Облагаются ли аудиторские услуги ндс

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российская организация на территории РФ оказывает консультационные услуги в области внешнеэкономической деятельности непосредственно иностранной организации (Турция), не зарегистрированной и не осуществляющей деятельности на территории РФ. Будут ли данные услуги облагаться НДС? Если да, то в случае, если российская организация, в свою очередь, будет приобретать указанные консультационные услуги у другой иностранной организации, НДС будет начисляться со всей их стоимости или только с суммы вознаграждения? Какие виды услуг, фактически оказанных российской организацией на территории РФ для иностранных организаций, не облагаются НДС?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При оказании в данном случае консультационных услуг иностранной организации у российской организации не возникает объекта налогообложения НДС и обязанности по его начислению и уплате. В качестве примеров видов услуг, фактически оказанных российской организацией на территории РФ для иностранных организаций, которые не облагаются НДС, можно привести иные услуги, поименованные в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, а также подпадающие под действие норм ст. 149 НК РФ.

Обоснование вывода:
Операции по оказанию услуг признаются объектом налогообложения НДС в случае, если местом их реализации признается территория РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации услуг для целей исчисления НДС определяется в соответствии с правилами, установленными ст. 148 НК РФ.
Так, на основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях главы 21 НК РФ местом реализации консультационных услуг признается территория РФ, если их покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. В противном случае местом реализации консультационных услуг территория РФ не признается (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Фактическое место оказания консультационных услуг при этом значения не имеет. Наряду с этим пп. 4 п. 1 ст. 148 установлено, что местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае его фактического присутствия на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица (за исключениями, не актуальными в анализируемой ситуации).
Таким образом, учитывая, что в данном случае консультационные услуги оказываются непосредственно иностранной организации, не зарегистрированной и не осуществляющей деятельности на территории РФ, местом их реализации для целей главы 21 НК РФ территория РФ не признается (смотрите также письма Минфина России от 17.03.2020 N 03-07-08/20120, от 17.05.2019 N 03-07-08/35644, от 08.11.2017 N 03-07-14/73525, от 09.09.2016 N 03-07-08/52800). Соответственно, у российской организации-исполнителя в связи с реализацией таких услуг не возникает объекта налогообложения НДС и, соответственно, обязанности по начислению и уплате данного налога (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Приведенный вывод справедлив и в случае, если российская организация с целью реализации указанных консультационных услуг будет приобретать консультационные услуги у другой иностранной организации. Однако заметим, что ситуация изменится, если российская организация будет выступать посредником при реализации консультационных услуг одной иностранной организацией другой иностранной организации. В таком случае оказанные российской организацией посреднические услуги будут считаться реализованными на территории РФ (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 22.01.2015 N 03-07-08/69579, от 02.12.2011 N 03-07-08/339), что приведет к возникновению у нее объекта налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ) и к необходимости начисления НДС на сумму своего посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ).
Что касается вопроса о видах услуг, фактически оказанных российской организацией на территории РФ для иностранных организаций, которые не облагаются НДС, то в качестве примера можно привести иные услуги, поименованные в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, например, услуги по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации (за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ). Также не будут облагаться НДС услуги в адрес иностранных организаций, местом реализации которых будет признаваться территория РФ, подпадающие под действие норм ст. 149 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Место реализации НИОКР, консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и т.п. для целей НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статьей 148 Налогового кодекса установлен механизм определения места оказания как аудиторских, так и консультационных услуг. Указанный порядок позволяет решить вопрос наличия или отсутствия реализации услуг, которые являются объектом обложения НДС.

Аудиторские услуги

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Это правило распространяется, в частности, и на оказание аудиторских услуг.

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК).

Сразу заметим, что следует четко разделять понятие аудиторских и бухгалтерских услуг, ведь место реализации при оказании таких услуг определяется по-разному. Бухгалтерский учет, согласно Закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Определение понятия «аудит» содержится в статье 1 Закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Так, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Из закона № 119-ФЗ можно сделать вывод, что аудит является самостоятельным видом деятельности. Для определения места реализации аудиторских услуг необходимо руководствоваться положением подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса.

Согласно указанному положению, местом реализации услуг признается территория нашей страны, если деятельность оказывающей услуги организации (индивидуального предпринимателя) осуществляется именно на территории Федерации в той части деятельности, которая не предусмотрена подпунктами 1–4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса (а аудиторские услуги, надо сказать, этими подпунктами как раз-таки не предусмотрены).

При этом местом осуществления деятельности оказывающей услуги организации или индивидуального предпринимателя будет считаться территория Федерации в случае их фактического присутствия на данной территории на основании государственной регистрации. А при отсутствии такой регистрации — на основании места, указанного в учредительных документах, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства либо места жительства индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 148 НК).

То есть в случае, если иностранная организация оказывает аудиторские услуги для российского налогоплательщика и при этом не состоит на учете в налоговых органах нашей страны, обложение НДС указанных услуг на территории Федерации не производится.

Если же услуги оказаны представительством (отделением, филиалом) иностранной организации, состоящим на учете в налоговых органах нашей страны, то местом реализации аудиторских услуг будет признаваться территория Федерации, а обложение НДС будет производиться в общеустановленном порядке.

В случае если аудиторские услуги оказаны российской организацией иностранной компании — заказчику, местом реализации признается территория нашей страны, и такие операции подлежат обложению НДС также в общеустановленном порядке.

Консультационные услуги

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса, место реализации консультационных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя данных услуг. То есть, если заказчик таких услуг — российская компания, то местом их реализации признается территория Федерации. При этом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у нерезидента (ст. 161 НК). Налоговая база в таком случае определяется российским налогоплательщиком — налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом НДС.

Минфин в письме от 2 августа 2006 г. № 03-04-08/173 также указал, что российская организация, приобретающая консультационные услуги у иностранной фирмы, не зарегистрированной на территории нашей страны, является налоговым агентом и обязана уплатить в бюджет НДС. Причем сделать это необходимо независимо от того, признается ли иностранная компания налогоплательщиком НДС в стране регистрации, либо нет.

Если же покупателем консультационных услуг иностранной компании является российское представительство, зарегистрированное на территории иностранного государства, то местом реализации таких услуг территория Федерации не признается. Соответственно, указанные услуги НДС на территории нашей страны не облагаются (письмо Минфина от 29 ноября 2006 № 03-04-08/243).

В случае оказания консультационных услуг российским налогоплательщиком для иностранной фирмы — заказчика, не состоящей на учете в нашей стране, местом реализации территория Федерации признаваться не будет.

Рассмотрим последнюю ситуацию на следующем примере.

Пример 1

ООО «Альфа» в ноябре 2007 года оказала консультационные услуги иностранной компании West Int. (Италия), не имеющей представительства на территории Федерации. Местом реализации консультационных услуг для целей налогообложения НДС территория Федерации не является. Исчислять НДС со стоимости этих услуг не нужно.

Вместе с тем стоимость оказанных обществом услуг составила 512 тысяч рублей. Эта сумма отражается в разделе 9 налоговой декларации по НДС (ее форма и порядок заполнения утверждены приказом Минфина от 7 ноября 2007 № 136н) следующим образом:

  • по строке 010 графы 1 «Код операции» указывается код 1010812 (в соответствии с Приложением № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС);
  • по строке 010 графы 2 «Стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС» отражается стоимость услуг, указанная в договоре, — 512 000 руб.;
  • в остальных графах строки 010 по данной операции ООО «Альфа» поставит прочерки;
  • по строке 020 графы 2 общество укажет итоговую сумму стоимости реализованных услуг, не облагаемых налогом (при условии отсутствия в ноябре 2007 года иных операций, подлежащих отражению в графе 3 данного раздела, организация укажет итоговую сумму 512 000 руб.).

Необходимо помнить, что заполнять и включать в состав налоговой декларации по НДС данный раздел налоговой декларации следует за тот налоговый период, в котором была оказана услуга).

Теперь рассмотрим ситуацию, когда услуги оказаны иностранной компанией для российской организации.

Пример 2

Иностранная фирма B&D int. (Великобритания), не состоящая на учете в России, оказала для ООО «Альфа» в ноябре 2007 года консультационные услуги на сумму 236 тысяч рублей.

Поскольку местом реализации услуг признается территория нашей страны, то у ООО «Альфа» возникает обязанность налогового агента, которая предусмотрена в пункте 1 статьи 161 Налогового кодекса. То есть организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика — иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Федерации, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Эту операцию ООО «Альфа» отражает в разделе 2 декларации на ноябрь 2007 года следующим образом:

  • по строке 010 «Порядковый номер раздела 2» указывается 000001;
  • по строке 020 «КПП подразделения иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах» ООО «Альфа» ставится прочерк;
  • по строке 030 указывается наименование иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика, — B&D int.;
  • в строках 040 и 050 ставятся прочерки, поскольку у иностранного продавца отсутствуют ИНН и КПП;
  • по строке 060 следует указать код бюджетной классификации, на который подлежит зачислению сумма налога, — 182 1 03 0 1000 01 1000 110;
  • в строке 070 российская организация проставляет код ОКАТО — 45293570000;
  • в строке 080 — код вида экономической деятельности налогового агента (ОКВЭД) — 515300;
  • по строке 090 отражается сумма НДС, исчисленная ООО «Альфа» к уплате в бюджет как налоговым агентом в размере 36 000 руб. (236 000 руб. × 18/118);
  • по строке 100 указывается код операции в соответствии с Приложением к Порядку заполнения декларации — 1011701;
  • в строках 110 — 130 ООО «Альфа» ставит прочерки.

Необходимо учесть, что, в случае если контрактом с налогоплательщиком — иностранным лицом, реализующим услуги, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику следует самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты налога, то есть увеличить стоимость приобретаемых услуг на сумму налога. Это сказано в письме Минфина от 16 октября 2007 г. № 03-07-15/153.

Сумма налога, исчисленная и уплаченная в бюджет, в такой ситуации, по существу, является суммой налога, удержанной из возможных доходов налогоплательщика — иностранного лица. Поэтому сумма НДС должна приниматься к вычету у российского налогоплательщика в порядке, установленном пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса, то есть после уплаты налога в бюджет и принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг).

Таким образом, если бы в примере 2 контрактом между иностранной фирмой B&D int. (Великобритания) и ООО «Альфа» сумма НДС не была предусмотрена, то обществу, которое является налоговым агентом, следовало бы увеличить стоимость консультационных услуг на сумму налога. Сумма НДС в данном случае составила бы 42 480 рублей (236 тыс. руб. × 18%).

В отношении налоговых агентов, приобретающих у иностранных лиц услуги (в том числе консультационные) по договорам мены, каких-либо особенностей уплаты налога на добавленную стоимость нормами Налогового кодекса не предусмотрено.

По таким налогоплательщикам Минфин в письме от 24 октября 2007 г. № 03-04-15/190 делает следующий вывод. Уплата налога на добавленную стоимость в бюджет российскими организациями при исполнении ими обязанностей налогового агента, в случае приобретения по договорам мены у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах нашей страны, товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Федерации, производится в общеустановленном порядке. То есть не позднее 20-числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором осуществляется оплата товаров, принадлежащих иностранному лицу, неденежными средствам (п. 1 ст. 174 НК). При этом налог уплачивается за счет собственных средств российской организации.

Тонкости вычета

Что касается принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в соответствии со статьей 173 Налогового кодекса покупателями — налоговыми агентами, то в таком случае следует руководствоваться статьей 171 и пунктом 1 статьи 172 Кодекса. Суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами при оказании услуг (местом реализации которых является территория Федерации), налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, могут быть включены налоговыми агентами в вычеты НДС в декларации. Она представляется за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который представлена декларация с отраженной в ней суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет в отношении указанных услуг.

Вернемся к примеру 2. Поскольку консультационные услуги оказаны в ноябре 2007 года, и, соответственно, отражены в разделе 2 декларации по НДС на ноябрь, то включить соответствующую сумму НДС в состав налоговых вычетов ООО «Альфа» может только в декларации по НДС, представляемой за следующий налоговый период. Поскольку в нашем примере налоговым периодом, установленным статьей 163 Кодекса, является календарный месяц, то отразить данные операции общество может в декларации за декабрь 2007 года.

Напомним, что с 1 января 2008 года в соответствии со статьей 163 Кодекса налоговый период по НДС (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал (п. 4 ст. 2 закона от 27 июля 2006 № 137-ФЗ).

Е. Даненова


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Model.Article.Title

Чтобы избавить малый бизнес от некоторых сложностей, государство освободило от НДС компании на УСН, ЕНВД и других спецрежимах. Но это освобождение не распространяется на налоговых агентов по НДС. Так, если вы арендуете помещение у госорганов, то должны в обязательном порядке заплатить налог и подать декларацию по НДС. В каких еще операциях предприниматели становятся налоговым агентом по НДС?

Кто такие налоговые агенты?

В некоторых случаях налог в бюджет государства платит не сам налогоплательщик, а другая компания. Как правило, эта компания является источником дохода для самого плательщика налога, она платит налог не из своего кармана, а из денег, причитающихся налогоплательщику. Поэтому эта компания заранее удерживает сумму налога из дохода и сама перечисляет ее в налоговую. Компания, которая платит налог за налогоплательщика, называется налоговым агентом. Иными словами, она выступает посредником между налогоплательщиком и государством. Схема возникла по причине того, что в некоторых ситуациях налогоплательщик сам не может заплатить налог.

Случаи, когда государство возлагает на вас обязанности налогового агента по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ. Вы будете являться налоговым агентом по НДС, если:

  • покупаете товары, работы или услуги у иностранных лиц, которые не состоят на учете в России. При этом местом реализации является РФ (этот нюанс подробно рассмотрим чуть ниже);
  • арендуете государственное имущество у органов власти или купили его в собственность.

  • продаете конфискованное имущество, клады, скупленные ценности и прочие богатства;
  • покупаете имущество банкрота;
  • как посредник реализуете товары, работы, услуги иностранных лиц, не состоящих на учете в России;
  • построили судно и в течение 46 дней после перехода права собственности не зарегистрировали его в Международном реестре судов.

Остановимся на самых распространенных операциях.

Покупка товаров и заказ работ у иностранцев

Строить судно вам, возможно, не придется, а вот покупать у иностранной фирмы импортный товар или заказывать услуги — вполне.

Сделка с иностранцем повлечет за собой отчетность по НДС и перечисление налога, если выполняются следующие условия:

  1. Поставщик-иностранец не состоит на учете в налоговой в России. Всегда уточняйте этот факт при заключении контракта с иностранным продавцом. Если у иностранной компании есть подразделение в России, то отчитываться по НДС вам не придется. Также, если вы заказываете товары или услуги у физлица, то налоговым агентом вы не будете.
  2. Приобретаемый товар или услуга облагаются НДС. Полный перечень операций, освобожденных от НДС, приведен в п.3 ст. 149 НК РФ. Самые распространенные — покупка неисключительных прав на ПО или научно-исследовательские услуги.
  3. Местом реализации является РФ.

Определяем место реализации товаров и услуг

У товаров определить место реализации просто. Если товар изначально в момент отгрузки находится в России, то значит местом реализации и будет РФ. В случае если поставщик будет поставлять товар из своей страны, налоговым агентом по НДС вы не будете и уплатите НДС на таможне.

С услугами дела обстоят сложнее, потому что место реализации определяется по-разному, в зависимости от вида услуги. И тогда местом реализации услуг будет признаваться либо та страна, где вы находитесь, либо место, где находится ваш исполнитель, или какое-то другое место. Место реализации работ и услуг рассматривается в ст. 148 НК РФ. Остановимся на тех, которые встречаются чаще всего в жизни предпринимателей.

Если вы заказываете следующие услуги, то местом их реализации однозначно будет территория РФ, потому что вы работаете в России:

  • передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;
  • разработка ПО;
  • консультационные услуги;
  • юридические услуги;
  • бухгалтерские и аудиторские услуги;
  • инжиниринговые услуги;
  • реклама и маркетинг;
  • услуги по обработке информации;
  • предоставление персонала;
  • аренда имущества, кроме недвижимости и авто.

Место реализации всех остальных услуг будет определяться по месту:

  • их фактического оказания, например, если это услуги в сфере образования;
  • нахождения имущества, если это работы или услуги, связанные с ним;
  • нахождения товара при отправлении и в пункте назначения, если вы заказывали транспортные услуги.

Если вы определили, что все три условия выполняются, значит, вы являетесь налоговым агентом по НДС. Поставщик-иностранец не сможет самостоятельно перечислить НДС в налоговую, он не состоит там на учете. Сумму налога вам нужно рассчитать самим и удержать из выплаты иностранцу. Чаще всего сделки происходят в иностранной валюте. Чтобы определить НДС, пересчитайте сумму дохода иностранного поставщика в рубли на дату выплаты денег.

Если в контракте установлена стоимость товаров или услуг с учетом налога, то определить НДС просто: умножьте эту сумму на ставку 18/118. Если вы купили товары, которые облагаются НДС 10%, то нужно умножать на 10/110. Если в контракте указана цена без учета налогов, то сумму НДС можно узнать, умножив стоимость договора на 10% или 18%.

Счет-фактуру вам тоже придется выставить самим себе, но от имени иностранного поставщика. Необходимо это сделать в течение 5 дней со дня оплаты. В строках «Продавец» и «Адрес» нужно указать данные зарубежного контрагента, которые можно взять из контракта. ИНН у иностранца нет, поэтому в строке 2б поставьте прочерк. В полях «Покупатель», «Адрес» и «ИНН» нужно заполнить свои данные. В остальном счет-фактура ничем не отличается от обычных случаев.

НДС, удержанный у иностранца, нужно перечислить в свою налоговую в следующие сроки:

  • при покупке товаров — до 20 числа месяца, следующего за кварталом;
  • при заказе работ и услуг НДС необходимо заплатить одновременно с выплатой денег иностранному лицу. В банк подаются одновременно две платежки — на оплату налога и на оплату услуг контрагенту.

Также до 20 числа месяца, следующего за кварталом, нужно подать декларацию по НДС. За операции налогового агента отвечает второй раздел.

Аренда и покупка государственного имущества у органов власти

В случае с арендой и покупкой имущества вы будете налоговым агентом по НДС, если это государственное имущество и вашим арендодателем или продавцом являются органы власти. Чаще всего это бывает комитет по управлению имуществом.

Как налоговому агенту по НДС вам придется рассчитать сумму налога и удержать ее из арендной платы или из оплаты стоимости имущества, если вы покупаете помещение в собственность.

НДС в этом случае рассчитывается аналогично предыдущему. В договоре аренды или купли-продажи имущества стоимость может быть установлена с учетом НДС или без него. В зависимости от этого условия налог будет вычисляться по-разному.

Если стоимость в договоре указана с учетом НДС, то, чтобы вычислить сумму удержания, вам нужно умножить ее на ставку 18/118. Если в договоре вы видите цену без учета НДС, то вам нужно просто умножить ее на 18%, и вы получите сумму, которую нужно удержать и перечислить в налоговую.

В течение 5 дней со дня оплаты не забудьте составить счет-фактуру. В полях «Продавец», «Адрес» и «ИНН» нужно указать данные арендодателя или продавца из договора. А в данных покупателя нужно заполнить свои реквизиты. Остальные строки счета-фактуры заполняются по общим правилам.

До 20 числа месяца, следующего за кварталом, перечислите НДС в налоговую и подайте декларацию с заполненным разделом 2. На этом все обязанности налогового агента будут исполнены.

С 2014 года отчетность по НДС необходимо сдавать в электронном виде. Обращаем ваше внимание, что это правило не распространяется на налоговых агентов на спецрежимах (УСН, ЕНВД и т д.). В 2014 году вы имеете полное право сдавать отчетность на бумаге, а вот с 2015 года уже только в электронном виде.

Если налоговым агентом выступает организация или ИП на ОСНО, которые являются плательщиками НДС, то такая фирма обязана предоставлять декларации по НДС в электронном виде уже с 2014 года.

Ольга Аввакумова,
эксперт аналитического отдела сервиса «Бухгалтерия.Контур»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Сейчас уже можно говорить об истории данного вопроса, поскольку с 1 октября 2011 года благодаря дополнению, внесенному Законом № 245-ФЗ [1] в гл. 21 НК РФ, аудиторские услуги вошли в перечень услуг, поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых определяется в особом по-рядке – по месту деятельности покупателя.

Вместе с тем заявленная тема продолжительное время была предметом налоговых споров, нередко заканчивавшихся в судебных инстанциях. В этой связи считаем нужным ознакомить читателя со спорными ситуациями, которые могут возникнуть в ходе налоговых проверок, охватывающих периоды до вступления в силу Закона № 245-ФЗ, в отношении определения места реализации аудиторских услуг.

Особый порядок определения места реализации услуг

В целях налогообложения реализуемых услуг гл. 21 НК РФ установлено следующее правило: если местом реализации услуг признается территория РФ, они подлежат обложению НДС в РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Отметим, что для различных услуг п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрены свои особенности определения места их реализации. Так, для консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ установлен особый порядок определения места реализации – по месту деятельности покупателя. При этом тер-ритория РФ признается местом реализации только в случае фактиче-ского присутствия покупателя на территории РФ на основе государст-венной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Аудит для иностранцев – спорный вопрос

Следует сказать, что в действующей (до 01.10.2011) редакции пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ аудиторские услуги отсутствуют. В этой связи возникало немало спорных вопросов по НДС в отношении аудиторских услуг, оказываемых российскими организациями иностранным компаниям, не имевшим на территории РФ постоянных представительств.

Например, московские налоговики рассуждали так: раз аудиторские услуги не поименованы в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, значит, данный вид услуг следует относить к услугам, указанным в пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ – не предусмотренным пп. 1 – 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ (Письмо от 18.06.2009 № 16-15/61584). По их мнению, место реализации аудиторских услуг должно определяться в общем порядке – по месту деятельности организации, оказывающей данный вид услуг, а не в особом порядке – по месту деятельности покупателя. Заметим, если следовать букве закона, налоговики правы.

Однако Минфин придерживался другой точки зрения: при применении НДС в отношении аудиторских услуг следует руководствоваться нормой пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (Письмо от 08.04.2009 № 03 07 08/85).

Итак, с учетом разночтений со стороны финансового и налогового ведомств в отношении порядка определения места реализации ауди-торских услуг налогоплательщику ничего не оставалось, как обращаться за поддержкой в судебные инстанции. К тому же анализ арбитражной практики показал, что судьи разделяют позицию Минфина, в основу которой, по мнению автора, было положено действующее в целях бухгалтерского учета требование приоритета содержания перед формой – отражения фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [2] ).

В качестве примера приведем Постановление Девятого арбит-ражного апелляционного суда от 12.11.2010 № 09АП-26553/2010-АК [3] , в котором судьи, вынося решение в пользу общества, проводившего в 2006 – 2007 годах аудит финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО (ГААП) иностранными организациями, не осуществляющими деятельность на территории РФ, поддержали позицию налогоплательщика, посчитавшего, что в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ аудиторские услуги представляют собой комплексные услуги, включающие в качестве составляющих бухгалтерские, консультационные и юридические услуги. При этом арбитры указали на следующие моменты.

1. Действующее законодательство не содержит определение понятия «бухгалтерские услуги».

Исходя из буквального значения данного термина под бухгалтерскими услугами в широком смысле следует понимать деятельность исполнителя, направленную на оказание заказчику (покупателю услуг) содействия в решении задач бухгалтерского учета. Аудиторская деятельность направлена на решение задач бухгалтерского учета, главной из которых является формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 1 Закона о бухгалтерском учете [4] ). Именно установление достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности является целью аудита (п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности [5] в редакции, действовавшей в проверяемый период).

Аудиторское заключение в ряде случаев входит в состав бухгалтерской отчетности организаций (п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). По существу проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемая в рамках оказания аудиторских услуг, является за-ключительным этапом формирования полной и достоверной отчетности, отражающей во всех существенных условиях финансовое положение организации и представляемой внешним и внутренним пользователям.

Таким образом, судьи сделали вывод, что аудиторская деятельность включает бухгалтерские услуги, поскольку представляет собой дея-тельность, связанную с созданием одной из форм бухгалтерской от-четности (аудиторского заключения), а также проверкой достоверности бухгалтерской отчетности как одного из этапов ее формирования и в конечном счете направленную на решение задач бухгалтерского учета, сформулированных в ст. 1 Закона о бухгалтерском учете.

2. Аудиторские услуги включают в себя консультационные услуги.
Согласно п. 3 Стандарта № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» [6] одной из возможных причин искажения бухгалтерской отчетности являются ошибки в применении принципов учета, неверная интерпретация фактов. На основании указанного стандарта (п. 53) своевременное сообщение руководству аудируемого лица об искажениях, возникших в результате недобросовестных действий или ошибок, является необходимым для принятия руководством ау-дируемого лица соответствующих мер. Аудитор должен сообщить руководству о любых существенных недостатках средств внутреннего контроля в части, относящейся к предотвращению или обнаружению недобросовестных действий или ошибок, привлекших внимание аудитора во время проведения аудиторской проверки (п. 61 Стандарта).

При сообщении руководству аудируемого лица об обнаруженных недостатках аудитор со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт указывает возможные варианты отражения тех или иных операций на счетах бухгалтерского учета.

Следовательно, аудиторская деятельность включает в себя кон-сультационные услуги, связанные с анализом и оценкой полученной аудитором информации с целью выявления ошибок и выработки ре-комендаций, о которых сообщается аудируемому лицу.

Кроме того, из заключенных обществом договоров на оказание ауди-торских услуг прямо следует, что для целей соответствующих договоров термин «аудит» использовался сторонами в значении более широком, чем то, которое использовано в Законе об аудиторской деятельности, и включал в себя не только услуги по проверке достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности (то есть аудит как таковой), но и иные услуги, которые по своей правовой природе являлись исключительно консультационными, а именно: услуги по оценке принятой клиентом учетной политики и основных расчетов, выполненных руководством клиента, а также оценке в целом формы представления бухгалтерской и финансовой отчетности.

Таким образом, по мнению судей, оказываемые обществом по соответствующим договорам услуги включали в себя консультаци-онные услуги.

3. Аудиторская деятельность включает в себя также юриди-ческие услуги.
В соответствии с п. 18 и 19 Стандарта № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита» [7] аудитор должен проанализировать нормативные правовые акты РФ, применяемые аудируемым лицом в установленной сфере деятельности, и получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения тех нормативных правовых актов РФ, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Следовательно, аудиторская деятельность включает в себя деятельность, связанную с правовой квалификацией деятельности и применением законодательства к действиям аудируемого лица.

К сведению

Стандарты № 13 и 14 утратили силу с 08.02.2011 (Постановление Прави-тельства РФ от 27.01.2011 № 30).

Итак, учитывая комплексный характер аудиторских услуг, включающих в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги, арбитры пришли к выводу, что определение места оказания аудиторских услуг для целей НДС должно осуществляться согласно нормам пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, то есть по месту осуществления деятельности покупателем.

Кроме того, судьи отметили, что вывод об отсутствии оснований для обложения НДС аудиторских услуг, оказанных иностранным орга-низациям, не осуществляющим деятельности на территории РФ, под-тверждается многочисленными разъяснениями Минфина (письма от 24.08.2005 № 03 04 08/224, от 26.01.2006 № 03 04 08/26, от 08.04.2009 № 03 07 08/85), которыми налоговые органы обязаны руководствоваться в силу пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В итоге судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика по следующим основаниям. Заказчики (покупатели) аудиторских услуг, оказанных обществом в 2006 – 2007 годах, фактически не присутствовали в РФ на основе государственной регистрации или по иным указанным критериям. Это означает, что в целях ст. 148 НК РФ место деятельности покупателя спорных услуг находилось за пределами территории РФ, следовательно, налогоплательщик пра-вомерно не включал полученные за реализацию данных услуг суммы в размере 54 818 541 руб. в объект обложения НДС.

Согласитесь, судебные тяжбы того стоили.

Наконец-то свершилось!

По всей видимости, проникшись очевидной проблемой в отношении определения места реализации аудиторских услуг, законодатели все расставили по своим местам и назвали своими именами. Одним словом, свершилось! С 1 октября 2011 года в силу дополнений, внесенных Законом № 245-ФЗ, налогоплательщикам больше не потребуется доказывать, что аудиторские услуги имеют комплексный характер: включают в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги.

Аудиторские услуги как самостоятельный вид услуг (которым, по мнению автора, они всегда и являлись) вошли в перечень услуг, поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых определяется в особом порядке – по месту деятельности покупателя.
Это означает, что по вопросу применения НДС в отношении ауди-торских услуг, оказываемых российскими организациями иностранным компаниям, налоговые споры с 1 октября 2011 года возникать не должны. Однако как поведут себя налоговики в отношении данного вида услуг, оказанных до 1 октября 2011 года, неизвестно.

[1] Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[2] Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

[3] Постановлением ФАС МО от 28.01.2011 № КА-А40/17618-10 данное решение оставлено без изменения.

[4] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[5] Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2011 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

[6] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

[7] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

С 1 января 2021 года вступают в силу многочисленные поправки в НК РФ. Расскажем о самых важных: по НДС, налогу на прибыль, имущество, НДФЛ, страховым взносам и нововведениях в части налогового контроля и администрирования (ч. 1 НК РФ). А также о «ретроспективных» изменениях, принятых в конце 2020 года, но применяемых с 1 января 2020 г.

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2021 года

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

Напомним, что до 2021 года «экспортеры» работ и услуг, местом реализации которых не является территория РФ могли принимать к вычету НДС в порядке, предусмотренном для «внутреннего рынка», т.е. если работы и услуги указаны в ст. 149 НК РФ вычет производить нельзя. Но с 1 января 2021 года из этого правила сделали исключение для «экспорта» «российских» программ.

Кстати, с 1 января 2021 года при «экспорте прав» на программы и базы данных, не включенных в Российский реестр (на внутреннем рынке такие права с 2021 года облагаются НДС, т.к. не включены в ст.149 НК РФ), налогоплательщики смогут принимать к вычету НДС по всем товарам (работам, услугам), относящимся к таким операциям (ст.171 и 170 НК РФ).

7. Уточнен перечень экспедиторских услуг, облагаемых НДС по ставке 0%.

С 1 января 2021 года уточнен перечень транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки, облагаемые НДС по ставке 0%. В него включены услуги по выдаче грузов, разработка документов для проектных перевозок, организация и выполнение перевозки грузов, экспедиторское сопровождение (пп.2.1 п.1 ст.164 НК РФ в ред. Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ).

8. Обновлена форма декларации по НДС

Начиная с отчетности за четвертый квартал 2020 года декларацию по НДС нужно представлять по обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 19.08.2020 г. N ЕД-7-3/591@).

Также внесены изменения в электронные форматы декларации и сведений из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур, порядок заполнения декларации. В частности, расширен перечень кодов операций и откорректированы наименования отдельных ранее существовавших кодов.

Изменения по налогу на прибыль 2020-2021

Законы с поправками в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» принимались в течение всего 2020 года. Об «антикризисных» изменениях 2020-го года мы уже рассказывали.

Сегодня остановимся на самых заметных новациях, вступающих в силу с 1 января 2021 года, а также поправках, принятых в октябре-ноябре 2020 года и распространяющихся на 2020 год.

Ретроспективные изменения — 2020

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

В статье 269 НК РФ установлены особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения прибыли. По общему правилу по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки. Однако есть ситуации, когда доходы и расходы в виде процентов нормируются для целей налогообложения прибыли, т.е. учитываются в пределах интервалов, установленных п.1.2 ст.269 НК РФ. В частности, доходы и расходы в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемыми контролируемыми сделками налогоплательщик вправе признавать с учетом минимального и максимального значения интервалов (ст. 105.14, п. 1.2. ст. 269 НК РФ в редакции Закона N 374-ФЗ).

На период с 1 января 2020 по 31 декабря 2021 год установлены временные интервалы ставок по долговым обязательствам (п. 1.2. ст. 269 НК РФ в ред. пп.25 статьи 2 Закона N 374-ФЗ):

  • оформленным в рублях и возникшим в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с п. 2 ст. 105.14 НК РФ (между двумя налоговыми резидентами РФ) — от 0 % до 180% ключевой ставки ЦБ;
  • оформленным в рублях по сделкам, не указанным в п.2 ст. 105.14 НК РФ — от 75% до 180% ключевой ставки ЦБ РФ;
  • оформленным в иностранной валюте:
  • от 0% до ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0 % до ставки SHIBOR в китайских юанях, увеличенной на 7 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в фунтах стерлингов, увеличенной на 7 процентных пунктов ;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в соответствующей валюте, увеличенной на 5 процентных пунктов;
  • от 0% до ставки ЛИБОР в долларах США, увеличенной на 7 процентных пунктов.

4. На 2020 и 2021 год установлены специальные правила определения предельной величины по контролируемой задолженности

В общем случае, контролируемая задолженность — это непогашенная задолженность российской организации — налогоплательщика по ее долговому обязательству перед иностранным лицом, взаимозависимым с налогоплательщиком. Если заемные средства превышают собственный капитал в 3 раза (у банков и лизинговых компаний в 12,5 раз), то заемщики в расходы, учитываемые в налоговой базе, включают проценты по такой задолженности в ограниченном размере (правило тонкой капитализации). Случаи признания задолженности контролируемой и механизм переквалификации процентов в дивиденды прописаны в п. 2 — 13 ст. 269 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона N 374-ФЗ в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 января 2020 года, применяется с учетом следующих особенностей:

  1. величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курс, ЦБ РФ установленный по состоянию на 28 февраля 2020 года.
  2. величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, установленных ЦБ, с 28 февраля 2020 года по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

5. Обновленная форма декларации за 2020 год

Приказом ФНС России от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль, а также в порядок ее заполнения. Изменения учитывают нововведения по налогу на прибыль, внесенные в налоговое законодательство федеральными законами, принятыми в 2019 — 2020 гг. Обновленная форма применяется, начиная с отчетности за 2020 год.

Читайте также: