДС и предоставления их от «левых» лиц слышал, наверное, каждый предприниматель и руководитель организации.

С чего все начиналось

Первые «звоночки» по обнулению деклараций по НДС начались с выходом Письма ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства», в котором указаны следующие основания для обнуления деклараций без участия плательщика:

  1. Представление уточненной налоговой декларации с некорректным порядковым номером корректировки;
  2. Руководители юридического лица и ИП уклоняются от явки на проведение допросов (более двух раз);
  3. Допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);
  4. Руководитель юридического лица или ИП не проживает по месту регистрации;
  5. Доверенности на представление интересов выданы представителям, зарегистрированным (проживающим) в других субъектах РФ;
  6. Организация создана недавно.

Даже без лишних комментариев видно, что практически каждый пункт является нарушением Конституции. Поэтому буквально через 4 месяца по требованию Прокуратуры данное письмо было отозвано налоговой службой.

Однако это не остановило налоговиков. И прошлый 2020 год, помимо пандемии, запомнился еще и как год массового обнуления деклараций. Жалоб от плательщиков становилось все больше, суды были завалены делами о рассмотрении дел с поддельными ЭЦП и наконец Правительство решило навести в этом вопросе хоть какой-то порядок.

Дальше легче не будет

Так, с 1 июля 2021 года вступает в силу пункт 4.1 статьи 80 НК РФ, в котором прописано, в каких случаях налоговая декларация (расчет) считается непредставленной:

  • декларация (расчет) подписана неуполномоченным лицом;
  • руководитель дисквалифицирован;
  • руководитель умер;
  • в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности чего-нибудь;
  • юридическое лицо ликвидировано.

Нас всех проверяют роботы

Налоговым органам так понравилось подобным способом (обнулением деклараций) одним разом оптимизировать поступление НДС в бюджет и ликвидировать «попавшие под раздачу» фирмы — однодневки, что они решили не ждать вступления в силу п. 4.1 ст. 80 НК РФ, а в полную силу использовать другой инструмент для пополнения бюджета налогом на добавленную стоимость.

В принципе такой инструмент для отслеживания недобросовестных налогоплательщиков НДС у налоговиков уже есть давно — это АСК НДС . Это автоматизированная система контроля за возмещением НДС, которая применяется налоговой службой с 2013 года. А с 2015 года, когда была введена обязательная подача деклараций по НДС в электронном виде с заполнением данных обо всех входящих и исходящих счетов-фактур, система была обновлена и стала называться АСК НДС-2 . По заверениям налоговой службы система стала одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.

Как работает этот АСК НДС-2 и почему нужно быть очень внимательным и разборчивым при заключении сделок с партнерами по бизнесу, которые также как и организация, являются плательщиками НДС?

Данная система позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.

Каждая декларация по НДС проходит камеральную проверку в течении 2-х месяцев .

В ходе камеральной проверки налоговые органы вправе потребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов (так называемый «налоговый разрыв» ), свидетельствующих о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС.

Именно для автоматизации этого процесса — сравнение данных книг продаж и книг покупок, отраженных в декларациях по НДС в виде сведений по каждому полученному и выставленному счет-фактуре, и создана АСК НДС, а затем в обновленном виде и АСК НДС-2.

Иными словами — первоначальную проверку каждой декларации по НДС производит не человек, а робот. А, как известно, робота сложно обмануть и от его анализа не ускользнет ни одна счет-фактура. При такой проверке полностью исключен человеческий фактор .

Если раньше можно было просто «нарисовать циферку», сдать декларацию по НДС на возмещение из бюджета и при наличии знакомств в налоговой инспекции быстро и безболезненно пройти камеральную проверку и получить денюжки на расчетный счет, то сейчас это сделать практически невозможно.

Поэтому, если кто-то до сих пор считает, что можно открыть организацию, заключить фиктивные сделки с дружественными компаниями и обогатиться за счет государства в виде получения незаконного возмещения НДС, то это глубоко ошибочное мнение.

После первой же сданной декларации по НДС робот проведет ее анализ на десятки, а то и на несколько десятков контрольных соотношений и сразу же выявит недобросовестного налогоплательщика.

Итог известен — сначала требование о предоставлении документов, з атем вызов в налоговую инспекцию на беседу, затем проверка адреса регистрации организации и вот тут-то уже и «созреет» пресловутый п. 4.1 ст. 80 НК РФ, который позволит налоговой инспекции по закону просто избавиться от такой компании: сначала аннулируют декларацию по НДС, а затем в принудительном порядке и саму организацию исключат из ЕГРЮЛ.

Роботы служат не только на благо налоговой. Налогоплательщики тоже могут воспользоваться их преимуществами (не совершают ошибок, обрабатывают большие объемы информации, работают 24/7). Для этого достаточно подключиться к КНАП — автоматизированному сервису для обработки первичных документов (в т.ч. счет-фактур, накладных, актов, чеков и т.п.). Роботы «прочитают» документы, проверят их, заведут в 1С и поставят проводки согласно учетной политики компании.

А дальше? А дальше тоже проще не будет

С прошлого года и сам робот под названием АСК НДС-2 усовершенствовался. Теперь система проверки декларации по НДС называется по новому — «Контроль НДС» .

Помимо сверок счетов-фактур налогоплательщиков новая система проводит «диагностику» организаций, которые участвуют во всей цепочке расчетов по НДС, и выясняет роль каждой из них. Она предназначена для сбора информации и доказательной базы для возможных будущих споров с налогоплательщиками по статье 54.1 НК РФ.

Напомним, данная статья содержит перечень ситуация, при которых налоговые органы могут признать, что налогоплательщиком получена необоснованная налоговая выгода.

А так как доказывание обстоятельств правонарушений, которые позволили налогоплательщику получить эту самую налоговую выгоду налоговое законодательство возлагает на налоговую инспекцию, то для сбора доказательной базы налоговики и доработали систему автоматической проверки деклараций по НДС.

Но и это еще не все . Система «Контроль НДС» проверяет и собирает данные на всех: контрагентов второго, третьего звена, а также и тех, кто самостоятельно не применяет схемы, но работает с теми, кто применяет.

При этом компаниям присваивается категории: «техническая» и «сущностная».

«Техническая» компания — это та, на которой налоговая инспекция обнаружила «налоговый разрыв». Раньше такая компания автоматически считалась виноватой и ей сразу же направлялись требования об устранении разрыва.

Теперь же при обнаружении разрыва начинается отработка цепочки всех деловых контактов этой фирмы и в систему «Контроль НДС» вносится вся информация, характеризующая роль каждого звена цепочки контрагентов, содержащаяся:

  • в протоколах допросов;
  • в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений;
  • в материалах, передаваемых в правоохранительные органы;
  • в документах на аннулирование электронной подписи;
  • в ответах налогоплательщиков по встречным проверкам или вне проверок.

Всем контрагентам налоговая инспекция разошлет требования о предоставлении пояснений. То есть, «техническая» компания станет началом для выхода на возможных выгодоприобретателей в получении необоснованной налоговой выгоды.

«Сущностная» компания — это главный подозреваемый в получении необоснованной выгоды. Даже придумана система баллов для таких компаний , которые присваиваются на основе анализа множества показателей организации: об имуществе, штате, движении средств на расчетном счете, IP-адресах, с которых отправляется отчетность, доле вычетов по контрагенту и прочее. Чем больше баллов — тем больше риска , что организацию признают недобросовестной и предъявят обвинения в получении необоснованной налоговой выгоды.

«Сущностную» компанию система «Контроль НДС» также проверяет и по критерию платежеспособности: процентное соотношение уплаченного НДС и суммы заявленного вычета за налоговый период. Если вычеты по НДС большие, а оплата налога низкая, то у налоговиков возникают подозрения о фиктивной деятельности фирмы. И если даже такая компания захочет ликвидироваться в добровольном порядке, то выездной налоговой проверки ей не избежать.

Риск попасть под проверку системы «Контроль НДС» есть практически у каждого налогоплательщика , даже тех, кто является добросовестным и не использует никаких схем. Это же робот — он проверяет всех без исключения.

Поэтому таким налогоплательщикам придется отстаивать свою правоту, вероятно даже через суд. Надо быть готовым и к таким событиям. Для этого нужно:

  • Отвечать на все требования налоговой инспекции. Но отвечать тоже надо осторожно — лишней информации предоставлять не следует, потому что все написанное попадет в систему;
  • Проверять своих контрагентов при заключении сделок, то есть, собирать о них информацию;
  • Следить за тем, чтобы все документы о совершенных сделках были в наличии.

Бухгалтерам компаний, работающих с НДС, важно, чтобы в учете количество ошибок сводилось к нулю и первичка при этом не занимала все время работы. Поэтому единственный вариант — автоматизация.

Никаких дорогостоящих программ вам не понадобится. Сервис КНАП , который автоматизировал значительную часть работы бухгалтера, предлагает на выбор различные тарифы в зависимости от количества обрабатываемых документов .

К тому же все документы будут не просто заведены в программу, но и сохранены в электронном архиве и прикреплены к документам в 1С.

В публикации «Подводные камни регистрации плательщиков НДС по новым правилам» buxgalter.uz поставил вопросы, которые возникают на практике у бухгалтеров после вступления в силу Положения о порядке специального регистрационного учета налогоплательщиков в качестве плательщиков НДС. Государственный налоговый комитет разъяснил некоторые из этих вопросов.

I. Нужно ли субъектам предпринимательства, включенным в реестр, проходить перерегистрацию?

– Нет, такой необходимости нет. За ними сохраняются и ранее выданные Свидетельства, и присвоенные номера плательщиков НДС.

Новое Положение в части процедуры постановки на учет касается только субъектов предпринимательства, которые готовятся стать плательщиками НДС или уже стали ими, но другие нормы Положения касаются всех налогоплательщиков.

Только после постановки налогоплательщика на специальный регистрационный учет по НДС их контрагенты получают возможность брать НДС в зачет.


II. Что зависит от сроков подачи заявления?

– Нужно иметь в виду, что Положением определен круг плательщиков НДС, которые подлежат обязательной регистрации и есть субъекты предпринимательства, которые могут пройти добровольную постановку на учет в качестве плательщиков НДС. Для них установлены разные сроки.

Те, кто подлежит обязательному регистрационному учету, должны подать заявление не позднее 5-го числа месяца, с которого они становятся налогоплательщиками НДС и обязаны исчислять и уплачивать НДС.

Юридические лица, желающие пройти добровольный регистрационный учет, должны подать заявление до 1-го числа месяца, в котором планируется переход на уплату НДС.

Также установлен срок для индивидуальных предпринимателей, чей доход от реализации товаров (услуг) за налоговый период превысит 100 млн сум., но не более 1 млрд сум., желающего встать на добровольный учет в качестве плательщика НДС. Он должен подать заявление не позднее 5 дней с даты превышения установленной суммы дохода. В противном случае он автоматически становится плательщиком налога с оборота до достижения суммы доходов в 1 млрд сум.

Отметим, что заявление подается в электронном виде. Датой его представления считается дата отправления налогоплательщиком заявления в налоговый орган через персональный кабинет налогоплательщика.


III. Какой статус налогоплательщик имеет в период регистрации: по Налоговому кодексу он – плательщик НДС, но у него нет Свидетельства и номера плательщика НДС? Как ему быть до получения Свидетельства о регистрации плательщика НДС?

– Если плательщик налога с оборота (юрлицо или ИП) по тем или иным причинам (доходы превысили 1 млрд сум., юрлицо начало реализовать бензин через АЗС, начали импорт товаров и т.п.) становится плательщиком НДС и подает заявление в установленные сроки, т.е. до 5 числа месяца, с которого он становится плательщиком НДС, то после постановки на специальный регистрационный учет ему будет выдано Свидетельство, где будет указано, что постановка на учет осуществлена с 1 числа месяца, в котором он стал плательщиком НДС.
Если налогоплательщик подаст заявление позднее установленного срока, он регистрируется как плательщик НДС со дня подачи заявления.

  • если заявление о регистрации налогоплательщика НДС подается до 5 июня, налоговый орган рассмотрит его и примет решение по постановке на учет в качестве плательщика НДС с 1 июня, о чем будет указано в Свидетельстве.
  • если заявление подано после 5 июня, например, 9 июня, налоговый орган рассмотрит заявление и примет решение о постановке на учет в качестве плательщика НДС с 9 июня, о чем будет указано в выданном Свидетельстве. При этом обязательство по уплате НДС у данного налогоплательщика возникает с 1 июня.


IV. Если плательщик НДС находится на стадии регистрации, что ему указывать в графе счета-фактуры «регистрационный номер НДС»? Как ему в этот период исчислять налоги и строить взаимоотношения с контрагентами?

– Если налогоплательщик подает заявление до 5-го числа месяца, то уже с первого дня этого месяца он должен выставлять счета-фактуры с учетом НДС.

После получения Свидетельства о постановке на учет и регистрационного номера НДС, если в этом есть необходимость, ранее выписанный счет-фактура аннулируется и взамен оформляется исправленный счет-фактура с указанием регистрационного номера НДС.

В этой ситуации налогоплательщик и его контрагенты вправе принимать НДС в зачет и учитывать при составлении налоговой отчетности.

Если заявление подано в неустановленные сроки (с опозданием по сроку), плательщик НДС и его контрагенты будут иметь право принимать в зачет суммы НДС после постановки этого налогоплательщика на регистрационный учет.

Т.е. лицо, обязанное встать на регистрационный учет, но не зарегистрировавшееся в качестве плательщика НДС, становится им в установленные законодательством сроки и уплачивает НДС в установленном порядке без права на зачет налога – до постановки его на регистрационный учет.


V. Как быть, если принимается решение об исключении субъекта предпринимательства из реестра или он переходит на уплату налога с оборота на добровольной основе?

– В случае принятия налоговыми органами решения о снятии с учета субъекта предпринимательства, этот субъект предпринимательства исключается из реестра плательщиков НДС.

Если плательщик НДС с начала года переходит на уплату налога с оборота в добровольном порядке, то в соответствии с ч. 2 ст. 462 НК он обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее чем за 10 дней до начала следующего налогового периода (календарного года), т.е. – до 21 декабря.

В то же время для удобства налогоплательщиков, а также во избежание ошибок Положение №3232 предоставляет налогоплательщикам возможность подать заявление на выход из реестра плательщиков НДС в течение 5 дней после окончания года, т.е. – до 5 января.

Для подтверждения ставки НДС 0% по экспорту в ИФНС предоставляется пакет документов (ст. 165 НК РФ). Документы можно сдать полностью на бумажных носителях или в более удобном виде – на бумажном носителе и в электронном виде с помощью специального реестра:

  • контракт (копия) с иностранным покупателем;
  • реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов в электронном виде (п. 15 ст. 165 НК РФ).

Реестры таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных документов:

  • Приложение N 1;
  • Приложение N 2;
  • Приложение N 3;
  • Приложение N 14.

Реестры документов, предусмотренные п. 15 ст. 165 НК РФ (с 3.0.78.68):

  • порядки заполнения и представления Реестров в налоговые органы в электронной форме;
  • XSD-схемы (Письмо ФНС РФ от 15.05.2020 N ЕА-4-15/8011@).

Для автоматического заполнения Реестра по НДС: Приложение 01 необходимо предварительно ввести документ:

  • Таможенная декларация (экспорт).

Данный документ можно создать на основании документа Реализация товаров и услуг .

Отчеты – Регламентные отчеты – Создать – вкладка Все – папка Налоговая отчетность – Реестр по НДС: Приложение 01 – Заполнить

Отражаются данные из документов:

  • Таможенная декларация (экспорт);
  • Подтверждение нулевой ставки НДС.

  • номер реестра зависит от вида операций, по которым подтверждается ставка НДС 0%;
  • реестры представляются вместе с декларацией по НДС;
  • сначала отправляется декларация, а потомпосле получения квитанции от ИФНС, уже реестр

Реестр N 1

Реестры деклараций на товары для розницы, обновлены и утверждены Приказом ФНС РФ от 20.08.2020 N ЕД-7-15/593@ (действуют с 2021 года):

  • Реестр деклараций на товары либо таможенных деклараций CN 23, предусмотренный пп. 7 п. 1 ст. 165 НК РФ (КНД 1155126);
  • Реестр деклараций на товары для экспресс-грузов, предусмотренный пп. 8 п. 1 ст. 165 НК РФ (КНД 1155128).

Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 – запланировано 3.0.86 от 18.12.2020.

Выгрузка в форматах ФНС (с 3.0.82):

  • Реестр N 2, КНД 1155119;
  • Реестр N 3, КНД 1155121;
  • Реестр N 14, КНД 1155118;
  • Реестр на товары для экспресс-грузов, КНД 1155128 (Письмо ФНС РФ от 06.08.2020 N ЕА-4-15/12656@).

Полезные ссылки. Сервисы для ВЭД

Сервис для проверки прослеживаемости товаров, проверить регистрационный номер партии товара (РНПТ), проверить статус обработки уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, в государства–члены ЕАЭС

Получить информацию о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Действует для РФ и стран-импортеров ЕАЭС

Онлайн сервис ФНС по проверке корректности номеров ГТД. Позволяет проверить факт поступления от ФТС России сведений по документам, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов НДС

См. также:

  • [16.10.2020 запись] Декларация по НДС за 3 квартал 2020 в 1С
  • Статистическая форма ФТС при работе с ЕАЭС в 1С автоматически формируется только при импорте?
  • Представление статистического отчета в ФТС в электронном виде
  • Утверждены новые правила ведения статистики торговли со странами ЕАЭС
  • Импорт товаров из ЕАЭС. Предоплата в валюте 50%
  • Реестр по НДС Приложение 01 для подтверждения ставки 0%
  • Подача реестров при подтверждении экспорта — это наша обязанность или можно их не сдавать?

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Спасибо за поддерживающий семинар за октябрь! Елена и Юлия съэкономили много времени разборами обновлений и вопросов.

Читайте также: