Повышение квалификации по ндс

Опубликовано: 07.05.2024

Даты начала обучения

Вебинар ориентирован на главных бухгалтеров, бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов, финансовых директоров, юристов, руководителей организаций и других заинтересованных лиц.

В стоимость входит:

  • авторские методические материалы,
  • запись вебинара,
  • сертификат Учебного центра "БизнесАрт",
  • сертификат ИПБР 10 ч (стоимость 1000 руб.),
  • гарантированный ответ на Ваш вопрос, присланный за 3 дня до начала мероприятия

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038647 выдана Департаментом образования г. Москвы 21.08.2017 г.

Свидетельство об аккредитации Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России №А-0820/18 от 22.02.2018 г.

Организация зарегистрирована на Портале Поставщиков, ОТС-Маркет.

Программа курса

1. Все о НДС - 2020 года. Как изменился порядок заполнения декларации по НДС с 2020 года

  • Пошаговая инструкция по заполнению новой декларации по НДС в 2020 году.
  • Декларация по НДС: самые частые ошибки и способы их исправления. Новая форма уведомления о выявленных противоречиях при проверке деклараций по НДС. Исправляем ошибки - уменьшение НДС в декларации.
  • Как заполнить уточненную декларацию по НДС при выявлении ошибки. Когда надо уточнить декларацию после запроса налоговой. Нюансы формализованного ответа на требование налоговой по НДС.
  • Когда и как заполнить нулевую декларацию по НДС. Декларация по НДС при освобождении по ст. 145 НК РФ: сдавать или нет? Что нужно знать экспортеру товаров в страны ЕАЭС при заполнении декларации.
  • Может ли налоговая обнулить (не принять) декларацию по НДС? Последствия аннулирования декларации. Какой размер штрафа за не сдачу декларации по НДС в 2019 - 2020 годах?

2. Единая упрощенная налоговая декларация 2020 года. Когда налогоплательщик может сдать единую упрощенную декларацию: примеры. Порядок заполнения единой упрощенной налоговой декларации в 2020 году.

3. Тотальный контроль за движением товаров с 2020 года и новые обязанности плательщиков и неплательщиков НДС. Новые обязанности компаний с 2020 г. Механизм отслеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, по новым счетам-фактурам, книгам покупок, продаж, уведомлениям и новым формам деклараций по НДС. Новая отчетность по операциям с прослеживаемыми товарами и раздельный учет.

  • Новые штрафы за нарушения в работе с прослеживаемыми товарами.

4. НДС 2019 г. – самые значительные изменения

5. Как законодательство откорректировало расчет НДС в пользу компаний и к чему это привело с июля 2019 года

  • Новый порядок раздельного учета входного НДС по экспортным работам (услугам).
  • Вычет НДС при "экспорте" работ и услуг. Своеобразная нулевая ставка НДС для экспортеров работ и услуг. Расширение перечня налоговых вычетов по НДС, новые освобождения, новый порядок отнесения сумм НДС на затраты, безвозмездная передача недвижимости и иного имущества. Новый порядок налогообложения НДС «аэропортовых» услуг.

6. НДС с 1 октября 2019 года по новым правилам и новые возможности применения ставки 0% по НДС

7. Решение спорных моментов, связанных с исчислением НДС, и способы их разрешения в 2019 – 2020 гг. Судебная практика

  • Дата отгрузки и дата переход права собственности для НДС – синонимы?
  • Как отказаться от льготы по НДС и стоит ли. Когда нельзя зачесть излишне уплаченный налог.
  • Об учете в целях налога на прибыль предъявленной суммы НДС. Позиция Минфина РФ.
  • Два варианта отражения иностранного НДС, уплаченного за границей.
  • Когда уменьшать налоговую базу по НДС с предоплаты нельзя. Позиция ВС РФ.
  • Как исчислить НДС, если в договоре его сумму не указали.
  • НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, Прав ли подрядчик, не заплатив НДС при подписании актов КС-2? НДС с обеспечительного платежа. Окончательная позиция Минфина и ФНС.
  • ФНС России - порядок принятия НДС к вычету при расхождении даты составления счета-фактуры и ее отправления.

8. Что изменилось по НДС в 2020 году – обзор

  • Изменение формы декларации по НДС в связи с работой системы прослеживаемости импортных товаров в рамках ЕАЭС. Новые освобождения от таможенного НДС при ввозе некоторых товаров в РФ.
  • Расширение перечня операций, облагаемых НДС по нулевой налоговой ставке.
  • Случаи восстановления НДС правопреемником после реорганизации. Изменение порядка заполнения декларации по НДС после реорганизации. Почему с 1 апреля 2020 г. по ряду операций подтвердить нулевую ставку будет проще. Новые импортеры, освобожденные от уплаты таможенного НДС.
  • Новые налоговые агенты по НДС с 2020 г. Узаконен порядок применения вычетов по НДС при создании нематериальных активов.
  • Вычет НДС по объектам недвижимости, приобретенным или построенным реорганизованной компанией.

9. Изменения в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль с 2020 – 2021 гг.

  • Новая декларация по налогу на прибыль Изменения в правилах амортизации в налоговом учете с 2020 года. Новые особенности начисления амортизации.
  • Результаты интеллектуальной деятельности и амортизируемое имущество.
  • Новые доходы в налоговом учете с 2020 года. Расконсервация объектов и новые ограничения с 2020 года.
  • Ограничения по переносу убытков и когда компания не сможет учесть убытки прошлых лет.
  • Новые возможности применения нулевой ставки. Корректировка применения инвестиционного вычета
  • Когда необходимо учитывать положения новой международной конвенции при выплате доходов за рубеж.
  • Новые дивиденды акционеров иностранных компаний. Порядок применения пониженной ставки налога на прибыль в Москве.

10. Инструкция для новой редакции ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

  • Для чего нужно и кто должен применять ПБУ 18/02 с 2020 г. Кто имеет право выбора.
  • Обязательно ли переходить на балансовый метод учета ПБУ 18/02? Виды расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом Источник отклонений – временные разницы. Новый подход к случаям, когда образуются временные разницы. Новый порядок расчета временных разниц.
  • Постоянные разницы – изменения.Как рассчитать текущий налог на прибыль и чистую прибыль по-новому.
  • Как изменения ПБУ 18/02 затронули бухгалтерскую отчетность.

Преподаватели

Многолетний опыт проведения аудиторских проверок и обучающих семинаров для практикующих бухгалтеров и налоговиков. Преподаватель курсов повышения квалификации для аудиторов и профессиональных бухгалтеров. Подготовка заключений и рекомендаций по спорным вопросам налогообложения.

Освобождение от НДС услуг в сфере образования

Согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. См. также письмо Минфина России от 02.11.2012 N 03-07-07/114.

Понятие "образовательные организации" в целях налогообложения НК РФ не определено. Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что понятия и термины гражданского законодательства и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. На этом основании Минфин России в письме от 25.05.2015 N 03-07-11/29836 по вопросу отнесения налогоплательщика к образовательной организации рекомендует обращаться в Минобрнауки России.

В письме Минфина России от 05.12.2012 N 03-07-07/127 разъяснено, что освобождаются от налогообложения НДС дополнительные образовательные услуги, оказываемые НОО, имеющей лицензию на право реализации профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), в том числе в виде семинаров, курсов лекций, по результатам которых не выдаются документы об образовании. См. также письмо Минфина России от 24.06.2014 N 03-07-РЗ/30162.

Услуги по прикреплению лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не предусмотрены. В связи с этим такие услуги подлежат налогообложению НДС в общем порядке. См. письмо Минфина России от 07.11.2014 N 03-07-07/56347.

Во втором абзаце пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ уточнено, что реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению НДС вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса, если иное не предусмотрено НК РФ.

На основании п. 6 ст. 149 НК РФ лицензируемые услуги не подлежат налогообложению НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий. См. также письма Минфина России от 28.04.2012 N 03-07-07/47, от 21.06.2012 N 03-07-07/59.

До 1 октября 2011 года рассматриваемая норма излагалась несколько иначе: от налогообложения НДС освобождались услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (изменения внесены Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ). Такая формулировка пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ приводила к спорам в отношении услуг образовательного характера, которые не подлежали лицензированию в соответствии с законодательством и, соответственно, не были указаны в лицензии. Минфина России по этому поводу высказался в письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81: реализация не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от налогообложения НДС. Однако суды в своих решениях занимали иную правовую позицию. Как указано в постановлении ФАС Уральского округа от 03.11.2009 N Ф09-8463/09-С2, деятельность налогоплательщика, оказывающего дополнительную платную образовательную услугу, не сопровождается дополнительной аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации и, соответственно, не подлежит лицензированию. При данных обстоятельствах налогоплательщик имел право на использование льготы, предусмотренной пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, в том числе и по спорным дополнительным образовательным услугам. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/2009, суд отклонил довод налогового органа о том, что льгота, предусмотренная пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, может быть применена лишь при наличии лицензии. Аналогичный вывод содержится и в постановлениях ФАС Поволжского округа от 12.07.2007 по делу N А12-17951/06, от 31.08.2006 по делу N А72-14840/05-6/826.

"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 2

Многие образовательные учреждения, помимо осуществления программ основного и дополнительного профессионального образования, проводят платные семинары по различным проблемам, продолжительность которых может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней, а иногда и недель (например, если занятия проводятся по вечерам).

В этом случае у бухгалтера возникает проблема, нужно ли начислять НДС на стоимость таких семинаров. Если нет, то как доказать это налоговому инспектору? А если да, то как правильно это сделать? Надеемся, что наша статья поможет разобраться в этой проблеме.

Условия освобождения образовательных учреждений от НДС

Для того чтобы определить, облагаются ли НДС услуги по проведению платных семинаров, необходимо проанализировать состав льготы по НДС, предоставляемой образовательным учреждениям в соответствии с НК РФ.

Эта льгота содержится в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, на основании которого не подлежит налогообложению реализация ". услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. ".

Больше в Налоговом кодексе нет льгот на услуги, связанные с образованием или образовательным учреждением.

Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденным Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, при применении пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ следует иметь в виду, что под некоммерческим образовательным учреждением понимается государственное (или муниципальное), а также негосударственное образовательное учреждение, созданное в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций, и осуществляющее образовательную деятельность при наличии лицензии на право ее ведения. При оказании такими некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от уплаты налога предоставляется независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.

А вот в случае, если подобные услуги оказывают другие образовательные организации, в том числе созданные в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальные предприниматели, освобождение от уплаты НДС не предоставляется.

Кроме того, в случае если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от НДС услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п. 4 ст. 149 НК РФ, т.е. при условии ведения раздельного учета. Этот порядок освобождения от уплаты НДС распространяется и на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.

Таким образом, если ваше учреждение отвечает всем нижеуказанным условиям:

  1. является некоммерческим образовательным учреждением;
  2. имеет соответствующую лицензию на оказание образовательных услуг;
  3. ведет раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС,
  • у вас есть основание претендовать на льготу, предусмотренную пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако, как мы уже выяснили, льгота эта распространяется только на услуги в сфере образования по проведению учебно-производственного процесса, причем только по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии, а также воспитательного процесса.

Поэтому возникает следующий вопрос.

Можно ли отнести платные семинары к категории льготируемых образовательных услуг

Итак, вопрос о возможности применения льготы по НДС при проведении платных семинаров сводится к установлению того, можно ли приравнять семинар к образовательным услугам по проведению учебно-производственного процесса по направлению дополнительного образования.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" все образовательные программы, реализуемые в России, подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, и каждый из этих видов программ подразделяется далее на основные и дополнительные. При этом согласно п. п. 4 и 5 той же статьи профессиональными считаются образовательные программы, направленные на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации, а именно программы:

  1. начального профессионального образования;
  2. среднего профессионального образования;
  3. высшего профессионального образования;
  4. послевузовского профессионального образования.

Бесспорно, семинары не относятся к основным профессиональным образовательным программам. Но можно ли считать их дополнительными образовательными программами? Для ответа на этот вопрос обратимся к ст. 26 того же Закона РФ "Об образовании", в которой отмечается, что к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования (например, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Таким образом, в случае, если семинар проводится не образовательным учреждением профессионального или дополнительного образования, его однозначно нельзя рассматривать как дополнительную образовательную программу. Такой семинар считается консультационным, а потому услуги по его проведению облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Если же семинар проводит образовательное учреждение, необходимо обратить внимание на то, что основной задачей дополнительного образования согласно ст. 26 Закона РФ "Об образовании" является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Нужно также иметь в виду, что перечень образовательных учреждений повышения квалификации, которые вправе реализовывать дополнительное профессиональное образование, приведен в п. 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее - Постановление N 610).

А в соответствии с п. 7 вышеуказанного Типового положения повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  1. краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  2. тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  3. длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Помимо повышения квалификации в вышеуказанных формах, видами дополнительного профессионального образования согласно тому же документу считаются также стажировка и профессиональная переподготовка. При этом в соответствии с п. 13 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571, освоение дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. А осуществлять реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ с целью присвоения специалисту дополнительной квалификации могут только образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.

Таким образом, если продолжительность семинара составляет менее 72 часов, его нельзя рассматривать как форму повышения квалификации. А потому он не будет рассматриваться как разновидность программы дополнительного образования.

Итак, платить НДС или нет? Аргументы против применения пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ к семинарам

Образовательному учреждению необходимо начислять НДС по платным семинарам, если оно не может доказать соответствие оказываемых услуг требованиям, прописанным в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, как мы уже установили, проведение семинаров нельзя назвать услугами в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. Семинары нельзя назвать и платными дополнительными образовательными услугами. Ведь наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в уставе образовательного учреждения (пп. "ж" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об образовании"), что на практике иногда не имеет места. Кроме того, согласно п. 1 ст. 45 того же Закона РФ образовательные учреждения могут оказывать платные услуги, и не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами (например, обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), однако о семинарах здесь ничего не сказано. Нет упоминания о семинарах и в Правилах оказания платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505).

Во-вторых, одним из обязательных условий освобождения от НДС согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ является наличие у образовательного учреждения лицензии, иными словами, лицензирование платной образовательной деятельности. Вместе с тем разовые лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, не сопровождающиеся итоговой аттестацией, выдачей документов об образовании или квалификации, лицензированию не подлежат. Это следует из п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 796. Кроме того, по этому поводу было Письмо Минобразования России от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15, в котором сказано, что ". деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежит лицензированию". Семинары могут проводиться организациями, вообще не имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности. Но даже если у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, это не меняет картины для целей налогообложения, ведь семинары в принципе не лицензируются - а потому и не льготируются. Иными словами, если организация оказывает платные образовательные услуги, на которые лицензия не нужна, то платить НДС придется в общеустановленном порядке.

В-третьих, высока вероятность того, что налоговые органы обратят внимание и на сущность организуемого мероприятия с целью установить, что же имело место при проведении семинара: обучение или консультирование. Ведь оказание консультационных услуг не льготируется, этот вид деятельности напрямую исключен из пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.

И рассуждение на эту тему приводит к мысли о том, что целью любых семинаров (конференций, симпозиумов) является изучение проблемных вопросов, то есть получение участниками семинара (представителями учебных заведений, работниками различных организаций и т.д.) новых знаний и информации, вызванное необходимостью их использования в практической деятельности (производственном процессе, процессе управления предприятием и т.д.). И даже если участникам семинара выдается какой-либо документ о том, что они прослушали лекции на определенные темы, скорее всего, налоговики все равно будут искать доказательства о том, что фактически участникам семинара оказана консультационная услуга.

Можно, конечно, возразить: раз у образовательного учреждения есть лицензия на образовательную деятельность, то семинар - учебный, а не консультационный. Действительно, различие между семинаром, проводимым учебным (образовательным) заведением в процессе его образовательной деятельности, и так называемым консультационным семинаром состоит в том, что учебный семинар проводится в рамках учебного процесса и должен быть включен в программу обучения и учебный план. В этом случае семинар не является отдельной платной образовательной услугой, так как его стоимость должна входить в общую плату за обучение.

Но не стоит забывать, что организацией и проведением семинаров занимаются не только образовательные организации.

Однако различие в видах семинаров важно только при оформлении документов, выдаваемых участникам семинара. И то только потому, что это важно для участника семинара и для его работодателя в связи с решением вопросов о включении стоимости семинара, оплаченного работодателем, в доход участника семинара при исчислении НДФЛ и ЕСН, а также отнесении этих сумм на расходы организации-работодателя.

Доказательство своей правоты, что семинар все-таки является образовательной, а не консультационной услугой, бухгалтер и руководитель образовательного учреждения могут построить на том, что обучение предполагает собой приобретение слушателями знаний по отдельным вопросам с выдачей документов, подтверждающих прохождение обучения (диплома или сертификата). Приобретение знаний при обучении характеризуется также выдачей методических пособий, книжных изданий и т.п. Более того, обучение могут проводить только уполномоченные на это организации, располагающие специальной на то лицензией (разрешением). Таким образом, если образовательное учреждение:

имеет соответствующую лицензию;

при проведении семинара обеспечивает участников методическими материалами;

а по итогам семинара выдает сертификаты или дипломы, подтверждающие прохождение обучения,

  • возможно, налоговики примут возражения и согласятся с тем, что НДС с таких семинаров платить не нужно. Но это далеко не факт.

А вот если проводимые мероприятия заключались только в получении информации по отдельным вопросам (кругу вопросов) без выдачи каких-либо документов о прохождении обучения, то налицо только консультирование работников организаций в рамках выполняемых ими должностных обязанностей. И в этом случае от НДС точно не "отвертеться".

Отсюда неутешительный для бухгалтеров образовательных организаций вывод: на стоимость услуг по организации семинаров НДС начисляется в общеустановленном порядке.

Альтернативный вариант оформления семинара для применения льготы по НДС

Если все-таки образовательное учреждение желает приравнять семинары к образовательным услугам и воспользоваться льготой по НДС, то не стоит забывать о правильном оформлении документов, связанных с проводимым мероприятием.

Как мы уже выяснили, в соответствии с Постановлением N 610, для того чтобы утверждать, что имело место повышение квалификации, необходимо, чтобы продолжительность семинара составляла не менее 72 часов. Это обязательное условие. А потому программа семинара должна быть рассчитана не менее чем на 72 учебных часа, причем в соответствии с п. п. 42 и 43 указанного Постановления образовательное учреждение обязано разработать и утвердить программу повышения квалификации (дополнительную профессиональную образовательную программу), а также учебные планы в порядке, определенном его уставом.

На практике же семинары чаще всего проходят за один-два дня или даже за несколько часов. В этом случае для того, чтобы выполнить требования по часам, можно попробовать такой вариант - разбить семинар на несколько частей, проводимых в разное время. Например, семинар для бухгалтеров можно разделить на 6 ежемесячных встреч по 12 часов каждая, и в результате общая продолжительность семинара составит 72 часа. При этом каждая часть может быть посвящена определенной теме, например, первая часть семинара, проводимая в январе, может быть посвящена изменениям в налогообложении, вторая часть семинара - в феврале - составлению годовой бухгалтерской отчетности и т.д. Тем более что чаще всего подобные семинары проводятся "без отрыва от производства", т.е. слушатели будут приходить на них вечером или в выходные дни, а потому подобная разбивка может быть вполне оправданна.

Кроме того, согласно п. 22 Постановления N 610 слушателями учреждения повышения квалификации считаются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения. А потому для того, чтобы претендовать на присвоение семинару статуса мероприятия дополнительного образования, необходимо оформить такой приказ.

В соответствии с п. 27 Постановления N 610 необходимо также производить оценку уровня знаний слушателей: по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Поэтому приказом руководителя образовательного учреждения должна быть сформирована аттестационная комиссия, которая, в свою очередь, должна оформить протоколы проведения итоговой аттестации участников семинара.

Также согласно ст. 27 Закона РФ "Об образовании" и п. 28 Постановления N 610 слушателям, успешно завершившим курс дополнительного обучения, должен быть выдан соответствующий документ:

  • удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Следовательно, участники семинара после итоговой аттестации должны получить удостоверения о повышении квалификации. Естественно, что данный документ должен быть скреплен печатью образовательного учреждения.

Более того, если семинар проводило государственное или прошедшее аккредитацию негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации, оно должно выдать соответствующий документ государственного образца.

Впрочем, вопрос о повышении квалификации, стажировке, профессиональной переподготовке - это уже отдельная тема для обсуждения.

1. Будет ли объявлен конкурс (подписан приказ) о контрольных цифрах для вузов?

Конкурса по определению КЦ приема на обучение по ДПП для вузов быть не может в соответствии со ст.100 закона 273-ФЗ. Ст.99 закона 273-ФЗ – обеспечение повышения квалификации педагогических работников входит в нормативные затраты на оказание госуслуги по каждому уровню образования. Поэтому средства на повышение квалификации будут включены в общий объем финансирования вуза. Средства на повышение квалификации ППС необходимо учесть в плане финансово-хозяйственной деятельности вуза.

Все вопросы, связанные с ПК научно-педагогических работников, относятся к компетенции Департамента государственной политики в сфере высшего профессионального образования. Будут разъяснения из МОН РФ.

Для учреждений ДПО реализация ДПП является основным видом деятельности, что предполагает выделение средств по отдельной статье.

2. Меняется ли и как налогообложение программ ДПО (НДС) в соответствии с новым законом «Об образовании» и переоформлении лицензии по видам ДПО?

1. На данный момент никак не меняется.

2. См. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ.

3. На какие документы следует ссылаться в подтверждении федерального финансирования повышения квалификации на 2014 год?

Приказов, регламентирующих федеральное финансирование реализации программ ДПО НПР в вузе, издано не будет. Следует ожидать соответствующих разъяснений Минобрнауки России по особенностям финансового обеспечения госуслуг в сфере образования.

4. Может ли договор о сетевом взаимодействии быть основанием для оплаты сторонних организаций (без ФЗ о закупках)?

Нет. Можно провести конкурс на отбор участников для заключения рамочного договора, при этом нужно определить (установить) период действия договора (например, 3 года) и стоимость (например, единица стоимости – час, кол-во слушателей).

5. Облагаются ли НДС образовательные программы от 16 до 71 часов?

В соответствии с письмом Минфина РФ от 21.06.2012 № 03-07-07/59 «Об изменении законодательства…» с 01.10.2012 освобождаются от НДС семинары и отдельные лекции по основным направлениям деятельности в соответствии с лицензией. Если в лицензии есть ДПО, то освобождается от НДС. Не имеет значения и указанное в лицензии количество часов.

Любое образование под «Дополнительным образованием» освобождается от НДС – там, где выдается документ о квалификации НДС не облагается

6. Каковы организационно-финансовые механизмы реализации сетевой формы обучения ДПО?

Президентская программа подготовки предлагает форму договора о создании образовательного консорциума. Можно также заключать договор о сотрудничестве. Определяется Совет программы, который определяет финансовые потоки.

7. КЦП по программам ДПО для вузов. Будут ли деньги на ДПО выделятся в виде отдельной субсидии или в сумме основной субсидии?

До 2012 года повышение квалификации ППС осуществлялось на основе КЦП. Закон «Об образовании в РФ» 237-ФЗ не устанавливает КЦП. В 2014 года средства на повышение квалификации НПР будут выделены в объеме не меньшем, чем в 2013 году, но включены в субсидию на осуществление основной деятельности в соответствии с нормативом финансирования. Организация самостоятельно определяет количество программ и слушателей, которые будет обучены, но в пределах этой суммы.

8. На основании какого действующего документа нужно оплачивать почасовую работу преподавателям на курсах повышения квалификации (ПК) в университете? Какова стоимость оплаты одного часа?

Оплачивать почасовую работу преподавателя на курсах ПК в университете нужно на основании договора возмездного оказания услуг.

Если штатный преподаватель – по Положению об оплате, разработанному в вузе. Никакие внешние документы не регламентируют установку почасовой оплаты. Только внутренний локальный акт с учетом условий финансирования.

Просчитать ставку почасовой оплаты необходимо в зависимости от контингента группы и количества денег.

9. Какие программы ДПО (по видам и объемам) облагаются НДС в соответствии с ФЗ-273 от 29.12.2012?

10. В действующей лицензии КФУ записаны программы ДПО объемом более 72 часов. При проведении обучения по повышению квалификации с меньшим объемом часов (меньше 72) возникает проблема с обложением этих программ НДС. Как этого избежать?

На основании письма Минфина от 21.06.2012 г. № 03-07-07/59 такие программы НДС не облагаются.

Н образовательные программы.дс для ооо, реализующего

ООО Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования при реализации образовательных услуг по повышению квалификации освобождается от НДС?

Вопрос относится к городу новосибирск

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) к дополнительным образовательным программам относятся в том числе дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

На основании пункта 4 статьи 73 Закона под профессиональным обучением по программам повышения квалификации служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Что касается услуг в сфере образования по реализации образовательных программ повышения квалификации государственных гражданских служащих, оказанных лицам, не занимающим должности государственной гражданской службы, то данные услуги в целях применения указанного подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует относить к дополнительным образовательным услугам. В связи с этим данные услуги освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии указания в лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательных программ по повышению квалификации государственных гражданских служащих.

По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по образовательным программам, не требующим лицензирования, то данные услуги согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса подлежат освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в случае соответствия указанных дополнительных образовательных услуг уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии.

Рекомендация эксперта

Что касается курсов повышения квалификации, то вопросы налогообложения таких услуг были рассмотрены в письме Минфина России от 3 июня 2008 г. № 03-07-11/212.

В нем чиновники обратили внимание на Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610). Согласно пункту 28 этого Положения, государственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям документы государственного образца в том случае, если объем программы составляет свыше 72 часов. Это касается и негосударственных образовательных учреждений, прошедших аккредитацию.

Поэтому освобождение от НДС не применяется в отношении образовательных услуг в виде разовых лекций, стажировок, семинаров продолжительностью менее 72 часов.

Читайте также: