Ндс при временном ввозе оборудования

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 февраля 2020 г. N 03-07-08/11091 О применении НДС при приобретении российской организацией у иностранного лица арендуемого движимого имущества, ранее ввезенного на территорию РФ в таможенной процедуре временного ввоза, завершаемой в связи с приобретением этого имущества таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления

Вопрос: Настоящим АО (далее - Компания) свидетельствует свое уважение и в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 11.3 Регламента Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н просит разъяснить вопрос по налогообложению НДС.

Компания по договору аренды ввезла оборудование из Малайзии в режиме условного выпуска. Через один год аренды Компания решает выкупить данное оборудование, и стороны подписывают дополнительное соглашение купли-продажи, по которому ранее арендуемые агрегаты и установки переводятся в собственность Компании. Далее Компания переводит оборудование из условного выпуска в окончательный выпуск с полной уплатой таможенных пошлин и НДС.

Ранее в письме Минфина от 09.12.2016 N 03-07-13/1/73742 при покупке ввезённых комбайнов по договору лизинга на территории ЕАЭС, НДС по которым при ввозе на территорию Российской Федерации не уплачивался, указывалось на необходимость перечисления НДС единожды только в качестве импортёра оборудования.

Просим разъяснить, каким образом Компания должна исчислять НДС при заключении соглашения о покупке ранее арендованного оборудования у малайзийского поставщика и переводе денежных средств за его оплату: дважды как импортёр товара и в качестве налогового агента либо только как импортёр товара.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении российской организацией у иностранного лица арендуемого движимого имущества, ранее ввезенного на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре временного ввоза, завершаемой в связи с приобретением этого имущества таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На основании положений пунктов 1 и 2 статьи 161 Кодекса в случае приобретения российскими организациями товаров, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, такие российские организации признаются налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость.

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 146 Кодекса ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается также объектом налогообложения.

В связи с этим при приобретении российской организацией у иностранного лица арендуемого движимого имущества, ранее ввезенного на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре временного ввоза, завершаемой в связи с приобретением этого имущества таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой налога на добавленную стоимость в полном объеме таможенным органам, положения статьи 161 Кодекса, не применяются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Российская организация приобретает у иностранного лица арендуемое движимое имущество, ранее ввезенное в Россию в таможенной процедуре временного ввоза, завершаемой в связи с приобретением имущества таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. НДС в полном объеме уплачен таможенным органам.

Как пояснил Минфин, российская организация не признается налоговым агентом по НДС.

При импорте основная экономия на платежах, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы – таможенных пошлинах, НДС и акцизах, – на практике достигается за счет выбора эффективного таможенного режима, оптимального определения таможенной стоимости ввозимых товаров и грамотного использования льгот. Налоговое планирование импорта предполагает знание особенностей таможенного законодательства РФ. В частности, таможенный режим временного ввоза позволяет вносить указанные платежи в рассрочку или снижать их сумму.

Специальное таможенное оформление избавит от высоких единовременных платежей

Процедура временного ввоза предполагает, что иностранные товары не дольше двух лет используются на территории Таможенного союза, а затем вывозятся за его пределы (ст. 277 и п. 1 ст. 280 Таможенного кодекса Таможенного союза). Напомним, в Таможенный союз помимо России входят Белоруссия и Казахстан.

В общем случае на стоимость товара под режимом временного ввоза ежемесячно начисляются 3 процента от суммы таможенных пошлин, НДС и акцизов, которые подлежали бы уплате в обычном случае – при применении таможенного режима выпуска для свободного обращения. То есть импортеру предоставляется частичное условное освобождение (п. 3 ст. 282 ТК ТС).

При этом периодичность уплаты начисленных платежей Таможенным кодексом не регламентирована. Сказано только, что она устанавливается по согласованию с таможней, но не реже чем раз в три месяца (п. 4 ст. 282 ТК ТС).

Фактически компания получает рассрочку по уплате таможенных пошлин и НДС. А при ввозе подакцизных товаров, например автомобилей и мощных мотоциклов, – еще и акцизов (подп. 6 и подп. 6.1 п. 1 ст. 181 НК РФ). А если ввозимые товары входят в особый перечень, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.10 № 331, импортер и вовсе полностью освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов на весь период процедуры временного ввоза. В указанный перечень входят товары, ввозимые в рамках международного сотрудничества для применения в сферах науки, кино, спорта.

Это прежде всего выгодно компаниям, которые ввозят имущество по договору аренды или лизинга. Например, оборудование, задействованное в каком-либо краткосрочном проекте, строительстве, или любые виды транспорта. При этом, если необходимый срок использования превышает два года, соответствующий договор с иностранной компанией можно регулярно продлевать. Правда, для этого раз в два года имущество придется реэкспортировать и получать обратно в режиме временного ввоза. Поэтому рассматривать такой вариант оптимизации целесообразно, если приобретаемая выгода покроет транспортные расходы.

Для сравнения. Если бы такой же товар ввозился в обычном режиме выпуска для свободного обращения, то НДС пришлось бы уплатить не по итогам квартала, как это обычно бывает. А сразу на таможне или заранее авансовым платежом (п. 1 ст. 73 и подп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС). Пока налог не заплачен, таможня не выпустит товар. На уплату отводится максимум 15 дней, после чего начисляются пени.

на цифрах Российская компания арендовала у иностранной строительную технику сроком на один год. Техника помещена под таможенный режим временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и НДС на весь срок аренды. Таможенная стоимость имущества на дату ввоза – 15 млн рублей, ставка таможенной пошлины – 10 процентов («Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ)», утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.09 № 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.09 № 130).

Сумма таможенных пошлин и НДС, которые необходимо уплатить при выпуске в свободное обращение, равна 4,47 млн рублей:

– таможенная пошлина (10%) = 1,5 млн руб. (15 млн руб. × 10%);

– НДС (18%) = 2,97 млн руб. ((15 млн руб. + 1,5 млн руб.) × 18%).

В ситуации, когда российская компания ввозит имущество в режиме временного ввоза, общая сумма платежей таможне за весь срок аренды составит 1,61 млн рублей:

– 3 процента от суммы таможенной пошлины = 0,54 млн руб. (1,5 млн руб. × 3% × 12 мес.);

– 3 процента от суммы НДС = 1,07 млн руб. (2,97 млн руб. × 3% × 12 мес.).

При этом никакой платы за такую рассрочку не взимается. Но только в том случае, если товар, в конечном счете, действительно вывозится с территории Таможенного союза. А ведь возможен и иной вариант – выпуск в свободное обращение по истечении срока договора (ст. 284 ТК ТС).

В этом случае импортер обязан уплатить проценты, исходя из ставки рефинансирования, действовавшей в период применения режима (п. 3 ст. 284 ТК ТС). По разъяснениям ФТС России, проценты начисляются на всю сумму платежей, исчисленных при помещении товаров под режим временного ввоза (письмо от 27.04.11 № 01-11/19266 «О направлении разъяснений по завершению временного ввоза (допуска)»). Таможенные пошлины и налоги, уже уплаченные за этот период, пойдут в зачет. И к доплате останется только сумма разницы (п. 2 ст. 284 ТК ТС).

на цифрах Компания ввезла имущество в режиме временного ввоза сроком на год с правом на частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС. В течение года компания уплатила 1,61 млн рублей таможенных платежей (0,54 млн рублей – таможенная пошлина, 1,07 млн рублей – НДС) – см. данные из примера выше. Завершить режим было решено выпуском в свободное обращение. Предположим, что ставка рефинансирования за весь период была равна 9 процентам. Тогда:

– проценты за рассрочку = 0,4 млн руб. (4,47 млн руб. × 9%);

– общая сумма платежей к доплате = 3,26 млн руб. (4,47 – 1,61 + 0,4).

Но все эти платежи будут производиться после того, как ввезенное имущество уже в течение какого-то времени используется компанией и приносит прибыль. Да и процент в размере ставки рефинансирования ниже, чем банковский.

Существуют и иные налоговые преимущества временного ввоза

Следовательно, если имущество, принадлежащее нерезиденту, используется компанией в деятельности и не предназначено для перепродажи, его выгодно поместить под процедуру временного ввоза. При этом никаких дополнительных налоговых потерь не возникает. Более того, возникают дополнительные возможности для налоговой оптимизации. В особенности если речь идет об отношениях между дружественным нерезидентом и импортером.

Отсутствие права собственности не мешает вычету НДС. То, что ввезенный товар не является собственностью импортера, никак не влияет на вычет. Вычет НДС по товарам, ввезенным в режиме временного ввоза, прямо предусмотрен НК РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ). Поэтому, если компания использует частичное условное освобождение от уплаты НДС, вычет будет производиться в обычном порядке. Правда, в пределах сумм, фактически уплаченных таможенникам.

Ввезенное имущество должно быть принято к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ). На каком именно счете бухгалтерского учета отражать товар – значения не имеет. Налоговый кодекс это не оговаривает. Поэтому, если имущество находится в собственности иностранного продавца и учитывается на забалансовом счете, вычет применяется в обычном порядке. Такую позицию поддерживают и суды, и Минфин России (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.08.08 № КА-А40/6992-08, письмо Минфина России от 06.05.08 № 03-07-08/10).

Таможенные пошлины можно учесть единовременно. Уплачиваемые постепенно ввозные таможенные пошлины можно отнести к косвенным расходам и тем самым уменьшить налог на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). А не включать в первоначальную стоимость имущества, как того требует Минфин при обычном режиме ввоза (письма от 19.06.09 № 03-03-06/1/417, от 22.04.08 № 03-03-06/1/286).

Снижается налог на прибыль. Если имущество ввезено временно, при расчете российского налога на прибыль можно будет учесть арендные или лизинговые платежи в адрес нерезидента (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом существует возможность не удерживать налог у источника выплаты. В иностранной же юрисдикции такие доходы могут облагаться по более низким ставкам, нежели в России. Впрочем, об этом ниже.

Покупку импортного имущества можно выгодно заменить международным лизингом

Немногие компании могут похвастаться избытком финансов, которые можно легко отвлечь на покупку основных средств иностранного производства. Помочь в решении этой проблемы может международный лизинг, предусматривающий переход права собственности. Кроме того, как и внутрироссийский его аналог, международный лизинг позволяет снижать налоговые платежи. А вкупе с режимом временного ввоза – еще и таможенные.

При этом не имеет значения, что режим временного ввоза предполагает возврат товара за пределы таможенной территории Таможенного союза в течение двух лет. Ведь его можно и не возвращать. В этом случае лизингополучатель получит отсрочку при уплате таможенных платежей на первые два года использования имущества. А в течение остального срока договора сможет пользоваться возможностями снижения налога на прибыль.

Весь НДС от лизинговой сделки можно принять к вычету. При уплате лизинговых платежей иностранному лизингодателю российская компания является налоговым агентом по НДС (п. 1 и п. 2 ст. 161 НК РФ). Так как в данном случае местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается территория Российской Федерации (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Налоговый агент может в общем порядке и в полной сумме принять удержанный у иностранца НДС к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). То есть российская компания сможет зачесть весь уплаченный НДС – и удержанный у иностранца, и уплаченный на таможне при ввозе.

Но это в том случае, если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства. Иначе она сама станет российским налогоплательщиком.

Расходы на фактическую покупку могут списываться через ускоренную амортизацию. Как и в случае с внутренним лизингом, лизингополучателю выгоднее держать имущество у себя на балансе. В этом случае именно он сможет использовать все налоговые преимущества лизинга. Например, повышенный коэффициент амортизации, позволяющий в три раза быстрее списывать стоимость имущества (подп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ). А вместе с уменьшением остаточной стоимости будет снижаться и база по налогу на имущество (п. 19 ПБУ 6/01).

Как правило, срок договора лизинга целесообразно рассчитывать так, чтобы с учетом ускоренной амортизации остаточная стоимость предмета лизинга после окончания договора была минимальной. Имущество выкупается по остаточной стоимости. График лизинговых платежей составляется с учетом предельного срока процедуры временного ввоза в два года.

Лизинг как раз позволяет снизить первоначальную стоимость имущества еще на этапе ввоза. Дело в том, что при классическом импорте таможенные пошлины пришлось бы уплатить единовременно и включить их в стоимость (подп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС и письмо Минфина России от 19.06.09 № 03-03-06/1/417).

Удержания российского налога у источника можно избежать. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 309 НК РФ, доходы иностранной компании от арендной и лизинговой деятельности облагаются налогом на прибыль по ставке 20 процентов (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ). Это не влияет на налоговую нагрузку российской компании, так как сумма налога удерживается из дохода иностранца. А доход определяется как разница между суммой лизингового платежа и стоимостью возмещения имущества. То есть если основная часть платежа – это возмещение стоимости, то налог получается минимальный.

Но контрагента все-таки имеет смысл выбирать из страны, с которой заключен договор об избежании двойного налогообложения, которым предусмотрены пониженные ставки или полное освобождение от уплаты российского налога. Это позволит избежать увеличения стоимости оборудования и таможенной стоимости.

По истечении срока лизинга есть основания скорректировать таможенную стоимость

Основой для расчета таможенных платежей служит таможенная стоимость (п. 2 ст. 75 ТК ТС). В общем случае это стоимость сделки при условии, что стороны не взаимозависимы (ч. 1 ст. 2 соглашения между государствами – членами ТС от 25.01.08 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»). Соответственно, чем ниже удастся заявить таможенную стоимость, тем меньше платежей придется платить таможне за ввоз.

Ныне действующий Таможенный кодекс, в отличие от предшествовавшего, больше не предусматривает, что при завершении режима временного ввоза режимом выпуска для внутреннего потребления таможенная стоимость определяется на день подачи декларации о временном ввозе (ст. 284 ТК ТС). То есть день определения таможенной стоимости ввезенного имущества при завершении режима не регламентируется.

По смыслу выводов, сделанных арбитражными судами, лизингополучатель вправе на момент завершения режима временного ввоза подавать корректировку таможенной стоимости в сторону уменьшения (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.04.08 № А41-К2-24831/06). Ведь за период действия договора лизинга стоимость имущества изменилась из-за износа. А изменения ввезенного имущества в виде естественного износа не рассматриваются Таможенным кодексом как нарушение условий режима временного ввоза (ч. 1 п. 1 ст. 279 ТК ТС). Если имущество лизингополучатель учитывал на своем балансе, то компания может предоставить достоверные сведения о суммах начисленной амортизации. И тем самым подтвердить снижение таможенной стоимости имущества.

Соответственно сумма таможенных платежей, которые необходимо доплатить, должна будет рассчитываться исходя из скорректированной стоимости. И вполне может возникнуть ситуация, когда необходимая доплата не просто уменьшится ввиду «новой» стоимости, а станет отрицательной. То есть таможенники должны будут вернуть переплаченные таможенную пошлину, НДС и акцизы.

Благодарим за содействие в подготовке материала
Юрия Иванова, старшего юриста налоговой практики компании VEGAS LEX

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в торговле

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

О том, как исчислить налоговую базу по «импортному» НДС, сказано в пункте 1 статьи 160 Налогового кодекса РФ. В нее входят:
– таможенная стоимость ввозимых товаров;
– сумма акцизов, которую нужно уплатить, если товары подакцизные;
– таможенная пошлина.

Таможенная стоимость. Основным документом, регламентирующим принципы ее определения, является Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон). Согласно пункту 1 статьи 12 Закона, таможенную стоимость ввозимых товаров исчисляют исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. И только если сделать это невозможно, таможенную стоимость устанавливают:
– по стоимости сделки с идентичными товарами;
– по стоимости сделки с однородными товарами;
– методом вычитания;
– методом сложения;
– резервным методом.

Итак, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из фактически уплаченной (подлежащей уплате) на момент пересечения таможенной границы РФ цены ввозимого товара с учетом дополнительных расходов. К числу таковых, в частности, относят вознаграждение агенту, стоимость услуг по упаковке и маркировке товара, по его доставке до места ввоза на таможенную территорию РФ, по погрузке, выгрузке, перегрузке, страхованию на время перевозки (ст. 19, 19.1 Закона).

Учтите, что в определенных случаях для подтверждения таможенной стоимости товаров, а также для того,чтобы удостовериться в предоставленной информации, таможенники могут потребовать дополнительные документы и сведения.

Таможенная стоимость товаров, исчисленная из стоимости сделки, подтверждается соответствующей декларацией (ее формы утверждены приказом ФТС России от 1 сентября 2006 г. № 829).

При использовании основного метода заполняется форма № ДТС-1, в остальных случаях – форма № ДТС-2 (является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации).

Обратите внимание: следует различать таможенную стоимость товара и его фактурную стоимость, так как их величины совпадают не всегда. Если первая нужна для исчисления таможенных платежей, то вторая – для расчета первоначальной стоимости импортируемого товара (ее определяют из условий внешнеэкономического контракта).

Ввозная пошлина и акциз. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «Таможенный тариф Российской Федерации» введены ставки таможенных пошлин в виде процента от таможенной стоимости товаров (адвалорные ставки). Но есть и специфические ставки. Они рассчитываются в фиксированной сумме в евро на физическую единицу измерения товара (на штуку, на тысячу штук и т. д.). Также может использоваться комбинированный порядок. В таком случае расчет делают и по адвалорной, и по специфической ставке. Далее полученные суммы сравнивают. В бюджет уплачивается большая из сумм.

Порядок расчета акциза приведен в статье 194 Налогового кодекса РФ. Так, сумма акциза по товарам, облагаемым по адвалорным ставкам, исчисляется в виде процента от налоговой базы (суммы таможенной стоимости и таможенной пошлины).

Акциз по товарам со специфическими ставками рассчитывается как произведение соответствующей ставки и налоговой базы (принимается во внимание объем ввозимых товаров в натуральном выражении).

Если в отношении товаров применяются комбинированные ставки, акциз исчисляется как сумма акциза по специфической и адвалорной ставкам.

Пример 1. Компания «Арго» заключила договор с иностранным контрагентом на поставку товаров на сумму 100 000 условных единиц. При этом в контрактную стоимость не включены следующие дополнительные услуги:
– по перевозке товаров до таможенной границы РФ в сумме 100 000 руб.;
– по упаковке – 60 000 руб.

Ввозимые товары не являются подакцизными, ставка таможенной пошлины, используемая в данном случае, – 10 процентов.

Согласно договору, право собственности на товары перешло к «Арго» 10 июля 2010 года (в день оформления таможенной декларации). Курс на эту дату – 30 руб. за условную единицу.

Определим таможенную стоимость товара, используя метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами:
100 000 у. е. х 30 руб/у. е. + 100 000 руб. + 60 000 руб. = 3 160 000 руб.

Тогда таможенная пошлина составит:
3 160 000 руб. х 10% = 316 000 руб.

Сумма налога на добавленную стоимость, которую необходимо уплатить на таможне при ввозе импортного товара, рассчитывается так:

НДС = (Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз) x Ставка НДС.

Имейте в виду, что существуют категории товаров, при импорте которых НДС не уплачивается вовсе (ст. 150 Налогового кодекса РФ).

Уплачиваем налог в бюджет

«Таможенный» НДС уплачивают в бюджет в особом порядке: не по итогам квартала, в котором товары ввезены в Россию, а одновременно с другими таможенными платежами. Причем сделать это должен тот, кто товар декларирует (ст. 143, п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ, ст. 328 Таможенного кодекса РФ).

Налог уплачивается не позднее дня подачи таможенной декларации.

Если данный документ своевременно не представлен, то сроки внесения таможенных платежей исчисляются со дня, когда истекает срок для подачи таможенной декларации (ст. 329 Таможенного кодекса РФ).

В том случае, если товары декларируются в предварительном порядке, все таможенные пошлины и налоги следует перечислить не позднее дня выпуска этих товаров.

Факт уплаты «ввозного» НДС может подтвердить штамп «Выпуск разрешен», который проставляется в графе «Д» грузовой таможенной декларации (Инструкция о порядке заполнения ГТД, которая утверждена приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057). На это неоднократно обращали внимание и арбитражные судьи (см. постановления ФАС Московского округа от 30 января 2008 г. № КА-А40/ 105-08, от 20 марта 2007 г. № КА-А40/983-07, от 24 января 2007 г. № КА-А40/13676-06).

Обратите внимание: если налог уплачен не полностью, в декларации проставляется отметка об условном выпуске товара.

Сумму уплаченного на таможне НДС можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Но только если:
– товары ввезены в Россию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, для временного ввоза, для переработки вне таможенной территории;
– активы приняты к учету;
– имеются документы, подтверждающие уплату «ввозного» налога.

Как правило, она совпадает с моментом перехода права собственности. Ведь если иное не предусмотрено законом или договором, у нового владельца это право возникает с момента передачи вещи (п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).

Если ввозимые товары предназначены для перепродажи, то датой, когда они приняты на учет, считают день их оприходования на счет 41 «Товары». При приобретении же объекта основных средств с определением даты принятия актива к учету не все так просто.

Многие специалисты считают, что это дата, на которую объект принят к учету на счет 08 «Приобретение объектов основных средств» или 07 «Оборудование к установке». Согласен с этим и Президиум ВАС РФ, что подтверждает постановление от 24 февраля 2004 г. № 10865/03. В пользу данной позиции говорит и письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-07-08/20. Здесь специалисты главного финансового ведомства согласились, что «ввозной» НДС по оборудованию, требующему монтажа, можно поставить к вычету после принятия оборудования к учету на счет 07.

Однако многие инспекторы на местах настаивают, что для вычета «ввозного» НДС по основному средству необходимо ввести этот актив в эксплуатацию. Такая трактовка действующего законодательства отражена и в письме ФНС России от 5 апреля 2005 г. № 03-1-03/530/8@.

«Таможенный НДС» принимается к вычету на основании:
– внешнеэкономического контракта;
– инвойса иностранного контрагента;
– таможенной декларации, где указана сумма уплаченного НДС;
– документов, подтверждающих факт его внесения в бюджет (таможенная декларация, платежные документы, свидетельствующие об уплате НДС таможенному органу).

Уплата платежей таможенной картой. Если налог уплачен таможенной картой, у таможенников можно запросить письменное подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов по форме, утвержденной распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 647-р. Этот документ и будет основанием для принятия НДС к вычету (письма Минфина России от 2 октября 2009 г. № 03-07-08/198, от 6 ноября 2008 г. № 03-07-08/249).
Налог уплачен заранее. В том случае, если таможенные платежи, в том числе и НДС, вносятся авансом, специалисты таможенной службы в течение 30 дней выдадут отчет о расходовании денежных средств (п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ).

Товар для торговой фирмы ввозит посредник. В такой ситуации компании следует позаботиться о наличии документов, подтверждающих, что посредник заплатил НДС, а фирма возместила ему эти расходы (письмо Минфина России от 28 августа 2007 г. № 03-07-08/242).

Требовать дополнительные документы, не оговоренные действующим законодательством, налоговики не в праве (постановления ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/47-08, от 8 августа 2007 г. № КА-А40/7613-07). Правда, если все же придется отстаивать свою правоту в суде, организации могут пригодиться любые иные документы. Например, акты приема-передачи ценностей на ответственное хранение, акты сверки c таможенными органами. Подтверждает это и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24 сентября 2008 г. № КА-А40/9086-08, от 16 июля 2007 г. № КА-А40/6676-07).

Учтите: принять к вычету сумму «ввозного» НДС следует в том налоговом периоде, когда выполнены все условия для его применения. На это же указывают налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 29 октября 2009 г. № 16-15/113588, от 23 января 2009 г. № 19-11/4833). Заявлять вычет позже, чем возникло право на него, нельзя. С чиновниками соглашается и ВАС РФ. В определении от 27 июня 2008 г. № 5704/08 сказано, что нормы главы 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не предоставляют право выбора при определении налогового периода, в котором НДС предъявляется к вычету.

В ряде случаев суммы «таможенного» НДС учитывают в стоимости ввезенных товаров. В частности, если:
– товары приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
– компания освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;
– организация находится на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы» либо платит единый налог на вмененный доход.

Что такое временный ввоз товаров?

Таможенная процедура ввоза иностранных товаров на территорию России на ограниченный разрешенный период называется временный ввоз товаров (допуск). Преимущества этого режима заключаются в значительной экономии расходов на налоги и пошлины, которые или отсутствуют, или сумма которых меньше по сравнению с другими режимами. Важным условием является вывоз таких товаров в полном объеме с территории России по истечение разрешенного срока. Обычно данное положение Таможенного кодекса применяется к выставочным экспонатам, конструкциям для организации ярмарок, к спортивным снарядам, оборудованию, которое используется с целью организации соревнований, концертов и др. Также, режим применяется по отношению к иностранным грузам, которые перемещаются через границу РФ или находятся на хранении под таможенным контролем.

Для подтверждения возможности применить процедуру временного допуска проводится идентификация товаров, в которой не учитывается тара и упаковка. Важно, чтобы на протяжении всего срока пребывания ввезенные товары остались в изначальном состоянии (естественный износ допускается) и в распоряжении декларанта. Передавать такой товар третьим лицам можно только после получения соответствующего разрешения.

вскрытие контейнера на таможне фото

Законы, регулирующие временный ввоз

Временный ввоз регулируется ТК РФ (22 глава), Федеральным законом о Таможенном регулировании, отдельными законодательными актами ТС и рядом международных соглашений, которые устанавливают правила для категорий товаров. Условия применения данного режима и его особенности изложены в Конвенции о временном ввозе, заключенной в Стамбуле. Отдельные положения в Конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур посвящены этой теме.

Особенности временного ввоза

Оформление процедуры временного ввоза выполняется на основании идентификации перевозимых товаров. Декларант собирает и предоставляет в таможенные органы документы, в которых подробно описаны причины временного допуска, и документы, гарантирующие последующий реэкспорт. Выполняется расчет таможенных платежей.

Во время пользования временно ввезенных товаров допускается их износ или естественная убыль, избежать которых невозможно. Обязательно соблюдение надлежащих условий хранения и эксплуатации таких товаров, которые могут испытываться, проверяться, тестироваться, принимать участие в экспериментах, ремонтироваться (функциональное улучшение конструкции по сравнению с оригиналом запрещается), получать техническое обслуживание. Они всегда должны находиться в собственности и распоряжении декларанта, который может передать временно ввезенные товары другому лицу в ряде случаев, определенных законодательно, без уведомления ТО, например, для выполнения ремонтных работ или технического обслуживания. Передача таких товаров другим лицам, не предусмотренная законодательными актами, должна сопровождаться разрешением ТО, которое выдается на основании письменного заявления декларанта с описанием причины такой необходимости и предоставлением информации о владельце или пользователе. При этом, декларант должен соблюдать законодательство в отношении условий и сроков, соответствовать всем положениям.

Какие товары подходят под процедуру временного допуска?

Под таможенную процедуру временного ввоза помещаются следующие товары иностранного происхождения, ввезенные на территорию РФ:

контейнерный порт

  • демонстрационные конструкции, профессиональный инструментарий, монтажное оборудование для обеспечения участия в выставках, ярмарках, конференциях, соревнованиях;
  • музыкальные инструменты и театральный реквизит для концертов и спектаклей;
  • мобильные гаджеты, компьютеры и устройства, используемые для осуществления деловой деятельности;
  • оборудование, необходимое для работы средств массовой информации при наличии разрешения;
  • транспортные средства, предназначенные для вышеперечисленных целей;
  • упаковка, тара, контейнеры.

Какие товары не подлежат временному ввозу?

Среди товаров, на которые на распространяется действие данного таможенного режима в РФ:

  • напитки, продукты питания, сигареты, полуфабрикаты, расходные материалы (перечисленные наименования могут вывозиться, только если они используются в качестве единичных рекламных или выставочных образцов);
  • отходы любого происхождения;
  • груз, запрещенный законом.

Какие документы нужны для временного ввоза?

Состав пакета документов для предоставления в ТО определяется приказом федеральной таможенной службы России от 25.04.07 г. № 536. и включает:

  • документальное подтверждение целей допуска;
  • описание применения временно ввезенных товаров с планом мероприятий, таких как научные испытания, ярмарки и т.д.;
  • документ с идентификацией товаров;
  • свидетельство о временном допуске по типу необлагаемого налогами со ссылкой на нормативный акт, позволяющий отменить налогообложение;
  • документальные гарантии обратного вывоза товаров в установленные сроки;
  • заявление с указанием времени обратного вывоза.

Если груз до этого режима находился или находится под другими таможенными процедурами, декларант должен подтвердить, что все действующие требования выполняются без нарушений. Таможенный брокер может потребовать дополнительные документы.

Сроки временного ввоза товаров

Общие условия заключаются в том, что предельный срок пребывания временно ввезенных товаров в РФ составляет два года. Период хранения на таможенном складе может быть исключен из расчета.

Срок временного ввоза товаров определяется ТО России с учетом задекларированных целей, с которыми груз ввозится на территорию РФ. В общих случаях отсчет начинается со дня открытия режима. Предусмотрен срок продления для различных категорий товаров и в зависимости от целей их ввоза на территорию ЕАЭС. Данное положение не касается контейнеров, но справедливо в отношении основных производственных фондов при условии, что они являются собственностью декларанта. Так, оборудование может находиться под процедурой временного ввоза в течение 34 месяцев. В таможенном кодексе России описана процедура, как продлевается срок. Если режим временного ввоза оформлялся разными декларантами, разрешенный срок все равно не превышает двух лет. ТО в праве устанавливать меньший срок на основании действующего законодательства и особенностей груза.

Порядок уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе

Режим временного ввоза предполагает полное или частичное освобождение от налогов и пошлин. Среди товаров, которые не облагаются налогом:

пропускной пункт таможни

  • груз, связанный с наукой, культурой, киноиндустрией, туризмом, ввезенный с целью улучшения международных отношений;
  • товары международной помощи и др.

Окончательное решение по полному освобождению от налогообложения принимает федеральное правительство. Если нарушаются условия процедуры с освобождением от обязательных платежей по отношению к задекларированным временно ввезенным товарам, или ввозятся новые товары, не указанные в декларации, то начисляется полная сумма налоговых платежей.

При режиме с частичной оплатой налогов и пошлин обязательства к выплате возникают после открытия режима и заканчиваются в момент завершения его действия. Дата оплаты определяется по дате регистрации таможенной декларации или, если товары выпущены раньше регистрации, по дате регистрации заявления о выпуске товаров.

Срок уплаты считается днем истечения срока временного ввоза товаров или зависит от обстоятельств, например, если временно ввезенные товары были переданы другим лицам, то сроком уплаты считается день их передачи или день регистрации декларации в отделении таможни. Если временно ввезенные товары утрачены во время действия режима, то сроком уплаты является день утраты товаров и день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если день утраты не определен. Исключение составляет полное уничтожение в результате объективных причин.

Размер таможенных пошлин и налогов составляет 3% от тех же пошлин и налогов, которые начислялись бы на эти же товары при ввозе для внутреннего пользования. Сумма может оплачиваться сразу в целом объеме или частями периодически, но не реже одного платежа за три месяца. Периодическая оплата обсуждается декларантом и уполномоченным представителем таможенной службы. Уплаченные налоги и таможенные пошлины не могут возвращаться или компенсироваться в результате зачета платежей.

В каких случаях временный ввоз прекращается досрочно?

Режим временного ввоза товаров может завершиться раньше срока, если товары окажутся вовлечены в другие таможенные операции, например, если временно ввезенные товары помещаются под процедуру реэкспорта или другую процедуру, за исключением транзита. Все режимы реализуются на условиях, обозначенных в Кодексе. Также причиной прекращения процедуры могут быть проблемы, связанные с нарушением взятых на себя обязательств.

Как завершается действие временного ввоза товаров?

Если говорить об общем случае, то процедура завершается через два года после введения режима, который может быть приостановлен на период хранения товаров на таможенном складе. Закрытие процедуры происходит после помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, под другую таможенную процедуру, если срок не был продлен. Также досрочное прекращение действие режима может произойти в результате нарушения условий временного ввоза, например, модернизации товаров.

Порядок приостановления и возобновления определяется специальной Комиссией ФТС.

Зачем нужен временный ввоз?

Режим временного ввоза способствует укреплению внешнеэкономических связей, развитию внешней торговли, облегчая налоговую нагрузку для декларантов, которые могут принимать участие в научных конференциях, проводить концерты, представлять отечественную промышленность на международных выставках.

Временный ввоз товаров: условия, особенности, документы

Временный ввоз — специальный режим таможенного оформления. Он применяется для грузов, которые импортируются на территорию Российской Федерации только на некоторое время. При таком импорте уплата пошлин, налогов, других обязательных платежей выполняется частично. Размер платежей зависит от того, как долго груз пробудет на территории ТС и по п.3 ст. 223 ТК ЕАЭС составляет 3% от полной суммы обязательных платежей за каждый календарный месяц (полный либо неполный).

Есть несколько категорий товаров, вообще освобожденных от обязательных платежей при временном ввозе. Их список определяет Решение Комиссии ЕАЭС №331 от 18.06.2010 и Решение Совета ЕЭК №109 от 20.12.2017. Льготные условия предусмотрены для контейнеров и другой многооборотной тары, грузов, которые поставляются в рамках международной помощи, товаров, которые будут использоваться в культурных или научных целях, для содействия международному сотрудничеству или ведению ВЭД. Если при таком импорте груз освобождается от обязательных платежей, сроки его нахождения на таможенной территории ТС, а также условия его использования должны соответствовать Решению Комиссии ЕАЭС №331 от 18.06.2010.

Есть несколько товарных групп, для которых нельзя применять режим временного ввоза:

  • продовольственные товары, напитки;
  • табачная, алкогольная продукция;
  • сырье, заготовки, полуфабрикаты;
  • расходные материалы, образцы;
  • отходы.

Временный ввоз товаров

В этих группах есть отдельные виды товаров, для которых возможны исключения, при условии, что их импорт выполняется для использования в качестве выставочных или промышленных образцов. Запрещенные к ввозу на территорию ЕАЭС товары нельзя импортировать и по процедуре временного импорта.

Условия для временного ввоза

Ввезти продукцию на территорию ЕАЭС или РФ временно можно только при соблюдении следующих условий:

  • возможность идентификации как при импорте, так и при последующем реэкспорте. Это нужно, чтобы гарантировать, что ввозиться, а затем вывозиться будет один и тот же груз;
  • соблюдение ограничений, которые устанавливает ст. 7 ТК ЕАЭС. Это меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, нетарифного регулирования;
  • уплата обязательных платежей. Выполняется частично, рассчитывается по сроку пребывания груза на таможенной территории ЕАЭС. Если ввозится товар, освобожденный от платежей, соблюдают условия применения льгот;
  • в случаях, предусмотренных ФЗ-289 от 03.08.2018, уплачивают компенсационные, специальные и иные пошлины, налоги, другие дополнительные платежи.

Режим временного ввоза имеет следующие особенности.

Ограничение сроков. Товары можно ввозить только на определенный срок. Обычно он не превышает 2 лет (п1 ст. 221 ТК ЕАЭС). Его нужно определить в момент импорта. Рассчитывая срок, на который ввозится груз, учитывают цели, обстоятельства импорта. Для некоторых товарных групп предельный срок может быть больше или меньше, чем два года. Если срок пребывания товара на территории ЕАЭС нужно продлить, до его истечения декларант должен подать соответствующее заявление. Если установленный при импорте срок временного ввоза меньше предельного (двух лет), продление возможно и после того, как он завершится (в течение одного месяца, при условии, что предельный срок будет соблюден). Установленные ограничения сроков действуют в отношении груза, даже если он неоднократно импортировался и экспортировался.

Порядок использования. Для импортированной продукции не допускается модернизация или капитальный ремонт, а также внесение любых других изменений, влияющих на характеристики. Состояние товара должно быть неизменным. Допускается только выполнение действий, которые необходимы, чтобы обеспечить сохранность груза. При этом возможность идентификации должна сохраняться.

При использовании временно ввезенной продукции можно:

  • проводить ее обслуживание, текущий ремонт, чтобы сохранять ее исходное состояние;
  • проводить исследования, тесты, эксперименты с использованием или в отношении ввезенной продукции;
  • если импорт выполнялся для транспорта, его можно использовать при международных перевозках.

Владение. При временном ввозе ст. 279 ТК ЕАЭС требует, чтобы груз оставался во владении декларанта. Передавать его иным лицам можно только для хранения, технического обслуживания или текущего ремонта, проведения тестов и испытаний. Исключение — возвратная тара, которую передают вместе с основным отправлением. В остальных случаях передавать третьим лицам товар можно только после уведомления таможенной службы или с ее разрешения. Чтобы получить разрешение, подают заявление, оплачивают обязательные платежи за период, прошедший с момента импорта. Лицо, получающее груз, также принимает обязанности по выполнению требований режима временного ввоза.

Импорт-экспорт

Отчетность. Порядок ее предоставления определяет приказ ФТС РФ №592 от 04.04.2019. Сроки сдачи отчетности — до 15 января и до 15 июля (отчетные документы передают каждые полгода). Если для товара режим временного ввоза прекратил действовать в истекшем полугодии, отчетность по нему передают таможенной службе в установленные сроки.

Документы для таможенного оформления при временном ввозе по ст. 37 ТК ЕАЭС

Для использования этого режима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нужен расширенный набор документов:

  • заявление. В заявлении на временный ввоз в нем указывается предполагаемый срок пребывания продукции на территории ЕАЭС, а также обстоятельства и цели импорта;
  • гарантийное письмо об обратном вывозе. Устанавливает обязательства реэкспорта временно ввезенного товара;
  • инвойс;
  • технический паспорт или техническое описание товара;
  • упаковочный лист;
  • сведения и документы, необходимые для идентификации товара;
  • транспортная накладная;
  • документы об оплате сбора за таможенное оформление.

Таможенный орган может запрашивать сведения, документы, не входящие в основной список. Компания "СТТ Логистика" поможет подготовить документы и обеспечит таможенное оформление грузов при процедуре временного ввоза.

Читайте также: