Ндс при строительстве коттеджей

Опубликовано: 02.05.2024

image_pdf
image_print

Статья 171 Налогового кодекса устанавливает случаи, в которых налогоплательщики могут принять к вычету НДС. Среди прочих операций, эта возможность предусмотрена и при капитальном строительстве. В статье мы расскажем о нюансах применения вычетов НДС при строительных работах, которые производятся по договору подряда и инвестирования.

Общие правила

Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ, при капитальном строительстве вычетам подлежат суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику в следующих случаях:

  • когда он приобретает объекты незавершенного капитального строительства;
  • когда он приобретает товары, работы или услуги, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ;
  • когда работы по сооружению либо ликвидации, монтажу либо демонтажу, сборке либо разборке объектов основных средств производится подрядчиком, и тот предъявляет НДС налогоплательщику.

Если подрядчики и поставщики предъявляют НДС непосредственно налогоплательщику, то вычет производится в общем порядке. Для этого необходимо выполнение трех условий:

  • строительный объект предназначен для облагаемой НДС деятельности;
  • налогоплательщик принял на учет приобретенные товары, работы или услуги, по которым собирается заявить вычет;
  • поставщики и подрядчики оформили и передали налогоплательщику счета-фактуры с выделенными в них суммами НДС.

Напомним, что помимо официальной формы счета-фактуры, утвержденной постановлением правительства № 1137, компании могут использовать составленный на его основе универсальный передаточный документ (письмо ФНС России от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@).

Если оформлен договор строительного подряда

Договором строительного подряда может быть предусмотрено, что объект передается заказчику по завершении всех строительных работ или же поэтапно. Однако на практике нередки случаи, когда несмотря на отсутствие в договоре условий о поэтапной сдаче, заказчик переводит оплату подрядчику периодически, например, ежемесячно. Основанием для этого являются акты приемки по форме КС-2 и справки по форме КС-3, а также выставленные подрядчиком счета-фактуры.

Между тем, рассчитываясь с подрядчиком в указанном выше порядке, заказчик может лишиться права на применение вычетов по НДС до момента приемки всего объема работ. Из положений пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что принять к вычету НДС, предъявленный подрядчиком, можно на основании выставленного счета-фактуры после принятия к учету выполненных им работ. Именно в моменте принятия к учету работ, произведенных подрядчиком, и заключается проблема, которая делает рискованным вычет «подрядного» НДС в указанном случае.

Дело в том, что в налоговом законодательстве прямо не пояснено, что понимается под принятием на учет работ подрядчика. Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требует при ведении учета опираться на федеральные и отраслевые стандарты, но и они пока отсутствуют. Таким образом, на основании пункта 1 статьи 30 закона № 402-ФЗ, необходимо опираться на правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином до 1 января 2013 года. Обратимся к ПБУ 10/99 «Расходы организации». В соответствии с документом, расходы должны повлечь уменьшение экономических выгод организации, а такая уверенность имеется в случае, когда в отношении передачи актива отсутствует какая-либо неопределенность.

Получается, что до того, как результаты работ будут переданы подрядчиком заказчику, последний не может принять их учету. При этом формы КС-2 и КС-3 не могут рассматриваться в качестве актов поэтапной приемки выполненных работ, а являются лишь расчетными документами для авансирования. Об этом сказано в письме ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@, а также в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.01.00 № 51.

Раз заказчик не может принять на основании этих актов результаты работы к учету, то и заявить о вычете НДС с расходов на оплату этих работ он также не вправе. Такие выводы соответствуют позиции Минфина, выраженной, например, в письме от 5.03.09 № 03-07-11/52 и других. Специалисты ведомства указывают, что вычет «подрядного» НДС возможен только тогда, когда заказчик примет к учету результаты работы в объеме, определенном в договоре строительного подряда.

Однако в судебной практике есть случаи, когда арбитры принимали сторону заказчиков, которые произвели вычет НДС указанной ситуации (постановление Московского округа от 19.04.12 по делу № А40-77285/11-107-332). Таким образом, при отсутствии в договоре строительного подряда условия о поэтапной приемке работ заказчик может заявлять о вычетах НДС до принятия на учет всего объема работ на свой страх и риск. В таком случае велик шанс того, что ФНС с налогоплательщиком не согласится, и ему придется отстаивать свою позицию в суде.

Если объект возводится по инвестиционному договору

При заключении договора инвестирования суммы налога предъявляются не инвестору, а посреднику (заказчику), который организует процесс строительства. Глава 21 Налогового кодекса не содержит порядка применения вычета при заключении инвестиционного договора, что дает почву для существования разных точек зрения на саму возможность его применения.

Согласно другой точке зрения, НДС не облагается лишь передача имущества, носящая инвестиционный характер, тогда как строительные операции по реализации этого инвестиционного проекта, которые оплачивает инвестор, под налогообложение попадают. В соответствии с этой позицией, «входной» НДС, который инвестор передает заказчику, может быть принят к вычету.

Заказчик, осуществляющий деятельность по договору инвестирования, по сути, является посредником между инвестором и подрядчиками (поставщиками). Средства, которые он получает от инвестора, являются источником целевого финансирования и не облагаются НДС. Однако расходы в адрес подрядчиков и поставщиков, осуществляемые заказчиком, как правило, включают НДС. Когда заказчик передает инвестору результат строительства, то объекта обложения НДС не возникает, поскольку отсутствует факт реализации (право собственности на построенный объект изначально принадлежит инвестору). При этом объект передается по фактической стоимости с учетом НДС.

Тот факт, что суммы налога, предъявленные поставщиками и подрядчиками застройщику, последний может передать инвестору, подтверждает президиум ВАС РФ (постановление от 26.06. 12 по делу № А38-1216/2011). Делается это на основании сводного счета-фактуры, который составляет заказчик в адрес инвестора.

Порядок составления и учета сводного счета-фактуры

Итак, чтобы передать инвестору входной НДС, заказчик должен составить сводный счет-фактуру. Делается это на основании счетов-фактур, полученных заказчиком от поставщиков и подрядчиков, причем приобретенные строительно-монтажные работы и товары выделяется в отдельный позиции.

Надо отметить, что нормы законодательства никогда не вводили такого документа, как сводный счет-фактура. Этот так называемый понятийный документ, предложенный Министерством финансов в 2006 году. Его введение было вызвано всплеском инвестиционной деятельности. И вот уже 10 лет застройщики составляют в адрес инвесторов сводный счет-фактуру, чтобы передать ему «входной» НДС.

Сводный счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый из них передается инвестору – именно на его основании НДС принимается к вычету. Вместе с ним инвестор должен получить копии счетов-фактур, которые поставщики и подрядчики выставили в адрес заказчика, а также копии сопровождающих операции первичных документов. Инвестор регистрирует сводный счет-фактуру в книге покупок и отражает в Журнале учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Что касается заказчика, свой экземпляр сводного счета-фактуры он отражает в первой части Журнала. Обращаем внимание, что в книге продаж он этот документ не отражает.

На сумму своего вознаграждения заказчик выставляется инвестору отдельный счет-фактуру – в сводный документ она не включается. Этот счет-фактуру застройщик должен отразить не только в Журнале учета счетов-фактур, но и в книге продаж.

Заказчик-застройщик, отстаивая свое право на НДС-вычет по купленным стройматериалам, пытался доказать, что они изначально предназначались на продажу. Ничего у него не вышло. Суд решил, что это была только видимость торговой деятельности, поскольку все приобретенные стройматериалы поставлялись на строительную площадку и использовались при строительстве дома. Ничто не свидетельствовало об их обособленном хранении, как товара. А реализация жилых домов не облагается НДС.

Основание спора

Общество не согласилось с решением инспекции о привлечении его к налоговой ответственности и об отказе в вычете НДС по приобретенным для продажи строительным материалам и просит обязать инспекцию возместить обществу из бюджета заявленную сумму.

Позиция налоговой инспекции

Общество неправомерно приняло к вычету НДС со стоимости приобретенных строительных материалов, поскольку они не использовались для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. Общество изначально приобретало и в дальнейшем использовало их при строительстве жилых домов, являясь застройщиком на основании договора участия в долевом строительстве, а реализация этих услуг НДС не облагается.

Позиция налогоплательщика

Общество, являясь плательщиком НДС, в проверяемом периоде осуществляло операции, как облагаемые, так и не облагаемые налогом. Материалы оно приобретало для перепродажи, поэтому НДС, предъявляемый поставщиком, приняло к вычету. Приобретенные материалы были частично реализованы во II квартале 2016 года, дальнейшая реализация производилась во II квартале 2017 года, что подтверждается предоставленными дополнительными доказательствами – регистрами бухгалтерского и налогового учета, договорами, счетами-фактурами, накладными и актами, а также соглашениями о зачете взаимных требований.

Суд решил

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2017 года № 08АП-10103/2017 по делу № А75-4758/2017

Общество в налоговой декларации по НДС за IV квартал 2015 года заявило вычеты по приобретению товаров, которые заведомо в дальнейшем будут использованы для осуществления операций, не облагаемых НДС.

Общество создано как девелопер жилой и коммерческой недвижимости и реализует проекты точечной и комплексной застройки, в частности, является заказчиком – застройщиком строительства жилого квартала.

Законом установлен критерий, в зависимости от которого суммы НДС, включенные в цену приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо предъявляются к налоговому вычету, либо включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль. Таким критерием является характер использования приобретенных товаров (работ, услуг: используются они для совершения операций, подлежащих обложению НДС, или для операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения).

К вычету может быть заявлен только НДС, предъявленный продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для их использования в облагаемых операциях.

От налогообложения НДС освобождены:

  • операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;
  • операции по передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир;
  • услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ.

Таким образом, НДС, уплаченный поставщикам за приобретенные товары (работы), связанные со строительством и реализацией жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах, не подлежит включению в состав налоговых вычетов.

Общество является заказчиком-застройщиком строительства жилого квартала. В проверяемом периоде оно осуществляло реализацию жилых помещений, а также услуг заказчика-застройщика без выделения суммы налога на добавленную стоимость. Факт осуществления операций, не подлежащих налогообложению НДС, подтверждается представленными в материалы дела выписками по расчетным счетам общества.

По договору купли-продажи обществом были приобретены строительные материалы (диафрагмы жесткости, колонны, плиты перекрытия, ригели, шахты лифтов и др.). Стоимость покупки включает НДС. Имеются счета-фактуры с выделением суммы налога. По договору хранения материалов материалы находились на строительном объекте.

Осмотр места хранения железобетонных изделий (ЖБИ) показал, что по обследуемому адресу находится строительная площадка, на которой строится многоэтажный жилой дом. Идентифицировать находящиеся на строительной площадке ЖБИ по наименованию и количеству было невозможно из-за отсутствия специальной техники (крана) и специалиста. На этой же строительной площадке находились и другие по маркировке и конфигурации изделия. Какие-либо перегородки, конструкции, вывески и планы, свидетельствующие о наличии на территории строительной площадки места для складирования ЖБИ, не было.

Установить соответствие по количеству и наименованию ЖБИ, подлежащих передаче подрядчику, и приобретенных ранее для якобы продажи, не удалось.

Кроме того, согласно договору аренды, земельный участок передан обществу в аренду для осуществления строительства жилого дома.

Результаты допроса свидетелей подтвердили, что строительные материалы приобретались для возведения жилого дома.

Несмотря на то, что по договору купли-продажи осуществлена частичная реализация строительных материалов подрядчику, инспекция пришла к выводу, что дальнейшее движение товара не предполагалось, товар поставлялся на строящийся объект именно для использования в производственной деятельности. То есть обществу изначально была известна цель приобретения и использования строительных материалов.

Утверждение общества об осуществлении отдельного вида деятельности – реализации строительных материалов – не может служить основанием для удовлетворения его требований. Вся передача строительных материалов осуществлялась исключительно в адрес генподрядчика общества на строительном объекте, заказчиком-застройщиком которого выступает само общество.

То есть по факту общество создало видимость торговой деятельности, тогда как в реальности занималось строительством жилья.

А из анализа выписок банка установлено, что их доходную часть составляют поступления по договорам участия в долевом строительстве, поступления за реализованные квартиры без выделения суммы НДС. То есть строительные материалы приобретались на денежные средства дольщиков, а не на заемные средства, как утверждает общество. Сумма займа поступила позже, чем были проведены расчеты с поставщиком строительных материалов.

Установлено, что на постоянной основе общество перечисляло деньги в адрес подрядчика за выполненные работы. Он, являясь покупателем и продавцом спорных материалов, за приобретенные материалы с обществом не рассчитался. В то время как общество оплатило материалы, а с подрядчиком провело зачет встречных требований.

Общество также пыталось обосновать свою позицию дополнительными документами. Однако они были составлены уже после вынесения судом первой инстанции оспариваемого решения. Кроме того, они были составлены между взаимозависимыми лицами, одно из которых не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность и подает нулевую отчетность, а единоличный исполнительный орган у них один и тот же.

Таким образом, установлен факт принятия обществом «входного» НДС при приобретении материалов, в последующем передаваемых генеральному подрядчику, который использует их при строительстве жилого дома и передает заказчику в стоимости выполненных работ.

Общество, являясь заказчиком-застройщиком, изначально знало, для чего их приобретало. Все приобретенные стройматериалы поставлялись на строящийся объект. То есть по факту заказчик создал видимость торговой деятельности, тогда как в реальности занимался строительством жилья.

Поскольку реализация жилых домов и помещений не облагается НДС, постольку «входной» налог по материалам, которые заказчик продал подрядчикам для использования в строительстве жилья, к вычету не принимается (под. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

В данной статье мы продолжаем рассматривать практические вопросы налогового планирования, применения оптимальных методик налогообложения компаниями-инвесторами строительства. Если в прошлом материале речь шла о налоге на прибыль, то в данной статье мы поговорим про НДС.

Раздельный учет НДС по операциям, облагаемым и необлагаемым НДС

Инвестор строительства практически в каждом проекте сталкивается с необходимостью раздельного учета операций, облагаемых и необлагаемых НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

В частности, не облагаются НДС:

- реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ);

- передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир (пп. 23 п. 3 ст. 149 НК РФ);

- услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения (пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, оказываемые при строительстве объектов производственного назначения, предназначенных для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), облагаются НДС в общем порядке (Письмо Минфина России от 31.10.2016 N 03-07-15/63397; Письмо ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11645@). К облагаемым НДС операциям в указанных письмах отнесены услуги застройщика, оказываемые при строительстве нежилых помещений в многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома и предназначенных для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Однако у судов иное видение данной ситуации. Согласно сложившейся арбитражной практике, услуги застройщика по строительству многоквартирного дома в целом освобождаются от НДС на основании пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, в т.ч. в части нежилой недвижимости, входящей в состав дома и предназначенной для коммерческого использования под офисы, магазины и т.п. Такая позиция высказана в Определениях Верховного Суда РФ от 06.04.2017 N 308-КГ17-2206 по делу N А32-22883/2015, от 21.09.2016 N 302-КГ16-11410, от 22.07.2016 N 306-КГ16-4710.

Отметим, что налоговые органы согласны с тем, что услуги застройщика по строительству нежилых помещений в составе многоквартирного дома, не предназначенных для производства, не облагаются НДС, в частности:

- при строительстве машино-мест в подземной автостоянке многоквартирного дома, предназначенной для использования жильцами в личных, семейных нуждах (Письмо Минфина РФ от 04.05.2012 N 03-07-10/20);

- при строительстве апартаментов для проживания в составе многоквартирного дома (Письмо Минфина России от 26.02.2013 N 03-07-10/5454).

Инвестору следует учесть, что существует возможность отказаться от освобождения от НДС вышерассмотренных операций по строительству жилья (п. 5 ст.149 НК РФ). Для отказа от льготы по НДС, застройщику нужно подать заявление в свободной форме в налоговый орган по месту учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого застройщик намерен отказаться от освобождения.

С экономической точки зрения отказ от освобождения операций от НДС является эффективным инструментом, так как:

- суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), используемых при строительстве, можно заявлять к вычету из бюджета в полном размере (Письмо Минфина РФ от 15.03.2012 N 03-07-10/05), а возмещенные на счет суммы НДС становятся источником оборотных средств инвестора на срок строительства;

- отпадает необходимость вести трудоемкий и чреватый спорами с налоговыми органами раздельный учет входящего НДС по строительству жилых и нежилых объектов.

Суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретенным для строительства помещений в составе бизнес-парка, а также нежилых помещений в составе жилого комплекса, принимаются к вычету в порядке, установленном п. 6 ст. 171 НК РФ в полной сумме в периоде оприходования таких товаров (работ, услуг).

Методика раздельного учета НДС инвестором строительства

Если инвестор строительства не отказался от льготы по НДС в отношении жилья, то, как мы уже упомянули выше, нужно вести раздельный учет сумм входящего НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Напомним, что НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным для осуществления как облагаемой, так и не облагаемой НДС деятельности, принимается к вычету в пропорции, приходящейся на облагаемые НДС операции (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Порядок расчета пропорции, на основании которой общая сумма НДС по стройке разделяется на принимаемую и непринимаемую к вычету части, устанавливается учетной налоговой политикой инвестора.

Пунктом 4.1 ст. 170 НК РФ установлено, что пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за налоговый период.

Однако спецификой деятельности инвестора строительства является то, что до момента окончания строительства отгрузки (реализации) не происходит, поэтому необходимо выработать и закрепить иной экономически обоснованный вариант расчета пропорции (Письмо Минфина России от 11.03.2015 N 03-07-08/12672).

Чаще всего инвесторы строительства применяют методику раздельного учета НДС, основанную на доле площадей жилых и нежилых помещений в общей площади строящихся объектов согласно утвержденного проекта. Применение данной методики позволяет рассчитать долю входящего НДС, приходящуюся на нежилые помещения, которую возможно предъявить к вычету в текущем периоде.

Обоснованность применения такой методики раздельного учета НДС подтверждается многочисленной арбитражной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.01.2016 N Ф05-19752/2015 по делу N А41-75659/2014, Постановления ФАС Московского округа от 14.10.2015 по делу N А40-2505/2015 , от 28.10.2015 по делу N А40-46304/2015, от 26.04.2012 по делу N А40-103560/11-129-4405).

Общие условия примеров

Продолжаем рассматривать инвестиционный проект одновременного строительства жилого комплекса (ЖК) и бизнес-парка (БП) на смежных участках.

В составе строящегося ЖК имеются:

1) помещения, передаваемые физическим и юридическим лицам по договорам долевого участия в строительстве (ДДУ);

2) помещения, предназначенные для реализации по договорам купли-продажи;

3) помещения, предназначенные для сдачи в аренду.

Для целей определения пропорции для вычета НДС инвестор использует данные о площадях объектов, содержащиеся в заключении государственной экспертизы на проект ЖК:

Общая площадь ЖК, м2

Помещения для сдачи в аренду, продажи

Общее имущество ЖК, м2

мини-маркет, аптека, м2

Частное детское дошкольное учреждение, м2

По данным заключения государственной экспертизы на проект БП, площадь БП составляет 252 000 м2.

Сумма входящего НДС по строительству ЖК и БП за налоговый период составила 26 млн руб.

Инвестору необходимо поделить сумму входящего НДС по проекту между облагаемыми и необлагаемыми операциями.

Пример № 1

Площадь помещений, операции с которыми не будут облагаться НДС, составляет 69 795 м2 (графа 2 таблицы).

Площадь помещений, операции с которыми будут облагаться НДС, составляет 1 230 м2 (сумма граф 3, 4 и 5 таблицы).

Площадь помещений, задействованная как в облагаемых, так и в необлагаемых НДС операциях (общее имущество ЖК) составляет 36 505 м2 (графа 6 таблицы).

1. Определим коэффициент для площадей, операции с которыми не облагаются НДС:

69 795 / (69 795 + 1 230) = 0,98.

2. Определим площадь общего имущества ЖК, приходящуюся на помещения, операции с которыми не будут подлежать налогообложению НДС:

36 505 * 0,98 = 35 775 м2.

3. Сумма площадей, операции с которыми не будут подлежать налогообложению НДС, составляет:

69 795 + 35 775 = 105 570 м2.

4. Теперь инвестор может определить коэффициент для совокупности площадей ЖК и БП, операции с которыми не облагаются НДС, в совокупной проектной площади ЖК и БП:

105 570 / (252 000 + 107 530) = 0,29.

5. Рассчитывается сумма НДС, относящаяся к доле площадей, операции с которыми не облагаются НДС:

26 млн руб. * 0,29 = 7,54 млн руб. - данная сумма входящего НДС не принимается к вычету, а отражается по аналитике «НДС. Жилой комплекс» на счете 08.03 и учитывается в налоговой себестоимости строительства ЖК.

6. Определяем подлежащую вычету сумму входящего НДС, относящегося к строительству ЖК и БП:

26 млн руб. – 7,54 млн руб. = 18,46 млн руб. – эту сумму инвестор вправе заявить к вычету в декларации по НДС за рассматриваемый налоговый период.

Пример № 2

В Примере № 1 рассмотрен порядок раздельного учета сумм НДС по общим расходам на строительство ЖК и БП. Но и в самом ЖК есть помещения, которые в будущем предполагается использовать в облагаемых НДС операциях (графы 3-5 таблицы) и помещения, операции с которыми не будут облагаться НДС (графа 1 таблицы).

Поэтому инвестору необходимо дополнительно вести раздельный учет входящего НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным непосредственно для строительства ЖК.

Предположим, что сумма входящего НДС по затратам на строительство непосредственно ЖК в налоговом периоде составила 11 млн руб.

1. Рассчитываем входящий НДС, относящийся к доле площадей, операции с которыми не облагаются НДС:

0,98 (пункт 1 Примера № 1) * 11 млн руб. = 10,78 млн руб. – данная сумма входящего НДС не принимается к вычету, а отражается по аналитике «НДС. Жилой комплекс» на счете 08.03 и учитывается в налоговой себестоимости строительства ЖК.

2. Рассчитываем входящий НДС, относящийся к доле площадей, операции с которыми облагаются НДС:

11 млн руб. – 10,78 млн руб. = 0,22 млн руб. – эту сумму инвестор вправе заявить к вычету в декларации по НДС за рассматриваемый налоговый период.

НДС по расходам на строительство инженерных сетей, подлежащих передаче органам государственной власти или специализированным организациям

Проблема применения вычета НДС по расходам на строительство внеплощадочных сетей, подлежащих передаче органам государственной власти или специализированным организациям в качестве обременения, требует особого внимания.

Дело в том, что передача сетей в качестве обременения инвестора может быть признана безвозмездной передачей, не облагаемой НДС (пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ; Письмо Минфина России от 06.11.2012 N 03-03-06/1/571). Есть единичное решение суда, подтверждающее невозможность применения вычета НДС при строительстве обременений (Постановление ФАС Уральского округа от 16.05.2014 N Ф09-2502/14 по делу N А50-13875/2013 (Определением Верховного Суда РФ от 26.08.2014 N 309-ЭС14-121 отказано в передаче дела N А50-13875/2013 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления)).

Однако в большинстве споров суды признают, что передача обременений является платой инвестора за возможность реализации проекта строительства объектов, используемых в облагаемой НДС деятельности, т.е. облагаемой НДС операцией, соответственно применение вычета НДС по расходам на строительство обременений правомерно (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.12.2013 по делу N А56-1445/2013, Московского округа от 22.06.2011 N КА-А40/5782-11, от 28.09.2012 N А40-2842/12-20-12, от 08.06.2012 N А40-99255/11-129-427, от 22.02.2012 N А40-50066/11-140-220). Косвенно подтверждает эту позицию и Минфин РФ (Письмо Минфина России от 01.12.2015 N 03-03-06/4/69955).

При этом наиболее безопасно с налоговой точки зрения восстановить вычет НДС по расходам на строительство обременений в периоде их передачи органу государственной власти или специализированной организации (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ; Постановления ФАС Уральского округа от 05.07.2013 N Ф09-6641/13 по делу N А71-12347/2012 (Определением ВАС РФ от 06.12.2013 N ВАС-13528/13 отказано в передаче дела N А71-12347/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления), ФАС Московского округа от 25.09.2012 N А40-126873/11-107-522, от 17.04.2012 N А40-57989/11-140-251, от 04.04.2012 N А40-26992/11-107-118).

Налоговое моделирование проекта позволяет инвестору строительства, помимо прочего, сэкономить оборотные средства на уплату НДС на этапе стройки. В ходе моделирования опытные налоговые консультанты и аудиторы выработают оптимальную и безопасную позицию для инвестора, основанную на законодательстве с учетом актуальной арбитражной практики и писем налоговых органов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в строительстве

Даже в кризисные времена спрос на строительные работы и услуги в сфере индивидуального жилья оставался достаточно высоким. Это привлекает все новых участников в данный сегмент строительного рынка. Какие особенности следует учитывать строительным компаниям при работе с индивидуальными заказчиками – физическими лицами?

С заказчиками заключаются предварительные договоры

Рассмотрим практическую ситуацию. Организация - застройщик строит коттеджный поселок, включая коммуникации и инфраструктуру. С покупателями – физическими лицами заключаются предварительные договоры купли - продажи земельного участка с жилым домом. При этом договор содержит все существенные условия, необходимые для основных договоров такого вида. Покупатель обязан перечислить аванс (задаток). После завершения строительства жилой дом и земельный участок под ним переходит в собственность покупателя по основному договору купли - продажи. Возведение коммуникаций и инфраструктуры инвестирует некоммерческое партнерство. Покупатели – физлица входят в указанное партнерство. При этом размер членского взноса равен соответствующей доле стоимости этой нежилой недвижимости (коммуникаций, инфраструктуры). Каков порядок учета при реализации данного проекта?

Прежде всего, следует обратить внимание на следующую особенность задатка. Если тот, кто дал задаток, ответствен за неисполнение обязательства по договору, обеспеченному задатком, задаток полностью остается у получившего его. Если тот, кто получил задаток, ответствен за неисполнение обязательства по договору, обеспеченному задатком, получивший задаток обязан вернуть давшему этот задаток в двойном размере (п. 2 ст. 381 Гражданского кодекса РФ).

В остальных случаях задаток просто возвращается давшему его в однократном размере.

Таким образом, хотелось бы предостеречь организацию от использования в договоре слова «задаток», поскольку при неисполнении обязательства организацией (что в строительстве не редкость) он должен быть возвращен в двойном размере. Сутью предварительного договора является обязательство сторон заключить в будущем основной договор. В связи с этим, по мнению автора, называть оплату по предварительному договору авансом некорректно. Платеж, предусмотренный предварительным договором, грамотнее назвать обеспечительным платежом (без уточнения его вида).

В нашем случае возведение коммуникаций и инфраструктуры инвестирует некоммерческое партнерство. Поэтому учет части затрат по их созданию, которые несет организация, выступая в качестве подрядчика и заказчика, ведется на счете 20. Проводки будут следующими:

ДЕБЕТ 51КРЕДИТ 76 субсчет «Инвестор»
– получены от инвестора целевые денежные средства на создание коммуникаций и объектов инфраструктуры;
ДЕБЕТ 20 субсчет «Подрядчик»КРЕДИТ 60 (76, 10, 70…)
– отражены затраты, связанные с созданием коммуникаций, которые несет организация, выступая в качестве подрядчика;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76)
– отражен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– предъявлен НДС к вычету;
ДЕБЕТ 20 субсчет «Заказчик»КРЕДИТ 60 (76, 10, 70…)
– отражены затраты, связанные с созданием коммуникаций, которые несет организация, выступая в качестве заказчика (расходы на содержание заказчика);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76)
– отражен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– предъявлен НДС к вычету;
ДЕБЕТ 08 субсчет «Коммуникации (объекты инфраструктуры)»КРЕДИТ 10 (60, 76…)
– отражены затраты на создание коммуникаций (не относящиеся к затратам, которые несет организация, выступая в качестве подрядчика и заказчика);
ДЕБЕТ 19 субсчет «НДС при создании “Коммуникаций (объектов инфраструктуры)”»КРЕДИТ 60 (76)
– учтен НДС, предъявленный поставщиками (подрядчиками) при создании коммуникаций (объектов инфраструктуры) по затратам, не относящимся к тем, которые несет организация, выступая в качестве подрядчика и заказчика);
ДЕБЕТ 08 субсчет «Коммуникации (объекты инфраструктуры)»КРЕДИТ 90
– включена стоимость (без НДС) работ (услуг) компании, выступающей в качестве заказчика и подрядчика, в стоимость строительства коммуникаций (объектов инфраструктуры). Она определяется на основании договора между инвестором (некоммерческим партнерством) и организацией;
ДЕБЕТ 19 субсчет «НДС при создании “Коммуникаций (объектов инфраструктуры)”»КРЕДИТ 90
– отражен НДС со стоимости работ (услуг) компании, выступающей в качестве заказчика и подрядчика;
ДЕБЕТ 90КРЕДИТ 20 субсчет «Подрядчик»
– списаны соответствующие затраты компании, выступающей в качестве подрядчика;
ДЕБЕТ 90КРЕДИТ 20 субсчет «Заказчик»
– списаны соответствующие затраты строительной компании, выступающей в качестве заказчика;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Инвестор»КРЕДИТ 08 субсчет «Коммуникации (объекты инфраструктуры)»
– переданы затраты по созданию коммуникаций (объектов инфраструктуры) некоммерческому партнерству;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Инвестор»КРЕДИТ 19 «НДС при создании “Коммуникаций (объектов инфраструктуры)”»
– передан НДС, относящийся к затратам по созданию коммуникаций (объектов инфраструктуры), некоммерческому партнерству;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
– начислен НДС со стоимости работ (услуг) компании, выступающей в качестве заказчика и подрядчика при создании коммуникаций (объектов инфраструктуры). Как видно, учет совсем не простой. При этом речь шла только о бухгалтерском учете.

В налоговом учете также нужно отражать доходы (расходы) организации, выступающей в качестве подрядчика и заказчика при создании коммуникаций и объектов инфраструктуры, используя принцип равномерного распределения доходов (расходов) (ст. 271 и 272 Налогового кодекса РФ). Поэтому желательно, чтобы функции заказчика и подрядчика выполняли другие организации.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №10, октябрь 2010 г.

Гульназ Мюттер: «Возмещаем НДС при создании объектов инфраструктуры для малоэтажной застройки»
24.05.2016

Гульназ Мюттер,
Старший юрист Бюро присяжных поверенных «Фрейтак и Сыновья» (Москва)

В процессе строительства коттеджного поселка перед застройщиком неминуемо встает вопрос о последующей судьбе созданных им объектов инженерной инфраструктуры. Нередко застройщик принимает решение о передаче сетей в муниципальную собственность. Основанием такой передачи может являться, в частности, заключенное между застройщиком и муниципалитетом соглашение.

Попытки принять к вычету налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), связанным со строительством инженерных сетей, вызывают претензии со стороны проверяющих.

Основных доводов у налоговой инспекции два.

, наличие заключенного между застройщиком и органами государственной власти и (или) местного самоуправления соглашения, содержащего положения о возможности (обязанности) застройщика безвозмездно передать муниципалам или региональным органам объекты инфраструктуры после завершения их строительства.

, квалификация инспекцией инженерных сетей как составной части жилых домов и, как следствие, вывод об использовании их в деятельности, освобожденной налогом на добавленную стоимость (реализация жилых домов в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ является операцией, освобождаемой от обложения НДС).

Рассмотрим подробнее оба основания.

Наличие соглашения о безвозмездной передаче сетей муниципалитету (региональным органам власти)

По мнению налоговых органов, соглашения между застройщиком и органами государственной власти и (или) местного самоуправления о возможности передачи последним объектов инфраструктуры препятствуют предъявлению к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении работ по договору подряда в силу системного толкования подпункта 2 пункта 2 статьи 146 НК РФ и пункта 2 статьи 171 НК РФ. При этом для инспекции ключевое значение имеет само по себе наличие такого соглашения и потенциальная возможность, а не факт реальной передачи объектов инженерной инфраструктуры.

Статья 146 НК РФ устанавливает, что не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов и назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных станций и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению). Исходя из положений пункта 2 статьи 171 НК РФ возможность принять суммы налога к вычету обусловлена приобретением товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

По нашему мнению, вывод о необлагаемом налогом на добавленную стоимость характере операции по безвозмездной передаче можно будет сделать только в момент завершения строительства и передачи соответствующих объектов органам местного самоуправления (специализированным организациям). До этого момента выводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на возмещение налога на добавленную стоимость, основанные на предположении о возможном осуществлении обществом в будущем операций, не подлежащих налогообложению, являются необоснованными.

В случае возникновения споров с проверяющими по данному основанию, мы рекомендуем изучить со всей тщательностью условия самого соглашения с муниципалитетом (региональным органом власти). Обратить внимание следует на формулировку условия о передаче — является ли это обязанностью или правом застройщика; носит ли передача объектов инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность вероятностный характер и предусмотрены ли для муниципалитета/области встречные обязательства, являющиеся непременным условием передачи.

Отметим, что даже наличие в соглашениях с органами государственной власти и местного самоуправления условий о передаче объектов инфраструктуры не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС, поскольку в соответствие с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению если товары, работы, услуги, объекты основных средств начинают использоваться в деятельности, не облагаемой НДС (освобожденной от налогообложения). Таким образом, даже если налогоплательщик и осуществит в будущем безвозмездную передачу объектов инфраструктуры органам местного самоуправления, заявленный ранее к вычету НДС согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ будет подлежать восстановлению и уплате в бюджет. В этой связи, можно утверждать, что фискальные интересы бюджета не будут нарушены.

Далее, если соглашением предусмотрены встречные обязательства, то встает вопрос о том, можно ли вообще такую передачу сетей считать безвозмездной.

В соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Исходя из указанного понятия безвозмездности, возмездное получение имущества сопряжено с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

В соответствии со статьей 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, и при наличии у стороны по соглашению (у муниципалитета или регионального органа власти) встречных обязательств, передача объектов инфраструктуры не может быть квалифицирована как совершаемая на безвозмездной основе.

Помимо этого, следует уточнить — установлены ли таким соглашением конкретный перечень объектов и сроки их передачи или же оно является рамочным.

Судебная практика по доводу о наличии соглашения с муниципалитетом/региональными органами государственной власти

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от N /2014 по делу N /14; Постановление Арбитражного суда Московского округа от N /2015 по делу N /14; Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от по делу N /2009; Постановление ФАС Уральского округа от 28 сентября 2012 г. N /12 по делу № /2011; Постановление от 5 июля 2013 г. N /13 по делу /2012 ФАС Уральского округа; Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2013 г. N /2013 по делу /2011; Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от N /2014 по делу N /14; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2015 года по делу N /14.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 28 сентября 2012 г. N /12 по делу № /2011 суд указал, что «в силу подписанного между обществом и Администрацией ГО г. Уфа договора от N , последняя предоставляет право развития территории с целью строительства комплекса, а в соответствии с техническими условиями обязуется построить и передать в собственность городского округа г. Уфа в установленном порядке инженерные сети и сооружения.

Вместе с тем доказательства, подтверждающие передачу инженерных коммуникаций в муниципальную собственность, отсутствуют.

При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно указал, что общество выполнило все условия для применения налоговых вычетов по НДС, установленных Кодексом.».

В Постановлении от 5 июля 2013 г. N /13 по делу /2012 ФАС Уральского округа пришел к следующему выводу: «По смыслу положений ст. 171, 172 Кодекса право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) не ставится в зависимость от использования данных товаров либо результатов работ (услуг) для осуществления налогооблагаемой деятельности в периоде их приобретения, равно как и от начала использования товаров либо результатов работ (услуг) в такой деятельности.

Соответственно определяющим моментом в данном случае служит назначение приобретенных товаров (работ, услуг) и потенциальная возможность их использования в облагаемой НДС деятельности…

Действительно, из договора аренды земельного участка от N /008/2007–093 следует намерение налогоплательщика передать построенные им объекты инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность.

Однако решение вопроса о возможности принятия налогоплательщиком к вычетам сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), не может быть обусловлено намерениями и планами налогоплательщика об использовании товаров или результатов работ (услуг) в облагаемой либо необлагаемой НДС деятельности; право на применение налоговых вычетов должно определяться объективными, а не субъективными критериями.

Соответственно, налогоплательщик по факту несения затрат на строительство тепловых сетей вправе был отнести НДС, уплаченный подрядчикам, в период совершения соответствующих хозяйственных операций, а в случае передачи объекта в муниципальную собственность восстановить указанные сумм налога на основании п.п. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса.».

В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2013 г. N /2013 по делу /2011 суд указал: «до момента передачи обществом построенных им за свой счет, как инвестора, инженерных сетей органам государственной власти или местного самоуправления налогоплательщик вправе заявить вычет по затратам на строительство этих коммуникаций.».

В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от N /2014 по делу N /14 суд пришел к выводу о том, что «объекта обложения налогом на добавленную стоимость при передаче инженерных сетей и внешних коммуникаций… не возникает только в том случае, если инвестором будет получено решение органов государственной власти или органов местного самоуправления о передаче таких объектов специализированным организациям, осуществляющим их использование или эксплуатацию по назначению….

Между тем, в рассматриваемом споре указанные условия отсутствовали (объекты не созданы, властные решения о передаче конкретного имущества не приняты), доводы налогового органа в указанной части являются необоснованными и не соответствующими действующему законодательству.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решения в части уменьшения суммы налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению, не соответствует нормам налогового законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.».

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2015 года по делу N /14.

Реализация жилых домов, как операция, включающая реализацию объектов инфраструктуры

По мнению налоговых органов, застройщик, осуществляя в рамках своей деятельности возведение единого комплекса, включающего в себя коттеджный поселок, таунхаусы, а также и транспортную инфраструктуру, неправомерно заявляет к вычету суммы налога на добавленную стоимость, поскольку инженерные коммуникации составляют неотъемлемую часть жилых объектов. При этом, реализация жилых домов в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ является операцией, освобождаемой от обложения НДС.

Налоговые органы указывают, что услуги и работы по строительству инфраструктуры необходимы застройщику в целях реализации жилых домов, то есть для операций, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость. Между тем, этот довод налогового органа, по нашему мнению, нельзя признать состоятельным, поскольку наличие или отсутствие инфраструктуры влияет только на привлекательность жилого дома для покупателя. Однако сами работы по строительству инженерных сетей и инфраструктуры не участвуют в создании и реализации самих жилых домов, инженерная инфраструктура является самостоятельным объектом гражданского оборота и не следует судьбе жилого дома. При приобретении жилого дома покупатели не приобретают права собственности на объекты инфраструктуры, расположенные на территории общего пользования.

Налоговая инспекция ссылается на то, что соответствующие суммы НДС, предъявленные поставщиком за выполнение работ по строительству инженерных сетей и инфраструктуры, должны учитываться в стоимости жилых домов.

Пытаясь обосновать данный довод, налоговые органы могут ссылаться на договоры жилого дома, заключаемые между застройщиком и физическими лицами — покупателями и содержащие технические параметры дома.

Здесь, , необходимо сразу обратить внимание на то, что приобретая жилой дом, покупатели не приобретают право собственности на внутрипоселковые объекты инфраструктуры, а имеют только право доступа и подключения к ним.

, налогоплательщик должен иметь ввиду, что если налоговый орган запрашивает расчет себестоимости на каждый дом, то впоследствии будет использовать его для подтверждения своего довода о том, что объекты инфраструктуры включаются в себестоимость жилого дома, а значит оплачиваются покупателем и относятся непосредственно к операции по реализации жилого дома.

Предвосхищая такую позицию проверяющих, застройщик сам может представить доказательства того, что стоимость внутриплощадочных (внутрипоселковых) инженерных объектов в стоимость жилого дома не входит. Таким документом может быть себестоимости, сформированная по данным налогового учета, с приложением карточек налогового учета.

, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013–94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от N 359, в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, а именно: отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя в самом здании), внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей цельной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты.

Водопроводные, газопроводные и теплопроводные устройства, а также устройства канализации, включают в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.

Проводку электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включают в состав зданий, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты) или проходных втулок (включая сами втулки).

К сооружениям относятся законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Таким образом, расходы застройщика, связанные с прокладкой наружных (внутрипоселковых) сетей, не относятся на увеличение первоначальной стоимости жилых домов. Объекты инженерной инфраструктуры не являются частью жилых домов и не реализуются вместе с жилыми домами.

Судебная практика по доводу о квалификации объектов инфраструктуры как части жилых домов

Постановления ФАС Московского округа от /12294–09; ФАС Московского округа от /7326–10 по делу N /; Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2014 года № /2013.

В Постановлении ФАС Московского округа от 30 ноября 2009 г. /12294–09 по делу № / указано: «Решение Инспекции в части отказа в возмещении НДС мотивировано необходимостью отнесения на затраты (себестоимость) части суммы НДС, предъявленной к вычету по поставщику ООО „Техстройресурс“

По мнению Инспекции, Общество осуществляет операции, не подлежащие обложению НДС, то есть результат приобретенных работ не используется Обществом в деятельности, подлежащей обложению НДС, следовательно, не вправе принять к вычету предъявленный подрядчиком НДС.

Устройство инженерных сетей и внутренней инфраструктуры поселка неотделимы от построенных на этой территории жилых домов и создаются для использования только на территории данного поселка и только для жилых домов поселка, соответственно, заявленные налоговые вычеты по указанным объектам также не могут применяться.

Отклоняя доводы налогового органа, суды обоснованно указали, что построенные в квартале 2008 года объекты инженерной инфраструктуры не являются частью жилых домов и не реализуются вместе с жилыми домами (коттеджами), а учитываются на балансе Общества как самостоятельные объекты основных средств в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013–94, утвержденным Постановлением Госстандарта России N 359 от .».

В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2014 года № /2013 отмечено, «что наличие или отсутствие инфраструктуры влияет на рыночную цену жилого комплекса, однако сами работы по строительству инженерных сетей и инфраструктуры не участвуют в создании и реализации самих жилых домов

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013–94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от N 359, в состав объектов недвижимости входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, а именно: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общего назначения; подъемники и лифты.

При этом водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации включают в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода. Проводку электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включают в состав зданий, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты), или проходных втулок (включая сами втулки).»

Подробнее актуальные судебные споры, возникающие у компаний, будут рассмотрены на конференции «Корпоративное налоговое планирование» 20 октября.

Читайте также: