Пдв ндс пноолр являются

Опубликовано: 26.04.2024

Как для разработки, так и для согласования проекта отходов и утверждения лимитов заказчик должен предоставить пакет определенных документов, состоящий из большого объема технологических сведений, справок и расчетов. Начнем с этапа разработки проекта.

  1. В первую очередь необходимо предоставить информацию, касающуюся деятельности и структуры предприятия, включая реквизиты, карту планировки промзоны, копию договора аренды на землю, на которой размещается объект исследования. Также необходимо предоставить справки из налоговой о постановке на учет, копию свидетельства ОГРН.
  2. Необходимо собрать все сведения об образовании отходов производства и потребления на предприятии: сведения об их количестве и месте размещения, временного накопления, копии договоров со сторонними организациями, в которые сдаются некоторые виды отходов и документы, подтверждающие факт их передачи. Сюда же необходимо отнести сбор всей информации по опасным отходам, таким как люминесцентные лампы.
  3. Копии договоров на предоставляемые предприятию услуги, в том числе на водопотребление, водоотведение, электроснабжение и отопление.
  4. Информацию об очистных сооружениях, при наличии таковых на объекте.
  5. При наличии объектов хранения и захоронения отходов собираются сведения о них.
  6. Сведения обо всех объектах, включая социальные, располагающиеся на территории предприятия.
  7. Информацию по всем подразделениям, входящим в структуру предприятия, необходимо предоставить в полном объеме, включая применяемые технологии, описание используемого сырья и получаемой конечной продукции и, соответственно, образующиеся в процессах отходы, а также способы обращения с ними. Если же основной деятельностью объекта являются мероприятия по управлению отходами, принятыми от других природопользователей, то предоставляются сведения о захоронении, обезвреживании, переработке или сбору данных отходов.
  8. Информация должна содержать сведения о местах и сроках хранения отходов, а также о процедурах их удаления.
  9. Еще одним важным этапом сбора информации является компоновка сведений о природоохранных мероприятиях, разработанных в части обращения с отходами (уменьшение их объема, способах вторичного использования и т.п.). При вторичном использовании отходов производства на предприятии необходимо предоставить соответствующий документ, разрешающий подобное их применение.
  10. Кроме того, важным является предоставить информацию о транспорте, используемом на исследуемом объекте, включая справки расхода топлива, информацию о техобслуживании.
  11. При наличии необходимо подготовить предыдущую редакцию паспортов отходов.
  12. Также необходимы справки о расходе ресурсов и сырья. Данные предоставляются как по факту за текущий год, так и планируемые объемы.
  13. В завершении сбора информации исполнитель попросит предоставить предыдущую версию проекта НООРЛ, в случае если производство не является новообразованным и проект не выполняется впервые.
  14. Важный вопрос – выбор ответственного при обращении с отходами. Этот человек должен предварительно пройти обучение по экологической безопасности и обращению с опасными отходами.

Как согласовать ПНООЛР?

Для согласования проекта в территориальном уполномоченном органе и утверждения лимитов отходов необходимы:

  • Заявление от заказчика по утвержденной форме об установлении нормативов отходов и лимитов на их размещение.
  • Документ об уплате госпошлины.
  • Сам проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в бумажном и электронном виде).
  • Копии лицензий на право обращения с отходами (сбор, обезвреживание и т.п.).
  • Копия лицензии на недропользование для захоронения опасных отходов при наличии таковой.
  • Быстро собрать исходные сведения, разработать ПНООЛР и его согласовать, заказать.

Сбор документов для разработки ПНООЛР.

Поскольку объем необходимых данных довольно большой, заказчику рекомендуется произвести их сбор заранее, до начала разработки проекта. Для этого, в крупных компаниях можно обратиться в отдел охраны окружающей среды, ведущий отчетность по всем отходам, образующимся на предприятии. Здесь же можно получить копии договоров со сторонними организациями, занимающимися операциями по обращению с отходами и подтверждающие их передачу документами. Подобные сведения также могут находиться в юридическом отделе предприятия, как и документы, подтверждающие факт аренды подведомственных земель или права на недропользование. Справки о расходе ГСМ, топливно-энергетических ресурсов можно получить в бухгалтерии предприятия, ведущей учет подобных данных. Сведения о технологии производства, оборудовании, используемых материалах чаще всего находятся в техотделе организации. Не лишним будет заранее ознакомить разработчика с предыдущей редакцией ПНООЛР, который позволит ускорить процесс сбора и систематизации информации.


Новая жизнь старых проектов, или Как использовать проекты ПДВ, НДС, НООЛР в рамках новых форм экологического нормирования. Давайте разбираться.

Закончился 2018 г., и вместе с ним ушли в прошлое проекты нормативов предельно допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПДВ, НДС, НООЛР) в привычном для нас виде. На смену им пришли такие документы, как комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР), декларация о воздействии на окружающую среду (далее — декларация), а также множество разных отчетов (без которых экология не была бы экологией).

И хотя документация появилась новая, она во многом схожа со старыми формами экологического нормирования. Как и обычные экологи, которые по привычке тянутся мыслить категориями ПДВ, НДС и НООЛР, чиновники, создающие подзаконные акты по внедрению новой стратегии экологического развития страны, тоже пытаются сохранить привычный порядок вещей.

Многие предприятия поставили свои объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет с присвоением I–IV категорий. Большая часть объектов имеет III и IV категории, соответственно, для них экологическая отчетность и контроль остались в минимальных объемах либо вообще сведены на нет.

Объекты I категории стоят на пороге настоящего новшества в экологии — получения КЭР после внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ). Справочники НДТ для многих отраслей уже готовы, сейчас идет разработка недостающих подзаконных актов.

Для объектов II категориипредусмотрена подача декларации.

Объекты I категории имеют отсрочку в получении КЭР и даже могут до конца 2022 г. (2024 г.) получить разрешительные документы отдельно по каждому виду негативного воздействия, хотя порядок получения таких документов пока тоже не установлен.

Объекты II категории находятся в менее выгодном положении. Если они не захотят внедрять НДТ и получать КЭР на добровольной основе, им придется в срочном порядке подавать декларацию при скором окончании срока действия следующих документов:

• разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

• документ об утверждении НООЛР.

Кроме того, нормативы допустимых выбросов, сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), не рассчитываются для объектов III категории[1]. Следовательно, нормативы для веществ I, II классов опасности как раз таки рассчитываются. Однако до сих пор неясно, в рамках чего будут проводиться эти расчеты и в каком порядке.

Вот выдержка из статьи 22 "Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов" Федерального закона № 7-ФЗ:

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются[2] для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
[…]
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[3].
[…]
11. Нормативы допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[4], превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта.

На сегодняшний день методики и (или) методы расчета нормативов не утверждены. Как быть тем предприятиям, которые уже сейчас должны начать работу над составлением декларации или заявки на получение КЭР? Попробуем найти решение, заглянув в старые проекты ПДВ, НДС, НООЛР.

Статья опубликована в журнале "Справочник эколога" за март 2019 года.

17 мая 2021 14:20

С начала 2021 года вступил в силу важный документ - Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055, определивший требования к разработке проектов предельно допустимых выбросов в атмосферу (проект ПДВ).

Исходя из положений этого документа, проект ПДВ стал обязательным для объектов I-III категорий.

Давайте подробнее разберемся с требованиями, касающимися разработки проектов ПДВ.

Как известно, еще несколько лет назад проект ПДВ являлся обязательной частью экологической документации для всех организаций, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Однако с 01.01.2019 г. вступили в силу требования Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ, и состав документации, разрабатываемый предприятиями, стал напрямую зависеть от присвоенной категории объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).

При этом для предприятий I категории НВОС осталась возможность разрабатывать проект ПДВ и проходить процедуру согласования по классической схеме с получением санитарно-эпидемиологического заключения и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Для IV категории НВОС проект ПДВ стал не нужен, так как для данной категории отсутствуют требования о нормировании выбросов и сбросов.

А вот для предприятий II и III категории НВОС образовался законодательный пробел.

В соответствии с требованиями экологического законодательства предприятия II категории подают в надзорные органы декларацию о воздействии на окружающую среду, в составе которой проводится расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. А для предприятий III категории необходимо лишь рассчитать нормативы выбросов в атмосферу загрязняющих веществ 1 и 2 классов опасности. Про необходимость согласования в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ничего не говорится.

Нужен ли таким предприятиям проект ПДВ?

Многие экологи отвечали на этот вопрос «Конечно нет!». До тех пор, пока не сталкивались с Роспотребнадзором, сотрудники которого при проверках продолжают требовать санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ, руководствуясь требованиями ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». И действительно, формулировки там остались без изменения.

В результате на протяжении последних двух лет уже накопилась целая подборка судебной практики по таким делам и с достаточно неоднозначными результатами.

Но с 01.01.2021 г. вступило в действие новое Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055, которое гармонизировало положения природоохранного и санитарного законодательства и поставило точку в вопросе о том, нужен ли проект ПДВ.

В частности, в п. 9 Положения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 г. № 2055, говорится о том, что в обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС, входит расчет нормативов ПДВ. А п. 10 Положения устанавливает, что нормативы утверждаются лишь при наличии санитарно-эпидемиологического заключения!

Но кто же утверждает нормативы ПДВ для предприятий II и III категории НВОС, если законодательно это не установлено? С точки зрения формальных аспектов, нормативы утверждаются как минимум руководителем предприятия, то есть на уровне юридического лица, и это автоматически запускает необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре.

Что же касается Роспотребнадзора, то получить санитарно-эпидемиологическое заключение в данном ведомстве можно только одним способом: разработав проект ПДВ и получив положительное экспертное заключение органа санитарной экспертизы (например, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»).

Таким образом, конкретизируем требования для каждой из категорий НВОС относительно проекта ПДВ и результатов его согласования:

  • I категория - проект ПДВ необходим, результат согласования - экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключения, нормативы и разрешение на выброс (действуют до момента получения комплексного экологического разрешения);
  • II и III категории - проект ПДВ необходим, результат согласования - экспертное и санитарно-эпидемиологическое заключения;
  • IV категория - проект ПДВ не требуется, согласование не требуется.

При этом интересная ситуация складывается для объектов II категории. Большинство таких предприятий подали в надзорные структуры Декларации о воздействии на окружающую среду, не разработав одновременно проект ПДВ. На данный момент на них распространяется требование о необходимости получения санитарно-эпидемиологического заключения.

Но подать в Роспотребнадзор ранее выполненные в составе декларации расчеты как проект ПДВ уже не получится - с 1 марта 2021 г. вступил в силу СанПиН 1.2.3685-21, определивший новые гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха. То есть как минимум требуется переработка расчётов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а как максимум - переделка всего проекта, в том числе инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, так как данные о технологических процессах, расходах сырья и материалов, результаты инструментальных исследований с высокой долей вероятности устарели.

Также стоит отметить, что с 01.07.2021 г. вступает в действие Приказ Минприроды России от 11.08.2020 г. № 581 г., который устанавливает требования к оформлению проектов ПДВ. Данный приказ не является основанием для корректировки ранее разработанных проектов, но в случае новой разработки проекта целесообразно его учитывать уже сейчас, так как процесс разработки и согласования проектов ПДВ достаточно длительный.

Разработать проект ПДВ в соответствии с последними требованиями поможет группа компаний «Экологический центр» (ГК «ЭКО ЦЕНТР») - надежная инжиниринговая организация, разработавшая проекты ПДВ тысячам предприятий по всей России.

ГК «ЭКО ЦЕНТР» - это:

  • многолетняя практика работы;
  • комплекс испытательных лабораторий;
  • гарантия качественной проектной работы.

Чтобы заказать проект ПДВ в ГК «ЭКО ЦЕНТР», обратитесь в один из территориальных офисов группы компаний или позвоните по единому номеру телефона: 8 (800) 775-50-51.

Стоимость проекта ПДВ - от 25 000 руб. Звоните! Сформируем для Вас оптимальное предложение!

В настоящий момент состав проект ПДВ определяет 1 нормативный документ обязательный к исполнению и 1 документ рекомендательного характера, а именно:

- Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987);

- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов ЗВ в атмосферный воздух 2012 г (ОАО «НИИ Атмосфера»).

Структура и рекомендации по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ для предприятия (В соответствии с «Рекомендациями по оформлению…»)

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей проекта нормативов ПДВ и оформляется в соответствии с Приложением 2.

Ограничительный гриф устанавливается ГВО.

Список исполнителей

В списке исполнителей указываются организации и фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке проекта нормативов ПДВ. Фамилии исполнителей и соисполнителей располагаются столбцом. Слева указываются должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей. Справа от подписи указываются инициалы и фамилии. Возле каждой фамилии в скобках указывается номер подготовленного раздела (подраздела).

Если проект нормативов ПДВ разработан совместно с другими организациями, в список исполнителей включаются вначале данные об исполнителях ГВО, затем данные организаций-соисполнителей.

Аннотация

Текст аннотации должен содержать основные результаты проведенной работы с указанием числа загрязняющих веществ; веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов; источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию; сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат; величину ущерба, наносимого выбросами предприятия.

Содержание

Содержание проекта нормативов ПДВ должно включать наименование всех разделов с указанием номеров страниц. В каждой из частей проекта нормативов ПДВ должно быть свое "Содержание", при этом в первой части помещается содержание всего проекта нормативов ПДВ с указанием приложений.

Введение

Во введении приводят перечень основных директивных документов, на основании которых разработан проект нормативов ПДВ; основание для проведения работ по нормированию выбросов на данном предприятии (приказ, его номер и т.д.); название ГВО и соисполнителей; их почтовые адреса.

Общие сведения о предприятии

В разделе приводятся:

- Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.

- Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (рис. 1 - не приводится).

- Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры), санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов Госкомгидромета СССР (рис. 2 - не приводится).

Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы

В состав раздела входят:

- Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом необходимо учесть наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.

- Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.

- Оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического и пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

- Перспектива развития предприятия по каждому году текущей пятилетки и в целом по последующим пятилеткам - 10 - 20 лет.

При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительство новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкции, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д. Дается ссылка на документ, определяющий перспективу развития, указываются сведения о наличии проекта на реконструкцию, расширение или новое строительство, о согласовании его с органами Госкомгидромета СССР.

– Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, представляют в виде таблицы

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫБРАСЫВАЕМЫХ В АТМОСФЕРУ

Что это такое

Проект НДС (нормативно допустимые сбросы) является важнейшей частью природоохранной документации, которая должна составляться предприятиями, осуществляющими сброс отходов в централизованную канализацию или природные водные объекты. Без него невозможно получить разрешение на осуществление сброса сточных вод предприятием и рассчитать плату за негативное воздействие на экосистему.

Зачем нужен проект НДС?

Проект НДС разрабатывается в целях нормирования объемов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, определения оптимального метода очистки сточных вод и снижения их количества.

Для кого нужен проект НДС

Проект НДС необходим тем предприятиям, которые осуществляют отвод ливневых, хозяйственно-бытовых и производственных вод путем сброса их в виде сточных вод в любой водный объект (озеро, реку, ручей, водохранилище, море). И это не только действующие предприятия, но и предприятия, находящиеся на стадии строительства.

А также, проект НДС следует разрабатывать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» следующим компаниям:

Лицам заключившим или обязанным заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Осуществляющим деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения.

Имеющим среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Санкции за нарушение экологического законодательства относительно НДС

КоАП РФ, статья 8.14: несоблюдение правил водопользования влечет наложение штрафа на юридических лиц - до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Плюс от необходимости разработать данный проект оплаченные штрафы не освобождают.

Этапы разработки и согласования проекта НДС

1. Инвентаризация источников образования и выпусков сточных вод

Определение способов отведения стоков, анализ характеристик ливневой канализации очистных сооружений

Получение Справки о гидрологической характеристике и фоновом загрязнении водного объекта в ФГБУ

2. Расчет годового объема сточных вод

Определение количества ЗВ и микроорганизмов, допустимых к сбросу

Отбор проб сточных вод и проведение анализа КХА

Расчёт нормативов допустимых сбросов

Разработка плана экоаналитического контроля

3. Согласование проекта в государственных органах

При необходимости доработка проекта

Получение Разрешения на сбросы ЗВ

Согласование проекта НДС в настоящее время осуществляется в 6 инстанциях и занимает в среднем 6 месяцев.

Все государственные органы, имеющие отношение к согласованию проекта НДС, представлены ниже:

Федеральное агентство водных ресурсов - 30 дней - Согласование проекта НДС.

Росгидромет - 30 дней - Заключение о соответствии требованиям.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» - 30 дней - Санитарно-эпидемиологическое заключение.

Роспотребнадзор - 30 дней - Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям.

Федеральное агентство по рыболовству - 30 дней - Заключение о соответствии расчетов нормативам.

Департамент Росприроднадзора по ЦФО - 30 дней - Разрешение на сброс.

Срок действия НДС

Срок действия проекта НДС и Разрешения на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов — 5 лет.

Наши гарантии

В случае возникновения замечаний к отчетам у надзорных органов, мы устраняем их и всегда добиваемся главного результата – согласованного проекта.

Наши преимущества:

- Срок от 10 дней

- Собственная Аккредитованная Лаборатория. Одна из самых крупных коммерческих лабораторий в России

(Аттестат № RA.RU.21ЭМ03, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц – 12.09.2016)

- Прозрачная и гибкая ценовая политика. Наши цены гораздо ниже, чем многочисленные штрафные санкции.

- Опыт работы более 10 лет

- Высококвалифицированный штат специалистов

- САНГИК - лидер на рынке услуг в сфере экологии, экспертной оценке и лабораторного исследования

- Мы работаем по всей России

- Бесплатная консультация от наших экспертов

Читайте также: