Ндс в узбекистане в 2021

Опубликовано: 07.05.2024

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

Основными направлениями налоговой политики на 2021 год являются сохранение основных налоговых ставок по НДС, налогу на прибыль, налогу на доходы физлиц и другое.

Названы изменения налоговой политики в 2021 году

Минфин подготовил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год», пишет пресс-служба ведомства.

Основными направлениями налоговой политики на 2021 год являются сохранение основных налоговых ставок по НДС (15%), налогу на прибыль (15%, для отдельных категорий 20%), налогу на доходы физических лиц (12%), налогу на имущество юридических лиц (2%), земельному налогу за земли сельскохозяйственного назначения (0,95%), социальному налогу (хозсубъекты – 12% и бюджетные организации - 25%), налогу с оборота (базовая ставка 4%).

Вместе с тем, налоговая политика на 2021 год направлена на продолжение налоговых реформ, предусматривающих обеспечение прямого действия Налогового кодекса, дальнейшей поддержки экспортеров, справедливого распределения налоговой нагрузки и повышения эффективного использования природных ресурсов.

Законопроектом предусматривается включение в состав Налогового кодекса ставок акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере), а также отдельных норм, связанных с применением этих ставок.

На 2020 год эти ставки были установлены Законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

На 2021 год данные ставки изменены следующим образом:

а) по акцизному налогу предусматривается выравнивание большинства ставок акцизного налога при импорте и производстве. Вместе с тем, ставки акцизного налога, установленные в абсолютной сумме, проиндексированы (с учетом отмены их предусмотренной индексации с 1 апреля 2020 года).

В связи с этим, ставки акцизного налога индексируются с 1 февраля 2021 года. При этом, ставки на алкогольную продукцию включая пиво, а также на табачную продукцию индексируются в 2 этапа: с 1 февраля 2021 года, - с учетом отказа их индексации в 2020 году, и с 1 сентября 2021 года – в среднем на 7,5%;

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту, в частности, по пищевой продукции (20 видов товаров (соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т.д.)), по электротехническим товарам (35 видов товаров (холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.)) и т.д. Это позволит обеспечить равные условия субъектам предпринимательства.

Для юридических лиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20 до 15 процентов.

б) по земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, в разрезе регионов республики в абсолютной величине, с учетом их индексации на 15 процентов.

Ежегодная индексация ставок земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения связана с тем, что ставки установлены в абсолютной величине (сум) и позволит сохранить долю земельного налога в общих поступлениях.

При этом, конкретный размер налоговых ставок будет определяться органами государственной власти на местах на основании ставок, установленных Налоговым кодексом, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.

в) по налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются в разрезе категории налогоплательщиков, а также в части объема воды, используемого на определенные цели, что влечет за собой ведение раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели в целях исчисления налога. Данная мера направлена на обеспечение рационального и эффективного использования водных ресурсов.

Налоговые ставки по налогу за пользование водными ресурсами индексируются на 15 процентов, а для отдельных отраслей экономики - на 30 процентов, с целью поэтапного доведения этих ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности. Сохраняются ставки налога за пользование водными ресурсами на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания, а в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сум за 1 куб.м.

Законопроектом предусмотрено расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет: стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво, а также рынков и торговых комплексов. Это позволит создать равные условия осуществления деятельности и предотвратить занижения поступлений по налогу за счет переноса доли прибыли от предприятий плательщиков НДС к лицам, не уплачивающим данный налог.

В условиях коронавирусной пандемии Указом Президента Республики Узбекистан от 3 апреля 2020 года № УП-5978 было предусмотрено, что в период

с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики налога на добавленную стоимость, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает 1 млрд. сумов в месяц и применяющие электронные счета-фактуры, вправе исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость на ежеквартальной основе. Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, и предусмотреть ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Законопроектом предусматривается возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), не зависимо от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать экспортеров, осуществляющих отгрузку товаров на экспорт на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Такое право было только у текстильных предприятий в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2020 года № УП-5989 «О неотложных мерах по поддержке текстильной и швейно-трикотажной промышленности».

В целях упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельной категории физических лиц.

Так законопроектом предусматривается, что самозанятые граждане, ученики школы «Уста — шогирд» - в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Республики Узбекистан, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа. Соответственно для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Законопроектом предусматривается увеличение пониженной ставки по налогу на имущество юридических лиц с 0,2 до 0,4 процентов и понижающего коэффициента с 0,1 до 0,25, применяемого к ставкам земельного налога с юридических лиц, в отношении отдельных объектов и земельных участков. Это позволит поэтапно довести их до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Напомним: пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога были введены с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы. Данная мера была введена с целью эффективного и рационального использования объектов недвижимости, а также в целях обеспечения полного учета земельных участков, принадлежащих юридическим лицам.

С отменой единого земельного налога (с 1 января 2020 года), для фермерских хозяйств был сохранен порядок обложения земель сельскохозяйственного назначения, исходя из их нормативной стоимости с целью исчисления земельного налога. С этого же периода этот порядок был распространен также и на остальных юридических лиц, имеющих земли сельскохозяйственного назначения. При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий (с 1 января 2019 года) и дехканских хозяйств был сохранен порядок исчисления земельного налога исходя из ставки, установленной в зависимости от категории земель (орошаемые и неорошаемые) и балл-бонитета.

С целью установления единого порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения законопроектом предусматривается распространение порядка исчисления земельного налога, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, на плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия и дехканские хозяйства. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения.

По налогу за пользование недрами унифицируются ставки по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно из русел рек.

Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 июля 2019 г. N 03-07-08/51616 О понятии "постоянное представительство" и о применении НДС в отношении инжиниринговых услуг

Вопрос: АО выполнит инженерные изыскания в Республике Узбекистан для разработки проектной документации. В рамках выполнения инженерных изысканий российская организация осуществит отбор образцов грунта, проведет наблюдения, обобщит полученные данные и оформит результаты в виде аналитических отчетов. При этом предполагается, что генеральный подрядчик оформит свое присутствие на территории Республики Узбекистан в статусе "Постоянное учреждение" (далее - ПУ) и в этом статусе привлечет по договору узбекскую организацию для выполнения физических работ непосредственно на площадке (бурение, другие физические работы и т.д.), а также примет выполнение согласованных объемов этих работ на территории Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 5 "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" (далее - СИДН) от 02.03.1994 на международном уровне форма присутствия иностранного лица установлена как "Постоянное представительство".

На национальном уровне форма присутствия иностранной компании установлена как "Постоянное учреждение" согласно статье 20 Налогового кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с которым признается любое место, через которое нерезидент осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан. Постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан признается также осуществление предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан, которая продолжается более ста восьмидесяти трех календарных дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода. При этом понятие "Постоянное учреждение" применяется только для определения налогового статуса и не имеет организационно-правового значения.

В Налоговом кодексе Российской Федерации, в частности в статье 11, отсутствует понятие "Постоянное учреждение".

Таким образом, формы присутствия иностранного лица, содержащиеся в Налоговом кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Республики Узбекистан и СИДН, различаются в названиях.

Просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Приравнивается ли для целей налогообложения в Российской Федерации статус российской организации в Узбекистане "Постоянное учреждение" к статусу "Постоянное представительство" по смыслу СИДН от 02.03.1994.

2. В случае если российская организация (исполнитель по контракту) будет осуществлять деятельность на территории Республики Узбекистан в налоговом статусе "Постоянное учреждение", подлежат ли налогообложению российским НДС инжиниринговые услуги, приобретенные данной российской организацией с налоговым статусом "Постоянное учреждение" в Республике Узбекистан.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) закреплено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02.03.1994 (далее - Соглашение).

Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место, через которое предприятие Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

Понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.

Таким образом, если определение содержит совокупность признаков постоянного представительства, а именно:

- наличие места деятельности;

- регулярный характер такой деятельности;

- ведение предпринимательской деятельности, то это означает, что лицо (организация), обладающее этими признаками, должно рассматриваться как плательщик налога на прибыль в стране, где оно осуществляет деятельность.

По нашему мнению, выражение "место деятельности" означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения, достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство.

Для того чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Что касается применения налога на добавленную стоимость, то в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации инжиниринговых услуг определяется по месту нахождения покупателя таких услуг.

В случае, если покупателем инжиниринговых услуг, является налогоплательщик Республики Узбекистан и осуществляющий деятельность на территории Республики Узбекистан в соответствии с законодательством этого государства, то местом реализации указанных услуг территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Между Россией и Узбекистаном действует Соглашение об избежании двойного налогообложения. В соответствии с ним термин "постоянное представительство" определяется совокупностью признаков:

- наличие места деятельности;

- регулярный характер деятельности;

- ведение предпринимательской деятельности.

При наличии всех этих признаков лицо рассматривается как плательщик налога на прибыль в стране, где оно осуществляет деятельность.

Чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Относительно НДС при реализации инжиниринговых услуг Минфин разъяснил следующее. Если покупатель - налогоплательщик Узбекистана ведет бизнес на территории Республики, то такие услуги не облагаются НДС в России.

НАЛОГИ, СТАВКИ, СРОКИ ОПЛАТЫ И СДАЧИ НАЛОГОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2021 ГОДУ

Для неплательщиков налога с оборота, в том числе:
- предприятий, валовая выручка которых за налоговый период превышает 1 миллиард сум;
- импортёров товаров;
- производителей подакцизных товаров (услуг) и (или) осуществляющих добычу полезных ископаемых;
- юридических лиц — сельскохозяйственных товаропроизводителей при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью пятьдесят гектаров и более;
- юридических лиц, осуществляющих реализацию бензина, дизельного топлива и газа;
- юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации лотереи;
- стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
- рынков и торговых комплексов;
- и других:

- НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ . Ставка в соответствии со статьёй 337 Налогового Кодекса РУз в зависимости от вида деятельности (базовая - 15%). Расчёт сдаётся до 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, годовой расчёт – не позднее 1 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Уплата налога производится не позднее сроков представления налоговой отчётности.

Налогоплательщики, у которых совокупный доход за предшествующий налоговый период превысил 5 миллиардов сум, уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогу не позднее 23 числа. Исчисление ежемесячного авансового платежа осуществляется налоговыми органами.

- НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ . Ставка 15%. Расчет и уплата до 20 числа месяца следующего за отчётным.


У тех предприятий, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 миллиард сум и других плательщиков налога с оборота:

- НАЛОГ С ОБОРОТА . Ставка в зависимости от вида деятельности (базовая ставка 4%). Расчёт до 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, годовой расчёт - не позднее 15 февраля года, следующего за истёкшим налоговым периодом. Уплата не позднее сроков представления налоговой отчётности.

Для всех предприятий, у которых есть кадастр:

- ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ . Ставка в зависимости от месторасположения в соответствии со статьёй 429 Налогового Кодекса РУз. Расчёт до 10 января текущего отчётного периода. Уплата налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота - до 10 числа каждого месяца, в размере 1/12 годовой суммы налога. Плательщики налога с оборота уплачивают налог ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала, в размере 1/4 годовой суммы налога.

- НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО . Ставка 2%. Авансовая справка до 10 января. Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота, не позднее 10 числа ежемесячно, в размере 1/12 годовой суммы налога. Плательщики налога с оборота уплачивают авансовые платежи не позднее 10 числа третьего месяца отчётного квартала ежеквартально, в размере 1/4 годовой суммы налога. Расчёт в срок сдачи годовой финансовой отчётности.

У тех предприятий, у которых есть договор с водоканалом:

- НАЛОГ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ . Ставка в зависимости от вида деятельности в соответствии со статьёй 445 Налогового Кодекса РУз. Авансовая справка до 20 января текущего налогового периода, а вновь созданные не позднее 30 дней со дня государственной регистрации. Авансовые платежи уплачиваются юридическими лицами, не являющимися плательщиками налога с оборота, у которых сумма налога превышает 200 БРВ, не позднее 20 числа каждого месяца, в размере 1/12 годовой суммы налога. Юридические лица, у которых сумма налога не превышает 200 БРВ, а также плательщики налога с оборота уплачивают налог не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала, в размере 1/4 годовой суммы налога. Расчёт в срок представления годовой финансовой отчётности.

Налоги, связанные с оплатой труда:

- СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (РАНЕЕ ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЛАТЁЖ) . Ставки в зависимости от налогоплательщика (базовая ставка 12%). Расчёт и уплата до 15 числа месяца следующего за отчётным, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчётности. Уплата не позднее сроков представления налоговой отчётности.

- НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ . Ставка: для резидентов Республики Узбекистан – 12%, для нерезидентов - 20%. Расчёт предоставляется налоговым агентом до 15 числа месяца, следующего за отчётным, а по итогам года – в срок представления годовой финансовой отчётности. Уплата одновременно с выплатой доходов налогоплательщику, но не позднее сроков представления налоговой отчётности.

налоги в узбекистане, ндс узбекистан, ндс в узбекистане, налогообложение узбекистан, налогообложение в узбекистане


Минфин опубликовал пресс-релиз к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой политики на 2021 год». Подробнее – в обзоре buxgalter.uz :

Налоговые ставки

В 2021 году предусматривается сохранение основных налоговых ставок:

  • НДС – 15%;
  • налог на прибыль – 15%, для отдельных категорий налогоплательщиков – 20%;
  • НДФЛ – 12%;
  • налог на имущество юридических лиц – 2%;
  • земельный налог за земли сельхозназначения – 0,95%;
  • социальный налог: хозсубъекты – 12%, бюджетные организации – 25%;
  • налог с оборота, базовая ставка – 4%.

В состав НК войдут ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами и налога на доходы физических лиц, установленных в фиксированном размере, а также – отдельные нормы, связанные с применением этих ставок.

Акцизный налог

По акцизам предусматривается выравнивание ставок при импорте и производстве. Разные ставки при импорте и производстве сохранятся только на алкогольную продукцию, табачные изделия и готовый сахар.

Ставки налога, установленные в абсолютной сумме, индексируются с 1 февраля:

  • на алкогольную (включая пиво) и табачную продукцию – в 2 этапа: с 1 февраля 2021 года – с учетом отказа от индексации в 2020 году и с 1 сентября 2021 года – в среднем на 7,5%;
  • на бензин марки АИ-80 – на 20% (опережающими темпами) для выравнивания ставок акцизного налога в 2022 году вне зависимости от октанового числа;
  • на дизтопливо, дизтопливо ЭКО и моторное масло для дизельных или карбюраторных (инжекторных) двигателей – на 20%.

По 73 товарным позициям предлагается отменить акцизный налог по импорту. Среди них – пищевая продукция (20 видов товаров – соки, сыр, творог, маргарин, кондитерские мучные изделия, колбасы и аналогичные мясные продукты и т. д.), электротехнические товары (35 видов товаров – холодильники, телевизоры, газовые плиты, пылесосы, стиральные машины и т.д.) и другие товарные позиции.

Для юрлиц, оказывающих услуги мобильной связи, снижается ставка акцизного налога с 20% до 15%.

Ввоз сахара белого без вкусоароматических или красящих добавок на территорию Узбекистана предлагается облагать по ставке 20%. При этом ввоз сахара-сырца акцизным налогом не облагается.

НДС

Законопроект предусматривает расширение круга предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки. В их число должны войти:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

По действующим правилам с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики НДС с оборотом по реализации товаров (услуг) не более 1 млрд сумов в месяц, применяющие ЭСФ, вправе исчислять и уплачивать НДС на ежеквартальной основе (№ УП-5978 от 3.04.2020 г.). Данную норму предлагается сохранить и в дальнейшем, предусмотрев ее как постоянную в Налоговом кодексе.

Законопроект предусматривает возможность зачета НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически полученным товарам (услугам), вне зависимости от суммы поступления валютной выручки. Это позволит поддержать предприятия, экспортирующие товары на условиях консигнации (с отсрочкой платежа), и не допускать отвлечения оборотных средств. Сегодня применение нулевой ставки при экспорте товаров обусловлено наличием выписки банка, подтверждающей оплату экспортируемых товаров (п. 5 части первой ст. 266 НК ).

НДФЛ и соцналог

В целях упрощения порядка исчисления пенсий предлагается унифицировать ставки социального налога для отдельных категорий физлиц. В частности, самозанятые граждане, ученики школы «Уста-шогирд» в период их работы до достижения 25 лет, дехканские хозяйства, а также граждане Узбекистана, работающие за границей по найму на основе трудового договора, граждане Узбекистана, работающие в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах госорганами и другими организациями Республики Узбекистан, уплачивают социальный налог в сумме не менее 1 БРВ в год для исчисления трудового стажа. Для этой категории плательщиков в законопроекте уточняется срок уплаты социального налога.

Налог на имущество и земельный налог с юридических лиц

Законопроект увеличивает с 0,2% до 0,4% пониженную ставку налога на имущество юрлиц и понижающий коэффициент, применяемый к ставкам земельного налога с юридических лиц по отдельным объектам и земельным участкам, – с 0,1 до 0,25. Это позволит поэтапно довести размер пониженной ставки до базовой ставки налога на имущество и земельного налога.

Напомним: пониженная ставка по налогу на имущество и понижающий коэффициент к ставкам земельного налога введены с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

По земельному налогу устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения по регионам республики в абсолютной величине с учетом их индексации на 15%. На их основании органы государственной власти на местах будут определять конкретный размер налоговых ставок с применением повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от экономического развития и престижности района.

Плодоовощеводческие сельхозпредприятия с 2021 года возвращаются к исчислению земельного налога исходя из нормативной стоимости сельхозугодий. Ставка налога будет установлена как для земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит установить единый порядок налогообложения земель данной категории.

Налог за пользование водными ресурсами

По налогу за пользование водными ресурсами ставки устанавливаются исходя из категорий налогоплательщиков и целей использования воды. Предусматривается, что налогоплательщики для исчисления налога будут ввести раздельный учет объемов водных ресурсов, используемых на различные цели.

Налоговые ставки индексируются на 15%, а для отдельных отраслей экономики – на 30%. Цель индексации – поэтапное доведение ставок до единой налоговой ставки, установленной для предприятий промышленности.

Для предприятий коммунального обслуживания ставки налога за пользование водными ресурсами сохраняются на уровне 2020 года.

По воде, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения рыбы, включая дехканские хозяйства, устанавливается единая налоговая ставка в размере 40 сумов за 1 куб. м.

Налог за пользование недрами

Унифицируются ставки налога по отдельным строительным полезным ископаемым. Это создаст дополнительные условия для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи, особенно – из русел рек.

В рамках мониторинга и анализа эффективности норм НК в новой редакции разрабатывается отдельный законопроект – с поправками в НК исходя из предложений специалистов министерств и ведомств, экспертов и налоговых консультантов.

Читайте также: