Нулевая ставка по ндс для образовательных учреждений

Опубликовано: 27.04.2024

Данякина Е. И.

налоговый консультант, президент территориального представительства ИПБР

Расскажем, что изменилось по налогу на добавленную стоимость

Самые масштабные изменения в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Они коснулись большинства налогов и сборов. О самых важных из них мы рассказали в статье «11 важных изменений по налогам с 2020 года».

Теперь подробнее остановимся на изменениях по налогу на добавленную стоимость.

1. Новые льготируемые операции по НДС

С 1 января 2020 года появились новые льготируемые операции, которые связаны с импортом и реализацией гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров. Когда вы импортируете такое имущество, то НДС платить не нужно (ст. 150 НК РФ).

Реализация гражданских воздушных судов и связанных с ними товаров облагается НДС по ставке 0% (пп. 15-17 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения ставки 0% нужно представить в налоговые органы документы, которые предусмотрены пп. 15.1-15.3 ст. 165 НК РФ.

2. Новые операции по ставке НДС 0%

Введены новые операции по ставке 0% (пп. 3.1, 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). С 1 января 2020 года на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов установлена нулевая ставка. Сохранен стандартный пакет документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС 0%, налоговых вычетов по соответствующим операциям и срок их предоставления в налоговый орган.

3. Восстановление НДС при реорганизации

Не признается объектом налогообложения передача правопреемнику имущества и имущественных прав реорганизуемой организации. Поэтому начислять НДС и восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по таким объектам не нужно. Это общее правило.

Правопреемник должен восстановить НДС, если (ст. 170 НК РФ):

  • применяет специальный налоговый режим (переходит на него после реорганизации);
  • использует товары (работы, услуги), ОС, НМА, имущественные права, приобретенные реорганизуемой организацией, для не облагаемых НДС операций;
  • принимает к учету товары, по которым реорганизуемая организация заявила вычет по авансу;
  • изменяет стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) реорганизуемой организации в сторону уменьшения.

Если организация применяет общую систему налогообложения, а потом переходит к упрощенной системе налогообложения, то она должна восстанавливать налог на добавленную стоимость.

В случае реорганизации ранее считалось иначе: право на вычеты использовала прежняя организация, а реорганизованная — это уже новая организация, у которой нет обязанности восстанавливать НДС по имуществу правопредшественника. На этом была основана схема: если вы хотели перейти на УСН и не восстанавливать НДС, то можно было это сделать через реорганизацию.

С 1 января 2020 года применять такую схему не получится — правопреемник должен восстановить НДС. Для этого правопреемнику нужно получить у правопредшественника все документы на передаваемое имущество, включая счета-фактуры. Если вдруг счета-фактуры не передавались, НДС, подлежащий восстановлению, будет исчисляться исходя из балансовой стоимости имущества.

4. Восстановление НДС при переходе на ЕНВД

С 1 января 2020 года изменился порядок восстановления НДС, если компания по некоторым видам деятельности переходит на ЕНВД, оставаясь при этом на ОСНО:

  • в таких случаях нужно восстановить суммы НДС, принятые к вычету, по товарам (работам, услугам, ОС, НМА), если их будут использовать в деятельности, по которой применяется ЕНВД;
  • не нужно восстанавливать НДС в отношении товаров (работ, услуг, ОС, НМА), которые после перехода на уплату ЕНВД будут продолжать использоваться в рамках деятельности, облагаемой в рамках ОСНО (пп. 2, 3 ст. 170 НК РФ).

Важный момент — нужно вести раздельный учет доходов, расходов, сумм «входного» НДС в разрезе видов деятельности, подпадающих под ЕНВД или осуществляемых в рамках общей системы налогообложения.

Если же товары (работы, услуги, ОС, НМА) используются как в деятельности, облагаемой по вмененному доходу, так и в деятельности, облагаемой НДС, то суммы входного НДС:

  • принимают к вычету либо учитывают в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в пропорции, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются НДС (единым налогом на вмененный доход), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

5. Вычет НДС при создании нематериальных активов (НМА)

С 1 января 2020 года пункт 1 ст. 172 НК РФ дополнили новой нормой.

Если организация создает НМА собственными силами и для этого приобретает товары, работы, услуги, то входной НДС по ним можно принять к вычету, не дожидаясь завершения работ и отражения созданного объекта в составе НМА на счете 04. Достаточно принять к учету эти товары, работы, услуги.

6. НДС у плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)

Плательщики ЕСХН уплачивают НДС, но для них есть льготы: при выручке ниже лимита выручки они могут получить освобождение от уплаты НДС (пп. 1, 5 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание, в 2020 году лимит выручки для плательщиков ЕСХН, позволяющий применять освобождение от уплаты НДС, составляет 80 млн рублей (в 2019 году он был 90 млн рублей). На этот лимит должны ориентироваться те налогоплательщики, которые намерены реализовать право на освобождение от уплаты НДС с 1 января 2021 года.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Образовательное учреждение (колледж) сдает в аренду помещения столовой для питания детей организации, которая не является налогоплательщиком по НДС (ИП на УСН). Бюджетное образовательное учреждение в отношении образовательных услуг применяет льготу по пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Как организация должна выставлять документы (с НДС или без НДС)? Должно ли учреждение перечислять НДС?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оказание услуг по передаче помещения столовой в аренду облагается НДС по ставке 20%. Учреждение обязано уплачивать исчисленный налог по месту своего учета в качестве налогоплательщика в налоговых органах.
В расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах сумма НДС выделяется отдельной строкой.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), следовательно, признается плательщиком НДС и обязано исполнять обязанности налогоплательщика в порядке, определенном главой 21 НК РФ.
Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В целях налогообложения НДС реализацией товаров, работ или услуг организацией признаются, соответственно, передача права собственности на товары, передача результатов выполненных работ другому лицу, оказание услуг другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, в общем случае признается объектом налогообложения НДС (письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@).
Операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ. При этом положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в рассматриваемой ситуации не применяются, так как учреждение не является казенным. Иные нормы п. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 39 НК РФ также в данном случае не применяются.
В связи с этим при оказании услуг по предоставлению в аренду помещения столовой у бюджетного учреждения возникает объект налогообложения НДС.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) указаны в ст. 149 НК РФ. Так, в частности, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Как следует из вопроса, учреждение применяет данную норму в отношении образовательных услуг. При этом операции по оказанию услуг по сдаче помещений в аренду в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ упомянуты в качестве исключения. То есть оказание услуг по предоставлению в аренду помещений у образовательной некоммерческой организации облагается НДС.
Обращаем внимание на то, что предусмотренный п. 3 ст. 161 НК РФ порядок уплаты НДС, при котором арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС, в рассматриваемой ситуации не применяется, т.к. положение п. 3 ст. 161 НК РФ применяется, только если услуги по предоставлению в аренду федерального имущества (имущества субъектов РФ, муниципального имущества) оказываются непосредственно органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, то есть органы государственной власти и управления или органы местного самоуправления являются арендодателями этого имущества по условиям договоров аренды.
В отношении услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, переданного бюджетному учреждению в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому при оказании бюджетным образовательным учреждением услуг по предоставлению в аренду помещения, переданного ему в оперативное управление, плательщиком НДС является это учреждение - арендодатель имущества (письма Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-11/43774, от 12.05.2017 N 03-07-14/28624, от 07.07.2016 N 03-07-14/39827, от 11.04.2013 N 03-07-07/12128, от 28.12.2012 N 03-07-14/121, от 10.05.2012 N 03-07-11/140)*(1).
В этом случае учреждение-арендодатель обязано дополнительно к цене реализуемых услуг предъявить к оплате покупателю этих услуг (арендатору) соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Налоговая база определяется как величина арендной платы, установленная в договоре, без включения в нее НДС (абзац 1 п. 1 ст. 154, абзац 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Налог исчисляется по налоговой ставке 20% (до 01.01.2019 - 18%) (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
- день оказания услуг;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг*(2).
По мнению специалистов финансового ведомства, изложенному в письме Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, при оказании услуг по сдаче имущества в аренду объект налогообложения НДС возникает с момента фактической реализации таких услуг. Учитывая, что на основании ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, которым для целей исчисления НДС является квартал (ст. 163 НК РФ), Минфин России пришел к выводу, что моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг по сдаче в аренду имущества (при оказании услуг в течение длительного срока) является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды (смотрите также письмо Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142).
Учреждение, являясь налогоплательщиком, не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуг (последнее число квартала) по аренде или получения предоплаты обязано выставлять счета-фактуры арендатору и регистрировать их в книге продаж (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).
Обратите внимание, что ежемесячное (на последнее число каждого месяца) составление счетов-фактур арендодателем в адрес арендатора также является правомерным (письма Минфина России от 23.01.2019 N 03-07-11/3435, от 06.04.2015 N 03-07-14/19170)*(3).
В то же время, поскольку в рассматриваемой ситуации арендатор плательщиком НДС не признается (п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ), то счета-фактуры могут не составляться, если стороны договора аренды письменно согласуют это условие (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В таком случае в книге продаж необходимо будет зарегистрировать первичный документ, подтверждающий факт оказания услуг по аренде (например, акт оказанных услуг, бухгалтерскую справку*(4)) (абзац 4 п. 13 Правил ведения книги продаж).
Необходимо учитывать, что в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК РФ). То есть даже если учреждение по согласованию с арендатором не будет оформлять счета-фактуры, то в договорах, счетах на оплату, платежных поручениях, актах оказанных услуг и пр. необходимо выделять НДС отдельной строкой.
В силу п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров, работ, услуг (в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Таким образом, общий срок для уплаты НДС установлен не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории РФ уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах (п. 2 ст. 174 НК РФ).
С 01.01.2014 согласно п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Декларацию по НДС налогоплательщики, налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, должны представлять не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Поскольку учреждение в рассматриваемой ситуации оказывает услуги, облагаемые и не облагаемые НДС (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ), то у него возникает обязанность вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ, смотрите Энциклопедию решений. Раздельный учет НДС в бюджетном и автономном учреждениях).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Как организовать учет по СГС "Аренда" (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет у арендодателя по стандарту "Аренда" (для госсектора);
- Энциклопедия решений. НДС в организациях бюджетной сферы;
- Энциклопедия решений. Раздельный учет по НДС при наличии необлагаемых операций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

5 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ бюджетные (автономные) учреждения имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей. (смотрите Энциклопедию решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС; письмо Минфина России от 11.04.2013 N 03-07-07/12128; Вопрос: Муниципальное бюджетное учреждение (спортивная школа) выступает в роли арендодателя имущества, закрепленного за школой на праве оперативного управления. Согласно договору арендатор перечисляет арендную плату с НДС. Спортивная школа освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), но перечисление в бюджет НДС по договору аренды осуществляет. Арендатор указывает в платежных поручениях "в том числе НДС". Учреждение до настоящего времени не выставляло арендатору счетов-фактур и не заполняло книгу продаж. Должна ли спортивная школа выставлять счета-фактуры? Должна ли заполняться книга продаж? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.)).
*(2) При получении предоплаты в счет предстоящего оказания услуг налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога (абзац 2 п. 1 ст. 154 НК РФ). НДС в этом случае исчисляется по расчетной ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ). В момент оказания услуг организация также должна исчислить НДС со стоимости оказанных услуг по ставке 20% (п. 14 ст. 167, абзацы 6, 1 п. 1 ст. 154, п. 3 ст. 164 НК РФ). При этом в силу п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы НДС, исчисленные организацией с сумм полученных авансов, при отгрузке соответствующих товаров (выполнении работ, оказании услуг) подлежат вычетам.
*(3) На практике чаще всего расчетные документы и счета-фактуры составляются ежемесячно.
*(4) Ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды для целей документального подтверждения доходов в виде арендных платежей законодательство не требует, если только самим договором аренды не предусмотрено их составление (письма Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12764, от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/118, от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742, от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33, УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162, от 26.03.2007 N 20-12/027737, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81).

Ксения Киреева

Автор: Ксения Киреева куратор группы бухгалтеров 1С-WiseAdvice

Ксения Киреева

Автор: Ксения Киреева
куратор группы бухгалтеров 1С-WiseAdvice

Нулевая ставка НДС – одна из льгот по НДС. Применяющие ее компании не выпадают из состава плательщиков налога на добавленную стоимость и, соответственно, могут претендовать на налоговые вычеты. Единственное серьезное неудобство – обязанность подтверждения льготной ставки. Как это сделать – читайте в нашей статье.

Право на ставку НДС 0 %

Подходит ли вашей компании нулевая ставка НДС, можно узнать из статьи 164 Налогового кодекса РФ. Для вашего удобства мы подготовили таблицу по льготируемым товарам, работам и услугам. В нее включены наиболее распространенные варианты.

Таблица. Типичные случаи применения ставки НДС 0%

Что подпадает под льготу

Особенности

Где упоминается в статье 164 НК РФ

Право на применение льготной ставки необходимо подтверждать, не дожидаясь требований от «камеральщиков». Таким образом, общение с налоговой будет очень плотным, либо необходимо будет заявить об отказе от льготы.

Как заявить об отказе от льготной ставки

На такую меру как отказ от льготной ставки НДС 0% нередко идут компании, не передавшие свою бухгалтерию на аутсорсинг. У штатного бухгалтера просто не хватает времени, а порой и компетенций для того, чтобы собрать необходимый пакет документов.

Всеми правдами и неправдами такой «специалист» постарается отговорить руководство от применения льготы. Отметим, что при необходимости, можно заявить об отказе от льготной ставки, если компания реализует:

  • товары на экспорт;
  • некоторые работы (услуги), связанные с транспортировкой таких товаров.

Об этом сказано в подпунктах 2.1–2.5, 2.7 и 2.8 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Отказ от льготной ставки невозможен при экспорте внутри ЕАЭС. Причем как в отношении товаров, так и услуг (работ), связанных с экспортом таких товаров (п. 7 ст. 164 НК РФ).

Для тех, кто решил не применять льготу, в пункте 7 статьи 164 НК также сказано, что:

  • отказ необходимо оформить на срок не менее 12 месяцев;
  • срок подачи отказа – не позднее начала квартала, с которого решили работать как обычные фирмы, не связанные с экспортом.

При этом нельзя указать в заявлении, что отказ действует выборочно, например, так:

  • один месяц компания работает с льготой, один – без;
  • в отношении не всех, а только отдельных покупателей.

Подать заявление несложно, но все же стоит еще раз все взвесить и попробовать подтвердить свое право на льготу.

Какие документы нужно собрать для подтверждения льготы

О том, что налогоплательщик обязан проявить инициативу и подтвердить льготную ставку, сказано в двух статьях – 164 и 165 Налогового кодекса РФ.

Сразу при сдаче декларации сделать это чаще всего невозможно из-за отсутствия необходимых документов. Поэтому инспекция ждет 180 календарных дней со дня выпуска товаров.

Если товар ввозится в страны ЕАЭС (Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию), применяется упрощенный таможенный режим. В этом случае экспортеру необходимо подготовить:

  • заявление (заявления) на ввоз товаров;
  • транспортные и сопроводительные документы на товар;
  • копию контракта с покупателем.

Для подтверждения реального экспорта в другие страны потребуются следующие документы:

  • копия таможенной декларации (если ваш товар не экспортируется трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, то будет достаточно временной декларации) или электронный реестр (по каждому виду операций – свой реестр);
  • копия внешнеторгового контракта или оферта;
  • транспортные и сопроводительные документы на товар (грузовая накладная CMR, авианакладные, коносамент и пр.).

Банковские выписки, счета-фактуры не нужно прикладывать к декларации, но их стоит иметь под рукой на случай, если ИФНС потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.

Так как экспортная реализация к моменту истечения срока подачи документов уже отражена в декларации, то при нехватке (отсутствии) копий компания будет вынуждена:

  • оплатить НДС по соответствующей ставке;
  • подать уточненную декларацию по НДС. Об этом сказано в п. 9 ст. 165 НК РФ.

Среди наших клиентов достаточно много компаний-экспортеров.

Так, если компания использовала льготную ставку НДС 0% и, как следствие, возникла обязанность по ее подтверждению в ИФНС, мы собираем полный комплект документов по таким льготным сделкам нашего клиента и подаем в налоговую. А далее – курируем весь процесс взаимодействия с ИФНС.

Клуб директоров для компаний с ВЭД

Вопросы, связанные с подтверждением ставки НДС 0%, и другие актуальные для участников ВЭД проблемы обсуждаются на заседаниях закрытого Клуба директоров, который мы проводим регулярно для наших текущих и потенциальных клиентов.

Записаться на мероприятие можно заранее.
А здесь вы можете посмотреть отчет о заседании закрытого Клуба директоров, которое состоялось 21 марта 2019 года.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Специфика образовательной деятельности такова, что, как правило, часть операций, осуществляемых учебным заведением, является объектом обложения НДС, другая же часть не признается объектом обложения налогом или освобождается от налогообложения. А это влечет за собой необходимость ведения раздельного учета по НДС.

Льготы по НДС, не зависящие от вида деятельности

Таким образом, для применения «льготного» налогообложения в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ учреждение должно быть казенным или же одновременно должны соблюдаться следующие условия:

- учреждение должно иметь статус бюджетного или автономного;

- учреждение должно оказывать услуги в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из бюджета.

Причем в 2013 году образовательным учреждениям надо подать уточненные декларации по НДС за 2011 год, поскольку Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ действие рассматриваемой нормы распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Льготы для образовательных организаций

1) услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);

2) продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных организаций, реализуемых ими в этих организациях (подп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ);

3) услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ):

- общеобразовательных и (или) професВ­сиоВ­нальных образовательных прогВ­рамм (основных и (или) дополнительных);

- программ профподготовки, указанных в лицензии;

- дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии.

Однако консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений не освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Также НДС облагается реализация товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. При этом не имеет значения, направляется ли доход от этой реализации в данное учебное заведение или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса (подп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Налоговый учет

- по стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых и освобожденных от налогообложения;

- по суммам входного НДС, включенного в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), приобретенных для выполнения облагаемых и освобожденных от налогообложения операций (раздельный учет входного НДС).

Раздельный учет входного НДС необходим из-за того, что входной налог по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для выполнения облагаемых операций, принимается к вычету (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ). А по операциям, освобожденным от налогообложения, входной НДС нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Конкретной методики ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения, в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому образовательная организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить облагаемые и освобожденные от НДС операции.

Например, учет облагаемых и освобожденных от налогообложения операций можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Также можно использовать данные аналитического учета (таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.

Выбранный порядок ведения раздельного учета облагаемых и освобожденных от налогообложения операций нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Не вести раздельный учет входного НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), освобожденных от обложения НДС, не превышает 5 процентов совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Тогда входной НДС, предъявленный поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету (абз. 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить

В части налогового учета учреждение в обязательном порядке должно разработать учетную политику для целей налогообложения, закрепив в ней порядок ведения раздельного учета НДС и регистры, в которых фиксируются данные раздельного учета.

Среди множества фирм, работающих на территории Российской Федерации, найдется небольшой процент тех, чей бизнес вышел за рамки нашего государства и начал развиваться за его пределами. К таким фирмам, как правило, относятся крупные поставщики товара, которые ведут коммерческую деятельность с партнерами из дальнего и ближнего зарубежья.Поставки за границу, по определению, не могут быть «скромными», в виду чего эти организации, как правило, применяют ОСНО, а значит, и платят НДС. Не так давно компании получили возможность сократить привычную для них ставку налога с 18% до 0%, если они соответствуют определенным критериям.

Данная мера стала хорошим подспорьем в возможности сократить расходы и увеличить прибыль. Сегодня мы поговорим о том, как воспользоваться налоговыми льготами и тем самым сократить расходы своей компании. Сокращенный расход – увеличенный доход. Этот баланс и лежит в основе бизнеса.

Общие сведения

Если говорить об экспорте как о таможенной процедуре, то этот термин можно описать следующим образом: «Экспорт – таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за его пределы и предназначаются для постоянного там нахождения».

Важным словосочетанием здесь является «таможенный союз». Россия имеет торговые отношения с более, чем 24 странами мира, суммарный внешнеторговый оборот страны за 2014 год составил более 800 млрд. долларов США, Россия - участник Договора о Зоне свободной торговли СНГ, Таможенного союза ЕАЭС, Евразийского экономического союза.

Для отлаженной работы такой поистине широкой внешнеэкономической деятельности требуется четкий механизм работы налоговой системы. Нет смысла скрывать в данном случае прямой заинтересованности государства в прозрачности торговых процедур и денежных операциях, проводимых компаниями-поставщиками.

В целях поддержания работоспособности и в то же время поощрения ведения ВЭД, Правительство пишет законодательную базу таким образом, чтобы удовлетворить сразу двум требованиям – «проверить» на честность юридические лица перед страной и «поощрить» за нее.

На кого распространяется правило?

Правило применения ставки НДС 0% распространяется на весь товар, который вывозится за пределы Российской Федерации и остается на территории иностранного государства. Следует отметить, что для стран ЕАЭС (Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении, не считая России) действуют особые условия документооборота. В том случае, если товары поставляются в эти страны и даже проходят через них транзитом, поставщику не потребуется оформлять таможенных и налоговых деклараций.

Это правило объясняется тем, что ЕАЭС изначально подразумевает освобождение от таможенных переплат реализуемой на территории стран-участниц продукции. Соответственно, применение ставки НДС 0% не носит заявительный характер, а является – необходимостью.

Документы

Опираясь на п. 1 ст. 165 НК РФ, вычитываем перечень документов, необходимый для подтверждения «нулевой» ставки НДС:

Копия контракта (договора поставки) с иностранным покупателем на поставку товара за пределы Таможенного союза;

Непосредственно таможенная декларация с соответствующими отметками о пересечении границы;

Копии транспортных и сопроводительных документов, которые на этот товар оформлялись.

В том же случае, если товары поставляются через посредника, потребуются предоставить дополнительные бумаги (согласно пп. 3,4 п. 1, п. 2 16.5 НК РФ). А именно:

Копию договора налогоплательщика с посредником;

Копию договора посредника с иностранным покупателем;

Копии транспортных документов, полученные после отправки товара посредником иностранному агенту.

Куда и когда подавать документы?

Все вышеперечисленные документы подаются в Налоговый орган по месту регистрации поставщика не позднее 180 дней со дня оформления таможенных деклараций. В том случае, если документы будут поданы позже, ФНС в праве их не принять. Существуют прецеденты, когда Налоговая служба меняла ставку НДС в дельте с 18% до 10% по причине более поздней подачи документов.

В любом случае, после предоставления всех необходимых копий, уполномоченный орган будет проводить их проверку, в ходе которой будет вынесено решение: имеет ли компания право по данной поставке применять ставку 0% или нет.

Наивно будет полагать, что ФНС в течение 3-х месяцев будет проверять исключительно предоставленные копии нескольких документов. Есть мнение, что ФНС проводит проверку каждого контракта по своим каналам: уточняет, проходили ли таможенный контроль товары по базам данных ФТС, собирает информацию о налоговой отчетности юридического лица, как оно проходило плановые налоговые проверки, имели ли место внеплановые выездные проверки и т.д. Другими словами, ФНС собирает максимум сведений о поставщике товара.

В том случае, если будут обнаружены какие-либо ошибки или разночтения в данных, компании могут отказать в применении льготной ставки по налогу на добавленную стоимость.

Ответственность

Разбирая данный вопрос, на первый взгляд может показаться, что каждый отдельный поставщик имеет право определять самостоятельно, по какой ставке платить налог со своей продукции. Это не совсем верно.

Существует правило, которому необходимо следовать – если есть вывозимый за рубеж товар с целью продажи, значит, необходимо соответствующую информацию предоставлять в ФНС. По сути, не существует такой возможности – сохранить ставку по НДС равную 18%, если контракты компании полностью соответствуют льготным условиям налогообложения.

Двоякость этой ситуации заключается в том, что как таковой «обязанности» подтверждать ставку НДС 0% не существует, но и не предоставить документы на ее получение – тоже не рекомендуется – это может вызвать некоторые подозрения со стороны проверяющих органов, а то и вовсе заморозку вывозимого товара за рубеж.

Складывается впечатление, что контролирующие структуры хотят иметь больше сведений о внешнеторговой деятельности фирм, а в качестве их «поощрения» предлагают «нулевую» ставку с любой налоговой базы. По крайней мере, такой взгляд на вещи больше соответствует данной логике вещей.

Подведём итоги

Опираясь на действующее законодательство, мы делаем вывод, что в случае ведения компанией ВЭД, ей необходимо предоставлять в ФНС документы для подтверждения ставки НДС 0%, даже в том случае, если у компании нет намерений получить льготную ставку по налогу.

Во-первых , предоставление документов будет для ФНС знаком того, что фирме «нечего скрывать» и все ее торговые операции – прозрачны.

Во-вторых , после получения положительных результатов проверки, организация имеет возможность вернуть практически 5-ю часть стоимости товаров обратно на расчетные счета, что изначально должно быть выгодно. Товарооборот при экспортных операциях исчисляется миллионами рублей, в виду чего, возврат части денег с таких внушительных сумм станет только на пользу поставщикам товаров.

При всей «двоякости» позиции государства по данному вопросу, юридические лица могут извлечь двойную выгоду из этой «вилки», что мы и желаем нашим читателям. Помните, что удовлетворение требований государства и соответствие всем действующим законам – залог благоприятного будущего. В особенности, это касается тем, кто помимо внешнеэкономической деятельности работает и на внутренний рынок – участвует в государственных торгах.

Читайте также: