Перечень услуг в сфере культуры освобождение от ндс в рб

Опубликовано: 29.04.2024

Зарегистрировано в НРПА РБ 6 апреля 2006 г. N 1/7411

1. Утвердить прилагаемый перечень услуг в сфере культуры и искусства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

2. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2006 г.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА, ОБОРОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Проведение театральных и цирковых представлений, концертов, иных театрально-зрелищных мероприятий, фестивалей, творческих конкурсов государственными организациями, закрытыми акционерными обществами "Второй национальный телеканал", "Столичное телевидение" и организациями культуры Федерации профсоюзов Беларуси

Предоставление государственными организациями, закрытыми акционерными обществами "Второй национальный телеканал", "Столичное телевидение" и организациями культуры Федерации профсоюзов Беларуси информации о проводимых театрально-зрелищных и культурно-просветительных мероприятиях путем распространения специализированной печатной продукции (программ на спектакли и концерты, буклетов)

Услуги государственных организаций, закрытых акционерных обществ "Второй национальный телеканал", "Столичное телевидение" и организаций культуры Федерации профсоюзов Беларуси по распространению входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных и культурно-просветительных мероприятий

Услуги государственных учреждений "Дворец Республики" и "Республиканский культурно-просветительный центр" Управления делами Президента Республики Беларусь по организации и проведению концертных программ, обеспечению участия коллективов и исполнителей в концертах и иных мероприятиях

Услуги иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, по обеспечению выступлений коллективов и исполнителей (с оплатой их гонораров) в концертах и иных мероприятиях по договорам возмездного оказания услуг, а также на основе договоров комиссии, поручения и иных гражданско-правовых договоров, оказываемые государственным организациям, закрытым акционерным обществам "Второй национальный телеканал", "Столичное телевидение" и организациям культуры Федерации профсоюзов Беларуси

Услуги по демонстрации кино- и видеофильмов

Услуги по тиражированию и прокату кино- и видеофильмов для населения

Услуги музеев, музеев-заповедников, выставочных организаций в сфере культуры (картинных, художественных галерей и галерей искусств, выставочных залов, панорам) для посетителей:

посещение музеев, музеев-заповедников, картинных, художественных галерей и галерей искусств, выставочных залов, панорам;

проведение выставок из личных собраний коллекционеров, тематических выставок книг и художественных произведений, картин художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, народного творчества, членов любительских клубов и студий, фотовыставок, выставок филателистов, филокартистов, нумизматов;

организация ярмарок народного творчества;

проведение музейно-педагогических занятий с использованием музейных предметов и музейных коллекций;

изготовление копий (реплик) с музейных предметов;

проведение консультаций и экспертиз по атрибуции и оценке предметов, имеющих историческую и культурную ценность (кроме предметов, содержащих драгоценные металлы и камни);

прочие услуги для посетителей в соответствии с основными задачами музеев, музеев-заповедников, картинных, художественных галерей и галерей искусств, выставочных залов, панорам, связанными с выявлением, комплектованием, учетом, сохранением, изучением и популяризацией культурных ценностей и (или) уникальных природных объектов

Посещение населением парков культуры и отдыха, природных заповедников, национальных парков, ботанических садов, зоопарков

Услуги государственных организаций, а также клубных учреждений , музеев, музеев-заповедников, выставочных организаций в сфере культуры (картинных, художественных галерей и галерей искусств, выставочных залов, панорам), библиотек, парков культуры и отдыха, организаций кинематографии независимо от форм собственности по осуществлению культурно-просветительной работы среди населения:

организация и проведение танцевальных вечеров, дискотек, вечеров отдыха, утренников для детей, встреч с деятелями литературы, науки и культуры, викторин, лекториев, массовых праздников и торжеств, гражданских и семейных обрядов, образовательных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий, программ и представлений, кинолекториев, киноклубов, дней и недель кино;

обучение в школах, кружках, студиях;

разработка сценариев и постановочная работа по заявкам населения;

предоставление оркестров, ансамблей, любительских художественных коллективов и исполнителей для музыкального оформления семейных праздников и торжеств;

предоставление игровых комнат для детей на время проведения мероприятий для взрослых

Под клубным учреждением понимается организация культуры, созданная в соответствии с законодательством в форме учреждения для осуществления просветительских, воспитательных и развлекательных функций некоммерческого характера в области культуры путем создания физическим лицам благоприятных условий для занятия народным и художественным творчеством, удовлетворения их познавательных потребностей, а также потребностей в самообразовании, духовном и физическом развитии, межличностном общении и отдыхе и финансируемая собственником полностью или частично.

Услуги библиотек населению:

поиск информации в базах данных по запросам пользователей;

составление библиографических списков и справок по запросам читателей;

составление каталогов книг, периодических изданий, рукописей, архивных документов, художественных коллекций;

изготовление копий документов из фондов библиотек;

переводы с иностранных языков и на иностранные языки;

доставка книг пользователям библиотек на дом и к месту работы;

письменное информирование пользователей о поступлении в фонды библиотек интересующих их изданий;

просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей из фондов библиотек в читальном зале;

прочие услуги населению в соответствии с основными задачами библиотек, связанными с библиотечным, информационным и справочно-библиографическим обслуживанием пользователей

Услуги по обучению детей и подростков в детских художественных, хореографических и театральных школах, школах искусств

Услуги детских аттракционов

Услуги по производству и трансляции телерадиопрограмм и киновидеопродукции, оказываемые по заказам государственных организаций, закрытых акционерных обществ "Второй национальный телеканал", "Столичное телевидение"

Освобождение от налогообложения НДС организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. К ним относятся услуги:

- по предоставлению напрокат предметов, используемых в сфере культуры и искусства (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- по изготовлению копий документов на различных носителях (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ), используемых в учебных целях, в сфере культуры и искусства;

- по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

- по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

- по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

- по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства (см. также письма ФНС России от 22.05.2014 N ГД-4-3/9950@, Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-08/11698);

- по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства;

- по распространению билетов и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

- реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Ранее формулировка этого подпункта содержала термин "учреждения", из чего налоговые органы делали вывод о том, что льгота распространяется только на учреждения культуры и искусства, то есть на некоммерческие образования. Далее формулировка была изменена Федеральными законами от 18.07.2011 N 235-ФЗ и от 21.11.2011 N 330-ФЗ: сначала термин "учреждения" был заменен на словосочетание "некоммерческие организации", а потом было убрано и слово "некоммерческие". В письме Минфина России от 17.02.2012 N 03-07-15/18 разъяснено, что с 1 октября 2011 года от налогообложения НДС освобождаются поименованные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые как коммерческими, так и некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. Однако и до 1 октября 2011 года в судебной практике споры решались в пользу налогоплательщиков - коммерческих организаций (см. определения ВАС РФ от 18.11.2010 N ВАС-14932/10, от 15.03.2010 N ВАС-2738/10, от 11.03.2010 N ВАС-2736/10). Суды исходили из того, что право на применение налогоплательщиками льготы обусловлено не их организационно-правовой формой, а сферой деятельности и характером оказываемых услуг.

В письме Минфина России от 05.09.2013 N 03-07-07/36541 разъяснено, что услуги по показу концертных программ, оказываемые начиная с 1 октября 2013 года организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе иностранными концертными организациями на территории России, освобождаются от НДС на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Это относится и к театральным постановкам (см. письмо Минфина России от 17.08.2015 N 03-07-08/47399).

По мнению налоговых органов (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100505, от 16.02.2009 N 16-15/013714), подтверждением принадлежности организации к сфере культуры и искусства является присвоение ей соответствующего кода ОКВЭД.

Для применения льготы по реализации входных билетов на культурно-зрелищные мероприятия необходимо:

1) чтобы реализуемые билеты составлялись по форме, утвержденной как бланк строгой отчетности;

2) организация, их реализующая, являлась бы, организацией сферы культуры и искусства, например, библиотекой, музеем, выставкой, парком культуры и отдыха и пр.

Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 (далее - Приказ N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент" и "Экскурсионная путевка". Эти формы должны применяться всеми учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.) (п. 1 Приказа N 257).

Налоговые органы также считают необходимым использование форм, утвержденных Приказом N 257, в целях подтверждения обоснованности применения пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (см. письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013714). Кроме того, ранее специалисты Минфина России (смотрите, например, письма от 23.06.2006 N 03-01-15/5-448, и от 31.03.2005 N 03-04-11/70) поясняли, что установленную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ льготу, можно применять лишь при условии обеспечения учета билетов, как бланков строгой отчетности. Если же организация выдает посетителям входные билеты, не утвержденные в качестве БСО, имеются налоговые риски в части применения льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Обратите внимание, что реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных мероприятий через автоматизированную информационную систему освобождается от налогообложения НДС при условии соблюдения требований к реализованным билетам, установленным вышеуказанными Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, и Приказом N 257 (см. письмо Минфина России от 26.05.2015 N 03-07-07/30183).

Отметим также, что в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, объектом налогообложения НДС не признается. То есть реализация услуг в сфере культуры, оказываемых перечисленными учреждениями на таких условиях, вообще не является объектом обложения НДС.

Беларусь — член Таможенного союза

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Россия и Беларусь входят в Таможенный союз, который предполагает “единую таможенную территорию”. Сделки между российскими и белорусскими контрагентами регулируются следующими документами:

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Беларуси и Правительством Казахстана 25.01.2008 “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе”.
  • Протокол 11.12.2009 “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе”.
  • Протокол 11.12.2009 “Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов”.

Услуги и работы: отличия, примеры

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Соглашение дает формулировки для услуг и работ.

Услуги - это деятельность без материально выраженного результата, который потребляется в процессе самой деятельности. К услугам относится и передача патентов, торговых марок, лицензий, авторских прав. Примеры услуг: аренда помещений, техники и оборудования, консультирование, бухгалтерские и юридические услуги.

Работы - это деятельность с материально выраженным результатом, который можно использовать для удовлетворения потребностей организации или физлиц. Примеры работ: монтаж, строительство, разработка программного обеспечения.

Порядок налогообложения по НДС

Экспорт услуг в Беларусь

Работы и услуги в Таможенном союзе по-особому облагаются НДС. Протокол “О порядке взимания косвенных налогов” устанавливает: НДС взимается в государстве, на территории которого реализуются работы или услуги (кроме переработки давальческого сырья). То есть, НДС регулируется законами той страны, на территории которой оказываются услуги.

Место реализации услуг

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Тогда встает вопрос: как определить место реализации услуг? Если российская компания оказывает услуги белорусской фирме или предпринимателю, то местом оказания услуг признается Беларусь в следующих случаях:

  • услуги или работы связаны с недвижимостью на территории Беларуси (аренда);
  • услуги или работы связаны с транспортом или движимым имуществом на территории Беларуси (техобслуживание, ремонт оборудования или автотранспорта);
  • услуги в сфере образования, культуры и искусства, туризма, спорта и отдыха оказаны на территории Беларуси (обучение сотрудников белорусской компании в Минске);
  • белорусский налогоплательщик работает на территории Беларуси и приобретает у российского партнера любые консультации, получает помощь юриста, аудитора, бухгалтера, инженера, дизайнера, рекламиста, маркетолога, заказывает научные исследования, а также услуги по подбору сотрудников, если они работают по месту деятельности белорусского покупателя.

Во всех этих случаях услуги облагаются “белорусским” НДС.

Важно! Если российская компания оказывает несколько видов услуг, и одни услуги — вспомогательные по отношению к другим, то место оказания вспомогательных услуг равно месту оказания основных услуг. Например, российская фирма сдает в аренду здание на территории Беларуси и нанимает персонал для работы в этом здании.

Документы для подтверждения места оказания услуг

Протокол о работах и услугах приводит список документов, которые подтверждают место реализации услуг или работ:

  • договор на оказание услуг между российским исполнителем и белорусским заказчиком;
  • документы, подтверждающие оказание услуг (справки, счета-фактур, акты приемки-сдачи);
  • другие документы, которые предполагает законодательство Беларуси или России.

Какие налоги платят российская и белорусская сторона

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Между Правительством РФ и Правительством Беларуси заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения 21.04.1995. Ориентируйтесь на его положения.

Налог на прибыль. Доход российской фирмы от экспорта услуг облагается налогом на прибыль. Если у российской компании нет постоянного представительства в Беларуси, то она заплатит налог на прибыль в России. Если такое представительство есть, то доход от оказания услуг облагается налогом на прибыль в Беларуси.

НДС. Ситуация с НДС похожа на ситуацию с налогом на прибыль и зависит от места реализации услуги и наличия представительства в Беларуси у российской фирмы.

Если услуги оказаны на территории России, они облагаются “российским” НДС в обычном порядке. Здесь нужно исчислить, уплатить НДС и отчитаться по налогу.

Если услуги оказаны на территории Беларуси, они вовсе не облагаются “российским” НДС. В этом случае в очередной декларации по НДС покажите прибыль от этой услуги среди необлагаемых доходов. При составлении счета-фактуры для белорусской стороны внесите запись “НДС не облагается”. Внимание! Не указывайте ставку 0% - в данном случае, это ошибка.

Если российский исполнитель не имеет постоянного представительства в Беларуси и не состоит на учете в белорусских налоговых органах, то беспокоиться об НДС ему не нужно — налог заплатит белорусский заказчик.

Если российский исполнитель имеет постоянное представительство в Беларуси и состоит на учете в налоговой службе Беларуси, то он заплатит “белорусский” НДС.

Ведите учет экспорта услуг в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия, если вы работаете на УСН. В сервисе есть учет, зарплата, налоги, отчетность и помощь наших экспертов. Для всех новичков действует бесплатный ознакомительный период — 14 дней.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

Добрый день, дорогие коллеги!

Наше законодательство, как известно, характеризуется большим количеством изменений. И понятно, не всегда есть время следит за изменениями оперативно.

Мы заботимся о ВАС.

мы запускаем серию статей по основным изменениям в законодательстве за 2019 год! Готовимся к закрытию года!

Освежаем в памяти прочитанное, если что-то пропустили — берем на заметку.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС 2019

Объекты налогообложения НДС (ст. 115 НК):

  • отгрузка возвратной тары – новый вид объекта налогообложения, соответственно исключены особенности определения налоговой базы как разница(подп. 1.17 п.1 ст. 115 НК);

Исключения из объектов налогообложения:

  • безвозмездная передача объектов бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (подп. 2.5.5 п.2 ст. 115 НК);
  • передача товаров (работ, услуг), приобретенных за счет нанимателя, членам профсоюза, являющимся работниками (подп. 2.8.2 п.2 ст. 115 НК).

Место реализации товаров (ст. 116 НК):

  • перенесли из общей части НК;
  • конкретизировали порядок определения места реализации при отгрузке товаров по договорам комиссии.

Место реализации работ, услуг, имущественных прав (ст. 117 НК):

  • перенесли из общей части НК;
  • перечень электронных услуг дополнен услугой по организации и (или) проведению азартных игр через Интернет, т.е. если мы покупаем, то платим в Республике Беларусь за нерезидента (подп. 4.13 п. 4 ст. 117 НК).

Освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 118 НК):

  1. Из отдельных Указов перенесены перечни освобождаемых видов работ, услуг:
  • медицинских услуг;
  • ветеринарных мероприятий;
  • услуги, связанные с похоронами;
  • работы, услуги по ведению личного подсобного хозяйства;
  • работы по строительству и ремонту садоводческих товариществ.

2. Особенности применения освобождения от НДС предприятиями инвалидов:

Исключается необходимость наличия сертификата, подтверждающего отнесение товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства.

3. Дополнения по налоговым льготам:

  • освобождение от НДС при реализации гаражей (машино-мест) применяется не только застройщиком, но и заказчиком (подп. 1.36 п. 1 ст. 118 НК);
  • при оказании бытовых услуг освобождение от НДС будет распространяться и на услуги в области фотографии, оказываемые для физических лиц (подп. 1.43 п. 1 ст. 118 НК).

4. Новые льготы:

  • в случае приобретения республиканскими органами государственного управления у нерезидента за счет бюджетных средств (подп. 1.10.3 п. 1 ст. 118 НК);
  • услуги ломбардов освобождаются от НДС (подп. 1.50 п. 1 ст. 118 НК).

Налоговая база НДС (ст. 120 НК):

  • по договорам, в которых сумма обязательств выражена в рублях эквивалентно валюте по курсу, отличному от Нацбанка, а также в которых сумма обязательств выражена в валюте эквивалентно сумме в иной валюте, корректировка налоговой базы осуществляется в зависимости от того, когда подписали ЭЦП ЭСЧФ;
  • в отношении операций по возмещаемым расходам в рамках исполнения договоров аренды либо безвозмездного пользования предусмотрена возможность по таким операциям исчислять НДС. В п.п. 11 и 12 установлен порядок определения налоговой базы;
  • особенности корректировки налоговой базы при приобретении объектов у иностранных организаций: с 01.01.2019 налоговая база при реализации на территории РБ объектов не состоящими на учете иностранными организациями увеличивается на суммы, полученные сверх цены реализации (штрафы, пени, неустойки и т.д.).

Определение момента фактической реализации (далее – МФР) товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 121 НК):

  • при реализации в рознице и общепите по сменам, предусматривающим их завершение на следующий календарный день, МФР определяется как дата открытия смены (п. 3 ст. 121 НК);
  • установлен единый с бухучетом порядок определения МФР при реализации работ, услуг (п. 6 ст. 121 НК);
  • изменен порядок определения дня передачи имущественных прав: теперь это либо последний день месяца, либо день передачи прав (п. 8 ст. 121 НК);
  • при передаче имущества в аренду (лизинг) уточнен порядок определения периода пользования: теперь это последний день каждого месяца, а не периода пользования по договору как было ранее (п.п. 9, 10 ст. 121 НК);
  • конкретизирован порядок определения дня оказания транспортных услуг (п. 16 ст. 121 НК);
  • уточнен порядок признания дня оказания туруслуг, санаторно-курортных услуг, услуг в сфере образования и медицинских услуг.

Ставки НДС (ст. 122 НК):

  • исключены ставки налога 9,09% и 16,67%;
  • ставка НДС в размере 0% в отношении работ по ремонту и ТО большегрузных транспортных средств продлена до 2020 года включительно;
  • расширена сфера применения ставки НДС в размере 10% – теперь такая ставка применяется при ввозе и реализации сельхозпродукции, произведенной на территории ЕАЭС.

Порядок документального подтверждения вывоза за пределы РБ товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов) (ст. 125 НК):

  • применение ставки НДС в размере 0% по давальческим работам: с 2019 года в целях применения ставки НДС в размере 0% исключена обязанность выполнения таких работ только собственными силами, т.е. с указанной даты можно привлекать и подрядчиков. Соответственно, исключена обязанность наличия сертификата об отнесении произведенных работ (услуг) к работам (услугам) собственного производства.

Порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% в отдельных случаях (ст. 126 НК):

  • особенности применения ставки НДС в размере 0% по транспортным услугам: для обоснованности применения нулевой ставки теперь нет необходимости представления в налоговый орган соответствующего реестра. Необходимая информация будет отражаться в ЭСЧФ, который и будет служить основанием для применения ставки 0%. Уточнен порядок определения экспортируемых транспортных услуг, соответственно, не все услуги по транспортной экспедиции будут облагаться по ставке 0% (п.2 ст. 126 НК).

Налоговый и отчетный периоды НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 127 НК):

  • предоставлена возможность уточнения ранее выбранного отчетного периода, но однократно и до 20 февраля текущего года.

Порядок исчисления НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 128 НК):

  • введена формула для исчисления НДС расчетным методом 20/120, а также определены операции, в отношении которых такой порядок применяется (п. 2 ст. 128 НК).

Порядок корректировки оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (исчисленной суммы НДС) в отдельных случаях (ст. 129 НК):

  • корректировка оборотов по реализации не производится не только в случае возврата товара для ремонта, но и в случае такого возврата для замены, в т.ч. в рамках исполнения гарантийных обязательств (п. 1 ст. 129 НК);
  • детально описаны случаи, в каких отчетных периодах должна осуществляться корректировка оборотов по реализации в сторону увеличения либо в сторону уменьшения, в т.ч. в зависимости от даты получения и подписания соответствующего ЭСЧФ ЭЦП.

Сумма НДС, предъявляемая плательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 130 НК):

  • установлен механизм предъявления сумм НДС и выставления ЭСЧФ по требованию покупателя при реализации товаров по розничным ценам, а также при реализации через подотчетных лиц (п. 4 ст. 130 НК).

Электронный счет-фактура (ст. 131 НК):

  • смещен срок выставления ЭСЧФ для плательщиков, работающих по «оплате», – теперь это 10-е число месяца, следующего за месяцем, но который приходится МФР;
  • срок выставления ЭСЧФ в ситуациях, когда счет должен был выставляться в двухдневный срок, увеличен до 3-х дней;
  • установлены сроки выставления ЭСЧФ при ликвидации филиала и реорганизации – до даты ликвидации или реорганизации соответственно. При ликвидации организации – не позднее 10 рабочих дней до дня направления ликвидационного баланса;
  • уточнены случаи, когда ЭСЧФ не выставляется в адрес покупателя, а также порядок выставления ЭСЧФ по «ввозному» НДС;
  • детализирован порядок создания дополнительных ЭСЧФ.

Налоговые вычеты (ст. 132 НК):

  • уточнены основания применения налоговых вычетов по НДС и определены отчетные периоды, в которых суммы налога принимаются к вычету (п.п. 5–9 ст. 132 НК).

Порядок применения налоговых вычетов (ст. 133 НК):

  • уточнен порядок применения налоговых вычетов в отношении возникающих «суммовых» разниц (п. 12 ст. 133 НК);
  • расширен перечень случаев, когда не применяется особый порядок вычета сумм НДС, приходящихся на безвозмездную передачу, – передача имущества при реорганизации, взносы в уставный фонд;
  • уточнен порядок корректировки сумм налоговых вычетов при изменении размера ранее уплаченного «ввозного» НДС с территории государств-членов ЕАЭС (п. 17 ст. 133 НК);
  • уточнен порядок применения ограничения права вычета сумм налога в отношении товаров, по которым произошла порча (утрата) (подп. 24.15 п. 24 ст. 133 НК).

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Вопрос. Отдел культуры райисполкома имеет статус юридического лица и организует на платной основе дискотеки для взрослых и детей, тематические вечера отдыха, занятия в кружках, концертные программы с участием артистов эстрады, киносеансы, курсы игры на музыкальных инструментах. Основной вид деятельности- 92515 «Деятельность учреждений клубного типа». Имеет ли право отдел культуры применять льготу по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость с момента действия Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2011 № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации»?

Ответ. С 01.07.2011 подпунктом 2.4.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2011 № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации» (с учетом изменений и дополнений) (далее - Указ № 145) было установлено, что прибыль организаций культуры, полученная от осуществления культурной деятельности, освобождается от налогообложения налогом на прибыль. Аналогичная норма с 2012 года была включена в положения подпункта 1.13-4 пункта 1 статьи 140 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) и действовала в 2013 году.

Освобождение от налога на добавленную стоимость услуг в сфере культуры установлено подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 94 НК по перечню таких услуг, утвержденных Указом № 145 (далее – Перечень).

Согласно Перечню освобождаются от НДС услуги по организации выступлений коллективов художественного творчества и исполнителей в культурно-зрелищных мероприятиях, по организации концертов (п. 4), услуги по демонстрации фильмов (п. 6), услуги по прокату фильмов (п.7). Льготу по налогу на добавленную стоимость в отношении данных видов услуг имеют право применять любые организации независимо от того, являются ли они организациями культуры.

Освобождение от НДС в отношении оборотов по реализации услуг от оказания на платной основе вечеров отдыха, дискотек могут применять:

- любые субъекты хозяйствования при проведении дискотек на территории парков, заповедников, национальных парков, заказников (п. 13 Перечня);

- организации культуры, независимо от места их проведения (п. 13 Перечня).

Освобождение от НДС в отношении оборотов по реализации услуг от оказания на платной основе по проведению занятий, в том числе в студиях, клубах по интересам, кружках могут применять организации культуры (п. 14 Перечня).

Таким образом, для применения вышеуказанных льгот по налогу на прибыль и ряда вышеуказанных льгот по НДС, юридическое лицо должно быть организацией культуры.

Термин «организация культуры» имеет значение, определенное в Законе Республики Беларусь от 04.06.1991 № 832-XII «Аб культуры ў Рэспублiцы Беларусь» (далее - Закон о культуре). В соответствии со статьей 1 Закона о культуре организация культуры - это юридическое лицо, которое осуществляет в качестве основной деятельности культурную деятельность.

В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 № 65 (далее - ОКЭД), основной вид деятельности - это вид деятельности, который вносит наибольший вклад в показатель, принятый в качестве критерия для определения основного вида деятельности организации (например, объем производства продукции), т.е. вид деятельности, по которому величина этого показателя превосходит его величину по любому другому виду деятельности организации.

Приложением 2 к Указу № 145 в 2011 году определялись виды деятельности, относимые к культурной, в том числе вид 92515 «Деятельность учреждений культуры клубного типа». Однако, Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», с 1 января 2012 г. Приложение 2 к Указу № 145 было исключено.

В то же время, Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 30 (далее –Указ № 30) Указ № 145 дополнен Перечнем видов деятельности, относимых к культурной деятельности (Приложение 3), в который также включен вид деятельности 92515 «Деятельность учреждений культуры клубного типа». Указ № 30 в части Приложения 3 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2012 года.

Таким образом, отдел культуры районного исполнительного комитета является по основному виду деятельности организацией культуры и вправе с 01.07.2011 применять льготы по налогу на прибыль и НДС, предусмотренные для организаций культуры НК и Указом № 145.

Пресс-центр инспекции МНС по Гродненской области, тел. 8 (0152) 72-37-55

Читайте также: