Не удержан ндс при перечислении дохода иностранному юридическому лицу

Опубликовано: 03.05.2024

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

"Главная книга", 2006, N 19

Российская организация заключила с украинской организацией договор на оказание информационно-консультационных услуг. Исполнителем по договору является украинская организация, которая не состоит на налоговом учете в РФ, а на территории Украины не является плательщиком НДС.

Что неверно?

Российская организация при оплате услуг исполнителя не исчисляла и не удерживала НДС в качестве налогового агента. Организация полагала, что она вправе этого не делать, поскольку украинская организация не является плательщиком НДС на своей территории.

Как правильно?

Налогоплательщиками признаются, в частности, организации, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги . Налоговыми агентами признаются лица, на которых также НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов . Иными словами, налоги в Российской Федерации уплачиваются в соответствии с российским законодательством.

Налоговым кодексом РФ установлено, что объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации .

Местом реализации консультационных услуг в целях обложения НДС признается территория РФ, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории РФ .

Таким образом, в изложенной ситуации местом реализации услуг является территория РФ.

При реализации таких услуг налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговую базу определяют налоговые агенты. К ним относятся организации, состоящие на учете в российских налоговых органах и приобретающие на территории РФ услуги у таких иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога .

Поэтому российская организация, приобретающая у украинской организации информационно-консультационные услуги, признается налоговым агентом по НДС независимо от того, что исполнитель услуг не является на территории Украины плательщиком НДС.

Налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации с учетом налога . Уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам .

Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 02.08.2006 N 03-04-08/173.

Каковы последствия?

В результате допущенной ошибки не перечислен в бюджет НДС, подлежащий удержанию и перечислению.

Относительно взыскания с налогового агента неудержанных сумм налога и пени отметим следующее.

Финансовые органы считают, что при неудержании сумм налога налоговый агент должен уплатить налог в бюджет за счет собственных средств , а ВАС РФ, в свою очередь, указал, что пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества . Несмотря на то что ВАС РФ высказался относительно взыскания пени за неудержание налоговым агентом сумм НДФЛ, считаем, что и в данном случае будет действовать такой же порядок.

Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05 читайте в журнале "Главная книга", 2006, N 13, с. 18.

Что касается взыскания штрафа по ст. 123 НК РФ в размере 20% от неудержанной и не перечисленной в бюджет суммы налога, то здесь надо сказать следующее.

Правонарушение по ст. 123 НК РФ может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, то есть удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана им у налогоплательщика .

Кроме того, на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности .

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Рассматриваем ситуацию

В июне 2006 г. российская организация в качестве заказчика заключила с украинской организацией, не состоящей на налоговом учете в РФ, договор на оказание информационно-консультационных услуг. Согласно договору стоимость услуг украинской организации составляет 352 000 руб. Сумма НДС в договоре не выделена, поскольку украинская организация на территории Украины плательщиком данного налога не является.

В июле 2006 г. услуги оказаны, и 27.07.2006 произведена частичная оплата по договору в размере 260 000 руб. Оставшаяся сумма будет перечислена исполнителю в сентябре 2006 г.

В бухгалтерском учете организации в июле 2006 г. сделаны следующие записи:

Дт 26 Кт 60 - 352 000 руб. - признаны расходы на информационно-консультационные услуги;

Дт 60 Кт 51 - 260 000 руб. - перечислена частичная оплата украинской организации.

Российская организация не удерживала сумму налога с доходов украинской организации. Налоговым периодом по НДС для российской организации является календарный месяц .

Что делать?

В рассматриваемом случае налоговая база по НДС, подлежащему удержанию из доходов украинской организации, определяется как сумма дохода от реализации услуг с учетом НДС. Сумма налога определяется по расчетной ставке 18/118 .

По мнению Минфина России, в случае если иностранная организация в стоимости своих услуг не учитывает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет РФ, российской организации при исчислении налога следует применять ставку НДС в размере 18% к стоимости услуг (без учета НДС) .

Таким образом, сумма НДС, которую необходимо было удержать у украинской организации, составляет 39 661 руб. (260 000 руб. x 18/118). Именно эту сумму НДС российская организация не перечислила в бюджет в качестве налогового агента за июль 2006 г.

Поэтому российской организации следует либо обратиться к украинской организации с просьбой вернуть соответствующую сумму налога, либо удержать ее из последующей выплаты.

Допустим, ошибка выявлена организацией 12.09.2006. Организация рассчитала НДС со всей суммы по договору (352 000 x 18/118) и удержала его при окончательном расчете. При этом организация окончательно рассчиталась с украинской организацией 18.09.2006, тогда же вся сумма НДС в размере 53 695 руб. перечислена в бюджет.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также во избежание применения к нему мер ответственности до представления декларации уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени .

Поэтому после выявления ошибки и доплаты налога и пени организации следует представить уточненную налоговую декларацию по НДС за июль 2006 г. , отразив сумму НДС в размере 39 661 руб. по строке 040 разд. 2.2 "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом". Сумма НДС в размере 14 034 руб. (53 695 руб. - 39 661 руб.) будет отражена в декларации по НДС за сентябрь 2006 г.

Так как перечисление в бюджет НДС произведено после установленного срока, организации необходимо рассчитать и уплатить в бюджет сумму пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога .

Предположим, что ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, в период с 28.07.2006 по 18.09.2006 составляет 11,5%.

Расчет пени за несвоевременную уплату в бюджет НДС

Суммы налога и пени были перечислены организацией в бюджет одновременно.

В случаях выявления в бухгалтерском учете неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены .

В бухгалтерском учете организации в сентябре 2006 г. производятся следующие записи.

При уплате суммы налога и пени по нему необходимо составлять два разных платежных поручения .

При составлении платежных поручений на уплату и налогов, и пени в соответствующих полях необходимо указать следующие значения .

Статья 19 НК РФ.
Пункт 1 ст. 24 НК РФ.
Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Подпункт 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Пункты 1, 2 ст. 161 НК РФ.
Пункт 1 ст. 161 НК РФ.
Пункт 4 ст. 174 НК РФ.
Статьи 45, 46, 75 НК РФ.
Письмо Минфина России от 20.07.2006 N 03-04-08/156.
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05.
Пункт 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Статья 15.11 КоАП РФ; ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Пункт 1 ст. 163 НК РФ.
Пункт 4 ст. 164 НК РФ.
Письмо Минфина России от 20.07.2006 N 03-04-08/156.
Пункт 4 ст. 81 НК РФ.
Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н.
Пункт 3 ст. 75 НК РФ.
Пункт 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
Пункты 1, 9 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утв. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее - Правила).
Пункты 5 - 10 Правил.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что, поскольку обе организации признали, что услуга так и не была оказана, можно говорить о выплате в июле 2019 года аванса иностранной компании по иным услугам, предусмотренным договором.
Учитывая, что услуги не были оказаны, организация в 3 квартале 2019 года неправомерно приняла к вычету НДС, уплаченный налоговым агентом в бюджет. НДС в данной ситуации возможно принять к вычету при одновременном выполнении двух условий: 1) расторжение или изменение условий договора и 2) возврат контрагентом денежных средств. Если вышеперечисленные условия не выполняются, НДС к вычету в этом периоде организация принять не вправе.
Но вычет НДС может быть применен позже, в периоде возврата средств от иностранного контрагента (в 2020 году).
Организация при исчислении налога на прибыль за 1 квартал 2019 года завысила расходную часть при учете в расходах стоимости якобы оказанных иностранным исполнителем услуг. Поскольку организация с января по дату уплаты денежных средств иностранному исполнителю учитывала при исчислении налога на прибыль курсовые разницы, ей также следует внести в налоговый учет корректировку, а именно, удалить из налогового учета курсовые разницы и в случае занижения налога на прибыль предоставить уточненные декларация за 1 квартал и полугодие 2019 года.
В налоговом учете организации возникают курсовые разницы с момента перечисления денежных средств до даты их возврата. Если в случае пересчета курсовых разниц имело место занижение налога на прибыль за периоды после июля 2019 года, также следует представить уточненные декларации.
Бухгалтерский учет рассмотрен ниже по тексту ответа.

Обоснование позиции:

Налоговый учет

НДС

В случае приобретения товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, налогоплательщик признается налоговым агентом по НДС (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ). В этом случае на основании п. 2 ст. 161 НК РФ налоговые агенты определяют налоговую базу по НДС, исчисляют, удерживают и уплачивают в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно разъяснениям Минфина России если контрактом с налогоплательщиком - иностранным лицом, реализующим товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику следует самостоятельно определить налоговую базу для целей уплаты НДС, то есть увеличить стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг) на сумму НДС. Соответственно, сумма НДС, исчисленная и уплаченная в бюджет в указанном случае, по существу является суммой НДС, удержанной из возможных доходов налогоплательщика - иностранного лица (письмо Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, смотрите также письма Минфина России от 12.11.2014 N 03-07-08/57178, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, от 16.10.2007 N 03-07-15/153).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11 указано, что вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора, неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить этот НДС и уплатить его в бюджет.
На основании абзаца второго п. 4 ст. 174 НК РФ одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу налоговый агент уплачивает НДС (письма Минфина России от 13.05.2011 N 03-07-08/149, от 26.04.2006 N 03-08-05, УФНС РФ по Московской области от 01.11.2006 N 21-26-И/1342). Сумма НДС, перечисленная российской организацией в бюджет в данном случае, в дальнейшем может быть принята ею к вычету при условии, что услуги приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ (п. 3 ст. 171 НК РФ)*(1).
Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами, подлежат вычетам. При этом фактическая уплата исчисленного и удержанного НДС в бюджет, подтвержденная документально, является одним из условий осуществления налогового вычета по НДС у налогового агента (абзац первый п. 1 ст. 172 НК РФ). Указанный вычет производится на основании счета-фактуры и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет НДС, после принятия на учет выполненных работ и при наличии соответствующих первичных документов.
Поэтому вычет НДС при перечислении оплаты за оказанные услуги, примененный в июле 2019 года, правомерен.
Однако после подписания соглашения о том, что услуги не были оказаны, сумма оплаты перестала носить характер оплаты за оказанные услуги. По нашему мнению, такое перечисление стало в большей степени соответствовать предварительной оплате в счет иных услуг, предусмотренных договором. Однако к такому соглашению стороны пришли только в сентябре 2020 года. То есть оплата переквалифицировалась в аванс задним числом.
Рассмотрим возможность применения вычета налога по предварительной оплате, если суммы НДС уплачены налоговым агентом за счет собственных средств.
На основании п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы "авансового" НДС, предъявленного продавцом (исполнителем), на основании выставленного продавцом (исполнителем) счета-фактуры.
По мнению налоговых органов, изложенному в письме ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@, правила применения налоговых вычетов "по авансам выданным", регламентированные нормами п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ, распространяются только на суммы НДС, предъявленные продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии у покупателя счета-фактуры, выставленного налогоплательщиком НДС - продавцом при получении предоплаты, и, соответственно, не распространяются на налоговых агентов - покупателей, исчисляющих и уплачивающих в бюджет НДС с предварительной оплаты товаров (работ, услуг), до момента их принятия на учет, в связи с отсутствием у них счетов-фактур, выставленных продавцами. Таким образом, суммы НДС, уплаченные в бюджет налоговыми агентами, подлежат вычету в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры, составленного при предварительной оплате товаров (работ, услуг), только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов, подтверждающих факт их принятия на учет. Смотрите также письма Минфина России от 23.10.2013 N 03-07-11/44418, от 06.04.2016 N 03-07-08/19500, от 20.03.2018 N 03-07-08/17279. Иными словами, налоговый агент, уплативший НДС с аванса иностранному поставщику, не вправе принять этот налог к вычету до того момента, пока не получит от иностранного поставщика предоплаченные товары (работы, услуги). Правомерность такого подхода подтверждена решением ВАС РФ от 12.09.2013 N ВАС-10992/13.
В данной ситуации получается, что после подписания соглашения имела место переквалификация оплаты за услуги, причем задним числом. На наш взгляд, поскольку договор продолжил действовать в части иных услуг, есть основания квалифицировать оплату за не оказанные услуги одного вида предварительной оплатой за услуги другого вида. В таком случае если признавать оплату, сделанную в июле 2019 года авансом, то с учетом того, что иностранным исполнителем НДС не предъявлялся налоговому агенту (смотрите абзац выше), условия для вычета "авансового" НДС не выполняются. Поэтому есть предпосылки считать, что применение вычета организацией как налоговым агентом стало неправомерным. Ведь по сути, сторонами было признано, что услуги оказаны не были.
Поэтому полагаем, что если организацией (налоговым агентом) НДС был принят к вычету в июле 2019 года, то в такой ситуации сумму вычета из предоставленной декларации за 3 квартал 2019 года следует удалить, предоставив в налоговый орган уточненную декларацию за этот период.
Далее возникает вопрос о возможности принять к вычету НДС в момент получения (возврата) денежных средств от иностранного контрагента.
Согласно абзацу второму п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Таким образом, в том случае, когда покупатель отказывается от услуги и (или) расторгает договор с поставщиком, или же изменяются условия договора, суммы НДС, исчисленные поставщиками и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет оказания услуг, реализуемых на территории РФ, подлежат вычетам. Согласно абзацу третьему п. 5 ст. 171 НК РФ указанные выше нормы распространяются в том числе на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ.
Таким образом, в случае расторжения заключенного с иностранной организацией договора, предметом которого являлись поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, или изменения условий договора и возврата поставщиком сумм оплаты (частичной оплаты) таких товаров (работ, услуг), российский покупатель, который в качестве налогового агента исчислил, удержал из сумм доходов поставщика и уплатил в бюджет НДС, вправе предъявить такую сумму НДС к вычету при соблюдении установленных требований. Такие вычеты производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата или отказа (п. 4 ст. 172 НК РФ).
Юридическую сторону вопроса мы в данном ответе не рассматриваем. Вместе с тем если признать, что в результате заключения соглашения имело место расторжение (изменение условий) договора в этой части, то НДС, уплаченный в бюджет в июле 2019 года, может быть принят к вычету в периоде возврата средств иностранцем (2020 год). Полагаем, что квалифицировать условия соглашения в таком качестве следует юридической службе организации.
Если же будет определено, что ни расторжения в части, ни изменения условий договора не было, применение вычета НДС в момент возврата денежных средств сопряжено с налоговыми рисками.

Налог на прибыль

Корректировка расходов (доходов) по не оказанным услугам

Прежде всего, в силу того, что фактически услуги не были оказаны, организация при исчислении налога на прибыль за 1 квартал 2019 года завысила расходную часть при учете в расходах стоимости якобы оказанных иностранным исполнителем услуг. В случае занижения налога организации следует предоставить уточненные декларации по налогу на прибыль (ст. 81 НК РФ).
Как мы полагаем, организация с января по дату уплаты денежных средств иностранному исполнителю учитывала при исчислении налога на прибыль курсовые разницы (пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ, п. 11 ст. 250 НК РФ). Поэтому следует внести в налоговый учет корректировку, а именно, удалить из данных налогового учета курсовые разницы и в случае занижения налога на прибыль представить уточненные декларация за 1 квартал и полугодие 2019 года.

Налогообложение после переквалификации оплаты за услуги в аванс, в предварительную оплату

В п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ указано, что в случае получения (перечисления) аванса, задатка доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату получения (перечисления) аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток).
При этом положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки выданных (полученных) авансов не включается налогоплательщиком в доходы (расходы) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абзац первый п. 11 ст. 250 и абзац первый пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Соответственно, если квалифицировать перечисления июля 2019 года как аванс, то курсовые разницы после его перечисления считать не следует.
Однако в дальнейшем, в 2020 году, имела место переквалификация оплаты за услуги, по сути, в аванс.
В случае расторжения договора предварительная оплата в иностранной валюте, предусмотренная таким договором, не может рассматриваться сторонами, заключившими договор, как предварительная оплата (аванс) и подлежит переквалификации в денежное требование в иностранной валюте.
В такой ситуации к отношениям применяются положения п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ, согласно которым требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, подлежат переоценке на дату прекращения (исполнения) обязательств (требований) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше. Доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающие при этом, признаются внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Так, в письме Минфина России от 16.05.2016 N 03-03-06/1/27851 указано, что в случае расторжения договора купли-продажи общество обязано на дату расторжения договора пересчитать возникшее обязательство по возврату денежных средств и включить в состав доходов (расходов) курсовую разницу, образовавшуюся в результате изменения официального курса иностранной валюты к курсу рубля РФ, установленному Банком России, с даты получения такой предоплаты (аванса) до даты расторжения договора. Смотрите также Вопрос: Организация получила аванс от иностранного покупателя. Впоследствии международный контракт был расторгнут, денежные средства (в иностранной валюте) возвращены несостоявшемуся покупателю. Возникает ли в учете российской организации курсовая разница? Если да, как отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете? (журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2016 г.)
Учитывая приведенные разъяснения представителей финансового ведомства, полагаем, что в рассматриваемом случае подход при исчислении налога на прибыль может быть аналогичным.
Таким образом, по нашему мнению, с даты перечисления денежных средств контрагенту и до даты их возврата следует учитывать курсовые разницы. Смотрите также письма Минфина России от 14.04.2017 N 03-03-06/1/22254, от 05.04.2017 N 03-03-06/1/20070. Писем налоговых органов нами не найдено. Если в случае пересчета курсовых разниц имело место занижение налога на прибыль за периоды после июля 2019 года, также следует представить уточненные декларации.

Бухгалтерский учет

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

19 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Вычеты НДС налоговыми агентами - покупателями товаров (работ, услуг) у иностранных организаций.

Налоговый агент перечисляет НДС за услуги, оказанные иностранной фирмой, не состоящей на налоговом учете в России, одновременно с выплатой вознаграждения. Делать это раньше не следует.

Если иностранная фирма, не состоящая на налоговом учете в России, оказывает на территории нашей страны услуги, НДС исчисляет и уплачивает в российский бюджет покупатель этих услуг – налоговый агент (ст. 161 НК РФ). Делать это нужно одновременно с выплатой вознаграждения (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Ранее перечисления суммы по договору платить НДС в бюджет не нужно, поскольку при расчетах в иностранной валюте налоговая база по налогу исчисляется в рублях на дату перечисления денежных средств иностранному лицу (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Оплата услуг и расчет по НДС – одновременно

Напомним, что НК РФ определяет несколько случаев, когда российская фирма считается налоговым агентом по НДС. Один из таких случаев – приобретение товаров (работ, услуг) у иностранной компании, которая не состоит на налоговом учете в России.

Если у иностранной организации есть представительство в России, то она сама рассчитает НДС и уплатит его в бюджет. Если же представительства в РФ нет, то покупатель обязан удержать НДС из денег, которые он должен выплатить своему контрагенту, и перечислить сумму налога в бюджет. От обязанностей налогового агента фирма не освобождается, даже если она не является плательщиком НДС. Например, применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД или ПСН.

Налог к удержанию из выплаты иностранной организации рассчитывается по расчетной ставке НДС.

НДС при покупке товаров нужно перечислять равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом.

Но если фирма покупает у иностранной компании работы или услуги, место реализации которых – Россия, то удержанный НДС нужно перечислить в бюджет одновременно с оплатой этих работ и услуг. Раньше этого делать не нужно (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Минфин акцентировал внимание на этой норме и привел такое обоснование. Когда российская фирма платит иностранной компании за приобретаемые работы и услуги не в рублях, а в иностранной валюте, пересчитывать налоговую базу из иностранной валюты в рубли нужно по курсу Центрального банка на тот день, когда деньги фактически были перечислены иностранной компании. Именно поэтому не рекомендуется платить НДС с причитающихся иностранцу денег досрочно, до их фактической выплаты.

Кроме того, как известно, момент оплаты влияет на период принятия к вычету суммы НДС, уплаченной в бюджет налоговым агентом.

Вычет НДС

Сумму НДС, удержанную из денег, перечисляемых иностранной компании, налоговый агент может принять к вычету при выполнении нескольких обязательных условий:

  • налоговый агент является плательщиком НДС;
  • есть платежные документы, подтверждающие уплату НДС в бюджет;
  • товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС, и приняты к учету;
  • есть счет-фактура (выписанный налоговым агентом).

Напомним, что налоговый агент оформляет счет-фактуру не позднее пяти календарных дней после оплаты товаров, работ, услуг, реализация которых признается объектом обложения НДС на территории РФ. Один экземпляр регистрируется в книге продаж, второй – для подтверждения права на вычет – в книге покупок.

В строках 2, 2а, 2б счета-фактуры налоговый агент указывает реквизиты фирмы-продавца. В строке 2б (ИНН и КПП) счета-фактуры проставляются прочерки, поскольку продавец – иностранная организация, не состоящая на учете в РФ. В строке 5 счета-фактуры налоговый агент указывает номер и дату платежного поручения, которым НДС перечислен в бюджет.

Агенты, не являющиеся плательщиками НДС, вычет предъявить не могут. Они вправе включить сумму уплаченного налога в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг.

Б.Л. Сваин, Эксперт по налогообложению

Добрый день,
Для предоставления Вам ответа, требуется следующая информация:

1. Какие конкретно услуги оказывает иностранное юридическое лицо? (прошу подробно объяснить)
2. На территории какого государства оказываются услуги?
3. Оказание этих услуг осуществляется в электронной форме или нет?
4. Резидентом какой страны является иностранное юридическое лицо?

С уважением, А. Грешкина

Добрый день,
Для предоставления Вам ответа, требуется следующая информация:

1. Какие конкретно услуги оказывает иностранное юридическое лицо? (прошу подробно объяснить)

Услуги размещения рекламных материалов на своих сайтах в интернете

2. На территории какого государства оказываются услуги?

Мы покупаем по сути показы баннеров для пользователей, то есть продвигаем услуги наших клиентов, показы происходят российским пользователям

3. Оказание этих услуг осуществляется в электронной форме или нет?

4. Резидентом какой страны является иностранное юридическое лицо?

Контрагентов с какими хотим работать много, основные страны: Сингапур, Израиль, Гонконг, Канада, Англия, Испания, Германия

К услугам в электронной форме, местом реализации которых в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ, относятся услуги, поименованные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (Письма МФ РФ от 22.08.2019 N 03-07-11/64540, от 29.05.2019 N 03-07-11/38901). Согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ, оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть «Интернет», автоматизировано с использованием информационных технологий. К таким услугам, в частности, относятся:
оказание рекламных услуг в сети "Интернет", в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети "Интернет", а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети "Интернет".

Таким образом, приобретенные российской организацией рекламные услуги, оказываемые иностранным исполнителем, удаленно через сеть интернет, относится к электронным услугам.

Начиная с 1 января 2019 года, при оказании российским покупателям услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, иностранной организацией, местом реализации которых, признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет РФ возлагается на эту иностранную организацию (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Для цели уплаты НДС, иностранная организация, оказывающая российским покупателям такие услуги, должны встать на учет в налоговом органе РФ (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
С 1 января 2019 года, российские организации, приобретающие у иностранных юридических лиц – исполнителей услуги, оказываемые в электронном виде, не признаются налоговыми агентами по НДС и не должны уплачивать НДС за иностранную организацию.

С уважением, А. Грешкина

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Что касается налога на прибыль с дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу – исполнителю, то в общем случае, согласно п. 1 ст. 310 НК РФ, налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ. В этом случае, российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль иностранной организации. Согласно п. 2 ст. 287 НК РФ, сумма налога, удержанного с доходов иностранной организации, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п. 1 ст. 310 НК РФ).

При этом, согласно ст. 7 НК РФ:
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В связи с вышесказанным, порядок исчисления и удержания налога на прибыль российской организацией – заказчиком услуг у иностранных юридических лиц – исполнителей, регулируется конкретным Договором (Соглашением) об избежании двойного налогообложения, заключенным Российской Федерацией с каждым конкретным иностранным государством.

Читайте также: