Ндс в странах брикс

Опубликовано: 05.05.2024

НДС (налог на добавленную стоимость) пришел на смену налога с продаж в Германии в начале ХХ века. Это понятие быстро распространилось по всей Европе. Налог с реализованной продукции не мог «вычислить» потенциал продаж.

Вначале НДС облагался лишь чистый доход. Этот налог используют 137 мировых государств.

НДС в странах мира

Место Страна Ставка НДС
1 Венгрия 27 %
2 Дания 25 %
Норвегия
Швеция
3 Исландия 24,5 %
4 Финляндия 24 %
Греция
5 Польша 23 %
Португалия
Ирландия
Уругвай
6 Словения 22 %
Хорватия
Италия
7 Латвия 21 %
Литва
Чехия
Аргентина
Бельгия
Испания
8 Россия 20 %
Австрия
Молдавия
Армения
Украина
Албания
Болгария
Эстония
Франция
Словакия
Великобритания
Узбекистан
9 Германия 19 %
Кипр
Румыния
Чили
10 Мальта 18 %

Топ-5 стран с самым низким показателем НДС

Страны с низким уровнем НДС

Таблица сравнения НДС и уровня жизни в странах мира

Таблица сравнения

В Европейской Союзе каждое государство решает самостоятельно, какую ставку НДС использовать. И хотя конкретного правила нет, все же имеются определенные ориентиры.

  1. Во-первых, ставка не должна быть меньше 15 %.
  2. Во-вторых, есть список товаров, на которые ставка очень низкая или нулевая.

Это позволяет бизнесменам выбирать экономически выгодную страну для развития собственного дела.

Как такового НДС в США нет, но их налог чем-то напоминает привычную систему. Взгляды американцев консервативны, однако, как показывает время, верны.

В Африке и на Востоке действует НДС стандартного типа. Культура и обособленность позволяют государствам регионов иметь гибкие взгляды и умно вести экономическую политику.

Самые высокие налоги

Страны с самыми высокими налогами в мире

Где не применяется налог на добавленную стоимость

НДС нет в Соединенных Штатах Америки. В стране пошлины меньше, чем НДС большинства обеспеченных мировых держав. Новая система кажется стране слишком сложной и непонятной.

Отлично справляются без НДС богатые арабские страны с огромными ресурсами: Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Не имеют ставки и следующие острова: Каймановы, Бермудские, Багамские. В то же время совсем без налогов они не живут. Действует пошлина около 70 % на импортные товары.

Самые низкие налоги

Самые низкие налоги в мире

Размер НДС в странах ЕС

В 2020 году был зафиксирован максимальный уровень НДС в Италии и составил 22 %. В 2013 году показатель был 21 %. Но это касается только стран, которые входят в G 20 — Большую двадцатку.

Среди государств, которые не входят в это число, выделяется огромной процентной ставкой Греция и Венгрия: 24 и 27 % соответственно.

Впечатляют цифры северных государств:

Стандартной для Европы ставкой является 20–22 %.

  • НДС в Австрии и Великобритании составляют 20 %,
  • НДС в Нидерландах и Бельгии — 22%.

НДС в Латвии и НДС в Литве — 20 %. Но имеются дополнительные льготные варианты в Латвийской Республике. К некоторым областям применяется ставка в 12 и в 5 % или отсутствие налога.

НДС Эстонии — 20 %, но есть льготная ставка в 9 %. Последняя касается таких сфер, как фармакология, медицина, печатная продукция. Некоторые виды транспорта Эстония не облагает налогом вовсе.

НДС и средняя зарплата

НДС и средняя зарплата в ЕС и России

Ближний Восток

Саудовская Аравия стала впервые пользоваться схемой НДС в начале 2018 года, и это было 5 %. Такое решение поддержали и Объединенные Арабские Эмираты, введя у себя идентичный налог.

НДС в Израиле менялся несколько раз и сейчас составляет 17 %. Примечательно, что в городе Эйлат это не действует, и товары можно покупать по себестоимости.

В Азербайджане НДС — 18 %, в Республике Беларусь ставка составляет 20 %.

Казахстан и Кыргызстан имеют ставку в 12 %. В Узбекистане, Молдове и Украине она составляет 20 %.

Россия

В Российской Федерации НДС составляет 20 %. Это довольно много, но в стране активно используются льготы.

Для товаров следующих групп применяется ставка в 10 %: мясная и молочная продукция, морепродукты и овощи.

Кроме того, нечасто, но используется нулевая ставка.

Это, прежде всего, касается экспортных процедур, международных перевозок в сфере нефтедобычи. Поднять НДС вынудила сложная экономическая ситуация, возникшая вследствие падения цен на нефть.

Сейчас Россия стремится меньше зависеть от некогда прибыльной сферы и стала больше развивать транспорт, связь, услуги и информатизацию.

В Таиланде НДС составляет 7 % и включает в себя все товары и счета в заведениях питания. В этой стране турист может рассчитывать впоследствии на возврат налога за покупки в специальных точках.

В Малайзии НДС не используется. Действует корпоративный налог со стандартной ставкой в 28 %, но льготы доступны на многие товары.

Сингапур поражает низкой ставкой в 5 %. В Индии НДС составляет 4–5 %, но облагаются только основные группы товаров.

Китай в 2020 году уменьшил НДС на один процент — с 17% до 16%.

В ЮАР ставка равняется 15 %, в Южной Корее и Индонезии — 10%.

Общая сумма налогов

Общая сумма налогов в разных странах

Взаимосвязь уровня НДС и качества жизни

НДС платят потребители, простые люди, так как он заложен в цене товара. Начисляется с самого производства и является ориентиром для определения наценки при продаже. По сути, то, что накручивает продавец, возвращает налогоплательщик в качестве НДС.

Таким образом, в бюджет государства идут средства. Однако высокий уровень НДС свидетельствует о трудном экономическом положении в стране.

В большинстве случаев этот налог не отражает реальной жизни в отдельно взятой стране.

Почему используется НДС

Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.

Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.

Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.

Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:

  • Япония — вещи для детей;
  • Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
  • Франция — медицинские товары.

Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.

В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.

Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.

Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.

Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.

К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.

  1. Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
  2. Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.

Подробнее о НДС в следующем видео:

После изучения материалов данной главы студент должен: знать

  • • основные характеристики налоговых систем стран БРИКС;
  • • специальные нормы и правила налогового администрирования в странах БРИКС;
  • • основные прямые и косвенные налоги стран БРИКС;
  • • особенности корпоративного и личного налогообложения стран БРИКС; уметь
  • • оценивать базовую налоговую нагрузку в странах БРИКС;
  • • определять факторы, влияющие на величину взимаемых налогов в странах БРИКС;

  • • методикой начисления основных налогов стран БРИКС;
  • • навыками определения налогового резидентствадля физических и юридических лиц в странах БРИКС.

БРИКС (BRICS) — группа из пяти быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (ЮАР). Сокращение BRIC было впервые предложено в ноябре 2001 г. Джимом О’Нейлом, аналитиком банка Goldman Sachs. В связи с присоединением ЮАР к БРИК группа стала носить название BRICS. Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово BRICS очень похоже на английское bricks — кирпичи, таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счет роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся в экономическом плане страны, что демонстрируется средним ежегодным ростом ВВП в этих странах в пределах от 1 до 5%*. В связи с этим изучение налоговых систем стран БРИКС представляет несомненный интерес, поскольку налоговое регулирование играет важную роль в экономическом развитии. Поскольку налоговая система России была рассмотрена ранее, эта глава посвящена налоговым системам Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. [1]

Налоговая система Бразилии

Действующая в настоящее время Конституция Бразилии, принятая в 1988 г., закрепила существование двух параллельных налоговых систем: одна состоит из налогов, доходы от которых делятся между штатами и муниципалитетами (табл. 20.1.1), а другая состоит из социальных взносов, доходы от которых не распределяются между регионами [2] .

Администрированием налоговых и таможенных платежей в Бразилии занимается Управление федеральных доходов, которое является федеральным агентством, подчиненным Министерству финансов Бразилии. По результатам 2013 г. Управление отчиталось о налоговых доходах в размере 190 млрд реалов [3] , что составило прирост 63,5% по сравнению с 2012 г.

Таблица 20.1.1

Распределение налогов но уровням власти в Бразилии

Уровень бюджетной системы

Налоги на внешнюю торговлю

Налог на импорт — II

Налог на экспорт — IE

Налоги на активы и доход

Налог на прибыль — IR

Налог на сельскохозяйственные земли — ITR

Налог на автотранспортные средства — IPVA

Налог на наследование - ITCD

Налог на городские здания и земли — IPTU

Налог на операции с недвижимостью — ITBI

Налоги на производство и обращение

Налог на промышленную продукцию — IPI

Налог на страхование, кредитные и валютные операции — IOF

11алог с обращения товаров, а также за оказание транспортных услуг и услуг связи внутри штатов и муниципалитетов — ICMS

Налог на услуги — ISS

Корпоративный налог на прибыль уплачивается компаниями, считающимися резидентами Бразилии (т.с. основанными в Бразилии). Доходы компании-резидента облагаются по принципу всемирного налогообложения доходов. Прибыль иностранных компаний облагается в Бразилии только в том случае, если она осуществляет определенные торговые операции в Бразилии через агентов или представительства, которые расположены в стране и имеют полномочия по ведению бизнеса, что приводит к возникновению обязанностей у иностранного продавца, или если компания действует через локальный филиал иностранного продавца.

Базой налога на прибыль является операционная прибыль, получаемая компанией в Бразилии. Операционная прибыль определяется как валовой операционный доход за вычетом стоимости проданных товаров или оказанных услуг с включением коммерческих, административных и операционных расходов, прочих платежей; резервов и убытков, разрешенных по закону. Бразильские компании могут платить налог на фактический («lucro real») или вмененный доход («lucro presumido»). Метод «lucro real» базируется на фактическом годовом или квартальном доходе. Метод «lucro presumido» базируется на ожидаемом или вмененном доходе. Малые предприятия с валовым доходом не превышающем 3,6 млн реалов могут выбрать упрощенную систему налогообложения (заменяющую налог на прибыль, налог на произведенные товары, социальные платежи, НДС с торговли и услуг (ICMS), налог на услуги (ISS) и социальные платежи).

Прирост капитала учитывается как обычный доход (с учетом ограничений на вычет убытков от удешевления актива и прибыли от обычной деятельности в определенных случаях) [4] . Прирост капитала, полученный нерезидентом от инвестиций, зарегистрированных центральным банком, облагается налогом у источника в размере 15%. Если доход от прироста капитала получает резидент низконалоговой юрисдикции, ставка налога возрастает до 25%. Иностранные инвесторы на финансовых рынках вправе применять другие ставки.

Убытки разделяются на операционные и неоперационные. Последние могут вычитаться только из неоиерационных доходов. Налоговые убытки, полученные в первом фискальном году, могут быть перенесены на неопределенное время вперед, но вычитаемая в последующие годы сумма этого убытка не должна превышать 30% облагаемого дохода в каждом последующем году. Перенос убытков на предыдущие периоды не разрешен. Налог на прибыль организаций взимается по ставке 15%, но, принимая во внимание дополнительный налог и социальные отчисления с чистой прибыли, общая ставка составляет 34%. Дополнительный налог взимается но ставке 10% с дохода, превышающего 240000 реалов в год.

При расчете налога па прибыль разрешается вычитать сумму налога па доход, уплаченную с дохода, полученного в других странах (так называемый иностранный налоговый кредит). Размер такого вычета не может превышать сумму налога на прибыль организаций и социальных отчислений.

Налоговое законодательство Бразилии позволяет использовать индекс цен запасов на приобретаемые активы [5] ; ускоренную амортизацию активов, используемых в НИОКР, а также вычет налога у источника по роялти. Предусмотрено предоставление субсидий на приобретение средств производства, инвестиции в инфраструктурные проекты и строительство судов.

Экспортный сектор может получить возврат импортной пошлины и специальное финансирование через программу содействия экспорту. По программе освобождения от налогов экспортеров, компания, которая получает не менее 50% выручки от экспорта, освобождается от двух налогов — взноса па программу социальной интеграции (PIS/PASEP) и страхового социального взноса на финансирование общественной безопасности (С О FINS).

Налог на недвижимость взимается муниципалитетами, на территории которых расположена недвижимость, и рассчитывается исходя из предполагаемой цены реализации этого имущества. Конкретные ставки налога варьируются в зависимости от муниципалитета в пределах от 0,3 до 1,5% (как, например, в городе Сан-Паулу).

Налог на сельскохозяйственное имущество взимается ежегодно по ставкам от 0,03 до 20% в зависимости от региона и использования имущества.

Налог на операции с недвижимостью взимается при смене собственника недвижимого имущества (земли, зданий) и уплачивается покупателем. Ставка — прогрессивная — от 2 до 6% от рыночной стоимости недвижимости.

Работодатели обязаны платить социальные платежи. Социальные отчисления взимаются в размере 9%. Для финансовых организаций ставка составляет 15%.

В целом ставки взносов но социальному страхованию в Бразилии с учетом перечислений на отложенный зарплатный счет составляют до 36,8%:

  • • 8% — от суммы зарплаты на отложенный зарплатный счет каждого работника в Гарантийный фонд продолжительности услуг.
  • • 20% — от суммы заработной платы сотрудников в национальную систему пенсионного страхования.
  • • 8,8% — по другим взносам на социальное страхование.

Взнос на программу социальной интеграции (PIS/PASEP) и страховой социальный взнос на финансирование общественной безопасности (СОFINS) являются федеральными налогами. Они взимаются в размере 0,65% (PIS) и 3% (COFINS), когда бразильская компания уплачивает налог на прибыль при режиме вмененного дохода. Если бразильская компания уплачивает налог на прибыль от фактического дохода, то ставки составляют 1,65 и 7,6% соответственно. Компании — импортеры товаров и услуг уплачивают PIS и COFINS по комбинированной ставке 9,25%.

Налог на услуги (ISS) является муниципальным налогом и взимается с поставщиков услуг, кроме услуг, облагаемых НДС.

Налог на финансовые операции (IOF) применяется к кредитным операциям. В 2018 г. его ставка была снижена до 0% ! .

Подоходным налогом с физических лиц облагаются доходы резидентов, полученные но всему миру. У нерезидентов облагаются только доходы, полученные из источников в Бразилии. Резидентами являются граждане страны, а также «натурализованные» иностранцы, иностранцы с постоянной визой или с временной визой и трудовым договором — с даты прибытия; иностранцы с временной визой, но без трудового контракта, находящиеся в Бразилии 183 дня и более в течение 12-месячного периода. Для семейных пар предусмотрена возможность подачи совместной налоговой декларации.

Налогооблагаемый доход включает заработные платы, бонусы, консультационные и комиссионные вознаграждения, премии, вознаграждения директорам, проценты и дивиденды из иностранных источников. Большинство льгот, предоставляемых работодателем, также облагается налогом. Дивиденды, полученные из источников внутри страны, не облагаются.

Подоходный налог предусматривает систему вычетов и освобождений. При этом вместо поименного использования допускаемых вычетов налогоплательщик может выбрать стандартный годовой вычет в размере 20% облагаемого дохода (максимальный размер в 2014 г. — 15880 реалов). Вычеты и освобождения могут включать (с учетом дополнительных ограничений): социальные взносы, уплаченные работодателем; взносы в частные бразильские пенсионные фонды (до 12% совокупного дохода); алименты и пенсионные платежи, выплачиваемые по решению суда; расходы, понесенные частными предпринимателями для получения дохода или поддержания источника такого дохода; стандартный налоговый вычет на каждого иждивенца в размере 2156 реалов (в 2014 г.); образовательные расходы при годовом максимуме 3375 реалов (в 2014 г.); невозмещаемые платежи по страхованию жизни, а также расходам на медицину, стоматологию, физиотерапию и психотерапию; документально подтвержденные взносы на развитие бразильской культурной, артистической и аудиовизуальной деятельности и взносы в бразильские детские и юношеские консультации в размере до 6% налогооблагаемого дохода. Ставки представлены в табл. 20.1.2.

Нерезиденты из стран, с которыми не заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, облагаются по плоской шкале 25% (па заработанный доход) или 15% на прочие доходы, за исключением дивидендов, выплачиваемых бразильскими компаниями и освобождаемыми от налогообложения. Источник дохода определяется по месту нахождения плательщика дохода. [6]

Таблица 20.1.2

Прогрессивная шкала ставок подоходного налога с физических лиц

  • Межбанковское объединение ШОС
  • Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС
  • Клуб банков развития «двадцатки» и долгосрочных инвесторов (D20-LTIC)
  • Международный клуб финансирования развития (IDFC)
  • Участие в Глобальном договоре ООН
  • Межправительственная Российско-Китайская комиссия по инвестиционному сотрудничеству
  • Ассоциация институтов финансирования развития в АТР (ADFIAP)
  • Ассоциация Латиноамериканских банков развития (ALIDE)

БРИКС (BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Республика.

Организация была основана в июне 2006 году в рамках Петербургского экономического форума с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая.

Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС

Механизм межбанковского сотрудничества БРИКС (ММС БРИКС) был создан с целью развития и укрепления экономического и инвестиционного взаимодействия между странами БРИКС в 2010 году (Меморандум о сотрудничестве между ВЭБ.РФ (в то время - Внешэкономбанком), CDB, BNDES, DBSA и Eximbank of India).

  • Бразильский банк экономического и социального развития (BNDES);
  • Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ";
  • банк Индии (Eximbank of India);
  • Государственный банк развития Китая (CDB);
  • Банк развития Южной Африки (DBSA).

Основными направлениями деятельности является развитие всестороннего долгосрочного межбанковского сотрудничества между партнерами в интересах укрепления отношений БРИКС, поддержка реализации социально значимых и региональных проектов, разработка порядка предоставления финансовых и банковских услуг для инвестиционных проектов, способствующих экономическому развитию стран БРИКС.

Приоритеты председательства ВЭБ.РФ в ММС БРИКС в 2020 году

  • Сотрудничество в области городского развития. По данным ООН, из 20 наиболее густонаселенных городов 14 находится в странах БРИКС. В России ¾ населения проживает в городах. В интересах всех участников «пятёрки» обсудить, как реализовать проекты по модернизации жилищного фонда, инженерных сетей, дорог, общественного транспорта, утилизации твёрдых коммунальных отходов.
  • Финансирование развития инфраструктуры. Нам необходимо разработать надежные механизмы и стандарты финансирования качественной инфраструктуры. ВЭБ.РФ также выступает за взаимодействие национальных цифровых платформ по развитию инфраструктуры.

В Рио-де-Жанейро (Бразилия) участники ММС БРИКС заключили соглашение о сотрудничестве по привлечению частных инвестиций в инфраструктурные проекты. На площадке ММС БРИКС будет создана рабочая группа, которая изучит отдельные бизнес-кейсы, форматы финансирования, модели отбора проектов и удачные примеры законодательных инноваций, которые помогают привлекать деньги частных компаний в строительство инфраструктуры.

  • Расширение практики расчетов в национальных валютах при осуществлении торговых и финансовых операций. Руководители наших стран с самого начала строили БРИКС на принципах расширения их суверенитета и независимости, и использование национальных валют – важный шаг в этом направлении.
  • Достижение целей устойчивого развития ООН 2030, в том числе финансирование проектов «зеленой» экономики. Перед странами БРИКС стоит сложная задача: одновременно добиться высоких темпов экономического роста и сохранить окружающую среду для будущих поколений.
  • Деловой совет БРИКС

    Деловой совет БРИКС (ДС БРИКС) учрежден с целью обсуждения вопросов укрепления и продвижения экономических, торговых, деловых и инвестиционных связей между деловыми кругами пяти стран 27 марта 2013 г. в рамках саммита БРИКС (Декларация об учреждении Делового совета БРИКС).

    Задачами ДС БРИКС являются выявление проблемных вопросов и трудностей, сдерживающих рост экономических, торговых, деловых и инвестиционных связей между странами БРИКС, а также формирование предложений и рекомендаций по их разрешению.

    • инфраструктура;
    • добыча и обогащение полезных ископаемых;
    • фармацевтическая промышленность;
    • переработка сельхозпродукции;
    • обрабатывающая промышленность;
    • устойчивое развитие;
    • услуги, в том числе, в области финансов, здравоохранения и туризма.

    БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.

    Содержание


    История термина

    Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нейлом (англ. Jim O'Neill), аналитиком Goldman Sachs в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).

    Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks — «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

    Goldman Sachs не предполагал наличие координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако, со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние`». Один из недавних признаков — саммит министров иностранных дел стран в 2008 года в Екатеринбурге, а также саммит глав стран членов БРИК 2009 года там же.

    Страны-участницы

    Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

    • Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;
    • Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;
    • Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы;
    • Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов;
    • Южно-Африканская республика — природные ресурсы.



    Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста. В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».

    Потенциал БРИК

    Goldman Sachs утверждает, что экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен Джимом О’Нейлом, глобальным экономистом в Goldman Sachs. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн $. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков.

    Однако Goldman Sachs не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества — главным образом ради влияния на положение США в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из США — такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией.

    Показатели БРИК

    На долю входящих в БРИК стран приходится 26 % территории Земли, 42 % населения планеты (2,83 млрд человек) и 14,6 % мирового ВВП. Бразилия, Россия, Индия и Китай производят около 40 % пшеницы (свыше 260 млн т), 50 % свинины (более 50 млн т), более 30 % мяса птицы (свыше 30 млн т), 30 % говядины (около 20 млн т) от общемирового показателя. В странах БРИК сосредоточено 32 % (0,5 млрд га) общемировых пахотных земель. Бразилия, Россия, Индия и Китай обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы.

    «The Economist» издаёт ежегодные таблицы социально-экономической национальной статистики в своём «Карманном мире в цифрах» (англ. Pocket World in Figures). Прогнозирование мирового ранжирования стран БРИК и экономических систем в соответствии с разными категориями создаёт камень преткновения для понимания общего в экономических основах БРИК. Экономические аргументы дают возможность причислить к БРИК, например, Мексику, тогда как включение ЮАР в эту группу необосновано. Работа Goldman Sachs, опубликованная в декабре 2005, объяснила, почему Мексика не была включена в оригинальный БРИК. Согласно работе, среди взятых во внимание стран только у Мексики и, возможно, у Кореи есть потенциал, чтобы конкурировать с БРИК, но эти страны обладают экономиками, которые основатели БРИК решили исключить первоначально, потому что они рассматривались как более развитые; Мексика становится шестой по величине экономикой, заняв позицию перед Россией.

    Страны БРИКС лидируют по доле в мировой экономике

    Взяв долю в мировом ВВП по ППС стран G20 с сайта МВФ, получается следующая картина: если в начале 1990-х страны G7 давали около половины мирового ВВП, то в 2018 г - лишь 30%, причём БРИКС их уже в этом опережает.



    Однако всё это в первую очередь благодаря Китаю и Индии. Китай уже может тягаться не только с другими странами, но и с объединениями стран.

    Хронология событий

    Банк БРИКС одобрил пять новых проектов в Бразилии, России и ЮАР на $2,7 млрд

    Совет директоров Нового банка развития (НБР) БРИКС одобрил в декабре 2020 года пять новых проектов в Бразилии, России и ЮАР на общую сумму $2,7 млрд. Об этом говорится в сообщении пресс-службы банка, размещенном в четверг на сайте финансовой организации [1] .

    "Совет директоров Нового банка развития 15 декабря 2020 года провел свое 29-е заседание, которое прошло в виртуальном формате. На встрече советом было одобрено пять инвестиционных проектов с общим объемом обязательств в размере около $2,7 млрд", - указывается в документе. Речь идет о трех проектах в Бразилии и по одному в России и ЮАР.

    Российский проект предусматривает предоставление $300 млн МТС на расширение и развитие сотовой сети и облачных сервисов. "Кредит будет использован для финансирования программы капитальных вложений компании по расширению ее сотовой сети и развертыванию инфраструктуры облачных сервисов в России", - говорится в пресс-релизе.

    Совет директоров НБР БРИКС одобрил предоставление еще по $1 млрд Бразилии и Индии по программе экстренной помощи странам - членам банка в борьбе с последствиями пандемии.

    Суверенный заем Бразилии на восстановление пострадавшей из-за пандемии экономики был одобрен 7 декабря. "Программа позволит оказать поддержу федеральному правительству Бразилии в его усилиях по сохранению рабочих мест и доходов, а также поддержит восстановление экономики путем расширения доступа к кредитам для малых и средних компаний", - говорится в документе.

    Аналогичный заем для правительства Индии был одобрен 11 декабря. Средства, указывается в документе, пойдут на оказание поддержки властям Индии в усилиях по сдерживанию экономических последствий пандемии. "Программа будет способствовать смягчению неблагоприятных экономических последствий пандемии COVID-19, позволит восстановить экономику в сельских районах за счет работ по управлению природными ресурсами и созданию возможностей трудоустройства для сельской бедноты, особенно трудящихся мигрантов, которые вернулись из городов, потеряв средства к существованию из-за пандемии COVID-19", - сообщается в пресс-релизе.

    Таким образом Бразилия и Индия уже получили по $2 млрд в рамках программы помощи странам - членам банка в борьбе с пандемией. По $1 млрд банк также предоставил ранее Китаю и ЮАР. Общий объем помощи по данной программе должен составить $10 млрд.

    Россия намерена создать свою криптовалюту со странами БРИКС

    15 ноября 2019 года стало известно, что Россия и страны-участники группы БРИКС могут разработать единую платежную систему на основе специальной криптовалюты. Об этом сообщил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.

    «

    »

    В группу БРИКС входят Бразилия, Россия, Индия, Китай (КНР) и ЮАР.

    Создание единой платежной системы – следствие двух причин. Страны БРИКС хотят получить удобный инструмент для быстрых расчетов друг с другом и снизить свою зависимость от валют стран, не входящих в группу.

    Речь идет, в первую очередь, о долларе, национальной валюте США.

    «

    »

    По его словам, запуск единой платежной системы в рамках группы БРИКС способен привести к стимулированию расчетов в национальных валютах стран и обеспечить стабильность этих расчетов, а также инвестиций между странами-участниками БРИКС, которые формируют свыше 20% мирового притока прямых иностранных инвестиций.

    «

    »

    В дополнение к единой платежной системе и внутренней криптовалюте в рамках БРИКС может быть создан специальный альянс по развитию искусственного интеллекта (ИИ). Глава РФПИ отметил, что фондом получен положительный отзыв от стран-участников БРИКС на идею по созданию такого альянса.

    Прежде, чем приступить к использованию единой криптовалюты стран-участников БРИКС, Россия должна сформировать законодательную базу, регулирующую использование виртуальных денег на своей территории. По состоянию на 15 ноября 2019 г. свод российских законов не включал ни единого пункта, определяющего правила взаимодействия с криптой [2] .

    Россия создала цифровую платформу для обмена данными между учёными в БРИКС

    21 сентября 2019 года стало о создании в России цифровую платформу, которую другие страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, ЮАР) будут использовать для отбора новых исследовательских проектов и создания транснациональных команд ученых. Решение обеспечит открытый обмен научными знаниями и данными о командах учёных, рассказал ТАСС первый заместитель министра образования и науки России, академик РАН Григорий Трубников.

    «

    »

    По его словам, на основе российской цифровой платформы можно будет создавать «виртуальные распределённые исследовательские коллективы» для решения различных задач. Замминистра также подчеркнул, что использование цифровой инфраструктуры и открытых данных является новым трендом научного сообщества стран БРИКС.



    В 2019 году участники БРИКС поддержали около 30 многосторонних научных проектов, а общее количество транснациональных исследовательских заявок составляет около 300.

    Григорий Трубников говорит, что страны БРИКС планируют сосредоточить усилия своих ученых на разработке инновационных проектов. В то же время это не помешает БРИКС продолжать развивать фундаментальные и поисковые исследования.

    «

    »

    В сентябре 2019 года министр финансов России Антон Силуанов заявил, что к 2030 году страны БРИКС будут занимать более половины мировой экономики. [3]

    2018: Соглашение о создании объединенной киберполиции

    Главы стран БРИКС подписали в августе 2018 года в ходе прошедшего в Йоханнесбурге саммита итоговую декларацию о сотрудничестве в различных сферах. В числе прочего, в документе фигурирует пункт о создании объединенной киберполиции.

    По словам члена Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации Андрея Манойло, в подписаном документе особое внимание уделено сотрудничеству стран БРИКС в сфере обеспечения коллективной информационной безопасности, в том числе в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Создание объединенной киберполиции призвано помочь организовать противодействие актуальным киберугрозам, таким как информационный терроризм, экстремизм, а также операции информационной войны и масштабные хакерские атаки.

    Предполагается, что объединенная киберполиция будет работать по принципу Интерпола и иметь наднациональный характер, однако деятельность нового правоохранительного органа будет ограничиваться странами-участницами БРИКС.

    2017: Концепция безопасного функционирования и развития интернета

    Россия обратилась летом 2017 года с предложением к странам БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) обсудить концепцию безопасного функционирования и развития интернета. Об этом сообщил глава Минкомсвязи Николай Никифоров.

    Глава Минкомсвязи отметил, что интернет и информационные технологии сегодня стоит рассматривать, как некий инфраструктурный базис для цифровой экономики. «Все больше отраслей и домашних хозяйств переходит на те или иные цифровизированные процессы, поэтому нам важно обеспечить стабильное развитие интернета, нам важно сделать так, чтобы он надежно функционировал, чтобы никто не мог оказать какого-то влияния», – пояснил Никифоров.

    Он считает, что сейчас нужно определить международный и национальный уровни регулирования цифровизации общества и зафиксировать в концепции. «Национальное законодательство в разных странах отличается, это нормально, но при этом важно понимать, что национальное законодательство в сфере регулирования тех или иных аспектов применения цифровых технологий и функционирования интерфейсов тоже может отличаться. Что-то может быть разрешено в одной стране и запрещено в другой. Нужно к этому относиться с уважением», – подчеркнул он.

    Партнерства в сфере промышленности

    В июле 2017 года Министры промышленности стран БРИКС (Бразилия, Россия, Китай, Индия, Южная Африка) подписали в субботу совместный план действий по углублению сотрудничества, сообщает телеканал CGTN. В ходе консультаций министры обсудили вопросы сотрудничества в нынешний период активного развития новых технологий, когда промышленность одновременно получает множество возможностей, но и стоит перед определенными вызовами.

    Общие сведения

    Форум БРИКС представляет собой неформальное межгосударственное объединение пяти стран с динамично формирующимися рынками — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР — и в текущем формате функционирует с 2011 года. Форум БРИКС — «продолжение» объединения БРИК (без ЮАР), созданного в 2006 году.

    На страны, входящие в БРИКС, приходится около 43% населения, а также примерно 30% территории планеты.

    Первая встреча партнеров в формате министров иностранных дел стран БРИК состоялась по инициативе России в сентябре 2006 года в г. Нью-Йорке (США) «на полях» сессии Генеральной ассамблеи ООН, а первый саммит БРИК, также инициированный Россией, прошел в г. Екатеринбурге в июне 2009 года.

    Ключевыми направлениями взаимодействия стран «пятерки» являются координация совместных действий на площадках многосторонних форумов с акцентом на экономическую и политическую проблематику (в частности, в форматах «Группы двадцати», МВФ, организаций Группы Всемирного банка и ООН), а также сотрудничество в рамках БРИКС.

    Сотрудничество в рамках БРИКС главным образом направлено на развитие возможностей доступа на рынки и углубление связей между рынками, поддержку взаимной торговли с созданием благоприятной среды для инвесторов и предпринимателей, углубление обмена макроэкономической информацией и повышение устойчивости к внешним финансово-экономическим потрясениям, обмен информацией через платформы БРИКС.

    В настоящее время сотрудничество в формате пяти государств БРИКС вызывает интерес на международной арене в связи со значительным экономическим и ресурсным потенциалом участников данного форума, а также с учетом численности населения в этих странах. При этом не подлежит сомнению возрастающее влияние участников «пятерки» на процессы в рамках международных экономических отношений.

    В политическом измерении сотрудничество стран БРИКС основано на принципах открытости и ненаправленности против третьих сторон.

    В числе определяющих форматов экономического взаимодействия стран «пятерки» с акцентом на относящийся к компетенции Банка России финансовый трек можно выделить, прежде всего, регулярные встречи лидеров государств БРИКС на ежегодных саммитах и на полях саммитов «Группы двадцати», а также встречи министров финансов и управляющих центральными банками.

    С 2015 года начали работу Новый банк развития и Пул условных валютных резервов стран БРИКС. Эти новые финансовые механизмы стали заметным практическим вкладом государств «пятерки» в обеспечение стабильности мировой финансовой системы на современном этапе глобализации.

    К настоящему времени состоялось 11 саммитов БРИКС (последний из которых в рамках бразильского председательства — в ноябре 2019 года в г. Бразилиа). Следующий саммит форума БРИКС пройдет под эгидой российского председательства в Санкт-Петербурге осенью 2020 года.

    Цели и задачи

    Начав свой диалог с вопросов, прежде всего, экономической проблематики, страны БРИКС к настоящему времени перешли к рассмотрению более широкой повестки, включающей проблемы глобального характера. В итоговой Декларации 2019 года в Бразилии, в частности, заявлено о необходимости укрепления международных институтов (таких как ООН, МВФ, ВТО и другие организации), продвижения финансово-экономического сотрудничества на основе развития открытых рынков, честных, справедливых и недискриминационных условий ведения бизнеса и торговли, структурных реформ, эффективной и честной конкуренции, продвижения инвестиций и инноваций, финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области развития, расширения участия развивающихся стран в глобальных цепочках добавленной стоимости. Кроме того, Декларация охватывает проблематику региональных конфликтов: страны БРИКС призывают к коллективным усилиям по мирному разрешению споров политическими и дипломатическими средствами.

    Особое внимание в Декларации 2019 года уделено развитию сотрудничества стран БРИКС, основанного на стремлении к взаимному уважению и взаимопониманию, равенству, солидарности, открытости и взаимовыгодному сотрудничеству.

    Сотрудничество Российской Федерации с БРИКС

    Россия как инициатор возникновения формата БРИКС традиционно играла в нем активную роль, что наглядно подтверждает вся история развития данного объединения.

    На современном этапе взаимодействия с партнерами по «пятерке» важными с точки зрения содержательного наполнения текущей работы стали результаты российского председательства в БРИКС в период с апреля 2015 по февраль 2016 года. В частности, по итогам саммита в Уфе были приняты одноименные Декларация и План действий, а также утверждена Стратегия экономического партнерства «пятерки». Таким образом, седьмая встреча лидеров стран БРИКС внесла заметный вклад в дальнейшую интенсификацию сотрудничества с партнерами России по форуму.

    Следует особо отметить такие весомые практические результаты председательства России в форуме БРИКС, как запуск новых механизмов международной финансовой архитектуры — Нового банка развития (участвует Минфин России) и Пула условных валютных резервов стран БРИКС (в данном механизме Минфин России и Банк России представлены одновременно).

    В 2020 году председательство БРИКС перешло к России. Приоритетами председательства были обозначены: укрепление многосторонних начал в глобальной политике, продвижение общих интересов стран БРИКС на международных площадках; развитие сотрудничества в торговой и финансово-экономической сферах, сотрудничество в гуманитарной и культурной сферах.

    Сотрудничество Банка России с БРИКС

    Банк России традиционно осуществляет активное взаимодействие с партнерами по БРИКС по финансовому треку. В частности, продолжается диалог с коллегами в формате регулярных встреч министров финансов и управляющих центральными банками и их заместителей по наиболее актуальным проблемам развития мировой экономики.

    Представители Банка России представлены в управляющих органах Пула условных валютных резервов — Постоянном комитете и Совете управляющих. На данный момент операционализация Пула БРИКС полностью завершена. В настоящее время активно развивается новый формат исследовательского сотрудничества центральных банков «пятерки» — в рамках Системы обмена макроэкономической информацией (СОМИ) Пула БРИКС.

    Читайте также: