Международные услуги связи ндс

Опубликовано: 16.05.2024

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 3

Налогообложение услуг международной связи традиционно вызывает вопросы у бухгалтеров коммуникационных компаний и проворящих в силу того, что в Налоговом кодексе есть специальные нормы, регулирующие обложение НДС данных операций. Речь идет о двух нормах: п. 5 ст. 157 и пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, причем претензии налоговики предъявляют как к начислению, так и к вычету НДС. В помощь бухгалтерам в статье на эту тему приведен небольшой обзор разъяснений чиновников и выводов судов.

Каковы претензии к начислению налога?

Норма п. 5 ст. 157 НК РФ неизменна уже на протяжении нескольких лет: при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям. Вроде бы ничего сложного, все предельно ясно, однако налоговики пытаются поставить под сомнение правомерность применения данной "льготы" по НДС.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2009 N 09АП-23553/2009-АК инспекторы отказали оператору связи в исключении из налоговой базы сумм оплаты от иностранных покупателей, ссылаясь на различные, не имеющие к норме п. 5 ст. 157 НК РФ обстоятельства. В частности, налоговики посчитали, что оператор не может самостоятельно оказывать услуги международной связи, это может сделать компания-монополист, с которой оператору следовало бы заключить договор. В таком случае местом реализации услуги могла быть только территория РФ, и отсутствовали основания для невключения в налоговую базу сумм, полученных от иностранных партнеров.

Между тем компания предоставляла возможность своим абонентам принимать международные звонки с использованием только местной телефонной сети и сети передачи данных. Оператор не нарушал требований отраслевого законодательства и на законных основаниях присоединял сеть передачи данных к собственной местной телефонной сети. Поэтому суд счел необоснованным довод налоговиков о допустимости пропуска международного трафика только через другую коммуникационную компанию, которая не обладает монопольным статусом на взаимоотношения с иностранными операторами связи. Договоры с иностранными покупателями заключены на законных основаниях, а инспекция не наделена правом переквалифицировать заключенные хозяйствующими субъектами сделки.

Также судом отклонена ссылка ревизоров на отсутствие лицензии на оказание услуг международной связи. В Налоговом кодексе нет данного требования в целях исключения из налоговой базы по НДС суммы, полученной оператором связи от реализации услуг связи иностранным покупателям. Услуги оказывались на основании лицензий на оказание услуг местной связи, услуг передачи данных и телематических услуг связи. В ходе проведенных управлением Россвязьнадзора проверок соблюдения условий лицензирования не было установлено нарушений оператором связи лицензионных требований.

Но налоговиков это не остановило, и они решили на всякий случай проконтролировать цены пропуска трафика по договорам с иностранными операторами на соответствие рыночным ценам на аналогичные услуги. Судом установлено, что данное мероприятие налогового контроля проведено с нарушением положений ст. 40 НК РФ. В решении ревизоров не определена рыночная цена аналогичных услуг. Также не установлено отклонение цен на услуги, оказываемые оператором, более чем на 20% от рыночных цен. Положения ст. 40 НК РФ не позволяют вместо определения рыночной цены использовать цену другого договора, между тем налоговики ссылались на договоры на пропуск цифрового интернет-трафика, то есть на договоры по совершенно другой услуге, по которой сложился свой уровень цен. В итоге, как и следовало ожидать, допущенные промахи и необоснованные претензии налоговиков в суде оказались на руку оператору связи, который правомерно не учитывал в налоговой базе по НДС суммы, полученные от иностранных покупателей услуг.

На каком основании можно принять налог к вычету?

Исключение из налоговой базы сумм, полученных от реализации услуг международной связи иностранным покупателям на основании п. 5 ст. 157 НК РФ, дает повод сомневаться в правомерности применения вычета по НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для оказания подобных услуг. Однако такие сомнения напрасны, в чем можно удостовериться, ознакомившись с разъяснениями финансового ведомства и отдельными решениями судов.

В Письме Минфина России от 15.01.2010 N 03-07-08/08, посвященном налогообложению услуг международной связи, предоставляемых иностранным организациям, находящимся на территориях других государств, сказано следующее. Положениями гл. 21 НК РФ особенности применения вычетов при осуществлении указанных операций не предусмотрены. Поэтому вычет налога на добавленную стоимость по операциям по оказанию услуг международной связи иностранным компаниям осуществляется в общем порядке. Аналогичные рекомендации даны финансовым ведомством в Письме от 06.11.2009 N 03-07-08/231, в котором речь идет об иностранных покупателях услуг связи. Минфин в разъяснениях не многословен, более обстоятельная аргументация правомерности применения вычета есть в судебном решении - Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 N А40-34897/08-117-96.

Перечень случаев, в которых НДС, предъявленный плательщику налога при приобретении товаров (работ, услуг), не принимается к вычету, а включается в их стоимость, определен в п. 2 ст. 170 НК РФ. Перечень операций, не подлежащих обложению НДС (освобожденных от обложения НДС), установлен в ст. 149 НК РФ. Указанная статья НК РФ не предусматривает освобождение от налогообложения операций по реализации услуг международной связи иностранным покупателям. Поэтому услуги международной связи, оказываемые иностранным покупателям, относятся к облагаемым НДС услугам. Место реализации работ и услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. Местом реализации услуг международной связи, оказываемых иностранным покупателям, является территория РФ. Услуги международной связи не включены в п. 2 ст. 146 НК РФ, устанавливающий перечень операций, не признаваемых реализацией для исчисления НДС.

Таким образом, перечень операций, НДС по которым не принимается к вычету и включается в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), четко определен в НК РФ и не включает в себя операции по оказанию услуг международной связи. Поскольку специальный порядок применения вычетов НДС при осуществлении операций по оказанию услуг международной связи иностранным операторам не установлен, обществу следует руководствоваться общепринятым порядком применения вычетов НДС с учетом положений ст. ст. 171, 172 НК РФ.

Нюансы услуг связи, оказываемых дипломатическим представительствам

Реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами облагается по налоговой ставке 0% (пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ). Исключительность порядка налогообложения по ставке 0% для указанных операций подтверждается тем, что в пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ содержится отсылка к полномочиям Правительства РФ по установлению порядка применения названного подпункта. Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ N 1033 . В названный документ были внесены существенные изменения Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 498. Повлияют ли поправки на применение налоговой ставки по договорам, заключенным до вступления в силу указанного Постановления и предусматривающим исчисление НДС по нулевой ставке? В Письме от 15.01.2010 N 03-07-08/06 финансовое ведомство успокаивает налогоплательщиков, оказывающих услуги связи.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".

В отношении договоров, заключенных с иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами на оказание услуг связи до вступления в силу Постановления N 498, продолжает применяться нулевая ставка до момента расторжения таких договоров (п. 2 Постановления N 498). В отношении договоров, заключенных после вступления в силу названного документа (фактически с IV квартала 2009 г.), применяется традиционная ставка налога, которая должна использоваться при оказании услуг связи. Новый порядок, введенный Постановлением N 498, не предусматривает выставления счетов-фактур с указанием нулевой ставки. При этом пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ о нулевой ставке не утратил силу, однако применять его положения будут сами дипломатические представительства, которые после уплаты налога на общих основаниях будут иметь право на его возмещение на основании заявления покупателя и пакета документов, установленного в Постановлении N 498.

В завершение разговора о применении нулевой ставки обратим внимание на Постановление ФАС МО от 15.12.2009 N КА-А40/14001-09. В нем было оспорено использование данной ставки по прошлым периодам в связи с непредставлением надлежаще оформленного письма международной организации. По мнению налоговиков, в связи с этим организация-исполнитель вправе заявить налоговую базу по налоговой ставке 0% по счетам-фактурам в последующие налоговые периоды. Однако не учтено то, что пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ исключен из общего правила исчисления налогооблагаемой базы при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт по последнему числу квартала, в котором был собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В силу п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в данном случае является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поэтому оператор связи (при отсутствии аванса со стороны международной организации) обоснованно подал налоговую декларацию по налоговой ставке 0% в том квартале, в котором произошло оказание услуг связи.

В статье рассмотрены вопросы обложения НДС в части оказания услуг международной связи, в следующих номерах журнала мы вернемся к этой теме и обратим внимание на другие, не менее актуальные вопросы налогообложения услуг международной связи.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Конечным пользователям оказываются услуги связи (предоставление каналов связи, услуги передачи данных, доступ в Интернет) с использованием спутникового ресурса, приобретенного у владельца КА (оператора КА). Речь идет не о продаже/приобретении энергетического ресурса спутника. Ресурс для дальнейшего использования приобретается по ставке НДС 0%.
Может ли к рассматриваемым услугам связи с использованием спутникового ресурса применяться ставка НДС 0% на основании пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Под действие пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ подпадают услуги, оказываемые с использованием космической техники ее собственником (или уполномоченным им лицом) для связи, телевизионного и радиовещания, в т.ч. с использованием наземных сооружений и техники, которые обеспечивают осуществление этой деятельности.
Деятельность по представлению абонентам услуг связи, телекоммуникационного доступа к сети Интернет и передаче данных с использованием канала спутниковой связи, предоставляемого третьим лицом, не относится к перечисленным в пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ работам (услугам).
Данное мнение основано на трех примерах судебной практики, в которых судьи при квалификации услуг связи, оказываемых с использованием спутников, принимали во внимание в большей степени технические особенности осуществления деятельности налогоплательщиков. Поэтому судьи приходили к противоположным выводам - как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налогового органа.
В связи с чем рекомендуем обратиться в ГК "Роскосмос" с запросом о квалификации осуществляемой организацией деятельности (с описанием схемы взаимодействия наземной инфраструктуры и космических объектов, используемых при оказании услуг связи), относятся ли выполняемые (оказываемые) организацией услуги к работам (услугам), выполняемым (оказываемым) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли.

Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0% применяется при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
При этом данная норма распространяется на работы (услуги):
- выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
- по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
- подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
Для рассматриваемых услуг, оказываемых с использованием спутникового ресурса, приобретенного у владельца КА (оператора КА), необходимо определить, подпадают ли они под определение услуг, оказываемых "с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве" (иные работы (услуги), перечисленные в пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ не подходят).
В налоговом законодательстве, разъяснениях налоговых органов и Минфина России не раскрывается, что понимается под оказанием услуг в области космической деятельности с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к Закону РФ от 20.08.93 N 5663-1 "О космической деятельности": исходя из п.п. 1 и 2 ст. 2 которого космическая деятельность включает в себя в т.ч. использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания.
При этом использование (эксплуатация) космической техники (при условии государственной регистрации прав на нее) осуществляется ее собственником либо лицом, которому собственником или уполномоченным собственником лицом предоставлены в установленном законом порядке права на использование (эксплуатацию) космической техники (далее - уполномоченное лицо) (ст. 15 Закона N 5663-I).
К космической инфраструктуре относятся наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности. Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности (ст. 18 Закона N 5663-I).
Кроме того, в силу ст. 9 Закона N 5663-I космическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (смотрите также Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, для которых требуется лицензия на осуществление космической деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 N 298. В соответствии с пп.пп. 2 и 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 215-ФЗ "О государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" ГК "Роскосмос" осуществляет лицензирование космической деятельности и организацию деятельности, связанной с использованием (эксплуатацией) космической техники, космических комплексов, в том числе спутниковых навигационных и топогеодезических систем, систем связи, теле- и радиовещания.
С одной стороны, п. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит условия о наличии лицензии на осуществление космической деятельности для применения положений указанной статьи. В судебной практике встречаются выводы о том, что наличие такой лицензии не является обязательным условием применения по НДС налоговой ставки в размере 0% (постановления ФАС Уральского округа от 20.11.2006 N Ф09-10196/06-С2, ФАС Центрального округа от 12.04.2006 N А09-4745/05-12). Однако в данных примерах суды рассматривали услуги (работы), осуществляемые не в космическом пространстве, а которые квалифицировались как "подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве". Для такого рода наземных работ, услуг не предусмотрено получение лицензии на осуществление космической деятельности*(1).
В то же время встречаются примеры судебной практики, в которых суд учитывал наличие или отсутствие лицензии в области космической деятельности. Например, в постановлении Девятого ААС от 23.03.2012 N 09АП-3796/12 по делу N А40-105313/11-140-440 суд учел как один из доводов в пользу неприменения пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ отсутствие лицензии на осуществление космической деятельности у налогоплательщика. Отметим, что в данном споре именно налоговый орган настаивал на применении нулевой ставки НДС в отношении услуг по предоставлению каналов связи с использованием емкости космического сегмента.
Обращаем внимание, что в указанном деле налогоплательщик получал в пользование часть канала связи - емкость космического сегмента, устанавливал дополнительно свое наземное оборудование, формировал каналы связи, которые потом предоставлял в аренду.
При этом в обоснование своей позиции налогоплательщик предоставил в суд заключение ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" по вопросу: "Анализ особенностей предоставления и использования спутниковых каналов связи и законодательных требований к оказываемым услугам". Указанным экспертным заключением было подтверждено, что налогоплательщик "не имеет собственной космической техники, находящейся в космическом пространстве, а также оборудования управления такой техникой с поверхности Земли, не имеет лицензии на осуществление космической деятельности и не является оператором космического сегмента".
Таким образом, для применения пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги связи должны оказываться с использованием космической техники и инфраструктуры (спутника и связанных с ним наземных объектов), эксплуатируемой собственником или лицом, которому собственник передал права на эксплуатацию (использование).
Например, в постановлении Девятого ААС от 14.03.2007 N 09АП-2023/2007-АК суд указал, что ОАО "Газком" оказывало услуги связи (аренда каналов спутниковой связи) с использованием спутника, находящегося непосредственно в космическом пространстве и принадлежащего ему на праве общей долевой собственности.
При этом спорные услуги электросвязи оказывались покупателям с применением указанного спутника. В целях оказания услуг связи общество "обеспечивает прохождение сигнала через спутник, то есть прием сигнала на спутник со сторонних передающих наземных средств связи, усиление (обработку, преобразование) сигнала на спутнике, передачу сигнала в направлении сторонних наземных принимающих средств связи; в материалы дела представлены графические схемы оказания услуги".
Нижестоящий суд, рассматривающий данное дело*(2), при вынесении решения в пользу налогоплательщика учел, что он осуществляет основные действия по активному извлечению полезных свойств из спутника. Именно налогоплательщик осуществляет непрерывное текущее управление полезной нагрузкой спутника, проходом (трансляцией) сигнала через спутник и обработкой (преобразованием) сигнала на спутнике, в том числе усилением сигнала.
В более свежем решении Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2018 г. по делу N А40-115160/2018 рассматривалась деятельность по представлению абонентам телекоммуникационного доступа к сети Интернет и передача данных с использованием канала спутниковой связи. Налогоплательщик оказывает услуги спутникового широкополосного доступа с использованием спутникового ресурса Ка диапазона частот космического аппарата "Экспресс-АМУ1", для чего арендует емкость космического сегмента спутника у EUTELSAT S.A. Для доступа к указанным услугам потребители приобретают абонентские терминалы с антеннами малого диаметра (VSAT).
Но в отличие от ранее рассмотренного Постановления в данном случае налогоплательщик не использовал самостоятельно космический аппарат при оказании услуг своим покупателям.
Несмотря на доводы налогоплательщика о том, что оказание им услуг без использования спутника невозможно, так как спутник является ключевым и неотъемлемым средством связи в технологической схеме оказания услуг, суд пришел к выводу об обоснованности претензий налогового органа, указывающего на отсутствие оснований для применения ставки НДС 0% при реализации спорных услуг на основании пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Налоговый орган обосновывал свою позицию тем, что:
- у налогоплательщика отсутствует лицензия на осуществление космической деятельности;
- спутник непосредственно налогоплательщиком не используется (не эксплуатируется). Наземное оборудование налогоплательщика подключается к наземному оборудованию ФГУП "Космическая связь (который является собственником наземного оборудования, используемого для доступа к Емкости Ка диапазона спутника "Экспресс-АМУ 1");
- налогоплательщик не имеет в собственности космической техники, находящейся в космическом пространстве, а также оборудования для управления указанной техникой с поверхности Земли;
- согласно ответу ГК "Роскосмос" деятельность налогоплательщика по представлению абонентам телекоммуникационного доступа к сети Интернет и передаче данных с использованием канала спутниковой связи не является лицензируемой и не относится к космической деятельности.
Суд пришел к следующим выводам:
- тот факт, что услуги связи оказываются через канал спутниковой связи, никак не влияет на ставку налогообложения, применяемую налогоплательщиком при реализации услуг связи своим абонентам, поскольку в процессе оказания спорной услуги (доведения сигнала) участвуют несколько лиц с четко разграниченными зонами ответственности; "при этом зона ответственности Общества не связана с космическим пространством и находящимся в нем космическим аппаратом "Экспресс-АМУ1";
- наличие у налогоплательщика лицензий Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, услуги связи по предоставлению каналов связи, в соответствии с которыми оно и оказывает услуги своим абонентам, свидетельствует о том, что осуществляемая им деятельность не является космической, и оказываемые им услуги являются услугами связи и квалификации каким-либо иным образом, в т.ч. для целей налогообложения НДС, не подлежат;
- принадлежащее налогоплательщику оборудование никак не может быть отнесено к перечисленному в ст. 18 Закона N 5663-1, а используемый им (причем в той мере, в какой это позволяет ему имеющееся у него оборудование) частотный ресурс спутника не позволяет квалифицировать данную инфраструктуру как космическую (это инфраструктура связи).
Суд также отметил, что развитие современных технологий и их использование при оказании традиционных услуг (связи) не изменяет их существа, в т.ч. в целях налогообложения.
Подчеркнем, что изложенная выше правовая позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений, содержащих конкретные критерии для квалификации оказываемых организацией услуг в целях применения пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ, мы не обнаружили. Выводы судов в проанализированных примерах судебной практики в большей степени основаны на технических особенностях осуществления деятельности налогоплательщиков, поэтому могут не применяться, если деятельность организации осуществляется по другой схеме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

28 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ранее (до вступления в силу Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ) в пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ было установлено, что нулевая ставка НДС применялась при реализации работ (услуг), выполнявшихся (оказывавшихся) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
Иными словами, к космической деятельности для целей пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ относились работы (услуги), осуществляемые (оказываемые) в космосе или на земле. Анализ судебной практики показывает, что суды обращали внимание на наличие лицензий при анализе работ (услуг), осуществляемых (оказываемых) в космосе.
Применяемая в новой редакции пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ фраза "работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве", по нашему мнению, заменила спорную формулировку о "реализации работ (услуг), выполнявшихся (оказывавшихся) непосредственно в космическом пространстве".
В связи с чем допустимо использовать выводы, содержащиеся в судебной практики (в т.ч. в части необходимости наличия лицензии), в которых рассматривалась прежняя редакция пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Например, в постановлении Девятого ААС от 14.03.2007 N 09АП-2023/2007-АК указано, что "под услугой, оказываемой непосредственно в космическом пространстве, следует понимать хозяйственную деятельность, в рамках которой одним лицом предоставляется другому лицу определенный полезный результат с использованием космического пространства, а равно объектов, аппаратов, техники, находящихся непосредственно в космическом пространстве; такая деятельность должна удовлетворять описанию соответствующих отдельных видов деятельности в нормативных правовых актах РФ".
*(2) В решении Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2007 по делу N А40-7163/07-87-33 более подробно описана деятельность ОАО "Газком", в отношении которой возник спор с налоговым органом.
Так, налогоплательщик оказывал услуги электросвязи с использованием спутника, находящегося в его собственности. При оказании услуг связи осуществлялось использование космической техники в виде:
- прохождения (трансляции) сигнала через спутник;
- действий по управлению полезной нагрузкой спутника, трансляции сигнала, в том числе собственными силами поставщика услуги.
Особыми способами оказания услуги спутниковой связи являются:
- использование для оказания услуги космических аппаратов, находящихся непосредственно в космическом пространстве, - искусственных спутников Земли;
- перемещение служебной платформы в космическом пространстве, транспортировка полезной нагрузки - оборудования электросвязи с сохранением постоянного положения спутников относительно Земли;
- управление полетами спутников (проверка и обеспечение требуемого пространственного положения спутника относительно Земли, а также надлежащего состояния полетного и иного служебного (вспомогательного) оборудования спутника).
Суд учел, что налогоплательщик осуществлял указанные действия силами собственных контрольно-измерительного комплекса и Центра управления полетами, которые созданы в рамках космического комплекса системы спутниковой фиксированной связи и телевещания Ямал-КА.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

А.В. Титаева,
налоговый консультант консалтинговой компании "Налогово-правовые инновации"

1. Общие положения

Услуги международного роуминга относятся к специфическому роду экономической деятельности, так как сама услуга может быть оказана как абонентам российских операторов радиотелефонной связи за пределами территории Российской Федерации, так и абонентам операторов зарубежных стран на территории Российской Федерации.

Если абонент российского оператора находится за пределами Российской Федерации, то услуга оказывается, в основном, зарубежным оператором, и наоборот, если абонент зарубежного оператора пребывает на территории Российской Федерации, услуга, в основном, оказывается российским оператором.

При предоставлении услуг международного роуминга оператором одной страны абонентам оператора другой страны договорных отношений между ними не возникает.

Абонент осуществляет расчеты только с тем оператором, с которым у него заключен договор. Особенностью услуги является то, что оператор, фактически оказавший услугу абоненту зарубежного оператора, имеет договорные отношения не с самим абонентом, а напрямую с его оператором.

2. Особенности налогообложения

Рассмотрим особенности обложения НДС услуг сотовой связи, оказываемых российскими операторами, если услуги международного роуминга оказываются абонентам по заключенным с ними договорам, а также абонентам зарубежных операторов, с которыми российские операторы не связаны договорными отношениями.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения НДС признается реализация услуг на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации услуг определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне услуг.

С одной стороны, каждый российский оператор сотовой связи является членом ассоциации операторов сотовой связи, сам оказывает услуги, связанные с прохождением сигналов по принадлежащим ему каналам связи (через принадлежащее ему оборудование), и получает за эти услуги с клиентов соответствующую плату. Оплата вышеуказанных услуг является выручкой и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

С другой стороны, российский оператор сотовой связи получает с клиентов денежные средства, которые являются оплатой за оказанные другими операторами, в том числе зарубежными, услуги, которые связаны с прохождением сигнала по линиям связи этих операторов через их оборудование. В данном случае член ассоциации операторов сотовой связи не оказывает услуг связи, а только участвует в расчетах за услуги, оказанные другими операторами. Денежные средства, проходящие через счета оператора как участника расчетов за услуги, оказанные другими операторами связи, у данного оператора в состав выручки не включаются. Однако если за участие в расчетах за услуги, оказанные другими операторами связи, с клиентов, кроме платы за данные услуги, взимается дополнительная плата, то эта дополнительная плата включается в состав выручки.

Таким образом, любой оператор сотовой связи всегда фактически оказывает услугу по обеспечению доступа через свою зону прохождения сигнала и всегда является посредником при прохождении сигнала, нужного его абоненту, через зоны доступа других операторов.

По общему правилу, местом реализации услуг является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые оказывают услуги.

В части услуг, фактически оказанных российским оператором: услуг по обеспечению прохождения сигнала по принадлежащему ему оборудованию и посреднических услуг за ведение расчетов с другими операторами связи, - вопросов по обложению НДС не возникает, и налог исчисляется в общеустановленном порядке.

Все услуги, оказанные на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению у фактического исполнителя.

Международный роуминг обеспечивает прохождение сигнала по территории иностранного государства, и услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации.

В этом случае договор заключен покупателем с российским оператором, а часть услуг фактически оказывается зарубежными операторами.

Таким образом, потребителем (покупателем) услуги является абонент российского оператора, а исполнителем (продавцом) - зарубежный оператор.

Объект обложения НДС по операциям реализации услуг зависит от признания места оказания услуги территорией Российской Федерации на основании ст. 148 НК РФ.

Подпункты 1-4 п. 1 ст. 148 НК РФ являются исключениями из общего правила обложения НДС.

В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ прохождение сигнала через оборудование зарубежного оператора должно определяться по месту нахождения покупателя:

- если покупатель услуги международного роуминга является организацией или индивидуальным предпринимателем, - на основании места государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства [если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство];

- если покупатель является физическим лицом, - по месту жительства физического лица.

Иными словами, плата за международный роуминг подлежит обложению НДС в полном объеме на территории Российской Федерации, если потребителем является российский гражданин, российская организация (индивидуальный предприниматель).

Этот вывод можно сделать также на основании ст. 157 НК РФ, установившей особенности в исчислении НДС по операциям реализации услуг международной связи.

В соответствии с п. 5 ст. 157 НК РФ при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации вышеуказанных услуг иностранным покупателям.

Обложение НДС согласно российскому законодательству не противоречит особенностям налогообложения, установленным международным законодательством.

Все организации, оказывающие услуги международной электросвязи иностранным организациям, обязаны учитывать положения Регламента международной электросвязи, принятого Всемирной административной конференцией по телефонии и телеграфии в г. Мельбурне 09.12.1988 и опубликованного в издании "Заключительные акты Конференции (ВАКТТ-88)" (Женева, 1989).

Регламент международной электросвязи - один из основных документов Международного союза электросвязи.

Устав Международного союза электросвязи ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1995 N 37-ФЗ. Поскольку ст. 54 Устава предусматривает, что его ратификация означает также согласие соблюдать административные регламенты, принятые на компетентных всемирных конференциях, предшествующих дате подписания настоящего Устава и Конвенции, то данный Регламент, являющийся составной частью Устава Международного союза электросвязи, имеет силу международного договора Российской Федерации, а следовательно, является составной частью ее правовой системы.

В связи с вышеизложенным Регламент международной электросвязи является обязательным для применения на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 6.1.3 Регламента взимание российскими продавцами услуг международной электросвязи НДС, выставляемого дополнительно к тарифу, с покупателей этих услуг возможно только в отношении российских покупателей.

В связи с тем что российский оператор осуществляет операции, как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, вычет НДС зависит от применения ст. 170 НК РФ.

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина
Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

С 1 января 2019 года отменена обязанность по исчислению и уплате НДС российскими компаниями при приобретении электронных услуг у иностранных поставщиков. Таким образом, российские компании больше не удерживают НДС при перечислении денег за услуги, оказанные иностранной организацией – поставщиком электронным услуг, и не перечисляют налог в бюджет.

НДС по услугам иностранной организации: что изменилось?

Итак, налоговыми агентами по НДС иностранной организации российские компании больше не являются.

Отныне обязанность по исчислению и уплате НДС за услуги в электронной форме возлагается на иностранную компанию, которая продает электронные услуги на территории России.

Полный перечень услуг в электронной форме перечислен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ.

К услугам относятся:

  • предоставление прав на использование программ и баз данных;
  • оказание рекламных услуг в интернете;
  • предоставление рекламных площадок в интернете;
  • предоставление торговой площадки в интернете;
  • поддержка сайтов;
  • предоставление доменных имен, услуги хостинга.

При этом к оказанию электронных услуг не относятся:

  • консультационные услуги по электронной почте;
  • передача прав пользования программами на материальных носителях;
  • оказание услуг по предоставлению доступа в интернет (услуги провайдеров);
  • при заказе товаров (работ или услуг) через интернет, когда поставка осуществляется не через интернет.

НДС за электронные услуги нерезидентов РФ теперь будут платить не российские покупатели, а сами иностранные компании.

Для этого зарубежной фирме, оказывающей электронные услуги, теперь надо встать на учет в ИФНС и ежеквартально сдавать отчетность по НДС и платить налог в российский бюджет.

Как иностранной организации встать на учет в ФНС

Давайте разберемся, что нужно сделать продающей электронные услуги иностранной компании для того, чтобы платить НДС в России.

Для простоты восприятия мы подготовили короткую инструкцию для плательщиков НДС по электронным услугам иностранных организаций.

  • Как подать заявление?

Пройти регистрацию можно удаленно через НДС-офис иностранной интернет-компании . Этот сервис доступен и на английском языке: VAT OFFICE FOR ONLINE SERVICE PROVIDERS

  • Сколько времени налоговая ставит на учет?

Налоговой отводится 30 рабочих дней для принятия решения о постановке на учет, независимо от способа представления заявления.

  • В какую налоговую обращаться?

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 осуществляет постановку на учет иностранных плательщиков НДС.

  • Какие документы подавать?

При направлении заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России вместе с заявлением направляется сканированный образ выписки из реестра в стране регистрации иностранного предприятия компании или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации с переводом на русский язык (без заверения).

  • Какие требования к выписке?

Выписка из реестра иностранных компаний не подлежит легализации (апостилированию) в случае направления заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России. При этом Выписка направляется вместе с переводом на русский язык (нотариального заверения не требуется).

  • Размер госпошлины за регистрацию плательщика НДС в РФ?

Государственной пошлины за постановку на учет иностранной интернет-компании нет.

  • Что делать после постановки на учет иностранной компании?

Необходимо ежеквартально рассчитывать и уплачивать НДС на иностранные электронные услуги в бюджет РФ, а также подавать налоговую декларацию по НДС. Налоговая декларация и уплата налога осуществляется в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • Как понять надо ли вставать на учет в российской налоговой?

Некоторые особенности:

  • Если иностранная компания осуществляет свою работу через агентов, расчеты также происходят через агентов, то обязанность по исчислению НДС и уплате в бюджет лежит на агентах (пп. 2 п. 26 ст. 149 НК РФ).
  • Реализация исключительных прав на территории РФ по лицензионным договорам освобождена от уплаты НДС, это также распространяется на иностранные компании, в данном случае нет необходимости вставать на учет в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Иностранным клиентам, которые продают электронные услуги на территории России, мы предлагаем воспользоваться нашим сервисом «НДС – электронные услуги».

В рамках этого сервиса мы:

  • осуществляем постановку иностранной организации на учет в российской налоговой в качестве плательщика НДС;
  • ежеквартально рассчитываем НДС по электронным услугам и сдаем декларацию по этому налогу.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Читайте также: