Новые письма фнс ндс

Опубликовано: 29.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 октября 2020 г. № ЕД-20-15/129@ “О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС”

О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС

Федеральная налоговая служба в целях повышения деловой активности и предоставления комфортных условий налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам, сообщает следующее.

I. В отношении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, предусмотренное статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации по НДС.

Для целей настоящего письма днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 Кодекса для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС (но не ранее истечения предельного срока, установленного для представления налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период, за который представляется уточненная налоговая декларация) (далее - День представления).

Не позднее 10 календарных дней со Дня представления налоговой декларации по НДС, осуществляется оценка на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

налогоплательщик в соответствии с данными ПП "Контроль НДС" относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска;

возмещение НДС из бюджета Российской Федерации заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;

более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации 1 ;

II. По истечении одного месяца со Дня представления налоговой декларации, налогоплательщики, соответствующие вышеуказанным условиям оцениваются на одновременное соответствие следующим условиям:

отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;

отсутствие противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, и несоответствий сведениям об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее - Расхождения), либо Расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации;

отсутствие признаков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации.

При проведении камеральной налоговой проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом информации (сведений), имеющихся в распоряжении налогового органа.

Учитывая изложенное, ФНС России поручает:

1. Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю:

1.1. Еженедельно, не позднее третьего рабочего дня, формировать перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "а" пункта I настоящего поручения, и в течение двух рабочих дней, следующих за днем формирования перечня, доводить его до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления), межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН) по месту учета, указанных в перечне налогоплательщиков; 2

1.2. По готовности к использованию программного обеспечения по автоматизированному формированию указанного в пункте 1.1. перечня, довести до Управлений, МИ ФНС России по КН инструкцию на рабочие места по использованию соответствующего программного обеспечения при администрировании НДС.

2. Управлениям, МИ ФНС России по КН не позднее 1 рабочего дня, со дня получения перечней налогоплательщиков, указанных в пункте I настоящего поручения, формировать итоговый перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "б" пункта I настоящего поручения и доводить его до территориальных налоговых органов, подведомственных межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам в тот же срок.

3. Управлениям обеспечить реализацию положений приказа ФНС России от 29.09.2020 N ЕД-8-15/27дсп@ в сроки, достаточные для принятия решений о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации с учетом применения порядка, доведенного данным поручением.

4. Управлениям, МИ ФНС России по КН обеспечить завершение камеральных налоговых проверок по истечении одного месяца со Дня представления налоговых декларации по НДС (уточненных налоговых деклараций по НДС), в отношении налогоплательщиков при одновременном соблюдении условий, указанных в пунктах I и II настоящего поручения.

5. В случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, установлены обстоятельства, свидетельствующие:

о наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов),

о выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса),

о несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в пункте 2 статьи 54.1 Кодекса в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций),

о наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, налоговым органам в соответствии с положениями Рекомендаций ФНС России по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 N ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в Управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

6. Управлениям, МИ ФНС России по КН, Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю обеспечить применение настоящего поручения в отношении налоговых деклараций по НДС, представленных после 01.10.2020 за налоговые периоды начиная с 3 квартала 2020 года.

7. Управлениям, МИ ФНС России по КН представлять информацию в Межрегиональную инспекцию ФНС России по камеральному контролю в срок не позднее 10 декабря, 10 марта, 10 июня, 10 августа по форме, согласно приложению, к настоящему поручению.

8. Управлениям, МИ ФНС России по КН довести настоящее поручение до нижестоящих налоговых органов.

Приложение: в электронном виде.

Д.В. Егоров

1 Совокупная суммы уплаченных налогов в целях применения настоящего письма рассчитывается в соответствии с письмом ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2/7390, при этом учитывается не 3 календарных года, а 36 месяцев, предшествующих отчетному периоду.

2 Пункт действует до введения автоматизированной индикации декларации по НДС налогоплательщика в окне оперативной работы ПП "Контроль НДС"

Приложение
к письму ФНС России
от 6 октября 2020 г.
№ ЕД-20-15/129@

Код региона Наименование региона ИНН Налогоплательщика КПП Налогоплательщика Наименование налогоплательщика, предъявившего сумму НДС к возмещению из бюджета Налоговый период Рег. номер декларации Дата представления декларации Сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, руб. Срок проведения камеральной налоговой проверки Основания продления срока камеральной налоговой проверки декларации более 1 месяца Сведения о передаче материалов КНП в ППА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Итого: Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Порядок формирования отчета:

Отчет формируется нарастающим итогом в разрезе налогоплательщиков, в отношении которых камеральная налоговая проверка проводилась (планировалась к проведению) в сокращенный срок

В гр. 6 указывается налоговый период следующим образом: 202002 = 2 квартал 2020, 202003 = 3 квартал 2020 и т.д. В данной графе указывается налоговый период по всем налоговым декларациям, включая уточненные.

В гр. 8 указывается дата представления актуальной налоговой декларации

В гр. 10 указывается признак: 1 - КНП завершена по истечении одного месяцев; 2 -КНП проводится более 1 месяца

В гр. 11 указывается признак: 1 - наличие неустранённых расхождений, сформированных в прикладной подсистеме «Контроль НДС», свидетельствующих о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета; 2 - наличие признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета в результате нарушения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации; 3 - наличие иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, свидетельствующих о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета.

В гр. 12 указывается признак: 0 - сведения в ППА не переданы; 1 - сведения в ППА переданы

Обзор документа

ФНС составила алгоритм действий по проведению камеральной проверки деклараций по НДС, поданных добросовестными налогоплательщиками.

В отношении деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС, камеральная проверка может быть завершена по истечении месяца со дня подачи деклараций. День предоставления декларации по НДС - 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, либо день подачи уточненной декларации.

Не позднее 10 календарных дней со дня направления декларации по НДС налоговые органы проводят оценку на соответствие определенным условиям (приведен перечень). По истечении месяца со дня предоставления декларации в отношении прошедших оценку налогоплательщиков проводится проверка на отсутствие нарушений, а также ошибок в декларациях и противоречий в сведениях.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты, определяется с учетом сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа.

Данный порядок применяется в отношении деклараций по НДС, поданных после 1 октября 2020 г. за налоговые периоды начиная с III квартала 2020 г.

Даны рекомендации по формированию перечня налогоплательщиков, соответствующих перечисленным в письме условиям.

Соответствие контрольным соотношениям ввели в НК

Перечень контрольных соотношений декларации по НДС определен еще письмом ФНС от 23 марта 2015 № ГД-4-3/4550@. Только раньше при их невыполнении декларации принимали, но требовали пояснений о причинах несоответствия.

С 1 июля 2021 года статья 174 НК РФ дополняется пунктом 5.3 (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ). В новой норме говорится, что декларация по НДС должна соответствовать контрольным соотношениям.

Тогда ее примут. В противном случае – сочтут непредставленной.

Новое правило будет действовать для деклараций, поданных после 1 июля 2021 года.

Уведомление об отказе в приеме декларации

Если налоговая обнаружит в вашей декларации несоответствие в контрольных соотношениях, она вас об этом уведомит.

Это произойдет не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

После получения уведомления вы должны в 5-дневный срок представить декларацию, в которой несоответствия контрольным соотношениям устранены.

Нужно успеть вовремя. Тогда налоговая будет считать, что вы отчитались по сроку сдачи первого (признанного непредставленным) отчета.

Ну а теперь о самих контрольных соотношениях.

Перечень контрольных соотношений

Контрольные соотношения - это сверка показателей налоговой декларации по НДС на соответствие общих сумм по разделам декларации. Смотрите их в таблице от ФНС.

Учтите сокращения в графе «Контрольные соотношения» таблицы:

  • «р.» - раздел;
  • «ст.» - строка;
  • «гр.» – графа;
  • «прил.» - приложение;
  • «дНДС» - декларация по НДС.
Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, свидетельствующие о нарушении порядка ее заполнения, в части реализации положения пункта 5.3 статьи 174 НК РФ
№ п⁄пКонтрольное соотношениеОписание Контрольного соотношения
1р. 3. ст. 200 гр. 3 = р. 3. ст. 118 гр. 5 - ст. 190 гр. 3Сопоставление показателей внутри Раздела 3 Декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – Декларация)
Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет по Разделу 3, равна разнице величины общей суммы налога, исчисленной с учетом восстановленных сумм налога по Разделу 3 и общей сумме налога, подлежащей вычету по Разделу 3
2ст. 040 р. 1 = (ст. 200 р. 3 + ст. 130 р. 4 + ст. 160 р. 6) - (ст. 210 р. 3 + ст. 120 р. 4 + ст. 080 р. 5 + ст. 090 р. 5 + ст. 170 р. 6)Сопоставление показателей Раздела 1 Декларации с Разделами 3, 4, 5, 6 Декларации
Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в Разделе 1 Декларации, равна суммарно отраженному к уплате по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации
3гр. 5 ст. 118 р. 3 + сумма ст. 050 и 130 р. 6 сумма ст. 060 по всем листам р. 2 + сумма ст. 050 р. 4 + ст. 080 р. 4 = [ст. 260 + ст. 265 + ст. 270] р. 9 + [ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 050 прил. 1 к р. 9 - ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС]Сопоставление показателей суммового значения Разделов 2, 3, 4, 6 и 9 Декларации
Общая сумма исчисленного налога по Разделам 2, 3, 4, 6 Декларации равна итоговой сумме налога по Разделу 9 Декларации с учетом Приложения к Разделу 9 Декларации
4ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р. 8 - ст. 005 прил. 1 к р. 8]Сопоставление показателей суммового значения Разделов 3, 4, 5, 6 и 8 Декларации
Общая сумма вычетов по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8 Декларации с учетом Приложения к Разделу 8 Декларации
5сумма ст. 180 р. 8 = ст. 190 на последней странице р. 8Выявление несоответствий в Разделе 8 Декларации
Сумма всех вычетов построчно по Разделу 8 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8
6стр. 005 прил. 1 к р. 8 дНДС + сумма ст. 180 прил. 1 к р. 8 дНДС = ст. 190 на последней странице прил. 1 к р. 8 дНДСВыявление несоответствий в Приложении 1 к Разделу 8 Декларации
Сложение итоговой суммы налога по книге покупок Приложения 1 к Разделу 8 и суммы налога по счету фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету равно сумме налога всего по Приложению 1 к Разделу 8 Декларации
7сумма ст. 200 р. 9 = ст. 260 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 20% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 20% Раздела 9 Декларации на последней странице
8сумма ст. 210 р. 9 = ст. 270 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 10% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 10% Раздела 9 Декларации на последней странице
9сумма ст. 205 р. 9 = ст. 265 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 18% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 18% Раздела 9 Декларации на последней странице
10ст. 050 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 280 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 20% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 20%
11ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 290 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 10% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 10%
12ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 285 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 18% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 18%


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Соответствие контрольным соотношениям ввели в НК

Перечень контрольных соотношений декларации по НДС определен еще письмом ФНС от 23 марта 2015 № ГД-4-3/4550@. Только раньше при их невыполнении декларации принимали, но требовали пояснений о причинах несоответствия.

С 1 июля 2021 года статья 174 НК РФ дополняется пунктом 5.3 (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ). В новой норме говорится, что декларация по НДС должна соответствовать контрольным соотношениям.

Тогда ее примут. В противном случае – сочтут непредставленной.

Новое правило будет действовать для деклараций, поданных после 1 июля 2021 года.

Уведомление об отказе в приеме декларации

Если налоговая обнаружит в вашей декларации несоответствие в контрольных соотношениях, она вас об этом уведомит.

Это произойдет не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

После получения уведомления вы должны в 5-дневный срок представить декларацию, в которой несоответствия контрольным соотношениям устранены.

Нужно успеть вовремя. Тогда налоговая будет считать, что вы отчитались по сроку сдачи первого (признанного непредставленным) отчета.

Ну а теперь о самих контрольных соотношениях.

Перечень контрольных соотношений

Контрольные соотношения - это сверка показателей налоговой декларации по НДС на соответствие общих сумм по разделам декларации. Смотрите их в таблице от ФНС.

Учтите сокращения в графе «Контрольные соотношения» таблицы:

  • «р.» - раздел;
  • «ст.» - строка;
  • «гр.» – графа;
  • «прил.» - приложение;
  • «дНДС» - декларация по НДС.
Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, свидетельствующие о нарушении порядка ее заполнения, в части реализации положения пункта 5.3 статьи 174 НК РФ
№ п⁄пКонтрольное соотношениеОписание Контрольного соотношения
1р. 3. ст. 200 гр. 3 = р. 3. ст. 118 гр. 5 - ст. 190 гр. 3Сопоставление показателей внутри Раздела 3 Декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – Декларация)
Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет по Разделу 3, равна разнице величины общей суммы налога, исчисленной с учетом восстановленных сумм налога по Разделу 3 и общей сумме налога, подлежащей вычету по Разделу 3
2ст. 040 р. 1 = (ст. 200 р. 3 + ст. 130 р. 4 + ст. 160 р. 6) - (ст. 210 р. 3 + ст. 120 р. 4 + ст. 080 р. 5 + ст. 090 р. 5 + ст. 170 р. 6)Сопоставление показателей Раздела 1 Декларации с Разделами 3, 4, 5, 6 Декларации
Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в Разделе 1 Декларации, равна суммарно отраженному к уплате по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации
3гр. 5 ст. 118 р. 3 + сумма ст. 050 и 130 р. 6 сумма ст. 060 по всем листам р. 2 + сумма ст. 050 р. 4 + ст. 080 р. 4 = [ст. 260 + ст. 265 + ст. 270] р. 9 + [ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 050 прил. 1 к р. 9 - ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС]Сопоставление показателей суммового значения Разделов 2, 3, 4, 6 и 9 Декларации
Общая сумма исчисленного налога по Разделам 2, 3, 4, 6 Декларации равна итоговой сумме налога по Разделу 9 Декларации с учетом Приложения к Разделу 9 Декларации
4ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р. 8 - ст. 005 прил. 1 к р. 8]Сопоставление показателей суммового значения Разделов 3, 4, 5, 6 и 8 Декларации
Общая сумма вычетов по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8 Декларации с учетом Приложения к Разделу 8 Декларации
5сумма ст. 180 р. 8 = ст. 190 на последней странице р. 8Выявление несоответствий в Разделе 8 Декларации
Сумма всех вычетов построчно по Разделу 8 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8
6стр. 005 прил. 1 к р. 8 дНДС + сумма ст. 180 прил. 1 к р. 8 дНДС = ст. 190 на последней странице прил. 1 к р. 8 дНДСВыявление несоответствий в Приложении 1 к Разделу 8 Декларации
Сложение итоговой суммы налога по книге покупок Приложения 1 к Разделу 8 и суммы налога по счету фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету равно сумме налога всего по Приложению 1 к Разделу 8 Декларации
7сумма ст. 200 р. 9 = ст. 260 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 20% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 20% Раздела 9 Декларации на последней странице
8сумма ст. 210 р. 9 = ст. 270 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 10% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 10% Раздела 9 Декларации на последней странице
9сумма ст. 205 р. 9 = ст. 265 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 18% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 18% Раздела 9 Декларации на последней странице
10ст. 050 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 280 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 20% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 20%
11ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 290 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 10% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 10%
12ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 285 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 18% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 18%


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Письмо ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» было одним из самых ожидаемых с осени 2020 года и будет безусловно одним из самых цитируемых в 2021 года.

В письме налоговики попробовали ответить на вопросы:

Как проявить должную осмотрительность?

Когда возможна налоговая реконструкция по НДС и налогу на прибыль?

Какие организации имеют признаки технических?

Письмо написано очень хорошим и понятным языком, но большое – 26 страниц. Для удобства мы переложили текст в шесть понятных визуальных схем и добавили свои комментарии.

И еще – несмотря на важность, своевременность письма – это всего лишь письмо, совершенно не обязательное для судов и содержащее лишь рекомендации налоговым органам. К тому же многие спорные вопросы так и остались не до конца решенными…

Кратко напомним требования ст. 54.1 НК РФ:

1.jpg

К искажению относится в частности дробление бизнеса, заключение договоров с ИП, вместо трудовых и т.д.

2.jpg

Налоговые органы могут изменять юридическую квалификацию сделок в целях налогообложения, для этого они должны оценить:

3.jpg

Дальше, самый интересный вопрос: в каких случаях возможна налоговая реконструкция по НДС и по налогу на прибыль, если сделку исполнил «технический» контрагент, реальный контрагент, который не уплатил НДС или если сделка была исполнена самим налогоплательщиком:

4.jpg

От себя отметим, что даже при возможности налоговой реконструкции следует учитывать, что документы, подтверждающие расходы, должны соответствовать требованиям ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете»: каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами. При взаимодействии с «техническим» компаниями соблюсти эти требования будет сложно.

Есть еще интересный момент – для получения вычета по НДС необходимо указать реального контрагента, вместо «технического», при этом этот реальный контрагент должен был НДС в бюджет уплатить, иначе не образуется источник для вычета налога.

Центральные вопросы для возможности вычета по НДС и учета расходов по налогу на прибыль – знал ли налогоплательщик или должен был знать о «техническом» характере контрагента, использовался ли такой контрагент умышленно и не была ли исполнена сделка своими силами.

В письме содержаться признаки недобросовестности налогоплательщика, которые отображены и на нашей схеме. Но нельзя не отметить оценочность этих признаков, чего только стоит фраза «критическая совокупность обстоятельств»…

Так же в письме указывается, как следует проявлять должную осмотрительность:

5.jpg

Дроблению бизнеса в письме отведено скромное место (из 28 пунктов, только 2) и без откровений (справедливости ради, стоит отметить, что слово «дробление» в письме наконец-то не используется):

6.jpg

О том, как безопасно структурировать свой бизнес и законно оптимизировать налоги – мы расскажем в нашем новом интенсиве «Бизнес в эпоху перемен 2021», который пройдет 31.03-01.04.2021 года в Москве. Как всегда - только актуальные решения, никаких шаблонов, максимальная визуализация, без «воды», чудес и устаревших и общеизвестных фактов.

Записаться на семинар можно, пройдя по ссылке ниже:

НДС является самым противоречивым налогом. По нему претензии налогового органа могут быть связаны и с фиктивным документооборотом, и с подписанием документов неуполномоченным лицом, и с дроблением бизнеса. При этом у налогового органа появляются все новые и новые средства для проверки «бумажного НДС», а также для доначисления налогов.

Чаще всего претензии налоговиков связаны с разрывами в НДС. Представим себе ситуацию: вы нашли контрагента, провели проверку, но система автоматического контроля выявляет разрыв в цепочке НДС, который произошел не у вас, а у вашего контрагента. Проверяют уплату НДС и разрывы в данном налоге автоматически. АСК НДС – это автоматическая система контроля, которая за короткое время отследит путь товара и расчетов – от производителя к конечному потребителю через цепочку продавцов-посредников. АСК НДС-3 сразу покажет порядок расчетов, выявит реальность хозяйственной деятельности участников сделки и установит признаки взаимозависимости контрагентов. Если присовокупить автоматическую выгрузку информации о сделках из книг покупок и продаж контрагентов, то становится очевидным отсутствие шансов на успех у компании, которая, не имея достаточных оснований, подала декларацию по НДС с заявленной к возмещению суммой налога.

С 2020 года применяется программный комплекс «Контроль НДС», который позволяет:

  • используя более совершенные способы контроля, «отлавливать» налогоплательщиков, которым ранее удавалось проходить автоматизированный контроль без замечаний;
  • отслеживать показатели в декларации НДС по налогоплательщикам, нарушающим законодательства;
  • обмениваться между подразделениями ФНС информацией и отчетными формами.

На этом этапе к системе сбора и обработки информации присоединяются банки. Это значит, что, кроме книг покупок и продаж, в онлайн-режиме будут отображаться и движения денег по счету компании. При этом банки и налоговый орган контролируют все виды расчетов с: физлицами, юрлицами, предпринимателями, самозанятыми.

Выгрузка древа НДС 5–6-го колена с небольшим количеством контрагентов физически занимает 40–50 минут времени. Таким образом, сотрудник налогового органа может за небольшое время посмотреть цепочки связей нескольких компаний и найти ошибки и разрывы в НДС. Ведь на практике как бы идеально вы ни старались вести деятельность, как бы ни собирали документы, проверить всех контрагентов просто невозможно. Как технически, так и в связи с отсутствием необходимых ресурсов.

К техническим изменениям можно отнести следующие. Появился отдельный модуль «Операции особого контроля». В первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы оптимизации, хотя может коснуться и не прибегающих к ним, но так или иначе работающих с контрагентами, которые используют эти схемы.

Под особый контроль налоговых органов попадает несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т. д.).

Сейчас показатель налогового разрыва по НДС составляет всего 0,43%, хотя еще четыре года назад он держался на уровне 8%. И с новыми программными продуктами подразумевается, что проверка будет проходит более тщательно.

Проверка движения денежных средств

Проверка движения денежных средств осуществляется с помощью банков, которые подгружают информацию в отношении прохождения оплаты. Программный продукт не проводит сверку оплат и счетов-фактур. Кроме юрлиц, в автоматическом режиме проходит проверка физлиц. С 1 сентября 2016 года подп. 1.1 ст. 86 НК РФ обязал банки сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов физлиц. С 1 июня 2018 года банки по запросам налоговых органов также обязаны предоставлять справки по счетам физлиц в драгметаллах.

В отношении непосредственно сделок и операций с НДС необходимо помнить, что в случае отсутствия оплаты или оплаты за товар в минимальном размере этот факт свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. Но часто отсутствие оплаты свидетельствует об отсутствии денег или нестандартных формах расчетов. Например, в виде векселя или отступного.

Проверка банковских гарантий

Проверка банковских гарантий используется при применении заявительного порядка возмещения НДС. При проверке поступающих в налоговые органы банковских гарантий, в том числе подписанных уполномоченным представителем банка, налоговыми органами может быть истребована доверенность, подтверждающая полномочия лица, подписавшего от имени банка банковскую гарантию. А также доверенности, связывающие доверителя с подписавшим данную банковскую гарантию уполномоченным лицом, и карточка образца подписи данного лица, если вышеуказанные документы не были запрошены и представлены ранее либо не содержатся в информационных ресурсах налоговых органов.

Также может быть запрошена генеральная лицензия банка на осуществление банковских операций, а в случае выдачи гарантии филиалом банка может быть направлено поручение о представлении копии положения филиала банка, предусматривающего возможность выдачи филиалом банковской гарантии, в целях установления факта реальности ее выдачи.

При этом к банковским гарантиям также будут применяться нормы гражданского и налогового законодательства, в связи с чем необходимо в случае подписания электронной банковской гарантии уполномоченным лицом одновременно с электронной банковской гарантией дополнительно представить доверенности в сканированном виде с УКЭП, связывающие доверителя с подписавшим данную электронную банковскую гарантию уполномоченным лицом (Письмо ФНС РФ от 06.11.2020 № ЕА-4-15/18187).

Проверка налоговых деклараций по НДС

Проверка налоговых деклараций по НДС является одним из видов налоговых проверок – видом камеральной проверки. Проверка декларации осуществляется в автоматическом режиме путем проверки контрольных соотношений. Вместе с тем целесообразно обратить внимание на Письмо ФНС РФ от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@.

Первое, на что обращают внимание контролирующие органы, – дата представления декларации. Днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС. Соответственно, несвоевременная сдача декларации влечет налоговые штрафы.

Второе, на что проверяется налоговая декларация, – это применение заявительного порядка для НДС. Не позднее 10 календарных дней со дня представления налоговой декларации по НДС осуществляется оценка на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

- налогоплательщик в соответствии с данными ПП «Контроль НДС» относится к низкому, среднему либо неопределенному (для ИП) уровню риска;

- возмещение НДС из бюджета РФ заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении подтверждения суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;

- более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (ИП) уровней риска и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации.

Третье – налоговым органом оценивается соблюдение следующих условий:

  • отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
  • отсутствие противоречий или несоответствий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее – расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ;
  • отсутствие признаков нарушений законодательства РФ о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет РФ.

Налоговики откажут в применении налогового вычета по НДС, в случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета РФ, установлены обстоятельства, свидетельствующие о:

  • наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни;

  • выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухучете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ);
  • несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в п. 2 ст. 54.1 НК РФ в рамках заключенных налогоплательщиком сделок;
  • наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета РФ, налоговым органам в соответствии с положениями рекомендаций ФНС РФ по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 № ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

Применение нового регламента проверок НДС

Проведение проверок налогов осуществляется в строгом соответствии с регламентными процедурами. Но регламенты также не стоят на месте. Исходя из регламента проверки НДС, необходимо обратить внимание на то, что в регламенте выделены следующие операции особого контроля:

  • Расхождения по журналам. Теперь отслеживаются расхождения типа «разрыв» не только по разделу 3 декларации, но и по разделу 11 «Журнал учета полученных счетов-фактур».
  • Контрольные соотношения. Отслеживаются попытки отразить налоговые вычеты без начисления соответствующих налоговых обязательств.
  • Сомнительные начисления. Рассматриваются вычеты покупателя, сформированные при отсутствии оплаты обязательств продавцом. В этом случае в цепочке компаний разрывов нет, но нет и уплаты налога.
  • Несопоставляемые операции. Операции в декларациях с признаками риска, цель которых – избежать автоматизированного контроля. Будут пристально отслеживаться случаи дробления счетов-фактур (частичный вычет в разных периодах).

По новому порядку уже в течение 15 дней после наступления срока представления декларации по НДС в базе ФНС формируются два перечня с:

  • несоответствиями и противоречиями «технического характера»;
  • признаками «схемных» нарушений.

Систему раскрашивания цветом в АСК НДС-2 налогоплательщиков заменит (дополнит) система баллов, назначаемых по более чем 30 критериям, содержащимся в новом регламенте. Критериями для присвоения баллов станут размер внеоборотных активов, среднесписочная численность сотрудников и размер оплаты труда, наличие в собственности объектов для осуществления деятельности, записи о недостоверности сведений, информация по расчетным счетам, доля вычетов по НДС в общей сумме налога.

Применение оперативного контроля

Кассы передают в налоговую следующую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги. А также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д. Соответственно, по кассе виден объем ваших продаж и НДС, который соответствует реализуемой продукции.

Оперативный контроль является видом контроля при применении контрольно-кассовой техники. Однако одновременно оперативный контроль позволяет выявить случаи неначисления НДС. НК РФ дополняется новым разделом – «Оперативный контроль». Оперативный контроль планируют осуществлять как в форме мониторинга, так и оперативных проверок:

Мониторинг расчетов будет осуществляться ФНС с использованием автоматизированной информационной системы.

В ходе оперативных проверок будут проводить мероприятия налогового контроля, в том числе наблюдение и контрольные закупки. При проведении оперативной проверки налоговые органы смогут привлекать органы ФСБ. Оперативная проверка может быть назначена независимо от времени проведения предыдущей оперативной проверки за тот же период в случае поступления в налоговый орган обращений от физических лиц и организаций.

То есть фактически ФСБ будет проводить дополнительную проверку НДС посредством проверки кассовой дисциплины. Также при проверке контрольно-кассовой техники и НДС налоговый орган получит дополнительный способ приостановления деятельности компании. Если организация за год неоднократно нарушит обязанности фиксации расчетов и сумма незафиксированных расчетов превысит 1 млн рублей, ее деятельность могут приостановить на срок до 90 суток, а также ограничить доступ к ее сайтам, мобильным приложениям, страницам в соцсетях, аккаунтам мессенджеров, которые используются для предоставления информации о товарах и услугах в сети, а также их приобретения.

Оперативный контроль станет быстрее других форм налогового контроля. Организации обязаны предоставлять истребованные документы в ходе оперативной проверки в течение трех дней со дня получения соответствующего требования. Предусмотрено всего пять дней для представления необходимых пояснений или десять дней для внесения соответствующих исправлений после сообщения, поступившего от налогового органа о том, что при проведении мониторинга выявлены противоречия или несоответствия при фиксации расчетов.

Проверка НДС в сделках со взаимозависимыми лицами

Взаимозависимые лица подвергаются особому контролю, что неудивительно, поскольку в этом случае рисков необоснованной налоговой выгоды больше. Однако в рамках семейного бизнеса, бизнеса, построенного на развитии предпринимательских инициатив у персонала, варианты взаимозависимости встречаются достаточно часто.

Проверка осуществляется на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную либо камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 105.3 НК РФ одним из налогов, по которому в данной ситуации проверяется полнота исчисления и уплаты, считается НДС при условии, что одной из сторон сделки признается организация (ИП), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика по данному налогу.

К претензиям налоговиков можно отнести необходимость корректировки налоговой базы, которая может быть выявлена налоговым органом и при проверке полноты исчисления и уплаты налога на прибыль или НДФЛ (для ИП). В этом случае не имеет значения, признается ли другая сторона сделки плательщиком НДС (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2015 № 11АП-5243/2015 по делу № А72-1222/2014). Поэтому лучше не злоупотреблять сделками со взаимозависимостью, так как это будет автоматически критерием налогового риска.

Проведение осмотра помещений

Представим себе ситуацию: вы заявили НДС к вычету, но товар находится в пути или вы его не забрали со склада продавца, а может быть, ваш товар уникален и еще не произведен, но НДС вы уже заявили к вычету. Проведя осмотр, представители налогового органа не увидят товар, следовательно, могут сделать вывод о фиктивности сделки и, как результат, откажут в вычете в НДС.

Осмотр проводится только после уведомления налогоплательщика. Осматриваются только предметы и территории, которые принадлежат проверяемому, а не третьим лицам.

Осмотр может проводиться:

1) в рамках проверки:

а) выездной – во всяком случае;

б) камеральной – если проверяется декларация по НДС, в которой (либо-либо):

- заявлено право на возмещение налога;

- имеются несоответствия или сведения, которые противоречат сведениям декларации контрагента;

2) вне рамок проверки – могут быть осмотрены документы и предметы, если (либо-либо):

- они были получены инспекцией в результате ранее проведенных контрольных мероприятий;

- при согласии владельца этих предметов на их осмотр.

В статье 92 НК РФ не упомянуто только, что именно инспекторы могут осматривать. Этот пробел восполнен в подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ, где сказано, что в порядке ст. 92 проверяющие могут осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Дополнительно налоговый орган может осуществлять выемку документов и предметов. Если представители компании или любые другие лица не пускают проверяющих в офис, то они могут быть наказаны по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ штрафом в размере 10 тыс. рублей.

В заключение необходимо отметить, что налоговый орган имеет достаточно много оснований для проверки уплаты НДС. Нужно отметить, что налогоплательщики находятся в более невыгодном положении, поскольку налогоплательщик не может проверить всю цепочку контрагентов, гарантировать поставку товара на склад в срок, отсутствие задолженности. Но все нестандартные ситуации могут являться основанием для доначисления НДС и отказа в возмещении налога.

Читайте также: