Правовое регулирование ндс курсовая

Опубликовано: 04.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Спецрежимы


В специальные налоговые режимы 2021 году привнесли ряд корректировок — их вправе применять ограниченный круг лиц. О том какие спецрежимы действуют в России, кто и когда вправе их применять, а также какой режим лучше выбрать, расскажем в материале далее.

Какие специальные налоговые режимы предусмотрены законодательством?

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ российские налогоплательщики могут применять в разрешенных законом сочетаниях или по отдельности 4 следующих специальных налоговых режима:

  • ЕСХН;
  • УСН;
  • режим уплаты налогов при участии фирмы в соглашениях по разделу продукции (СРП);
  • ПСН.

Указанные налоговые режимы в 2021 году полностью актуальны и могут быть выбраны в порядке, предусмотренном законодательством.

Самый, возможно, консервативный подход законодатель проявляет к режиму при СРП: в нормы, регулирующие его применение, существенные корректировки не вносятся с 2011 года. Исключение — введение приказом ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ новой декларации по налогу на прибыль при СРП (отметим, что она заменила ту, что использовалась более 10 лет без изменений). СРП вправе применять только инвесторы — участники соглашений о разделе продукции, которые ведут поиски, разведку и добычу минерального сырья (п. 1 ст. 346.36 НК РФ).

Рассмотрим основные отличия спецрежимов и величину налоговой нагрузки в каждом случае.

Что такое УСН — нюансы применения спецрежима

Наиболее популярным спецрежимом является упрощенка.

УСН — упрощенная система налогообложения, которая имеет 2 метода расчета налога:

  1. «Доходы» — ставка налога 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
  2. «Доходы минус расходы» — ставка налога 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально.

Минимальная сумма налога при УСН «Доходы минус расходы» составляет 1% от величины доходов, в случае когда сумма налога, рассчитанная в общем случае меньше минимального показателя.

УСН вправе применять ООО и ИП, у которых выполняются следующие условия:


При УСН не платятся следующие налоги:

  • НДС, за исключением импотра или ситуаций, когда упрощенец выступает налоговым агентом по НДС.
  • налог на прибыль (для ООО);
  • НДФЛ (для ИП), за исключением случаев, кгда ИП является работодателем;
  • налог на имущество организаций, за исключением налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог платится авансами — до 25 числа квартала, следующего за отчетным. Декларация сдается 1 раз в год до 31 марта.

Что такое ЕСХН и кто может применять

ЕСХН — единый сельхозналог — вправе применять сельхозпроизводители при условии, что доходы от продажи сельхозпродукции составят не менее 70% от выручки хозяйствующего субъекта.

Сумма налога рассчитываается путем умножения разницы между доходами и расходами на ставку налога 6%.

Налог уплачивается 2 раза в год — по итогам полугодия и за год. Срок сдачи декларации — 1 раз в год — до 31 марта.

Плюсов у спецрежима много, но и минусов тоже достаточно:


Нюансы применения ПСН

ПСН — патент — вправе применять только ИП.

Сумма налога равна величине патента. Патент можно приобрести на любое количество месяцев.


В 2021 году в России не появилось новых специальных систем налогообложения, и даже стало на одну меньше: для ИП и юрлиц, если они соответствуют условиям применения спецрежима, доступны такие налоговые режимы, как ЕСХН, УСН, ПСН и СПР.

Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) представляет собой косвенный налог, являющийся надбавкой к цене товара. Порядок исчисления и взимания НДС регулируется главой 21 НК РФ.

В соответствии со ст. 143 налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей (ст. 145 НК РФ).

Положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение 3 предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково" (ст. 145.1 Кодекса). При этом согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 313-О положение п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

Налоговым кодексом РФ предусмотрен широкий перечень операций, освобождаемых от НДС (п. 2 ст. 146, ст. 149 НК РФ).

При осуществлении предприни­мательской деятельности в интересах другого лица на основе до­говоров поручений, договоров комиссии либо агентских догово­ров перечисленные операции не освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, а также круг субъектов, деятельность которых не относится к объектам льготного налогообложения, являются закрытыми и расширительному трактованию не подле­жат.

Предоставленное юридическому лицу — налогоплательщику право самостоятельно принимать решение об освобождении пе­речисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ объектов от НДС обусловле­но высокой общественной значимостью этих операций, осуще­ствлением их, как правило, социально незащищенными группа­ми населения либо возможностью снижения цены товара за счет отсутствия в ее составе косвенного налога. При этом не допус­кается выборочное освобождение от налогообложения, завися­щее от каких-либо критериев покупателя (приобретателя) соот­ветствующих товаров (работ, услуг). Отказ от налогообложения возможен только на срок не менее 1 года и реализуется путем представления юридическим плательщиком НДС заявле­ния в налоговый орган по месту регистрации.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Момент определения налоговой базы

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке.

При реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).

Ставки рассматриваемого налога выражены в процентном соотношении к добавленной стоимости товара (работы или ус­луги) и могут быть равны 0, 10 (продовольственные товары, товары для детей, печатные издания, медицинские товары), 18%.

  • товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • услуг по международной перевозке товаров, пассажиров и их багажа (пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
  • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) транспортными организациями для вывоза (ввоза) товров;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров по территории РФ;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
  • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам;
  • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.
  • припасов, вывезенных с территории РФ (топлива и горюче-смазочных материалов, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания);
  • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов
  • товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ.
  • перечня продовольственных товаров;
  • перечня товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;
  • перечня медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шац Виктория Тамазовна

В статье рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при уплате налога на добавленную стоимость (далее НДС ) в России. Дана характеристика «лжеэкспорта» и связанного с ним неправомерного возмещения НДС . Также установлена необходимость совершенствования законодательного регулирования применения льготы по уплате НДС при ввозе на территорию России и реализации принадлежностей медицинских изделий .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шац Виктория Тамазовна

Problems of legal regulation of VAT collection in the Russian Federation

The article deals with some problems arising in the payment of value added tax (hereinafter-VAT) in Russia. There are the characteristic "reexport" and associated with illegal VAT in the article. It is also established the need to improve the legislative regulation of the application of benefits for the payment of VAT when importing into the territory of Russia and the sale of accessories of medical devices .

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации»

Проблемы правового регулирования взимания налога на добавленную стоимость в

Problems of legal regulation of VAT collection in the Russian Federation

Шац Виктория Тамазовна

Студент 4 курса Факультет юридический Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

РФ, г.Москва e-mail: shac2013@mail.ru

Shats Viktoria Tamazovna

Student 4 term Faculty of law

Financial University under the Government of Russian Federation

Russia, Moscow e-mail: shac2013@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые проблемы, возникающие при уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в России. Дана характеристика «лжеэкспорта» и связанного с ним неправомерного возмещения НДС. Также установлена необходимость совершенствования законодательного регулирования применения льготы по уплате НДС при ввозе на территорию России и реализации принадлежностей медицинских изделий.

The article deals with some problems arising in the payment of value added tax (hereinafter-VAT) in Russia. There are the characteristic "reexport" and associated with illegal VAT in the article. It is also established the need to improve the legislative regulation of the application of benefits for the payment of VAT when importing into the territory of Russia and the sale of accessories of medical devices.

Ключевые слова: НДС, «лжеэкспорт», информационный обмен, медицинские изделия, принадлежности.

Key words: VAT, «false export», information exchange, medical devices, accessories.

Считается, что одной из причин снижения деловой активности в стране является налоговое законодательство России [1, С. 22]. Практически каждая глава Налогового кодекса РФ содержит какие-либо неточности и противоречия, что обуславливает необходимость обращения в контролирующие органы и судебные инстанции в целях разъяснения законодательных норм. Это, в свою очередь, усложняет процесс налогового администрирования.

На сегодняшний день НДС - это самый сложный налог с точки зрения администрирования. По данным Центра исследования проблем налогообложения при Правительстве РФ, «с уплатой НДС связано 80 % камеральных и 90 % встречных налоговых проверок» [2, С. 105].

За последние несколько лет Правительство Российской Федерации уделило администрированию НДС большое внимание. В частности, был усовершенствован порядок возмещения НДС, произведен переход к поквартальной уплате налога, а также была расширена сфера применения нулевой ставки НДС.

Вместе с тем в России со времени введения НДС так и не удалось выстроить эффективную систему администрирования этого налога, которая бы исключала возможность возникновения злоупотреблений правом.

Отличительной особенностью администрирования НДС в России является большая доля теневого сектора, а также масштабное уклонение от налогообложения. В таких условиях добросовестные налогоплательщики вынуждены конкурировать с недобросовестными. По мнению некоторых ученых, снижение

ставки НДС позволило бы добросовестным налогоплательщикам получить преимущество, связанное со снижением налоговой нагрузки [3, С.31].

Риски, связанные с неисполнением доходных статей бюджета связаны, прежде всего, с непресечением в некоторых случаях неправомерного возмещения НДС. Для борьбы с неправомерным возмещением НДС необходимо упорядочить процедуру возмещения НДС при экспорте, а также усилить контроль за правомерностью схем его возмещения. Использование «теневых» схем возмещения НДС позволяет недобросовестным налогоплательщикам получать значительное преимущество и быть более конкурентоспособными на рынке. В такой ситуации налогоплательщики, добросовестно исполняющие свои налоговые обязанности, вынуждены либо покинуть рынок, либо начать нарушать закон и использовать неправомерные схемы возмещения НДС. Также возрастает риск возникновения незаконного наличного оборота и вывода денежных средств в оффшорные зоны.

Для подтверждения обоснованности применения 0% ставки НДС при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации одновременно с налоговой декларацией по НДС необходимо предоставить документы, которые указаны в п.1 ст.165 НК РФ:

• «контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Таможенного союза;

• таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации» [4].

Данные документы должны быть предоставлены в срок не позднее 180 календарных дней, начиная с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. В данном случае у налогоплательщика возникает право на возмещение НДС, которое возникло вследствие превышение входного НДС над исходящим.

Ведущую роль в осуществлении контроля за неправомерным возмещением НДС играют налоговые органы. Вместе с тем значение таможенного администрирования сложно недооценить, так как связанное с экспортом незаконное возмещение НДС связано с применением схем, связанных с «лжеэкспортом» товаров, а также с завышением таможенной стоимости. Осуществляемый таможенными органами точный учет экспорта в процессе проверки заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности сведений, а также пресечение попыток заявления недостоверных сведений о товарах реализуют компенсационную функцию налога на добавленную стоимость.

Теневые финансовые операции, связанные с «лжеэкспортом», являются достаточно актуальными на сегодняшний день. Это подтверждается судебной практикой. Так, Постановлением ФАС Уральского округа от 05.02.2013 № Ф09-13705/12 было отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС. В обоснование отказа было указано, что «налогоплательщик не предоставил доказательства, подтверждающие реальность экспортной поставки, а также не обосновал выбор контрагента» [5].

В Постановлении ФАС Уральского округа от 01.04.2013 № Ф09-2173/13 было рассмотрено требование заявителя о признании недействительным решения налогового органа, которое было принято по результатам камеральной налоговой проверки в отношении возмещения НДС при реализации товара на экспорт. Налоговый орган отказал в возмещении НДС ввиду создания искусственного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Решением суда в удовлетворении требования было отказано, поскольку «предоставленные налогоплательщиком документы содержат противоречивые и недостоверные сведения, из них невозможно определить, какой товар был реализован в таможенной процедуре экспорта, изготовление спорного

товара не подтверждено, в рамках уголовного дела установлены факты взаимозависимости участников хозяйственных операций и создания схемы ухода от налогообложения» [6].

Основной причиной роста необоснованного возмещения НДС является несовершенный механизм информационного обмена между налоговыми и таможенными органами. Это связано, прежде всего, с необустроенностью таможенной границы России, а также с отсутствием эффективной системы таможенного контроля в пунктах пропуска товаров [7, С.7].

Таким образом, важным направлением в борьбе с неправомерным возмещением НДС является совершенствование системы межведомственного взаимодействия. В данном случае, между налоговыми и таможенными органами.

Между ФТС России и ФНС России заключаются соглашения с целью повышения эффективности осуществления контроля по экспортным операциям. Однако такие соглашения отнюдь не решают возникающие проблемы, потому что сроки доведения информации до налоговых органов составляют приблизительно 2 месяца, что не может обеспечить своевременного проведения мероприятий налогового контроля. Средства учета данных о фактическом вывозе товаров в ФТС России не обеспечивают необходимого уровня достоверности представляемой экспортерами информации.

Решить вышеуказанные проблемы возможно только посредством улучшения взаимодействия между налоговыми и таможенными органами не только России, но и иностранных государств. Такое взаимодействие включает в себя разработку эффективного механизма оптимизации процесса таможенного контроля за экспортом товаров, а также организацию оперативного информационного обмена между таможенными и налоговыми органами с целью проверки обоснованности применения льготной ставки НДС 0% при экспорте товаров. Для этого необходимо принятие нормативных правовых актов, регулирующих осуществление информационного обмена, а также разработка информационных систем, позволяющих в короткие сроки предоставлять информацию.

Также небольшой пробел существует в части освобождения от налогообложения операций с медицинскими изделиями, включенными в перечень Постановления Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее -постановление, перечень). Согласно данному постановлению, реализация на территории России и ввоз на территорию России указанных в нем медицинских изделий освобождается от налогообложения НДС [8]. Однако законодательно не урегулирован вопрос, касающийся ввоза на территорию РФ и реализации составных частей данных медицинских изделий. Согласно абз.3 п.1 ч.2 ст.149 НК РФ, «не подлежит налогообложению реализация медицинских изделий» [9]. Однако никаких уточнений по поводу частей таких медицинских изделий в законодательстве нет. В связи с этим часто возникают судебные споры, касающиеся налогообложения реализации и ввоза в Россию частей указанных в перечне медицинских изделий.

Решением Арбитражного суда Смоленской области по делу № А62-9618/2018 были удовлетворены требования декларанта в части признания решения таможни об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС при ввозе составных частей медицинских изделий. В качестве обоснования своей позиции таможня приводила довод о том, что освобождение от уплаты НДС при ввозе принадлежностей, составных частей и частей из набора медицинских изделий статьями 149 и 150 НК РФ не предусмотрено [10].

Более детальные разъяснения по вышеуказанной проблеме содержатся в двух решениях о одному делу: решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-54862/2018 и Постановление Семнадцатого

арбитражного апелляционного суда № 17АП-360/2019-АК по делу № А60-54862/2018. В соответствии с обстоятельствами дела, на территории РФ была ввезена принадлежность к медицинскому изделию, содержащемуся в Перечне. Таможенный орган отказал в применении льготы по уплате НДС при ввозе данной принадлежности, в связи с чем декларант обратился в суд. Арбитражный суд первой инстанции в своем решении ссылался на следующие позиции Министерства финансов Российской Федерации:

• Письмо Минфина РФ от 14.01.2016 №03-07-07/540: «освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимых в Российскую Федерацию отдельно от этих изделий, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности, а также включении таких принадлежностей в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 №1042» [11].

• Письмо Минфина России от 07.09.2018 №03-07- 07/64096: «освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимых в Российскую Федерацию отдельно от этих изделий, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности, а также включении таких принадлежностей в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 № 1042» [12].

В связи с тем, что истец не предоставил регистрационное удостоверение на принадлежность к медицинскому изделию, решение таможенного органа было признано судом правомерным, а в удовлетворение исковых требований было отказано [13].

Однако суд апелляционной инстанции не согласился с мнением суда первой инстанции. По мнению апелляционного суда, доводы таможенного органа о том, что при ввозе принадлежности отдельно от медицинского изделия необходимо получить самостоятельное регистрационное удостоверение на такую принадлежность, необоснованны, поскольку из положений ст. ст. 149, 150 НК РФ, а также Постановления Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 не следует, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе одновременно медицинского изделия и принадлежностей, указанных в приложении к регистрационному удостоверению. Также, согласно разъяснениям Росздравнадзора, изложенным в Письме ФТС России от 16.01.2017 г. N 01-11/01257, «действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на составляющие его принадлежности» [14]. «Таким образом, право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности» [15].

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по рассматриваемому делу также указано, что ссылки таможенного органа на позиции Минфина РФ являются несостоятельными, поскольку в силу п. 1 ст. 4 НК РФ, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно -правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Вышеизложенное показывает наличие пробела в правовом регулировании предоставления льгот по уплате НДС. Даже судебные органы не смогли прийти к единой позиции по данному вопросу. В связи с этим необходимо решить проблему на уровне федерального законодательства, так как разъяснения Министерства финансов РФ имеют рекомендательный характер и, как было указано выше, не могут изменять или дополнять

законодательство о налогах и сборах. По нашему мнению, абз.3 п. 1 ст. 149 НК РФ следует изложить в следующей редакции: «медицинских изделий, а также их принадлежностей. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предоставление регистрационных удостоверений на принадлежности медицинских изделий не требуется».

Список используемой литературы:

1. Семенова Н.В. Анализ деловой активности организации с учетом налогообложения // Управленческий учет. 2016. № 10. С. 20 - 25.

2. Скрипченко С.С. Характеристика НДС, проблемы администрирования и влияние его снижения на экономику // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 34. С. 105 - 110.

3. Белохребтов В.С. Совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость как способ противодействия его незаконному возмещению // Законность. 2016. № 11. С. 29 - 33.

4. Информация для экспортера [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/nds/exporter/ (дата обращения: 10.05.2019).

5. Постановление ФАС Уральского округа от 05.02.2013 № Ф09-13705/12 по делу № А60-24504/2012 // Банк решений арбитражных судов https://ras.arbitr.ru/.

6. Постановлении ФАС Уральского округа от 01.04.2013 № Ф09-2173/13 по делу № А60-20778/12 // Банк решений арбитражных судов https://ras.arbitr.ru/.

7. Абакарова Р.Ш. Проблемы совершенствования механизма возмещения налога на добавленную стоимость // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 1. С. 7 - 12.

8. Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" // "Собрание законодательства РФ", 12.10.2015, N 41 (часть II), ст. 5655.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

10. Решение Арбитражного суда Смоленской области по делу № А62-9618/2018 // Банк решений арбитражных судов https://ras.arbitr.ru/.

11. Письмо Минфина России от 14.01.2016 N 03-07-07/540 // СПС «КонсультантПлюс».

12. Письмо Минфина России от 07.09.2018 N 03-07-07/64096 // СПС «КонсультантПлюс».

13. Решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-54862/2018 // Банк решений арбитражных судов https://ras.arbitr.ru/.

14. Письмо ФТС России от 16.01.2017 N 01-11/01257 "О медицинских изделиях, зарегистрированных в комплекте, наборе, и принадлежностях к ним" (вместе с Письмом Росздравнадзора от 28.12.2016 N 01-63680/16 "О предоставлении информации") // СПС «КонсультантПлюс».

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):


1.Теоретическая часть. Эволюция налога на добавленную стоимость в РФ. Экономические и правовые основы
1.1. Экономическая роль и возникновение НДС

Важнейшим событием мировой практики налогообложения последней трети XX в. стало широкое распространение налога на добавленную стоимость (НДС), который приносит значительные доходы в бюджет государства. Налог называют «самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети ХХ в.» Об этом свидетельствует опыт различных зарубежных стран: Франции, Англии, Индонезии, Южной Кореи, Новой Зеландии, Португалии, Туниса и др.
В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30% стабильных доходов государственного бюджета. Эти доходы являются важным альтернативным источником поступлений от взимания прямых налогов, особенно в тех странах, где ограничены размеры налоговой базы подоходного налога с физических лиц, или в странах, для которых характерны неустойчивые доходы от взимания налога на прибыль.
Отцом налога считается французский финансист М. Лоре, который разработал его концепцию, принципиальную схему взимания и обосновал преимущества. Несколько лет НДС применялся в африканском государстве Кот- д’Ивуар, которое было опытным полигоном для апробирования налога, а во Франции налог был введен 1 января 1968 г. 70-е гг. ХХ столетия – период распространения НДС в ряде государств Западной Европы. Этому в значительной мере способствовало принятие ЕС Директивы об унификации правовых норм, которая определила необходимость введения НДС как основного косвенного налога, функционировавшего в странах Сообщества. Для стран, желающих вступить в ЕС, наличие действующей системы НДС стало необходимым условием.
В 80-х гг. страны Америки, Африки и Юго-Восточной Азии вводят НДС в свои налоговые системы. 90-е гг. – период его активного внедрения в налоговую практику стран Восточной Европы [41, с. 216].
Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%.
НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.
На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% - в Великобритании и Германии. При этом поступления НДС в бюджеты развитых стран постоянно увеличиваются. Однако НДС с его достаточно высокими ставками и широкой налогооблагаемой базой в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используется в экономике развитых европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких-либо товаров, то увеличивается ставка, чтобы снизить объемы их выпуска.
В России НДС, как известно, введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога.
И фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг [27, с. 210].
Основное место в налоговой системе страны занимают косвенные налоги, к которым относят НДС, акцизы, таможенные пошлины. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.
Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет добавленной стоимости. Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Рассмотрим динамику и удельный вес НДС в системе доходов бюджета.

Таблица 1 Динамика поступления косвенных налогов в федеральный бюджет (млн.руб.)

Источник: ФЗ «О федеральном бюджете на 2003-2006 гг»


Источник: ФЗ «О федеральном бюджете на 2011-2012гг»

Рис. 1 Динамика поступления косвенных налогов в ФБ
Из представленной таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налог на добавленную стоимость и за анализируемый период происходит рост удельного веса с 33,9% в 2004 году 49,13% в 2011 году и на 2012 год НДС составляет уже более 50% налоговых доходов федерального бюджета, а в денежном выражении происходит рост на 564651,1 млн. рублей.
Налогообложение добавленной стоимости – одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета.
Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. Одни государства отдают предпочтение прямым налогам, а другие – косвенным. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны.
Важнейшим свойством косвенного налога является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В нормальных экономических условиях уплата косвенных налогов производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).
НДС, сохраняя достоинства других косвенных налогов с точки зрения фискальной, не имеет их главных недостатков. Среди причин, обусловливающих целесообразность введения НДС в налоговую систему страны с трансформационной экономикой, необходимо акцентировать внимание на следующих моментах:
1. НДС, как и налог с оборота, взимается многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов.
2. Преимуществом НДС является широта налоговой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков. НДС, так же как и налог с оборота, налог с продаж, является универсальным. Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок.
Для НДС характерна фискальная продуктивность, связанная с ростом потребления и инфляцией.
3. Поскольку сумма налога прямо пропорциональна величине добавленной стоимости, то она зависит от реального вклада этой каждой стадии в стоимость конечного продукта. Сумма НДС не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя, поскольку, как правило, от изменения организационной структуры экономики зависит только величина материальных затрат, а не добавленная стоимость.
4. Принципиальные преимущества НДС по отношению к внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота. В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке производства и реализации при расчете своих налоговых обязательств по произведенной продукции может зачесть в счет уплаты налога разрешенные к списанию суммы НДС, внесенные при приобретении производственных ресурсов, включая капитальные затраты производственного назначения. В результате этого доля налога в конечной цене любого конкретного товара остается неизменной независимо от количества пройденных им промежуточных этапов. Это позволяет точно установить и учесть налоговую составляющую в цене товара, что имеет особое значение при экспорте, когда любой невозмещенный налог ставит экспортера в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из стран с более благоприятной налоговой системой. При этом на внутреннем рынке не наблюдается ущемления малых предприятий по сравнению с крупными производственными комплексами в части налогообложения их товарооборота.
5. Важным свойством налога является его возможная нейтральность по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности. Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю.
6. К достоинствам НДС относится выгода для налогоплательщика, возникающая в результате увеличения той денежной суммы, которую он получает от покупателей товаров (работ, услуг). Эта выгода тем больше, чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет. Так как эти сроки не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами в течение некоторого периода.
7. Достоинством налога является его фискальная эффективность, сложность для конечного плательщика налога уклониться от уплаты. В случае же взимания НДС потребитель товара уплачивает сумму налога в момент приобретения товара. Следовательно, налог уплачивается только с той части дохода, которая тратится на потребление, но не взимается со сберегаемой части дохода.
8. НДС позволяет государству регулировать потребление тех или иных благ; изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления.
9. Поскольку налогом облагается непосредственный вклад организации или предпринимателя в рыночную стоимость товара.
Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС [41, с.225].
Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации впервые был введен 1 января 1992 г., и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы - 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России: как для понимания, так и для практического применения.
В соответствии с данным законом НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации.С 1 января 2001 г. вступает в силу глава 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ, которая предусматривает ряд новелл, ранее не известных российскому законодательству о НДС.

1.2.Правовые основы налога на добавленную стоимость в налоговом кодексе

В последние годы, прошедшие под знаком налоговой реформы, НДС был, пожалуй, самым стабильным налогом. Изменения в порядок исчисления и уплаты НДС, конечно же, вносились. Но на фоне других налогов эти изменения были какими-то мелкими и незначительными. И вот, наконец, реформаторская рука законодателя добралась и до НДС. О грядущих изменениях в правилах исчисления и уплаты НДС говорили давно. Речь шла и об отмене всех льгот с одновременным уменьшением основной ставки НДС до 16% (а то и до 14%), и о переводе всех поголовно на метод определения выручки по отгрузке с одновременным освобождением от НДС авансовых платежей, и об ужесточении администрирования НДС, и еще много о чем.
При этом законодательство о НДС в широком смысле состоит из целого ряда правовых актов. Система законодательства о НДС включает в себя следующие акты:
1. Законодательные акты:
- Налоговый кодекс РФ;
- Таможенный кодекс РФ;
- Федеральные законы:
а) Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ;
б) Федеральные законы, регулирующие отдельные специфические отношения;
- Международные договоры.
2. Подзаконные акты:
- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в предусмотренных законодательством о НДС случаях.

- индивидуальные (семейные) частные предприятия;

- филиалы, отделения и другие - обособленные подразделения предприятий;

- международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РСФСР;

2) передача на территории Российской Федерации товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

По общему правилу косвенное налогообложение характеризуется тем, что реальный налогоплательщик не совпадает с лицом, на которое возложена юридическая обязанность перечисления налога (теория переложения налогового бремени). К косвенным налоговым платежам, входящим в современную систему налогов и сборов РФ, относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Налог на добавленную стоимость - один из самых распространенных налогов в мире, который применяется во многих странах с развитой рыночной экономикой. В Российской Федерации НДС был впервые введен Федеральным законом от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость". В дальнейшем принимались многочисленные дополнения и изменения к данному Закону. Статья 1 Закона определяла, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. К сожалению, в действующем законодательстве определение добавленной стоимости отсутствует.

В настоящее время налогообложение налогом на добавленную стоимость регламентируется гл. 21 НК РФ.

НДС - многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях реализации товаров (работ, услуг). При этом система взимания НДС в России не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам, или инвойсным методом.

Данный налог относится к категории налогов, уплачиваемых как юридическими, так и физическими лицами.

Налогоплательщиками НДС являются лица, на которых лежит юридическая обязанность уплатить налог. Чаще всего плательщики НДС не являются "носителями налога", поскольку перекладывают налоговое бремя на покупателя, включая НДС в цену товаров, работ, услуг.

В настоящее время налогоплательщиками являются (ст. 143 НК РФ): 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Объект налогообложения. Добавленная стоимость не является объектом налогообложения. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг) (передачей права собственности) или перемещением товаров через границу РФ. Таким образом, объектом налогообложения но НДС являются следующие операции (ст. 146 НК РФ):

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ (для третьей группы налогоплательщиков).

Налоговая база в целом представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения, т.е. стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и других объектов. Налоговая база традиционно определяется налогоплательщиком, но может определяться и налоговым агентом (ст. 161 НК РФ) в том случае, например, если налогоплательщиком является иностранное лицо, не состоящее на учете в налоговых органах.

Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Глава 21 ПК РФ содержит ряд статей, в которых определены особенности определения налоговой базы по некоторым операциям или товарам (ст. 155-162.1 H К РФ), например: при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи (ст. 157 H К РФ); реализации предприятия в целом как имущественного комплекса (ст. 158 ПК РФ).

При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно но каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Налоговый период (ст. 163 ПК РФ) по общему правилу установлен как квартал.

Налоговые ставки (ст. 164 НК РФ). В целом налоговые ставки являются адвалорными (процентными) и носят пропорциональный характер.

Налоговый кодекс РФ устанавливает ставки следующим образом:

1) стандартная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18% (п. 3 ст. 164);

2) пониженные ставки НДС установлены в зависимости от особенностей товаров (работ, услуг), по которым проводятся операции. Так, налогообложение производится:

- по ставке 0% (п. 1 ст. 164) при реализации, например: товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта,

а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ;

услуг по международной перевозке товаров;

в других случаях, установленных ст. 164 НК РФ;

- по ставке 10% (п. 2 ст. 164 H К РФ) при реализации, например:

продовольственных товаров по закрытому перечню, например скота и птицы в живом весе; некоторых видов мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, масла растительного, маргарина, сахара, соли и т.д.;

товаров для детей, например трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно-носочных изделий, прочих трикотажных изделий: перчаток, варежек, головных уборов, обуви (за исключением спортивной), кроватей детских, колясок, тетрадей школьных, игрушек и т.д.;

в других случаях, установленных указанной ст. 164 НК РФ.

Порядок исчисления налога довольно сложен. Вспомним, что налог является многоступенчатым. В связи с этим мы условно можем разбить порядок исчисления на три этапа:

1) начисление налоговой обязанности;

2) определение суммы так называемого входного НДС, или НДС, принимаемого к зачету;

3) определение налога, подлежащего перечислению в бюджетную систему, как разницу между начисленным налоговым обязательством и суммой входного НДС.

Рассмотрим эти этапы последовательно.

1. Начисление налоговой обязанности. Согласно ст. 166 НК РФ традиционно сумма налога начисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (при раздельном учете как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз). Другими словами, сумма начисленного платежа определяется путем умножения налоговой базы на ставку налога.

При этом общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Начисленная в процессе реализации (или передачи, в зависимости от объекта налога) сумма НДС прибавляется налогоплательщиком к стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) и включается в цену. Поэтому налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога, входящую в цену реализации (п. 1 ст. 168 НК РФ). Эта операция оформляется каким-либо оправдательным документом (например счетом-фактурой, чеком при розничной продаже).

2. Определение суммы так называемого входного НДС, или НДС, принимаемого к зачету. Для того чтобы перейти к обложению добавленной стоимости, а не всего оборота но реализации, необходимо применить так называемый механизм зачета. Это означает, что налогоплательщик должен уменьшить начисленную налоговую обязанность на величину входного НДС, который был уже уплачен им самим при приобретении сырья, материалов, товаров, услуг (и любых других товарно-материальных и нематериальных ценностей), которые были позже переработаны (к которым и была добавлена стоимость), а затем реализованы.

3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как начисленная сумма НДС, входящая в цену реализации и уменьшенная на сумму налоговых вычетов (ст. 173 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты НДС (ст. 174 НК РФ). Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В ст. 176 ПК РФ законодатель урегулировал порядок возмещения налога в случае, если по итогам налогового периода общая сумма налоговых вычетов превышает сумму начисленной налоговой обязанности.

Льготы. Следует обратить особое внимание на наличие обширного перечня льгот, существующих по рассмотренному налогу, установленных в ст. 149 НК РФ.

Читайте также: