Ндс при продаже вертолета

Опубликовано: 09.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 декабря 2019 г. N 03-07-11/97347 О применении вычетов сумм НДС в отношении операций реализации на территории РФ гражданских воздушных судов, а также авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий

Вопрос: ПАО просит дать письменные разъяснения по налогу на добавленную стоимость.

Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ пункт 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен подпунктами 15 и 16, согласно которым реализация на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов облагается по налоговой ставке 0 процентов. Данные изменения вступают в силу с 01.01.2020.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.

Статья 167 НК РФ не содержит специальных правил для момента определения налоговой базы по операциям, предусмотренным новыми подпунктами 15 и 16 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить, правильно ли мы понимаем, что налоговые вычеты по операциям, указанным в подпунктах 15 и 16 пункта 1 статьи 164 НК РФ, применяются в общеустановленном порядке на наиболее раннюю из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения вычетов сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении операций реализации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, а также авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) с 1 января 2020 года операции по реализации гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также работ (услуг) по строительству гражданских воздушных судов, облагаются НДС по ставке в размере 0 процентов.

Кроме того, на основании подпункта 16 пункта 1 статьи 164 Кодекса в редакции Федерального закона с 1 января 2020 года операции по реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов также облагаются НДС по ставке в размере 0 процентов.

На основании пункта 3 статьи 172 Кодекса вычеты сумм НДС, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном статьей 172 Кодекса, на момент определения налоговой базы по НДС, установленный статьей 167 Кодекса. При этом положения данного пункта 3 статьи 172 Кодекса не распространяются на операции по реализации на экспорт товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса (за исключением сырьевых товаров, поименованных в пункте 10 статьи 165 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав). При этом на основании положений пункта 1 статьи 154 Кодекса в налоговую базу по НДС не включается оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса облагаются НДС по налоговой ставке 0 процентов.

Таким образом, в отношении операций по реализации гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также работ (услуг) по строительству гражданских воздушных судов, и операций по реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, облагаемых НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов с 1 января 2020 года, моментом определения налоговой базы по НДС является день отгрузки (передачи) этих товаров (работ).

В связи с этим, с 1 января 2020 года при реализации гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также работ (услуг) по строительству гражданских воздушных судов, и при реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории Российской Федерации гражданских воздушных судов, вычеты сумм НДС, предусмотренных пунктами 1-8 статьи 171 Кодекса, производятся на день отгрузки (передачи) вышеуказанных товаров (работ, услуг).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

С 2020 г. по нулевой ставке НДС облагаются операции по реализации:

- гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в российском Госреестре;

- работ (услуг) по строительству гражданских воздушных судов;

- авиационных двигателей, запчастей и комплектующих для строительства, ремонта и (или) модернизации в России гражданских воздушных судов.

С 1 января 2020 г. вычеты сумм НДС по этим операциям производятся на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

Таможенное оформление воздушных судов

Таможенное оформление воздушного судна – это необходимый и очень важный этап при покупке самолета или вертолета в России. Собственный самолёт свидетельствует о высоком статусе его владельца и возможность быстро и комфортно совершить перелёт в любую страну. Для тех, кто хочет купить самолёт или вертолёт стоит непростая задача, ведь на международном рынке представлен огромный выбор как новых, так и подержанных воздушных судов, предназначенных для решения самых различных задач: пассажирских, представительских, бизнес, спортивных, медицинских, сельскохозяйственных. У самолётов много параметров, по которым они отличаются: дальность и высота полёта, скорость, размах крыльев, тип двигательной установки, количество двигателей, вес, вместимость и другие. По размеру они делятся на: широкофюзеляжные, большие, средние, лёгкие, сверхлёгкие самолёты, бизнес-лайнеры. После покупки самолёт доставляют в Россию "своим ходом" по воздуху или в контейнере в частично разобранном виде. Способ доставки определяется исходя из конкретных условий и пожеланий клиента, например, из Америки в Россию легкомоторный самолёт доставляется в контейнере, а из Европы "своим ходом" по воздуху. После доставки наступает важный этап: таможенное оформление самолета или вертолета.

Наша компания "Универсальные Грузовые Решения" - таможенный брокер (таможенный представитель) оформления воздушных судов, самолетов и вертолетов, помогающая провести затаможку при вывозе – экспорте или растаможку при ввозе – импорте. Наши специалисты помогут Вам оперативно растаможить самолёт или вертолёт на любых таможенных постах России:

Нами проводится оперативная:

  • растаможка самолетов, вертолетов и воздушных судов при импорте в Россию;
  • затаможка самолетов, вертолетов и воздушных судов при экспорте из России;
  • временный ввоз самолета, вертолета и воздушного судна;
  • временный вывоз самолета, вертолета и воздушного судна;
  • и другие таможенные процедуры необходимые Вам и вашей компании.

Мы работаем с любыми участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД):

Документы и информация для таможенного оформления
воздушного судна, самолета и вертолета в России

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Для таможенного оформления судов очень важно правильно определить код ТН ВЭД, который состоит из 10 цифр, первые четыре из них обозначают товарную позицию. Код ТН ВЭД влияет на размер таможенной пошлины.

Растаможка самолетов и воздушных судов

Растаможка самолетов и воздушных судов – это вид таможенного оформления, которое проводиться при ввозе любых воздушных судов из-за рубежа путем подачи декларации в таможню. Несмотря на то, что растаможку считают несложной задачей, при отсутствии знаний таможенных правил и опыта можно столкнуться с трудностями, которые приведут к неоправданным потерям времени и средств. Обратившись к нашим специалистам Вы не только избежите трудностей, но и получите в лице нашей компании надёжного партнёра на таможне. При растаможке потребуется предоставить на таможне пакет необходимых документов и уплатить таможенные платежи, согласно выбранной таможенной процедуре. При выборе процедуры "выпуск для внутреннего потребления" или "импорт" потребуется уплатить: ввозную пошлину, таможенный сбор, НДС. Акциз не платиться, так как воздушные суда не относятся к подакцизным товарам. Если ввозимый вертолёт или самолёт не регистрируется в Российском реестре или реестре государства, с которым Россия заключила международный договор, то потребуется заплатить НДС в размере 20%. Освобождение от уплаты НДС может быть предоставлено при предоставлении на таможне копии свидетельства о государственной регистрации.

В данной таблице мы постарались отразить основные позиции воздушных судов, их коды ТНВЭД и какие таможенные платежи придется заплатить при ввозе на таможне России.

Таблица 1. Таможенные пошлины и НДС

Самолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг

Самолеты прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг

Самолеты гражданские, с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг, но не более 15000 кг, с количеством посадочных мест не более чем на 50 человек

Самолеты прочие, с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг, но не более 15000 кг

Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек и массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг, но не более 20000 кг

Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест более чем на 50 человек, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг, но не более 20000 кг, широкофюзеляжные, имеющие два прохода между рядами кресел, дальнемагистральные

Самолеты гражданские пассажирские прочие с количеством пассажирских мест более чем на 50 человек, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг, но не более 20000 кг

Вертолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата не более 1000 кг

Вертолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг

Вертолеты прочие не более 2000 кг

Вертолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг

Вертолеты прочие с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг

Части самолетов и вертолетов

Воздушные винты и несущие винты и их части

Шасси и их части

Части самолетов и вертолетов прочие

Особенности растаможки воздушных судов участникам ВЭД

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) особенностью при ввозе воздушного судна в Россию, является проверка наличия торговой марки в Реестре Объектов Интеллектуальной Собственности (РОИС), служащей для защиты интересов правообладателей. Если торговая марка внесена в РОИС, то для его таможенного оформления: растаможки или затаможки потребуется получить разрешение - доверенность от правообладателя в РФ. Так как авиационная техника может быть отнесена к товарам военного назначения, при растаможке воздушных судов юридическими лицами и ИП может потребоваться лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).

Для физических лиц проверка производителя в РОИС не требуется, но таможенные платежи при ввозе воздушной техники оплачиваются такие же, как и для юридических лиц (пошлина + НДС + сбор за таможенное оформление).

От стоимости ввозимых воздушных судов нужно заплатить таможенный сбор за обработку - оформление таможенной декларации!

Таблица 2. Таможенный сбор

Затаможка самолета или вертолета на экспорт

Затаможка самолета или вертолета на экспорт – так называют таможенное оформление, которое проводиться при вывозе любых воздушных судов за рубеж. Таможенные органы следят за перемещением товаров, чтобы предотвратить вывоз товаров запрещённых законодательством. Несмотря на то, что затаможку принято считать несложной задачей, при отсутствии знаний таможенных правил и опыта можно столкнуться с трудностями, которые приведут к неоправданным потерям времени и средств. Обратившись к нашим специалистам Вы не только избежите трудностей, но и получите в лице нашей компании надёжного партнёра на таможне. Специалисты нашей компании помогут Вам оперативно затаможить самолёт, вертолёт, подготовить документацию, подать таможенную декларацию.

Временный ввоз воздушных судов: самолетов и вертолетов

Временный ввоз воздушного судна, самолета и вертолета в Россию используется в различных случаях: для демонстрации на выставках или ярмарках. В России значительная часть воздушного гражданского флота — это самолёты, взятые в лизинг, когда воздушное судно предоставляется во временное пользование и с возможностью выкупа. Принято считать, что такой способ использования самолётов или вертолётов эффективнее с точки зрения ведения бизнеса. При этом воздушное судно помещают под таможенную процедуру временный ввоз. Чтобы избежать ошибок при таможенном оформлении, приводящим к потерям времени и средств, лучше обратиться к профессионалам. Специалисты нашей компании всегда готовы помочь Вам оперативно оформить временный ввоз воздушных судов: самолетов и вертолетов. Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 109 описывает ситуации при которых помещённые под процедуру временный ввоза самолета или вертолета, освобождаются от уплаты таможенных платежей и НДС.

Временный вывоз воздушного судна, самолета и вертолета практически не отличается от временного ввоза и процедура даже немного проще в оформлении, которую мы так же с радостью поможем провести в таможне.

Сроки и стоимость таможенного оформления самолетов и вертолетов

Цена или стоимость таможенного оформления самолета или вертолета, а также услуг таможенного брокера (представителя), являются минимальными по рынку и зависят от места таможни и многих других задач. Мы уверены что сделаем выгодное предложение и поможем Вам и вашей компании оперативно затаможить на экспорт, или растаможить при импорте любое воздушное судно на любой таможне Российской Федерации.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!

Это одна из тех проблем, которые, казалось бы, хорошо урегулированы в законодательстве. На эту тему вышло достаточно нормативных актов и разъяснений чиновников. Но на практике, получается, что возместят вам НДС или нет, зависит от конкретной налоговой инспекции.

Часто стоимость авиабилетов составляет основную часть расходов на командировку, и желание бухгалтера возместить НДС вполне логично. О том, что НДС по командировочным расходам можно принять к вычету прямо сказано в пункте 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Проблем не возникает, когда авиабилет на имя своего сотрудника покупает компания по безналичному расчету. В этом случае продавец билета просто выписывает счет-фактуру, и компания-покупатель принимает НДС к вычету в обычном порядке.

Но, покупать билет от имени компании не всегда удобно. Ведь есть хорошие электронные сервисы, когда ты сам себе покупаешь билет за несколько минут. И, на практике, компании чаще всего выдают командированному сотруднику деньги, и он уже самостоятельно покупает авиабилет. Правда, есть хороший вариант, когда сотрудник покупает себе билет и оплачивает его корпоративной картой самостоятельно или с помощью бухгалтера, если тот не хочет сообщать сотруднику пин-код.

В таких случаях счет-фактуру заменяет кассовый чек или иной документ установленной формы. Это соответствует требованиям пункта 7 статьи 168 Налогового кодекса РФ. При этом сумма НДС в документе должна быть обязательно выделена отдельной строкой.

Возмещение НДС по законодательству

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ НДС по командировочным расходам принимайте к вычету на основании:

  • счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг);
  • иных документов – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Налогового кодекса.

Учитывая то, что при покупке сотрудником авиабилета счета-фактуры нет, для возмещения НДС бухгалтер имеет право предъявить иные документы. Для этого у него есть бланк строгой отчетности с выделенным НДС.

НДС по командировочным расходам можно принять к вычету на основании БСО

Эту позицию многократно поддерживал Минфина России. В письмах Минфина России от 21 сентября 2012 года № 03-07-11/393, 10 января 2013 года № 03-07-11/01 и от 14 октября 2015 г. № 03-07-14/58804 сказано, что НДС по командировочным расходам принимают к вычету на основании бланков строгой отчетности (БСО), выданных работнику и включенных им в отчет о командировке. При этом бланк, заполненный в установленном порядке, с выделенным отдельной строкой НДС, бухгалтеру нужно зарегистрировать в книге покупок (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Более того, распечатанные на бумаге маршрут/квитанция электронного авиабилета билета соответствуют всем условиям для принятия к вычету НДС. Главное, чтобы сумма НДС была выделена отдельной строкой. И ещё, для подтверждения расходов желательно, чтобы сохранился посадочный талон.

Также нужно, чтобы налоговики могли идентифицировать продавца. А они не могут это сделать, если билет выписан на иностранном языке. Значит авиабилет для вычета НДС долже6н быть на русском языке. Построчный перевод с иностранного языка на русский не требуется, достаточно перевести необходимые реквизиты документа. Они перечислены в пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса. В нем сказано, что налоговый орган не вправе отказать в вычете, если, исходя из документа, он может идентифицировать продавца, покупателя, стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

На чьей стороне суд

Что же касается судов. То большинство решений по этому вопросу выносится в пользу компаний. Судьи считают, что налогоплательщик может принять к вычету НДС, уплаченный по расходам на командировки, на основании бланка строгой отчетности. Арбитры обосновывают свою позицию тем, что услуги приобретает не организация, а работник. При реализации товаров, работ или услуг физическим лицам НДС в выдаваемых покупателю документах не выделяют согласно пункту 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ. Но это не препятствует применению вычета НДС в отношении сумм, уплаченных со стоимости таких услуг (постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2008 г. по делу № А57-3429/06-25, Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2007 г. № А33-9940/06-Ф02-8607/07 по делу № А33-9940/06).

Таким образом, отказать в вычете НДС по авиабилетам налоговая инспекция может: если нет бланка строгой отчетности; если в бланке строгой отчетности НДС не выделен отдельной строкой; если документ предоставлен на иностранном языке.

Но, на практике налоговики требуют счет-фактуру и при её отсутствии отказывают компании в возмещении НДС.

На практике часто налоговые инспекции требуют для вычета НДС предъявить исключительно счет-фактуру и не руководствуются разъяснениями Минфина России. Тем более, что письма Минфина не обязательны к исполнению и носят разъяснительный характер.

Но, поскольку Налоговый кодекс РФ разрешает возмещать НДС по авиабилетам на основании БСО и есть письма Минфина России на эту тему, вы можете воспользоваться этим правом. Если вам откажут, можете либо с этим согласится, либо обратится в суд, где, скорее всего, выиграете дело. Стоит обращаться в суд или нет, зависит от размера НДС, который вы хотите возместить и вашей принципиальной позиции. Только, помните, если сумма очень незначительная, велика вероятность того, что судебные расходы окажутся больше, и тогда суд просто не выгоден.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Транспортный налог взимается не только с автомобилей и прочей техники, передвигающейся по дорогам общего пользования. Платить в казну нужно и тем, кто приобрел летательные аппараты, в том числе беспилотные.

Объекты налогообложения

Принципиальной разницы между исчислением транспортного налога на наземный и воздушный транспорт нет. Используется аналогичная формула и схожий принцип расчета ставки.

Оплачивать транспортный налог необходимо на технику, поставленную на учет гражданином или организацией в соответствии с действующими процедурами.

Разберемся с тем, что же считается воздушным судном, подлежащим регистрации. Эта информация зафиксирована в Воздушном Кодексе РФ. Согласно данному своду законов, воздушным судном следует называть аппарат, приводимый в движение благодаря взаимодействию с воздухом, но не отраженным от поверхности воды или земли. Получается, фактически подлежит регистрации все, что обладает крыльями.

Однако это не так. Перечень летательных аппаратов, подлежащих регистрации, определяется ст. 33 Воздушного кодекса:

  1. Беспилотные воздушные суда массой более 30 кг.
  2. Пилотируемые воздушные суда массой более 115 кг.

Если воздушное судно не подлежит регистрации в соответствии с указанной статьей, налог за него платить не нужно. Несмотря на необходимость передачи сведений контролирующим органам для надлежащего учета.

Частые вопросы о налогообложении воздушных судов

Один из наиболее популярных вопросов в сфере налогообложения летательных аппаратов связан с расчетом суммы оплаты для техники, не оснащенной двигателями. В этом случае расчет происходит не от мощности, а от количества машин во владении. Базовая ставка — 200 рублей за единицу.

Для самолетов с реактивными двигателями ставка в НК РФ установлена на уровне 20 рублей за 1 л.с., для остальных моделей с силовыми агрегатами — 25 рублей за 1 л.с. Поскольку транспортный налог является региональным, субъекты государства имеют право устанавливать собственные ставки. Указанные выше цифры могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем десятикратно.

Подавать в налоговую инспекцию информацию о приобретении объекта налогообложения не нужно. ФНС получит сведения из Государственного реестра гражданских воздушных судов.

Ставка, применяемая в конкретном случае, определяется на основании местонахождения ТС. В отношении воздушных судов таким местом считается место приписки или место регистрации. Однако в принятых на государственном уровне актах понятие «место приписки» используется только для водного транспорта, а место государственной регистрации не определено. В связи с этим оплата производится исходя из норм, действующих в регионе проживания собственника.

Всем ли нужно платить налог

Перечень категорий граждан и юридических лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога на самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, утверждается региональным законодательством.

Однако существует ряд категорий владельцев воздушных судов, которым можно не беспокоиться о платежах в соответствии со ст. 358 НК РФ. Так, п. 4 указанной статьи освобождает от налогов владельцев воздушных судов, если грузоперевозки или доставка пассажиров являются основной деятельностью лица, эксплуатирующего транспорт. Кроме того, не облагаются налогом ТС, принадлежащие санавиации и медслужбе.

Не являются объектами налогообложения находящиеся в розыске транспортные средства, а также не поставленные на регистрационный учет суда.

Если у гражданина есть право на получение льгот по оплате налогов на принадлежащую ему технику, необходимо уведомить об этом ФНС путем подачи заявления. Также можно сообщить в налоговую службу о применении льгот через личный кабинет налогоплательщика.

Как оплатить транспортный налог на воздушное судно

Для физических лиц процедура оплаты максимально упрощена. Необходимо дождаться уведомления от налогового органа, в котором гражданин стоит на учете. В письме будет вся необходимая информация:

  • отчетный период;
  • срок владения ТС в отчетном периоде;
  • сумма к оплате;
  • реквизиты для оплаты;
  • квитанция.

Произвести оплату можно любым удобным способом, включая сервисы «Госуслуги» и Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

Если гражданин не получил уведомление, он обязан оплатить транспортный налог самостоятельно, воспользовавшись формулой:

Сумма = Налоговая ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период владения

Период владения рассчитывается как количество месяцев, в которых ТС принадлежало плательщику, к 12 месяцам. Например, если срок владения составлял 6 месяцев, в формулу выше нужно подставить 0,5.

Полным считается месяц, в котором собственник владел ТС более 50% дней.

Это одна из тех проблем, которые, казалось бы, хорошо урегулированы в законодательстве. На эту тему вышло достаточно нормативных актов и разъяснений чиновников. Но на практике, получается, что возместят вам НДС или нет, зависит от конкретной налоговой инспекции.

Часто стоимость авиабилетов составляет основную часть расходов на командировку, и желание бухгалтера возместить НДС вполне логично. О том, что НДС по командировочным расходам можно принять к вычету прямо сказано в пункте 7 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Проблем не возникает, когда авиабилет на имя своего сотрудника покупает компания по безналичному расчету. В этом случае продавец билета просто выписывает счет-фактуру, и компания-покупатель принимает НДС к вычету в обычном порядке.

Но, покупать билет от имени компании не всегда удобно. Ведь есть хорошие электронные сервисы, когда ты сам себе покупаешь билет за несколько минут. И, на практике, компании чаще всего выдают командированному сотруднику деньги, и он уже самостоятельно покупает авиабилет. Правда, есть хороший вариант, когда сотрудник покупает себе билет и оплачивает его корпоративной картой самостоятельно или с помощью бухгалтера, если тот не хочет сообщать сотруднику пин-код.

В таких случаях счет-фактуру заменяет кассовый чек или иной документ установленной формы. Это соответствует требованиям пункта 7 статьи 168 Налогового кодекса РФ. При этом сумма НДС в документе должна быть обязательно выделена отдельной строкой.

Возмещение НДС по законодательству

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ НДС по командировочным расходам принимайте к вычету на основании:

  • счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг);
  • иных документов – в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Налогового кодекса.

Учитывая то, что при покупке сотрудником авиабилета счета-фактуры нет, для возмещения НДС бухгалтер имеет право предъявить иные документы. Для этого у него есть бланк строгой отчетности с выделенным НДС.

НДС по командировочным расходам можно принять к вычету на основании БСО

Эту позицию многократно поддерживал Минфина России. В письмах Минфина России от 21 сентября 2012 года № 03-07-11/393, 10 января 2013 года № 03-07-11/01 и от 14 октября 2015 г. № 03-07-14/58804 сказано, что НДС по командировочным расходам принимают к вычету на основании бланков строгой отчетности (БСО), выданных работнику и включенных им в отчет о командировке. При этом бланк, заполненный в установленном порядке, с выделенным отдельной строкой НДС, бухгалтеру нужно зарегистрировать в книге покупок (п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Более того, распечатанные на бумаге маршрут/квитанция электронного авиабилета билета соответствуют всем условиям для принятия к вычету НДС. Главное, чтобы сумма НДС была выделена отдельной строкой. И ещё, для подтверждения расходов желательно, чтобы сохранился посадочный талон.

Также нужно, чтобы налоговики могли идентифицировать продавца. А они не могут это сделать, если билет выписан на иностранном языке. Значит авиабилет для вычета НДС долже6н быть на русском языке. Построчный перевод с иностранного языка на русский не требуется, достаточно перевести необходимые реквизиты документа. Они перечислены в пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса. В нем сказано, что налоговый орган не вправе отказать в вычете, если, исходя из документа, он может идентифицировать продавца, покупателя, стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

На чьей стороне суд

Что же касается судов. То большинство решений по этому вопросу выносится в пользу компаний. Судьи считают, что налогоплательщик может принять к вычету НДС, уплаченный по расходам на командировки, на основании бланка строгой отчетности. Арбитры обосновывают свою позицию тем, что услуги приобретает не организация, а работник. При реализации товаров, работ или услуг физическим лицам НДС в выдаваемых покупателю документах не выделяют согласно пункту 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ. Но это не препятствует применению вычета НДС в отношении сумм, уплаченных со стоимости таких услуг (постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2008 г. по делу № А57-3429/06-25, Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2007 г. № А33-9940/06-Ф02-8607/07 по делу № А33-9940/06).

Таким образом, отказать в вычете НДС по авиабилетам налоговая инспекция может: если нет бланка строгой отчетности; если в бланке строгой отчетности НДС не выделен отдельной строкой; если документ предоставлен на иностранном языке.

Но, на практике налоговики требуют счет-фактуру и при её отсутствии отказывают компании в возмещении НДС.

На практике часто налоговые инспекции требуют для вычета НДС предъявить исключительно счет-фактуру и не руководствуются разъяснениями Минфина России. Тем более, что письма Минфина не обязательны к исполнению и носят разъяснительный характер.

Но, поскольку Налоговый кодекс РФ разрешает возмещать НДС по авиабилетам на основании БСО и есть письма Минфина России на эту тему, вы можете воспользоваться этим правом. Если вам откажут, можете либо с этим согласится, либо обратится в суд, где, скорее всего, выиграете дело. Стоит обращаться в суд или нет, зависит от размера НДС, который вы хотите возместить и вашей принципиальной позиции. Только, помните, если сумма очень незначительная, велика вероятность того, что судебные расходы окажутся больше, и тогда суд просто не выгоден.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: