Письмо года по ндс от ифнс

Опубликовано: 05.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 октября 2020 г. № ЕД-20-15/129@ “О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС”

О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС

Федеральная налоговая служба в целях повышения деловой активности и предоставления комфортных условий налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам, сообщает следующее.

I. В отношении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, предусмотренное статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации по НДС.

Для целей настоящего письма днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 Кодекса для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС (но не ранее истечения предельного срока, установленного для представления налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период, за который представляется уточненная налоговая декларация) (далее - День представления).

Не позднее 10 календарных дней со Дня представления налоговой декларации по НДС, осуществляется оценка на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

налогоплательщик в соответствии с данными ПП "Контроль НДС" относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска;

возмещение НДС из бюджета Российской Федерации заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;

более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации 1 ;

II. По истечении одного месяца со Дня представления налоговой декларации, налогоплательщики, соответствующие вышеуказанным условиям оцениваются на одновременное соответствие следующим условиям:

отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;

отсутствие противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, и несоответствий сведениям об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее - Расхождения), либо Расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации;

отсутствие признаков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации.

При проведении камеральной налоговой проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом информации (сведений), имеющихся в распоряжении налогового органа.

Учитывая изложенное, ФНС России поручает:

1. Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю:

1.1. Еженедельно, не позднее третьего рабочего дня, формировать перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "а" пункта I настоящего поручения, и в течение двух рабочих дней, следующих за днем формирования перечня, доводить его до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления), межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН) по месту учета, указанных в перечне налогоплательщиков; 2

1.2. По готовности к использованию программного обеспечения по автоматизированному формированию указанного в пункте 1.1. перечня, довести до Управлений, МИ ФНС России по КН инструкцию на рабочие места по использованию соответствующего программного обеспечения при администрировании НДС.

2. Управлениям, МИ ФНС России по КН не позднее 1 рабочего дня, со дня получения перечней налогоплательщиков, указанных в пункте I настоящего поручения, формировать итоговый перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "б" пункта I настоящего поручения и доводить его до территориальных налоговых органов, подведомственных межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам в тот же срок.

3. Управлениям обеспечить реализацию положений приказа ФНС России от 29.09.2020 N ЕД-8-15/27дсп@ в сроки, достаточные для принятия решений о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации с учетом применения порядка, доведенного данным поручением.

4. Управлениям, МИ ФНС России по КН обеспечить завершение камеральных налоговых проверок по истечении одного месяца со Дня представления налоговых декларации по НДС (уточненных налоговых деклараций по НДС), в отношении налогоплательщиков при одновременном соблюдении условий, указанных в пунктах I и II настоящего поручения.

5. В случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, установлены обстоятельства, свидетельствующие:

о наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов),

о выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса),

о несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в пункте 2 статьи 54.1 Кодекса в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций),

о наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, налоговым органам в соответствии с положениями Рекомендаций ФНС России по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 N ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в Управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

6. Управлениям, МИ ФНС России по КН, Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю обеспечить применение настоящего поручения в отношении налоговых деклараций по НДС, представленных после 01.10.2020 за налоговые периоды начиная с 3 квартала 2020 года.

7. Управлениям, МИ ФНС России по КН представлять информацию в Межрегиональную инспекцию ФНС России по камеральному контролю в срок не позднее 10 декабря, 10 марта, 10 июня, 10 августа по форме, согласно приложению, к настоящему поручению.

8. Управлениям, МИ ФНС России по КН довести настоящее поручение до нижестоящих налоговых органов.

Приложение: в электронном виде.

Д.В. Егоров

1 Совокупная суммы уплаченных налогов в целях применения настоящего письма рассчитывается в соответствии с письмом ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2/7390, при этом учитывается не 3 календарных года, а 36 месяцев, предшествующих отчетному периоду.

2 Пункт действует до введения автоматизированной индикации декларации по НДС налогоплательщика в окне оперативной работы ПП "Контроль НДС"

Приложение
к письму ФНС России
от 6 октября 2020 г.
№ ЕД-20-15/129@

Код региона Наименование региона ИНН Налогоплательщика КПП Налогоплательщика Наименование налогоплательщика, предъявившего сумму НДС к возмещению из бюджета Налоговый период Рег. номер декларации Дата представления декларации Сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, руб. Срок проведения камеральной налоговой проверки Основания продления срока камеральной налоговой проверки декларации более 1 месяца Сведения о передаче материалов КНП в ППА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Итого: Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Порядок формирования отчета:

Отчет формируется нарастающим итогом в разрезе налогоплательщиков, в отношении которых камеральная налоговая проверка проводилась (планировалась к проведению) в сокращенный срок

В гр. 6 указывается налоговый период следующим образом: 202002 = 2 квартал 2020, 202003 = 3 квартал 2020 и т.д. В данной графе указывается налоговый период по всем налоговым декларациям, включая уточненные.

В гр. 8 указывается дата представления актуальной налоговой декларации

В гр. 10 указывается признак: 1 - КНП завершена по истечении одного месяцев; 2 -КНП проводится более 1 месяца

В гр. 11 указывается признак: 1 - наличие неустранённых расхождений, сформированных в прикладной подсистеме «Контроль НДС», свидетельствующих о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета; 2 - наличие признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета в результате нарушения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации; 3 - наличие иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, свидетельствующих о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета.

В гр. 12 указывается признак: 0 - сведения в ППА не переданы; 1 - сведения в ППА переданы

Обзор документа

ФНС составила алгоритм действий по проведению камеральной проверки деклараций по НДС, поданных добросовестными налогоплательщиками.

В отношении деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС, камеральная проверка может быть завершена по истечении месяца со дня подачи деклараций. День предоставления декларации по НДС - 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, либо день подачи уточненной декларации.

Не позднее 10 календарных дней со дня направления декларации по НДС налоговые органы проводят оценку на соответствие определенным условиям (приведен перечень). По истечении месяца со дня предоставления декларации в отношении прошедших оценку налогоплательщиков проводится проверка на отсутствие нарушений, а также ошибок в декларациях и противоречий в сведениях.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты, определяется с учетом сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа.

Данный порядок применяется в отношении деклараций по НДС, поданных после 1 октября 2020 г. за налоговые периоды начиная с III квартала 2020 г.

Даны рекомендации по формированию перечня налогоплательщиков, соответствующих перечисленным в письме условиям.

Коротко об уточненной декларации

Такой документ должен быть отправлен в ФСС по месту жительства ИП или по месту регистрации ООО. Также важно, что она должна быть по форме, которая действует в тот период, когда она подается. Об этом сказано в п. 5 ст. 81 НК РФ.

Бывает, что ошибки в декларации приводят к завышению налога, тогда подача уточненки будет правом налогоплательщика, а не обязанностью. В этом случае налог можно вернуть или зачесть в счет уплаты на будущее. К такому заявлению о возврате можно также приложить сопроводительное письмо.

Общие сведения о сопроводительном письме в налоговую

Налоговый кодекс не утверждает обязательный характер сопроводительных писем. Если уточненка придет в налоговую без пояснений, то сотрудники ведомства могут инициировать выездную налоговую проверку, поэтому важно дать подробные объяснения и убедить налоговиков в том, что в компании теперь все в порядке. Кроме предоставления поясняющей информации, письмо также регистрирует перечень отправленных документов: декларации, приложений к ней.

Составляем сопроводительное письмо к уточненке

Законодательно разработанной формы такой бумаги не существует, поэтому ее пишут в произвольной форме. На документе должна стоять подпись руководителя компании, ИП или уполномоченного на данные действия лица.

Сопроводительное письмо состоит из шапки и основной части. В шапке нужно указать следующую информацию:

  1. Кому адресовано письмо. Тут пишут, что письмо предназначено для руководителя той ИФНС, к которой относится предприниматель. То есть указывают номер налоговой, ее адрес с индексом.
  2. От кого письмо. Вносят наименование компании, ее адрес, ОГРН, ИНН, КПП.
  3. Номер письма.
  4. Наименование документа — сопроводительное письмо к уточненной декларации.

Далее начинается основная часть. В ней подробно указывают:

  • причину, по которой подается уточненная декларация;
  • период и налог, по которым отправлена уточненка;
  • какие изменения были внесены в документ; этот пункт можно оформить в виде таблицы, где указать номер строки декларации с исправлением, прежние данные и новые;
  • сумму к уплате и пени или переплату.

Также нужно указать, какие документы прилагаются к письму: это обычно уточненная декларация с количеством листов, копии платежных документов (доплатить налог и пени нужно до подачи уточненки) или заявление на возврат или зачет налога (при переплате).

В конце расписывается ИП или руководитель компании. Письмо нужно зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции.

От способа подачи уточненки будет зависеть количество ее экземпляров. Один нужен будет, если письмо и декларация отправляются по почте либо электронной почте. Два экземпляра нужны при личной подаче документов. В этом случае один экземпляр остается в налоговой, а на втором сотрудник ИФНС ставит отметку о получении документов.

Внимание! Для написания письма необходимо использовать деловой стиль, не должно быть разговорных и просторечных выражений и разного рода ошибок.

Образец сопроводительного письма

Руководителю ИФНС России №9
по Удмуртской Республике
426003, г. Ижевск, ул. К. Маркса, д. 130
Петрову Петру Петровичу
от ООО «Омега»
ИНН/КПП 5611234567/123456789
ОГРН 223344556677
426009, г. Ижевск, ул. Ленина д. 21А
Исх. №131 от 11.05.2019

Сопроводительное письмо к уточненной налоговой декларации по НДС
за I квартал 2019 года

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ представляем вам уточненную декларацию ООО «Омега» за I квартал 2019 года.

В первоначальной декларации сумма НДС к уплате была занижена на 36000 руб. по причине невключения в налоговую базу выручки от продажи по акту №234 от 29 марта 2019 года. Сумма неучтенной выручки составила 216000 руб., в том числе НДС 36000 руб.

Декларация по НДС была исправлена таким образом:

  1. Показатель в графе 3 строки 010 раздела 3 увеличен на 180000 руб. (216000-36000).
  2. НДС в графе 5 строки 010, строках 120 и 230 раздела 3, строке 040 раздела 1 увеличен на 36000 руб.
  3. Правильная сумма НДС к уплате по итогам I квартала 2019 года составила 567000 руб.
  4. Доплата по налогу произведена платежным поручением №125 от 07.05.2019 г., пени перечислены платежным поручением №126 от 07.05.2019 г.

  • уточненная декларация по НДС за I квартал 2019 года на 12 л.;
  • копия платежного поручения №125 от 07.05.2019 г. (на доплаченный НДС) в 1 экз. на 1 л.;
  • копия платежного поручения №126 от 07.05.2019 г. (на уплаченные пени) в 1 экз. на 1 л.

Генеральный директор Романенко / А.В. Романенко

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Компании и ИП на ОСНО могут совершенно законно не платить НДС. Для этого они должны заработать меньше 2 млн рублей за три месяца подряд, выполнить еще пару условий и подать заявление на освобождение от НДС в налоговую. Расскажем, как оформить заявление, на какой срок освобождаются от налога и как продлевают льготу.

Кого освобождают от уплаты НДС

Получить освобождение от налога может только компания или ИП, которые проработали с момента открытия не менее 3 месяцев и в течение этого времени заработали менее 2 млн рублей (ст. 145 НК РФ). В расчет берется выручка за три идущих подряд календарных месяца: скажем, январь, февраль, март. Только если предприятие может подтвердить с помощью документов объемы выручки менее 2 млн рублей, она может претендовать на “жизнь без НДС”.

Вновь зарегистрированные компании и ИП могут учитывать выручку, начиная с месяца регистрации. И даже если они не ведут деятельность, то все равно могут освободиться от НДС (письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Чтобы сохранять право на работу без НДС, нельзя зарабатывать больше указанного лимита за три месяца подряд в ходе всей дальнейшей деятельности. Компании придется снова платить НДС с того месяца, когда трехмесячная выручка превысит границу в 2 млн рублей.

Есть еще три условия для применения льготы:

  • не заниматься импортом;
  • не выступать налоговым агентом;
  • если ведется торговля подакцизными товарами — вести раздельный учет и по этой группе товаров платить НДС.

Как контролировать выручку при освобождении от НДСЗаявление на освобождение от НДС

Во-первых, выручку нужно рассчитывать за три календарных месяца подряд. Если в рамках трехмесячного периода выручка перевалит за 2 млн, вы заметите это прежде, чем налоговая обратит на это внимание. Например, вы работаете без НДС с марта 2021, тогда для расчета берите периоды:

  • март, апрель, май;
  • апрель, май, июнь;
  • май, июнь, июль;
  • и т.д.

Во-вторых, выручку считайте по данным бухучета, без НДС и без авансов от контрагентов. И только по операциям, которые облагаются НДС (пп.3,4 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33). Не берите в расчет не облагаемые налогом операции:

  • совершенные за территорией РФ;
  • освобожденные от НДС по условиям ст. 149 НК РФ (например, продажа медицинских изделий, очков и линз для коррекции зрения, услуг по уходу за детьми и др.);
  • не облагаемые НДС по п.2 ст. 146 НК РФ (например, операции по продаже земельных участков, выполнение работ для снижения напряженности на рынке труда и др.);
  • в деятельности на спецрежиме, если вы совмещаете его с ОСНО (с 2021 года это только патент).

Как подать заявление на освобождение от НДС

Освободиться от НДС можно с начала любого месяца. Для этого заявление и пакет документов к нему подают до 20 числа месяца, в котором вы уже готовы работать без НДС (а значит предстоящие ему три месяца принесли выручку меньше 2 млн рублей).

Для налоговой соберите документы:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписку из бухбаланса для компании или выписка из КУДиР для ИП за три месяца;
  • выписку из книги учета продаж за три месяца.

В заявление впишите:

  • данные об ИП или компании;
  • данные вашей налоговой, в которую направляете заявление;
  • дату, с которой планируется освобождение от НДС;
  • объем выручки за предыдущие три месяца;
  • список подтверждающих документов.

Текст уведомления умещается на полутора страницах, при этом половину страницы занимает шапка и название документа. Заполнить его не сложно, это можно сделать от руки или с помощью компьютера. Заявление подписывают директор компании и бухгалтер или сам ИП, заверяют его подписью и в двух экземплярах сдают в налоговую лично или по почте. Ждать ответ от налоговой не нужно — просто работайте без НДС с начала месяца, который указали в заявлении и старайтесь не “перебрать” с выручкой.

А вот образец заявления:



Как продлить освобождение

Уведомление об освобождении “работает” двенадцать месяцев, главное — не превысить лимит по выручке. Чтобы продлить освобождение, подайте через год в налоговую повторное заявление и такой же пакет документов. Сделайте это до 20 числа месяца, в котором нужно возобновить право на льготу. Если не сдать подтверждающие документы, вам могут заблокировать счет, назначить штраф и пени, доначислив НДС за год.

ФНС проведет проверку по вашим отчетным документам: не было ли случая превышения лимита за один из трехмесячных периодов в течение прошедшего года и двух месяцев до него. Ответа вы точно так же, как и при первом заявлении, не получите, но если нарушение все же было, вам доначислят НДС и вы обязательно узнаете об этом.

Если освобождение от НДС больше не нужно

Иногда компания хочет вернуться к работе с НДС, например, ради работы с выгодным партнером. Но сделать это можно будет только спустя год после подачи заявления (п. 4 ст. 145 НК РФ), когда льгота аннулируется сама собой. Вы можете начать выставлять контрагентам счета-фактуры с НДС, но его нельзя будет принять к вычету до конца льготного периода — это расценят как нарушение.

Освобождение досрочно можно потерять только из-за превышения лимита по выручке. Тогда это происходит с того месяца, когда лимит нарушен (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32). Так что один из способов вернуться к работе с НДС — резко повысить доходы.

Что сделать до начала применения льготы

Перед освобождением восстановите в учете НДС, принятый к вычету по активам и основным средствам. Принять к вычету НДС с авансов после освобождения вы уже не сможете. Вместо этого либо договоритесь с клиентом о возврате “авансового” НДС, либо выставляйте им счет-фактуру с выделенным НДС при отгрузке товара или услуги.

Что делать с НДС в период применения льготы

Платить и рассчитывать НДС по внутренним операциям не придется, а входной НДС от контрагентов включайте в стоимость приобретенных товаров и услуг.

В книге продаж регистрируйте счета-фактуры с пометкой “Без НДС”, но не оформляйте счета-фактуры на авансы. Выписку из книги вы предоставите в налоговую, если через год решите продлить освобождение.

Не ведите книгу покупок: она нужна для расчета вычетов, а при освобождении от НДС у вас их нет.

Также вы освобождаетесь от отчетности по НДС на весь период применения льготы. Но есть нюансы:

  • если вы работаете без НДС с начала квартала, восстановленный НДС впишите в декларацию за последний квартал перед освобождением;
  • если вы работаете без НДС не с начала квартала, сдайте декларацию за квартал в обычном режиме и отразите в ней операции от начала квартала до начала применения льготы и впишите в нее восстановленный НДС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет работать без НДС или с ним. Он рассчитает налог и даст советы по законному снижению его суммы: подскажет, какие документы нужно ввести в систему или выставить контрагентом, укажет на ошибки в учете, которые ведут к двойному начислению налога, и избавит от штрафов. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн, управлять финансами. Всем новичкам мы даем две недели бесплатной работы.

Не удивляйтесь, если вы получите требование о даче пояснений по декларации НДС не в рамках камеральной проверки. Налоговики приспособили форму требования, направляемого в ходе «камералки», ко всем случаям, когда им понадобятся ваши пояснения. Давайте разберемся, что представляет из себя единая форма для дачи пояснений по НДС.

Когда инспекция потребует пояснения

Мы все уже привыкли к тому, что если в ходе камеральной проверки декларации по НДС инспекция выявит несоответствия или неточности в декларации по НДС, нужно будет представить пояснения.

Пояснения направляются в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России.

Если вы предоставите пояснения не в электронной форме, они не будут считаться представленными.

Само требование о предоставлении пояснений инспекция составляет тоже по утвержденной форме. Она содержится в приложении № 2.9 к письму ФНС от 16 июля 2013 года № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».

Но пояснения к декларации по НДС могут понадобиться инспекторам не только по итогам камеральной проверки, но и в ходе других контрольных мероприятий. В связи с этим форму требования уточнили.

Ранее в форме указывалось, что применяется она только при проведении камеральных проверок. Теперь упоминание об этом исключено. Налоговики будут составлять ее и в случае, когда данные налогоплательщика не соответствуют информации, имеющейся у инспекции, и во всех других случаях, когда им понадобятся ваши пояснения по НДС.

Об этом ФНС написала в письме от 13 февраля 2020 года № ЕА-4-15/2363@. Изменения вступили в силу 17 февраля 2020 года.

Как проходит камеральная проверка

Коды возможных ошибок в декларации по НДС

Чтобы было проще определить причину расхождений, ФНС еще в 2018 году опубликовала коды возможных ошибок, которые указывают в требовании о даче пояснений (письмо от 3 декабря 2018 г. № ЕД-4-15-23367@).

Таких ошибок всего 9:

  1. если записей об операции нет в налоговой декларации контрагента. Или контрагент не подал налоговую декларацию по НДС за тот же отчетный период. Или контрагент представил нулевую отчетность. Или допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счет-фактуре и сопоставить ее с контрагентом;
  2. если данные об операции в разделе 8 «Сведения из книги покупок» не соответствуют данным раздела 9 «Сведения из книги продаж». Например, вычет НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам;
  3. если не соответствуют данные между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» . Например, отражение посреднических операций;
  4. если допущена ошибка в одной из граф. Номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках;
  5. в разделах 8-12 декларации не указана или указана неверно дата счета-фактуры;
  6. в разделе 8 «Сведения из книги покупок» заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет;
  7. в разделе 8 «Сведения из книги покупок» заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленной до даты госрегистрации контрагента;
  8. в разделах 8-12 декларации некорректно указан код вида операции;
  9. допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 «Сведения из книги продаж». Например, НДС, указанный с отрицательным значением, превышает НДС, указанный в аннулированной записи. Или нет записи по аннулированному счету-фактуре.

Типичные ошибки при проверке деклараций по НДС

Как ответить на требование

Получив требование о даче пояснений по ТКС, вы должны:

  1. Передать в инспекцию квитанцию о приеме требования в электронной форме через оператора ЭДО. Сделать это нужно в течение шести дней со дня отправки документов инспекцией. Если вы сделаете это позже, инспекторы могут в течение 10 дней по окончании срока передачи квитанций заблокировать ваши счета в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ).
  2. Проверить, правильно ли заполнены декларации, сверить сведения, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если НДС по счету-фактуре принимался к вычету по частям, нужно проверить общую сумму налога, принятую к вычету по всем записям счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих кварталов.
  3. Представить в инспекцию уточненную декларацию с правильными сведениями, если найдена ошибка, которая привела к недоплате НДС в бюджет.
  4. Если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, представить пояснения с указанием правильных данных. Рекомендуется также представить уточненку.

Если вы даете пояснения в ходе камеральной проверки, главное – успеть подать уточненку до составления акта. Тогда штрафных санкций можно избежать. И не забудьте до ее подачи заплатить недоимку и пени.

Если вы не нашли ошибки в декларации, инспекцию нужно об этом обязательно уведомить, представив пояснения.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

image_pdf
image_print

Требования пояснения к отчетности по НДС в рамках камеральной проверки бухгалтеры могли получать практически круглый год, поскольку ее срок до недавнего времени составлял 3 месяца. Сейчас срок проверки сократили до 2 месяцев (начиная с 3 сентября 2018 года), однако при подозрении на нарушения он может быть продлен. Кроме того, требования может быть выставлено и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть за пределами сроков «камералки». Вот и получается, что как только подали декларацию — ждем, не поступит ли требование. А там уже на подходе новый отчетный срок.

Основы отчетности

Напомним, что вся отчетность по НДС уже давно передается в электронном виде. Все дальнейшее взаимодействие также происходит по ТКС.

Чаще всего налоговики требуют пояснить отчетность по НДС в таких случаях:

  1. Не сошлись контрольные соотношения внутри декларации.
  2. Сведения, содержащиеся в отчете, противоречат информации, которой располагает налоговый орган.
  3. Налогоплательщик заявил льготы по НДС.
  4. Налогоплательщик заявил НДС к возмещению.
  5. Есть подозрение, что налоговая база занижена.
  6. Отсутствуют необходимые документы.
  7. Доля вычетов НДС слишком высока.

Далее рассмотрим более подробно отдельные случаи.

Превышение допустимой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Безопасная доля вычета НДС на 1 мая 2018 года была установлена на уровне 87,08%. Но это лишь приблизительная цифра, которая определена на федеральном уровне. При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на аналогичный региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Ответ на требование № __________от __________
о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ___________ от ___________ поясняет следующее.

Основным видом деятельности компании является оптовая продажа продуктов питания. В силу сложившейся в компании ситуации закупка продукции была приостановлена в I квартале 2018 года и возобновлена лишь во II квартале. В мае компанией была приобретена большая партия товаров для продажи, что привело к росту доли вычетов НДС.

В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения новых договоров на поставку. Это должно привести к росту выручи, облагаемой НДС, и к уменьшению доли вычетов.

Перенос вычета НДС на другие периоды

Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет. Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:

  • вычеты с авансов;
  • вычеты покупателя — налогового агента;
  • вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
  • командировочные вычеты.

Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента. Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.

Далее представлен вариант ответа на запрос пояснений в такой ситуации.

Ответ на требование № ___________ от __________
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.

Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2018 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.

Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2018 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2018 года.

Вычет по авансу, который получен более 3 лет назад

Бывает, что компания получила аванс достаточно давно, но отгрузка товаров или оказание услуг состоялось только сейчас. Соответственно, налогоплательщик заявляет вычет в отчетном квартале. И если аванс получен более 3 лет назад, налоговики требуют пояснить эту ситуацию. Вот что следует в ответ на это написать:

Ответ на требование № ___________ от __________
о вычете с полученного от покупателя аванса

ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

В апреле 2015 года ООО «Кактус» получило предоплату от контрагента ООО «Ласточка» в размере 236 000 рублей, в том числе НДС 36 000 рублей. Сумма налога исчислена и отражена в книге продаж в I квартале 2015 года.

Полученная сумма является предоплатой за поставку продукции, которая должна быть изготовлена нашей компании для ООО «Ласточка». Однако в связи с тем, что нами осваивалась новая технология производства, продукция была произведена и отгружена контрагенту только в июне 2018 года. Поэтому вычет НДС в размере 36 000 рублей был отражен нашей компанией в книге покупок во II квартале 2018 года.

В данной ситуации трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, не применяется.

Вычет НДС с предоплаты, если ее сумма больше заявленной в договоре

ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.

Мнение арбитров на этот счет разные — есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.

Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.

Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию), в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.

Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.

Ответить можно примерно так:

Ответ на требование № ___________ от __________
о вычете с перечисленного поставщику аванса

ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

В строке 150 раздела 3 сумма вычета составила 36 000 рублей.

В соответствии с пунктом 9 статьи 172 НК РФ, вычет НДС с аванса может быть произведен при выполнении следующих условий:

  • продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
  • между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.

Эти условия применительно к рассматриваемой операции исполняются.

Нашей компанией был перечислен аванс в большем размере, чем предусмотрено договором, поэтому в вычету нами была заявлена большая сумма НДС. В соответствии с пояснениями Минфина, данными в письме от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323, такой порядок вычета не противоречит требованиям закона. Правомерность вычета также подтверждается арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).

Сообщаем также, что с суммы фактически перечисленного нами аванса контрагент исчислил НДС и отразил его в книге продаж и налоговой декларации.

Если один из контрагентов цепочки не уплатил НДС

О том как опасно попасть в цепочку с недобросовестным контрагентом, знают все плательщики НДС. Вместе с тем уже год в Налоговом кодексе существует статья 54.1, в соответствии с которой ФНС не может снять с компании вычет НДС, если она не допустила со своей стороны нарушений.

Вычета могут лишить, если факты в учете и отчетности были искажены умышленно, если сделка заключалась с целью уменьшения налогов и не имела деловой цели или если контрагент существует лишь на бумаге. Но для снятия вычета налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик действовал заодно с недобросовестным контрагентом.

Если налоговики требуют пояснить операцию с таким контрагентом, ответить можно примерно так:

Ответ на требование № ___________ от __________
о проявлении должной осмотрительности
ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

При подготовке сделки с поставщиком ООО Ласточка нашей компанией была проведена проверка в соответствии с разработанным Положением о проверке контрагентов.

В частности, нами были получены от ООО «Ласточка» такие документы:

  • устав;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • копии свидетельств о регистрации, постановки на налоговый учет;
  • приказ о назначении генерального директора;
  • справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

В течение года наша компания несколько раз проводила сверку расчетов с ООО «Ласточка».

Таким образом, считаем, что нами была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента. Соответственно, применение вычетов НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Ласточка», считаем правомерным.

Ошибка в счете-фактуре

Иногда налоговые органы присылают требования, связанные с неточностями и ошибками в счетах-фактурах. Нужно помнить, что вычет по таким счетам-фактурам заявлять можно, если ошибки не препятствуют идентифицировать:

  • продавца или покупателя;
  • наименование товара, услуги;
  • стоимость;
  • ставку либо сумму НДС.

Тем не менее на практике налоговые органы часто в таком случае требуют представить «уточненку» по НДС. Даже если это касается технических ошибок, например, в дате или номере счета-фактуры. Если налогоплательщик не подает уточненную декларацию, его приглашают в инспекцию для дачи пояснений. Хотя, по мнению арбитров, в данном случае достаточно представить пояснение по ТКС и указать корректные данные. Такой вывод подтверждается, например, в Постановлении АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016.

Пояснение в таком случае может выглядеть так:

Ответ на требование № ___________ от __________
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счета-фактуры

ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

Нашей компанией была допущена ошибка в номере счета-фактуры от 06.06.2018, выставленного в адрес ООО «Ласточка» на сумму 236 000 рублей. Правильный номер счета фактуры — «14».

Вместе с тем сообщаем, что ошибка в номере счета-фактуры не привела к невозможности идентификации необходимых параметров сделки и занижению налоговых обязательств по НДС (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

Представляем скан-копию счета-фактуры, по которому во II квартале 2018 года нами был заявлен вычет. Также сообщаем, что контрагент ООО «Ласточка» отразил указанный счет-фактуру в книге продаж за II квартал.

На основании этого считаем, что наша компания исполнила требование налогового органа. Считаем, что подавать уточненную налоговую декларацию по НДС необходимости нет.

Читайте также: