Ндс с аренды помещения бюджетного учреждения

Опубликовано: 07.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Образовательное учреждение (колледж) сдает в аренду помещения столовой для питания детей организации, которая не является налогоплательщиком по НДС (ИП на УСН). Бюджетное образовательное учреждение в отношении образовательных услуг применяет льготу по пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Как организация должна выставлять документы (с НДС или без НДС)? Должно ли учреждение перечислять НДС?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оказание услуг по передаче помещения столовой в аренду облагается НДС по ставке 20%. Учреждение обязано уплачивать исчисленный налог по месту своего учета в качестве налогоплательщика в налоговых органах.
В расчетных и первичных документах, а также в счетах-фактурах сумма НДС выделяется отдельной строкой.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), следовательно, признается плательщиком НДС и обязано исполнять обязанности налогоплательщика в порядке, определенном главой 21 НК РФ.
Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В целях налогообложения НДС реализацией товаров, работ или услуг организацией признаются, соответственно, передача права собственности на товары, передача результатов выполненных работ другому лицу, оказание услуг другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, в общем случае признается объектом налогообложения НДС (письмо ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@).
Операции, которые в целях главы 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ. При этом положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в рассматриваемой ситуации не применяются, так как учреждение не является казенным. Иные нормы п. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 39 НК РФ также в данном случае не применяются.
В связи с этим при оказании услуг по предоставлению в аренду помещения столовой у бюджетного учреждения возникает объект налогообложения НДС.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) указаны в ст. 149 НК РФ. Так, в частности, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Как следует из вопроса, учреждение применяет данную норму в отношении образовательных услуг. При этом операции по оказанию услуг по сдаче помещений в аренду в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ упомянуты в качестве исключения. То есть оказание услуг по предоставлению в аренду помещений у образовательной некоммерческой организации облагается НДС.
Обращаем внимание на то, что предусмотренный п. 3 ст. 161 НК РФ порядок уплаты НДС, при котором арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС, в рассматриваемой ситуации не применяется, т.к. положение п. 3 ст. 161 НК РФ применяется, только если услуги по предоставлению в аренду федерального имущества (имущества субъектов РФ, муниципального имущества) оказываются непосредственно органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления, то есть органы государственной власти и управления или органы местного самоуправления являются арендодателями этого имущества по условиям договоров аренды.
В отношении услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, переданного бюджетному учреждению в оперативное управление, особенностей по исчислению и уплате НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено. Поэтому при оказании бюджетным образовательным учреждением услуг по предоставлению в аренду помещения, переданного ему в оперативное управление, плательщиком НДС является это учреждение - арендодатель имущества (письма Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-11/43774, от 12.05.2017 N 03-07-14/28624, от 07.07.2016 N 03-07-14/39827, от 11.04.2013 N 03-07-07/12128, от 28.12.2012 N 03-07-14/121, от 10.05.2012 N 03-07-11/140)*(1).
В этом случае учреждение-арендодатель обязано дополнительно к цене реализуемых услуг предъявить к оплате покупателю этих услуг (арендатору) соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ).
Налоговая база определяется как величина арендной платы, установленная в договоре, без включения в нее НДС (абзац 1 п. 1 ст. 154, абзац 3 п. 1 ст. 105.3 НК РФ). Налог исчисляется по налоговой ставке 20% (до 01.01.2019 - 18%) (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
- день оказания услуг;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг*(2).
По мнению специалистов финансового ведомства, изложенному в письме Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, при оказании услуг по сдаче имущества в аренду объект налогообложения НДС возникает с момента фактической реализации таких услуг. Учитывая, что на основании ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода, которым для целей исчисления НДС является квартал (ст. 163 НК РФ), Минфин России пришел к выводу, что моментом определения налоговой базы по НДС при оказании услуг по сдаче в аренду имущества (при оказании услуг в течение длительного срока) является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды (смотрите также письмо Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142).
Учреждение, являясь налогоплательщиком, не позднее пяти календарных дней со дня оказания услуг (последнее число квартала) по аренде или получения предоплаты обязано выставлять счета-фактуры арендатору и регистрировать их в книге продаж (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ).
Обратите внимание, что ежемесячное (на последнее число каждого месяца) составление счетов-фактур арендодателем в адрес арендатора также является правомерным (письма Минфина России от 23.01.2019 N 03-07-11/3435, от 06.04.2015 N 03-07-14/19170)*(3).
В то же время, поскольку в рассматриваемой ситуации арендатор плательщиком НДС не признается (п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ), то счета-фактуры могут не составляться, если стороны договора аренды письменно согласуют это условие (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В таком случае в книге продаж необходимо будет зарегистрировать первичный документ, подтверждающий факт оказания услуг по аренде (например, акт оказанных услуг, бухгалтерскую справку*(4)) (абзац 4 п. 13 Правил ведения книги продаж).
Необходимо учитывать, что в расчетных и первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК РФ). То есть даже если учреждение по согласованию с арендатором не будет оформлять счета-фактуры, то в договорах, счетах на оплату, платежных поручениях, актах оказанных услуг и пр. необходимо выделять НДС отдельной строкой.
В силу п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров, работ, услуг (в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Таким образом, общий срок для уплаты НДС установлен не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории РФ уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах (п. 2 ст. 174 НК РФ).
С 01.01.2014 согласно п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС, в том числе налоговые агенты, обязаны представлять налоговые декларации по НДС только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Декларацию по НДС налогоплательщики, налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, должны представлять не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Поскольку учреждение в рассматриваемой ситуации оказывает услуги, облагаемые и не облагаемые НДС (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ), то у него возникает обязанность вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ, смотрите Энциклопедию решений. Раздельный учет НДС в бюджетном и автономном учреждениях).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Как организовать учет по СГС "Аренда" (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет у арендодателя по стандарту "Аренда" (для госсектора);
- Энциклопедия решений. НДС в организациях бюджетной сферы;
- Энциклопедия решений. Раздельный учет по НДС при наличии необлагаемых операций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

5 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ бюджетные (автономные) учреждения имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей. (смотрите Энциклопедию решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС; письмо Минфина России от 11.04.2013 N 03-07-07/12128; Вопрос: Муниципальное бюджетное учреждение (спортивная школа) выступает в роли арендодателя имущества, закрепленного за школой на праве оперативного управления. Согласно договору арендатор перечисляет арендную плату с НДС. Спортивная школа освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), но перечисление в бюджет НДС по договору аренды осуществляет. Арендатор указывает в платежных поручениях "в том числе НДС". Учреждение до настоящего времени не выставляло арендатору счетов-фактур и не заполняло книгу продаж. Должна ли спортивная школа выставлять счета-фактуры? Должна ли заполняться книга продаж? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.)).
*(2) При получении предоплаты в счет предстоящего оказания услуг налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога (абзац 2 п. 1 ст. 154 НК РФ). НДС в этом случае исчисляется по расчетной ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ). В момент оказания услуг организация также должна исчислить НДС со стоимости оказанных услуг по ставке 20% (п. 14 ст. 167, абзацы 6, 1 п. 1 ст. 154, п. 3 ст. 164 НК РФ). При этом в силу п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы НДС, исчисленные организацией с сумм полученных авансов, при отгрузке соответствующих товаров (выполнении работ, оказании услуг) подлежат вычетам.
*(3) На практике чаще всего расчетные документы и счета-фактуры составляются ежемесячно.
*(4) Ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды для целей документального подтверждения доходов в виде арендных платежей законодательство не требует, если только самим договором аренды не предусмотрено их составление (письма Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12764, от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763, от 13.10.2011 N 03-03-06/4/118, от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559, от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742, от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33, УФНС России по г. Москве от 30.06.2008 N 20-12/061162, от 26.03.2007 N 20-12/027737, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81).

Жукунова А. Л.

эксперт Контур.Школы по учету в учреждениях бюджетной сферы

По новому стандарту «Аренда» вести учет объектов аренды стало сложнее. Бухгалтерам пришлось разбираться в новых терминах и правилах учета. Внимание к деталям! Ведь информация об учете объектов аренды отражается в отчетности учреждения, в том числе годовой.

Разложим по полочкам учет имущества у арендодателя. И предложим решение в сложных ситуациях трактовки стандарта.

Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как вели учет сдаваемого в аренду помещение до вступления в силу стандарта Аренда?

Любой бухгалтер, который учитывал сдаваемое в аренду имущество, скажет, что раньше было проще. Учреждение-арендодатель до вступления в силу положений стандарта Аренда учитывало передаваемое имущество на соответствующих забалансовых счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» и вело расчет по арендным платежам с пользователем имущества на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности».

С 1 января 2018 года бухгалтеры учреждений госсектора столкнулись с трудностями учета. Найдем правильное решение.

1. Как определить тип аренды?

Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

О каком сроке полезного использования идет речь в стандарте «Аренда»?

По мнению Минфина России в письме от 13.01.2017 № 02-07-07/83464, срок полезного использования — это не оставшийся срок амортизации передаваемого здания. Осуществлять указанное сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта аренды некорректно.

Срок полезного использования объекта учета аренды — это срок, в течение которого предусматривается, что учреждение-собственник имущества в своей деятельности будет пользоваться имуществом и дальше, после окончания договора аренды, в тех целях, ради которых он получен. В целях получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с пользованием объектом учета аренды.

Операционная аренда — это наиболее распространенный вид аренды, когда имущество сдают на значительно меньший отрезок времени, чем установленный срок его полезного использования. По этой причине арендные платежи меньше полной стоимости такого имущества.

Объекты учета операционной аренды возникают, например, при передаче в аренду зданий, помещений на небольшой срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), несопоставимый с оставшимся сроком полезного использования имущества (п. 12 Стандарта «Аренда»).

Такие договоры учреждения заключают чаще всего, по новому стандарту их относят к объектам учета операционной аренды:

  • договоры, по которым есть арендная плата, но нет выкупной стоимости;
  • договоры, в которых есть условие о возврате имущества после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации.

Если в договоре есть условие операционной аренды и одно или несколько условий финансовой аренды, то договор считают договором финансовой аренды.

Не относят к договорам операционной аренды и являются финансовой арендой:

  • договоры лизинга вне зависимости от того, кто является балансодержателем по договору;
  • договоры с правом выкупа;
  • договоры безвозмездного, бессрочного пользования.

Вывод: правильно определите тип арендных отношений: операционная или финансовая аренда. Это надо сделать на основе условий классификации в СГС «Аренда». Полагайтесь на свое профессиональное суждение.

2. С какого момента начинать учет по стандарту «Аренда»?

Если договор аренды заключен в 2017 году и ранее, учет по СГС «Аренда» ведут с 1 января 2018 года. Если договор с 1 января 2018 года и позже — с того события, которое наступило раньше:

  • подписан договор аренды;
  • приняты обязательства по пользованию и содержанию имущества. Даже если нет договора, но есть расходы по содержанию имущества — начинаются арендные отношения.

3. Как перейти на учет аренды по новому стандарту?

Пример: бюджетное учреждение, общеобразовательная школа, имеет на балансе здание тира, владеет им на праве оперативного управления.

С 1 января 2017 года по согласованию с учредителем школа передает здание тира в пользование коммерческой организации. Договор аренды заключен на три года. Арендный платеж составляет 10 000 ₽ в месяц. Арендодатель возмещает расходы учреждения по коммунальным платежам. В договоре есть условие о возврате арендатором здания тира после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации. Бюджетное учреждение предполагает использовать этот актив в дальнейшей хозяйственной деятельности.

Школа является арендодателем и договор, заключенный в 2017 году, на основании информации о сроках и размерах арендных платежей с точки зрения СГС «Аренда» на 1 января 2018 года отнесен к операционной аренде.

В соответствии с рекомендациями Минфина в письме от 13.12.2017 № 02-07-07/83463 «О направлении Методических указаний по переходным положениям СГС «Аренда» при первом применении», на 1 января 2018 года бухгалтерия образовательного учреждения:

  • Провела инвентаризацию имущества, переданного в пользование в соответствии с договорами, заключенными до 1 января 2018 года и действующим в период применения СГС «Аренда». Провела анализ договора аренды, на основании которого учреждение передало во временное пользование здание тира.
  • Определила оставшийся срок полезного использования объекта операционной аренды, оставшийся срок пользования тира. Из условий договора оставшийся срок пользования зданием тира арендатором составит 2 года, срок полезного использования объекта после окончания договора аренды составит 25 лет.
  • Бухгалтерия запросила и получила акт сверки по арендным платежам. Определила, что общая сумма арендных платежей за оставшийся срок использования тира, которую заплатит арендатор (начиная с 1 января 2018 года и до завершения срока договора) составит 240 000 ₽.
  • Профессиональное суждение бухгалтера об отнесении данного договора к договорам операционной аренды оформлено в виде текстового документа, составленного в произвольной форме.
  • Пользуясь рекомендациями Минфина в письме от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, бухгалтер учреждения составила бухгалтерскую справку ф. 0504833 для формирования в межотчетный период входящих остатков по объекту учета аренды, в которой:
  1. Отражена сумма расчетов с пользователями имущества по арендным платежам:
    Дебет 0 205 21 000 Кредит 0 401 30 000 — 240 000 ₽.
    (в сумме арендных платежей за оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды).
  2. Отражен объем ожидаемого дохода от арендных платежей:
    Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 401 40 121 — 240 000 ₽.
  3. Отражен перенос дебиторской задолженности по коммунальным (условным арендным) платежам:
    Дебет 0 401 30 000 Кредит 0 205 31 000
    Дебет 0 205 35 000 Кредит 0 401 30 000
    (в сумме дебиторской задолженности по возмещению расходов в рамках арендных отношений по состоянию на 1 января 2018 года):
  • информацию о передаче здания тира арендатору в рамках операционной аренды бухгалтер отразила в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031.

Как заполнить инвентарную карточку при сдаче имущества в аренду комментирует Александр Опальский, лектор онлайн-курса в Контур.Школе «Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»:

4. Как вести учет по договору операционной аренды в течение года?

Информация о здании тира, переданного в пользование в 2017 году, отражалась на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» по балансовой стоимости здания. В соответствии с СГС «Аренда» учет здания у арендодателя по договору операционной аренды на забалансовом счете 25 следует продолжить.

Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

  1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа):
    Дебет 2 401 40 121 Кредит 2 401 10 121
  2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду:
    Дебет 2 401 10 121 Кредит 2 303 04 730
  3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу:
    Дебет 2 401 20 223 Кредит 2 302 23 730
  4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам):
    Дебет 2 205 35 560 Кредит 2 401 10 135
  5. Получены денежные средства за аренду тира:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 21 660
  6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов:
    Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 35 660

Учет доходов по условным арендным платежам комментирует Александр Опальский:

Обратите внимание! Показатели по счету 2 20521 560 будут отражаться в отчетности, в том числе годовой, до тех пор, пока не закончится срок аренды. По дебету счета 0 20521 000 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» доходы будущих периодов по договорам аренды начислены на 1 января 2018 года на общую сумму арендной платы за весь период действия договора аренды.

Уменьшение показателя по счету 0 20521 000 надо отражать ежемесячно проводкой:

Дебет 2 20111 510 Кредит 2 20521 660 — получены денежных средства за аренду имущества (ежемесячно или по графику платежей).

Таким образом пользователи бюджетной бухгалтерской отчетности получат достоверную информацию о размере доходов учреждения от арендной платы за сданное имущество.

5. Что делать, когда закончится срок действия договора аренды?

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

Рекомендации бухгалтеру: в связи с вступлением в силу СГС «Аренда», а также с учетом письма Минфина России № 02-07-07/83463 в учетной политике учреждения на 2018 год в отношении объектов учета аренды должны быть отражены:

  • счета в рабочем плане счетов для отражения объектов учета аренды;
  • применяемые способы амортизации относительно объектов учета аренды;
  • особенности применения первичных учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
  • порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды.

Повышение квалификации для бухгалтера учреждения госсектора. Дистанционное обучение в Контур.Школе.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Финансисты разъяснили, что при предоставлении бюджетными и автономными образовательными учреждениями в аренду госимущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, плательщиками НДС являются эти учреждения, а не арендаторы имущества. Проанализируем ситуацию.

Устанавливаем плательщиков налога

Федеральные (муниципальные) образовательные учреждения, как правило, являются только балансодержателями недвижимого имущества. Согласно гражданскому законодательству, имущество закрепляется за ними на праве оперативного управления.

При этом они владеют, пользуются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются имуществом с согласия его собственника.

Так как предоставление имущества в аренду часто встречается в хозяйственной деятельности образовательных уч­реждений, в разъяснениях финансисты обращают внимание на следующее. Налоговый кодекс РФ предписывает особый порядок исчисления НДС при предоставлении на территории Российской Федерации органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества. В данном случае пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая база исчисляется арендаторами, являющимися налоговыми агентами. В рассматриваемом вопросе определяющим моментом является сторона, являющаяся арендодателем. Арендатор выступает налоговым агентом только в том случае, если арендодателем является орган госвласти и управления либо орган местного самоуправления.

При предоставлении имущества в аренду его балансодержателем (учреждением, у которого имущество находится на праве оперативного управления) налог исчисляется в общем порядке. То есть НДС исчисляет и уплачивает в бюджет арендодатель – образовательное учреждение. Такой позиции придерживался Минфин и ранее. Например, аналогично специалисты финансового ведомства высказались в письме от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87.

При этом было обращено внимание на особенности исчисления налога казенными учреждениями. На основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ оказание всех услуг казенными учреждениями не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Поэтому при предоставлении в аренду федерального имущества эти учреждения уплачивать налог на добавленную стоимость не должны. При этом и арендаторы в соответствии с Налоговым кодексом РФ не являются налоговыми агентами. › |.

Источники уплаты налогов

В письме Минфина России от 30 мая 2012 г. № 03-07-11/158 при рассмотрении подобной ситуации чиновниками был указан также источник уплаты налогов в отношении доходов от предоставления в аренду имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в статью 41 Бюджетного кодекса РФ внесены поправки, исключающие доходы от использования имущества бюджетных учреждений из перечня неналоговых доходов бюджета. Доходы от сдачи в аренду имущества зачисляются на лицевые счета соответствующих бюджетных (автономных) учреждений, что позволяет им самостоятельно уплачивать налоги и сборы, установленные законодательством Российской Федерации.

Анализ арбитражной практики

В случае неуплаты налога учреждению не избежать судебных споров. Подтверждением тому служит постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2013 г. № А28‑11123/2011. Рассмотрим его более подробно

Суть проблемы

Университет сдавал в аренду имущество и не уплачивал НДС, считая, что не должен этого делать, поскольку сдаваемое в аренду имущество является федеральным. Имущество университета, которое находится в федеральной собственности, согласно уставу закреплено за ним на праве оперативного управления.

При том университет сдавал часть имущества в аренду. Договоры аренды были заключены при участии и по согласованию с представителем собственника имущества – территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Университет выставлял арендаторам счета-фактуры на оплату арендных услуг с выделением суммы налога на добавленную стоимость, с августа 2009 года – без выделения суммы налога на добавленную стоимость. То есть он не уплачивал налог по данным операциям – налог в бюджет перечисляли арендаторы имущества.

Ответственность за неуплату

Проверяющие налоговые инс­пекторы сочли неуплату университетом НДС нарушением и доначислили налог на добавленную стоимость в размере 726 267 руб. и пени.

Университет решил оспорить действия чиновников в суде. Однако в этом споре арбитры заняли сторону налоговиков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

При этом в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ перечислены операции, не признаваемые объектом налогообложения.

Передача в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, к таким операциям не относится.

Согласно статье 431 Гражданского кодекса РФ, при толковании условий договора суд принимает во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Арбитры при оценке условий договоров аренды установили, что непосредственным арендодателем федерального имущества является университет, который не относится к органам государственной власти и управления, а также к органам местного самоуправления, для которых предусмотрен особый порядок уплаты налога на добавленную стоимость по договорам аренды.

При этом суд отклонил довод образовательного учреждения об отсутствии у него обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, поскольку данный налог перечисляли в бюджет арендаторы. Но ведь в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 2 октября 2003 г. № 384‑О.

Так, при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляют указанные организации (то есть арендодатели, а не арендаторы). Таким образом, суд отказал университету в удовлетворении требования о признании решения налоговой инспекции недействительным.

Важно запомнить

При оказании муниципальным образовательным учреждением услуг по предоставлению в аренду помещения, переданного ему в оперативное управление, налогоплательщиком является это учреждение-арендодатель.

Некоторые компании арендуют государственное или муниципальное имущество. Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ “МИАН”», рассказал об учете и налогообложении офисов и земельных участков, взятых во временное пользование.

Арендованный объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). По взятому во временное пользование ОС компания амортизацию не начисляет (п. 50 Методических указаний). А по окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета «Арендованные основные средства».

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности, как траты, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в подписанном контракте (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99). Расходы по арендной плате относятся на общехозяйственные траты (в дебет одноименного счета 26) или на расходы на продажу (в дебет одноименного счета 44) в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Расчеты с арендодателем по арендной плате».

НДС при аренде офиса

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

  • если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
  • если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
  • если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.

Расчет НДС. Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета, а другое – у субъекта РФ

Договор заключенЦена одного месяца аренды по договоруДополнительные условия договора об НДССумма НДС, подлежащая перечислению в бюджетСумма арендной платы за месяц, подлежащая перечислению арендодателю
с муниципалитетом100 000 рублейАрендатор уплачивает НДС самостоятельно18 000 рублей (100 000 рублей × 18%)100 000 рублей
с субъектом РФ118 000 рублей, включая НДСНДС включен в сумму арендной платы18 000 рублей (118 000 рублей × 18 : 118)100 000 рублей (118 000 рублей – 18 000 рублей)

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок ее формирования Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС, – 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент. Составленный документ указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ): или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (письмо ФНС от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814@), или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом в платежном поручении должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это правило касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС aрендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно абзацу 3 пункту 3 статьи 171 Налогового кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены фирмой для осуществления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, и при их приобретении она удержал и уплатила НДС. Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, компания принимает НДС к вычету (письма Минфина от 26 января 2015 г. № 03-07-11/2136, ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы.

Налог на прибыль при аренде офиса

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Фирма на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, тем не менее должна исчислить налог, удержать его из арендной платы и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина от 24 сентября 2015 г. № 03-07-11/54577). На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией в расходах при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Книга продаж и декларация по НДС

Организация на УСН, не являющаяся налогоплательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой госимущества, обязана вести книгу продаж и раздел 9 налоговой декларации по НДС. Налоговый агент – организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация может быть представлена на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, письма ФНС России от 30 января 2015 г. № ОА-4-17/1350@, от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5880@).

Аренда земельных участков

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 2 декабря 2011 года № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета. А платежи в бюджеты за право пользования такими ресурсами не облагаются НДС.

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.7 Приложения № 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС. Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения. После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности.

НДС при аренде участка

По общему правилу, исходя из нормы пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса, арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ. У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 НК РФ.

Налог на прибыль организаций при аренде участка

В общем случае платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом, если арендованный земельный участок используется для строительства объекта основных средств, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы по арендной плате за участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как траты, непосредственно связанные со строительством ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-00-08/65). Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2013 г. по делу № А27-21660/2012).


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

image_pdf
image_print

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты большинства налогов и платежей, в том числе НДС. Соответственно, такие субъекты не подают и декларацию по этому налогу. Однако есть исключения, то есть ситуации, когда перечислить НДС и подать отчетность в органы ФНС организациям на УСН все же придется. Например, в случае налогового агентства при аренде государственного имущества. Именно об этой ситуации, которая является достаточно распространенной, поговорим далее.

Когда при аренде госимущества возникает налоговое агентство по НДС

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Как рассчитать сумму налога

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Документальное оформление

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, операции следует присвоить код 06.

Уплата налога

Сумма налога, подлежащего уплате за истекший период, перечисляется в бюджет тремя равными частями не позднее 25 числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Важный момент: в платежном документе необходимо правильно указать статус плательщика. В данном случае компании и индивидуальные предприниматели должны выбрать код 02 — налоговый агент .

Если компания применяет УСН, объектом которой являются доходы минус расходы, то сумма уплаченного НДС отражается в качестве затрат в Книге доходов и расходов. Запись об операции следует сделать в том периоде, когда налог был перечислен в бюджет.

Отчетность налогового агента по НДС

Организации, которые не являются плательщиками НДС, а подают отчетность в качестве налогового агента, заполняют в декларации лишь разделы 2 и 9. В следующей таблице мы привели данные, которые необходимо указать в разделе 2:

Строка Раздела 2 Что указывается Примечание
020, 030 Данные арендодателя
040 Код бюджетной классификации Действующий код КБК
050 ОКТМО налогового агента Указывается ОКТМО не арендодателя, а арендатора!
060 Сумма НДС, подлежащая уплате
070 Код операции Для налоговых агентов — 06
080, 090, 100 Не заполняется, ставится прочерк

В разделе 9 декларации по НДС налоговый агент должен указать данные из Книги продаж. Обратите внимание, что строка 001 заполняется лишь в случае, если подается не первичная, а уточненная декларация.

Ещё материалы по теме

Грамотный учёт расходов при УСН 2021

Грамотный учёт расходов при УСН. Как избежать ошибок

Налоговая льгота на имущество для ИП на УСН

Переход с ЕНВД на УСН учёт расходов 2021

Переход ЕНВД на УСН: учёт расходов в 2021 году

7 комментариев

а если МУП не является плательщиком НДС, т.к. он на упрощенке как и я, а в договоре он прописывает мне уплату НДС,

Если в договоре аренды прописано, что арендатор уплачивает стоимость аренды без учета ндс, тогда вы как налоговый агент обязаны уплатить ндс от стоимости аренды, до 25 числа каждого месяца и обязательно сдать отчетность. Иначе ИФНС заблокирует Вам банковский счет, наложет штраф и т.д. Но если Помещение стоит на балансе МУПа, они являются налоговыми агентами (посредниками), следовательно они выставляют Вам счет уже с учетом НДС, и никак по-другому.

Добрый день, ситуация такая: я арендую нежилое, муниципальное имущество, как ФИЗИЧЕСКОЕ лицо, цена аренды указанная без НДС, я тоже должен отдельно оплачивать ндс в налоговую и сдавать диклорации?

Если автономное учреждение арендодатель на усн кто платит ндс

Добрый день! Автономное учреждение применяющее УСН Доходы, сдает имущество в аренду физ.лицу. В договоре аренды сумма арендной платы указана с учетом НДС. должно ли автономное учреждение арендатору, выставлять счет фактуру с выделением НДС и платить НДС, или нет? Заранее спасибо за ответ.

По общему правилу организации, применяющие УСН, не должны выставлять своим покупателям счет-фактуры с выделенной суммой НДС, потому что они не является плательщиками этого налога (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Но глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не запрещает выставлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС неплательщиками НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Если организация, применяющая УСН, выставит своему контрагенту счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то тогда:

— организация должна сдать декларацию по НДС ( п. 5 ст. 173 НК РФ, ст. 174 НК РФ),

— уплатить предъявленную сумму НДС в бюджет,

Предъявленная сумма НДС не включается в облагаемую базу по УСН (ст. 346.15 НК РФ, п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ). Но эту сумму НДС также нельзя учесть в расходах по УСН, так как такой вид расходы не предусмотрен ст. 346.16 НК РФ. (Письмо Минфина России от 21.09.2012 № 03-11-11/280).

Указание в договоре аренды суммы НДС не обязывает организацию, применяющую УСН, выставлять своему арендодателю счет-фактуру. И уплачивать НДС на основании только того, что в договоре аренды указана сумма НДС, организация также не обязана именно потому, что она применяет УСН. Неплательщики НДС обязаны уплатить НДС в бюджет только тогда, когда выставят своему контрагенту счет-фактуру. То есть, нет счет-фактуры — НДС платить в бюджет не надо.

Но указание в договоре аренды суммы НДС может вызвать споры со своей налоговой инспекцией. Поэтому, во избежание недоразумений рекомендуется составить дополнительное соглашение к договору аренды и убрать из него упоминание об НДС.

Добрый день. Общество на УСН арендует муниципальное имущество и является налоговым агентом по уплате НДС. В договорах аренды прописана сумма арендной платы и в том числе НДС, при этом счет-фактуру нам не выписывают. В этом случае мы должны сами выписывать счет — фактуру и отразить в книге продаж и следовательно заполнить Приложенте №1 к Р.9 стр.090 =06 Налоговой декларации по НДС. Спасибо, надеюсь на ответ.

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС
    • 2-НДФЛ
    • Справка о доходах
    • 6-НДФЛ
    • Декларация по УСН (доходы-расходы)
    • Декларация по УСН (доходы)
    • Сведения о среднесписочной
    • Декларация по НДС
    • Декларация по ЕНВД
    • Декларация по ЕСХН
    • Единая (упрощенная) декларация
    • Налог на прибыль
    • Налог на имущество
    • Расчет по страховым взносам
  • Бухгалтерская отчетность
    • Форма 1. Баланс
    • Форма 2. Отчет о прибылях и убытках
  • ПФР
    • СЗВ-СТАЖ
    • СЗВ-КОРР
    • СЗВ-ИСХ
    • ОДВ-1
    • СЗВ-М
    • СЗВ-ТД
  • ФСС
    • 4-ФСС

Последнее

Контроль за налоговой нагрузкой

Расчёта коэффициента налоговой нагрузки. Как и зачем контролировать налоговую нагрузку с точки зрения банков и ФНС?

Налоги для IT 2021

Изменения в Налоговом кодексе для IT-бизнеса: недостатки, преимущества, требования

1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон N 265-ФЗ о налоговой поддержке для бизнеса в сфере информационных технологий.

Росстат продлил сроки сдачи отчетности

Продлили сроки сдачи отчётности в Росстат

Росстат продлил срок сдачи отчётности в мае 2021 года по тридцать одной форме статнаблюдения в связи с нерабочими межпраздничными днями.

Читайте также: