Оплачены услуги аудиторской фирмы с ндс проводка

Опубликовано: 16.05.2024

512-основа.jpg

Налог на добавленную стоимость – один из самых сложных налогов для начинающего бухгалтера. При этом он же является ключевым для бюджета страны. Спасибо за изобретение НДС нужно сказать французам, именно они в середине XX века изобрели этот налог. В России этот вид налога применяется с 1992 года.

Налог на добавленную стоимость отражается не только в налоговой декларации по НДС, но и в бухгалтерском учёте. Бухгалтерский учёт – это систематизированная информация обо всех хозяйственных операциях, от покупки канцелярии и выдачи зарплаты до получения кредита. Ведение бухгалтерского учёта – обязанность каждой компании, отказаться от ведения учёта вправе индивидуальные предприниматели и представительства иностранных компаний.

Любая операция в бухучёте должна быть отражена с помощью специальных счетов и подтверждена документально. Все эти действия регламентируются Федеральным законом № 402-ФЗ.

Бухгалтерский учёт необходим:

— для определения прибыли и выплаты дивидендов

— для оформления заявки на кредиты и субсидии

— для привлечения инвестиций

Методы бухгалтерского учёта

При учёте доходов и расходов, как правило, используются два метода: метод начислений и кассовый метод. При методе начислений все расходы и доходы учитываются именно в том периоде, в котором они возникают, вне зависимости от реального поступления или списания средств со счетов. Кассовый метод подразумевает учёт доходов и расходов и доходов в момент зачисления или списания соответствующих сумм. Метод начислений в бухгалтерском учёте, согласно Налоговому кодексу РФ, могут использовать все налогоплательщики, а вот кассовый метод возможен только для отдельных видов организаций с небольшой выручкой. В любом случае выбранный метод учёта должен быть зафиксирован в учётной политике.

Основные счета для НДС, используемые в бухгалтерском учёте

При фиксации всех расчётов с использованием налога на добавленную стоимость используются два основных счёта. Счёт 68 «Расчёт по налогам и сборам» и его дополнительный субсчёт 68-НДС. По кредиту 68-НДС начисляется налог для передачи в бюджет, а по его дебетовой составляющей ведутся расчёты по уплате и там же находят отражение суммы, направленные на возмещение налога. Разницей между дебетом и кредитом по счёту 68 становится сумма, которую организации нужно будет оплатить в бюджет. Точнее, если обороты по кредиту обороты больше дебетовых, то разницу перечисляют в бюджет, если наоборот — разница возмещается государством.

Есть ещё один счёт для проводок – это счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям», где как следует из названия, ведётся учёт налога при приобретении различных товаров, в стоимость которых входит налог на добавленную стоимость. Эту сумму организация потом вправе подать к вычету налога по счёту 68. У счёта 19 есть субсчета, например, 19-1 «НДС при приобретении основных средств», 19-2 "НДС по приобретённым нематериальным активам", 19-3 "НДС по приобретённым материально-производственным запасам" и другие. Для каждого субсчета есть зафиксированные в законе положения, какие именно операции нужно в нём отражать.

Счёт 90 «Продажи» предназначен для учёта реализуемых компанией товаров, работ и услуг. По кредиту этого счёта отражается выручка от продажи, а в дебет заносится начисленный при реализации налог.

Типовые проводки по бухгалтерскому учёту НДС

Давайте разберём, как следует фиксировать в бухучёте основные операции хозяйственной деятельности, с которыми сталкивается практически любая компания.

Проводки по НДС. Начисление налога

Реализация собственных товаров и оказание услуг отображается в проводках по начислению НДС следующим образом:

Продажа товаров и оказание услуг по основному профилю компании

Счёт 90 «Продажи»

Продажа и оказание услуг по дополнительным видам деятельности компании (например, сдача в аренду помещений)

Счёт 91 «Прочие доходы и расходы»

Учёт налога по поступившим авансам при реализации товаров и услуг

Счёт 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами»

Учёт погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость

Счёт 51 «Расчётные счета»

Учёт входного НДС

Учёт входного НДС при приобретении чего-либо. Учёт входного налога на добавленную стоимость с последующим принятием его к вычету.

Учёт налога при приобретении товаров, работ и услуг

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Учёт налога по приобретённым товарам и услугам к вычету

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Учёт входного налога на добавленную стоимость и его последующее списание при расходах

Эта проводка применяется в случае, если компания планирует использовать приобретённые товары в операциях, необлагаемых налогом на добавленную стоимость, и соответственно не планирует представлять эту сумму к вычету.

Учёт налога при приобретении товаров

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Учёт налога по приобретённым товарам, включённый в стоимость товаров

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

Восстановление НДС

Причины для восстановления налога могут быть разные. Например, организация переходит на спецрежим или начинает использовать имущество в операциях, которые этим налогом не облагаются, допустим, место операции с таким имуществом находится за пределами РФ, и в ряде других ситуаций. В таком случае операции отражаются следующими проводками:

При переходе на спецрежим

Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

При получении освобождения от НДС

Счёт 91 «Прочие доходы и расходы»

Счёт 19 «НДС по приобретённым ценностям»

НДС и авансы

Налог с авансов разрешено принять к вычету только после того, как прошла реализация или после отказа от сделки и возврата аванса.

Счёт 51 «Расчётные счета»

Счёт 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Учёт налога, начисленного с аванса

Счёт 76 «Расчёты с дебиторами и кредиторами»

Бухучет

В бухучете затраты организации на проведение внешнего аудита отразите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

По общему правилу расходы на проведение внешнего аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены (т. е. в день подписания акта об оказании услуг), независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Исключением является случай, когда организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства , признает выручку по мере поступления оплаты от покупателей . Тогда и расходы, в том числе и на аудиторские услуги, такой организации нужно признавать по мере оплаты.

При отражении стоимости аудиторских услуг сделайте такую проводку:

Дебет 26 (44) Кредит 60 (76)

– отражены расходы на аудиторские услуги.

Если аудиторская организация является плательщиком НДС, «входной» НДС отразите проводкой:

Дебет 19 Кредит 60 (76)

– учтен предъявленный аудиторской организацией НДС.

Если организация компенсирует своему учредителю расходы на проведение аудита, отразите эти расчеты по счету 75-3 «Расчеты с учредителями по прочим операциям» (Инструкция к плану счетов). В зависимости от источника финансирования этих затрат в учете сделайте следующую проводку:

Дебет 84 (26, 44) Кредит 75-3

– отражены расходы, связанные с выплатой учредителю компенсации расходов на оплату услуг аудитора за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (расходов по обычным видам деятельности).

ОСНО

При расчете налога на прибыль расходы на аудиторские услуги включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Порядок уменьшения налоговой базы на сумму вознаграждения, выплачиваемого аудитору, зависит от метода расчета налога на прибыль, применяемого организацией.

Если организация применяет кассовый метод, то в состав расходов затраты на аудит включите только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В налоговом учете расходы на аудит являются косвенными расходами (п. 1 ст. 318 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то затраты на аудиторские услуги включите в состав расходов в один из следующих дней:

– в день, установленный для оплаты аудиторских услуг в соответствии с условиями договора;

– в последний день отчетного (налогового) периода;

– на дату предъявления акта об оказании услуг.


Такие условия признания расходов установлены в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: на какую дату следует признать затраты на проведение аудиторской проверки при расчете налога на прибыль? Организация применяет метод начисления.

Любые расходы при расчете налога на прибыль можно признать при выполнении условий пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Одним из таких условий является документальное подтверждение затрат. Документом, подтверждающим осуществление расхода на услуги, может быть акт об оказании услуг.

Стоимость аудиторских услуг в налоговом учете нужно признавать в одну из следующих дат:

– дату проведения расчетов в соответствии с условиями договора;

– дату предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);

– последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такая вариативность действий предусмотрена в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

В письме от 25 августа 2010 г. № 03-03-06/1/565 Минфин России рекомендует выбирать одну из дат, приведенных в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ, с учетом того, какая из них наступила раньше. Однако в законодательстве такое правило не закреплено. Поэтому конкретную дату признания расходов организация вправе установить в своей учетной политике для целей налогообложения (ст. 313 НК РФ). Правомерность такого подхода подтверждается более ранними разъяснениями финансового ведомства (письма от 26 мая 2006 г. № 03-03-04/2/149 и от 29 августа 2005 г. № 03-03-04/1/183). Если в учетной политике дата признания расходов по оплате услуг сторонних организаций не прописана, исходите из условий договора. При этом учитывайте период, когда возникла обязанность оплатить услуги (письмо Минфина России от 12 февраля 2004 г. № 04-02-05/1/12).

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на проведение добровольной аудиторской проверки (обязанность проводить проверку законодательством не установлена)?

Аудит может проводиться как на обязательной, так и на добровольной основе (Закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При расчете налога на прибыль расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Норма подпункта 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо ограничений и исключений по отнесению затрат на проведение аудита в состав расходов. Достаточно, чтобы эти расходы были экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Это подтвердил и Минфин России в письме от 6 июня 2006 г. № 03-11-04/3/282. Арбитражная практика, связанная с подтверждением экономической обоснованности расходов на проведение добровольного аудита по российскому законодательству, складывается в пользу организаций (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 3 мая 2005 г. № Ф08-1643/2005-689А, Северо-Западного округа от 4 октября 2005 г. № А66-12629/2004.

При расчете налога на прибыль можно учесть и расходы на аудит отчетности, составленной по МСФО или стандартам других стран. Если законодательством установлена обязанность составлять такую отчетность, расходы можно считать обоснованными. В противном случае обоснованию расходов необходимо уделить особое внимание. Например, расходы можно учесть при расчете налога на прибыль, если акционер компании формирует отчетность по МСФО или таково требование зарубежного банка, предоставляющего кредит. Такие затраты учтите на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 6 июня 2008 г. № 03-03-06/2/66, от 23 января 2007 г. № 03-03-06/1/28, от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/535). Арбитражная практика такой подход подтверждает (см., например, определение ВАС РФ от 20 февраля 2009 г. № ВАС-15303/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 июля 2009 г. № А32-15354/2007-23/441-12/353, от 29 июля 2008 г. № Ф08-4212/2008, Поволжского округа от 29 июля 2008 г. № А55-16294/2007, от 18 января 2008 г. № А55-5316/07, от 29 ноября 2007 г. № А55-3597/07, Уральского округа от 26 декабря 2006 г. № Ф09-11325/06-С7). Причем некоторые суды допускают учет таких затрат на основании подпункта 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18 января 2008 г. № А55-5316/07).

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на проведение аудиторской проверки по договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем?

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на аудиторские услуги (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Список организаций, обязательный аудит которых могут проводить только аудиторские организации, ограничен (ч. 3 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Таким образом, если индивидуальный аудитор соблюдает правовые основания проведения обязательного аудита, расходы по такому договору могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. В этом случае будут выполняться критерии признания расходов, установленные пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Индивидуальный аудитор вправе проводить и добровольный (инициативный) аудит (ч. 2 ст. 1 и ст. 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). Норма подпункта 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не содержит каких-либо ограничений и исключений по отнесению затрат на проведение добровольного аудита в состав прочих расходов. Следовательно, если с индивидуальным предпринимателем заключен договор на проведение добровольного аудита, то расходы по этому договору учтите при расчете налога на прибыль.

Ситуация: как учесть компенсацию расходов на оплату услуг аудитора, выплачиваемую участнику ООО, при расчете налогов? Участником является гражданин.

Если участник ООО инициировал проведение аудита , оплата услуг аудитора осуществляется за его счет. Эти расходы могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества. Такие правила установлены в статье 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

При расчете налога на прибыль компенсацию учитывайте в составе прочих расходов (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если организация применяет упрощенку, эти расходы можно принять при расчете единого налога (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом расходы на проведение аудиторской проверки должны быть обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Если общее собрание участников решило возместить учредителю расходы за счет нераспределенной прибыли, сумму компенсации при расчете налога на прибыль (единого налога) не учитывайте (п. 1 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

С суммы компенсации затрат на аудиторскую проверку удержите НДФЛ. Объясняется это так. В налоговую базу по НДФЛ включается любой доход, полученный в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ). В данном случае участник, организуя аудиторскую проверку, действовал в своих интересах. Он не является сотрудником организации. Освобождение таких сумм от НДФЛ главой 23 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму компенсации не начисляйте. Данные выплаты не являются объектом обложения этим налогом (взносами), так как с участником у организации нет трудовых отношений и не заключен гражданско-правовой (авторский) договор (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

УСН

Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, затраты на аудиторские услуги не уменьшают. При данном объекте налогообложения не учитываются никакие расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Организация на упрощенке, которая платит единый налог с разницы между доходами и расходами, может учесть в составе расходов затраты на аудиторские услуги (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом они должны соответствовать условиям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). То есть быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Организация, применяющая упрощенку, использует кассовый метод учета расходов. В связи с этим учтите расходы на фактически оказанные аудиторские услуги только после их оплаты. Такие правила установлены пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы расходы на аудиторские услуги не влияют.

ОСНО и ЕНВД

Расходы на аудиторские услуги относятся как к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, так и к деятельности организации на общей системе налогообложения. Поэтому сумму расходов (а также «входной» НДС) нужно распределить (п. 4 ст. 170, п. 9 ст. 274 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Подробнее об этом см. Какие налоги (кроме единого) нужно платить при ЕНВД .

Пример распределения расходов на аудиторские услуги. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма "Гермес"» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД.

Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально выручке за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Выручка, полученная «Гермесом» от различных видов деятельности в январе, составляет:

– по оптовой торговле (без учета НДС) – 12 000 000 руб.;
– по розничной торговле – 4 000 000 руб.

Сумма расходов на аудиторские услуги в январе составила 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). Расходы относятся к обоим видам деятельности организации. Чтобы распределить их, бухгалтер «Гермеса» сопоставил выручку по оптовой торговле с общим объемом товарооборота.

Доля выручки от оптовой торговли в общем объеме доходов от реализации за январь составляет:
12 000 000 руб. : (12 000 000 руб. + 4 000 000 руб.) = 0,75.

Доля расходов на аудит, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за январь, равна:
(118 000 руб. – 18 000 руб.) × 0,75 = 75 000 руб.

Доля расходов на аудит, которую нужно отнести к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет:
118 000 руб. – 18 000 руб. – 75 000 руб. = 25 000 руб.

Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» сможет определить по итогам I квартала.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» прибавит к доле аудиторских расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Издержки предпринимателей и организаций, связанные с получением нематериальных услуг, привлекают повышенное внимание контролирующих органов. К категории «опасных» в налоговом учете относятся затраты по информационно-консультационным услугам. Суть проблемы в сложности подготовки доказательной базы о том, что консультация по факту имела место, была полезна, а уплаченная стоимость – обоснована.

Вопрос: Работница организации больше двух лет находится в отпуске по уходу за ребенком. На дому она оказывает консультационные услуги по налоговому и бухгалтерскому учету и применяет НПД с 2019 г. (г. Москва). Вправе ли она оказать организации-работодателю такую услугу разово в рамках НПД?
Посмотреть ответ

Информационно-консультационные услуги

Единого правового определения консультационных или информационных видов услуг в российском законодательстве нет. Налоговый кодекс не раскрывает терминологию, но приводит классификацию нематериальных услуг (ст. 148):

  • консультационные;
  • юридические;
  • бухгалтерские;
  • инжиниринговый тип услуг;
  • предоставляемые аудиторами и аудиторскими фирмами;
  • маркетинговые;
  • научно-исследовательского характера;
  • опытно-конструкторской разновидности.

Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Посмотреть ответ

Консультирование предполагает выдачу клиенту готовой информации. Сфера применения этих сведений может быть любой. Оказание информационных услуг предполагает, что информация по нужной тематике будет собираться, систематизироваться, обобщаться, анализироваться. Результатом такого комплекса действий станет выдача готовой информационной продукции.

СПРАВОЧНО! Консультационные и информационные услуги могут оказываться устно или в письменной форме.

Гражданское право относит консультационно-информационные услуги к возмездным договорным отношениям (ст. 779 ГК РФ). Предполагается, что заказчик услуг заключает с исполнителем (консультантом) договор. После выполнения заявленных в соглашении действий производится денежный расчет между сторонами, в роли плательщика выступает заказчик.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей бухгалтерского учета издержки, обусловленные консультированием или получением информационных услуг, должны показываться по правилам ПБУ 10/99. Нормы учета относят этот тип затрат к расходам от обычной деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Накапливаются они в дебете счета 26 или 25, 20, 44, 91 (зависит от характера услуги и темы консультации, от того, для каких целей требуется данная информация). Проведение в учете осуществляется с участием в корреспонденции счета 60. Признание издержек происходит в периоде, когда услуги были фактически получены. Привязка операции к дате оплаты не практикуется.

В налоговом учете нет однозначности при признании информационно-консультационных услуг. Минфин указывает, что эти затраты могут быть зачтены при выведении размера налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо от 06.10.2014 г. № 03-03-06/1/49967). Минфин рекомендует относить стоимость юридических, информационно-консультационных и других видов нематериальных услуг в состав прочих расходов, которые связаны с производством и реализационными мероприятиями. Дата признания издержек привязывается к дате осуществления расчетов или получения документации для последующего расчета. Разрешается ориентироваться и на последний день в отчетном периоде (с. 272 НК РФ).

ВАЖНО! Минфин уточняет, что в расходы стоимость таких услуг можно отнести при одном условии – субъект предпринимательства может доказать обоснованность трат и документально подтвердить факт получения услуги.

Факт оказания и получения услуг проверяется налоговыми органами через оценку реальности заключенной сделки (проверка местонахождения организации, оказавшей услуги, их контактных номеров телефона, соответствие подписей в актах). Первичная документация по хозяйственным операциям может быть признана оправдательной, если оформление бланков соответствует законодательным нормам (присутствует полный перечень обязательных реквизитов, содержание документа совпадает с характером оказываемой услуги).

В договорах и актах необходимо приводить детальную расшифровку оказанных услуг. Использование формулировок общего характера (юридические услуги или информационно-консультационное сопровождение) не является основанием для признания подтверждающей документации действительной. В судебном порядке при отсутствии детализации по услугам договор может быть отнесен к категории незаключенных. Причина заключается:

  • в невозможности идентификации перечня вопросов, по которым оказывалась консультация;
  • неясности определения временного диапазона выполнения услуг;
  • отсутствии признаков, по которым можно проследить цели обращения к консультантам.

Если в договоре и акте нет детализации услуг, этот комплект документов необходимо дополнить справкой или отчетом, составленными в произвольной форме. В них прописывается подробно характер услуг и их состав. В роли первичной подтверждающей документации могут выступать наравне с актами бланки накладных и протоколы проведения консультации.

Для принятия к вычету суммы по НДС необходимо иметь счет-фактуру (оформление регламентировано ст. 169 НК РФ). Обоснование необходимости получения конкретных услуг должно строиться на наличии их прямого влияния на результаты деятельности компании. Налоговые органы отстаивают позицию необоснованности затрат, если после их осуществления не появился доход у предприятия

ВАЖНО! Все признаваемые в налоговом учете издержки должны оказывать непосредственное воздействие на размер доходных поступлений.

Спор с контролирующими органами возможен, если содержание оказываемых сторонними лицами услуг совпадает с должностными функциями одного из штатных специалистов предприятия. Например, в компании по штату числится юрист, должность не является вакантной. Если руководство фирмы обратилось за юридической консультацией не к своему специалисту, а в другую организацию или частному лицу, то понесенные в связи с этим затраты не будут обоснованными. Необходимо избегать дублирования нематериальными услугами обязанностей штатного персонала.

Судебная практика доказывает, что позицию налоговиков по вопросу обоснованности расходов можно успешно оспорить. Судебные решения свидетельствуют, что оценивать эффективность потраченных ресурсов может только сам субъект хозяйствования. Поводом для включения в расходную налоговую базу может быть как фактическое увеличение доходов, связанное с понесенными затратами, так и намерение в будущем получить дополнительную материальную выгоду или исключить возникновение убытков.

Нематериальные услуги при УСН «доходы минус расходы»

Для упрощенцев действует закрытый перечень издержек, на величину которых можно уменьшать налоговую базу. Их список зафиксирован ст. 346.16 НК РФ. Консультационные услуги в этом разделе Налогового кодекса не упомянуты. Невозможность зачета в расчете налога по УСН подтверждается в письмах налоговых органов (например, Письмо авторства УФНС РФ по г. Москве от 19.12.2007 г. под № 18-11/3/212690@).

Из этого правила может быть несколько исключений:

  1. Компания, получившая информационные услуги, специализируется на консультировании (оказание нематериальных инфоуслуг является для нее основным направлением деятельности). Расходы должны быть отнесены в состав материальных издержек.
  2. Аудиторская, бухгалтерская или юридическая консультации. При возникновении спора с ФНС в отношении аудиторской информационной поддержки необходимо обосновывать свою позицию п. 2 ст. 1 Закона от 31.12.2008 г. № 307-ФЗ (в этой части закон определяет, что аудиторские услуги – это не только аудит, но и сопутствующие услуги).

Типовые корреспонденции

В бухгалтерском учете получение информационных или консультационных услуг должно отражаться вне зависимости от их влияния на результаты деятельности. Каждая операция и платеж должны быть показаны в учете проводками, даже если их нельзя принять к учету в налоговом учете. При получении нематериального типа услуг предприятие их приходует, после чего у него возникает обязательство перед контрагентом. Погасить его можно в наличной или безналичной форме.

Типовые корреспонденции в сегменте учета нематериальных услуг:

  1. Д26 (или 20, 25, 44) – К60 – обозначение факта принятия к учету аудиторских, юридических или других услуг, связанных с обработкой информации и профессиональным консультированием.
  2. Д19 – К60 – выделяется размер НДС, заложенного в счет на оплату услуг.

Если предприятие не планирует включать понесенные затраты в налоговую базу для ее уменьшения, то рекомендуется к счету 26 открыть аналитический субсчет: издержки, не уменьшающие налогооблагаемую величину прибыли. Эта норма актуальна для случаев, когда получаемые консультационные услуги дублируются функциональными обязанностями штатных сотрудников.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Аудит

Нередко фирмы пользуются услугами аудиторов. Их цена довольно высока. Поэтому важно правильно учесть такие услуги.

Бухгалтерская отчетность позволяет ее пользователям (например, собственникам) делать выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении фирмы и принимать решения.

Аудит могут проводить как аудиторские фирмы, так и индивидуальные аудиторы. Он бывает обязательный и инициативный.

Обязательный аудит проходят фирмы, указанные в пункте 1 статьи 7 Закона об аудите. Например, его не избежать:

– фирмам и частным предпринимателям, объем выручки которых за 2003 год превысил 50 миллионов рублей или сумма активов баланса на 1 января 2004 года больше 20 миллионов рублей;

– открытым акционерным обществам и т. д.

Инициативный аудит проводится по решению собственников фирмы.

Обязательный аудит могут проводить только аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона об аудите).

Более того, если у вашей фирмы доля государственной собственности в уставном (складочном) капитале составляет не менее 25 процентов, аудит может проводить только аудиторская фирма, прошедшая открытый конкурс. Порядок его проведения установлен постановлением от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».

Отметим, что аудиторское заключение входит в состав годовой отчетности фирм, которые должны его проходить в обязательном порядке. Об этом говорится в пункте 2 статьи 13 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете». Штраф за его непредставление установлен в статье 126 Налогового кодекса. Для фирмы он составляет 50 рублей. Помимо этого наказание за отсутствие аудиторского заключения может понести руководитель или главный бухгалтер. Согласно пункту 1 статьи 15.6 Кодекса об административных правонарушениях, штраф составляет от 300 до 500 рублей.

Также помимо аудита аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие ему услуги. Об этом говорится в пункте 5 статьи 1 Закона об аудите. Так, к ним относятся:

– постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

– составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

– бухгалтерское, налоговое, правовое консультирование;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;

– представление фирмы или частного предпринимателя в суде по налоговым и другим спорам и т.д.

Во-первых, аудиторская фирма может проводить проверки только при наличии лицензии. На это указано в пункте 2 статьи 4 Закона об аудите. Поэтому при выборе ревизора вы можете потребовать копию этого документа. Она также пригодится при налоговой проверке. Этот документ понадобится для подтверждения включения расходов на аудиторские услуги в состав затраты и возмещения НДС по ним.

Правила лицензирования указаны в постановлении от 29 марта 2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности». Согласно пункту 3 этого документа, лицензия выдается сроком на пять лет. Поэтому при выборе ревизоров нужно обратить на это внимание. По истечении этого срока лицензия может продлеваться на тот же период неограниченное число раз.

Однако получить лицензию могут не все аудиторские фирмы. Так, одним из условий является наличие в штате не менее пяти аудиторов, которые имеют квалификационный аттестат. Это положение стало действовать с 9 сентября 2003 года.

Во-вторых, следует проверить информацию об обстоятельствах, которые исключают возможность проведения проверки. Они указаны в статье 12 Закона об аудите. Нельзя проводить аудит, если:

– руководители и другие должностные лица аудиторской фирмы являются собственниками, руководителями или главным бухгалтером вашей фирмы;

– аудиторы состоят в родстве с должностными лицами вашей фирмы;

– аудиторская фирма или индивидуальный аудитор оказывали услуги вашей фирме по восстановлению и ведению бухгалтерского учета в течение трех лет до проведения проверки;

– аудиторская фирма владеет долей в вашем капитале;

– ваша фирма является дочерней по отношению к организации, в которой собственником является аудиторская фирма;

– у вашей фирмы и аудиторской есть общий собственник и т. д.

Следует учитывать, что в Законе об аудите не говорится о величине доли участия в капитале, при которой нельзя проводить аудит. Поэтому аудит проводить нельзя при любой, даже символической доле участия.

Скупой платит дважды. Не забывайте об этом. Гнаться за дешевизной аудиторских услуг не стоит, потому что вы можете наткнуться на аудиторскую фирму-однодневку.

Согласно статье 86 Закона об акционерных обществах, размер оплаты аудиторам определяется советом директоров проверяемой организации. Если его нет, то стоимость услуг по аудиту устанавливается общим собранием акционеров в соответствии с уставом организации.

В обществах с ограниченной ответственностью решение о размере оплаты услуг аудиторов принимается общим собранием участников. Об этом говорится в подпункте 10 пункта 2 статьи 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

Обратим внимание, что для включения в расходы затрат на аудит организации следует иметь протоколы общего собрания акционеров или участников, в которых утвержден аудитор организации и определен размер оплаты его услуг.

Если проводится инициативный аудит, то также должно быть решение собственников о его проведении. При этом ходатайство о целесообразности проведения аудита может поступить от руководителя фирмы.

Все операции, которые проводит фирма, должны оформляться оправдательными документами. Требования к их реквизитам установлены в пункте 13 Положения по ведению бухгалтерского учета. Оно утверждено приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н.

Следовательно, чтобы включить в затраты расходы на аудит в бухгалтерском учете фирме нужно иметь:

– протокол собрания участников, в котором зафиксировано решение о проведении аудиторской проверки, утверждена аудиторская фирма и размер оплаты услуг;

– договор с аудиторской фирмой;

– копия ее лицензии;

– акт выполненных услуг;

– документы, подтверждающие факт оплаты.

Такие затраты отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.

Расходы на аудиторские услуги учитываются на затратных счетах 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т. д.

В налоговом учете аудиторские услуги относятся к прочим расходам. Это указано в подпункте 17 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Отметим, что эта формулировка несколько расплывчата. Некоторые налоговые инспекторы не принимают расходы по инициативному аудиту. Они считают, что уменьшить облагаемую налогом прибыль могут только расходы на обязательный аудит.

Однако в Налоговом кодексе нет прямого указания на то, что при обложении прибыли учитываются только затраты на обязательный аудит. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса, все неустранимые сомнения, неясности законодательства о налогах и сборах будут толковаться в пользу фирмы.

Пример

Общее собрание акционеров ОАО «Спорт» (протокол № 2 от 12 января 2004 г.) приняло решение провести аудиторскую проверку за 2003 год. Основание – пункт 1 статьи 7 Закона об аудите. Аудитором организации утверждена фирма «Аудит». Сумма оплаты услуг аудитора установлена в размере 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.

ОАО «Спорт» заключило 14 января 2004 года договор с фирмой «Аудит» на проведение проверки за 2003 год. В марте 2004 года аудиторская фирма выдала аудиторское заключение и организации подписали акт приемки-передачи услуг.

По условиям договора ОАО «Спорт» перечисляет аванс в размере 50 000 руб., остальная сумма оплачивается после приемки услуг.

В момент перечисления аванса в бухгалтерском учете ОАО «Спорт» будет сделана проводка:

Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51

– 50 000 руб. – перечислены денежные средства аудиторской фирме.

После подписания акта выполнения услуг, бухгалтер «Спорта» отразит операции следующим образом:

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»

– 50 000 руб. – зачтена сумма выданного аванса;

Дебет 26 Кредит 60

– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – включены в себестоимость расходы на аудит;

Дебет 19 Кредит 60

– 18 000 руб. – выделен НДС со стоимости услуг;

Дебет 60 Кредит 51

– 68 000 руб. (118 000 – 50 000) – оплачены услуги аудиторов;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 18 000 руб. – предъявлен к вычету НДС.

В целях налогообложения прибыли ОАО «Спорт» включает в расходы стоимость аудиторских услуг в сумме 100 000 руб. (118 000 – 18 000).

–конец примера–

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Учет затрат на оплату услуг сторонних организаций

В данной статье затрат условно объединены и рассматриваются следующие расходы по оплате услуг сторонних организаций, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции или с управленческими нуждами организации:

  • расходы на информационные и юридические услуги;
  • расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;
  • расходы на аудиторские услуги;
  • расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями;
  • расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производ­ством и/или реализацией;
  • расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями.

Информационные услуги предусматривают предоставление экономической, технической, социальной, юридической и прочей информации по заказам отдельных организаций, а также в виде публикаций, поступающих в свободную продажу.

Основная функция этих услуг — это предоставление, распространение деловой информации, содействие формированию информационного пространства бизнеса.

Юридические услуги охватывают значительный объем юридических услуг, оказываемых на коммерческой основе.

К юридическим услугам относятся, в частности, правовое консультирование по всем от­раслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности органи­заций; представительство в судебных и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов, имеющих юридический характер; подбор и сис­тематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам и т. д.

Консультационные услуги предусматривают предоставление услуг, включающих консультирование по общему управлению, консультирование по административному управле­нию, консультирование по финансовому управлению организации и др.

Организации — консультанты по бухгалтерскому учету могут также консультировать ор­ганизации по процедурам и технологии (программному обеспечению) бухгалтерского учета, использованию информации по бухгалтерскому учету для контроля финансовых вопросов организаций, расчета для составления годовых отчетов для акционеров, внешних аудито­ров, налоговых органов и др.

Аудиторские услуги предусматривают независимую проверку бухгалтерской отчетности организации с выдачей заключения относительно ее правильности, надежности и со­ответствия общепринятым стандартам.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета зако­нодательству РФ.

С 1 января 2009 г. порядок отнесения услуг к аудиторским услугам, связанным с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлен Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности».

Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», если организация подлежит обязательному аудиту, то одновременно с бухгалтерским балансом она должна сдавать аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтер­ской (финансовой) отчетности организации.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организа­ции (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному году, превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгал­терского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, пре­вышает 20 млн. руб.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ эти финансовые по­казатели могут быть снижены;

  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям за проведение аудита (в том числе обязательного) определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Услуги по управлению организацией или ее отдельными подразделениями предусматривают предоставление услуг по анализу конкретных проблем управления, выдаче реко­мендаций для конкретной организации и оказанию помощи при их внедрении.

Услуги по ведению бухгалтерского учета — это услуги, предоставляемые специализированными бухгалтерскими фирмами по организации, ведению, восстановлению или со­вершенствованию бухгалтерского учета.

По Федеральному закону № 129-ФЗ руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

Расходы, связанные с оплатой услуг сторонних организаций, отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расче­ты с поставщиками и подрядчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В дальнейшем эти расходы списываются на счета учета реализации продукции (работ, услуг) по основной деятельности. Списание этих расходов отражается в учете по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90–2 «Себестоимость продаж») в корреспонденции с кредитом счета 26 «Общехозяйственные расходы».

В соответствии с НК РФ суммы НДС, предъявленные поставщиками указанных выше услуг, подлежат вычету на основании счетов-фактур после принятия этих услуг к бухгалтерскому учету.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с оплатой, например, юридических услуг, могут быть отражены следующими проводками.

Читайте также: