Ндс с кредита банка

Опубликовано: 12.05.2024

Коммерческий кредит: НДС с процентов лид

За предоставление коммерческого кредита компания-продавец, как правило, взимает проценты. В статье мы рассмотрим, облагаются ли НДС проценты по коммерческому кредиту. До сравнительно недавнего времени этот вопрос был спорным.

В современных условиях коммерческий кредит получил достаточно широкое распространение по сравнению с товарным кредитом. При этом коммерческое кредитование не является самостоятельной сделкой, а всегда осуществляется в рамках основного договора (им может быть, например, договор поставки, аренды и т.д.). По сути, это специальное условие о предоставлении кредита в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки оплаты товаров (работ, услуг) в договорах, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками (ст. 823 ГК РФ).

Проценты по коммерческому кредиту облагаются НДС, считали чиновники

Продавец, формируя налоговую базу по НДС, определяет выручку от реализации товаров (работ, услуг), исходя из всех доходов, связанных с расчетами по их оплате (п. 2 ст. 153 НК РФ). В статье 162 НК РФ приведены случаи увеличения налоговой базы по НДС. Есть отдельные правила (подп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ) относительно процентов по товарному кредиту. Но в отношении коммерческого кредита аналогичной специальной нормы в этой статье нет. Однако, по мнению чиновников, которое они высказывали в своих письмах до середины 2014 года, в вопросе обложения НДС процентов по коммерческому кредиту необходимо руководствоваться положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

Напомним, что указанная норма говорит о том, что налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Ссылаясь на то, что коммерческое кредитование производится не по самостоятельному договору, а в рамках договора по реализации товаров (работ, услуг), и применяя правила подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, чиновники делали такой вывод: денежные средства, полученные продавцом товаров от покупателя за предоставление коммерческого кредита, непосредственно связаны с оплатой этих товаров и должны облагаться НДС в полном объеме (письмо Минфина России от 31.10.2013 № 03-07-14/46530).

Проценты – это плата за коммерческий кредит, решили судьи

Суды в большинстве случаев приходили к противоположному выводу. Так, Арбитражный суд Поволжского округа (пост. ФАС ПО от 07.08.2012 № Ф06-6335/12) указал, что перечень условий увеличения налоговой базы четко прописан в главе 21 НК РФ и является исчерпывающим. Он не предусматривает увеличения налоговой базы по НДС на проценты по коммерческому кредиту. Проценты, начисленные на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, являются платой за предоставление коммерческого кредита, а не за реализацию имущества. Такие проценты не являются объектом обложения НДС.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа подчеркнул (пост. ФАС ВСО от 28.02.2013 № Ф02-246/13), что в силу статьи 162 НК РФ облагаются НДС проценты по товарному кредиту и только в части превышения ставки рефинансирования ЦБ РФ. Увеличение налоговой базы на проценты по коммерческому кредиту положениями статьи 162 НК РФ и иными нормами налогового законодательства не предусмотрено.

Аналогичные выводы содержатся в других решениях судов (пост. ФАС МО от 22.05.2014 № Ф05-4674/14, ФАС ВСО от 21.02.2013 № Ф02-391/13, ФАС СЗО от 27.01.2012 № Ф07-1180/11).

Можно сказать, что на сегодняшний день сложилась устойчивая арбитражная практика в пользу налогоплательщика. Под ее влиянием изменилась и позиция контролирующих органов. Разъясняя в своих письмах (письма Минфина России от 04.06.2015 № 03-07-05/32290, от 21.05.2015 № 03-07-05/29303, от 30.12.2014 № 03-07-05/68784, от 21.08.2014 № 03-07-11/41787, от 17.07.2014 № 03-07-15/28722), почему проценты по коммерческому кредиту не облагаются НДС, Минфин России ссылается на рассмотренные выше выводы из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2012 года № Ф06-6335/12 (определением ВАС РФ от 01.11.2012 № ВАС-14084/12 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора) по делу № А12-542/2012. Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что:

  • к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа и проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом (в том числе суммами аванса, предварительной оплаты), являются платой за пользование денежными средствами;
  • на основании подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ проценты по займам освобождены от налогообложения НДС.

С учетом изложенного в письмах финансового ведомства делается вывод о том, что суммы процентов, получаемые продавцом от покупателя за предоставление отсрочки оплаты на условиях коммерческого кредита, не включаются в налоговую базу по НДС и не облагаются этим налогом.

Станислав Джаарбеков, заместитель директора АНО "ИРСОТ", аттестованный аудитор

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет. Это размещение обычно сопровождается множеством сопутствующих услуг по предоставлению кредитов, по каждой из которых банк взимает отдельную комиссию. При решении вопроса о налогообложении НДС тех или иных услуг, связанных с кредитованием, кредитная организация должна учитывать потенциальные налоговые риски и перспективу отстаивания своей позиции в суде.

В силу ст. 34.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Письмом Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116 определены должностные лица, уполномоченные излагать официальную позицию министерства в указанных письменных разъяснениях. Это министр финансов РФ, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Таким образом, вышеуказанные письма Минфина России, подписанные заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулиным, выпущены в соответствии с положениями ст. 34.2 НК РФ и подписаны должностным лицом, уполномоченным письменно излагать официальную позицию Минфина России по вопросам налогообложения.

Так, на основании разъяснений Минфина России подлежат обложению НДС доходы банков в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита.

Не подлежат обложению НДС комиссии, полученные банками за услуги по открытию и ведению ссудного счета, пролонгацию кредита, досрочное погашение кредита.

Кредитным организациям в целях минимизации налоговых рисков необходимо учитывать изложенную в разъяснениях позицию Минфина России при формировании учетной политики для целей налогообложения. Так, при осуществлении банковской операции кредитования к доходам, не подлежащим обложению НДС, относятся комиссии, полученные за:

— предоставление денежных средств при недостаточности или отсутствии денежных средств на банковском счете клиента (овердрафт);

— открытие и ведение ссудного счета;

— досрочное погашение кредита;

— открытие, поддержание кредитной линии и резервирование денежных средств;

— фактическую выдачу кредита (в том числе за выдачу кредита более определенной суммы);

— неиспользованный лимит кредитной линии.

К подлежащим обложению НДС доходам, полученным при осуществлении банковской операции по кредитованию, относятся комиссии за:

— рассмотрение кредитной заявки;

— подготовку документов при первичном оформлении кредита;

— сбор документов, необходимых для выдачи кредита;

— подготовку заключений на выдачу кредита;

— подготовку договоров и обеспечительной документации, в том числе составление договора залога;

— изменение параметров кредитования (кроме пролонгации);

— предоставление справки о наличии и состоянии ссудного счета по запросу клиента;

— предоставление расчета начисленных в истекшем месяце (ином периоде) процентов по запросу клиента;

— предоставление информации о кредитной истории, о ставке рефинансирования по запросу клиента.

По вопросу обложения НДС доходов банка в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита, Минфин России обосновывает свою позицию тем, что данные услуги могут не включаться в условия кредитного договора в соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса РФ и, соответственно, по этой причине не являются неотъемлемой частью банковской операции, освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

По нашему мнению, данная позиция Минфина России является весьма спорной. Кредитные организации как налогоплательщики вправе не согласиться с опубликованным разъяснением и отстаивать свою позицию, исходя из положений подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, на основании следующего.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся операции по размещению привлеченных банком денежных средств организаций и физических лиц от имени банка и за его счет.

В вышеуказанных разъяснениях Минфин России весьма узко трактует услуги, связанные с банковской операцией по кредитованию. Между тем размещение привлеченных банком денежных средств представляет собой не просто операцию по перечислению суммы кредита на счет заемщика, а целый комплекс мероприятий, осуществляемых банком при рассмотрении кредитной заявки потенциального заемщика. Это в первую очередь сбор комплекта документов для оценки кредитоспособности потенциального заемщика, комплексный анализ предоставленных им документов, оценка финансовой отчетности заемщика в целях определения его финансового состояния, а также степени риска невозврата предоставляемого кредита, документальное оформление результатов анализа и итогов рассмотрения кредитным комитетом, оценка юридических рисков, кредитных и обеспечительных договоров и т.д.

К этим мероприятиям следует также отнести мероприятия, направленные на обслуживание предоставленных кредитов: осуществление контроля за исполнением кредитного договора и связанных с ним соглашений, финансовым состоянием заемщика, получением процентов, анализ причин пролонгации кредита, создание/восстановление резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, изменение в процессе кредитования условий договора (например, изменение ставки, обеспечения) и др.

Кроме того, финансовые органы, уполномоченные давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, должны соблюдать нормы п. 1 ст. 4, подп. 8 и 9 п. 1 ст. 6 НК РФ, согласно которым уполномоченные органы не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Нормативно-правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если он изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует их в ином значении, иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Таким образом, понятие, состав и порядок осуществления операций по «размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет», не подлежащих налогообложению НДС, применяются исходя из положений и понятий Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и нормативных документов Банка России.

Понятие кредита (кредитного договора) определено ст. 819 ГК РФ, согласно которой по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты с нее.

При этом стороны вправе по своему усмотрению в кредитном договоре определить те или иные условия предоставления кредита, если только обязательное соблюдение последних не предписано нормами закона и иных нормативных правовых актов (ст. 421 ГК РФ).

Порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам, в том числе другим банкам, юридическим и физическим лицам, установлен Банком России в его Положении от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (далее — Положение Банка России № 54-П).

Пунктом 1.2 Положения Банка России № 54-П установлено, что «в целях настоящего Положения под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований ГК РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” банк передает денежные средства на условиях платности, срочности и возвратности, а клиент банка осуществляет возврат полученных денежных средств в соответствии с условиями договора».

Также п. 1.7 Положения Банка России № 54-П установлено, что банк обязан разработать и утвердить документы, определяющие порядок и процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, правила кредитования клиентов банка.

Таким образом, оказание кредитной организацией услуг, связанных с предоставлением кредита (подготовка документов для оформления кредита, сбор документов, подготовка заключения на выдачу кредита, подготовка договоров и обеспечительной документации), должно осуществляться в соответствии с утвержденными внутренними документами порядком и условиями предоставления денежных средств заемщику.

Условия предоставления и возврата кредита определяются договором между банком и заемщиком, в котором указываются сумма кредита (долга), процентная ставка по кредиту, а также виды и стоимость банковских услуг, сроки их выполнения, в том числе сроки платежей, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Позиция судебных органов по данному вопросу отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2002 по делу № А56-12345/02. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оказываемые банком услуги за сопровождение кредита являются банковскими, а перечень банковских операций, освобождаемых от обложения НДС, не является исчерпывающим.

На основании вышеизложенных обстоятельств можно сделать следующий вывод. Если кредитная организация оказала услуги заемщику, связанные с подготовкой документов для оформления кредита, сбором документов, подготовкой заключения на выдачу кредита, подготовкой договора и обеспечительной документации, на основании заключенного договора кредитования и утвержденного внутренними документами порядка кредитования, то данные услуги являются неотъемлемой частью банковской операции по размещению от имени банка и за его счет привлеченных денежных средств и не подлежат обложению НДС в строгом соответствии с нормами, понятиями и терминами подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, ГК РФ, Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Положения Банка России № 54-П.

При решении вопроса о налогообложении НДС операций, связанных с кредитованием, кредитная организация должна учитывать потенциальные налоговые риски и перспективу отстаивания своей позиции в судебном порядке.

Автор - ООО «СОЛИД-АРТ», ведущий налоговый консультант

image_pdf
image_print

Бизнес, наиболее пострадавший от коронавируса, сможет оформить кредит под 2% годовых. Привлекательность такой финансовой помощи заключается в том, что если заёмщик до апреля 2021 г. сохранит в штате 80-90% сотрудников, то банк простит ему половину займа и проценты, а если в компании останется работать 90% и более сотрудников, то фирма получит право не возвращать кредит и не платить по нему проценты. Данный порядок установлен постановлением Правительства РФ №696 от 16.05.2020 г.

Кто может получить льготный кредит

Рассчитывать на получение финансовой помощи могут юридические лица и ИП с наёмными работниками при соблюдении следующих требований:

  • специализация компании относится к отрасли, наиболее пострадавших в условиях распространения коронавируса
  • компания является специализированной некоммерческой организацией, внесенной в реестр СОНКО и получает поддержку в связи с COVID-19.
  • предприятие относится к отрасли, требующей финансовой поддержки для восстановления хозяйственной деятельности. Список пострадавших отраслей опубликован в приложении 2 постановления Правительства №696. В списке перечислено 26 категорий, в частности, это производства, занимающиеся выпуском мебели, игрушек, одежды, бытовой техники, текстиля и т.д.

Для установления принадлежности потенциального заёмщика к той или иной отрасли необходимо также учитывать категорию компании. Малый и средний бизнес определяет своё право на получение льготного кредита как по основному виду деятельности, так и по дополнительному ОКВЭДу, прописанному в реестре МСП по состоянию на 01.03.2020 г. Для остальных компаний право определяется по основному и дополнительному виду деятельности, внесенному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 г.

При подаче заявки на льготный кредит также будут учитываться дополнительные показатели. На дату обращения компания или ИП должны быть действующими и не находиться в состоянии процедуры банкротства.

На что можно расходовать льготный кредит

Данную финансовую помощь вполне можно назвать целевой, так как она имеет строгие рамки расходования. Заёмные средства могут быть потрачены исключительно на предпринимательскую деятельность компании. При этом все финансовые операции должны обязательно иметь документальное подтверждение. В список разрешенных затрат входят следующие хозяйственные расходы:

  1. Заработная плата работников в пределах суммы, прописанной в трудовом договоре.
  2. Текущие хозяйственные расходы: закупка материалов, аренда, авансы поставщикам, коммунальные услуги.
  3. Погашение основного долга и процентов по ранее полученным кредитам в рамках постановления Правительства РФ №1764 от 30.12.2018 г.
  4. Возврат и погашение процентов по займу, полученному по программе поддержки бизнеса в условиях пандемии (постановление Правительства РФ №422 от 02.04.2020 г.).

Внимание! Льготный кредит на возобновление хозяйственной деятельности компании не может быть потрачен на выплату дивидендов, благотворительные цели, выкуп собственных ценных бумаг.

На какой срок выдаётся кредит

Для получения финансовой помощи необходимо обратиться в любое кредитное учреждение, которое участвует в программе льготного кредитования по возобновлению хозяйственной деятельности.

Кредитный договор можно оформить в период с 1 июня по 1 ноября 2020 г. Предельный срок кредитования – 1 июня 2021 г. Чем раньше будет подана заявка, тем больше будет сумма кредита.

Периоды пользования и погашения льготного кредита

Срок выдачи кредита делится на три периода:

  1. Базовый – до 1 декабря 2020 г., действует для всех заёмщиков.
  2. Период наблюдения – с 1 декабря 2020 по 1 апреля 2021 г.
  3. Погашение – составляет три месяца после базового или периода наблюдения.

Каждый период имеет свои условия.

Базовый период

Рассчитывается с момента получения кредита до 1 декабря 2020 г. В течение этого времени компания не гасит основной долг и не перечисляет проценты. По окончании этого срока начисленные проценты прибавляются к основному долгу.

После 1 декабря банк проводит подробный анализ деятельности компании, проверяет количество работающих сотрудников на конец каждого месяца. Полученные данные сравнивает с показателями численности на 1 июня 2020 г. Если по результатам проведенного аудита отмечается снижение численности менее 80%, то заёмщик сразу переходит к этапу погашения.

Если по состоянию на 25 ноября 2020 будет установлено, что компания находится в процессе банкротства либо деятельность предприятия или ИП и вовсе приостановлена, то заёмщик также переходит к третьему этапу. Банк пришлет уведомление о начале досрочного погашения до 30 ноября 2020 г.

Период наблюдения

Он начинается с 1 декабря 2020 г. и длится до 1 апреля 2021 г. На протяжении этого временного отрезка сохраняется льготная процентная ставка, однако обязанность уплаты процентов у заёмщика временно отсутствует. Накопленные суммы прибавляются к общему долгу.

В период наблюдения банк не имеет права взыскивать какие-либо дополнительные платежи и комиссии за пользование займом.

В конце периода кредитная организация проводит проверку следующих показателей:

  • численность сотрудников на конец каждого месяца. Этот показатель не должен быть менее 80% по сравнению с 1 июня 2020 г.
  • среднюю заработную плату, показатель не должен быть менее установленного МРОТ
  • отсутствие предпосылок банкротства, компания должна находиться в рабочем режиме

Для получения сведений о численности, размере заработной платы, наличии компенсационных выплат кредитные организации пользуются информационным сервисом ФНС.

Если установленные условия льготного кредита соблюдены, и численность сотрудников осталась в пределах 80-90%, то банк списывает половину общего долга.

При сохранении численности 90% и выше банк аннулирует долг по кредиту и списывает все начисленные проценты.

При нарушении условий договора заёмщик переходит к третьему этапу. Банк присылает уведомление до 31 марта 2021 г. включительно.

Период погашения

Возврат заёмных средств осуществляется в три этапа. За этот период банк начисляет проценты по более высокой рыночной ставке. Компания обязана гасить основной долг и начисленные проценты равными частями с соблюдением следующих сроков:

  • Если заёмщик, минуя период наблюдения, сразу перешел к возврату кредита, то график погашения задолженности будет следующим – 28.12.2020, 28.01.2021, 01.03.2021 г.
  • Если компания прошла два первых этапа, то погашение долга будет происходить по следующему графику – 30.04.21, 30.05.21, 30.06.21 г.

На какую сумму кредита можно рассчитывать

Размер льготного кредита имеет прямую зависимость от длинны базового периода. Чем быстрее будет оформлена заявка, тем больше будет сумма займа. Для определения максимально возможной величины кредита используются следующие показатели:

  1. МРОТ с учетом районных коэффициентов и надбавок.
  2. Страховые взносы — 30% от МРОТ с учетом коэффициентов и надбавок.
  3. Численность работников на 1 июня 2020 года.
  4. Продолжительность базового периода.

Обратите внимание, что при одобрении заявки банк не перечисляет всю суму единовременно. Платежи будут поступать на счёт заёмщика равными долями в размере двукратного МРОТ с учётом страховых взносов на каждого сотрудника (сумма оплаты труда со взносами × численность × 2).

Также представители малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на получение безвозмездной субсидии от государства на заработную плату в размере одного МРОТ на каждого сотрудника.

Коммерческий кредит – это заем, который предоставляется одним предприятием другому. Предоставляться он может в форме не только денежных средств, но и векселей и чеков. Он выдается в виде представительской оплаты за продукцию, аванса. Коммерческий кредит необходимо учитывать и кредитору, и дебитору.

Вопрос: Как отразить в учете организации-исполнителя выручку от оказания консультационных услуг на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), оформленного выдачей заказчиком собственного простого дисконтного векселя со сроком погашения на определенный день?
Организация-исполнитель заключила договор возмездного оказания консультационных услуг с предоставлением заказчику коммерческого кредита в виде отсрочки платежа, что оформляется выдачей заказчиком собственного простого беспроцентного векселя.
Договорная стоимость консультационных услуг составляет 120 000 руб., в том числе НДС 20 000 руб. Вексель выдан в день подписания исполнителем и заказчиком акта приемки-сдачи оказанных услуг (1 июня) на сумму 127 000 руб. Срок платежа по векселю — 1 сентября. Исполнитель предъявил вексель к оплате 1 сентября. В этот же день им были получены денежные средства в уплату вексельной суммы.
Посмотреть ответ

Юридические обоснования

Понятие коммерческого кредита раскрыто в статье 823 ГК РФ. К таким кредитам применяются положения главы 42 ГК РФ. Заем предоставляется на основании соглашения, в котором могут быть оговорены дополнительные условия. Коммерческий кредит – это не самоценная сделка, но условие о расчетах между контрагентами. То есть это условие может присутствовать в любом соглашении, связанном с передачей средств или имущества. Оно может быть прописано как в самом документе, так и в приложении к нему. Для оформления кредитования нужно минимум времени. Для инициирования процедуры не нужно идти в финансовые учреждения.

Рассмотрим формы коммерческого кредита:

  • Предоплата.
  • Аванс.
  • Отсрочка или рассрочка платежа.

Под отсрочкой понимается реализация чего-либо в кредит на основании статьи 488 ГК РФ.

Учет коммерческого кредита у кредитора

Раскроем особенности учета на примере продажи продукции с отсрочкой. Так как коммерческий кредит считается дополнительным условием, проценты по нему будут увеличивать стоимость продукции. Соответствующее правило приведено в пункте 6.2 ПБУ 9/99. В этих же Правилах указано, что выручка, полученная в результате коммерческого кредита, принимается к учету в размере дебиторского долга.

Вопрос: Как отразить в учете организации-производителя выручку от продажи готовой продукции на условиях коммерческого кредита (отсрочки платежа), если покупателем выписан беспроцентный дисконтный вексель, который может быть предъявлен к платежу не ранее установленного в нем срока?
По договору поставки организация реализовала партию готовой продукции стоимостью 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб., с предоставлением покупателю коммерческого кредита в виде отсрочки платежа, что оформляется выдачей покупателем собственного векселя. В день отгрузки готовой продукции (30 апреля) покупатель выписал собственный простой беспроцентный вексель на сумму 648 000 руб. со сроком платежа «по предъявлении, но не ранее 31 июля». Вексель был предъявлен к оплате и оплачен 3 августа.
Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на конец каждого истекшего месяца. Для целей налогообложения доходы и расходы признаются методом начисления.
Векселя покупателя не обращаются на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Ставка рефинансирования Банка России в период обращения векселя составила (условно) 6,25%.
Посмотреть ответ

Проценты по сделке будут фиксироваться при помощи этой проводки: ДТ62 КТ90-1. Дата отражения операции определяется от даты перехода прав собственности на предмет соглашения, оговоренной в договоре. Если переход прав производится после передачи продукции контрагенту, на эту же дату необходимо определить сумму процентов, которые должен выплатить заемщик. Если право переходит после выплаты всей суммы за товар, проценты будут отражены на момент оплаты продукции. Проценты входят в структуру выручки от реализации.

К СВЕДЕНИЮ! Как правило, при предоставлении коммерческого кредита предполагается ответственность за просрочку платежей по нему. Проценты будут помещены на счет 91.

В базу по НДС входят следующие доходы (пункт 1 статьи 162 НК):

  • Процент, приобретенный в счет платы за проданную продукцию.
  • Процент по займу в объеме, превышающем процент по ставке ЦБ.

Проценты по коммерческому кредиту будут повышать базу по НДС у займодателя. Основанием является пункт 1 статьи 162 НК РФ. Доход в форме процентов входит в структуру внереализационных доходов на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ. Порядок учета оговорен в статье 316 НК РФ.

Порядок признания дохода оговорен в статье 271 НК РФ. Если кредит будет действовать дольше одного периода, доход считается полученным и входит в структуру выручки на завершение периода. Если действие соглашения было завершено досрочно (к примеру, досрочно выплачен заем), доход считается полученным и будет входить в состав доходов на момент прекращения действия документа.

Бухучет

В рамках бухучета коммерческий кредит будет фиксироваться этими проводками:

  • ДТ62 КТ90-1. Выручка от продажи продукции с учетом процентов. Проценты будут начисляться только в том случае, если заемщик просрочил выплату платежей.
  • ДТ90-3 КТ68, субчет «Расчет по НДС». Начисление НДС с продажи продукции.
  • ДТ90-3 КТ68, субсчет «Расчеты по НДС». Начисление НДС с набежавших процентов за коммерческий кредит.
  • ДТ62 КТ90-1. Начисление процентов за то, что заемщик не вовремя погасил свои обязательства.
  • ДТ90-3 КТ68, субсчет «Расчеты по НДС». Начисление НДС с набежавшей пени.
  • ДТ51 КТ62. Выплата долга по соглашению о коммерческом кредите.
  • ДТ90-9 КТ99. Фиксация финансового результата от продажи продукции.

ВНИМАНИЕ! Каждая проводка должна быть подтверждена первичными документами. Это могут быть соглашение о коммерческом кредите, выписки с личного счета, квитанции и чеки.

Учет у заемщика

В ПБУ указано, что долг по соглашениям с условием коммерческого кредита нужно фиксировать на счете 60 «Расчеты с поставщиками». Детализированный учет по счету 60 должен быть таким, чтобы из него можно было бы извлечь сведения о поставщиках о коммерческом кредите. Проценты по кредиту на основании ПБУ 15/2008 считаются прочими тратами. Распределяться они будут равномерно на протяжении всего срока кредитования.

В бухучете начисленные проценты фиксируются на ДТ счета 91 и КТ счета 60. Бухгалтеру рекомендуется организовать аналитический счет. К примеру, 60-п «Проценты по коммерческому кредиту». При установлении базы по налогам проценты входят в структуру внереализационных трат. Основанием является пункт 1 статьи 265 НК РФ.

В пункте 1 статьи 269 НК РФ указано, что в структуру налоговых трат входят проценты, приобретенные по любой форме задолженности. Но бухгалтеру нужно учесть, что размер процентов не должен значительно разниться со средним показателем взимаемых процентов.

Порядок учета трат в форме процентов установлен статьями 272 и 273 НК РФ. Если организация при признании выручки использует способ начисления, расход входит в структуру трат на завершение периода. Однако это касается только долгосрочных задолженностей. Это те долги, которые действуют на протяжении более года. Если организация использует кассовый способ, датой появления трат в форме процентов считается момент покрытия обязательств.

Бухучет

Бухучет предполагает использование этих проводок:

  • ДТ41 КТ60. Оприходование продукции, купленной по соглашению с условием коммерческого кредита.
  • ДТ19 КТ60. Отражение входного НДС.
  • ДТ91 КТ60. Начисление процентов по коммерческому кредиту за соответствующий период.
  • ДТ91 КТ60. Начисление процентов коммерческого кредита за последующий период.
  • ДТ60 КТ51. Полное погашение задолженностей и процентов.

Проценты по коммерческому кредиту должны отражаться на протяжении всего отчетного периода. К примеру, это август, сентябрь, вплоть до полного погашения долга.

Дополнительные особенности

Если организация использует кассовый метод, расходы в форме процентов признаются ежемесячно. Однако это бухучет. В рамках налогового учета признавать расходы нужно одномоментно. Вследствие этого образуются временные разницы и отложенные активы по налогам. Погашаться они будут при признании трат в форме процентов в налоговом учете.

Преимущества и недостатки коммерческого кредита

Коммерческие займы оформляются достаточно часто. Популярность их обусловлена этими достоинствами:

  • Кредитор получает дополнительную прибыль в форме процентов.
  • Для получения займа не нужно обращаться в банковское учреждение.
  • Простые условия оформления кредитования. Для получения займа достаточно включить соответствующий пункт в соглашение или составить приложение к нему.
  • Увеличение возможностей коммерческой деятельности.
  • Ускорение оборота средств.
  • Взаимная помощь контрагентов друг другу.
  • Развитие кредитного рынка.
  • Возможность получения отсрочки на выгодных условиях.

Однако коммерческий кредит также не лишен недостатков:

  • Ограничения в целях, на которые берется кредит.
  • Ограниченность продолжительности кредитования.
  • Кредитор рискует не получить средства в полном объеме.
  • Если дебитор не вернет средства, придется решать проблему через суд.
  • При оформлении векселей, если используются они, придется обращаться за банковскими услугами.

Кредитор получает возможность реализовать свою продукцию, а дебитор – приобрести ее на удобных условиях. А потому коммерческие кредиты достаточно распространены.

Елизавета Кобрина

В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

  • Коронавирусные субсидии в декларации по УСН
  • Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
  • Бухучёт кредита на возобновление деятельности
  • Бухучёт коронавирусных субсидий
  • Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: