Проект ндс при сбросе на рельеф

Опубликовано: 25.04.2024

Штраф за отсутствие проекта нормативов допустимых сбросов:

Статья 8.14 КоАП

Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечёт наказание:

  • на граждан: от 500 до 1 000 рублей.
  • на должностных лиц: от 10 000 до 20 000 рублей.
  • для юридических лиц: от 28 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Судебная практика по Нормативам допустимых сбросов в водные объекты:

Проект нормативов допустимых сбросов. Правовая защищённость и отсутствие правовых ограничений в деятельности предприятия

Проект нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
Загрязнение воды – одна из самых главных и остро актуальных проблем человечества. Эта проблема уже затронула каждого жителя планеты, вследствие чего контроль сохранности водных объектов перестаёт быть формальным – законодательство и контролирующие органы всё более жёстко преследуют нарушителей установленного порядка пользования водными ресурсами.

Нарушением, влекущим не только штрафные санкции, но и приостановление деятельности предприятия, считается и сам факт загрязнения, и отсутствие положенных разрешительных документов.

Так, за сверхлимитное загрязнение вод с предприятия взымается плата с пятикратным повышающим коэффициентом в пределах превышения лимита. Когда же у предприятия отсутствуют документы о нормативах допустимых сбросов (Проект нормативов допустимых сбросов), вся масса отходов рассматривается как сверхлимитная, что влечёт не только серьёзные финансовые потери, но и не менее серьёзные проблемы законодательного плана.

Разработка Проекта нормативов допустимых сбросов осуществляется на основании:

  • Федеральный Закон № 7 от 10 января 2002 г. Об охране окружающей среды (ст. 23, глава 5)
  • Постановление Правительства РФ № 469 от 23 июля 2007 г.
  • Приказ Минприроды РФ № 333 от 17 декабря 2007 г.
  • Приказ Минприроды РФ № 246 от 02 июня 2014 г.

Проект НДС: защита природы и ваших прав

Проект НДС является абсолютно обязательным в деятельности любого предприятия, связанной со сбросом веществ в водные объекты. Он будет востребован в случаях, когда:

  • предприятие проверяется государственными контролирующими органами;
  • предприятие получает лицензию на водопользование;
  • для предприятия устанавливаются размеры платежей за пользование водными объектами;
  • налагаются штрафы по несоответствию нормативам, предъявляются иски о возмещении ущерба, оценивается эффективность деятельности предприятия по охране вод.

Грамотно и профессионально, с учётом особенностей нашего законодательства составленный Проект НДС поможет во многих случаях отстоять права предприятия и защитить его перед законом.

Этапы разработки:

1 этап. Сбор материалов для Проекта и оформление Проекта НДС.
На этом этапе проводятся сбор и лабораторные исследования загрязняющих веществ и сточных вод; выполняется расчёт нормативов допустимых сбросов; разрабатывается план экоконтроля; оформляется Проект в соответствии с установленными формой и требованиями.

2 этап. Согласование Проекта НДС в государственных органах
Проект должен быть согласован во всех предусмотренных федеральным и местным законодательством органах охраны природа и экологического надзора, после чего территориальными органами Ростехнадзора выдаётся разрешение на сброс загрязняющих веществ.

Разрешение на сброс действительно 5 лет при условии неизменности технологических процессов и неизменяемости состава сброса.

Необходимые Документы для разработки Проекта НДС

  • Общая информация об организации (производственная деятельность, структура и т.д.);
  • реквизиты предприятия, данные о территории предприятия с детализацией, план-схема придприятия.
  • справка о расходах сырья, топливных и энергетических ресурсов, о транспортных средствах;
  • сведения об оборудовании предприятия;
  • схемы систем канализации и водоснабжения; договора на водоснабжение, сброс сточных вод;
  • локальные очистные сооружения на предприятии;
  • квалификационные документы лица, ответственного за экологическую безопасность предприятия;
  • другие документы по необходимости.

Структура Проекта НДС

Проект имеет сложную структуру, наполнение которой в связи с вариативными возможностями толкования может быть как выгодным и полезным для предприятия, так и наоборот.

Специалисты-профессионалы нашей компании наилучшим образом представят сведения о деятельности вашего предприятия в рамках проекта и создадут документальную базу, благоприятную для выгод.

Содержание Проекта НДС включает:

  • аннотацию с основными результатами проведённой по проекту работы;
  • введение с перечнем документов для основания проекта;
  • общие сведения о предприятии с картами-схемами территории и водных объектов;
  • характеристика водного объекта, куда будут направлены сбросы;
  • данные о предприятии как источнике загрязнения;
  • расчёт нормативов допустимых выбросов;
  • план мероприятий по предупреждению незапланированных сбросов сточных вод в случае аварий;
  • организация контроля соблюдения нормативов;
  • приложения.

Отсутствие Проекта НДС – прямое нарушение Кодекса РФ в области административных правонарушений и Федерального закона «Об охране окружающей среды». Кроме исков со стороны контролирующих органов отсутствие Проекта вызывает множество затруднений в получении других разрешений и документов, а зачастую и невозможность получения таковых.

Оперативно составленная и согласованная нашими специалистами, полностью соответствующая всем требованиям органов контроля документация сделает работу вашего предприятия защищённой в правовом поле экологического надзора.

Помните: грамотно составленная документация – это 99% вашей правоты перед законом.

Что это такое

Проект НДС (нормативно допустимые сбросы) является важнейшей частью природоохранной документации, которая должна составляться предприятиями, осуществляющими сброс отходов в централизованную канализацию или природные водные объекты. Без него невозможно получить разрешение на осуществление сброса сточных вод предприятием и рассчитать плату за негативное воздействие на экосистему.

Зачем нужен проект НДС?

Проект НДС разрабатывается в целях нормирования объемов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, определения оптимального метода очистки сточных вод и снижения их количества.

Для кого нужен проект НДС

Проект НДС необходим тем предприятиям, которые осуществляют отвод ливневых, хозяйственно-бытовых и производственных вод путем сброса их в виде сточных вод в любой водный объект (озеро, реку, ручей, водохранилище, море). И это не только действующие предприятия, но и предприятия, находящиеся на стадии строительства.

А также, проект НДС следует разрабатывать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» следующим компаниям:

Лицам заключившим или обязанным заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Осуществляющим деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения.

Имеющим среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Санкции за нарушение экологического законодательства относительно НДС

КоАП РФ, статья 8.14: несоблюдение правил водопользования влечет наложение штрафа на юридических лиц - до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Плюс от необходимости разработать данный проект оплаченные штрафы не освобождают.

Этапы разработки и согласования проекта НДС

1. Инвентаризация источников образования и выпусков сточных вод

Определение способов отведения стоков, анализ характеристик ливневой канализации очистных сооружений

Получение Справки о гидрологической характеристике и фоновом загрязнении водного объекта в ФГБУ

2. Расчет годового объема сточных вод

Определение количества ЗВ и микроорганизмов, допустимых к сбросу

Отбор проб сточных вод и проведение анализа КХА

Расчёт нормативов допустимых сбросов

Разработка плана экоаналитического контроля

3. Согласование проекта в государственных органах

При необходимости доработка проекта

Получение Разрешения на сбросы ЗВ

Согласование проекта НДС в настоящее время осуществляется в 6 инстанциях и занимает в среднем 6 месяцев.

Все государственные органы, имеющие отношение к согласованию проекта НДС, представлены ниже:

Федеральное агентство водных ресурсов - 30 дней - Согласование проекта НДС.

Росгидромет - 30 дней - Заключение о соответствии требованиям.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» - 30 дней - Санитарно-эпидемиологическое заключение.

Роспотребнадзор - 30 дней - Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям.

Федеральное агентство по рыболовству - 30 дней - Заключение о соответствии расчетов нормативам.

Департамент Росприроднадзора по ЦФО - 30 дней - Разрешение на сброс.

Срок действия НДС

Срок действия проекта НДС и Разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов — 5 лет.

Наши гарантии

В случае возникновения замечаний к отчетам у надзорных органов, мы устраняем их и всегда добиваемся главного результата – согласованного проекта.

Наши преимущества:

- Срок от 10 дней

- Собственная Аккредитованная Лаборатория. Одна из самых крупных коммерческих лабораторий в России

(Аттестат № RA.RU.21ЭМ03, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц – 12.09.2016)

- Прозрачная и гибкая ценовая политика. Наши цены гораздо ниже, чем многочисленные штрафные санкции.

- Опыт работы более 10 лет

- Высококвалифицированный штат специалистов

- САНГИК - лидер на рынке услуг в сфере экологии, экспертной оценке и лабораторного исследования

- Мы работаем по всей России

- Бесплатная консультация от наших экспертов

Сегодня в нашей стране существуют серьезные пробелы в природоохранном законодательстве, которые нередко приводят к бесконтрольному загрязнению окружающей среды и негативным последствиям для природопользователей. Одна из самых острых проблем – невозможность получения разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности.

При этом многие предприятия продолжают сбрасывать загрязненные воды непосредственно на почву, нанося непоправимый вред экологии, в силу отсутствия доступа к системе канализации или водному объекту. Как выйти из этой непростой ситуации с наименьшими последствиями и чем грозит природопользователю незаконный сброс сточных вод на рельеф местности?

Почему предприятия вынуждены сбрасывать сточные воды на рельеф местности?

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый природопользователь, деятельность которого наносит вред экологической обстановке, обязан в полном объеме компенсировать нанесенный ущерб.

При этом закон четко регламентирует нормативы предельно-допустимого загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, не устанавливая порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) при сбросе сточных вод на рельеф.

В связи с тем, что не установлен порядок расчета нормативов сброса сточных вод на почву, не имеется также формулы, определяющей сумму компенсации вреда экологии.

Почему же некоторые предприятия продолжают сбрасывать загрязненные сточные воды на почву? Это происходит в связи с тем, что система канализации или ближайший водный объект расположены далеко от места расположения предприятия. Образовавшиеся сточные воды при этом непрерывно сбрасываются на рельеф местности. Узаконить это невозможно, в связи с чем предприятия прибегают к следующим ухищрениям:

  1. Получение разрешения на сброс сточных вод в ближайший водный объект. Чтобы избежать ответственности за загрязнение почвы, некоторые предприятия получают разрешение на сброс в ближайший водоем, в который (по задумке) сточные воды сбрасываются с водосборной площади (протекая от источника сточных вод по рельефу местности до приемника). На самом деле, такое разрешение можно считать фиктивным, в связи с тем, что сточные воды по факту не поступают в водный объект и загрязняют рельеф.
  2. Сброс сточных вод на поля фильтрации . Если территориальные органы власти отказывают предприятию в выдаче разрешения на сброс в удаленный водный объект, руководство может прибегнуть к еще одной уловке – сброс на поля фильтрации. Такой подход предполагает выделение специальной местности (полей фильтрации), которые не используются для строительства объектов недвижимости и выращивания сельскохозяйственной продукции, куда сбрасываются нечистоты. На самом деле, это также незаконно, ведь поля фильтрации ничем не отличаются от обычного участка почвы.
  3. Полное отсутствие разрешительной документации. В связи с отсутствием четкого законодательного ограничения, многие предприятия годами сбрасывают сточные воды на рельеф, не получая никаких разрешительных документов. Единственная особенность такого подхода — сверхлимитные платежи за НВОС. В соответствии с действующим законодательством это незаконно, но контролирующие органы нередко закрывают на это глаза, мотивируя это большими компенсационными выплатами предприятия.

Что грозит природопользователю за незаконный сброс сточных вод на рельеф местности?

Сегодня избежать проблем с законом, сбрасывая сточные воды на рельеф местности практически невозможно. Чаще всего нарушителям грозит привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также предприятию предстоит выплатить немалую сумму компенсации за непоправимый ущерб, нанесенный экологии. К ответственности привлекаются лица, в действиях которых усматривается 4 признака правонарушения:

  • установленный и зафиксированный факт сброса сточных вод на рельеф местности;
  • факт отсутствия разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности (почву) или оформление необоснованного разрешения на сброс в близлежащий водный объект;
  • наличие вины конкретного хозяйствующего субъекта в загрязнении почвы;
  • факт превышения концентраций загрязняющих веществ в почве в сравнении с фоновыми показателями.

При первом выявлении факта незаконного загрязнения рельефа местности, в отношении нарушителя составляется протокола об административном правонарушении, состав которого предусмотрен ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Далее лицо привлекается к административной ответственности и ему назначается сумма штрафа-компенсации, в соответствии со степенью вреда, нанесенного окружающей среде.

Чтобы избежать повторного привлечения к ответственности и полной остановки деятельности предприятия, виновному лицу лучше добровольно выплатить компенсации не доводя дело до повторного суда.

Специалисты компании «Экобезопасность» помогут быстро, грамотно и в рамках закона решить проблему необходимости сброс сточных вод на рельеф местности. Сотрудники компании найдут оптимальный выход организации сброса с наименьшим вредом для окружающей среды и возможностью узаконить технологическую схему предприятия.

При этом руководство может избежать предусмотренной административной ответственности и переложить функции взаимодействия с контролирующими и судебными органами на специалистов компании «Экобезопасность».

+7 (495) 221-78-08 8 (800) 775-50-51 Онлайн-чаты начать чат
Начать чат в Skype: gk.eco.center
Начать чат в Viber +7(962)331-22-33
Начать чат в WhatsApp +7(962)331-22-33
Перейти к корзине
ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

Проект нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов (проект НДС)

Проект НДС необходимо разрабатывать предприятиям и организациям, имеющим стационарные, передвижные и иные источники сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 23, гл. V Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Проект определяет характеристику хозяйствующего субъекта как источника загрязнения водного объекта. В его составе проводятся необходимые расчеты, определяются предложения нормативов НДС, составляется план-график контроля соблюдения нормативов НДС. Расчет сбросов загрязняющих веществ в водный объект производится основе утвержденных методик.

Результатом работы является разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Отсутствие проекта НДС может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями: до 100 тыс. руб. по п. 1 ст. 8.14 КоАП РФ с перспективой приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Проект НДС нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • в стоимости проектных работ мы не закладываем скрытых условий и платежей;
  • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственной аккредитованной лаборатории;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • в группе компаний работают высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При разработке проектов НДС в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • отсутствие собственной аккредитованной лаборатории ведет к необходимости привлечения дополнительных субподрядных организаций, и, следовательно, к увеличению общей стоимости работ и сроков;
  • разработчик не выезжает на объект для проведения необходимых лабораторных замеров ввиду значительной территориальной удаленности от объекта проектирования;
  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • разработчик проекта отказывается сопровождать согласование проекта в согласующих органах (выполнение работ заканчивается на этапе передачи разработанного проекта НДС заказчику);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.

  • Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 22)
  • Приказ Минприроды России от 02.06.2014 г. № 246 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования»
  • Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
  • Приказ Минприроды России от 29.12.2020 г. № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей».
Согласующие органы
  • Территориальный орган Росводресурсов (БВУ)
  • Территориальный орган Росгидромета
  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иной аккредитованный орган)
  • Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ
  • Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству
  • Департамент (либо Управление) Росприроднадзора по субъекту РФ
  • Региональные органы надзора в области охраны окружающей среды
Результат работ
  • Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект
Срок действия
  • 5 лет
Ответственность
  • ст. 8.14 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб. или приостановка деятельности на срок до 90 суток

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2020 года N 1118

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 1 января 2022 г.

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61973

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 29 декабря 2020 года N 1118

Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей

I. Назначение и область применения

1. Сферой применения настоящей методики является разработка нормативов сбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, в водные объекты (далее - НДС).

Разработка НДС осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, в том числе указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, представляемого на основании статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2020, N 50, ст.8074) (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).

Разработка НДС в отношении загрязняющих веществ, не характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не осуществляется.

2. Величины НДС определяются расчетным путем исходя из нормативов качества воды водного объекта, определяемых в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 149 "О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст.778) (далее - постановление N 149), с учетом фонового состояния водного объекта по загрязняющим веществам, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя.

3. В случаях если условные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, то НДС разрабатываются с учетом пункта 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением N 149 (далее - Положение, утвержденное постановлением N 149).

4. При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды, в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 (М., Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000, "Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора", N 2, 2001; "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, N 2, февраль, 2015).

5. При сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения нормативы качества вод или их природные состав и свойства должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

6. В случае одновременного использования водного объекта рыбохозяйственного значения или его части для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях для разработки НДС норматив качества определяется в соответствии с пунктом 14 Положения, утвержденного постановлением N 149.

При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы.

Определение форм вещества (растворимая или валовая) в воде водных объектов и сточных водах осуществляется в соответствии с принятым для расчета НДС нормативами качества воды водных объектов, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций веществ.

7. Для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности, обладающих однонаправленным механизмом токсического действия, в том числе канцерогенным, при их одновременном присутствии в максимально загрязненной струе контрольного створа для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим показателем вредности (далее - ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества 1 и 2 классов опасности к соответствующим предельно допустимым концентрациям (далее - ПДК) не превышала 1.

8. Если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуации, указанной в пункте 3 настоящей методики, НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды водного объекта в фоновом створе, и невозможно провести расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке на момент расчета НДС, до установления фоновых концентраций (на срок не более 24 месяцев) в сточных водах, НДС по таким загрязняющим веществам разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

9. При сбросе теплообменных вод (использованных в охлаждающих системах для охлаждения технологического продукта без соприкосновения с ними и не содержащих загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя) тепловых электростанций, атомных электростанций и других подобных объектов НДС разрабатываются на уровне фоновых концентраций веществ в створе водозабора, определяемых в соответствии с Порядком проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ в воде водных объектов - при условии осуществления водопользования одним водным объектом для забора воды и сброса сточных вод; а в иных случаях - на уровне наиболее низких фоновых концентраций веществ из числа определенных для водного объекта, из которого осуществляется забор воды (в створе водозабора), и водного объекта - приемника сточных вод (вне зоны влияния рассматриваемого сброса сточных вод).

10. Исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем:

а) в управлениях по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в части получения информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций загрязняющего вещества в воде водного объекта, а также гидрометеорологическая информация);

б) в территориальных органах Федерального агентства по рыболовству (в части получения информации о рыбохозяйственном значении и категории водного объекта - приемника сточных вод);

в) в Минприроды России (в части получения информации о нормативах качества, установленных на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте - приемнике сточных вод или его части (при наличии) - в случае, если водный объект - приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения.

Информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст.514) нормативах допустимого воздействия на водные объекты размещается на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

11. Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия из 5-ти предыдущих лет работы в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст.4220; 2019, N 30, ст.4097) (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ), или из 7-ми предыдущих лет работы в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду. НДС не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики.

В качестве фактического сброса для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов применяется максимальное значение концентраций, определенное в результате инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 891 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст.4299) (далее - Правила N 891).

В соответствии с пунктом 4 Правил N 891, в случае если фактический сброс сточных вод в водный объект объектами централизованных систем водоотведения не осуществляется (в том числе при проектировании или строительстве объектов централизованных систем водоотведения) либо осуществлялся менее чем в течение 12 календарных месяцев подряд, то для целей определения перечня загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах организации превышает предельно допустимые концентрации, на основании которого разрабатываются нормативы допустимых сбросов для объектов организации, в него могут быть включены все загрязняющие вещества по перечню согласно приложению N 1 к Правилам N 891, а также загрязняющие вещества, указанные в пункте 7 Правил N 891.

Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.

12. При разработке НДС перерасчет массы вещества, сбрасываемого в час (г/час), на массу вещества, сбрасываемого в месяц (т/мес), производится умножением допустимых концентраций вещества на объем сточных вод за соответствующий период (приложение 1 к настоящей Методике).

13. Срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ) или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись. В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.4088; 2011, N 24, ст.3500) (далее - постановление N 469).

Расчет новых НДС или разработка и утверждение новых НДС в установленном постановлением N 469 порядке до истечения сроков, указанных в пункте 13 настоящей Методики, осуществляется в следующих случаях:

а) при изменении на 30 и более процентов годового объема сточных вод;

б) при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ (для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проведенной в соответствии с Правилами N 891);

в) при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод;

г) получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;

е) получения впервые информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, а также гидрометеорологической информации или обновлении таких сведений;

ж) обнаружении ошибок или недостоверной информации в расчетах НДС.

При наступлении указанных обстоятельств расчеты НДС, комплексные экологические разрешения, содержащие такие расчеты НДС, декларация о воздействии на окружающую среду, содержащая такие расчеты НДС, признаются действующими до момента расчета новых НДС в соответствии с указанными обстоятельствами и пересмотра комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого содержатся расчеты новых НДС, или предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой являются расчеты новых НДС в пределах сроков, на которые выдано комплексное экологическое разрешение или предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду, соответственно, но не более 6 месяцев. В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, а также в случаях, когда НДС были утверждены до 1 января 2019 г., утвержденные в порядке, установленном постановлением N 469, НДС признаются действующими до момента получения разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - разрешения на сбросы) на основании утверждённых расчетов новых НДС в пределах срока действия, указанного в ранее выданном разрешении на сброс, но не более 6-х месяцев

14. Расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 настоящей Методики):

а) ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных вод;

б) план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;

в) данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные воды;

г) данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;

д) данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;

е) водохозяйственный баланс водопользования;

ж) гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций по информации, полученной в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (при наличии);

з) данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов исследований воды водного объекта и актов отбора проб воды, выполненных аккредитованными в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений испытательными лабораториями;

и) данные о значениях нормативов качества, установленных на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части (при наличии) по нормируемым веществам, по информации полученной в соответствии с пунктом 10 настоящей Методики (в случае установления таких нормативов);

к) данные о расходе, в том числе суточном, сточных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод с характеристикой типа выпуска сточных вод;

Читайте также: