Обложение ндс электронных услуг

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация приобретает электронные услуги у иностранных поставщиков, которые встали на учет в РФ в целях уплаты НДС. Покупатель имеет право на вычет НДС. В договоре указано, что цена услуги - без НДС, НДС в размере 20 процентов начисляется сверху.
Какая ставка НДС (20% или 16,67%) должна быть указана в акте?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Итоговая стоимость электронных услуг по договору с иностранным поставщиком исчисляется путем увеличения стоимости услуг, установленной договором, на 20%.
Порядок указания налоговой ставки НДС в акте оказанных услуг, выставляемом иностранной организацией, российским законодательством не регламентирован.

Обоснование вывода:
В связи с оказанием российской организации услуг в электронной форме, поименованных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (далее - электронные услуги), у иностранной организации - исполнителя в рассматриваемой ситуации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поскольку данная операция не подпадает под действие ст. 149 НК РФ, она подлежит налогообложению НДС.
Согласно действующим правилам налогообложения иностранная организация - продавец электронных услуг в данном случае должна самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в России, что сопряжено с необходимостью ее постановки на учет в российском налоговом органе (п.п. 1, 4.6 ст. 83, ст. 174.2 НК РФ). При этом российская организация - заказчик не признается налоговым агентом по НДС и не должна выполнять соответствующие функции (смотрите также письма Минфина России от 14.08.2020 N 03-07-08/71415, от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438).
В соответствии с п. 2 ст. 174.2 НК РФ при оказании иностранными организациями электронных услуг, местом реализации которых признается территория РФ (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Ставка налога в таком случае определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации условиями договора с иностранной организацией прямо установлено, что стоимость услуг по договору не включает в себя НДС. Более того, в договоре присутствует формулировка "стоимость услуг увеличивается на сумму НДС". Таким образом, очевидно, что НДС в данной ситуации следует начислять сверх цены договора.
При этом начисление НДС сверх цены договора по ставке 16,67% не соответствует законодательству, так как в силу п. 5 ст. 174.2 НК РФ данная ставка является расчетной, что в случае ее применения к стоимости услуг с учетом налога соответствует сумме налога, включенной в стоимость услуги, облагаемой по общеустановленной налоговой ставке 20% (20/120 х 100% = 16,67%) (письмо ФНС России от 10.03.2017 N СД-3-3/1626@).
Таким образом, считаем, что в данной ситуации итоговая цена договора исчисляется путем увеличения стоимости услуг, установленной договором, на 20%.
Несмотря на особенности расчета цены договора, фактически иностранная компания применяет расчетную налоговую ставку 16,67%, которая, по нашему мнению, и должна указываться в акте оказанных услуг. При этом отметим, что российское законодательство не регламентирует порядок заполнения акта оказанных иностранной организацией электронных услуг.
Более того, в соответствии с п. 2.1 ст. 171 НК РФ российская организация (ИП) - покупатель может принять к вычету суммы НДС, предъявленные при приобретении электронных услуг у иностранной организации, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН и кода причины постановки на учет иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты (включая сумму НДС) иностранному поставщику электронных услуг (письма ФНС России от 12.02.2020 N СД-4-3/2280@, Минфина России от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 02.07.2018 N 03-07-08/45522).
Как видим, непосредственно акт оказанных услуг не является обязательным документом для принятия НДС к вычету. Соответственно, указание ставки 20% или того факта, что НДС включен в сумму (VAT included), при условии правильного расчета суммы налога и его выделения, на наш взгляд, не влечет каких-либо негативных последствий для покупателя.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДС иностранными организациями при оказании услуг в электронной форме;
- Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) иностранными лицами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

16 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Уже второй год, как в налоговом законодательстве начал использоваться термин «услуги, оказываемые в электронной форме», значимый для целей определения места реализации иностранными компаниями электронных услуг для целей НДС (широко известный, как налог на Google). Местом реализации электронных услуг с 01.01.2017 признается место осуществления деятельности покупателя этих услуг.

То есть при оказании иностранными компаниями услуг в электронной форме российским пользователям (как физическим лицам, так и организациям), эта иностранная компания обязана встать на учет в российские налоговые органы, исчислить и уплатить НДС со стоимости оказываемых услуг[1].

  1. предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет»;
  2. оказание рекламных услуг в сети «Интернет «, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
  3. оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
  4. оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;
  5. обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
  6. хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
  7. предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
  8. предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  9. оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
  10. оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
  11. предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
  12. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  13. предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
  14. ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».

Из легального определения «услуг в электронной форме» (п. 1 ст. 174.2 НК РФ)[2] мы можем выделить три основных признака:

  1. Электронные услуги оказываются через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
  2. Электронные услуги оказываются автоматизированно;
  3. Электронные услуги оказываются с использованием информационных технологий.

В связи с перечисленными признаками возникает вопрос, относятся ли к электронным услуги, оказываемых онлайн, в случае, если Интернет используется лишь как способ передачи информации или данных, а исполнитель принимает существенное личное участие в оказании услуги.

Так, в ст. 174.2 НК РФ есть прямые исключения из состава электронных в том числе следующих видов услуг:

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
  • реализация программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте.

Российское определение электронной услуги соответствует практике ЕС. В Директиве № 2006/112/ЕС Совета Европейского Союза[3] закреплено следующее определение электронной услуги – это услуги, доставляемые через Интернет либо электронную сеть, природа которых позволяет совершать их поставку полностью автоматически или с минимальным вмешательством человека; при отсутствии информационных технологий такие услуги не могли бы существовать.

По сути положения Директивы предполагают наличие трех видов поставок в сфере электронной коммерции:

  1. Поставка дижитал-продукции с помощью Интернета с отсутствием или с минимальным вмешательством человека, при которой отсутствует необходимость физического присутствия исполнителя в месте реализации услуги;
  2. Поставка иных услуг, осуществляемая с помощью Интернета (например, консультационные услуги или онлайн обучение с помощью skype);
  3. Поставка товаров или «вещественных» услуг, заказ которых осуществляется онлайн, но исполняется в обычном режиме (например, заказ товаров, онлайн бронирование билетов, гостиниц и т.д.)[4].

Два последних вида услуг предполагают использование Интернета или иных информационно-телекоммуникационных сетей в качестве средства связи между поставщиком и покупателем, не преобразовывая при этом природы оказываемых услуг.

В России из начального текста законопроекта был изъят такой важный признак электронной услуги, как минимальная степень человеческого участия или ее полное отсутствие. Сохранение в п. 1 ст. 174.2 НК РФ лишь одного признака электронной услуги «автоматизированность» было направлено на устранение возможности субъективной оценки степени человечесвого участия. Таким образом, буквальное толкование нормы позволяет сделать вывод, что даже минимального человеческого участия в оказании услуги достаточно для выведения последней из-под действия положений ст. 174.2 НК РФ.

Однако что делать в том случае, когда предоставление прав доступа является не отдельным и самостоятельным видом деятельности, а лишь частью более широкого спектра оказываемых услуг, предоставление которых осуществляется не автоматизировано? Например, в случаях проведения онлайн обучения, в рамках которого ученикам, помимо взаимодействия с преподавателем, могут предоставляться в том числе права доступа к видео-роликам или иным учебным материалам.

Решение, предложенное в Директиве для таких случаев, видится разумным. В каждом конкретном кейсе предлагается определять:

  • является ли вся поставка единой и определять уже природу всей такой «пакетной» поставки;
  • является ли электронная услуга самостоятельной/ основной частью оказываемой услуги или лишь вспомогательной частью более комплексной услуги.

Более того, для обложения НДС лишь части реализованной услуги (например, передачи права доступа к видеозаписям в рамках онлайн обучения), необходимо точно определить налогооблагаемую базу, т.е. определить стоимость передачи такого права в общей стоимости оказываемых услуг. В подавляющем большинстве случаев такую часть стоимости определить невозможно, что в свою очередь является еще одним эшелоном защиты таких «пакетных» услуг.

[1] Пройти НДС-регистрацию можно удаленно через онлайн-сервис «НДС-офис интернет-компании«. Сервис доступен на русском и английском языках.

Иностранная компания может самостоятельно проверить, нужно ли ей вставать на налоговый учет. Для этого предусмотрен онлайн-тест.

[2] «В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье - сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий».

[4] В Директиве отдельно отмечено, что в случаях, когда поставщик и потребитель какой-либо услуги общаются по электронной почте, это само по себе не должно означать, что предоставляемая услуга является услугой, предоставляемой в электронном виде.

С 2017 года действует порядок обложения НДС электронных услуг, оказываемых через интернет (Федеральный закон от 03.07.16 г. № 244-ФЗ).

Закон вводит новое понятие — электронные услуги. Приведенный в нем список таких услуг пополнит перечень облагаемых НДС операций.

Закон устанавливает порядок налогообложения операций по реализации этих услуг физическим лицам на территории РФ иностранными компаниями, не имеющими филиалов или представительств на территории РФ.

В отличие от обычных операций реализации при безвозмездности НДС возникать не будет. Налоговая база по электронным услугам исчисляется исходя из цены фактической реализации.

Как представительству иностранной компании не стать постоянным

Оказание электронных услуг

До сих пор в налоговом законодательстве не было понятия электронных услуг. Передача исключительных прав, в том числе на программы для ЭВМ, базы данных, не облагается НДС. Как и передача прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ). Основываясь на этой норме, продавцы услуг, перечисленных в законопроекте, не начисляли при реализации НДС.

Поворотным моментом можно считать отказное определение (от 30.09.15 № 305-КГ15-12154) Верховного суда РФ по делу ООО «Мэйл. РуГеймз» (г. Москва). Арбитры поддержали решения трех нижестоящих инстанций. Компания — владелец интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в интернете, проиграла дело.

Суть дела такова. Физические лица на основании лицензионного договора бесплатно получали допуск и право пользования играми. Но дополнительный функционал игры могли использовать уже только за плату. Налоговики и суды решили, что это дополнительная услуга. Она не подпадает под освобождающую от НДС норму. И поскольку покупатели услуг находятся на территории РФ, то компании доначислили НДС по ставке 18 процентов.

Как выбрать юрисдикцию для регистрации дружественного иностранного перевозчика

Перечень электронных услуг

Закон определил перечень электронных услуг. Под электронными услугами понимается широкий круг действий и операций в сети «Интернет», перечень которых приведен в новой статье 174.2 НК РФ. Облагаться НДС будут:

— предоставление прав и доступа, включая удаленный, к компьютерным играм, базам данных, иным программам, обновления их и дополнительные функциональные возможности;

— размещение предложений о приобретении и реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав;

— организация и предоставление места на торговых интернет-площадках;

— создание веб-страниц, сайтов и иных способов присутствия в интернете, а также поддержание их работы;

— администрирование информационных систем;

— предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

— хранение и обработка информации, к которой ее пользователь имеет доступ через интернет;

— использование электронных книг, музыки, видео;

— доступ к поисковым сетевым системам;

— ведение статистики на сайтах.

Это не полный список.

Житель России может через интернет вести деятельность за ее пределами. Закон вносит поправки в статью, которая определяет место реализации услуг (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если физическое лицо — покупатель услуг не является предпринимателем, то для целей новой статьи его место жительства не единственный критерий. Закон будет считать, что такое лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если соблюдается хотя бы одно условие:

— место жительства покупателя — РФ;

— оплата проводится через банк или оператора электронных денежных средств, который находится в РФ;

— сетевой адрес покупателя зарегистрирован в РФ;

— международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Таким образом, под налогообложение подпадут и те услуги, которые будут приобретаться россиянами за рубежом, если оплата пройдет через российский банк.

Сингапур – выгодная альтернатива европейским низконалоговым юрисдикциям

Иностранные IT-компании

Иностранные IT-компании будут обходиться без налоговых агентов. Реализации законопроекта мешало бы и отсутствие механизма удержания налога. Это следует из определения институтов «налогоплательщик», «налоговый агент», «место реализации», «постановка на налоговый учет».

Иностранные компании признаются плательщиками НДС в случае реализации товаров, работ, услуг на территории РФ (п. 1 ст. 143, п. 2 ст. 11 НК РФ). Но при этом обязанность по уплате налогов за них исполняют налоговые агенты (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В отношении НДС налоговым агентом выступает зарегистрированное в налоговых органах РФ в качестве плательщика НДС лицо. Но в статье 143 НК РФ из физических лиц к налогоплательщикам отнесены только индивидуальные предприниматели. А значит, простые физические лица не могут быть налоговыми агентами по НДС.

Поэтому возник вопрос о том, каким образом удерживать НДС со стоимости IT-услуг. Понятно, что нельзя обязать пользователей интернета подавать расчеты за всех виртуальных поставщиков. Законопроект предусматривает, что они будут отчитываться сами.

В течение 30 дней после вступления в силу иностранные лица, подпадающие под новые нормы, должны подать заявление о постановке на учет в налоговом органе. Как постановка на учет, так и взаимодействие с иностранными компаниями будет осуществляться в электронной форме через сайт ФНС России. Соответствующие изменения внесены в часть первую Кодекса.

Такие иностранные компании не заставляют составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания IT-услуг. Но сами будут исчислять по ставке 15,25 процента налог и до 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивать его в бюджет РФ. Они обязаны также предоставить декларации в те же сроки, что и российские налогоплательщики. Если иностранная компания не захочет действовать сама, то может работать через посредников и агентов. Они будут выступать тогда по общим правилам как налоговые агенты.

В целях налога на прибыль у иностранной компании постоянное представительство из-за продажи на территории РФ электронных услуг не возникает.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


С 1 января 2017 г. в налогообложении «электронных» услуг, оказываемых через Интернет, произойдут кардинальные изменения — платить НДС будут не только российские организации, но их иностранные коллеги.

Напомним, что в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ появление объекта обложения НДС связано с территорией, на которой осуществляется реализация товаров (работ, услуг). Если соответствующие ресурсы реализуются внутри страны, то у налогоплательщика (организации или предпринимателя) появляется обязанность по уплате налога. Когда товары (работы, услуги) реализуются на территории иностранного государства, объекта налогообложения не возникает.

Изложенное относится и к «электронным» услугам, оказываемым через Интернет, которые в последнее время невероятно востребованы. Понятно, что оказывают такие услуги, как отечественные, так и иностранные организации, не присутствующие в России, однако в отличие от российских компаний последние находятся в более выгодном положении. Дело в том, что в отношении «электронных» услуг (которые пока не выделены отдельно в ст. 148 НК РФ, устанавливающей механизм определения места реализации услуг) применяется общее правило: услуга считается оказанной в России, если деятельность ее исполнителя осуществляется на территории Российской Федерации (п.п. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

На основании указанной нормы российские организации уплачивают налог с оказанных «электронных» услуг, а иностранные компании, предоставляющие их российским покупателям, — нет, и это не раз подтверждал Минфин России в разъяснениях. Так, в письме от 6.02.14 г. № 03-07-14/4654 разъяснено следующее:

  • согласно п.п. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент подготовки письма) место реализации работ (услуг), не предусмотренных п.п. 1–4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие работы (услуги); при этом в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории РФ на основе государственной регистрации;
  • в связи с тем что услуги по предоставлению доступа к страницам сайта в сети Интернет, принадлежащим иностранным лицам, и услуги электросвязи не относятся к работам (услугам), перечисленным в п.п. 1–4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранными лицами, в том числе компаниями YouTube, Apple, Skype, российским лицам, не признается территория Российской Федерации, и данные услуги объектом обложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются; в то же время финансисты обратили внимание на то, что в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30.05.13 г., предусмотрено рассмотрение вопроса о внесении изменений в НК РФ в части определения места реализации относительно телекоммуникационных услуг, включая услуги по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи, согласно которым местом реализации таких услуг будет признаваться место осуществления деятельности покупателя услуг.
Прошло немногим более двух лет с момента выхода указанного письма Минфина России, и теперь с уверенностью можно сказать, что поставленная задача полностью реализована в Федеральном законе от 3.07.16 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 244-ФЗ).

В сущности с 1 января 2017 г. будет облагаться НДС оказание иностранными организациями, не находящимися в России, услуг в электронной форме, что обеспечит для российских и иностранных компаний, реализующих данные услуги потребителям на территории Российской Федерации, равные условия.

Итак, рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога в отношении «электронных» услуг, оказываемых через Интернет иностранными организациями российским потребителям.

В соответствии со ст. 174.2 НК РФ, введенной в главу 21 НК РФ согласно Закону № 244-ФЗ, услуги в электронной форме — это услуги, оказываемые автоматизированно с использованием информационных технологий через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет.

К таким услугам будут относиться:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  • рекламные услуги в сети «Интернет», в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
  • размещение предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
  • предоставление через сеть «Интернет» технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры, и стороны извещаются о продаже путем отправления автоматически создаваемого сообщения);
  • обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации; хранение и обработка информации при условии, что лицо, предоставившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
  • предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе; предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  • администрирование информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
  • услуги, осуществляемые автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, и в таком же режиме осуществление автоматизированного перевода);
  • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
  • поиск и (или) представление заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»; ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».
Вместе с тем установлено, что в целях исчисления НДС к названным услугам в электронной форме не относятся, в частности, следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
  • реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте; оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».
Согласно обновленной редакции ст. 148 НК РФ место оказания «электронных» услуг будет определяться в специальном порядке, установленном в п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, т. е. по месту осуществления деятельности покупателя услуги.

Если покупателем электронных услуг будет организация или предприниматель, то в соответствии с общим правилом место его деятельности определяется на основе государственной регистрации организации или бизнесмена.

Если государственная регистрация отсутствует, то нахождение покупателя, как и сейчас, будет определяться на основании места:

указанного в учредительных документах организации; управления организацией; нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации; нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство); жительства физического лица.

Обратите внимание! В отношении такой категории покупателей «электронных» услуг, как физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (т. е. обычные граждане), будет установлен особый порядок определения места нахождения. При оказании упомянутых услуг обычным гражданам местом осуществления деятельности покупателя будет считаться российская территория, если выполняется любое из следующих условий:

  • местом жительства покупателя является Российская Федерация;
  • банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата, находится на территории Российской Федерации;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;
  • международным кодом страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, является код Российской Федерации.
Следовательно, предоставляя «электронные» услуги российским гражданам, иностранные исполнители услуг в целях исчисления российского НДС будут обязаны проверять указанные требования. При выполнении любого из них услуга иностранной организации считается оказанной на территории Российской Федерации, поэтому у иностранного исполнителя возникнет обязанность по уплате налога.

На основании п. 5 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место оказания «электронных» услуг физическим лицам, которые не являются предпринимателями, будут служить реестры операций с указанием:

информации о выполнении условий, согласно которым местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации; стоимости указанных услуг.

Обратите внимание! Если в соответствии с НК РФ местом осуществления деятельности покупателя (гражданина) «электронных» услуг признается российская территория, при этом согласно законодательству иностранного государства, в котором место оказания названных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя, и этим местом признается территория такого иностранного государства, то исполнитель услуги наделяется правом самостоятельного определения места осуществления деятельности покупателя.

Порядок уплаты НДС с «электронных» услуг, оказанных иностранными организациями — исполнителями российским потребителям, будет следующим.

Если услуги оказаны российской организации или предпринимателю самим исполнителем услуги, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, платить налог в бюджет будет организация или коммерсант, исполняющие обязанности налогового агента. Такой же порядок применяется и в случае приобретения услуг через российского посредника, реализующего услуги иностранного исполнителя, который не имеет в Российской Федерации соответствующей регистрации, — он также признается налоговым агентом по НДС.

Этот вариант используется давно и, по нашему мнению, не нуждается в подробном рассмотрении. Напомним только, что при покупке «электронных» услуг непосредственно у самой иностранной организации-исполнителя, не зарегистрированной в РФ, налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ). Если указанные категории потребителей услуг приобретают их через российского посредника, то налоговая база определяется как стоимость таких услуг без учета налога (п. 5 ст. 161 НК РФ).

При оказании услуг российским гражданам иностранным исполнителем самостоятельно или через иностранного посредника платить НДС в бюджет будет сам иностранный исполнитель услуги или иностранный посредник, признаваемый в данном случае налоговым агентом.

В п. 3 ст. 174.2 НК РФ определено, что при оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, иностранные организации — посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются в целях применения главы 21 НК РФ налоговыми агентами.

Обратите внимание! Когда такие услуги предоставляются с участием в расчетах нескольких организаций — посредников, налоговым агентом будет являться иностранная организация — посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами, независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.

Согласно п. 5 ст. 174.2 НК РФ сумма налога будет исчисляться самим исполнителем услуги (налоговым агентом) и определяться как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25% доли налоговой базы.

На основании п. 2 ст. 174.2 НК РФ налоговая база будет определяться как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Иными словами, предполагается, что вся сумма денежных средств, полученная иностранным исполнителем «электронных» услуг от физических лиц, проживающих в России, будет облагаться российским НДС по ставке 15,25%.

Иностранный исполнитель или иностранный посредник (налоговый агент) должен будет исчислить налог в последний день квартала, в котором получен платеж за услуги от российского покупателя. При этом стоимость услуг в иностранной валюте необходимо пересчитывать в рубли по курсу Банка России, установленному на эту дату.

Обратите внимание! Если иностранная организация, оказывающая «электронные» услуги гражданам России, находится за рубежом, то ей придется встать на учет в российских налоговых органах в соответствии с порядком, предусмотренным п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Такой порядок касается и иностранного посредника — налогового агента, ведущего деятельность без фактического присутствия на территории Российской Федерации.

Как установлено в п. 4.6 ст. 83 НК РФ, процедура регистрации иностранных исполнителей «электронных» услуг, оказывающих эти услуги российским гражданам (равно как и иностранных посредников, признаваемых налоговыми агентами в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ), будет осуществляться налоговыми органами на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых должен утвердить Минфин России. Причем подать такое заявление необходимо в течение месяца (не позднее 30 календарных дней) со дня начала предоставления указанных услуг.

Согласно п. 5.1 ст. 84 НК РФ подать названное заявление и иные документы в налоговый орган иностранный исполнитель услуг (налоговый агент) может через представителя, по почте заказным письмом или по Интернету через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи. В течение 30 дней со дня получения заявления и необходимых документов налоговый орган поставит иностранного поставщика услуг (налогового агента) на учет и в этот же срок направит ему уведомление о данном факте.

Декларировать сумму налога, подлежащую уплате, иностранные организации, оказывающие «электронные» услуги российским гражданам, будут через Личный кабинет налогоплательщика в срок не позднее числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В периоды, когда Личный кабинет налогоплательщика не работает, подавать декларацию по НДС иностранные исполнители услуг будут в указанные сроки в общем порядке — в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Если налог с оказанных российским гражданам «электронных» услуг исчисляется и уплачивается посредником (налоговым агентом), то и налоговая декларация представляется им же.

Понятно, что налог платит в бюджет тот, кто его декларирует (сам иностранный исполнитель услуг или же посредник — налоговый агент). Причем перечислить сумму налога в бюджет необходимо не позднее числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание! Иностранные организации, оказывающие «электронные» услуги российским гражданам, не должны будут составлять счета-фактуры, вести книги продаж и книги покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания таких услуг (согласно вступающей в силу с 1 января 2017 г. редакции ст. 169 НК РФ).

Следует отметить, что правом применения вычета по «входному» налогу иностранные организации, вставшие на учет в России в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, не обладают, что установлено в п. 6 ст. 174.2 НК РФ.

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина
Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

С 1 января 2019 года отменена обязанность по исчислению и уплате НДС российскими компаниями при приобретении электронных услуг у иностранных поставщиков. Таким образом, российские компании больше не удерживают НДС при перечислении денег за услуги, оказанные иностранной организацией – поставщиком электронным услуг, и не перечисляют налог в бюджет.

НДС по услугам иностранной организации: что изменилось?

Итак, налоговыми агентами по НДС иностранной организации российские компании больше не являются.

Отныне обязанность по исчислению и уплате НДС за услуги в электронной форме возлагается на иностранную компанию, которая продает электронные услуги на территории России.

Полный перечень услуг в электронной форме перечислен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ.

К услугам относятся:

  • предоставление прав на использование программ и баз данных;
  • оказание рекламных услуг в интернете;
  • предоставление рекламных площадок в интернете;
  • предоставление торговой площадки в интернете;
  • поддержка сайтов;
  • предоставление доменных имен, услуги хостинга.

При этом к оказанию электронных услуг не относятся:

  • консультационные услуги по электронной почте;
  • передача прав пользования программами на материальных носителях;
  • оказание услуг по предоставлению доступа в интернет (услуги провайдеров);
  • при заказе товаров (работ или услуг) через интернет, когда поставка осуществляется не через интернет.

НДС за электронные услуги нерезидентов РФ теперь будут платить не российские покупатели, а сами иностранные компании.

Для этого зарубежной фирме, оказывающей электронные услуги, теперь надо встать на учет в ИФНС и ежеквартально сдавать отчетность по НДС и платить налог в российский бюджет.

Как иностранной организации встать на учет в ФНС

Давайте разберемся, что нужно сделать продающей электронные услуги иностранной компании для того, чтобы платить НДС в России.

Для простоты восприятия мы подготовили короткую инструкцию для плательщиков НДС по электронным услугам иностранных организаций.

  • Как подать заявление?

Пройти регистрацию можно удаленно через НДС-офис иностранной интернет-компании . Этот сервис доступен и на английском языке: VAT OFFICE FOR ONLINE SERVICE PROVIDERS

  • Сколько времени налоговая ставит на учет?

Налоговой отводится 30 рабочих дней для принятия решения о постановке на учет, независимо от способа представления заявления.

  • В какую налоговую обращаться?

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 осуществляет постановку на учет иностранных плательщиков НДС.

  • Какие документы подавать?

При направлении заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России вместе с заявлением направляется сканированный образ выписки из реестра в стране регистрации иностранного предприятия компании или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации с переводом на русский язык (без заверения).

  • Какие требования к выписке?

Выписка из реестра иностранных компаний не подлежит легализации (апостилированию) в случае направления заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России. При этом Выписка направляется вместе с переводом на русский язык (нотариального заверения не требуется).

  • Размер госпошлины за регистрацию плательщика НДС в РФ?

Государственной пошлины за постановку на учет иностранной интернет-компании нет.

  • Что делать после постановки на учет иностранной компании?

Необходимо ежеквартально рассчитывать и уплачивать НДС на иностранные электронные услуги в бюджет РФ, а также подавать налоговую декларацию по НДС. Налоговая декларация и уплата налога осуществляется в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • Как понять надо ли вставать на учет в российской налоговой?

Некоторые особенности:

  • Если иностранная компания осуществляет свою работу через агентов, расчеты также происходят через агентов, то обязанность по исчислению НДС и уплате в бюджет лежит на агентах (пп. 2 п. 26 ст. 149 НК РФ).
  • Реализация исключительных прав на территории РФ по лицензионным договорам освобождена от уплаты НДС, это также распространяется на иностранные компании, в данном случае нет необходимости вставать на учет в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Иностранным клиентам, которые продают электронные услуги на территории России, мы предлагаем воспользоваться нашим сервисом «НДС – электронные услуги».

В рамках этого сервиса мы:

  • осуществляем постановку иностранной организации на учет в российской налоговой в качестве плательщика НДС;
  • ежеквартально рассчитываем НДС по электронным услугам и сдаем декларацию по этому налогу.

Читайте также: