Плата за составление кредитных договоров облагается ндс

Опубликовано: 14.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет. Это размещение обычно сопровождается множеством сопутствующих услуг по предоставлению кредитов, по каждой из которых банк взимает отдельную комиссию. При решении вопроса о налогообложении НДС тех или иных услуг, связанных с кредитованием, кредитная организация должна учитывать потенциальные налоговые риски и перспективу отстаивания своей позиции в суде.

В силу ст. 34.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Письмом Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116 определены должностные лица, уполномоченные излагать официальную позицию министерства в указанных письменных разъяснениях. Это министр финансов РФ, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Таким образом, вышеуказанные письма Минфина России, подписанные заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулиным, выпущены в соответствии с положениями ст. 34.2 НК РФ и подписаны должностным лицом, уполномоченным письменно излагать официальную позицию Минфина России по вопросам налогообложения.

Так, на основании разъяснений Минфина России подлежат обложению НДС доходы банков в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита.

Не подлежат обложению НДС комиссии, полученные банками за услуги по открытию и ведению ссудного счета, пролонгацию кредита, досрочное погашение кредита.

Кредитным организациям в целях минимизации налоговых рисков необходимо учитывать изложенную в разъяснениях позицию Минфина России при формировании учетной политики для целей налогообложения. Так, при осуществлении банковской операции кредитования к доходам, не подлежащим обложению НДС, относятся комиссии, полученные за:

— предоставление денежных средств при недостаточности или отсутствии денежных средств на банковском счете клиента (овердрафт);

— открытие и ведение ссудного счета;

— досрочное погашение кредита;

— открытие, поддержание кредитной линии и резервирование денежных средств;

— фактическую выдачу кредита (в том числе за выдачу кредита более определенной суммы);

— неиспользованный лимит кредитной линии.

К подлежащим обложению НДС доходам, полученным при осуществлении банковской операции по кредитованию, относятся комиссии за:

— рассмотрение кредитной заявки;

— подготовку документов при первичном оформлении кредита;

— сбор документов, необходимых для выдачи кредита;

— подготовку заключений на выдачу кредита;

— подготовку договоров и обеспечительной документации, в том числе составление договора залога;

— изменение параметров кредитования (кроме пролонгации);

— предоставление справки о наличии и состоянии ссудного счета по запросу клиента;

— предоставление расчета начисленных в истекшем месяце (ином периоде) процентов по запросу клиента;

— предоставление информации о кредитной истории, о ставке рефинансирования по запросу клиента.

По вопросу обложения НДС доходов банка в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита, Минфин России обосновывает свою позицию тем, что данные услуги могут не включаться в условия кредитного договора в соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса РФ и, соответственно, по этой причине не являются неотъемлемой частью банковской операции, освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

По нашему мнению, данная позиция Минфина России является весьма спорной. Кредитные организации как налогоплательщики вправе не согласиться с опубликованным разъяснением и отстаивать свою позицию, исходя из положений подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, на основании следующего.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся операции по размещению привлеченных банком денежных средств организаций и физических лиц от имени банка и за его счет.

В вышеуказанных разъяснениях Минфин России весьма узко трактует услуги, связанные с банковской операцией по кредитованию. Между тем размещение привлеченных банком денежных средств представляет собой не просто операцию по перечислению суммы кредита на счет заемщика, а целый комплекс мероприятий, осуществляемых банком при рассмотрении кредитной заявки потенциального заемщика. Это в первую очередь сбор комплекта документов для оценки кредитоспособности потенциального заемщика, комплексный анализ предоставленных им документов, оценка финансовой отчетности заемщика в целях определения его финансового состояния, а также степени риска невозврата предоставляемого кредита, документальное оформление результатов анализа и итогов рассмотрения кредитным комитетом, оценка юридических рисков, кредитных и обеспечительных договоров и т.д.

К этим мероприятиям следует также отнести мероприятия, направленные на обслуживание предоставленных кредитов: осуществление контроля за исполнением кредитного договора и связанных с ним соглашений, финансовым состоянием заемщика, получением процентов, анализ причин пролонгации кредита, создание/восстановление резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, изменение в процессе кредитования условий договора (например, изменение ставки, обеспечения) и др.

Кроме того, финансовые органы, уполномоченные давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, должны соблюдать нормы п. 1 ст. 4, подп. 8 и 9 п. 1 ст. 6 НК РФ, согласно которым уполномоченные органы не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Нормативно-правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если он изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует их в ином значении, иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Таким образом, понятие, состав и порядок осуществления операций по «размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет», не подлежащих налогообложению НДС, применяются исходя из положений и понятий Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и нормативных документов Банка России.

Понятие кредита (кредитного договора) определено ст. 819 ГК РФ, согласно которой по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты с нее.

При этом стороны вправе по своему усмотрению в кредитном договоре определить те или иные условия предоставления кредита, если только обязательное соблюдение последних не предписано нормами закона и иных нормативных правовых актов (ст. 421 ГК РФ).

Порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам, в том числе другим банкам, юридическим и физическим лицам, установлен Банком России в его Положении от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (далее — Положение Банка России № 54-П).

Пунктом 1.2 Положения Банка России № 54-П установлено, что «в целях настоящего Положения под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований ГК РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” банк передает денежные средства на условиях платности, срочности и возвратности, а клиент банка осуществляет возврат полученных денежных средств в соответствии с условиями договора».

Также п. 1.7 Положения Банка России № 54-П установлено, что банк обязан разработать и утвердить документы, определяющие порядок и процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, правила кредитования клиентов банка.

Таким образом, оказание кредитной организацией услуг, связанных с предоставлением кредита (подготовка документов для оформления кредита, сбор документов, подготовка заключения на выдачу кредита, подготовка договоров и обеспечительной документации), должно осуществляться в соответствии с утвержденными внутренними документами порядком и условиями предоставления денежных средств заемщику.

Условия предоставления и возврата кредита определяются договором между банком и заемщиком, в котором указываются сумма кредита (долга), процентная ставка по кредиту, а также виды и стоимость банковских услуг, сроки их выполнения, в том числе сроки платежей, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Позиция судебных органов по данному вопросу отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2002 по делу № А56-12345/02. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оказываемые банком услуги за сопровождение кредита являются банковскими, а перечень банковских операций, освобождаемых от обложения НДС, не является исчерпывающим.

На основании вышеизложенных обстоятельств можно сделать следующий вывод. Если кредитная организация оказала услуги заемщику, связанные с подготовкой документов для оформления кредита, сбором документов, подготовкой заключения на выдачу кредита, подготовкой договора и обеспечительной документации, на основании заключенного договора кредитования и утвержденного внутренними документами порядка кредитования, то данные услуги являются неотъемлемой частью банковской операции по размещению от имени банка и за его счет привлеченных денежных средств и не подлежат обложению НДС в строгом соответствии с нормами, понятиями и терминами подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, ГК РФ, Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Положения Банка России № 54-П.

При решении вопроса о налогообложении НДС операций, связанных с кредитованием, кредитная организация должна учитывать потенциальные налоговые риски и перспективу отстаивания своей позиции в судебном порядке.

Автор - ООО «СОЛИД-АРТ», ведущий налоговый консультант

На практике специалисты часто сталкиваются со спорными ситуациями, связанными с исчислением и уплатой НДС. И далеко не всегда, чтобы разобраться в них, достаточно обратиться к Налоговому кодексу. Мы собрали и проанализировали некоторые подобные случаи, учитывая мнения Минфина, ФНС и судебных органов.

Отступные при досрочном расторжении договора аренды

Рассмотрим такую ситуацию. Арендатор и арендодатель заключили договор аренды на три года. По истечении полугода арендатор захотел досрочно расторгнуть договор аренды и в качестве компенсации предложил арендодателю отступные в размере миллиона рублей. Следует ли арендодателю с суммы отступных начислить к уплате в бюджет НДС?

Минфин РФ в письме от 18.08.2014 № 03-07-11/41194 придерживается позиции, что суммы отступных, полученные арендодателем от арендатора в случае отказа арендатора от аренды торговых площадей, не облагаются НДС. Поскольку в налоговую базу по НДС включаются денежные средства, полученные в качестве оплаты реализованных налогоплательщиком товаров, работ и услуг (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Соответственно денежные средства, не связанные с реализацией товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются.


Разные ситуации исчисления НДС при аренде рассмотрены в курсе «НДС для практиков»

Передача неотделимых улучшений арендованного имущества

Суды считают, что передача неотделимых улучшений от арендатора арендодателю безусловно облагается НДС. Они расценивают неотделимые улучшения частью неделимой вещи арендодателя, а не собственности арендатора. В частности, в том случае, если по условиям договора аренды имущества стоимость произведенных неотделимых улучшений по истечении срока аренды или после прекращения сроков действия договоров не возмещается (Определение ВАС РФ от 05.08.2013 № ВАС-10058/13).

Президиум ВАС РФ в п. 26 Постановления от 30.05.2014 № 33 указал: если арендодатель компенсировал арендатору стоимость неотделимых улучшений, последний предъявляет ранее принятые им к вычету суммы налога арендодателю и вправе заявить НДС к вычету (ст. 171 НК РФ).

По материалам одного из дел компания арендовала помещение, в котором с согласия арендодателя произвела устройство перегородок, полов, подвесного потолка, сантехнические работы, монтаж потолка, окон, монтаж системы противопожарной сигнализации, реконструкцию системы вентиляции. По окончании срока аренды стороны оценили произведенные улучшения более чем в 9 млн рублей. Из них более 6 млн рублей — затраты на неотделимые улучшения. При этом по условиям соглашения о расторжении договора арендодатель обязуется компенсировать арендатору полную стоимость улучшений.

Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с выводами инспекторов о необходимости начислить НДС. Однако ВАС РФ отметил, что арендатор фактически передает неотделимые улучшения в собственность арендодателя и имеет право на возмещение стоимости этих улучшений в случае, если такое возмещение предусмотрено договором аренды.

Передаваемые неотделимые улучшения имеют стоимостную и физическую характеристики. Стороны определили их остаточную стоимость, которую арендодатель перечислил арендатору. Следовательно, их передача является реализацией и облагается НДС. Таким образом, суды приходят к выводу, что при возврате арендованного имущества НДС начисляется как при обычной реализации. Смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского от 30.05.2014 по делу № А45-12766/2013; Поволжского от 26.06.2012 по делу № А65-12909/2011 и Московского от 25.06.2009 по делу № КА-А40/4798-09 округов.

Обеспечение сотрудников питанием

Когда обеспечение сотрудников бесплатным питанием — это обязанность работодателя согласно трудовому законодательству, например при наличии вредных или опасных условий труда, НДС не начисляется.

Когда питание работников предусмотрено коллективным договором, а его стоимость удерживается из заработной платы, такая операция облагается НДС в общем порядке. При этом суммы НДС, предъявленные поставщиками работодателю при приобретении этих продуктов питания, подлежат вычету в порядке, предусмотренном ст. 171 и 172 НК РФ (письмо Минфина от 16.10.2014 № 03-07-15/52270).

При реализации товаров в кредит суммы процентов, которые получает продавец за предоставление отсрочки оплаты покупателю, не облагаются НДС. Например, единица товара стоит 1 000 рублей, покупатель заплатит 1 100 рублей, где 100 рублей — плата за кредит, с которых продавец не уплачивает НДС.

Реализация товаров в рассрочку на условиях коммерческого кредита

Согласно ст. 823 ГК РФ к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты. При реализации товаров в рассрочку на условиях коммерческого кредита суммы процентов, которые получены продавцом от покупателя, в налоговую базу по НДС не включаются.

Рассмотрим эту ситуацию на примере. Продавец отгружает товар в феврале 2016 года, а покупатель заплатит за него только в декабре 2016 года. Такая процедура признается коммерческим кредитом. Допустим, единица товара стоит 1 000 рублей. В результате покупатель заплатит не 1 000, а 1 100 рублей: 1 000 — за товар, 100 — за кредит. С 1 000 рублей продавец должен уплатить НДС, а вот со 100 рублей не должен.

Минфин в своем письме от 30.12.2014 № 03-07-05/68784 комментирует эту ситуацию следующим образом. Проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, в том числе суммами аванса, предварительной оплаты, являются платой за пользование денежными средствами. На основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ проценты по займам освобождены от НДС.

Поэтому суммы процентов, которые продавец получает от покупателя за предоставление отсрочки оплаты на условиях коммерческого кредита, не включаются в налоговую базу по НДС и не облагаются этим налогом. Такой же позиции придерживались ранее Верховный и Высший арбитражный суды РФ (Постановление Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998).

Раздача рекламных каталогов и брошюр

В п. 3 пп. 25 ст. 149 НК РФ сказано, что передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, не облагаются НДС. Будет ли облагаться НДС рекламная продукция, стоимость единицы которой превышает 100 рублей и составляет, к примеру, 1 000 рублей?

Минфин в своем письме от 23.10.2014 № 03-07-11/53626 разъяснил данную ситуацию так. Каталоги, рекламные брошюры не отвечают признакам товара, потому что никакой ценности для покупателей они не имеют. Поэтому и облагаться НДС они не должны независимо от величины расходов на приобретение (создание) этих каталогов и брошюр.

Неустойки за просрочку обязательств по договору

Суммы неустойки за просрочку исполнения обязательств, которые компания получает от своих контрагентов по договору, как правило, не облагаются НДС. Минфин в своем письме от 30.10.2014 № 03-03-06/1/54946 разъяснил, что обязанность учитывать в доходах суммы неустойки на дату признания контрагента должником возникает у организации только в том случае, если размер этих санкций установлен договором (ст. 331 ГК РФ и ст. 317 НК РФ). В противном случае такой обязанности у организации нет.

Неустойка может признаваться в доходах на основании двухстороннего акта, подписанного сторонами (соглашения о расторжении договора, акта сверки и т. п.), письма должника, а также иного документа, который подтверждает факт нарушения обязательства и позволяет определить размер суммы, признанной должником.

Кроме того, Минфин России указал, что самостоятельным основанием, которое свидетельствует о признании должником обязанности по уплате неустойки, является полная или частичная фактическая уплата кредитору соответствующих сумм. В этом случае фактически уплаченные должником суммы организация также должна включить в состав внереализационных доходов. Внереализационными доходами являются все поступления, не связанные с операциями реализации.


Порядок признания внереализационных доходов рассмотрен на курсе «Налог на прибыль для бухгалтеров».

По вопросу уплаты НДС с сумм, которые получены организацией от контрагента за нарушение условий договора, предусматривающего поставку товаров (работ, услуг), финансовое ведомство отметило следующее. Если неустойка представляет собой ответственность за просрочку исполнения обязательств по оплате товаров (работ, услуг), то причитающиеся суммы не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) по смыслу ст. 162 НК РФ и, следовательно, НДС не облагаются. Этот вывод подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07.

В то же время если полученные суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки, по существу не являются неустойкой, обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Освобождение от НДС банковских услуг

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации). Перечень не подлежащих обложению НДС операций, приведенный в пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, является закрытым. К банковским операциям относятся:

- привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

- размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;

- открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;

- осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- кассовое обслуживание организаций и физических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;

- исполнение банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по банковской гарантии),

а также осуществление банками и банком развития - государственной корпорацией следующих операций:

- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

- оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

- получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем.

При этом при отнесении каких-либо конкретных услуг к банковским, следует руководствоваться также закрытым перечнем услуг, приведенным в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1).

Если какие-либо услуги, оказываемые кредитной организацией, не поименованы в пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ или в ст. 5 Закона N 395-1, то такие операции облагаются НДС по общим правилам (см., например, письма Минфина России от 13.03.2007 N 03-07-05/10, ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404, УМНС по г. Москве от 27.08.2004 N 24-14/55637). Вместе с тем, на практике отнесение тех или иных операций к банковским, вызывает многочисленные споры. В таблице приведены часто встречающиеся ситуации, в которых возникают разногласия с налоговыми органами по поводу применения льготы, установленной пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Не облагаются НДС

Услуги по финансированию под уступку денежного требования

- постановления ФАС Московского округа в от 25.03.2011 N КА-А40/1651-11, ФАС Центрального округа от 13.12.2007 N А09-1310/07-24-29, ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2005 N А56-45999/04

Услуги по оформлению карточки с образцами подписей и свидетельствованию верности подписи, услуги по заверению копий учредительных документов

- письмо Минфина России от 13.03.2007 N 03-07-05/10

Услуги по осуществлению функций агента валютного контроля

- письмо ФНС России от 17.05.05 N ММ-6-03/404;

- письмо Минфина России от 23.10.2009 N 03-07-11/261

Услуги по оформлению чековой книжки

- постановление ФАС Московского округа от 10.11.2005 N КА-А40/11021-05

Услуги по выдаче чековой книжки

Услуги по подготовке документов при первичном оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита.

Услуги, связанные с предоставлением клиенту информации о счетах

Услуги по оформлению платежных поручений и требований для клиента

- письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@;

- постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2011 N А45-14585/2010

Услуги по пересчету и проверке подлинности денежных средств, а также их упаковке

- постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2005 N А21-2230/2005-С1

Предоставление Банком программных средств криптографической защиты информации и автономных программно-аппаратных устройств (средств шифрования), необходимых для работы систем "клиент-банк"

- письмо Минфина России от 04.03.2013 N 03-07-05/6348

Получение банком вознаграждения (комиссии) за:

- открытие ссудного счета;

- ведение ссудного счета;

- резервирование кредитных ресурсов и организацию кредита;

- предоставление справки о наличии и состоянии ссудного счета по запросу клиента;

- внесение изменений в условие кредитного договора;

- несвоевременное погашение суммы основного долга или процентов по выданному кредиту

представляют собой банковские операции, не облагаемые НДС

- за ведение обезличенных металлических счетов клиентов

- письмо ФНС России от 23.08.2012 N АС-4-3/13967

При осуществлении банками операций, не подлежащих обложению НДС (освобожденных от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ, счета-фактуры не составляются (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Кредитные организации, в том числе банки, совершают банковские операции на основании соответствующей лицензии, выданной Банком России (ст. 13 Закона N 395-1). Поэтому для применения льготы, предусмотренной пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, необходимо наличие лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2017 года не подлежат обложению НДС операции по выдаче поручительств (гарантий) налогоплательщиком, не являющимся банком (п. 15.3 ст. 149 НК РФ).

Когда фирма не может оперативно занять деньги или это слишком дорого для нее, на выручку придет товарный кредит. Вместо денег фирма-заемщик получает от кредитора вещи и обязуется вернуть такие же вещи через оговоренное время. А также уплатить проценты за пользование кредитом.

Проценты по договору товарного кредита

Договор товарного кредита нужно заключать в письменной форме (ст. 820 ГК РФ).

Размер процентов нужно обязательно прописать в договоре. В противном случае кредитор имеет право потребовать проценты в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России.

Порядок уплаты процентов по договору - ежемесячно, поквартально, при возврате займа и т. п. - также надо согласовать. Иначе проценты нужно будет платить ежемесячно до дня возврата кредита (п. 2 ст. 809 ГК РФ).

НДС с денежных процентов по товарному кредиту

Полученные по кредиту проценты поставщик товаров включает в выручку от реализации. Если реализацию товаров, являющихся предметом договора, облагают НДС, налог нужно заплатить и с суммы процентов.

Проценты облагают НДС в особом порядке. Налог считают не со всей их суммы, а только с величины, превышающей ставку рефинансирования Банка России, действовавшую в периодах, за которые производится расчет процентов (пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ). НДС рассчитывают так:

  • если товары, выдаваемые по договору товарного кредита, облагают НДС по ставке 20%:
НДС, к уплате в бюджет=Сумма процентов по договору-Сумма процентов, рассчитанная исходя из ставки рефинансированиях20%:120%
  • если товары, выдаваемые по договору товарного кредита, облагают НДС по ставке 10%:

НДС, к уплате в бюджет = Сумма процентов по договору – Сумма процентов, рассчитанная исходя из ставки рефинансирования Х 10% : 110%

Если реализацию товаров НДС не облагают, то с суммы процентов НДС не платят.

НДС рассчитывают только после фактического получения процентов.

НДС с «натуральных» процентов по товарному кредиту

Проценты за пользование товарным кредитом могут быть выплачены и в натуральной форме. «Натуральные» проценты облагают НДС в том же порядке, что и денежные. Рассмотрим пример.

Не путайте товарный кредит с коммерческим. По товарному кредиту передают вещи и возвращают вещи, а по коммерческому - предоставляют отсрочку оплаты вещей или авансирование под будущую поставку.

Читайте в бераторе


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начисление и оплата ндс в 2021 году бюджетное учреждение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду таких товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные от реализации макулатуры, относятся на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья не применяется. Начисление денежных средств, полученных от реализации макулатуры, следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей статье КОСГУ (130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы») согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.

Общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2021 № 81н (далее — Требования № 81н). Положения Требований № 81н не разъясняют, в каких строках Плана ФХД необходимо отражать плановые показатели по уплате НДС в бюджет.

Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2021 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.

Вместе с тем, общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2021 год утверждены приказом Минфина России от 31.08.2021 № 186н (далее — Требования № 186н). Согласно положениям Требований № 186н плановые показатели по уплате НДС в бюджет могут отражаться по коду строки 3000 «Выплаты, уменьшающие доход» со знаком «минус».

Пример 5. Учреждение здравоохранения в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, заключило договор на поставку медикаментов на сумму 180 000 руб., в том числе НДС — 27 450 руб. Согласно условиям договора в апреле 2021 г. поставщику был перечислен аванс в размере 30% — 54 000 руб. Медикаменты были получены и оплачены в мае 2021 г.

Сроки сдачи бюджетной отчетности у бюджетного учреждения сокращены по распоряжению собственника (в данном случае — Министерства культуры). В 2021 г. срок установлен 07.02.2021. Какой датой в учете нужно производить начисление налогов на прибыль, имущество и транспорт, если к этой отчетной дате налоговых деклараций у нас еще нет, а в соответствии с действующим законодательством мы должны отражать операции, относящиеся к финансовому, в том году, к которому они относятся? Правомерно ли делать запись в следующем году, то есть отражать проводку в бюджетном учете по начислению налогов за 2021 год в 2021 году?

  • Рабочие счета, которые применяются при учете.
  • Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
  • Порядок осуществления инвентаризации.
  • Особенности внутреннего контроля.
  • Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.
  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.

Но вместе с этим любое предприятие также закупает сырье, материалы или работы, услуги. Приобретая все это у такого же плательщика НДС, он получает его сумму налога, то есть входящий НДС. который будет заноситься в затратные статьи.

  • Д51 или 50.01 – К62 – поступили деньги от заказчика на расчетный счет;
  • Д76АВ – К68.02 – начислен НДС в бюджет с суммы аванса. Он считается в данном случае по формуле 18%/118%. То есть сумму аванса нужно умножить на 18 и поделить на 118, или наоборот – сначала поделить, а потом умножить.
  1. Добавили новые балансовые счета:
    • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
    • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
    • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
  2. Добавили новые забалансовые счета:
    • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
    • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
    • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
    • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».

    Начисление ндс в бюджетном учреждении в 1с в 2021

    Условия примера 1: бюджетное (автономное) учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования базой данных сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 90 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора.

    По истечении срока действия договора должностными лицами учреждения принято решение о списании объекта с учета по причине морального износа.

    В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:

    1. Дебет 0 111 6I 352 Кредит 0 302 26 734 — принят к учету объект, в отношении которого у учреждения возникли неисключительные права.
    2. Дебет 0 302 26 834 Кредит 0 201 11 610, увеличение 18 (226 КОСГУ) — отражена оплата по договору на сумму 90 000,00 руб.
    3. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 104 6I 452 — начислена 100% амортизация на объект, стоимость которого ниже 100 000,00 руб.
    4. Дебет 0 104 6I 452 Кредит 0 111 6I 452 — при принятии решения о списании объект списан с бухгалтерского учета.

    В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

    Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

    Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

    Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б

    В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.

    Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.

    На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».

    Относительно имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности, учреждению предоставлено больше прав по его реализации.

    С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

    Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 3, 2017.

    • Изменения в законодательстве и отчетность – коротко о важном
    • ИС 1С:ИТС – информация на каждый день
    • Новые статьи по учету в программах 1С
    • Новые возможности программ 1С для пользователей коммерческих организаций
    • Новые возможности программ 1С для пользователей государственных учреждений
    • Новое в сервисах
    • Отвечает аудитор

    В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.

    На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

    Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

    Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

    Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

    Отдельное внимание стоит уделить дотациям, полученным для возмещения НДС при осуществлении операций таможенного импорта. В случае, если в документах на получение дотации указано, что бюджетные средства выплачиваются с целью компенсации «импортного» НДС, то сумма налога подлежит восстановлению в полном объеме.

    где Коэфф – коэффициент, применяемый для расчета суммы НДС, подлежащей восстановлению;
    Расхкомпенс – сумма, полученная от государства в качестве частичной компенсации расходов на приобретение товаров (работ, услуг) с учетом НДС;
    Расхобщ– общая стоимость товара (работ, услуг), оплаченных компанией за счет собственных средств с учетом НДС.

    Затраты на покупку основных средств, отразите на счете 106 01. А постановку на учет — на счете 101 00. Если по времени постановка основного средства на учет и его выдача в эксплуатацию совпадают, сделайте проводки:

    С 1 января 2021 года действуют обновленные инструкции по бюджетному учету, также коррективы внесли в действующий порядок формирования КОСГУ и Единый план счетов — инструкция № 162н. Также чиновники ввели новые пять федеральных стандартов. Все эти нововведения изменили правила ведения бухучета в казенных учреждениях.

    Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2021 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль. Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2021 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).

    С 2021 года операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 08.06.2021 № 132н, п. 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2021 № 209н (далее — Порядок № 209н)).

    Кроме перечисления суммы обязательства в бюджет страны, налоговый агент по НДС обязан подать отчет, чтобы расшифровать суть начислений. Это распространяется не только на плательщиков налога на добавленную стоимость, но и на тех, кто в этих рядах не состоит («спецрежимники» и те, кто освобожден от обязанности регистрироваться в данном качестве).

    137 «Доходы от предстоящей компенсации затрат», на которую учреждение относит доходы в виде сумм ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении обязательства, по которому предусмотрено формирование соответствующего резерва;

    • налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (подстатья 291);
    • штрафных и иных экономических санкций (подстатьи 292 – 295);
    • иных выплат физическим и юридическим лицам (подстатьи 296 – 299).
    • Решения 1С для здравоохранения
    • Решения 1С для государственных учреждений
    • Сервисы 1С
    • Сопровождение 1С (ИТС)
      • Что входит в состав 1С:ИТС
      • Абонентское обслуживание
      • Линия консультаций
      • Дополнительные услуги
    • Центр сертифицированного обучения 1С (ЦСО)
      • Семинары
      • Курсы и мини-семинары
      • Групповое обучение
    • Учебный центр Салиховой Надежды
      • Семинары
      • Мастер-классы
      • Курсы и мини-семинары
    • 1 тест

    Действующая редакция Порядка применения КОСГУ 209н предусматривает, что операции по начислению НДС по доходам и начислению налога на прибыль относятся на подстатью 189 КОСГУ.

    Однако изменения, предусмотренные приказом 69н от 13.05.19г., в корне меняют ситуацию: по подстатье 189 будут отражаться операции по начислению и уплате налога на прибыль, а по НДС на подстатью 189 будет относиться только уплата.

    Т.к. НДС является косвенным налогом, то его начисление производится за счёт того источника, за счёт которого получены доходы.

    Начисление же налога на добавленную стоимость производится по тем статьям КОСГУ, по которым получен доход. Такой подход соответствует и порядку заполнения Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), ведь Инструкция N 33н прямо указывает, что начисление НДС должно осуществляться по дебету тех счетов, по которым получен доход от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг — например, 401 10 120 или 401 10 130.

    Действующая редакция Порядка N 132н предусматривает использование АнКВД 180 для начисления налога на прибыль и НДС. Подготовленные поправки меняют порядок применения данного кода — он будет предназначен только для уплаты этих налогов.

    Читайте также: