Ндс в туркменистане 2020

Опубликовано: 29.04.2024

База данных "Законодательство Туркменистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Туркменистана

Общие сведения

Налоговое законодательство Туркменистана основывается на Конституции, содержащей общие нормы, регулирующие налоговые правоотношения, и состоит из Налогового кодекса Туркменистана и иных нормативных актов.

Налоговый кодекссостоит из двух частей. Первая (общая) часть регулирует общие вопросы налогообложения, вторая часть (особенная) содержит детальное описание налогов и сборов, взимаемых на территории государства.

На первый взгляд, Налоговый Кодекс Туркменистана может показаться стандартным, напоминающим аналогичные законы соседних стран.

Однако лицам, планирующим возможность уплаты налогов на территории Туркменистана, особенно открывающим там бизнес, следует учесть несколько особенностей.

Так, согласно статье 34 ч. 5 Кодекса, налоговая служба вправе досрочно произвести исчисление и установление налога и потребовать его немедленной уплаты даже при наличии одного только подозрения, что налогоплательщик намерен уклониться от уплаты.

Согласно ст. 47 Кодекса в случае оспаривания размера начисленных налоговых платежей, а также штрафных санкций и пеней налоговая служба может потребовать от плательщика залога имущества или поручительства на эту спорную сумму. Если таковых налогоплательщик предоставить не может, спорная обязанность по уплате подлежит исполнению.

Ну и конечно очень интересен способ побудить налоговые органы к эффективной работе. Статья 71 Кодекса гласит, что государство выплачивает сотруднику налоговой службы лишь половину зарплаты, остальной заработок состоит из пятидесяти процентов штрафных санкций и пеней, взысканных данным работником налогового органа, то есть все сотрудники налоговых органов находятся на сдельной системе оплаты труда.

Система налогообложения Туркменистана является двухуровневой. Налоги распределяются между централизованным и местными бюджетами согласно Закону Туркменистана "О бюджетной системе". Все сборы, установленные Кодексом, полностью поступают в местные бюджеты.

В Туркменистане Налоговым кодексом установлены следующие налоги:

Государственные налоги

НДС. Плательщиками являются юрлица и предприниматели при совершении им облагаемых налогом операций. Ставка – пятнадцать процентов.

Акцизы. Плательщики – производители, реализаторы подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, транспорт. Импортеры подакцизной продукции налог не уплачивают. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в виде определенного процента от ее стоимости.

Налог за пользование недрами. Плательщики – лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых, а также использование в предпринимательских целях наземных и подземных водных источников на территории Туркменистана. Налоговая база – стоимость добытых ископаемых. Ставка зависит от вида ресурса и уровня рентабельности добычи.

Налог на имущество. Плательщики – юридические лица – собственники или владельцы имущества. Объект налогообложения – основные и оборотные средства, используемые в производственном процессе. Общая ставка – один процент от балансовой стоимости.

Налог на прибыль (доход) юридических лиц. Объект – валовая прибыль за минусом установленных законом вычетов. Для резидентов (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах") ставка составляет восемь процентов, для остальных юрлиц – двадцать процентов.

Ставка в виде твердой денежной суммы предусмотрена для прибыли, получаемой от игорной деятельности.

Налог на доходы физических лиц. Ставка равна десяти процентам.

Местные сборы.

Сбор за рекламу. Плательщики – распространители коммерческой рекламы (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах"). Ставка установлена в процентном соотношении от затрат на распространение рекламы, составляет от трех до пяти процентов в зависимости от места распространения.

Целевой сбор на обустройство территориигородов, поселков и сельских населенных пунктов. Плательщики – физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Для физических лиц размер сбора равен 10000 манат в месяц, для предпринимателей - 0.3 процента от валового дохода, но не менее 10000 манат ежемесячно, для сельхозпредприятий – половина процента от прибыли, для других юрлиц – один процент от прибыли.

Сбор с владельцев автостоянок. Плательщики – владельцы земельных участков, занятых под стоянки транспорта, которые используются в этих целях за плату. Ставка устанавливается за один квадратный метр площади участка, и размер зависит от его местонахождения.

Сбор с реализации автомобилей. Плательщики – лица, осуществляющие реализацию автотранспорта на территории государства (кроме подрядчиков в соответствии с Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах"). Ставка кратна размеру минимальной заработной платы и зависит от вида автомобиля

Сбор с владельцев собак. Плательщики – владельцы собак (кроме служебных), проживающие в городах. Ставка – 0.4 величины от минимально заработной платы.

Заключение.

После изучения налогового законодательства и налоговой системы Туркменистана складывается двоякое впечатление.

С одной стороны, главный налоговый закон является современным, отвечающим потребностям государства и общества. Налогов мало, ставки низкие не только по сравнению со странами СНГ, но и в целом с другими странами мира.

Большое внимание уделяется развитию нефтегазовой отрасли, поскольку и Налоговым кодексом, и специальным законом - Законом Туркменистана "Об углеводородных ресурсах" - для подрядчиков, ведущих добычу углеводородов на территории Туркменистана, предусмотрены различные льготы и преференции вплоть до полного освобождения от уплаты ряда налогов и сборов.

Но перечисленные в начале настоящей статьи особенности налогового законодательства при определенных условиях могут перечеркнуть все эти преимущества и положительные стороны.

Так, широкие полномочия налоговых органов, позволяющих им исчислить налог по своему усмотрению при наличии лишь подозрения в уклонении от его уплаты, потребовать обеспечения уплаты при оспаривании начисленного налога или штрафной санкции, а при отсутствии такого обеспечения – бесспорно взыскать ее, может при недобросовестности работников породить произвол и ставит плательщиков в неравное положение с государством при разрешении спорных ситуаций. Получается, что сотрудник налогового органа может по собственной прихоти обложить неугодного плательщика неподъемными налогами, фактически лишить его собственности и возможности работать. Такие положения не могут не насторожить лиц, особенно иностранных, планирующих открытие или развитие бизнеса в данной стране.

Ну и конечно нельзя не сказать о принципе "самоокупаемости" и "сдельности" работы налоговых чиновников. Норма закона, устанавливающая оплату труда чиновника в процентном соотношении к наложенным им штрафам и пеням, призванная, вроде бы, увеличить эффективность труда работников налогового органа, повысить собираемость налогов, на самом деле порождает широкое поле для злоупотреблений и коррупции. Абсурдно, но факт: полностью соблюдать налоговое законодательство, не допуская налоговых правонарушений, опасно для налогоплательщика, поскольку в этом случае сборщик налогов останется без зарплаты и будет этим недоволен.

Но, несмотря на кажущуюся абсурдность этого "национального колорита" налогового законодательства Туркменистана, Налоговый кодекс принят и действует уже более десяти лет, следовательно, указанные выше его положения успешно работают.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Краткая информация

Столица: Ашхабад

Валюта: Манат


  • Если вы поставщик
  • Если вы покупатель

Экспорт в Туркменистан

К Вам обратился клиент из Туркменистана, и планирует приобрести Вашу продукцию. Для осуществления такой поставки Вам необходимо подготовить все отгрузочные документы, подготовить пакет документов для подтверждения нулевой ставки НДС. При отсутствии вопросов у налоговой, такая процедура занимает от 5 до 8 месяцев. В случае же отказа налоговой, судебные разбирательства могут занять и более года. Затягивание отгрузки на время разбора всех этих вопросов может так же существенно дать "остыть" клиенту.

Документы для экспорта в Туркменистан. Что потребуется для отгрузки?

Перечень документов для поставки в Туркменистан аналогичен перечню для других стран СНГ. В случае экспорта в страны Таможенного союза, перечень документов будет иным, Вам не потребуется таможенная декларация, но будет необходимо получить от покупателя заявление о ввозе товара, после того как он оплатит ввозной НДС на товар.

  • оформление внешнеторгового контракта;
  • проверка товара на лицензирование и попадание в списки двойного назначения;
  • оформление справки о сырье, сертификата СТ-1;
  • таможенное оформление товаров;
  • поиск транспортной компании и организация доставки в Туркменистан;
  • открытие паспорта сделки (при сумме сделки более 6 млн. руб.);
  • подготовка документов и подача заявления в налоговую службу

В зависимости от кода ТН ВЭД, могут так же потребоваться дополнительные документы для экспорта:

  • Лицензия МЭРТ на вывоз;
  • Разрешения на вывоз МО, ФСБ, ФАПРИД, министерства здравоохранения, министерства культуры, министерство природных ресурсов и других специальных ведомств;
  • Сертификаты на вывоз: ветеринарный, фитосанитарный;
  • Экспертные заключения (документы, подтверждающие, что товар не подлежит экспортному контролю, выданные компетентными органами).

После этого, в случае верно заполненных документов и положительного решения налоговых органов после камеральной проверки, через 6-8 месяцев после отгрузки Вам вернут 18% НДС, ранее уплаченного за товар, или комплектующие и сырье, использованных при его изготовлении. Таким образом, для отгрузки в Туркменистан Вам потребуется внушительный пакет документов, таможенное оформление, и после отгрузки предстоит процедура возмещения НДС из бюджета.

НДС при экспорте в Туркменистан. Как избежать отказа налоговой в возврате?

Документы, которые потребуются для возврата НДС при экспорте в Туркменистан.

Контракт с иностранным покупателем. В нем должны быть четко указанны реквизиты, все фамилии и подписи контрагентов, условия оплаты. Если инспектор сочтет какие-то данные написанными неразборчиво – это может послужить отказом в возмещении НДС, или поводом для запроса дополнительных документов.

Таможенная декларация от отгрузке товаров с печатью и отметкой «товар вывезен полностью». Отсутствие отметки или неразборчивый номер декларации на копии так же может послужить поводом отказа.

Транспортные документы (СMR). При отправке ж/д, морским или авиа транспортом требуется железнодорожная или авиа накладная, коносамент.

Срок предоставления всех документов составляет 180 дней. Если документы, в установленный срок, будут предоставлены не полностью, или в них обнаружатся какие-либо нарушения налоговая начнет начислять пени. Сама камеральная проверка как правило длится три месяца. Налоговые органы имеют право запросить и дополнительные документы, поэтому необходимо следить за тем, чтобы все документы, сопутствующие сделке были правильно оформлены и надежно хранились.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в разных странах по состоянию на 2020 год


НДС в России – налог на добавленную стоимость, в других странах названия другие, но суть этого налога везде одинакова. В дальнейшем будем называть просто НДС для всех стран, чтобы не запутаться. В некоторых странах НДС отсутствует, но есть такие налоги, как налог с продаж, корпоративный налог и др. Мы будем рассматривать только те страны, в которых существует НДС.

НДС относится к косвенным налогам (есть еще и прямые). Это значит, что сумма косвенного налога включается в сумму продажи и оплачивается покупателем. На каждом этапе процесса производства и/или реализации товара (работ, услуг) и до конечного потребителя происходит увеличение стоимости (добавленная стоимость), с этой добавленной стоимости на каждом этапе продавец должен перечислить налог в бюджет. Т.е. при продаже товара НДС в составе сумме реализации поступает Продавцу. Продавец от поступившей суммы НДС отнимает НДС (НДС к вычету), оплаченный поставщику, и разницу уплачивает в бюджет страны. Хотя технология расчета в каждой стране своя, но суть от этого не меняется.

Существует «внутренний НДС» (реализация товаров (работ, услуг) внутри стран), а есть НДС на ввозимые товары (импорт) и НДС на вывозимые товары (экспорт). В мире существует принцип взимания косвенного налога по «стране назначения». Для каждого государства очень важен экспорт товаров и для того, чтобы цены на мировом рынке были конкурентоспособны, при реализации товаров на экспорт цены освобождаются от всех национальных налогов, в частности НДС рассчитывается по налоговой ставке –ноль процентов (0%). При ввозе импортных товаров в страну импортер должен оплатить НДС в бюджет с суммы ввозимых товаров (таможенная стоимость).

Налоговых ставок НДС даже в одной стране может быть несколько. Но есть стандартная, она применяется к большинству товаров, а остальные сниженные ставки.

На 01.01. 2020г применяются следующие налоговые ставки НДС:





Итак, самая большая ставка НДС в Венгрии – 27%, самая маленькая налоговая ставка НДС в Джерси (островное государство) -3%, а также в ОАЭ– 5%.

Если кому-то интересно узнать значимость НДС для бюджета России в количественном выражении может почитать следующую информацию:

По данным Минфина РФ https://www.minfin.ru в Федеральном бюджете страны в состав доходов входят нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Ненефтегазовые доходы состоят из налогов, пошлин и прочее. В 2019 году структура доходов Федерального бюджета была следующая (таблица 2):

- Нефтегазовые доходы составляли 39,3%

- Ненефтегазовые доходы -60,7%



В составе ненефтегазовых доходов в 2019году налоги и пошлины составили около 81,8% (таблица 3). Из них -70,8% составил НДС (таблица 4). Или иначе процент НДС в общей сумме доходов федерального бюджета составляет 35% (таблица 2). Это третья часть всех доходов государства.



В 2020 году ненефтегазовые доходы в федеральном бюджете России составили около 63% (таблица 2), в них налоги и сборы составили около 81% (таблица 3), из них налог на добавленную стоимость – 71,7% (таблица 4). НДС в общей сумме доходной части Федерального бюджета запланирован на уровне 36,8% (таблица 2).



Таким образом, НДС играет большую роль в структуре доходов бюджета страны и не только в количественном выражении, но и во временном – поступления НДС происходят не одноразово, а в течение длительного времени на каждом этапе реализации товара (работ, услуг), а также в более эффективной технологии собираемости налога, т.к. плательщиками налога являются множество субъектов, т.е. уменьшаются риски ухода от уплаты налога.

НДС (налог на добавленную стоимость) пришел на смену налога с продаж в Германии в начале ХХ века. Это понятие быстро распространилось по всей Европе. Налог с реализованной продукции не мог «вычислить» потенциал продаж.

Вначале НДС облагался лишь чистый доход. Этот налог используют 137 мировых государств.

НДС в странах мира

Место Страна Ставка НДС
1 Венгрия 27 %
2 Дания 25 %
Норвегия
Швеция
3 Исландия 24,5 %
4 Финляндия 24 %
Греция
5 Польша 23 %
Португалия
Ирландия
Уругвай
6 Словения 22 %
Хорватия
Италия
7 Латвия 21 %
Литва
Чехия
Аргентина
Бельгия
Испания
8 Россия 20 %
Австрия
Молдавия
Армения
Украина
Албания
Болгария
Эстония
Франция
Словакия
Великобритания
Узбекистан
9 Германия 19 %
Кипр
Румыния
Чили
10 Мальта 18 %

Топ-5 стран с самым низким показателем НДС

Страны с низким уровнем НДС

Таблица сравнения НДС и уровня жизни в странах мира

Таблица сравнения

В Европейской Союзе каждое государство решает самостоятельно, какую ставку НДС использовать. И хотя конкретного правила нет, все же имеются определенные ориентиры.

  1. Во-первых, ставка не должна быть меньше 15 %.
  2. Во-вторых, есть список товаров, на которые ставка очень низкая или нулевая.

Это позволяет бизнесменам выбирать экономически выгодную страну для развития собственного дела.

Как такового НДС в США нет, но их налог чем-то напоминает привычную систему. Взгляды американцев консервативны, однако, как показывает время, верны.

В Африке и на Востоке действует НДС стандартного типа. Культура и обособленность позволяют государствам регионов иметь гибкие взгляды и умно вести экономическую политику.

Самые высокие налоги

Страны с самыми высокими налогами в мире

Где не применяется налог на добавленную стоимость

НДС нет в Соединенных Штатах Америки. В стране пошлины меньше, чем НДС большинства обеспеченных мировых держав. Новая система кажется стране слишком сложной и непонятной.

Отлично справляются без НДС богатые арабские страны с огромными ресурсами: Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Не имеют ставки и следующие острова: Каймановы, Бермудские, Багамские. В то же время совсем без налогов они не живут. Действует пошлина около 70 % на импортные товары.

Самые низкие налоги

Самые низкие налоги в мире

Размер НДС в странах ЕС

В 2020 году был зафиксирован максимальный уровень НДС в Италии и составил 22 %. В 2013 году показатель был 21 %. Но это касается только стран, которые входят в G 20 — Большую двадцатку.

Среди государств, которые не входят в это число, выделяется огромной процентной ставкой Греция и Венгрия: 24 и 27 % соответственно.

Впечатляют цифры северных государств:

Стандартной для Европы ставкой является 20–22 %.

  • НДС в Австрии и Великобритании составляют 20 %,
  • НДС в Нидерландах и Бельгии — 22%.

НДС в Латвии и НДС в Литве — 20 %. Но имеются дополнительные льготные варианты в Латвийской Республике. К некоторым областям применяется ставка в 12 и в 5 % или отсутствие налога.

НДС Эстонии — 20 %, но есть льготная ставка в 9 %. Последняя касается таких сфер, как фармакология, медицина, печатная продукция. Некоторые виды транспорта Эстония не облагает налогом вовсе.

НДС и средняя зарплата

НДС и средняя зарплата в ЕС и России

Ближний Восток

Саудовская Аравия стала впервые пользоваться схемой НДС в начале 2018 года, и это было 5 %. Такое решение поддержали и Объединенные Арабские Эмираты, введя у себя идентичный налог.

НДС в Израиле менялся несколько раз и сейчас составляет 17 %. Примечательно, что в городе Эйлат это не действует, и товары можно покупать по себестоимости.

В Азербайджане НДС — 18 %, в Республике Беларусь ставка составляет 20 %.

Казахстан и Кыргызстан имеют ставку в 12 %. В Узбекистане, Молдове и Украине она составляет 20 %.

Россия

В Российской Федерации НДС составляет 20 %. Это довольно много, но в стране активно используются льготы.

Для товаров следующих групп применяется ставка в 10 %: мясная и молочная продукция, морепродукты и овощи.

Кроме того, нечасто, но используется нулевая ставка.

Это, прежде всего, касается экспортных процедур, международных перевозок в сфере нефтедобычи. Поднять НДС вынудила сложная экономическая ситуация, возникшая вследствие падения цен на нефть.

Сейчас Россия стремится меньше зависеть от некогда прибыльной сферы и стала больше развивать транспорт, связь, услуги и информатизацию.

В Таиланде НДС составляет 7 % и включает в себя все товары и счета в заведениях питания. В этой стране турист может рассчитывать впоследствии на возврат налога за покупки в специальных точках.

В Малайзии НДС не используется. Действует корпоративный налог со стандартной ставкой в 28 %, но льготы доступны на многие товары.

Сингапур поражает низкой ставкой в 5 %. В Индии НДС составляет 4–5 %, но облагаются только основные группы товаров.

Китай в 2020 году уменьшил НДС на один процент — с 17% до 16%.

В ЮАР ставка равняется 15 %, в Южной Корее и Индонезии — 10%.

Общая сумма налогов

Общая сумма налогов в разных странах

Взаимосвязь уровня НДС и качества жизни

НДС платят потребители, простые люди, так как он заложен в цене товара. Начисляется с самого производства и является ориентиром для определения наценки при продаже. По сути, то, что накручивает продавец, возвращает налогоплательщик в качестве НДС.

Таким образом, в бюджет государства идут средства. Однако высокий уровень НДС свидетельствует о трудном экономическом положении в стране.

В большинстве случаев этот налог не отражает реальной жизни в отдельно взятой стране.

Почему используется НДС

Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.

Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.

Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.

Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:

  • Япония — вещи для детей;
  • Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
  • Франция — медицинские товары.

Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.

В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.

Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.

Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.

Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.

К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.

  1. Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
  2. Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.

Подробнее о НДС в следующем видео:

Опубликован проект Налогового кодекса в новой редакции. Изменения коснулись всех налогов, в том числе налога на добавленную стоимость (НДС). Исключены упрощенный порядок расчета и уплаты НДС и его добровольная уплата плательщиками ЕНП, в новой редакции именуемого налогом с оборота. Подробнее о планируемых изменениях – в обзоре эксперта ООО "Norma" Ирины Ахметовой.

Перечень плательщиков расширен

Категории плательщиков НДС, в основном, остались те же. К ним добавлены:

  • индивидуальные предприниматели, которые фактически стали плательщиками НДС уже в этом году при превышении размера выручки в 1 млрд сум.;
  • иностранные юрлица, осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения (ПУ), которые раньше плательщиками не являлись. По услугам, полученным от нерезидентов, НДС всегда уплачивали получатели этих услуг – резиденты Узбекистана.

Определено также, кто будет уплачивать НДС независимо от величины дохода от реализации. Это:

  • юрлица и индивидуальные предприниматели, импортирующие товары;
  • юрлица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых;
  • юрлица – сельхозпроизводители, имеющие орошаемые сельхозугодья площадью 50 гектаров и более;
  • юрлица, реализующие бензин, дизтопливо и газ;
  • юрлица – организаторы лотерей;
  • доверенное лицо – участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества – по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;
  • юрлица – собственники не завершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа о нереализации инвестиционного проекта;
  • юрлица, строящие объекты (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.

В отношении уплаты НДС появилось новое понятие – налоговый агент. Им является юрлицо Узбекистана, приобретающее у иностранного юрлица товары и услуги, местом реализации которых признается Узбекистан. При этом иностранное юрлицо не зарегистрировано в Узбекистане в качестве плательщика НДС. Налоговый агент обязан будет удержать НДС из стоимости сделки и уплатить его в бюджет.

Определить оборот по реализации стало проще

Объектом обложения НДС является:

  • оборот по реализации товаров (услуг), местом реализации которых является Узбекистан;
  • ввоз товаров на территорию Узбекистана.

Понятие оборота по реализации упрощено. Им признается:

– передача права собственности на товар на возмездной основе;

– безвозмездная передача товара. Исключение – когда такая передача является экономически оправданной, в этом случае обязательств по НДС не возникает;

– передача имущества в финансовую аренду (лизинг);

  • по услугам – любая деятельность, отличная от реализации товара, включая:

– оказание услуг на возмездной основе;

– безвозмездное оказание услуг, включая предоставление в безвозмездное пользование имущества. Исключение – когда такое оказание услуг является экономически оправданным.

Если налогоплательщик докажет, что безвозмездная передача произведена в рамках его деятельности и необходима для ее сохранения и развития (например, в рекламных целях), такая передача не будет облагаться НДС.

Место реализации услуг определяется по-другому

Принципиально изменен подход к определению места реализации услуг. Сейчас действуют 5 критериев его определения – по месту нахождения движимого и недвижимого имущества, с которым связаны услуги; по месту оказания отдельных видов услуг; по месту деятельности покупателя в определенных случаях и по месту деятельности исполнителя в остальных случаях.

В новом НК место реализации услуг будет определяться, в основном, по месту деятельности их покупателя. То есть если покупатель услуг находится в Узбекистане, он платит здесь НДС. Предусмотрены особенности определения места реализации для отдельных услуг, в т.ч. связанных с движимым и недвижимым имуществом.

По электронным услугам, понятие которых введено в новом НК, местом реализации является Узбекистан, если приобретающие их юридические и физические лица находятся в Узбекистане.

Значительно сокращено количество льгот

Льготы (освобождение от налогообложения) сохранены, в основном, для социальной сферы, а также для финансовых, страховых услуг и по ввозу товаров в Узбекистан в определенных случаях.

Финансовые услуги освобождены от НДС, кроме случаев, когда цена на них установлена в абсолютной сумме или привязана к базовому расчетному показателю. Например, стоимость услуг, установленная в процентах с оборота, не облагается НДС. Если же услуга стоит, к примеру, 20 долл. США в месяц, необходимо начислить с нее НДС.

Отменена льгота по аренде госимущества. Центр аренды госимущества в качестве налогового агента будет исчислять и перечислять в бюджет НДС с предоставления госимущества в аренду.

Определение налоговой базы изменилось, но незначительно

Основное правило определения налоговой базы по НДС не изменилось – на основе стоимости реализуемых товаров (услуг) исходя из примененной сторонами сделки цены (тарифа) с учетом акцизного налога (для подакцизных товаров, услуг) без включения в нее НДС.

Отменена норма по доначислению НДС в случае реализации:

  • товаров (услуг) по цене ниже себестоимости;
  • основных средств, нематериальных активов и «незавершенки» по цене ниже остаточной (балансовой) стоимости.

Однако в следующих случаях налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости товаров (услуг):

  • при реализации товаров (услуг) в обмен на другие товары (услуги);
  • при безвозмездной передаче товаров (оказании услуг), если такая передача не является экономически оправданной;
  • при использовании в личных целях имущества юрлица членами органа его управления, работниками и членами их семей, другими лицами.
  • утрате товара.

Порядок определения рыночной цены будет установлен ГНК. Налоговые органы вправе скорректировать сумму сделки, если ее цена ниже или выше рыночной стоимости товаров (услуг). Налогоплательщик же вправе оспорить такое решение, предоставив обоснование, что сумма сделки определена не в целях уклонения от уплаты налога.

При передаче товаров (оказании услуг) работнику в счет зарплаты, участнику в счет дивидендов, при его выходе из состава участников, уменьшении его доли или выкупе юрлицом у него доли, а также при ликвидации юрлица налоговая база включает в себя НДС.

При реализации ваучера, предоставляющего право на получение товаров (услуг), налоговой базой является стоимость ваучера с учетом налога.

При реализации автомобилей и объектов жилой недвижимости, приобретенных у физлиц для перепродажи, налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализации и стоимостью приобретения, включающая в себя сумму налога.

Изменен порядок применения нулевой ставки в отдельных случаях

Сейчас реализация товаров и услуг иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам для официального пользования облагается по нулевой ставке. На практике применение нулевой ставки поставщиками товаров и услуг вызывало затруднения, т.к. дипломатам приходилось представлять для этого множество документов и доказывать свое право на приобретение по нулевой ставке. Согласно проекту нулевая ставка сохранена для данной категории покупателей, однако теперь ее применение будет означать, что при приобретении НДС уплачивается поставщику, а затем возмещается (возвращается) покупателю (т.е. посольству, из бюджета живыми деньгами).

Аналогичный порядок возмещения НДС при применении нулевой ставки установлен для налогоплательщиков, приобретающих товары и услуги за счет займов (кредитов) и грантов международных или зарубежных правительственных финансовых организаций по международным договорам Узбекистана.

По услугам нерезидентов НДС будет «выкручиваться»

По услугам нерезидентов налоговыми агентами признаются резиденты Узбекистана. Однако порядок расчета НДС изменится – сумма контракта теперь составит 120% с учетом НДС. Если сейчас получатели услуг – резиденты начисляют НДС на стоимость услуг нерезидентов и уплачивают его в бюджет, то согласно проекту НДС будет «выкручиваться» из стоимости контракта.

Такой порядок налогообложения услуг нерезидентов связан с введением в НК понятия услуг в электронной форме, оказываемых нерезидентами физлицам и оплачиваемых ими уже с учетом НДС. Соответственно, планируется уравнять условия оказания таких услуг юридическим и физическим лицам – в обоих случаях цена услуг будет устанавливаться уже с учетом НДС. Разница в том, что при оказании нерезидентом услуг юрлицу – резиденту последний, выступая налоговым агентом, «выкрутит» НДС и уплатит его в бюджет. А при оказании услуг физлицам – резидентам нерезидент обязан через персональный кабинет налогоплательщика встать на налоговый учет в Узбекистане и самостоятельно уплатить НДС, «выкрученный» из стоимости услуг.

Зачет НДС по долгосрочным активам - единовременный

Как и прежде, в зачет относится НДС, уплаченный (подлежащий уплате) по фактически полученным товарам (услугам).

При приобретении основных средств (включая оборудование к установке), нематериальных активов и объектов недвижимости, в т.ч. «незавершенки», а также при приобретении товаров (услуг) для создания таких активов зачет НДС производится в полном объеме. Если в дальнейшем эти активы будут использоваться в производстве и (или) реализации товаров и услуг, освобожденных от НДС, сумму зачета придется скорректировать (исключить из зачета) пропорционально доле необлагаемого оборота. Корректировке не подлежат объекты, которые полностью амортизированы или, с момента ввода в эксплуатацию которых прошло более 10 лет.

Предоставлен зачет по всем операциям, совершенным за пределами Узбекистана. Напомним, что сегодня, если местом реализации не признается Узбекистан, оборот считается необлагаемым. Следовательно, «входной» НДС по таким операциям в зачет отнести нельзя. Согласно проекту НК НДС можно отнести в зачет вне зависимости от места совершения операции.

Нельзя будет принять НДС в зачет при приобретении или ввозе следующих товаров (услуг), если их приобретение не связано с деятельностью налогоплательщика:

  • легковые автомобили, мотоциклы, вертолеты, мотолодки, самолеты, другие виды моторных средств, а также топливо для них;
  • алкогольная и табачная продукция;
  • представительские расходы.

Например, приобретая служебный автомобиль для руководителя, необходимо будет доказать, что он необходим для деятельности, и его использование непосредственно связано с исполнением служебных обязанностей руководителя.

Возмещение НДС

Если при расчете налога, подлежащего уплате в бюджет, получится отрицательная сумма, налогоплательщик имеет право на ее возмещение (возврат).

Сроки для возмещения НДС предусмотрены следующие:

  • в ускоренном порядке в течение 7 дней с даты подачи заявления о возврате следующим налогоплательщикам:

– отнесенным к категории крупнейших;

– представившим вместе с заявлением на возмещение налога действующую банковскую гарантию или оформившим договор залога с налоговыми органами;

– иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам;

– приобретающим товары за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, а также в рамках Соглашения о разделе продукции, если соглашением предусмотрено применение нулевой ставки.

Сумма НДС, указанная в заявлении, возмещается этим налогоплательщикам в полном объеме. При этом камеральная проверка обоснованности этой суммы производится в общем порядке. Если по ее результатам возмещенная сумма налога либо ее часть окажется необоснованной, налогоплательщик обязан уплатить в бюджет необоснованно возмещенную ему сумму налога, причем с начислением пени с даты возмещения до даты уплаты в бюджет.

  • в течение 60 дней с даты подачи заявления – остальным налогоплательщикам. Решение о полном или частичном возврате будет принято налоговыми органами только после камеральной проверки.

Налоговый период – квартал, уплата и отчетность – до 20-го числа

Налоговый период планируется изменить с года на квартал, т.е. нарастающий итог будет подводиться по результатам каждого квартала.

Отчетный период, т.е. периодичность сдачи отчетности, будет зависеть от размера оборота налогоплательщика:

  • месяц – для налогоплательщиков с оборотом по реализации товаров (услуг) больше
    1 млрд сум. по итогам предыдущего квартала;
  • квартал – для остальных налогоплательщиков.

Уплатить налог и представить по нему отчетность налогоплательщики будут обязаны не позднее 20-го числа следующего месяца после отчетного периода.

Читайте также: