Облагаются ли ндс произведения искусства

Опубликовано: 27.04.2024

Автор: Никитин В., аудитор консалтинговой группы «Аюдар»

Источник: Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Художественный музей (бюджетное учреждение) разместил в одном из своих помещений картины современных художников, некоторые из которых можно приобрести. В случае продажи картин доходы за минусом комиссии музея будут перечислены художнику. Музей заранее заключил договоры комиссии с художниками, которые не являются ИП. Нужно ли начислять НДС при реализации картин?

Ответ:

Гражданско-правовые нормы.

По договору комиссии комиссионер (музей) обязуется по поручению комитента (художника) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Комитент (художник) обязан уплатить комиссионеру (музею) вознаграждение согласно договору комиссии (п. 1 ст. 991 ГК РФ).

Вещи, поступившие к комиссионеру (музею) от комитента (художника), являются собственностью последнего (п. 1 ст. 996 ГК РФ).

После исполнения поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет (ст. 999 ГК РФ).

Таким образом, картины художников, которые музей реализует по договору комиссии, являются собственностью художников.

Налогообложение.

При реализации музеем картин по договору комиссии доход возникает:

у художника – в размере стоимости картины, по которой она была продана;

у музея – в виде комиссионного вознаграждения, которое он удерживает из подлежащей выплате художнику стоимости проданной картины.

Обязан ли музей исчислять НДС с комиссионного вознаграждения?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг).

В рассматриваемой ситуации не применяется пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, который не признает объектом налогообложения оказание услуг казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Следовательно, комиссионное вознаграждение музея является объектом обложения НДС.

Теперь выясним, относятся ли комиссионные услуги музея по продаже картин к услугам учреждений культуры, поименованным в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Эта норма освобождает от обложения НДС следующие услуги, оказываемые организациями культуры и искусства:

предоставление напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;

изготовление копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопирование, репродуцирование, ксерокопирование, микрокопирование с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

звукозапись театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, изготовление копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

доставка читателям и прием у них печатной продукции из фондов библиотек;

составление списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, входящих в фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

предоставление в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;

предоставление музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства;

реализация входных билетов и абонементов;

реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

В данной норме комиссионные услуги музея не поименованы. Они не указаны и в иных положениях ст. 149 НК РФ, содержащих перечень операций, освобождаемых от налогообложения.

Обратимся к п. 2 ст. 156 НК РФ, согласно которому на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров комиссии и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, пп. 1, 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ. Поскольку в рассматриваемой ситуации при реализации картин данные нормы ст. 149 НК РФ не применяются, то и сам п. 2 ст. 156 НК РФ также не подлежит применению.

Следовательно, комиссионное вознаграждение музея облагается НДС в общеустановленном порядке.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 169 НК РФ определено, что налогоплательщик (в том числе налоговый агент) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продажпри совершении операций, признаваемых объектом налогообложения (за исключением операций, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ). При совершении операций по реализации товаров лицам, не являющимся плательщиками НДС, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.

Краткий анализ новой редакции ст. 1293 ГК РФ о праве следования, которая существенно расширяет область его действия и полномочия УПРАВИС как аккредитованной организации [1] . Редакция вступила в силу 01.06.2018.

Что такое право следования и зачем оно появилось

Право следования на произведения изобразительного искусства — это право автора произведения изобразительного искусства получить часть цены от каждой ее перепродажи [2] . Оно сохраняется за автором даже в случае отчуждения исключительного права и переходит по наследству.

Зачем нужно право следования

Считается, что художники, скульпторы и прочие авторы изящных искусств в переговорном плане сильно слабее своих контрагентов.

Нередки ситуации, когда творцы, витающие в эмпиреях и далекие от бытовых и денежных вопросов, находясь в трудных жизненных обстоятельствах, вынуждены отдавать свои работы коварным дилерами за бесценок. Те перепродают их с огромной наценкой и выгодой для себя, но непосредственно автору от такой перепродажи ничего не достается. Формально он и не может ничего требовать и, таким образом, не получает достойного вознаграждения за свой труд.

Способ решить эту проблему — обязательный процент, который автор получал бы при каждой перепродаже. Это право автора на процент как бы следует за его творением и приносит ему вознаграждение.

Пример

Художник, бедный и голодный, нарисовал по заказу портрет, а гонорар истратил на неотложные бытовые нужды. Никаких прав на картину у него не осталось.

Через несколько месяцев он выиграл престижный конкурс (стал любовником императрицы, был задержан полицией при совершении перфоманса и т.п.), стал знаменитым, а его картины, резко выросли в цене. Заказчик узнал об этом, снял картину со стены в спальне и отнес ее в аукционный дом (художественную галерею, салон, магазин), где она была продана во много раз выше цены покупки. Заказчик доволен, аукционный дом доволен, покупатель картины доволен, художник — совсем не доволен. Его картина очень выгодно продана, а он получил за неё сущие копейки.

Но благодаря праву следования он имеет право получить некоторую долю от цены продажи картины.

УПРАВИС

Сбор вознаграждения за право следования — одна из сфер, где предусмотрена государственная аккредитация [3] , которая позволяет действовать от имени любого автора без заключения с ним договора.

Такой организацией с 2008 года является УПРАВИС — Ассоциация Правообладателей по Защите и Управлению Авторскими Правами в Сфере Искусства.

Чем обосновано принятие поправок

Как объясняется принятие поправок

В пояснительной записке к законопроекту [4] , разработанному Министерством культуры [5] , было указано, что:

То есть, поправки якобы направлены на восстановление положения авторов, которое имело место до предыдущего изменения статьи о праве следования [6] . Будто бы, те старые поправки сузили права авторов, и теперь их надо восстановить.

Эта аргументация не соответствует действительности. Новая редакция ст. 1293 ГК РФ не восстанавливает те права, которые были, а существенно их расширяет — за счет ущемления прав непричастных к миру искусства лиц.

История изменений ст. 1293 ГК РФ

В первой редакции ст. 1293 ГК РФ, действовавшей до 12.03.2014, вознаграждение за право следования действительно подлежало уплате за каждую публичную перепродажу , где в качестве продавца, покупателя или посредника участвовала галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация. Это затрагивало только профессиональных участников рынка и их публичные сделки.

Во второй редакции , которая действовала с 2014 по 2018 год, область действия права следования, с одной стороны, действительно была несколько сужена: были исключены сделки, где профессиональные участники рынка участвовали в качестве продавца или покупателя, остались только те, где они участвовали в качестве посредника.

Но при этом его действие права следования было распространено на все сделки, стороной которых является абсолютно любое юридическое лицо или ИП, а не только галереи, салоны и подобные организации. С учетом того, что, как правило, в качестве посредника в сделках с участием предметов искусства выступают именно галереи, салоны и прочие профессиональные участники художественного рынка, право следования де-факто оставалось в рамках профессионального рынка.

Но одновременно был исключен критерий обязательной публичности облагаемых сделок, то есть вознаграждение правообладателю следовало платить не только с публичных перепродаж, но и с непубличных сделок, например, закрытых торгов.

Таким образом, про редакцию 2014 года нельзя сказать, что она сузила область применения права следования. Немного урезав ее с одной стороны, редакция заметно расширила ее с другой.

Действующая третья редакция 2018 года вернула указание на статусы продавца и покупателя, сохранив расширенный круг субъектов — любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, а не только галерея, салон или специализированный магазин. Также не был возвращен критерий публичности облагаемых сделок, то есть, в отличие от первой редакции, право следования продолжает применяться и к непубличным продажам тоже.

Получается, что редакция 2018 года не восстановила те права, которые были у авторов до поправок 2014 года, а существенно их расширила — и это наглядно видно на схеме.

Таким образом, аргументация в пояснительной записке к написанному Министерством культуры законопроекту не соответствует действительности и скрывает существенное расширение области применения права следования. Потому ли, что расширение области действия права следования расширяет финансовые перспективы близкого к Минкульту УПРАВСа?

Что нового в поправках

Теперь право следования касается не только профессионального рынка

Ранее автор имел право на вознаграждение только если (1) продажа осуществлялась с участием посредника и (2) этим посредником являлось юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин.

Таким критериям соответствовали только сделки, осуществляемые профессиональными участниками рынка, то есть теми, для кого это было бизнесом: аукционы предметов искусства, галерейные продажи, специализированные магазины и т.п.

Теперь же вознаграждение должно быть уплачено и в тех случаях, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступает не только в качестве посредника , но и в качестве покупателя или продавца.

Иными словами, любая перепродажа картины, скульптуры и т.п. любым юридическим лицом или любым индивидуальным предпринимателя теперь облагается этим парафискальным сбором. Вознаграждение за право следования теперь платят не только профессиональные традиционные участники арт-рынка, но и широкий круг непрофессионаллов.

Несколько примеров ситуаций, которые раньше не облагались этим сбором, а теперь — да:

— музей приобретает предметы искусства для пополнения своих фондов;

— магазин сувениров продает авторские фигурки эльфов и гномиков из папье-маше (это уже вторая продажа, в ходе первой магазин закупал фигурки);

— мелкий предприниматель, торгующий пончиками, разорился и продает портрет любимой супруги, который дарил ей на свадьбу;

— банк реализует с торгов заложенную картину нерасплатившегося должника;

—фирма, торгующая металлопрокатом, покупает морской пейзаж в кабинет главному бухгалтеру;

— художественный музей или выставка продает выполненные автором копии (повторы) выставляемых картин. Если репродукция создана вручную, не машинным способом (изготовлена на копировальной машине, нарисована с помощью перьевого плоттера и т.п.) она считается самостоятельным объектом авторского права со всеми юридическими последствиями и к ней также применяется право следования;

— скульптуры внезапно умершего скульптора распродаются его вдовой, которая зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя;

— фонд охраны наследия знаменитого художника выкупает его картину на благотворительном аукционе.

Поправки создают дополнительные обременения в обороте, не только парафискальные, но и связанные с оформлением документов, отчетностью и проверкой контрагентов. Особенно сложно с индивидуальными предпринимателями, так как в розничной продаже невозможно при каждой продаже проверять, является ли гражданин просто физическим лицом или же имеет статус индивидуального предпринимателя.

И если в отношении граждан РФ это потенциально возможно (хотя и бессмысленно и излишне обременительно), то в отношении иностранцев (бизнесмен-турист приехал в Россию и купил приглянувшуюся картину) — разумно надежная проверка уже технически невозможна.

С учетом традиционной для российских ОКУПов высокой агрессивности и стремления привлекать правоохранительные органы везде, где это уместно и где нет, торговцам предметами искусства следует ожидать «контрольные закупки» и прочий полицейский кошмаринг.

Обязанность отчитываться перед автором или УПРАВИСом

Второе новшество — обязанность предоставлять сведения автору, наследникам или аккредитованному ОКУПу, то есть УПРАВИСу , который в силу государственной аккредитации может действовать от имени любого автора без заключения с ним договора и без его ведома.

Эта широкая формулировка в поправках позволяет УПРАВИС требовать от всех пользователей любую финансовую информацию, связанную с оборотом предметов искусства — даже более широкую, чем реально необходимо.

Выводы

  • Новая редакция ст. 1293 ГК РФ существенно расширяет область применения права следования, хотя в пояснительной записке к законопроекту было скромно указано, что они лишь восстанавливают права авторов в состояние до предыдущих поправок 2014 года.
  • Вознаграждение за право следования теперь будет собираться не только с профессиональных участников арт-рынка, а с каждой продажи предмета искусства, если стороной в которой является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
  • УПРАВИС благодаря государственной аккредитации сможет требовать финансовую документацию у любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, продавшего или купившего хотя бы один предмет искусства. Это создает широкие возможности для злоупотреблений и полицейского кошмаринга.

[1] Федеральный закон от 05.12.2017 N 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

[2] п. 1 ст. 1293 ГК РФ

[3] пп. 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ

[4] АСОЗД. Законопроект № 136846-7 «О внесении изменения в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о праве следования)» http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/12C5E51E85AED46D432580F300217713/$FILE/136846-7_30032017_136846-7.PDF?OpenElement

[5] Минкультуры РФ. Президентом РФ подписан Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 381-ФЗ «О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» 06.12.2017 https://www.mkrf.ru/documents/prezidentom-rf-podpisan-federalnyy-zakon-ot-5-dekabrya-2017-g-381-fz-o-vnesenii-izmeneniya-v-statyu-/?sphrase_id=2313573

[6] Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-Ф3 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Должен ли художник, член Союза художников, платить налоги? И как правильно это оформляется? Какие налоговые вычеты?

Находила информацию о том, что члены Союза художников налоги вообще не платят, но не нашла ссылку на закон, подскажите?

Уточнение от автора вопроса

А может ли считаться продажа картин - продажей личного имущества? А если картины в собственности более трех лет?

vip

ответы на вопрос:

Должен, согласно гл. 23 НК РФ. Со своего дохода. Задекларировать и заплатить 13 % от дохода.

Должен платить, раз он налогоплательщик (ст. 207 НК РФ)

Людям творческих профессий не обязательно регистрироваться в качестве ИП. Нужно платить только налог на доход физических лиц. Налогооблагаемую сумму выручки от продажи картин, при подаче ежегодной декларации о доходах, можно уменьшить на 30% (ст. 221 НК РФ).

Если художник работник Союза художников, за него платит работодатель как налоговый агент согласно ст. 24 НК РФ: "Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком."

В ином случае это рядовой налогоплательщик, обязанный рассчитывать налог и его уплачивать.

Члены творческого союза не занимаются предпринимательской деятельностью, соответственно не являются индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ объектами авторских прав признаются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Налогообложение доходов, полученных от использования авторских прав, производится в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ.

Согласно положениям п. 1 ст.210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной форме, а также право на распоряжение которыми у него возникло в соответствующем налоговом периоде.

В соответствии с п. 3 ст. 221 Кодекса налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, определяемых по нормативам в зависимости от вида создаваемых произведений.

Например, для художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна расходы принимаются в размере не более 30% от стоимости произведений.

Для произведений скульптуры, монументально- декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально-и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике этот вычет составляет 40%.

Право на получение налогового вычета налогоплательщики реализуют путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента налогоплательщики, художники должны реализовывать право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи в налоговый орган налоговой декларации по окончании налогового периода.

28 мая состоялся семинар по вопросам налогообложения и пенсионного обеспечения художников.

Семинар проводил вице-президент ТСХР по правовым вопросам, кандидат юридических наук Константин Марков. Рассматривались следующие вопросы:

Члены творческого союза не являются индивидуальными предпринимателями, так как не занимаются предпринимательской деятельностью, а своим трудом создают уникальные произведения искусства. Некоторые из членов творческого союза самостоятельно продают свои произведения частным лицам

В соответствии с п.1 ст.1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав признаются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Налогообложение доходов, полученных от использования авторских прав, производится в соответствии с гл.23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям п.1 ст.210 НК при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной форме, а также право на распоряжение которыми у него возникло в соответствующем налоговом периоде.

В соответствии с п.3 ст.221 НК налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, определяемых по нормативам в зависимости от вида создаваемых произведений:

* для художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна расходы принимаются в размере не более 30% от стоимости произведений;

* для произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально-и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике, этот вычет составляет 40%.

Право на получение вышеуказанного налогового вычета налогоплательщики реализуют путем подачи письменного заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента налогоплательщики-художники должны реализовывать право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи в налоговый орган налоговой декларации по окончании налогового периода.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

13% согласно Налоговому Кодексу

Итоговая декларация по итогам дохода за год, а в ней - декларация о предполагаемом доходе, на будущий год для исчисления авансовых платежей налога.

Справка о доходах физического лица за год и едином социальном налоге (взносе).

Должен ли художник, член Союза художников, платить налоги?

Налоговый кодекс (НК РФ)

Статья 221. Профессиональные налоговые вычеты

[Налоговый кодекс РФ] [Глава 23] [Статья 221]

При исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".

Суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного налогоплательщиками, указанными в настоящем подпункте, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы "Налог на имущество физических лиц" (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;

2) налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

3) налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах: см. ст. 221 НК РФ.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях настоящей статьи к расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, указанных в настоящей статье (за исключением налога на доходы физических лиц), начисленные либо уплаченные им за налоговый период в установленном законодательством о налогах и сборах порядке, а также суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, начисленные либо уплаченные им за соответствующий период в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

Налогоплательщики, указанные в настоящей статье, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

При отсутствии налогового агента профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, указанным в настоящей статье, при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.

К указанным расходам налогоплательщика относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью.

"Налоги" (журнал), 2011, N 3

В статье описываются вопросы налогообложения продавцов и покупателей культурных ценностей. Раскрывается налоговая специфика сделок в отношении музейных предметов и музейных коллекций. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Вовлечение культурных ценностей в гражданский оборот, в том числе приобретение их различными юридическими лицами для создания протомузейных форм, диверсификации активов, порождает вопросы о налогообложении произведений искусства и их отражении на балансе юридического лица. Покупателями в договорах купли-продажи культурных ценностей могут быть, в случае:

  • индивидуального коллекционирования - физическое лицо, продавцом же выступает физическое либо юридическое лицо;
  • коллективного (корпоративного) коллекционирования - покупатель (юридическое лицо), а продавцом также может быть физическое или юридическое лицо. Случаи, когда продавцом является юридическое лицо, нами рассматриваться в этой статье не будут, в силу уже сложившейся практики деятельности антикварных магазинов и других организаций, осуществляющих реализацию культурных ценностей.

Если покупателем выступает физическое лицо, то налог на имущество не платится (для Москвы). Если же покупателем является юридическое лицо, то уплачивается налог на имущество в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 2,2% от стоимости приобретенного имущества.

Культурные ценности не являются амортизируемым имуществом и учитываются, за небольшими исключениями, в качестве основных средств. Исключения составляют случаи, когда приобретенные культурные ценности включены в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Оговоримся, что мы описываем приобретение музейных предметов физическими лицами или юридическими лицами - не федеральными учреждениями или учреждениями субъектов Российской Федерации.

Индивидуальное коллекционирование. В отношениях по купле-продаже культурных ценностей выступают две стороны: продавец и покупатель, причем оба являются физическими лицами. Схема и описание уплаты налогов даны ниже.

Продавец, который не является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, должен уплачивать налог на доходы физических лиц согласно пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой НК РФ "Налог на доходы физических лиц" (ст. 41 НК РФ).

Доходы определяются также в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" (ст. 41 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы от материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Для целей налогообложения в качестве дохода принимается цена товара, указанная сторонами сделки. Пока не установлено обратное , предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 НК РФ).

Налоговые органы при осуществлении контроля над полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

  1. между взаимозависимыми лицами;
  2. по товарообменным (бартерным) операциям;
  3. при совершении внешнеторговых сделок;
  4. при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (п. 2 ст. 40 НК РФ).

Сделка - действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). В отношении культурных ценностей могут совершаться односторонние (дарение) и многосторонние сделки. Например, купля-продажа, мена, аренда. Согласно ст. 161 ГК РФ должны совершаться в письменной форме сделки юридических лиц между собой и гражданами, а также сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в 10 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны в случае спора права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных ) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). При определении и признании рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары и биржевых котировках (п. 11 ст. 40 НК РФ).

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться (п. 6 ст. 40 НК РФ).

Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми (п. 7 ст. 40 НК РФ).

Налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

Исчисление и уплату налога производит физическое лицо (продавец) исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Для этих целей продавцом культурных ценностей - физическим лицом представляется налоговая декларация не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту своего учета (п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).

В случае прекращения выплат по договору купли-продажи до конца налогового периода продавец обязан в пятидневный срок со дня прекращения выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде (п. 3 ст. 229 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений ст. 228 НК РФ, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).

Покупатель по общему правилу уплачивает налог на имущество физических лиц.

Под имуществом как объектом налогообложения понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ).

В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В системе налогов и сборов в России установлен местный налог - налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ). Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территории этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

В разд. X НК РФ имеется глава, посвященная земельному налогу. Глава в разд. X, в которой бы описывались налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее исчисления в отношении налога на имущество физических лиц, налоговая ставка, отсутствует.

Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) установлено, что плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (ч. 1 ст. 1).

Объектом налогообложения признаются жилые дома, квартиры, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона N 2003-1).

Законом г. Москвы от 23 октября 2002 г. N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" определены размеры ставок налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежащего уплате в бюджет в соответствии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, движимые культурные ценности не являются объектами налогообложения в соответствии с Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".

Следует отметить, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) такой вид дохода физического лица, как доход в денежной или натуральной форме, полученный от физического лица в порядке дарения, за исключением дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено п. 18.1 ст. 217 НК РФ. При этом доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель или одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (абз. 2 п. 18.1 ст. 217 НК РФ).

Коллективное коллекционирование. В этом случае в качестве покупателя выступает юридическое лицо. Схема представлена ниже.

Продавец. Исчисление и уплата налога осуществляется продавцом, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности (пп. 2 ч. 1 ст. 228 НК РФ).

Уплата налога за счет средств покупателя не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающий налог покупатель принимает на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Покупатель. Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ). Налогоплательщиками признаются российские организации , а также иностранные организации с учетом требований, определенных в п. 1 ст. 372 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Полагаем, что к числу организаций относятся и федеральные органы исполнительной власти. Этот вывод делается из того, что не признается объектами налогообложения имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Приобретенные культурные ценности учитываются в бухгалтерском учете в качестве основных средств (счет 01), за исключением ценностей, которые включены в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Есть ряд исключений. Например, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11). Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб. (это число подлежит индексации на коэффициент-дефлятор) (п. 1, 2 ст. 346.12 НК РФ).

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н).

В отношении культурных ценностей эти условия могут не соблюдаться.

Естество объектов коллекционирования допускает их использование в производстве продукции, например, изготовление сувенирных изделий с изображениями объектов коллекционирования. Более того, музеи оказывают возмездные услуги населению, публично представляя музейные предметы публике. Но это наблюдается не всегда: объекты коллекционирования не используются в процессе производства, а являются активом, в который вкладываются средства. В этой связи они схожи с финансовыми вложениями (вклады, займы, депозитные вклады и проч.), однако таковыми не являются .

В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденному Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н, к финансовым вложениям организации не относятся активы, имеющие материально-вещественную форму, такие как основные средства, материально-производственные запасы. Отдельно отмечается, что к числу финансовых вложений не относятся драгоценные камни, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

Согласно Постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 25 июля 2006 г. по делу N А79-11727/2005 в целях налогообложения налогом на имущество организаций к основным средствам может быть отнесено имущество, которое фактически, а не предположительно, используется в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или для управленческих нужд организаций .

См.: Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 9 октября 2006 г. N Ф04-6548/2006(27121-А46-35) по делу N 11-2031/05, от 9 марта 2006 г. N Ф04-888/2006(20320-А46-37).

Учитывая изложенное, полагаем, что культурные ценности не отражаются на балансе в качестве основных средств, и в отношении их не уплачивается налог на имущество, если соблюдается одно из условий:

  1. культурные ценности находятся в пользовании (договорное право) юридического лица (учитываются на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" либо иных счетах, введенных юридическим лицом, отраженных в учетной политике);
  2. культурные ценности приняты на комиссию (учитываются на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию");
  3. культурные ценности являются музейными предметами и включены в состав государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (не учитываются в бухгалтерском учете).

Наряду с музейными предметами и коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, освобождение от налогообложения, согласно п. 5 ст. 381 НК РФ, установлено для организаций в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Однако в этом случае памятники истории и культуры учитываются на балансе в качестве основных средств.

Налоговая база в отношении налога на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).

В пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ установлено, что не подлежит амортизации такой вид амортизируемого имущества, как произведения искусства. Термин "произведения искусства" не раскрывается в тексте НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. В законодательстве о культуре термин "произведения искусства" также не раскрывается. Следует признать, что класс "культурные ценности" шире, нежели "произведения искусства", но последний класс уже подкласса "музейные предметы", что дает право утверждать, что элементы класса "культурные ценности", не относящиеся к подклассу "произведения искусства", подлежат амортизации.

Сказанное выше отражает наше понимание проблемы, допускаем, что правоприменительная практика совокупно с позицией Минфина России может по-иному интерпретировать описанные выше вопросы.

Елизавета Кобрина

Раздельный учет НДС в 2021 году

Правило 5 % по НДС в 2021 году

Приобретенные товары, работы, услуги и имущественные права (далее — товары) вы можете использовать в облагаемых или не облагаемых операциях. Если в вашей компании есть сразу два вида, надо вести раздельный учет: отдельно учитывать товары, которые облагаются НДС, и отдельно те, которые не облагаются. Аналогично поступать с входным налогом.

От того, для каких операций используются товары, зависит и способ учета входящего налога:

  1. Если товары куплены только для облагаемых операций — весь входной налог примите к вычету.
  2. Если товары куплены для не облагаемых операций — весь входной налог включите в стоимость товаров и спишите в расходы.
  3. Если товары используются в обоих типах одновременно — входной НДС распределите пропорционально долям каждого типа операций. Соответствующие доли налога примите к вычету или спишите в расходы.

Если у вас случай № 3, то входящий налог придется распределять почти всегда. Исключение — выполнение правила 5 процентов в отчетном квартале.

Правило 5 % — что это такое и как работает

Выполнение правила 5 процентов — единственное причина, которая разрешает не распределять НДС по товарам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых операциях.

Но раздельный учет операций все равно нужен. Именно он поможет понять, какая сумма налога к каким операциям относится. Если его не вести, налоговая может восстановить весь входной НДС. Тогда появится недоимка, на которую начислять штрафы и пени.

Что такое правило 5 %

Суть правила: входной НДС, который поставщики предъявили вам в течение квартала по товарам для облагаемых и необлагаемых операций, можно полностью принять к вычету, если доля расходов на покупку товаров для необлагаемых налогом операций не превышает 5 % (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Помните, что правило работает именно для НДС с товаров, которые приобретены для использования в обоих типах операций. Даже если правило выполняется, оно не будет действовать в отношении товаров, которые заведомо куплены для использования только одном виде операций.

Это правило работает только так и не может применяться при обратной ситуации — когда доля расходов на покупку товаров для облагаемых операций не превышает 5 %. В этом случае налог нельзя будет полностью принять к вычету и нельзя будет полностью списать в расходы. Придется распределять его в стандартном порядке.

Правило 5% в учетной политике

Также не забудьте зафиксировать в учетной политике возможность применять правило 5 %, порядок распределения общехозяйственных расходов и порядок учета расходов. Для этого подойдут предложенные формулировки.

    Использование правила «пяти процентов» (в части деятельности, облагаемой налогами в рамках ОСНО

«ООО ______ применяет правило пяти процентов, установленное п. 4 ст. 170 НК РФ, и не распределяет входящий налог, саккумулированный на счете 19-р, в кварталах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализация которых не облагается НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы «входного» НДС, учтенные на субсчете 19-р в соответствующем квартале, подлежат вычету в полном объеме в соответствии с порядком, установленным в ст. 172 НК РФ».
Порядок ведения учета расходов в целях применения правила пяти процентов

«В целях применения правила пяти процентов организация ведет учет расходов на специальных субсчетах, открываемых к счетам учета расходов»

«Организация ведет учет расходов в специальном налоговом регистре по НДС, форма которого приведена в Приложении N 10 к настоящему Положению об учетной политике».
Распределение общехозяйственных расходов

«Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле поступление от необлагаемых операций в общих поступлениях от продаж»

«Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле прямых расходов по необлагаемым НДС операциям в общей сумме прямых расходов по всем операциям, связанным с реализацией».

Как проверить выполнение правила

Чтобы проверить, соблюдено ли правило, нужно посчитать долю расходов на необлагаемые операции. Формула — простая пропорция:

Доля расходов осв = Р осв / Р общ × 100 %, где:

  • Доля расходов осв — доля расходов на покупку, производство или продажу товаров, продажи которых освобождены от обложения налогом;
  • Р осв — расходы на покупку, производство или продажу товаров, реализация которых освобождена от налогообложения;
  • Р общ — общие расходы на покупку, производство или продажу за отчетный квартал.

Включайте в расчеты и прямые, и косвенные расходы. В сумму расходов из необлагаемой НДС деятельности также включайте соответствующую часть общехозяйственных расходов. Методику расчета можно разработать самим (Письмо Минфина от 03.07.2017 № 03-07-11/41701).

Если показатель «Доля расходов осв» равен 5 % или меньше, правило выполняется.

Пример. Когда можно не распределять НДС

ООО «Забота» за квартал купило товары для разных видов операций на следующие суммы:

  • 480 000 рублей (в т.ч. НДС — 80 000 рублей) — стоимость товаров для обоих типов операций.
  • 30 000 рублей (в т. ч. НДС — 5 000 рублей) — стоимость товаров для необлагаемых операций.

Объем реализации в облагаемых операциях составил 870 000 рублей (в т. ч. НДС — 145 000 рублей), в необлагаемых операциях — 210 000 рублей.

Посчитаем долю операций, освобожденных от налогообложения:

210 000 рублей / (870 000 — 145 000 + 210 000) × 100 % = 22,5 %.

Чтобы понять, надо ли распределять НДС в сумме 80 000 рублей с товаров, приобретенных для обоих типов операций, надо посчитать долю расходов на реализацию освобожденных от НДС товаров в общей сумме расходов.

Например, общая сумма прямых расходов, которые списаны на проданные товары, составила 540 000 рублей. Из них 522 000 рублей на реализацию облагаемых НДС товаров, 18 000 рублей — на реализацию освобожденных товаров.

Общехозяйственные расходы, списанные на реализованные товары, составили 240 000 рублей. Их нужно распределить пропорционально прямым расходом в соответствии с методом, утвержденным в учетной политике. Например так:

  • На продукцию, облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 522 000 рублей / 540 000 рублей = 232 000 рублей.
  • На продукцию, не облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 18 000 рублей / 540 000 рублей = 8 000 рублей.

Итак, общая сумма расходов на реализацию составила 780 000 рублей (540 000 + 240 000).

Доля расходов на продажу не облагаемой НДС продукции:

(18 000 рублей + 8 000 рублей) / 780 000 рублей × 100 % =3,33%.

У нас получилось, что в ООО «Забота» доля расходов на продажу необлагаемой продукции оказалась меньше 5 %. Отсюда следует, что входящий НДС (80 000 рублей) по товарам, приобретенным одновременно для обоих типов операций, можно не распределять, а принять к вычету в полном размере.

Что делать, если правило не выполняется

Если вы не выполнили правило 5%, распределяйте НДС. Так получится узнать, сколько принять к вычету, а сколько отнести в расходы. Делайте распределение в конце квартала, в котором получили имущество, работы, услуги.

Для начала нужно посчитать долю операций, не облагаемых налогом, в общем объеме операций. Для этого подходит формула:

Доля = СТ осв / СТ общ × 100 %, где:

  • СТ осв — стоимость отгруженных в отчетном периоде товаров, которые освобождены от НДС;
  • СТ общ — общая стоимость отгруженных в отчетном периоде товаров.

Затем посчитайте НДС, который нельзя принять к вычету, и нужно учесть в расходах:

НДС нв = НДС вх × Доля, где:

  • НДС вх — общая сумма входного НДС от поставщиков;
  • Доля — доля операций, не облагаемых налогом, рассчитанная на предыдущем шаге.

Затем посчитайте сумму налога к вычету по формуле:

НДС выч = НДС вх — НДС нв.

Все показатели для расчета нам уже известны из предыдущих шагов.

В расчете пропорции не учитывайте поступления, которые не являются вашей выручкой. Например, дивиденды, проценты от вкладов, выплаты по ценным бумагам. По некоторым операциям есть свои особенности определения доходов для пропорции. О них мы рассказывали в статье «Раздельный учет НДС».

Читайте также: