Ндс в узбекистане в 2020

Опубликовано: 17.05.2024

Опубликован проект Налогового кодекса в новой редакции. Изменения коснулись всех налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (НДС). Исключены упрощенный порядок расчета и уплаты НДС и его добровольная уплата плательщиками ЕНП, в новой редакции именуемого налогом с оборота. Подробнее о планируемых изменениях – в обзоре эксперта ООО "Norma" Ирины Ахметовой.

Перечень плательщиков расширен

Категории плательщиков НДС, в основном, остались те же. К ним добавлены:

  • индивидуальные предприниматели, которые фактически стали плательщиками НДС уже в этом году при превышении размера выручки в 1 млрд сум.;
  • иностранные юрлица, осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения (ПУ), которые раньше плательщиками не являлись. По услугам, полученным от нерезидентов, НДС всегда уплачивали получатели этих услуг – резиденты Узбекистана.

Определено также, кто будет уплачивать НДС независимо от величины дохода от реализации. Это:

  • юрлица и индивидуальные предприниматели, импортирующие товары;
  • юрлица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых;
  • юрлица – сельхозпроизводители, имеющие орошаемые сельхозугодья площадью 50 гектаров и более;
  • юрлица, реализующие бензин, дизтопливо и газ;
  • юрлица – организаторы лотерей;
  • доверенное лицо – участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества – по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;
  • юрлица – собственники не завершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа о нереализации инвестиционного проекта;
  • юрлица, строящие объекты (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.

В отношении уплаты НДС появилось новое понятие – налоговый агент. Им является юрлицо Узбекистана, приобретающее у иностранного юрлица товары и услуги, местом реализации которых признается Узбекистан. При этом иностранное юрлицо не зарегистрировано в Узбекистане в качестве плательщика НДС. Налоговый агент обязан будет удержать НДС из стоимости сделки и уплатить его в бюджет.

Определить оборот по реализации стало проще

Объектом обложения НДС является:

  • оборот по реализации товаров (услуг), местом реализации которых является Узбекистан;
  • ввоз товаров на территорию Узбекистана.

Понятие оборота по реализации упрощено. Им признается:

– передача права собственности на товар на возмездной основе;

– безвозмездная передача товара. Исключение – когда такая передача является экономически оправданной, в этом случае обязательств по НДС не возникает;

– передача имущества в финансовую аренду (лизинг);

  • по услугам – любая деятельность, отличная от реализации товара, включая:

– оказание услуг на возмездной основе;

– безвозмездное оказание услуг, включая предоставление в безвозмездное пользование имущества. Исключение – когда такое оказание услуг является экономически оправданным.

Если налогоплательщик докажет, что безвозмездная передача произведена в рамках его деятельности и необходима для ее сохранения и развития (например, в рекламных целях), такая передача не будет облагаться НДС.

Место реализации услуг определяется по-другому

Принципиально изменен подход к определению места реализации услуг. Сейчас действуют 5 критериев его определения – по месту нахождения движимого и недвижимого имущества, с которым связаны услуги; по месту оказания отдельных видов услуг; по месту деятельности покупателя в определенных случаях и по месту деятельности исполнителя в остальных случаях.

В новом НК место реализации услуг будет определяться, в основном, по месту деятельности их покупателя. То есть если покупатель услуг находится в Узбекистане, он платит здесь НДС. Предусмотрены особенности определения места реализации для отдельных услуг, в т.ч. связанных с движимым и недвижимым имуществом.

По электронным услугам, понятие которых введено в новом НК, местом реализации является Узбекистан, если приобретающие их юридические и физические лица находятся в Узбекистане.

Значительно сокращено количество льгот

Льготы (освобождение от налогообложения) сохранены, в основном, для социальной сферы, а также для финансовых, страховых услуг и по ввозу товаров в Узбекистан в определенных случаях.

Финансовые услуги освобождены от НДС, кроме случаев, когда цена на них установлена в абсолютной сумме или привязана к базовому расчетному показателю. Например, стоимость услуг, установленная в процентах с оборота, не облагается НДС. Если же услуга стоит, к примеру, 20 долл. США в месяц, необходимо начислить с нее НДС.

Отменена льгота по аренде госимущества. Центр аренды госимущества в качестве налогового агента будет исчислять и перечислять в бюджет НДС с предоставления госимущества в аренду.

Определение налоговой базы изменилось, но незначительно

Основное правило определения налоговой базы по НДС не изменилось – на основе стоимости реализуемых товаров (услуг) исходя из примененной сторонами сделки цены (тарифа) с учетом акцизного налога (для подакцизных товаров, услуг) без включения в нее НДС.

Отменена норма по доначислению НДС в случае реализации:

  • товаров (услуг) по цене ниже себестоимости;
  • основных средств, нематериальных активов и «незавершенки» по цене ниже остаточной (балансовой) стоимости.

Однако в следующих случаях налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости товаров (услуг):

  • при реализации товаров (услуг) в обмен на другие товары (услуги);
  • при безвозмездной передаче товаров (оказании услуг), если такая передача не является экономически оправданной;
  • при использовании в личных целях имущества юрлица членами органа его управления, работниками и членами их семей, другими лицами.
  • утрате товара.

Порядок определения рыночной цены будет установлен ГНК. Налоговые органы вправе скорректировать сумму сделки, если ее цена ниже или выше рыночной стоимости товаров (услуг). Налогоплательщик же вправе оспорить такое решение, предоставив обоснование, что сумма сделки определена не в целях уклонения от уплаты налога.

При передаче товаров (оказании услуг) работнику в счет зарплаты, участнику в счет дивидендов, при его выходе из состава участников, уменьшении его доли или выкупе юрлицом у него доли, а также при ликвидации юрлица налоговая база включает в себя НДС.

При реализации ваучера, предоставляющего право на получение товаров (услуг), налоговой базой является стоимость ваучера с учетом налога.

При реализации автомобилей и объектов жилой недвижимости, приобретенных у физлиц для перепродажи, налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализации и стоимостью приобретения, включающая в себя сумму налога.

Изменен порядок применения нулевой ставки в отдельных случаях

Сейчас реализация товаров и услуг иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам для официального пользования облагается по нулевой ставке. На практике применение нулевой ставки поставщиками товаров и услуг вызывало затруднения, т.к. дипломатам приходилось представлять для этого множество документов и доказывать свое право на приобретение по нулевой ставке. Согласно проекту нулевая ставка сохранена для данной категории покупателей, однако теперь ее применение будет означать, что при приобретении НДС уплачивается поставщику, а затем возмещается (возвращается) покупателю (т.е. посольству, из бюджета живыми деньгами).

Аналогичный порядок возмещения НДС при применении нулевой ставки установлен для налогоплательщиков, приобретающих товары и услуги за счет займов (кредитов) и грантов международных или зарубежных правительственных финансовых организаций по международным договорам Узбекистана.

По услугам нерезидентов НДС будет «выкручиваться»

По услугам нерезидентов налоговыми агентами признаются резиденты Узбекистана. Однако порядок расчета НДС изменится – сумма контракта теперь составит 120% с учетом НДС. Если сейчас получатели услуг – резиденты начисляют НДС на стоимость услуг нерезидентов и уплачивают его в бюджет, то согласно проекту НДС будет «выкручиваться» из стоимости контракта.

Такой порядок налогообложения услуг нерезидентов связан с введением в НК понятия услуг в электронной форме, оказываемых нерезидентами физлицам и оплачиваемых ими уже с учетом НДС. Соответственно, планируется уравнять условия оказания таких услуг юридическим и физическим лицам – в обоих случаях цена услуг будет устанавливаться уже с учетом НДС. Разница в том, что при оказании нерезидентом услуг юрлицу – резиденту последний, выступая налоговым агентом, «выкрутит» НДС и уплатит его в бюджет. А при оказании услуг физлицам – резидентам нерезидент обязан через персональный кабинет налогоплательщика встать на налоговый учет в Узбекистане и самостоятельно уплатить НДС, «выкрученный» из стоимости услуг.

Зачет НДС по долгосрочным активам - единовременный

Как и прежде, в зачет относится НДС, уплаченный (подлежащий уплате) по фактически полученным товарам (услугам).

При приобретении основных средств (включая оборудование к установке), нематериальных активов и объектов недвижимости, в т.ч. «незавершенки», а также при приобретении товаров (услуг) для создания таких активов зачет НДС производится в полном объеме. Если в дальнейшем эти активы будут использоваться в производстве и (или) реализации товаров и услуг, освобожденных от НДС, сумму зачета придется скорректировать (исключить из зачета) пропорционально доле необлагаемого оборота. Корректировке не подлежат объекты, которые полностью амортизированы или, с момента ввода в эксплуатацию которых прошло более 10 лет.

Предоставлен зачет по всем операциям, совершенным за пределами Узбекистана. Напомним, что сегодня, если местом реализации не признается Узбекистан, оборот считается необлагаемым. Следовательно, «входной» НДС по таким операциям в зачет отнести нельзя. Согласно проекту НК НДС можно отнести в зачет вне зависимости от места совершения операции.

Нельзя будет принять НДС в зачет при приобретении или ввозе следующих товаров (услуг), если их приобретение не связано с деятельностью налогоплательщика:

  • легковые автомобили, мотоциклы, вертолеты, мотолодки, самолеты, другие виды моторных средств, а также топливо для них;
  • алкогольная и табачная продукция;
  • представительские расходы.

Например, приобретая служебный автомобиль для руководителя, необходимо будет доказать, что он необходим для деятельности, и его использование непосредственно связано с исполнением служебных обязанностей руководителя.

Возмещение НДС

Если при расчете налога, подлежащего уплате в бюджет, получится отрицательная сумма, налогоплательщик имеет право на ее возмещение (возврат).

Сроки для возмещения НДС предусмотрены следующие:

  • в ускоренном порядке в течение 7 дней с даты подачи заявления о возврате следующим налогоплательщикам:

– отнесенным к категории крупнейших;

– представившим вместе с заявлением на возмещение налога действующую банковскую гарантию или оформившим договор залога с налоговыми органами;

– иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам;

– приобретающим товары за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, а также в рамках Соглашения о разделе продукции, если соглашением предусмотрено применение нулевой ставки.

Сумма НДС, указанная в заявлении, возмещается этим налогоплательщикам в полном объеме. При этом камеральная проверка обоснованности этой суммы производится в общем порядке. Если по ее результатам возмещенная сумма налога либо ее часть окажется необоснованной, налогоплательщик обязан уплатить в бюджет необоснованно возмещенную ему сумму налога, причем с начислением пени с даты возмещения до даты уплаты в бюджет.

  • в течение 60 дней с даты подачи заявления – остальным налогоплательщикам. Решение о полном или частичном возврате будет принято налоговыми органами только после камеральной проверки.

Налоговый период – квартал, уплата и отчетность – до 20-го числа

Налоговый период планируется изменить с года на квартал, т.е. нарастающий итог будет подводиться по результатам каждого квартала.

Отчетный период, т.е. периодичность сдачи отчетности, будет зависеть от размера оборота налогоплательщика:

  • месяц – для налогоплательщиков с оборотом по реализации товаров (услуг) больше
    1 млрд сум. по итогам предыдущего квартала;
  • квартал – для остальных налогоплательщиков.

Уплатить налог и представить по нему отчетность налогоплательщики будут обязаны не позднее 20-го числа следующего месяца после отчетного периода.

Применение нулевой ставки НДС находится под пристальным вниманием налоговых органов. Поэтому налогоплательщики должны быть уверены, что исчислили этот налог правильно. Мы ответим на самые распространенные вопросы, касающиеся ставки НДС 0% и вычетов при экспорте товаров.

Каковы особенности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров?

Если по истечении 180 календарных дней собрать пакет документов не удалось, реализация товаров облагается НДС по ставкам 10% или 20% (п. п. 2, 3 ст. 164, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ). Причем налог необходимо рассчитать за тот квартал, в котором состоялась отгрузка товаров на экспорт (п.9 ст.167 НК РФ).

Для этого налогоплательщику необходимо составить новый счет-фактуру в одном экземпляре, исчислив по отгруженным товарам НДС по ставке 10% или 20% и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж того квартала, в котором произошла отгрузка экспортных товаров (п. 22(1) Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Кроме того, необходимо представить уточненную декларацию по НДС, отразив операции с неподтвержденной нулевой ставкой в Разделе 6 декларации, предварительно уплатив недоимку и соответствующие пени (ст. 81, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Если налогоплательщик не собирается подтверждать ставку 0% в будущем, то на основании п.п.1 п.1 ст.264 НК РФ НДС, исчисленный по ставке 20% или 10% можно учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Датой признания таких расходов является 181-й день с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (Письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-03-06/1/42961, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, Письмо ФНС РФ от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Обратите внимание, при расчетах в иностранной валюте налоговая база по НДС при экспорте товаров в любом случае определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату отгрузки товаров (п.3 ст.153 НК РФ), даже если от покупателя была получена предоплата. Поэтому при получении аванса в счет экспортной поставки, налоговые базы по НДС и налогу на прибыль будут различны.

Также отметим, что при применении нулевой ставки НДС в некоторых случаях вычет НДС, относящегося к таким операциям, производится в особом порядке.

Чем отличается НДС при экспорте товаров в Белоруссию и другие страны ЕАЭС от НДС при экспорте товаров в «страны дальнего зарубежья»?

При экспорте (вывозе) товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению) также применяется нулевая ставка НДС. Но порядок подтверждения нулевой ставки установлен Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее Протокол). Перечень документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, приведен в п.4 Протокола (это договор, транспортные и товаросопроводительные документы и др.), а особенности их представления регулируются п.1.3 ст.165 НК РФ.

В отличие от «обычного» экспорта для подтверждения нулевой ставки НДС вместо таможенной декларации необходимо представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Такое заявление с отметкой своего налогового органа российскому продавцу должен передать иностранный покупатель.

Но вместо заявления можно представить перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика) (утв. Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@). При представлении перечня заявлений в электронной форме транспортные документы вместе с декларацией по НДС можно не представлять (п.1.3 ст.165 НК РФ).

Также отметим, что при экспорте в страны ЕАЭС 180-дневный срок для подтверждения нулевой ставки отсчитывается от даты отгрузки товаров, т.е. с даты первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика) или иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-члена для налогоплательщика НДС (п. 5 Протокола).

Обязательно ли применять нулевую ставку НДС?

До 2018 года применение нулевой ставки НДС было обязательно. Ведь ставка налога — это не льгота, и нормы НК РФ не предусматривают выбор ставки налогообложения (Определении ВС РФ от 20.02.2015 г. N 302-КГ14-8990 (См. Письмо ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@).

Но с 1 января 2018 г. налогоплательщики получили возможность отказаться от применения нулевой ставки НДС, правда лишь в некоторых случаях и при определенных условиях. Отказаться от ставки 0% можно только при экспорте товаров, а также по работам и услугам, связанным с экспортом и указанным в пп. 2.1 — 2.5, 2.7 и 2.8 п.1 ст. 164 НК РФ, например, по международным перевозкам экспортируемых товаров (п.7 ст.164 НК РФ). Но все не так просто.

Например, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС в соответствии с п.7 ст.164 НК РФ, он автоматически отказался от нулевой ставки и при экспорте товаров и при международной перевозке экспортируемых товаров, но он обязан применять нулевую ставку НДС, если будет оказывать услуги перевозки импортируемых товаров, поскольку отказ от ставки 0% по таким услугам не предусмотрен.

Также обратите внимание, что нельзя отказаться от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию, т.к. при экспорте товаров в страны ЕАЭС действует международное соглашение (ст.7 НК РФ), устанавливающее обязательное применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС (п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе и п. 3 Протокола).

Поэтому, если налогоплательщик отказался от применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, экспорт товаров в страны ЕАЭС все равно должен облагаться по нулевой ставке.

Как отказаться от применения ставки 0%?

Чтобы не применять нулевую ставку НДС необходимо представить соответствующее заявление в налоговую инспекцию, причем сделать это нужно заранее — не позднее 1-го числа квартала с которого налогоплательщик хочет отказаться (п.7 ст.164 НК РФ). Т.е. если у налогоплательщика «случайно» возникла разовая экспортная операция, а он заранее не отказался от применения нулевой ставки НДС, ему придется применять ставку 0 %.

Отказаться от применения нулевой ставки можно не менее чем на 12 месяцев.

Какие последствия ждут продавца и покупателя, если вместо нулевой ставки НДС продавец сразу предъявит налог по ставке 20%?

Самые существенные налоговые риски возникают у российских покупателей услуг и работ, облагаемых по нулевой ставке НДС. Т.е. если, например, по услугам международной перевозки товаров (в т.ч. по транспортно-экспедиционным услугам) заказчик получит счет-фактуру со ставкой НДС 20%, и примет к вычету эту сумму налога, налоговый орган откажет в вычете НДС. Причем судебная практика в таких ситуациях не на стороне налогоплательщиков (Определение ВС РФ от 03.09.2014 N 307-ЭС14-314, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2019 N Ф05-1400/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2020 N Ф06-57939/2020, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.11.2014 по делу N А33-3050/2013; Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 N 302-КГ14-8990). Кроме того, неправомерно предъявленный НДС покупатель не может учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п.2 ст.170, п.19 ст.270 НК РФ).

У экспортеров-продавцов есть риск, что покупатель взыщет с него незаконно предъявленные 20% НДС как неосновательное обогащение (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16627/11 по делу N А40-127287/10-89-913, Постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу N А19-10351/2011, от 20.12.2010 по делу N А33-437/2010, ФАС МО от 08.02.2012 по делу N А40-8404/07-37-86, от 25.01.2012 по делу N А40-7806/11-22-60).

Кроме того, если на экспорт отгружались сырьевые товары или налогоплательщик неправомерно предъявил 20% НДС по работам или услугам, облагаемым по ставке 0%, есть риск «доначисления входного НДС». Т.е. налоговые органы уберут вычеты, произведенные до определения налоговой базы и (или) на дату отгрузки товаров (работ, услуг) восстановят суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким операциям. Это связано с тем, что при применении нулевой ставки НДС по вышеперечисленным операциям действует особый порядок вычетов (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Как принимать к вычету НДС при экспорте товаров?

Ответ на данный вопрос зависит от того какой товар отгружается на экспорт, а также когда товары (работы, услуги), задействованные в экспортных операциях были приняты к учету.

С 1 июля 2016 года налоговый вычет по НДС при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, производится в обычном порядке после отражения приобретений в учете (п.3 ст.172 и п.10 ст.165 НК РФ).

Если же на экспорт отгружаются товары, относящиеся к сырьевым или в экспортных операциях задействованы «старые» приобретения (т.е. товары, работы, услуги, принятые к учету до 01.07.2016), то входной НДС по ним подлежит вычету в особом порядке. Такие вычеты производятся на момент определения налоговой базы по НДС, т.е. в квартале, в котором подтверждена нулевая ставка НДС. А если в течение 180 дней собрать пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС не удастся, то вычеты НДС будут произведены на дату отгрузки товаров (в уточненной декларации).

Соответственно вычеты НДС, относящиеся к экспорту сырьевых товаров или по «старым» приобретениям отражаются в книге покупок только при определении налоговой базы по экспорту, а в декларации по НДС суммы таких вычетов отражаются в «экспортных» разделах: в Разделе 4 (если ставка 0% подтверждена) или в Разделе 6 (если в течение 180 дней собрать пакет документов не удалось).

Нужно ли восстанавливать НДС при экспортной отгрузке товаров?

Если на экспорт отгружаются несырьевые товары, принятые к учету с 01.07.2016 г. и позднее, то восстанавливать НДС или каким-либо образом вести раздельный учет входного НДС не нужно. Минфин РФ также разъясняет, что суммы входного НДС по «новым» товарам (работам, услугам), принятым к вычету на момент их приобретения, восстановлению в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортируемым несырьевым товарам, не подлежат (Письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-07-08/73930, от 12.10.2017 N 03-07-08/66748).

При экспорте сырьевых товаров или по «старым» приобретениям, относящимся к экспорту несырьевых товаров, как уже говорилось, налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС, т.е. такие вычеты производятся только на момент определения налоговой базы по НДС. Поэтому в случае, когда налогоплательщик не предполагал использовать такие товары в экспортных операциях и принял к вычету НДС, НДС, ранее принятый к вычету, придется восстановить при отгрузке товаров на экспорт, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 28.05.2020 г. N 03-07-08/44851, от 15.03.2018 N 03-07-08/16129).Принять его к вычету можно будет только при определении налоговой базы (п.3 ст.172 НК РФ).

Пример:
В 4-м квартале 2020 года налогоплательщик отгрузил на экспорт несырьевые товары. Причем часть отгруженных товаров была приобретена им еще в мае 2016 года, а часть в 2019 году. НДС по ним был принят к вычету. В этом случае при отгрузке товаров на экспорт в 4-м квартале 2020 налогоплательщик должен восстановить НДС по части экспортированных товаров, которые были приняты им к учету в мае 2016 года. А по экспортированным товарам, которые были приобретены в 2019 году восстанавливать НДС не нужно. Если, например, продавец соберет пакет документов в 1-м квартале 2021 года, налог, восстановленный в 4-м квартале, продавец заявит к вычету, отразив его сумму в Разделе 4 декларации по НДС.

Нужно ли восстановление НДС по экспортной отгрузке товаров в Белоруссию или Казахстан?

При экспорте товаров в страны ЕАЭС вычеты производятся в порядке, установленном нормами НК РФ (п. 5 Протокола). Поэтому обязанность по ведению раздельного учета входного НДС и соответственно по восстановлению НДС возникает в тех же случаях, что и при экспорте товаров в страны «дальнего зарубежья», т.е. при экспорте сырьевых товаров или по товарам (работам, услугам), относящимся к экспортным операциям, если эти приобретения были отражены в учете до 01.07.2016 г.

Какие товары относятся к сырьевым?

В целях главы 21 «НДС» НК РФ к сырьевым товарам относятся минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (п.10 ст.165 НК РФ). Коды видов таких сырьевых товаров, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2018 № 466.

Если код ТН ВЭД ЕАЭС экспортируемого товара отсутствует в данном перечне, то в целях раздельного учета НДС товар к сырьевым не относится, поэтому входной НДС может быть принят к вычету в обычном порядке (Письмо Минфина России в письме от 10.07.2018 № 03-07-08/47794).

Депутаты предложили освободить от уплаты НДС импорт и производство ряда продовольственных товаров, включая сахар, картошку, мясо и другие. Ожидается, что это поможет снизить и стабилизировать растущие цены.

Депутаты Законодательной палаты предложили освободить ряд продовольственных товаров от уплаты налога на добавленную стоимость, сообщил член фракции УзЛиДеП Расул Кушербаев.

По его словам, законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс разработан по инициативе депутатов Комилжона Эрназарова, Мурата Курбанбаева и Абдугани Умирова. Цель — поддержка населения и бизнеса и обеспечения стабильности цен на потребительском рынке во время пандемии коронавируса.

Согласно документу, от уплаты НДС предлагается освободить:

  • с 15 октября 2020 года по 1 января 2021 года — импорт сахара и сахара-сырца и их оборот по реализации;
  • до 1 июля 2021 года — импорт картофеля, растительного масла, мяса (говядина, баранина, курятина и другие), скота и птицы в живом виде и продуктов их убоя, а также их оборот по реализации;

На чтениях в Законодательной палате в текст законопроекта были внесены изменения, предусматривающие распространение указанного выше порядка не только на импорт, но и на местное производство.

«Это должно привести к снижению и стабилизации растущих цен на растительное масло, мясо и другие потребительские товары», — отметил Расул Кушербаев.

Законопроект одобрен депутатами. Документ должен быть направлен на рассмотрение в Сенат Олий Мажлиса.

Материалы по теме

  • В Ташкенте ограничили цены на мясо18 октября 2020, 22:19
  • Фермер: «Освободить импорт мяса от НДС — тушить пламя бензином»16 октября 2020, 18:02

Комментарии


Оксана Клименко

Не трогайте НДС, пожалуйста! На импорт ещё туда-сюда, но все остальное оставьте без изменений. НДС на картошку это копейки. Он все равно сидит в стоимости, так как для того, чтобы вырастить эту картошку, то семена с НДС надо купить, технику для подготовки поля тоже с НДС надо нанять, и работа уборочной техники тоже будет с НДС. Не нужно возвращаться к прошлым ошибкам. Оставьте НДС в покое. Мы и так уже задолбались от того, что налоговое законодательство без конца меняется!


Dilshod Khorunov

Честно говоря похвальное нововведение, цены растут каждый день, одно но — до 01 июля 2021 г. это мало, надо до конца следующего года.


Artem Tom

В апреле-мае не додумались, да?


туда же следует добавить хотя бы еще и перечень средств личной гигиены, лекарства, хотя бы из разряда средств первой необходимости, — на дворе все еще карантин, хоть и с послаблениями, а средства личной гигиены, и лекарства, тоже, что в период строгого карантина, что сейчас, продаются, у нас, увы но с НДС.


Ura Krivoff

Да с нашими ценами все продовольственные товары надо освобождать от НДС.


Mak Turn

Было бы просто замечательно, а то совсем обнаглели и продают сахар уже по 7000-7500 сумов за килограмм, пользуясь тем, что узбекские сахарные заводы не работают из-за короновируса. Это было бы не столь проблематично, если бы Узбекистан не стремился в ВТО, поэтому, я думаю, что цены на продукты первой необходимости должны быть приемлемыми для всех граждан Республики Узбекистан.


Елена Сергеевна

Цены точно не снизятся.


Фаррух Адилов

как всегда только привыкает бизнес к одному опять на попятную. Уже нужно определиться что мы хотим. Уже давно надо было сделать дорожную карту на 10 лет или 25 чтобы знали куда идём


Mak Turn

“Цены точно не снизятся.“ Вы не правы, цены обязательно снизятся. У нас, на базаре Кадышева можно купить сахар по цене 5800 (пять тысяч восемьсот сумов) за килограмм. Причем, продают не более 2 (двух) килограмм сахара в одни руки. Но, ведь можно отстоять и три очереди в день, ради сахарку. Хорошо, что ещё соль можно купить на базаре Куйлюк всего по 5 (пять тысяч сумов) за 3 (три) килограмма. Хорошо, что наша страна в данный момент ни с кем не воюет, как Армения. Иначе, цены бы поднялись в разы по сравнению с нынешними. У меня по этому поводу созрел тост, чтобы никогда не было войны, а это заслуга нашего первого президента, всеми уважаемого Ислама Абдуганиевича Каримова, который дал нам более двадцати лет без войн с нашими соседями.


Елена Сергеевна

Кто то заключил ооогромные договора на импорт всех этих продуктов. Теперь лоббируют закон под себя. А цепочка НДС опять прервется и кое кто понесет огромные убытки с этим отмененным НДС. Но кого это волнует?


Елена Сергеевна


Mak Turn, да, в каком-то смысле вы правы. Но и у КЗ воин не было, но уровень жизни сильно выше, хотя стартовые позиции у них были сильно ниже. Может быть только “мусаппоосмон“ недостаточно?


Aider

Поддерживаю решение Депутатов. Необходимо стабилизировать цены на продукты первой необходимости масло мука крупы молочные продукты. Цены необходимо контролировать они очень завышенные масло 5 литр 77.000 сахар 8000 яйца 1400. Это очень дорого.


Иff Купидоноff

Mak Turn не все так благодарны ИАКу как вы. Есть и думающие люди. Есть люди не смотрящие ахборот. Мирное небо не заслуга ИАКа ради народа. Это его страх перед бунтом. Подавление всего подозрительного. Уверяю вас, что мирное небо было бы и без вашего любимого ИАКа. Это свойство населения — неконфликтность. Уверен, что вы любите и путина и флаг вем в ручки. Не буду критиковать. Это тоже мнение. Просто говорите за себя, но не за всех. Смею заметить, что главная “заслуга“ диктатора — нищета, страх и 10400 сум к доллару. Это мое мнение и я не благодарен правительству за это. И не навязываю всем и не говорю от лица всех.
Что же касается ндс, то в значительное снижение цен не верю. Курс доллара держится пока в районе 10ки уже почти год. Резкое повышение цен на продукты имеют какую то другую причину, доллар не при чем. Если это произошло во всем мире, то значит идут игры на товарных биржах, если же только у нас, то в правительстве совершили какую то оплошность.
Никакие понижения ндс не помогут, пока не будет здоровая конкуренция и антимонополия.
У других есть альтернативный ответ — коронавирус виноват. Может быть. Производство товаров частично было остановлено во всем мире, что привело к автоматическому повышению цен на ограниченный товар на складах. И так по цепочке. В любом случае при таком раскладе кто то где то хапнул. Желаем счастливо треснуть за наши кровные!


Не трогайте НДС, есть льготы на эти товары по акцизу и пошлине до конца года, просто продлите их до середины 2021. А на сахар вообще смешно 2 месяца льгот предлагают ноябрь декабрь 2020. Там уже есть льгота по акцизу и пошлине до конца 2020 года и не помогает, т.к мировые цены выросли, нужно на более долгий срок продлять, засуха в Росси и Украине взвинтила цены на сахар.


Ali Abdul Karim

Наконец-то и депутаты начали работать. Так держать.

Механизм уплаты НДС в Узбекистане не противоречит нормам, актуальным для других стран.

Но решение, которое было принято в переходный период, не было достаточно продуманным. Именно так считают ведущие экономисты страны.

Налог в Узбекистане

Особенности налоговой системы РУ

Система налогообложения Узбекистана соответствует положениям, описанным в налоговом кодексе страны.

Главной особенностью системы является то, что ставки налогов устанавливаются не НК, а решением главы государства. Это происходит каждый год.

А также наблюдается ежегодное утверждение списков и перечней, которые необходимы для целей исчисления налогов в Узбекистане.

К ним следует отнести перечни видов деятельности юридических лиц – они подлежат упрощенному налогообложению. Это также относится к подакцизным товарам.

Основные государственные налоги, которые платят граждане страны, представлены в таблице:

Название налога Размер (%)
На прибыль 7–35
На доходы 7,5
Специальные платежи (сверхприбыль) 50
На имущество 5

Виды основных местных сборов:

  • благоустройство – 8%;
  • потребление бензина (для владельцев ТС) – 2%;
  • право розничной торговли – количество процентов зависит от типа оказываемых услуг.

Ставка и размер НДС

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

Плательщики налога

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Что относится к обороту по реализации

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Определение облагаемого и необлагаемого оборота

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Место, где реализуются товары

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Как определяется налогооблагаемая база

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Корректировка базы

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

При импорте

Право на вычет НДС, который оплачивается при ввозе продукции на территорию Узбекистана, есть только у плательщиков – индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ввоз товаров в Узбекистан

Налоговая база при транспортировке товаров на территорию Узбекистана определяется на основании их таможенной стоимости

Для нерезидентов

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Освобождение оборота от НДС

Необлагаемым является оборот по реализации продукции (а также услуг и товаров) за пределами РУ. Место реализации должно быть определено в соответствии с указаниями налогового кодекса.

А также не облагается налогом оборот в виде остатков товаров, которые относятся к категориям, перечисленным в налоговом кодексе.

Заключение

Возврат НДС в Узбекистане с 28 мая 2019 года осуществляется в течение 7 рабочих дней.

Это стало актуальным после внесения изменений в Положение о порядке возврата суммы превышения долга на добавленную стоимость, которая была образована в результате применения «нулевой ставки».

Теперь налогоплательщик избавлен от необходимости обращения в территориальные ГНУ. Апеллировать он теперь может сразу в налоговый комитет.

Вместо акта сверки задолженности к ходатайству следует приложить сведения по реализации продукции и поступлению денег.

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Государственный налоговый комитет и Министерство финансов ответили на четыре главных вопроса по Налоговому кодексу в новой редакции, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

I. По переходу на уплату налога с оборота либо налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на прибыль.

1. Плательщики единого налогового платежа и НДС на добровольной основе в 2019 году, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, вправе с 1 января 2020 года:

а) платить налог с оборота;

б) отказаться от налога с оборота и перейти на уплату налога на прибыль и продолжить уплачивать НДС.

Для отказа с 1 января 2020 года от уплаты налога с оборота и перехода на уплату налога на прибыль и НДС налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота, и он исключается из реестра плательщиков НДС с 1 января 2020 года.

При этом, принимая во внимание, что налоговым периодом является месяц, взамен всех счетов-фактур, выставленных покупателям в январе 2020 года, необходимо выставить корректировочные счета-фактуры ("Без НДС") и довести их до получателей товаров (услуг) для последующей корректировки ими зачета. В данном случае финансовые санкции не применяются.

Плательщики единого налогового платежа и НДС на добровольной основе в 2019 году, при отказе от применения с 1 января 2020 года налога с оборота, сохраняют регистрационный код плательщика НДС.

2. Плательщики единого налогового платежа в 2019 году, совокупный доход которых по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, при выборе уплаты налога с оборота с 1 января 2020 года, уведомление об этом в налоговые органы не представляют.

3. Налогоплательщики, перешедшие с 1 января 2019 года либо ранее на уплату НДС и налога на прибыль, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, при переходе с 1 января 2020 года на уплату налога с оборота, в срок до 1 февраля 2020 года представляют в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

При этом налогоплательщики, отказавшиеся в 2019 году от уплаты единого налогового платежа и чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, вправе перейти на уплату налога с оборота с 1 января 2021 года.

Для этого, в срок до 20 декабря 2020 года необходимо представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

4. Юридические лица, перешедшие на уплату НДС в 2019 году в связи с осуществлением импорта товаров наряду с уплатой единого налогового платежа, чей совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов, с 1 января 2020 года вправе перейти на уплату налога с оборота, если у них отсутствует импортный контракт на поставку товаров и (или) ввоз товаров в 2020 году, или выбрать уплату НДС и налога на прибыль.

Для отказа с 1 января 2020 года от уплаты налога с оборота и перехода на уплату НДС и налога на прибыль налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота.

В аналогичном порядке, индивидуальные предприниматели, осуществляющие уплату НДС наряду с уплатой налогов по упрощенной системе налогообложения, вправе отказаться от уплаты НДС, если у них отсутствует импортный контракт на поставку товаров и (или) ввоз товаров в 2020 году, и совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд сумов.

II. По налогу на добавленную стоимость

1. Зачет НДС по транспортным средствам.

Налогоплательщики, перешедшие в 2019 году либо ранее на уплату НДС и принявшие частично (с учетом разбивки на 12 месяцев) к зачету сумму НДС по приобретенным в 2019 году транспортным средствам, в том числе которые не связаны с осуществляемым видом деятельности, оставшуюся сумму НДС с 1 января 2020 года вправе полностью отнести к зачету.

При этом налогоплательщики, переходящие после 1 января 2020 года с налога с оборота на уплату НДС и налога на прибыль, сумму НДС по приобретенным транспортным средствам, которые не связаны с осуществляемым видом деятельности, к зачету не относят.

III. По налогу на имущество и земельному налогу юридических лиц

1. В соответствии со статьей 412 Налогового кодекса Республики Узбекистан налоговой базой по полностью амортизированным зданиям является их переоцененная (рыночная) стоимость, определяемая не реже одного раза в три года.

До 10 января 2020 года налогоплательщики заполняют справку о сумме налога на имущество за текущий налоговый период по всем объектам налогообложения, включая по полностью амортизированным зданиям.

Стоимость полностью амортизированных зданий можно определить одним из следующих способов:

– по имеющимся у налогоплательщика данным оценочных организаций (например, предприятие получало кредит и у него есть такая оценка);

– самостоятельно, на основе стоимости аналогичных объектов – по данным сайтов недвижимости, средств массовой информации, биржи недвижимости и т.п.

Самостоятельно проведенная оценка может оказаться заниженной или завышенной по сравнению с рыночной стоимостью объекта. В связи с этим налогоплательщик вправе воспользоваться услугами оценочных организаций.

Если оценка, проведенная организацией, имеющей лицензию на осуществление оценочной деятельности, будет отличаться от расчетов налогоплательщика, то налогоплательщик вправе представить уточненную справку о сумме налога за 2020 год. Так, при снижении рыночной стоимости по сравнению с расчетной налог должен быть пересчитан в сторону уменьшения. При увеличении – налог возрастет, но при предоставлении уточненной справки до 1 апреля текущего года и доплате авансового платежа пеня начисляться не будет.

При увеличении в течение 2020 года предполагаемой налоговой базы (то есть с появлением новых объектов налогообложения, в т.ч. полностью амортизированных зданий) налогоплательщик вправе представить уточненную справку о сумме налога. При этом авансовые платежи за оставшуюся часть налогового периода корректируются на сумму изменения налога равными долями.

2. В Налоговом кодексе Республики Узбекистан предусмотрено, что железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, а также земельные участки, занятые этими объектами (и другие объекты, предусмотренные в части четвертой статьи 415 и части третьей статьи 429 Налогового кодекса Республики Узбекистан) подлежат налогообложению налогом на имущество (по ставке 0,2 процента) и земельным налогом (применяется коэффициент 0,1 к налоговым ставкам).

Указанная норма вступает в силу с 1 апреля 2020 года, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года № ЗРУ-599 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан".

Налогоплательщики, представившие до 10 января текущего года справку о сумме налога на имущество за текущий налоговый период и (или) налоговую отчетность по земельному налогу в части земель несельскохозяйственного назначения без отражения в них вышеперечисленных объектов, вправе представить уточненную справку о сумме налога на имущество и (или) уточненную налоговую отчетность по земельному налогу до 10 апреля 2020 года без начисления пени. При этом авансовые платежи по налогу на имущество и сумма земельного налога за оставшуюся часть налогового периода корректируются на сумму изменения по каждому налогу.

Согласно статье 82 Налогового кодекса Республики Узбекистан крупные налогоплательщики, независимо от местонахождения, представляют налоговую отчетность в Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам. При этом налогоплательщики, не относящиеся к категории крупных налогоплательщиков, представляют:

– налоговую отчетность по налогу на имущество в налоговый орган по месту налогового учета один раз в год в срок представления годовой финансовой отчетности. Если недвижимое имущество (за исключением железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач), находится не по месту налогового учета налогоплательщика, налоговая отчетность представляется в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества (статья 417 Налогового кодекса Республики Узбекистан);

– налоговую отчетность по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (статья 431 Налогового кодекса Республики Узбекистан):

– по землям несельскохозяйственного назначения – до 10 января текущего налогового периода;

– по землям сельскохозяйственного назначения –- до 1 мая текущего налогового периода.

IV. По переходу сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота

С 1 января 2020 года отменен единый земельный налог, в связи с этим сельскохозяйственные товаропроизводители переводятся на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота (если совокупный доход по итогам 2019 года не превысил 1 млрд, сум и площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий составляет менее 50 гектаров).

Сельскохозяйственные товаропроизводители, являвшиеся в 2019 году плательщиками единого земельного налога и НДС, в связи с превышением порогового размера совокупного дохода в размере 1 млрд сумов или площади орошаемых сельскохозяйственных угодий в размере 50 гектаров либо осуществляющие производство хлопка-сырца, с 1 января 2020 года уплачивают НДС, налог на прибыль и другие налоги, предусмотренные для юридических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

При этом сельскохозяйственные товаропроизводители, являвшиеся плательщиками единого земельного налога, в том числе перешедшие на уплату НДС на добровольной основе при не превышении по итогам 2019 года порогового значения совокупного дохода в размере 1 млрд сумов или площади орошаемых сельскохозяйственных угодий в размере 50 гектаров, с 1 января 2020 года вправе перейти на уплату налога с оборота или НДС и налога на прибыль.

Для перехода на уплату НДС и налога на прибыль налогоплательщику необходимо до 1 февраля 2020 года представить в налоговые органы по месту налогового учета, в том числе через персональный кабинет налогоплательщика, уведомление об этом по установленной форме.

Непредставление налогоплательщиком уведомления к указанному сроку считается его согласием уплачивать налог с оборота.

Читайте также: