Освобождение от ндс оборудования

Опубликовано: 01.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Компании и ИП на ОСНО могут совершенно законно не платить НДС. Для этого они должны заработать меньше 2 млн рублей за три месяца подряд, выполнить еще пару условий и подать заявление на освобождение от НДС в налоговую. Расскажем, как оформить заявление, на какой срок освобождаются от налога и как продлевают льготу.

Кого освобождают от уплаты НДС

Получить освобождение от налога может только компания или ИП, которые проработали с момента открытия не менее 3 месяцев и в течение этого времени заработали менее 2 млн рублей (ст. 145 НК РФ). В расчет берется выручка за три идущих подряд календарных месяца: скажем, январь, февраль, март. Только если предприятие может подтвердить с помощью документов объемы выручки менее 2 млн рублей, она может претендовать на “жизнь без НДС”.

Вновь зарегистрированные компании и ИП могут учитывать выручку, начиная с месяца регистрации. И даже если они не ведут деятельность, то все равно могут освободиться от НДС (письмо Минфина от 23.08.2019 № 03-07-14/64961).

Чтобы сохранять право на работу без НДС, нельзя зарабатывать больше указанного лимита за три месяца подряд в ходе всей дальнейшей деятельности. Компании придется снова платить НДС с того месяца, когда трехмесячная выручка превысит границу в 2 млн рублей.

Есть еще три условия для применения льготы:

  • не заниматься импортом;
  • не выступать налоговым агентом;
  • если ведется торговля подакцизными товарами — вести раздельный учет и по этой группе товаров платить НДС.

Как контролировать выручку при освобождении от НДСЗаявление на освобождение от НДС

Во-первых, выручку нужно рассчитывать за три календарных месяца подряд. Если в рамках трехмесячного периода выручка перевалит за 2 млн, вы заметите это прежде, чем налоговая обратит на это внимание. Например, вы работаете без НДС с марта 2021, тогда для расчета берите периоды:

  • март, апрель, май;
  • апрель, май, июнь;
  • май, июнь, июль;
  • и т.д.

Во-вторых, выручку считайте по данным бухучета, без НДС и без авансов от контрагентов. И только по операциям, которые облагаются НДС (пп.3,4 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33). Не берите в расчет не облагаемые налогом операции:

  • совершенные за территорией РФ;
  • освобожденные от НДС по условиям ст. 149 НК РФ (например, продажа медицинских изделий, очков и линз для коррекции зрения, услуг по уходу за детьми и др.);
  • не облагаемые НДС по п.2 ст. 146 НК РФ (например, операции по продаже земельных участков, выполнение работ для снижения напряженности на рынке труда и др.);
  • в деятельности на спецрежиме, если вы совмещаете его с ОСНО (с 2021 года это только патент).

Как подать заявление на освобождение от НДС

Освободиться от НДС можно с начала любого месяца. Для этого заявление и пакет документов к нему подают до 20 числа месяца, в котором вы уже готовы работать без НДС (а значит предстоящие ему три месяца принесли выручку меньше 2 млн рублей).

Для налоговой соберите документы:

  • уведомление по форме, утвержденной приказом Минфина от 26.12.2019 №286н;
  • журнал счетов-фактур и его копию;
  • выписку из бухбаланса для компании или выписка из КУДиР для ИП за три месяца;
  • выписку из книги учета продаж за три месяца.

В заявление впишите:

  • данные об ИП или компании;
  • данные вашей налоговой, в которую направляете заявление;
  • дату, с которой планируется освобождение от НДС;
  • объем выручки за предыдущие три месяца;
  • список подтверждающих документов.

Текст уведомления умещается на полутора страницах, при этом половину страницы занимает шапка и название документа. Заполнить его не сложно, это можно сделать от руки или с помощью компьютера. Заявление подписывают директор компании и бухгалтер или сам ИП, заверяют его подписью и в двух экземплярах сдают в налоговую лично или по почте. Ждать ответ от налоговой не нужно — просто работайте без НДС с начала месяца, который указали в заявлении и старайтесь не “перебрать” с выручкой.

А вот образец заявления:



Как продлить освобождение

Уведомление об освобождении “работает” двенадцать месяцев, главное — не превысить лимит по выручке. Чтобы продлить освобождение, подайте через год в налоговую повторное заявление и такой же пакет документов. Сделайте это до 20 числа месяца, в котором нужно возобновить право на льготу. Если не сдать подтверждающие документы, вам могут заблокировать счет, назначить штраф и пени, доначислив НДС за год.

ФНС проведет проверку по вашим отчетным документам: не было ли случая превышения лимита за один из трехмесячных периодов в течение прошедшего года и двух месяцев до него. Ответа вы точно так же, как и при первом заявлении, не получите, но если нарушение все же было, вам доначислят НДС и вы обязательно узнаете об этом.

Если освобождение от НДС больше не нужно

Иногда компания хочет вернуться к работе с НДС, например, ради работы с выгодным партнером. Но сделать это можно будет только спустя год после подачи заявления (п. 4 ст. 145 НК РФ), когда льгота аннулируется сама собой. Вы можете начать выставлять контрагентам счета-фактуры с НДС, но его нельзя будет принять к вычету до конца льготного периода — это расценят как нарушение.

Освобождение досрочно можно потерять только из-за превышения лимита по выручке. Тогда это происходит с того месяца, когда лимит нарушен (п. 5 ст. 145 НК РФ, Письмо Минфина от 06.05.2010 № 03-07-14/32). Так что один из способов вернуться к работе с НДС — резко повысить доходы.

Что сделать до начала применения льготы

Перед освобождением восстановите в учете НДС, принятый к вычету по активам и основным средствам. Принять к вычету НДС с авансов после освобождения вы уже не сможете. Вместо этого либо договоритесь с клиентом о возврате “авансового” НДС, либо выставляйте им счет-фактуру с выделенным НДС при отгрузке товара или услуги.

Что делать с НДС в период применения льготы

Платить и рассчитывать НДС по внутренним операциям не придется, а входной НДС от контрагентов включайте в стоимость приобретенных товаров и услуг.

В книге продаж регистрируйте счета-фактуры с пометкой “Без НДС”, но не оформляйте счета-фактуры на авансы. Выписку из книги вы предоставите в налоговую, если через год решите продлить освобождение.

Не ведите книгу покупок: она нужна для расчета вычетов, а при освобождении от НДС у вас их нет.

Также вы освобождаетесь от отчетности по НДС на весь период применения льготы. Но есть нюансы:

  • если вы работаете без НДС с начала квартала, восстановленный НДС впишите в декларацию за последний квартал перед освобождением;
  • если вы работаете без НДС не с начала квартала, сдайте декларацию за квартал в обычном режиме и отразите в ней операции от начала квартала до начала применения льготы и впишите в нее восстановленный НДС.

Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет работать без НДС или с ним. Он рассчитает налог и даст советы по законному снижению его суммы: подскажет, какие документы нужно ввести в систему или выставить контрагентом, укажет на ошибки в учете, которые ведут к двойному начислению налога, и избавит от штрафов. В сервисе легко вести учет, начислять зарплату, сдавать отчетность онлайн, управлять финансами. Всем новичкам мы даем две недели бесплатной работы.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 154 расширен перечень технологического оборудования, аналоги которого в стране не производятся и ввоз которого на территорию России не облагается НДС. О том, как воспользоваться льготой, – в статье.

В общем случае ввоз товаров на территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Однако налоговым законодательством предусмотрены некоторые льготы. Они перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ.

К примеру, не облагается НДС ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России (п. 7 ст. 150 Налогового кодекса РФ). Но это касается только оборудования, перечисленного в закрытом перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372. Время от времени данный перечень пополняется новыми видами оборудования. В частности, благодаря последним поправкам, внесенным постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 154, в него добавлены:

– печи пиролиза типа SRT-VI;

– газовые турбины модели PG 6111FA;

– сборочный станок VAST-4 Compact для сборки радиальных цельнометаллокордных шин диаметром от 17,5 до 22,5.

Заметьте, если предприятие захочет в дальнейшем реализовать такое оборудование, то НДС при последующей продаже начисляется в общеустановленном порядке. Поскольку глава 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») для данного случая каких-либо особенностей не устанавливает.

Напомним, что до 2009 года данная льгота применялась в отношении ввоза оборудования, которое использовалось в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Поэтому контролирующие органы требовали, чтобы предприятия представляли копии учредительных документов для подтверждения того, что оборудование ввозится с целью внесения вклада в уставный капитал (письмо ФНС России от 31 мая 2005 г. № ММ-6-03/450).

С 2009 года данная норма значительно смягчена. Теперь представления учредительных документов контролеры не требуют.

С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. С этого момента применяется Единый таможенный тариф (утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130).

В нем приведена Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Согласно примечанию к перечню, виды технологического оборудования, в отношении которых применяется льгота, определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС.

А наименование оборудования приведено в перечне только для удобства пользования (за исключением некоторых видов, особо выделенных в этом документе).

Соответственно, принимая решения об освобождении предприятия от уплаты НДС, специалисты таможни будут руководствоваться в первую очередь кодами ТН ВЭД ТС, которые закреплены в перечне.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, код ввозимого товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в обязательном порядке указывается в таможенной декларации.

Таким образом, для применения льготы нужно указать соответствующий код данного товара по ТН ВЭД ТС в таможенной декларации. И приложить к ней подтверждающие документы, на основании которых она была заполнена, включая те, на основании которых был заявлен код товара по ТН ВЭД ТС. Об этом сказано в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Как правило, это:

– договор поставки соответствующего оборудования;

– сертификаты, а также иные товаросопроводительные документы и коммерческая документация предприятия.

Если специалисты таможни обнаружат ошибки в применении классификации, то они будут самостоятельно применять коды (п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, п. 3 ст. 106 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», далее – Закон № 311-ФЗ).

Бывают ситуации, когда принятое таможенниками решение по классификации товаров влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов. В этом случае они имеют право доначислить таможенные платежи и не разрешить выпуск товара до их полной уплаты. Основание – пункт 6 статьи 106 Закона № 311-ФЗ. Если же у таможенного органа появится сомнение в том, что товары классифицированы правильно, то он вправе провести экспертизу. Тогда у предприятия запрашиваются дополнительные сведения о ввозимом товаре. Перечень необходимых документов доводится до сведения декларанта в письменной форме. Однако предприятие вправе представить и другие имеющиеся у него документы, которые содержат необходимую информацию по данному вопросу. Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 106 Закона № 311-ФЗ.

>|Напоминаем, что с 2009 года предоставления учредительных документов или получения подтверждения от таможенного органа о том, что оборудование является технологическим, не требуется.|

Документ полезен? 0 m n 0

В целях реализации подпункта 7 статьи 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.10.2010 N 791)

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации утвердить порядок подготовки предложений о внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой Российской Федерации осуществлять анализ ввоза на территорию Российской Федерации включенного в прилагаемый перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему) и при необходимости вносить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в указанный перечень.

3. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 806 "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 44, ст. 4385);

пункт 21 изменений, которые вносятся в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 830 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4735);

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 935 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. N 806" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 51).

(введено Постановлением Правительства РФ от 24.06.2015 N 617)

(введено Постановлением Правительства РФ от 24.06.2015 N 617)

(введено Постановлением Правительства РФ от 24.06.2015 N 617)

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Позиция с кодом 8443 13 390 0 вступает в силу с 25.01.2021.

(позиция введена Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 N 2246)

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

(введено Постановлением Правительства РФ от 02.03.2010 N 110)

Позиция с кодом 8455 22 000 8 вступает в силу с 25.01.2021.

(позиция введена Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 N 2246)

Позиция с кодом 8456 11 000 0 вступает в силу с 25.01.2021.

(позиция введена Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 N 2246)

Распространяется на правоотношения, возникшие с 27.07.2019 г.

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Позиция с кодом 8477 59 800 0 вступает в силу с 25.01.2021.

(позиция введена Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 N 2246)

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Распространяется на правоотношения, возникшие с 01.09.2015.

Распространяется на правоотношения, возникшие с 01.09.2015.

Позиция с кодом 9031 49 900 0 вступает в силу с 25.01.2021.

(позиция введена Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 N 2246)

Для целей применения настоящего перечня товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС, наименование оборудования приведено только для удобства пользования.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.04.2010 N 236, от 09.04.2015 N 329)

Для целей применения указанной позиции настоящего перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием оборудования.

(сноска в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.04.2010 N 236, от 09.04.2015 N 329)

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Ввоз газотурбинного электроагрегата торговой марки "Capstone", модель C200, газотурбинного электроагрегата торговой марки "Capstone", модель C65, газотурбинного электроагрегата торговой марки "Capstone", модель C1000, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость до 31 декабря 2018 г. включительно.

(сноска введена Постановлением Правительства РФ от 03.09.2015 N 931)

Ввоз оборудования газотурбинной установки мощностью 32 МВт не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость до 31 декабря 2021 г. включительно.

Начало действия редакции - 25.01.2021.

Редакция действует до 24.01.2021 (включительно).

Ввоз газотурбинной генераторной установки SGT-800 (производитель - "Siemens") для электростанции для собственных нужд проекта "Комплексное освоение Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения" не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость до 31 декабря 2017 г. включительно.

Ввоз газотурбинного генератора с модулем утилизации тепла (производитель - "Siemens") для электростанции собственных нужд проекта "Комплексное освоение Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения" не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость до 31 декабря 2015 г. включительно.

(сноска введена Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1084)

Ввоз оборудования газотурбинной установки мощностью 32 МВт не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость до 31 декабря 2021 г. включительно.

(сноска введена Постановлением Правительства РФ от 01.03.2016 N 156)

Ввоз газотурбинной генераторной установки SGT-800 (производитель - "Siemens") для электростанции для собственных нужд проекта "Комплексное освоение Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения" не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость до 31 декабря 2017 г. включительно.

(сноска введена Постановлением Правительства РФ от 18.04.2016 N 319)

Ввоз горизонтального токарного станка с ЧПУ модели SR 2-270/6m, вертикального двухстоечного карусельного станка модели POWERTURN 3000 C1, горизонтального расточно-фрезерного станка с ЧПУ модели WRD170Q, круглошлифовального станка с ЧПУ модели UB 90/6000 CNC, зубофрезерного станка с ЧПУ модели Hofler HF 3000, универсального обкатного зубофрезерного станка с ЧПУ модели Oerlikon С100U, профильного зубошлифовального станка модели Hofler Rapid 3000, закалочного станка модели Oerlikon AH 1200, закалочного станка модели Oerlikon AH 650, стенда балансировочного с ЧПУ модели HM 5 U/BU, измерительного центра с ЧПУ модели P100, координатно-измерительной машины модели DELTA Slant Performance 35.51.25 не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость до 31 декабря 2016 г. включительно.

(сноска введена Постановлением Правительства РФ от 05.07.2016 N 630)

Ввоз декатира под давлением, непрерывного, модели "WOOL POWER", полезная рабочая ширина 1800 мм, включен телесервис, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость до 31 декабря 2016 г. включительно

(сноска введена Постановлением Правительства РФ от 07.11.2016 N 1142)

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Читайте также: