Переход на ндс узбекистан

Опубликовано: 03.05.2024

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. C 1 октября 2019 года субъекты предпринимательства – импортеры товаров признаются плательщиками НДС независимо от размера выручки от реализации товаров, работ и услуг. Это предусмотрено указом президента "О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот".

При реализации этой нормы возникло много вопросов. По просьбе buxgalter.uz на них ответил заместитель министра финансов Дильшод Султанов.

– Импортер товаров – это лицо, ввозящее с целью перепродажи материальные ценности из-за рубежа. Если Вы согласны с этим определением, то хозсубъект, импортирующий материальные ценности для собственных нужд, не попадает под требования указа президента?

– В трактовке терминов надо исходить из действующего законодательства. Главный документ, который регулирует вопросы экспорта-импорта, – это Таможенный кодекс.

А там в статье 13 четко сказано: "Товаром является любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу". Поэтому речь идет обо всех ценностях, которые импортируются в Узбекистан. Назначение ценностей – для собственного потребления или продажи – значения не имеет. Будет ли это товар для перепродажи или основное средство для себя – на НДС перейти придется.

– Значит ли это, что предприятие, разово импортировавшее сырье для собственных производственных нужд даже в незначительном количестве, скажем на 50–100 долларов, тоже должно перейти на уплату НДС?

– Да, количественных критериев указ не содержит. Но ситуация, описанная в вопросе, выглядит гипотетической. Никто из-за таких маленьких объемов связываться с импортом не будет. Есть специализированные фирмы, которые поставят любое количество товара.

– Имеет ли значение, когда заключен импортный контракт? Например, он заключен в декабре 2018 года, а товар поставлен в апреле 2019 года. Должен ли в этой ситуации импортер переходить на уплату НДС?

– Нет, не должен. Нужно разделить импортеров на две группы. Первая – субъекты, у которых уже были импортные сделки в этом году. Для них во внимание надо принимать не дату заключения импортного контракта, а дату пересечения товаром таможенной границы Узбекистана. При этом учтите, что норма начинает работать с 1 октября 2019 года. Поэтому даже если вы растаможили товар 30 сентября, на вас она не распространяется. Импортер обязан перейти на уплату НДС, только если он импортировал товары после 1 октября.

Вторая группа – субъекты предпринимательства, импортирующие товары после 1 октября, в том числе впервые. Если они неплательщики НДС, то обязаны встать на учет в качестве плательщиков налога с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения импортного контракта. То есть, например, предприниматель заключил импортный контракт 29 ноября 2019 года. Плательщиком НДС он станет с 1 декабря.

– Вправе ли хозсубъект при переходе на НДС сохранить уплату ЕНП до достижения объема выручки в 1 млрд сум? Или речь идет о его переходе на уплату общеустановленных налогов?

– Согласно действующему Налоговому кодексу он вправе уплачивать НДС, сохраняя при этом право выбора между упрощенной и общеустановленной системами налогообложения. При этом он снижает сумму ЕНП на сумму уплаченного НДС, но не более 50 %.

– Вправе ли импортер, выручка которого не превысила 3 млрд сум, уплачивать упрощенный НДС?

– Да, вправе. Это предусмотрено главой 40-1 НК. Только думаю, что упрощенный порядок исчисления и уплаты НДС невыгоден импортерам. Они не смогут зачесть уплаченный при растаможке налог, и их товар станет дороже и для них самих, и покупателей.

– Ситуация из практики. Узбекская компания – плательщик ЕНП – по договору подряда оказывает строительные услуги иностранной компании. В рамках договора подрядчик делает и таможенную очистку материалов, пришедших в адрес заказчика. В договоре импорта, заключенного заказчиком, подрядчик выступает в качестве грузополучателя. Затраты по таможенным платежам возмещаются заказчиком подрядчику по отдельному инвойсу. Является ли узбекская компания импортером?

– Нет, в этой ситуации импортером является иностранная компания. В ГТД в графе 8. Импортер/грузополучатель будет указан:

– грузополучатель – предприятие, производящее таможенную очистку;

Таможенный кодекс не запрещает уплату другим лицом (не импортером) таможенных платежей. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить за плательщика таможенные платежи (ст. 295 ТамК).

Уплаченный узбекским предприятием НДС не будет им взят в зачет, т.к. он должен быть возмещен заказчиком.

– Зависит ли применение требования о переходе на НДС от организационно-правовой формы ведения бизнеса или вида деятельности?

– Нет, не зависит. Не имеет значения, ни кем является импортер – юрлицом или индивидуальным предпринимателем, ни вид его деятельности. Например, возьмем сельхозпроизводителя, плательщика единого земельного налога. Он не имеет 50 га и не имеет выручку более 1 млрд сум, но импортировал для собственных нужд семена или основное средство. Он обязан будет после заключении импортного контракта встать на учет в качестве плательщика НДС.

– И последний вопрос. Что должен сделать импортер для перехода на НДС?

– Он должен зарегистрироваться в качестве плательщика налога. Для этого ему необходимо предоставить соответствующее заявление через персональный кабинет налогоплательщика, либо в "Окно консультационного обслуживания" при органах государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика.

Напомню, что непрохождение регистрации в качестве плательщика НДС и несвоевременное представление расчетов по данному налогу влечет:

– приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках;

– наложение штрафа от одного до трех минимальных размеров заработной платы (223,0 – 669,0 тыс. сум.);

– иную ответственность, предусмотренную законодательством за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей;

– отсутствие права на зачет у его покупателей.

Министерство финансов и Государственный налоговый комитет обобщили ответы на основные вопросы, поступающие от налогоплательщиков.


Как ранее писал Spot, в 2020 году в Узбекистане сильно изменились налоги. В связи с этим Министерство финансов и Государственный налоговый комитет опубликовали совместное письмо, в котором обобщили ответы на основные вопросы, поступающие от налогоплательщиков.

Переход на уплату налога с оборота либо налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль

Плательщики единого налогового платежа и НДС на добровольной основе в 2019 году, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, вправе с 1 января 2020 года:

  • а) платить налог с оборота;
  • б) отказаться от налога с оборота и перейти на уплату налога на прибыль и продолжить уплачивать НДС.

Для отказа с 1 января 2020 года от уплаты налога с оборота и перехода на уплату налога на прибыль и НДС налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота и он исключается из реестра плательщиков НДС с 1 января 2020 года.

При этом, принимая во внимание, что налоговым периодом является месяц, взамен всех счетов-фактур, выставленных покупателям в январе 2020 года, необходимо выставить корректировочные счета-фактуры («Без НДС») и довести их до получателей товаров (услуг) для последующей корректировки ими зачета. В данном случае финансовые санкции не применяются.

Плательщики единого налогового платежа и НДС на добровольной основе в 2019 году, при отказе от применения с 1 января 2020 года налога с оборота, сохраняют регистрационный код плательщика НДС.

Плательщики единого налогового платежа в 2019 году, совокупный доход которых по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, при выборе уплаты налога с оборота с 1 января 2020 года, уведомление об этом в налоговые органы не представляют.

Налогоплательщики, перешедшие с 1 января 2019 года либо ранее на уплату НДС и налога на прибыль, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, при переходе с 1 января 2020 года на уплату налога с оборота, в срок до 1 февраля 2020 года представляют в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

При этом налогоплательщики, отказавшиеся в 2019 году от уплаты единого налогового платежа и чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, вправе перейти на уплату налога с оборота с 1 января 2021 года.

Для этого, в срок до 20 декабря 2020 года необходимо представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Юридические лица, перешедшие на уплату НДС в 2019 году в связи с осуществлением импорта товаров наряду с уплатой единого налогового платежа, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, с 1 января 2020 года вправе перейти на уплату налога с оборота, если у них отсутствует импортный контракт на поставку товаров и (или) ввоз товаров в 2020 году, или выбрать уплату НДС и налога на прибыль.

Для отказа с 1 января 2020 года от уплаты налога с оборота и перехода на уплату НДС и налога на прибыль налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота.

В аналогичном порядке, индивидуальные предприниматели, осуществляющие уплату НДС наряду с уплатой налогов по упрощенной системе налогообложения, вправе отказаться от уплаты НДС, если у них отсутствует импортный контракт на поставку товаров и (или) ввоз товаров в 2020 году, и совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов.

По налогу на добавленную стоимость

Зачет НДС по транспортным средствам.

Налогоплательщики, перешедшие в 2019 году либо ранее на уплату НДС и принявшие частично (с учетом разбивки на 12 месяцев) к зачету сумму НДС по приобретенным в 2019 году транспортным средствам, в том числе которые не связаны с осуществляемым видом деятельности, оставшуюся сумму НДС с 1 января 2020 года вправе полностью отнести к зачету.

При этом налогоплательщики, переходящие после 1 января 2020 года с налога с оборота на уплату НДС и налога на прибыль, сумму НДС по приобретенным транспортным средствам, которые не связаны с осуществляемым видом деятельности, к зачету не относят.

По налогу на имущество и земельному налогу юридических лиц

В соответствии со статьей 412 Налогового кодекса налоговой базой по полностью амортизированным зданиям является их переоцененная (рыночная) стоимость, определяемая не реже одного раза в три года.

До 10 января 2020 года налогоплательщики заполняют справку о сумме налога на имущество за текущий налоговый период по всем объектам налогообложения, включая по полностью амортизированным зданиям.

Стоимость полностью амортизированных зданий можно определить одним из следующих способов:

  • по имеющимся у налогоплательщика данным оценочных организаций (например, предприятие получало кредит и у него есть такая оценка);
  • самостоятельно, на основе стоимости аналогичных объектов — по данным сайтов недвижимости, средств массовой информации, биржи недвижимости

Самостоятельно проведенная оценка может оказаться заниженной или завышенной по сравнению с рыночной стоимостью объекта. В связи с этим налогоплательщик вправе воспользоваться услугами оценочных организаций.

Если оценка, проведенная организацией, имеющей лицензию на осуществление оценочной деятельности, будет отличаться от расчетов налогоплательщика, то налогоплательщик вправе представить уточненную справку о сумме налога за 2020 год.

Так, при снижении рыночной стоимости по сравнению с расчетной налог должен быть пересчитан в сторону уменьшения. При увеличении — налог возрастет, но при предоставлении уточненной справки до 1 апреля текущего года и доплате авансового платежа пеня начисляться не будет.

При увеличении в течение 2020 года предполагаемой налоговой базы (то есть с появлением новых объектов налогообложения, полностью амортизированных зданий) налогоплательщик вправе представить уточненную справку о сумме налога.

При этом авансовые платежи за оставшуюся часть налогового периода корректируются на сумму изменения налога равными долями.

В Налоговом кодексе предусмотрено, что железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а также земельные участки, занятые этими объектами подлежат налогообложению налогом на имущество (по ставке 0,2 процента) и земельным налогом (применяется коэффициент 0,1 к налоговым ставкам).

Указанная норма вступает в силу с 1 апреля 2020 года.

Налогоплательщики, представившие до 10 января текущего года справку о сумме налога на имущество за текущий налоговый период и (или) налоговую отчетность по земельному налогу в части земель несельскохозяйственного назначения без отражения в них вышеперечисленных объектов, вправе представить уточненную справку о сумме налога на имущество и (или) уточненную налоговую отчетность по земельному налогу до 10 апреля 2020 года без начисления пени.

При этом авансовые платежи по налогу на имущество и сумма земельного налога за оставшуюся часть налогового периода корректируются на сумму изменения по каждому налогу.

Согласно статье 82 Налогового кодекса крупные налогоплательщики, независимо от местонахождения, представляют налоговую отчетность в Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам.

При этом налогоплательщики, не относящиеся к категории крупных налогоплательщиков, представляют:

  • налоговую отчетность по налогу на имущество в налоговый орган по месту налогового учета один раз в год в срок представления годовой финансовой отчетности. Если недвижимое имущество (за исключением железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач), находится не по месту налогового учета налогоплательщика, налоговая отчетность представляется в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества (статья 417 Налогового кодекса);
  • налоговую отчетность по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (статья 431 Налогового кодекса):
  • по землям несельскохозяйственного назначения — до 10 января текущего налогового периода;
  • по землям сельскохозяйственного назначения — до 1 мая текущего налогового периода.

По переходу сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота

С 1 января 2020 года отменен единый земельный налог, в связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители переводятся на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота (если совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов и площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий составляет менее 50 га).

Сельскохозяйственные товаропроизводители, являвшиеся в 2019 году плательщиками единого земельного налога и НДС, в связи с превышением порогового размера совокупного дохода в размере 1 млрд сумов или площади орошаемых сельскохозяйственных угодий в размере 50 га либо осуществляющие производство хлопка-сырца, с 1 января 2020 года уплачивают НДС, налог на прибыль и другие налоги, предусмотренные для юридических лиц в соответствии с Налоговым кодексом.

При этом сельскохозяйственные товаропроизводители, являвшиеся плательщиками единого земельного налога, в том числе перешедшие на уплату НДС на добровольной основе при не превышении по итогам 2019 года порогового значения совокупного дохода в размере 1 млрд сумов или площади орошаемых сельскохозяйственных угодий в размере 50 гектаров, с 1 января 2020 года вправе перейти на уплату налога с оборота или НДС и налога на прибыль.

Для перехода на уплату НДС и налога на прибыль налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота.

С 1 января 2020 года отменен упрощенный порядок расчета НДС (УНДС).

УНДС был введен временно в 2019 году для налогоплательщиков, в т.ч. – плательщиков ЕНП, чья валовая выручка за налоговый период не превышала 3 млрд сум. Порядок предусматривал начисление налога по дифференцированным ставкам, зависящим от вида деятельности, без применения механизма зачета.

Порядок постановки на специальный регистрационный учет в качестве плательщика НДС (в т.ч. – порядок перехода с УНДС на НДС), а также отказа от уплаты НДС должен определить ГНК. Но на сегодняшний день такой порядок еще не разработан.

Согласно устной информации, полученной экспертами "Нормы" из Минфина, плательщики УНДС, намеренные и в дальнейшем уплачивать НДС, становятся его плательщиками автоматически. Уведомлять об этом налоговые органы – не нужно.

Если в 2019 году вы уплачивали УНДС добровольно, являясь плательщиком ЕНП, с 1 января 2020 года перейдите на уплату налога на прибыль и НДС. При соблюдении предельной величины совокупного дохода в 1 млрд сум. за 2019 год вы вправе остаться на уплате налога с оборота, но без уплаты НДС. Чтобы отказаться от уплаты НДС с 1 января 2020 года, уведомите об этом налоговые органы до 1 февраля 2020 года.

Если в 2019 году вы уплачивали общеустановленные налоги, включая УНДС, с 1 января 2020 года вы автоматически становитесь плательщиком НДС.

Как зачесть НДС по остаткам ТМЦ

Переходя с УНДС на уплату НДС с 1 января 2020 года, отнесите в зачет суммы НДС по:

  • остаткам ТМЗ, приобретенных с НДС в 2019 году, т.е. – за последние 12 месяцев;
  • долгосрочным активам, приобретенным с НДС в 2019 году.

Напоминаем: к ТМЗ относятся:

  • сырье и материалы;
  • покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
  • топливо;
  • тара и тарные материалы;
  • запчасти;
  • инвентарь и хозпринадлежности;
  • прочие материалы;
  • готовая продукция;
  • товары;
  • незавершенное производство в виде не законченных обработкой и сборкой деталей, узлов, изделий и незаконченных технологических процессов;
  • молодняк и взрослые животные, находящиеся на откорме и нагуле; птицы; семьи пчел; взрослый скот, выбракованный из основного стада для реализации (без постановки на откорм); скот, принятый со стороны для реализации.

Под долгосрочными активами следует понимать:

  • основные средства, в т.ч. полученные по договору финансовой аренды;
  • нематериальные активы;
  • оборудование к установке;
  • капитальные вложения, в т.ч. – объекты незавершенного строительства.

При отнесении в зачет НДС по остаткам готовой продукции учтите товары и услуги, приобретенные с НДС в 2019 году и включенные в себестоимость этой продукции.

При отнесении в зачет НДС по объекту незавершенного строительства учтите товары и услуги, приобретенные с НДС в 2019 году и включенные в балансовую стоимость этого объекта.

При отнесении в зачет НДС по долгосрочным активам учитывайте их балансовую (остаточную) стоимость без учета переоценки.

Предприятие, уплачивавшее в 2019 году УНДС, с 2020 года становится плательщиком НДС. На 1 января 2020 года на его балансе числятся:
• материалы и товары, приобретенные с НДС, на 100 млн сум. Из них за последние 12 месяцев, т.е. с 1 января по 31 декабря 2019 года, приобретены материалы и товары на 80 млн сум., в т.ч. – с учетом НДС по ставкам: 20% – 23,4 млн сум.; 15% – 46 млн сум.; 6% – 10,6 млн сум.;
• готовая продукция себестоимостью 100 млн сум. Товары и услуги, приобретенные в 2019 году и включенные в себестоимость, составляют 80 млн сум., в т.ч. – с учетом НДС по ставкам: 20% – 29,4 млн сум.; 15% – 50,6 млн сум.;
• производственное оборудование, приобретенное с НДС, с остаточной стоимостью 200 млн сум. Из них остаточная стоимость оборудования, приобретенного в 2019 году с учетом 20% НДС, составляет 50 млн сум.;
• объект незавершенного строительства стоимостью 300 млн сум., в т.ч. – товары и услуги, включенные в эту стоимость и приобретенные с 20% НДС в 2019 году, на сумму 150 млн сум. На 1 января 2020 года предприятие вправе отнести в зачет следующие суммы НДС по остаткам ТМЗ и долгосрочным активам:
• по приобретенным материалам и товарам – 10,5 млн сум. (23,4 : 120 х 20 + 46 : 115 х 15 + 10,6 : 106 х 6);
• по товарам и услугам, включенным в себестоимость готовой продукции, – 11,5 млн сум. (29,4 : 120 х 20 + 50,6 : 115 х 15);
• по оборудованию – 8,3 млн сум. (50 : 120 х 20);
• по товарам и услугам, включенным в стоимость объекта незавершенного строительства, – 25 млн сум. (150 : 120 х 20).
В бухучете отнесение в зачет суммы НДС, приходящейся на остатки ТМЗ и долгосрочные активы по состоянию на 1 января 2020 года, отражается следующим образом:

Содержание
хозяйственной операции

Сумма,
млн сум.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Отнесена в зачет сумма НДС, приходящаяся на остатки ТМЗ и включенная ранее в их себестоимость
(10,5 + 11,5)

Отнесена в зачет сумма НДС по основным средствам (оборудованию), приобретенным в 2019 году, включенная ранее в их первоначальную стоимость

Отнесена в зачет сумма НДС по товарам и услугам, приобретенным в 2019 году, включенная ранее в стоимость объекта незавершенного строительства

Принимая к зачету суммы НДС по остаткам ТМЗ и долгосрочным активам, убедитесь, что соблюдены следующие условия:

  • ТМЗ и долгосрочные активы должны использоваться в облагаемой НДС предпринимательской деятельности, в т.ч. – по нулевой ставке;
  • имеется счет-фактура или другой представленный поставщиком и подтверждающий приобретение документ, в котором выделена сумма НДС;
  • поставщик зарегистрирован в качестве плательщика НДС;
  • по импортированному товару НДС уплачен в бюджет;
  • по связанным с приобретением услугам, оказанным иностранными лицами, НДС уплачен в бюджет.

Учтите также, что в следующих случаях НДС, уплаченный при приобретении (ввозе), не подлежит зачету:

  • если ТМЗ приобретены для строительства, модернизации, реконструкции, технического перевооружения и ремонта основных средств, объектов недвижимости, используемых в необлагаемой деятельности;
  • если приобретенные ТМЗ будут использованы на представительские расходы;
  • если ТМЗ, услуги и долгосрочные активы получены безвозмездно. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законодательством вы обязаны были уплатить по ним НДС. Например, – при безвозмездном получении товаров по импорту или услуг от иностранного юрлица, местом реализации которых является Узбекистан;
  • если ТМЗ приобретены для ваших собственных нужд, расходы на которые не вычитаются при расчете налога на прибыль.

Также не подлежит зачету НДС по следующим ТМЗ и долгосрочным активам, если их приобретение или ввоз не связаны с осуществляемым видом деятельности:

  • легковым автомобилям, мотоциклам, вертолетам, моторным лодкам, самолетам, а также иным видам моторных средств и топливу для них;
  • алкогольной и табачной продукции.

Ирина АХМЕТОВА,
эксперт «Нормы»

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. C 1 октября 2019 года субъекты предпринимательства – импортеры товаров признаются плательщиками НДС независимо от размера выручки от реализации товаров, работ и услуг. Это предусмотрено указом президента "О мерах по дальнейшему упорядочению предоставления налоговых и таможенных льгот".

При реализации этой нормы возникло много вопросов. По просьбе buxgalter.uz на них ответил заместитель министра финансов Дильшод Султанов.

– Импортер товаров – это лицо, ввозящее с целью перепродажи материальные ценности из-за рубежа. Если Вы согласны с этим определением, то хозсубъект, импортирующий материальные ценности для собственных нужд, не попадает под требования указа президента?

– В трактовке терминов надо исходить из действующего законодательства. Главный документ, который регулирует вопросы экспорта-импорта, – это Таможенный кодекс.

А там в статье 13 четко сказано: "Товаром является любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу". Поэтому речь идет обо всех ценностях, которые импортируются в Узбекистан. Назначение ценностей – для собственного потребления или продажи – значения не имеет. Будет ли это товар для перепродажи или основное средство для себя – на НДС перейти придется.

– Значит ли это, что предприятие, разово импортировавшее сырье для собственных производственных нужд даже в незначительном количестве, скажем на 50–100 долларов, тоже должно перейти на уплату НДС?

– Да, количественных критериев указ не содержит. Но ситуация, описанная в вопросе, выглядит гипотетической. Никто из-за таких маленьких объемов связываться с импортом не будет. Есть специализированные фирмы, которые поставят любое количество товара.

– Имеет ли значение, когда заключен импортный контракт? Например, он заключен в декабре 2018 года, а товар поставлен в апреле 2019 года. Должен ли в этой ситуации импортер переходить на уплату НДС?

– Нет, не должен. Нужно разделить импортеров на две группы. Первая – субъекты, у которых уже были импортные сделки в этом году. Для них во внимание надо принимать не дату заключения импортного контракта, а дату пересечения товаром таможенной границы Узбекистана. При этом учтите, что норма начинает работать с 1 октября 2019 года. Поэтому даже если вы растаможили товар 30 сентября, на вас она не распространяется. Импортер обязан перейти на уплату НДС, только если он импортировал товары после 1 октября.

Вторая группа – субъекты предпринимательства, импортирующие товары после 1 октября, в том числе впервые. Если они неплательщики НДС, то обязаны встать на учет в качестве плательщиков налога с 1-го числа месяца, следующего за месяцем заключения импортного контракта. То есть, например, предприниматель заключил импортный контракт 29 ноября 2019 года. Плательщиком НДС он станет с 1 декабря.

– Вправе ли хозсубъект при переходе на НДС сохранить уплату ЕНП до достижения объема выручки в 1 млрд сум? Или речь идет о его переходе на уплату общеустановленных налогов?

– Согласно действующему Налоговому кодексу он вправе уплачивать НДС, сохраняя при этом право выбора между упрощенной и общеустановленной системами налогообложения. При этом он снижает сумму ЕНП на сумму уплаченного НДС, но не более 50 %.

– Вправе ли импортер, выручка которого не превысила 3 млрд сум, уплачивать упрощенный НДС?

– Да, вправе. Это предусмотрено главой 40-1 НК. Только думаю, что упрощенный порядок исчисления и уплаты НДС невыгоден импортерам. Они не смогут зачесть уплаченный при растаможке налог, и их товар станет дороже и для них самих, и покупателей.

– Ситуация из практики. Узбекская компания – плательщик ЕНП – по договору подряда оказывает строительные услуги иностранной компании. В рамках договора подрядчик делает и таможенную очистку материалов, пришедших в адрес заказчика. В договоре импорта, заключенного заказчиком, подрядчик выступает в качестве грузополучателя. Затраты по таможенным платежам возмещаются заказчиком подрядчику по отдельному инвойсу. Является ли узбекская компания импортером?

– Нет, в этой ситуации импортером является иностранная компания. В ГТД в графе 8. Импортер/грузополучатель будет указан:

– грузополучатель – предприятие, производящее таможенную очистку;

Таможенный кодекс не запрещает уплату другим лицом (не импортером) таможенных платежей. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить за плательщика таможенные платежи (ст. 295 ТамК).

Уплаченный узбекским предприятием НДС не будет им взят в зачет, т.к. он должен быть возмещен заказчиком.

– Зависит ли применение требования о переходе на НДС от организационно-правовой формы ведения бизнеса или вида деятельности?

– Нет, не зависит. Не имеет значения, ни кем является импортер – юрлицом или индивидуальным предпринимателем, ни вид его деятельности. Например, возьмем сельхозпроизводителя, плательщика единого земельного налога. Он не имеет 50 га и не имеет выручку более 1 млрд сум, но импортировал для собственных нужд семена или основное средство. Он обязан будет после заключении импортного контракта встать на учет в качестве плательщика НДС.

– И последний вопрос. Что должен сделать импортер для перехода на НДС?

– Он должен зарегистрироваться в качестве плательщика налога. Для этого ему необходимо предоставить соответствующее заявление через персональный кабинет налогоплательщика, либо в "Окно консультационного обслуживания" при органах государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика.

Напомню, что непрохождение регистрации в качестве плательщика НДС и несвоевременное представление расчетов по данному налогу влечет:

– приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках;

– наложение штрафа от одного до трех минимальных размеров заработной платы (223,0 – 669,0 тыс. сум.);

– иную ответственность, предусмотренную законодательством за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей;

– отсутствие права на зачет у его покупателей.

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

Читайте также: