Ндс влияние на экономику

Опубликовано: 07.05.2024


Рубрика: 1. Экономическая теория

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 3252 раза

Библиографическое описание:

Зуенко, М. Ю. Экономические аспекты влияния НДС на экономический рост в России / М. Ю. Зуенко, О. Г. Щеглова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12191/ (дата обращения: 18.05.2021).

В работе рассматриваются теоретические и практически основы возможного влияния налога на добавленную стоимость на экономику страны, включая и экономику России. Делаются выводы о том, следует или нет повышать ставку НДС в нынешних условиях.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, НДС, экономический рост, косвенный налог, налоговая нагрузка, добавленная стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из наиболее важных для бюджетов разных стран налогов, который, будучи косвенным налогом, помогает изымать часть добавленной стоимости товаров, работ и услуг в пользу государства. С экономической точки зрения НДС является налогом на разницу, по которой продаются определенный товар, работа или услуга с ресурсами, которые израсходованы приобретены для его создания (кроме фонда оплаты труда, страховых взносов и невозмещаемых налогов). С бухгалтерской точки зрения НДС взимается с реализации, авансов, безвозмездной передачи, затрат на капитальное строительство, но уменьшается на сумму предъявленного поставщиком НДС, либо уплаченного НДС по импорту, для чего и ведется налоговый учет счетов-фактур, книг продаж и покупок и т. п.

Если представить себе стоимость любого товара и услуги для конкретного участника экономических отношений (продавца), то можно изобразить ее в виде следующей схемы:


Рис. 1. Добавленная стоимость и ее налогообложения для продавца товаров, услуг

То есть, НДС — это налог, при котором изымыется часть добавочной (или «добавленной») стоимости. Если государство с помощью НДС изымает большое количество чистой добавленной стоимости — оно снижает стимулы для бизнеса (который будет экономить на расходах на оплату труда или сократит объемы бизнеса из-за низкой прибыли, либо постарается, если это возможно, переложить налог на покупателя, увеличивая добавленную стоимость, но в условиях ограниченного спроса и высокой конкуренции это возможно далеко не всегда). Если же НДС равен или выше чистой добавленной стоимости — бизнес теряет стимулы к работе, расходы на оплату труда и доходы работников будут снижаться. То есть, ставка НДС должна быть разумной, иначе она будет непосредственным фактором снижения объемов производства или роста цен (что, в конечном итоге, также приведет к снижению объемов при отсутствии роста доходов покупателей).

Косвенный налог, в отличие от прямого, фактически перекладывает его уплату на покупателя (даже при том, что плательщиком в бюджет является продавец). То есть, конечный потребитель товара, работы, услуги, оплачивая товар продавцу, платит НДС за всю добавленную стоимость от момента получения сырья (или импорта) до продажи ему для конечного потребления. Однако, снижение или повышение ставки НДС — вовсе не означает то, что цену на товар продавец повысит или снизит в той же пропорции.

Вся проблема в том, что повышение ставки НДС — это неизбежный рост расходов продавца (фактических расходов, то есть, уплаты в бюджет разницы между начисленным и возмещаемым налогом), поскольку изымается в бюджет более значительная часть добавочного продукта. На графике это можно представить так (рис.2).


Рис. 2. Сдвиг кривой равновесной точки при росте ставки НДС

То есть, из-за роста части изъятия добавочной стоимости в пользу государства линия предложения S0 перейдет в положении лини S1. Это даст сдвиг точки равновесия А, при которой имеется определенный равновесный объем потребления q0 и равновесная цена p0 в точку В, где цена уже равна p1 (она выше для покупателей, но для производителя это повышение не дает додполнительной выручки на тот же объем, поскольку повышение связано только с дополнительно уплачиваемым в бюджет налогом, не более того), а объем равен q1 (и он будет ниже).

То есть, продавец по-прежнему получает выручку на единицу объем ту же, а общий объем выручки снижается за счет уменьшения равновесного объема. Этим самым продавец, чтобы сохранить прибыль, будет вынужден не так значительно сдвигать равновесную точку, не увеличивать значительно цены, а просто соглашаться на больший объем изъятия собственной добавленной стоимости при минимальном изменении цены, чтобы хоть как-то сохранить объем. Однако, это утверждение будет справедливым, если речь идет об эластичном спросе на данный товар, если нет монополии на рынке. Если же эластичность не такая высокая, то уменьшение спроса будет не столь значительным, и рост цены отразится только на покупателях, тоже самое — в условиях монополии. То есть, увеличивая ставку НДС, государство наносит «удар» либо по конкурентному рынку, заставляя продавцов на нем работать на менее выгодных для себя условиях, снижать собственную норму прибыли, либо по потребителям, заставляя их больше платить за неэластичные товары (например, за услуги ЖКХ, транспортные услуги, некоторые виды продуктов питания, бензин, энергоресурсы) или за товары и услуги, предлагаемые монополиями. Тем не менее, и удар по потребителю — тоже минус в масштабах экономики, поскольку рост потребительских расходов в одной сфере (связанной с неэластичными товарами и услугами) при тех же доходах потребителей сократит спрос в других сферах.

Конечно, НДС — важный для бюджетной системы налог. Сейчас Правительством России рассматриваются предложения по повышению его ставки. В частности, министерство финансов предлагает увеличить его до 22 % [6] с нынешних 18 %. При этом, приводится опыт зарубежных европейский стран, имеющих высокие ставки НДС, например в Венгрии основная ставка НДС 27 %, в Греции 23 %, в Норвегии и Швеции 25 %, в Польше 23 % [8]. При этом, указывая на высокие ставки в этих странах забывают и о том, что это основные ставки, и что применяются многочисленные льготные ставки и освобождения НДС в зависимости от отраслевой, товарной и географической специфики (например, в Греции от НДС освобожден бизнес, который ведется на ряде островов Эгейского моря и т. п.). В России же пока очень ограниченный перечень товаров освобожден от НДС, и к не столь же широкому перечню товаров применяется пониженная ставка в 10 %, еще к более узкому перечню и к экспорту — ставка 0 % вместо базовой 18 % в соответствии с нормами, закрепленными НК РФ.

Министерство финансов свою позицию о необходимости повышения ставки НДС основывает и на том, что в случае роста прямых налогов (НДФЛ) и страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС будут способствовать уклонению бизнеса от официального начисления зарплат, росту «теневой экономики» (что вполне справедливо и отражает нынешние реалии). В то же время, уклонение от уплаты НДС сейчас крайне проблематично: введена АСК НДС-2 (сопоставление данных налоговой отчетности конкретного лица по НДС с данными налоговой отчетности по НДС контрагентов для выявления незаконных вычетов по НДС) и уже запускается АСК НДС-3 (посредством которой определяется цепочка взаимозависимых компаний, пути движения денежных средств, определяется незаконный вывод из-под налогообложения НДС и налога на прибыль) [5]. Для контроля же за зарплатами, страховыми взносами и НДФЛ таких систем пока что нет. Кроме того, Министерство финансов указывает и на то, что с 2017 года существенно увеличен лимит для применения упрощенной системы налогообложения (с выручки 60 млн.рублей в год до 120 млн.рублей в год — в 2 раза), что как бы является и защитой малого бизнеса. Действительно, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются налогоплательщиками по НДС, и рост лимита означает возможность перехода на этот специальный налоговый режим большего числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Однако, и в этом случае увеличение ставки НДС приведет к росту затрат на основную деятельность субъектов, применяющих НДС (поскольку значительная часть ресурсов ими приобретается у крупного бизнеса). Конечно, не здесь не учтено и ограничение самих возможностей применения упрощенной системы: упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, имеющие долю юридических лиц в уставном капитале более 25 %, некоммерческие организации, государственные учреждения, организации и индивидуальные предприниматели, имеющие среднесписочную численность работников свыше 100 человек, остаточную стоимость основных средств свыше 150 млн.руб. и ряд иных субъектов в соответствии с нормами ст.346.12 НК РФ.

Однако, насколько известны нынешние российские реалии, тот же розничный продуктовый рынок в настоящее время уже более чем на 50 % контролируется сетевыми компаниям (плательщиками НДС), а на 22,5 % рынка приходится бизнес 10 наикрупнейших розничных сетей [3]. Это означает только то, что рост ставок по НДС приведет к росту цен для конечных потребителей. Тоже самое будет в сферах ЖКХ, энергетики, транспорта, где также роль монополий, включая естественные, очень высока (и, в отличие от розничных сетей, ситуация там ближе к чистой монополии, чем к монополистической конкуренции, отчего цены будут расти в первую очередь).

Отдельно следует рассмотреть и историю налогообложения НДС в России, как изменялись ставки налога, как это влияло или могло влиять на экономический рост.

Ставка НДС (28 %) впервые была установлена в 1992 году и действовала по 1993 год, ставка в 20 % действовала с 1994 по 2004 года. С 2004 года она была снижена до 18 %. При этом, постепенно увеличиваются лимиты для применения упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима, который освобождает от НДС наряду с иными режимами (ЕНВД, ЕСХН, патентная система). Однако, динамика ВВП за этот период (даже если не рассматривать кризисные 90-е годы, а анализ проводить, начиная с 2000 года) достаточно неоднозначен (он представлен на рис.3).

Из этого следует, что основная ставка НДС и ее изменение не так существенно влияют на экономический рост в России (в 2000 году при ставке 20 % был максимальный экономический рост, в 2004 году снижение ставки не привело к существенному увеличению динамики, а рост 2006–2007, как и падение 2008–2009 года и 2014–2015 года скорее связаны с динамикой цен на основные экспортные товары страны — нефть и газ).


Рис. 3. Динамика реального ВВП России в 2000–2015 гг.

Примечание: составлено автором по данным [4]

При этом, известно, что именно с 2010 года начинается существенное ужесточение в администрировании НДС (сначала — ужесточение правил возмещения НДС по экспортным операциям), с 2013 года вводится АСК НДС-1, далее — АСК НДС-2, и сейчас (2016–2017 годы) — АСК НДС-3. Данные системы существенно усложняют возможности уклонения от НДС, которые имелись раньше, когда такой контроль был слаб. Очевидно, что как раз именно это может быть одним из факторов замедления темпов роста экономики в докризисные 2011–2014 годы (когда цены на энергоресурсы были еще высоки), что также видно из графика (впрочем, вряд ли это единственный фактор). Нынешнее же снижение экономических показателей (по итогам 2016 года оно составило 0,2 % предварительно по оценке Росстата [7]) также связано с продолжающимся кризисом. Очевидно, что повышение ставки налога (любого, не только НДС) может только усугубить положение, увеличить снижение экономики.

Можно сравнить показатели экономики России, а также ее основную ставку НДС, с другой страной, также значительно зависящей от добычи энергоресурсов, их продажи — Казахстаном. В Казахстане используется лишь одна ставка НДС — 12 % (значительно ниже российской), также освобождены некоторые обороты от налогообложения, возмещается НДС по экспорту (имеет ставку 0 %), применяются аналогичные российским вычеты по возмещению НДС. Однако, есть одно существенное отличие казахстанского НДС от российского — НДС не обязаны уплачивать все налогоплательщики по умолчанию, и регистрация плательщика НДС производится налоговым органом, притом, только в случае достижения оборотов налогоплательщика определенного минимального (предельного) уровня. Все налогоплательщики с небольшими оборотами (до 30 000 МРП, что составляет в 2017 году 68 млн.тенге или $204 тыс.) не подлежат регистрации в качестве плательщиков НДС, вне зависимости от того, какую они имеют организационно-правовую форму, структуру собственности и т. п. [8]. Эта цифра ниже, чем в России лимит для применения УСН (с 2017 года 120 млн.руб. или $2 млн.). Она примерно равна сумме в 2 млн. рублей за 3 месяца (что равно 12 млн.рублей или около $200 в год), при которой российские налогоплательщики освобождаются от обязанности уплаты НДС (п.1 ст.145 НК РФ). Но сам принцип в данном случае иной — не регистрация в качестве налогоплательщика НДС, а освобождение от обязанностей, если не достигнут определенный предел по выручке. Также следует учитывать и в целом более низкие доходы организаций и индивидуальных предпринимателей в Казахстане (в среднем в 2–2,5 раза), и наличие в НК Казахстана иных специальных налоговых режимов (еще более понижающих налоговую нагрузку на субъектов малого предпринимательства). Так или иначе, но наличие такого ограничения решает проблемы:

‒ избыточной отчетности по НДС в налоговых органах (в Казахстане применяются аналоги АСК НДС-2 также, притом, внедрено это было на год раньше, чем в России);

‒ избыточного контроля за НДС небольших организаций (где даже выявление значительного нарушения не дает должного эффекта для бюджета).

Динамика ВВП Казахстана, если ее сравнивать с приведенной выше динамикой ВВП России такая (рис.4):


Рис. 4. Динамика реального ВВП Казахстана и России в 2000–2015 гг.

Примечание: составлено автором по данным [4]

Таким образом, рост экономики Казахстана за последние 15 лет был выше, чем рост экономики России (то есть, выше показатели прироста реального ВВП страны). Учитывая то, что в Казахстане основная ставка НДС значительно ниже, можно предположить, что и она является одним из факторов более высокого экономического роста в этой соседней с Россией стране.

Очевидно, что в нынешних условиях любое повышение налогов, страховых взносов может быть губительным для экономики, поскольку оно будет изымать часть чистой добавленной стоимости бизнеса, которая итак из-за кризиса, снижения платежеспособного спроса (как со стороны предприятий, так и со стороны населения) существенно сократилась за последние 3 года. Поэтому рост ставки может привести лишь к общему росту рыночных цен, которые вынуждены будут ввести все монополии и даже, в то или иной мере, участники монополистической конкуренции, чтобы не терять свои чистые доходы. Общий рост цен станет фактором смещения равновесных точек по многим товарам и услугам, в особенности, имеющим эластичный спрос (поскольку из-за увеличившихся расходов в одном направлении и при наличии того же бюджета домохозяйств уменьшится платежеспособный спрос по другим направлениям).

В целом, направлениями совершенствования НДС в России, по мнению автора, должны быть:

‒ общее освобождение от обязанностей уплаты НДС юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих оборот не до $200 тыс., как в настоящее время, а до $500–1000 тыс. в год (30–60 млн.рублей), вменив им в обязанность лишь уплату налога на прибыль на общих основаниях или упрощение возможностей (сокращение ограничений) перехода на упрощенную систему налогообложения;

‒ концентрация на контроле за НДС именно по более крупным налогоплательщикам (которые имеют обороты выше минимальных), регистрация их как плательщиков НДС (в аналогичном порядке, что применяется в Казахстане сейчас), истребование электронной отчетности именно у них; при этом, к зачету НДС будет приниматься тоже только по крупным налогоплательщикам.

Эти меры будут способствовать:

‒ усилению контроля за НДС именно крупных налогоплательщиков;

‒ снижению нагрузки, связанной с налоговым администрированием, с субъектов малого бизнеса, работающих на общей системе налогообложения;

‒ снижению нагрузки налоговых органов по организацию камеральных проверок по НДС.

В конечном итоге все это станет фактором, который должен положительно повлиять на развитие экономики, на экономический рост в России.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что ставка НДС может влияет на экономический рост: увеличение ставки, усложнение налогового администрирование и сокращение льгот — это все негативные факторы. В России за последние годы усложнилось администрирование, но увеличились и льготы, с применением НДС связанные. Ставку в настоящее время ряд экспертов предлагает увеличить. Очевидно, такое увеличение не пойдет на пользу российской экономике. Ставку следует оставить без изменения, а администрирование для ряда категорий бизнес-субъектов следует упростить (хотя бы используя опыт Казахстана, где применяется одна, более низкая, чем в России, ставка, проще администрирования и выше темпы экономического роста).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


Больше половины россиян (57%) уверены, что повышение НДС негативно повлияет на их благосостояние, свидетельствуют данные соцопроса, проведенного фондом «Общественное мнение». Есть ли основания для опасений? Сколько мы заплатим за повышение НДС и откуда правительство могло бы взять нужные ему деньги, не залезая в наши карманы?

Зачем вообще повышать НДС

Основная цель повышения НДС — пополнить бюджет ради исполнения майского указа президента. В день инаугурации на четвертый срок, 7 мая 2018 года, Владимир Путин подписал указ, в котором перечислил 150 целей развития страны на ближайшие шесть лет. На выполнение этих целей требуется 25 трлн рублей, из которых, по предварительным оценкам правительства, не хватает 8 трлн. Эту сумму решено получить в том числе за счет повышения на 2 процентных пункта налога на добавленную стоимость.

Расчет простой: при сохранении текущей ситуации в нашей экономике и без катаклизмов в мировой можно ожидать, что доходы бюджета и собираемость НДС будут оставаться на схожих уровнях. «Доля НДС в общем объеме доходов довольно стабильна — на уровне около 28—30%, то есть при доходах бюджета в районе 15 триллионов рублей на НДС при ставке 18% приходится около 4,2—4,5 триллиона, — говорит главный экономист БКС Владимир Тихомиров. — При повышении ставки до 20% доходы могут вырасти на 470—600 миллиардов рублей».

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на парламентских чтениях в Госдуме 9 июля заявил, что повышение НДС даст бюджету дополнительно ежегодно «более 600 млрд рублей».

Запланированные дополнительные 600 млрд рублей ежегодно соответствуют примерно 0,6% российского ВВП. «Напомним, что дефицит бюджета в 2017 году составил 1,7% ВВП, так что одного этого повышения будет достаточно, чтобы существенно облегчить Минфину задачу балансирования бюджета», — поясняет директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. И это не всё.

«Дополнительный эффект от улучшения налогового администрирования — в основном по НДС — может быть оценен еще в 200—250 миллиардов рублей, — считает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. — Таким образом, даже без роста заимствований будет возможно профинансировать запланированный рост инфраструктурных расходов».

Но почему для пополнения казны было выбрано повышение именно НДС, ведь в последнее время говорили и о возможном повышении других налогов?

«По пути наименьшего зла»: расплачиваются граждане, а не бизнес

«НДС — налог, действующий в 160 странах мира, это чрезвычайно популярный вид так называемых непрямых налогов, — говорит начальник аналитического управления Промсвязьбанка Николай Кащеев. — В РФ он давал ранее до трети доходов бюджета, а в 2016-м и, предварительно, в 2017 году — около 18% всех налоговых поступлений (налоговые поступления — это около половины доходов консолидированного бюджета РФ). К ВВП этот налог составляет около 3,4%, по предварительным данным 2017 года».

Но яляется ли повышение именно НДС наиболее оптимальным для экономики? «Оптимального варианта нет, — полагает Владимир Тихомиров. — Любое повышение налогов негативно для экономики, но позитивно для стабильности бюджетной системы.

Повышение НДС преимущественно скажется на потреблении и населении. За стабильность бюджета расплачиваться будут граждане, в то время как повышение других существенных налогов (на прибыль, страховые взносы) в первую очередь сказалось бы на бизнесе и привело бы к сокращению прибылей и инвестиций. Поскольку главный приоритет правительства — модернизация экономики через поддержку роста инвестиций, принятие мер, которые бы негативно отразились на инвестициях, было признано нецелесообразным».

То есть не зря опасались респонденты опроса «Общественного мнения»: расплачиваться за повышение налога придется им. Но есть и другие аргументы в пользу выбора НДС в качестве первого налога для повышения.

«Если выбирать между повышением НДС, НДФЛ, страховых взносов для фирм, налога на прибыль, то повышение налога на добавленную стоимость представляется более благоприятным, так как в наименьшей мере искажает решения экономических агентов, в том числе в области потребления и инвестиций», — говорится в «Мониторинге экономической ситуации в России» за июнь 2018 года, выпускаемом совместно РАНХиГС, Институтом Гайдара и Минэкономразвития России.

Например, механизм влияния на экономику повышения НДФЛ близок к механизму влияния НДС. Однако «у налога на добавленную стоимость более высокая налогооблагаемая база, что предполагает меньшее увеличение налоговой ставки», пишут авторы мониторинга. «Например, финансирование планируемого роста госрасходов за счет страховых взносов потребовало бы увеличения ставки по ним приблизительно на 4%», — говорится в мониторинге. Такой рост налогов привел бы к снижению ВВП в долгосрочном периоде на 0,8—1,1 п. п. и к уменьшению потребления и инвестиций на 1—1,5 п. п., считают эксперты.

Увеличение налога на прибыль в большей мере бьет по совокупным инвестициям, что со временем привело бы к снижению спроса на труд и сокращению потребления домохозяйств. По оценкам РАНХиГС, увеличение налога на прибыль привело бы к снижению инвестиций на 1,8—2,5 п. п., потребления домохозяйств — на 0,4—0,7 п. п., реального ВВП — на 0,6—1 п. п.

«Если рассуждать, повышение какого налога ударит по экономике менее всего, то можно ответить, что это НДС», — говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов. С ним соглашается ведущий аналитик Amarkets Артем Деев: «Правительство вынужденно пошло по пути наименьшего зла. Совершенно точно, рост прямых налогов, а не косвенных привел бы к более пагубным последствиям для экономики в целом».

И все же НДС не со всех сторон выглядит оптимальным объектом для повышения. Да, действительно, этот налог легко собирается. «Но без «маневра» с социальными взносами это давит на слабо растущую экономку», — отмечает Антон Табах.

Так все-таки, какую цену заплатим мы с вами и экономика в целом от предстоящего повышения НДС?

Бедные заплатят больше, чем богатые

«В качестве риска номер один от изменения НДС в международной практике сразу же называют инфляцию. Дело в том, что экономисты называют НДС, по сути, налогом на конечного потребителя», — говорит Николай Кащеев. Насколько вырастут цены?

«Разовый эффект перестановки цен можно оценить примерно в 1,2—1,7 процентного пункта, скорее эффект будет ближе к нижней границе из-за повысившейся ценовой чувствительности потребителей, а также того, что на часть социально значимых товаров налог повышен не будет», — считает Владимир Брагин из УК «Альфа-Капитал». По мнению Артема Деева, повышение НДС придаст инфляции дополнительных 2 п. п.

Инфляция в 2019 году может подняться до 4,5%, предупредил ЦБ РФ в середине июня. Однако большинство наших экспертов полагают, что повышение будет ниже. Например, по словам Антона Табаха, рост цен удастся удержать в пределах 4%, а Владимир Тихомиров прогнозирует инфляцию в размере 3,7%. Впрочем, все эти показатели существенно выше текущей инфляции в России, которая, по данным на начало июля, составляет 2,3% годовых.

Гораздо более сдержанной позиции придерживается Борис Титов. «Вряд ли повышение НДС значительно отразится на инфляции, поскольку она сегодня «задавлена» очень жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ, — рассуждает он. — По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (наш партнер по «Стратегии Роста»), такая мера прибавит к инфляции 0,3—0,4 процентного пункта. Однако слабое воздействие на инфляцию — это оборотная сторона недоступности кредитных средств, необходимых для роста инвестиций».

Инвестиционная активность, по прогнозам Бориса Титова, снизится, поскольку прибыль организаций уменьшится на 500 млрд рублей в год. Владимир Тихомиров прогнозирует рост инвестиций в 4,1% по итогам 2019 года, что гораздо ниже его предыдущей оценки, данной в ноябре 2017 года, — 7,8%. Причиной корректировки прогноза он называет ожидание более слабого спроса в экономике, сохранения ставок кредитования на более высоких уровнях (из-за роста инфляционных ожиданий, в том числе из-за изменения НДС), а также менее агрессивного наращивания госинвестиций. Но, так или иначе, снижение объема инвестиций приведет к снижению темпов роста национальной экономики в целом.

Рост ВВП в первый год повышения НДС замедлится. По мнению Антона Табаха, отчасти это произойдет за счет переноса деловой активности с 2019 года на конец 2018-го. По его расчетам, рост ВВП в будущем году составит 1,4%. Между тем в том же майском указе президента одной из важнейших задач называется обеспечение в России экономического роста выше, чем среднемировой. А он сейчас составляет около 4%.

Владимир Тихомиров чуть более оптимистичен, чем Табах: он рассчитывает на 1,9% роста, правда, это ниже его предыдущей оценки (ноябрь 2017 года), когда он прогнозировал рост экономики в 2,1%. Однако основной причиной корректировки прогноза экономист называет не столько повышение ставки НДС, сколько совокупность факторов, где показательны также оценки геополитики, экономической политики, цен на нефть.

«Основная дополнительная налоговая нагрузка после повышения НДС придется на население — до 460 миллиардов рублей, — говорит Борис Титов. — Повышение налоговой нагрузки на предприятия при промежуточном потреблении составит около 130 миллиардов рублей».

Естественно, эта совокупность факторов скажется негативно на реальных доходах населения: по мнению Тихомирова, их рост замедлится с 1,8% в 2018 году до 1,6% в 2019-м. Антон Табах обращает внимание, что НДС — это регрессивный налог, то есть бедные платят больше богатых (относительно своих доходов). Это связано со структурой потребления: бедные проедают практически все свои доходы и почти не покупают импортные товары, не облагаемые НДС.

Мировой опыт: Россия — в тренде

Самые высокие ставки НДС в Венгрии (27%), а также в Дании, Швеции и Норвегии (по 25%), а самые низкие — в Ливане (10%), Швейцарии (8%), Таиланде (7%), Доминикане (6%) и Сингапуре (5%), перечисляет заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. В США и Японии НДС нет вообще, но вместо него существует налог с продаж, носящий несколько иной характер, говорит Антон Табах.

Стандартные ставки налога на добавленную стоимость колеблются от 20% до 22%. Например, в Австрии и Великобритании — 20%, Бельгии и Нидерландах — 21%, Италии и Испании — 22%. Чуть ниже — на Мальте (18%) и в Люксембурге (17%).

Но если смотреть на вклад НДС в экономику, то картина меняется. «Среди стран ОЭСР наибольшая доля НДС в собранных налогах — в Чили (свыше 40%), наименьшая — в Швейцарии (12.4%), — рассказывает Николай Кащеев. — С Россией сопоставимы Испания, Турция, Германия. Однако если посмотреть отношение собранного НДС к номинальному ВВП, то российский показатель примерно вдвое ниже, чем в среднем в ЕС, и сопоставим с чрезвычайно низкими показателями Швейцарии, Японии и Мексики».

Не только в России, но и в целом в мире в последние годы происходит повышение ставок НДС, обращает внимание руководитель практики международного налогообложения «ФБК Право» Дмитрий Парамонов. В качестве свежих примеров он приводит Венгрию, Черногорию и Тунис. Незначительное снижение НДС — куда более редкое явление, но оно имело место в Швейцарии. Некоторые страны, говорит Парамонов, сейчас впервые вводят НДС. Среди самых заметных случаев — ОАЭ.

Что касается манипуляций с размером ставки НДС, то это во многом зависит от состояния экономики. Наиболее «трепетное» отношение к НДС — в небогатых странах. Наоборот, примером «вольного» обращения с НДС может служить Великобритания. «С 1991 года НДС там составлял 17,5%, в 2008 году он был снижен до 15% и возвращен на прежний уровень в 2010 году, а в 2011-м был повышен сразу до 20%, — рассказывает Николай Кащеев. — Экономический смысл этих изменений понятен: сперва речь шла о стимулировании конечного потребления и экономической активности в целом, затем на повестку вышли проблемы бюджета, пострадавшего от стимулирующих мер».

Самые свежие примеры стран, в которых был повышен НДС, — Багамские острова, где НДС вырос с 11% до 12% с 1 июля этого года, и ЮАР, где с 1 апреля НДС был повышен с 14% до 15%. Это было первое повышение за 25 лет, с 1993 года, с момента официального окончания режима апартеида. Пример ЮАР, входящей вместе с Россией в блок развивающихся стран БРИКС, может быть интересен для россиян.

В качестве аргумента для повышения ставки говорилось о том, что в большинстве африканских стран размер НДС выше 14%, а средний уровень в ОЭСР — 19%. «На самом деле опция повышения НДС была использована после того, как прочие возможности стали уже недоступны: например, наблюдалось падение сбора налогов на доходы физических лиц из-за ухудшения экономической ситуации», — рассказывает Николай Кащеев.

«В первый месяц повышения НДС инфляция в ЮАР выросла с 3,8% до 4,5%, в мае — незначительно снизилась, поскольку вряд ли экономическая динамика в стране улучшилась после такого шага. 4,5% — это ниже, чем в среднем во второй половине 2017 года, когда показатель был 4,7—4,8%. Но в начале 2018 года на фоне экономических проблем инфляция в ЮАР стабильно падала», — говорит Кащеев.

«В таких случаях налоги повышать странно»

Обычная цель повышения НДС — балансировка бюджета в тех странах, где существуют долговые проблемы, обращает внимание Николай Кащеев. Россия к таковым явно не относится. Более того, ситуация в нашей стране выглядит совершенно иначе.

Уровень госдолга у России сверхнизкий, а бюджет сверхпрофицитен, с оценкой профицита этого года в диапазоне 1—1,5% ВВП, указывает Антон Табах. «В таких случаях налоги повышать странно», — считает экономист.

«Растущие мировые цены на нефть дают возможность выполнить новый майский указ Путина и без повышения НДС, — уверен Борис Титов. — За три предстоящих года суммарный профицит бюджета может составить 2,8 триллиона рублей. Однако сейчас «нефтяные» дополнительные доходы бюджета не тратятся на финансирование, а конвертируются в валюту и аккумулируются на валютных счетах Минфина в Центробанке». Причина в том, что наши власти помнят 1998 год, поэтому раздувать долг и тратить резервы боятся, полагает Табах.

Россия, как всегда, выбирает особый путь. «Это повышение по целям отличается от тех примеров, которые мы наблюдали в зарубежной практике, — говорит Кащеев. — Например, с помощью повышения НДС, как представляется, пытаются балансировать не текущие, а будущие расходы бюджета. Причем на фоне санкций и слабой банковской системы. В комбинации с противоречивыми событиями вокруг пенсионной системы и стагнирующей экономикой все это вряд ли выглядит как полностью оправданная мера».

«Для пополнения бюджета надо обеспечить условия для устойчивого и долгосрочного экономического роста, — считает Борис Титов. — То есть не выкачивать из экономики деньги прямо сейчас, а сделать так, чтобы налоговая база стабильно увеличивалась, и не только за счет экспорта сырья. Поэтому назвать повышение НДС благотворной для нашей вяло растущей экономики мерой никак невозможно. Она абсолютно не стимулирует развитие несырьевых отраслей».

К чему приведет повышение НДС?

Правительство предлагает повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20% с января 2019 года. Если выбирать между повышением НДС, НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, то повышение НДС с теоретической точки зрения представляется более благоприятным, так как в наименьшей мере по сравнению с другими налогами искажает решения экономических агентов в области потребления, инвестиций и отработанных часов. К примеру, на сегодняшний день в академических и политических кругах стран еврозоны идет активная дискуссия по частичной замене подоходных налогов на НДС, что должно стимулировать экономику за счет более интенсивного вовлечения в производство капитала и труда.

Попробуем разобраться в возможных последствиях повышения НДС, а также других налогов для ранжирования имеющихся альтернатив. Перед тем как проводить анализ влияния той или иной реформы нужно оговорить базовый вариант развития экономики без налоговой реформы, с которым и будет проводиться сравнение. Однако такой сценарий можно трактовать только в качестве мысленного эксперимента, реализация которого на практике почти невозможна, так как отсутствие каких-либо действий правительства, например, может повлечь кризис пенсионной системы и привести к еще большему обеднению пенсионеров.

Другим базовым гипотетическим вариантом экономического развития, к примеру, мог бы быть сценарий со снижением госрасходов на оборону для финансирования пенсионных расходов. Данный сценарий является эффективным с экономической точки зрения: в рамках такого сценария можно увеличить потребление товаров и услуг всех групп населения. Однако в условиях текущей геополитической обстановки вероятность его реализации на практике близка к нулю.

Механизм воздействия повышения ставки НДС заключается в следующем. Повышение НДС транслируется в увеличение инфляции и рост потребительских цен. Далее в рамках рассматриваемого маневра можно ожидать снижение покупательной способности экономически активного населения из-за роста цен (пенсии планируется проиндексировать, а также обсуждается их увеличение на величину, превышающую рост цен). Кумулятивное воздействие налогового маневра на потребление является не столь очевидным, так как с первого взгляда будет наблюдаться простое перераспределение доходов от одной группы населения к другой при неизменном совокупном доходе. Однако снижение покупательной способности работающего населения (снижение реальных зарплат) из-за роста цен приведет к снижению стимулов трудиться и снижению агрегированных отработанных часов в экономике, что, в свою очередь, приведет к снижению реального выпуска и реальных доходов, тем самым снизив реальное агрегированное потребление. Также стоит ожидать падения инвестиций – меньшая занятость приведет к снижению доходности капитала, рост цен снижает доходы собственников капитала. По нашим оценкам на основе модели общего равновесия, повышение ставки НДС с 18 до 20% приведет к снижению ВВП, потребления, инвестиций, экспорта и импорта по отношению к сформулированному выше базовому сценарию экономического развития приблизительно на 0,4-0,6%.

Механизм влияния изменений НДФЛ и страховых взносов достаточно близок к механизму влияния изменения НДС. Увеличение ставки НДФЛ снижает стимулы работающего населения трудиться, а увеличение ставки по страховым взносам снижает стимулы фирм нанимать работников. Как результат, в обоих случаях мы имеем меньший реальный доход работающего населения, меньший объем отработанных часов и, как следствие, меньший объем капитала, выпуска и инвестиций в экономике. Однако преимущество финансирования планируемого увеличения пенсий именно за счет увеличения НДС, а не НДФЛ и страховых взносов, заключается в том, что у НДС более высокая налогооблагаемая база, что потребует меньшего увеличения налоговой ставки в случае финансирования за счет увеличения НДС. К примеру, финансирование планируемого увеличения пенсий за счет увеличения страховых взносов потребовало бы увеличения ставки по страховым взносам приблизительно на 4%, что привело бы к снижению ВВП в долгосрочном периоде на 0,8-1,1%, и к снижению агрегированного потребления и инвестиций на 1-1,5%.

Вариант финансирования планируемого увеличения госрасходов за счет увеличения налога на прибыль в большей мере бьет по совокупным инвестициям. При увеличении ставки налога на прибыль снижается доходность инвестиционных проектов и оптимальный уровень капитала, что влечет снижение инвестиционной активности. По нашим оценкам, увеличение налога на прибыль привело бы к снижению инвестиций на 1,8-2,5%, снижению агрегированного потребления домохозяйств на 0,4-0,7%, снижению реального ВВП на 0,6-1%.

Таким образом, если выбирать из описанных выше альтернатив, то финансирование планируемого увеличения госрасходов за счет увеличения НДС с 18 до 20% представляется наименее болезненным. Приведет ли данный налоговый маневр к замедлению экономического роста в обозримом будущем? Если экономические агенты принимали свои решения о потреблении и инвестициях, исходя из ожиданий, что никакие налоги повышаться не будут, то планируемое повышение НДС с января 2019 г., весьма вероятно, замедлит рост российской экономики в 2019 г. По нашим оценкам, в таком сценарии из-за увеличения НДС темп роста ВВП и потребления домохозяйств в 2019 году снизится на 0,2-0,35%, инвестиций – на 0,4-0,7%, импорта - на 0,35-0,45%, а инфляция в 2019 г. увеличится на 0,9-1,5%.

Однако в 2018 г. замедления темпов роста ВВП ждать не следует. В 2018 г. можно увидеть небольшой всплеск потребления домохозяйств, которые, ожидая резкого повышения цен в будущем, увеличат текущее потребление. По нашим оценкам, данный эффект может увеличить темп роста потребления домохозяйств в 2018 году на 0,15-0,3% и компенсировать негативное влияние на выпуск от снижения других компонент агрегированного спроса.

Нельзя еще раз не оговориться, что представленные оценки отрицательных эффектов на выпуск в средне- и долгосрочной перспективе от увеличения НДС получены в рамках выбора базового сценария экономического развития, в котором отсутствуют какие-либо изменения в налоговой системе. На практике данное предположение может оказаться достаточно нереалистичным. Дискуссии о налоговой реформе в РФ ведутся давно, и экономические агенты так или иначе при принятии текущих решений закладывали возможное изменение налоговой системы в будущем. Вполне возможно, что одним из факторов наблюдаемых низких темпов экономического роста являлись ожидания бизнеса о повышении страховых взносов или налога на прибыль, которые оказывают большее пагубное воздействие на экономику. И в данных условиях повышение именно НДС, а не других налогов, может увеличить темпы роста российской экономики по сравнению с наблюдаемыми темпами роста в настоящее время.

Другой позитивный фактор - снижение неопределенности в экономической политике. В академических исследованиях в последнее время находят все больше свидетельств в пользу отрицательного влияния неопределенности на деловую активность. В периоды большой неопределенности фирмы предпочитают отложить свои решения о найме новых работников и инвестициях до тех пор, пока неопределенность не снизится, так как неверные решения могут привести к серьезным потерям в прибыли. Соответственно, появившаяся информация о планируемом увеличении НДС сокращает количество вариантов развития налоговой системы, вносит определенность в правилах игры, тем самым оказывая положительное воздействие деловую активность.

Подводя итоги, можно заключить, что планируемое повышение НДС с 18 до 20% для финансирования увеличения госрасходов является достаточно благоприятной мерой экономической политики, если выбирать среди альтернатив, которые можно реализовать на практике. В целом можно предложить и более эффективные меры экономической политики, которые теоретически могли бы без увеличения налогов решить проблему дефицита пенсионной системы. Например, повышение эффективности госсектора и госзакупок, снижение уровня коррупции и т.д.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Картинки по запросу повышение НДС

С 1 января 2019 года в России с 18% до 20% поднимется ставка налога на добавленную стоимость (далее – НДС), что повлияет на увеличение доходов федерального бюджета и приведет к фискальной централизации, но также увеличит налоговую нагрузку в целом.

Данные меры призваны помочь Правительству РФ в решении социальных задач и развитии инфраструктурных проектов.

Вместе с тем, по экспертному мнению ГБУ «Мосфинагентство», предполагаемый рост платежей по НДС может быть компенсирован снижением платежей по иным налогам, главным образом, по налогу на прибыль организаций (далее – ННП), поскольку НДС рассчитывается именно с добавленной стоимости, уменьшая доходы бизнеса и, соответственно, налоговую базу для налога на прибыль организаций, – одного из основных источников налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

При условии, что сложившаяся рыночная цена товаров (работ, услуг) не изменится, повышение НДС на 2 процентных пункта увеличит для налогоплательщика сумму налога к уплате на 9,26% (разница между ставками 18/118 и 20/120). На сумму повышения НДС в абсолютном выражении (в рублях) уменьшится налоговая база по налогу на прибыль организаций, поскольку доходы и расходы в целях налогообложения ННП рассчитываются без учета НДС.

Кроме того, повышение ставки НДС может косвенно оказать негативное влияние на поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и акцизов по причине общего роста нагрузки на экономику и роста инфляции, снижения платежеспособного спроса и сокращения уровня потребления населения вследствие роста цен.

В настоящее время рассчитать фискальный эффект от повышения НДС и определить его влияние на поступления по ННП затруднительно. Предстоит проанализировать источники, из которых налогоплательщики станут компенсировать повышение налога на добавленную стоимость.

Представляется два возможных сценария компенсации:

· В секторах экономики, где преобладают крупные компании-монополисты, возможно повышение отпускных цен. В этом случае рост налоговой нагрузки будет переложен на конечных потребителей, в то время как доходность бизнеса и налоговые платежи не пострадают.

· В таких отраслях экономики, как торговля, IT, и др., где бизнес вынужден конкурировать за потребителя, ему придется идти по пути снижения маржинальности. В данном случае налоговая база неизбежно уменьшится.

НДС, включенный продавцом в цену товара (работы, услуги), возмещается из федерального бюджета. Однако, приобретая товары (работы, услуги) у лиц, не являющихся плательщиками НДС, организации относят «входной» налог на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций. Работая с «упрощенцами», организация платит НДС (федеральный налог), одновременно уменьшая платежи по ННП, в значительной степени поступающему в бюджет субъекта РФ. Таким образом, прослеживается эффект «перераспределения» поступлений из регионального бюджета в федеральный. Увеличение ставки НДС на 2 п.п. усилит описанный эффект, а также мотивирует налогоплательщиков к переходу на специальные налоговые режимы, в частности на упрощенную систему налогообложения (УСН). С другой стороны, данный процесс положительно скажется на доходах региональных бюджетов, поскольку налоги, взимаемые в связи с применением УСН, полностью уплачиваются в консолидированный бюджет субъекта РФ, в отличие от НДС и ННП.

Вызванный повышением налоговой ставки НДС рост цен увеличит налоговые поступления в федеральный бюджет, что может разогнать инфляционные процессы, которые будут сдерживаться действиями Банка России через сохранение или повышение ключевой ставки. Это приведет к увеличению цены пассивов (стоимости привлечения фондирования) со стороны банковского сектора. В то же время, рост государственных инвестиций в социальную сферу и инфраструктуру (декларированная Правительством РФ цель повышения НДС), окажет позитивное влияние на динамику банковских активов и прибыль кредитных организаций, участвующих в государственных программах.

Таким образом, фискальный эффект от повышения налоговой ставки во многом зависит от дальнейших действий региональной и федеральной власти. Для сохранения стабильности региональных бюджетов Правительству РФ/региональным властям придется пойти на непопулярные меры, позволив крупным игрокам в энергетике, нефтегазовой отрасли, транспорте повышать потребительские тарифы. В этой связи, риски уменьшения доходов бюджетов за счет снижения налоговых поступлений могут скрываться в высококонкурентных отраслях экономики, таких как торговля, IT, строительство, обрабатывающая промышленность.

Влияние экономики г. Москвы и поступлений НДС от налогоплательщиков г. Москвы в федеральный бюджет трудно переоценить.

Город Москва мобилизует в федеральный бюджет в среднем 27% от всего НДС по России, что характеризует высокую базу от реализации товаров, работ, услуг в городе.

При этом динамика поступлений по НДС в период 2015-2017гг. от г. Москвы составляет +12% (по России +25%). Поскольку НДС заложен в цену товаров (работ, услуг) это может характеризовать динамику инфляции за данный период времени.

Необходимо отметить, что инфляция по России составила – в 2016 - 5,4%, 2017 - 2,5%, по г. Москве – в 2016 - 7,8%, 2017 - 3,8%.

Среди основных бюджетообразующих отраслей города Москвы, наиболее емкими, с точки зрения НДС, являются:

- Нефтегазовый сектор (добыча полезных ископаемых);

- Операции с недвижимым имуществом;

Данные отрасли являются наиболее прибыльными, что также обусловливает высокий уровень поступлений по налогу на прибыль организаций.

Поступления НДС в 2015-2017гг.

For NDS.jpg

*Транспортировка и хранение в 2017, Деятельность в области информации и связи в 2017, Деятельность по операциям с недвижимым имуществом в 2017 году

Источник: Данные отчета по форме №1-НОМ «Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности»

Кроме названных выше, наиболее зависимой (подверженной изменениям) от результатов производства и реализации товаров (работ, услуг), является отрасль обрабатывающей промышленности. За рассматриваемый период уменьшение поступлений в отрасли составило 36,3%, что связано, прежде всего, с высокой стоимостью сырья, используемого в переработке. Также влияние оказывают меры по постепенному выводу промышленности из границ г. Москвы.

Отдельной проблемой стоит учет НДС в строительстве, поскольку результаты деятельности организаций отрасли напрямую связаны со сложными процессами кооперации – договорами подряда, субподряда, сметного расчета работ и материалов, импортируемого оборудования. Это также характерно и для отрасли операции с недвижимым имуществом, поскольку она неразрывно связана со строительством.

В 2017 году от налогоплательщиков г. Москвы в федеральный бюджет поступило 814,9 млрд рублей НДС. С учетом средней динамики прироста налоговых поступлений за 3 года (2015-2017), в 2018 году платежи налогоплательщиков в г. Москве по данному налогу при сохранении ранее действующих ставок могли бы составить 861,8 млрд рублей, а за 2019 год, при сохранении ранее действующих ставок - 911,3 млрд рублей. При увеличении ставки НДС на 2 процентных пункта платежи за 2019 год могут возрасти до более чем 1,0 трлн рублей, прирост составит – 101,3 млрд рублей[1]. Это максимально возможная сумма прироста, не учитывающая товары, работы, услуги, облагаемые НДС по ставке 10% (большинство продуктов питания, детских и медицинских товаров, - льготная ставка на данные товары сохраняется).

При этом ННП является значимым источником налоговых доходов города Москвы. За 2017 год данный налог поступил в консолидированный бюджет г. Москвы в сумме 669,7 млрд рублей, его доля в доходах составила 22%, прирост поступлений к предыдущему году составил 16%[2].

Повышение ставки НДС с 18% до 20% окажет негативное влияние на платежи по налогу на прибыль организаций, однако в настоящее время невозможно точно оценить данное влияние на доходную часть бюджета г. Москвы. Эффект начнет сказываться не раньше 2 квартала 2019 года, с поступлением первых платежей по ННП, рассчитанных по итогам 1 квартала.

С 15,25% до 16,67% вырастет ставка НДС при продаже предприятия как единого имущественного комплекса, что снизит прибыльность таких сделок, особенно актуальных для г. Москвы в рамках программ редевелопмента промышленных зон.

Необходимость поиска механизма снижения бюджетных рисков компенсируется влиянием дополнительных новаций, предусмотренных Правительством РФ, одновременно с повышением ставки НДС. К примеру, это отмена налога на движимое имущество, который является полностью региональным, либо введение отдельных льгот для населения.

[1] Расчеты ГБУ «Мосфинагентство» по данным Отчета по форме №1-НОМ.

[2] Расчеты ГБУ «Мосфинагентство» по данным Отчета по форме №1-НОМ.

Разбираемся что такое НДС, откуда он взялся, почему важен и на примерах смотрим кто его платит и когда


НДС — три буквы, которые определённо слышал каждый из нас. Даже если вы никак не связаны с бизнесом. Аббревиатуру можно встретить в любом чеке при походе в магазин. Но что это такое, и почему оно есть везде, куда не посмотри, знают далеко не все. И даже если задаться таким вопросом, то простая расшифровка сокращения — «налог на добавленную стоимость» вообще может ни о чём не сказать, кроме разве того, что это опять какой-то налог. А меж тем, знать это нужно. Ведь касается НДС абсолютно каждого, даже если вы простой менеджер по продажам или труженик предприятия.

Самое простое, что нужно знать изначально — налог этот накладывается на любой товар и на любую услугу, которая продаётся фирмой по цене хоть чуть-чуть выше её себестоимости. В таком варианте, НДС будет вычисляться исходя из разницы между себестоимостью продукта и его ценой при продаже.

Откуда взялся НДС

Целых сто лет назад (двадцатые годы двадцатого века) налог на добавленную стоимость пришёл на смену бытующему тогда налогу с продаж. До этого налог брался со всей выручки. И предпринимателям было сложно, ведь приходилось совершать постоянные одинаковые платежи, которые совсем не учитывали возможный доход. Они базировались только на голой выручке, а не прибыли. Но на территории Российской Федерации НДС был введён только лишь в 1992 году.

До недавнего времени ставка НДС была равна 18%. К этой цифре многие успели привыкнуть. Так что, когда стало известно, что НДС планируют повышать, общественность начала сильно возмущаться. Многие политологи и экономисты выступали с критикой новых законов. Ведь повышение на 2%, которое могло показаться некритичным, на самом деле привело бы к повышению цен абсолютно на всё.

Тем не менее, с 1 января 2019 года, НДС в России стал официально равняться 20%.

Такая ставка распространяется за некоторым исключением на большинство товаров и услуг. Но существуют и другие её варианты. Так, ставкой в 10 процентов, например, облагаются медицинские препараты, детские товары и некоторые продукты сферы питания. А вот продукт на экспорт (вывоз) вообще этим налогом не облагается. Там ставка НДС равна нулю.

Кто платит НДС

В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.

  • Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
  • Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
  • Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
  • Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.

Вот такая простая схема, которая показывает, что цена товара в магазине уже включает в себя налог на добавленную стоимость. И если бы его не учитывалось, товар бы стоил меньше.

Расчёт НДС

Для понимания всего процесса, снова обратимся к примеру.

Открыли мы точку, где будут продаваться джинсы. Чтобы что-то продать, нужно сначала это произвести или купить. В нашем случае, мы находим фирму, которая продаёт джинсы оптом. И тратим 100 тысяч рублей на покупку партии товара, где одна пара джинсов обходится в 10 тысяч рублей (дорогие джинсы получаются, но для примера сойдёт). То есть мы приобрели 10 единиц товара.

В эти 100 тысяч рублей, которые были потрачены на товар, уже вошёл НДС 20 процентов. Так как джинсы нам продал их поставщик, который уже включил в стоимость этот налог, ведь он его должен будет оплатить государству за то, что продаёт товар выше себестоимости. То есть именно мы оплатили 20 процентов налога. Если бы его не было, партия стоила бы не 100 тысяч рублей, а 80 тысяч рублей.

Эту сумму мы рассчитываем как входящий взнос или вычет. И нам нужно будет иметь доказательства, что оплачивали мы джинсы с уже включённым НДС. Поэтому важно иметь один из подтверждающих документов — это либо счёт-фактура, либо чек, либо накладная, где отдельно сумма налога указывается. Вот почему на всех подобных документах мы можем встретить строчку с НДС.

Далее, когда мы сами формируем цену, по которой будем сбывать в розницу уже наши джинсы, эту сумму НДС мы убираем из цены за товар. И следующий НДС, которым будет облагаться уже наша продажа, будет рассчитываться из полученной суммы. То есть мы складываем наши затраты на товар (туда будет входить не только себестоимость, но и другие наши расходы, которые мы несём во время организации продажи) без НДС и уже к этой сумме прибавляем 20 процентов.

Формулы расчёта НДС

Предварительно отметим, что формулы для расчёта налогов не так просты, особенно для человека, не привыкшего иметь дело с математическими уравнениями. Поэтому существует не один калькулятор, который сам вам высчитает НДС или сумму без НДС. Найти их можно на просторах сети интернет, на специализированных сайтах. Учиться пользоваться им не нужно, там всё предельно просто — есть пара полей для ввода суммы и всё. Для тех же, кто хочет разобраться в алгоритме просчёта процента налога, разберём формулы подробнее.

Формула расчёта НДС

Возьмём известную нам сумму и обозначим её буквой «Х». Чтобы понять, сколько будет составлять налог НДС, воспользуемся простой формулой:

НДС=Х*20/100

То есть, если наша сумма товара равна 100 тысячам рублей, то НДС, на неё станет равен, исходя из формулы, 20 000 рублям. Столько мы заплатили, покупая товар у поставщика, чтобы обеспечить ему оплату его налога на добавленную стоимость.

Ещё раз, если мы хотим купить джинсы на сумму 100 000 рублей, то либо заплатим 120 000 рублей, потому что нужно будет включать туда ещё и НДС (это делает поставщик), либо заплатим 100 000 рублей с уже включённым НДС, и по факту купим меньшее количество товара.

Потому что на самом деле цена будет составлять 83 333 руб. 33 коп., а ещё 16 666 руб. 67 коп. — это цена НДС на эту сумму, которая уже включена в счёт для нас поставщиком. Можете открыть любой калькулятор НДС в интернете и проверить расчёт, а мы пока перейдём как раз к формуле, которая покажет нам почему получается 120 тысяч.

Формула расчёта суммы с НДС

Сумма — Х.
Сумма с налогом — Хн.
Хн = Х+Х*20/100
Либо
Хн=Х*(1+20/100)=Х*1,20

То есть от нашей суммы 100 000 рублей сумма с НДС будет равна 120 000 рублей. Это мы уже описали выше, то есть если хотим купить 10 пар джинсов, то придётся заплатить на самом деле 120 тысяч, а не 100, ведь поставщик включит в счёт НДС.

Формула расчёта суммы без НДС

Сумма с НДС = Хн. Требуется понять, чему будет равна сумма Х — сумма без НДС. Для понимания формулы, вспомним вторую формулу, которая рассчитывала сумму с налогом. И вводим обозначение самого налога — это будет Y. Y, если НДС равен 20 процентам = 20/100. Тогда формулы будут выглядеть так:

Хн = Х+Y*Х
Либо
Хн = Х*(1+Y)
Отсюда получаем, что Х = Хн/ (1+Y) = Хн / (1+0,20) = Хн / 1,20

Мы хотим купить товара на сумму 100 000 рублей, но так, чтобы в эту цифру уже входил НДС, и при этом понять, сколько составит истинная сумма, которую мы платим за товар, а не за налог. Пользуемся расчётом:

Сумма без НДС (Х в данном случае) = 100 000 рублей (Хн) / 1,20 = 83 333 рублей с копейками.

То есть, если действительно нам одна пара джинсов обходится без НДС в 10 тысяч рублей, то заплатив всего 100 000 рублей мы сможем приобрести у поставщика не более чем 8 пар (денег чуть-чуть останется). Либо же, если мы всё-таки потратили 100 000 рублей и купили именно 10 пар, а НДС был уже учтён в этой сумме, то значит, пара джинсов стоит 10 000 рублей с уже включённым в неё НДС. И мы его всё равно заплатили за поставщика (который в свою очередь также платил НДС за поставщика материалов, из которых эти джинсы сделаны).

Налоговый кредит и налоговое обязательство

Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.

Купили мы всё-таки джинсов на 120 000 рублей. Из которых 20 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС — 100 000 рублей, сумма НДС — 20 000 рублей, а общая стоимость — 120 000 рублей.

Далее, цифру НДС при расчётах мы отложили и запомнили как налоговый кредит.

Налоговый кредит — эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства — то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будем оплатить в бюджет и есть — налоговое обязательство.

Смотрим дальше на джинсы.

В реальности мы будем из суммы в 120 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей.

Допустим, включив все остальные факторы себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство — то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.

От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 33 333 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 20 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 20 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 33 тысяч можем вычесть 20 уже выплаченных. Итого получим 13 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).

В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 13 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 13 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.

Виды НДС

  • 0%
  • 10%
  • 20% (пришла на замену ставке в 18%)

Как уже было сказано выше, существует ряд товаров и услуг, на которые не накладывается данный налог. Поэтому можно говорить о существовании нулевой ставки. Это экспорт товара, продукты космической ниши, ниши перевозки газа и нефти и некоторые другие виды товаров. Регулирует список таких позиций 164-ая статья налогового кодекса РФ.

Также существует список товарных наименований, которые подлежат обложению налогом в десять процентов. Это в основном продукты сферы питания — мясо, овощи, молочные продукты. Также туда относят детскую одежду, детскую мебель и другое. Опять же, список немаленький, лучше с ним ознакомиться лично в налоговом кодексе, если этот вопрос вас заинтересовал.

Ну и ставка 20 процентов — самая популярная. Её вы можете повстречать почти везде.

Примечание: так как изменения в законодательстве произошли сравнительно недавно (01.01.2019), в интернете ещё можно встретить устаревшие данные, где описана ставка в 18%.

Операции подлежащие обложению НДС

  • Импорт любого товара
  • Любые работы по строительству зданий без заключения договора подряда
  • Передача услуг и товаров для личного применения, затраты на что не учитываются при расчёте налога.

С каких процессов не взимается НДС

  • Работа органов госвласти, которая относится к прямым её обязанностям.
  • Процесс покупки и приватизации муниципальных и госпредприятий.
  • Инвестирование.
  • Реализация земельных участков.
  • Передача денег предприятиям, работающим на некоммерческой основе.

Способы начисления НДС

  1. Вычитание. В этом варианте налог накладывается на полную сумму выручки, а уже из этой суммы высчитывается НДС, подлежащий уплате за покупку материалов для товара или услуги.
  2. Сложение. В этом случае НДС накладывается по фиксированной ставке по базе налогообложения. Её складывают из добавленной стоимости каждого вида продаваемого товара.

Так, как второй вариант сложен для реализации, потому что зачастую таких отдельных наименований чрезвычайно много, первый вариант применяется гораздо чаще.

Отчётность по НДС

Вроде бы стало немного понятнее, что же собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.

Первое, что нужно знать — отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам — до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.

Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи — это дата, которая будет стоять в штампе на письме.

Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ — нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.

Налоговые вычеты

В случае налога на добавленную стоимость, вычетами считается та сумма налога, которая предъявляется к оплате поставщиком товара. На эту цифру и будет уменьшен налог, который пойдёт в бюджет от вас.

Но есть свои нюансы, которые нужно знать и понимать. Это касается условия принятия налоговой этих вычетов. Нужно, чтобы было соблюдено три правила:

  1. Сам товар, который был вами приобретен с целью последующей продажи, облагается НДС.
  2. У фирмы имеются все подтверждающие документы, в том числе и правильно оформленная счёт-фактура.
  3. Товар, который был приобретён, прошёл через процедуру бухучёта.

И только после выполнения этих условий, фирма сможет в конце налогового периода принять в качестве вычета целиком сумму платежей. Естественно, если все процедуры были налогооблагаемыми.

Счёт-фактура

В этом документе будет отражены несколько сумм. Во-первых, — стоимость товара без НДС. Во-вторых, конечная сумма с учётом НДС.

Счёт-фактура предоставляется на проданный товар клиенту. Сделать это нужно в течение 5 дней. Вся документация подшивается и отмечается в книге продаж.

Бывает так, что проверка выносит решение, вычеркнуть все высчитанные вычеты и начислить неуплаченный НДС. Такое может произойти, если в счёт-фактуре допущены ошибки. А допустить их не так и сложно, ведь счёт-фактуру оформляет контрагент, а не налогоплательщик.

НДС - для чайников. Что это такое простыми словами

Знать, что такое НДС — важно для любого. Уметь его рассчитывать — важно для тех, кто непосредственно занимается заполнением документов и сдачей отчётности в налоговое ведомство. С непривычки делать это по формулам сложно и муторно. Поэтому для проверки себя и своих контрагентов существует множество электронных ресурсов, где можно найти калькулятор НДС, который вычислит вам его за два клика. Главное, помните, что внимательность — важная составляющая в деле об НДС, а опаздывать со сдачей отчётности в налоговую никак нельзя.

Читайте также: