Ндс при покупке муниципального имущества

Опубликовано: 05.05.2024

ВС РФ: ИП на УСН при покупке госимуущества должен перечислить НДС в бюджет
Billion Photos / Shutterstock.com

ФНС России со ссылкой на решение Верховного суда Российской Федерации (определение ВС РФ № 310-КГ16-17804 от 23 мая 2017 года) разъяснила, что ИП на УСН при покупке имущества по договорам купли продажи с муниципальным органом власти должен уплатить НДС в бюджет, как налоговый агент (информация Федеральной налоговой службы от 6 июня 2017 г. "Верховный Суд РФ посчитал необоснованной неуплату НДС налоговым агентом").

Судебное разбирательство между ИП на УСН и налоговым органом началось после того, как инспекция в рамках налоговой проверки установила, что предприниматель, применяющий УСН, по договорам купли-продажи с Комитетом по управлению муниципальным имуществом, систематически приобретал недвижимое имущество для последующей сдачи в аренду и в целях перепродажи. При этом обязанность (п. 3 ст. 161 Налогового кодекса) по удержанию и перечислению в бюджет суммы НДС с цены сделки, указанной в договорах купли-продажи такого имущества, не была исполнена. В связи с этим инспекция начислила налог, пени и штраф. ИП обратился в суд с просьбой признать данное решение незаконным.

В свою очередь суды трех инстанций признали решение инспекции законным лишь в части
начисления штрафа за неисполнение обязанностей налогового агента в размере 20 % от взыскиваемых сумм налога. Но при этом сочли, что уплата НДС в бюджет за счет собственных средств предпринимателя приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях и нарушит принцип равного и справедливого налогообложения. В данном случае обязанность по перечислению НДС в доход федерального бюджета лежит на муниципальном образовании в связи с получением им спорной суммы НДС в составе платежей по договорам, посчитали суды.

После чего инспекция обратилась с кассационной жалобой в ВС РФ, в которой указала, что налоговое законодательство не предусматривает механизм взыскания сумм НДС с муниципального образования, которое не становится в данном случае налогоплательщиком.
В то же время уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств не приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях, так как, если он считает взыскание с него НДС излишним, то он вправе вернуть неосновательно полученные муниципальным образованием деньги в рамках гражданско-правового спора с Комитетом. Приоритет же договорных отношений над налоговыми обязательствами противоречит базовым принципам законодательства.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ поддержала правовую позицию налогового органа, признав правомерным взыскание налога и пени с предпринимателя, как обязанного перед бюджетом лица.

Отметим, что дело было отправлено на новое рассмотрение, так как Судебная коллегия по экономическим спорам указала на необходимость установления факта включения в договоры купли-продажи муниципального имущества сумму НДС, поскольку рыночная оценка имущества по одному из договоров производилась без учета НДС.

Напомним также, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся ИП. Агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Оспариваем отказ в возврате НДС.

Основание спора.

Отказ в возврате НДС.

Позиция налоговой инспекции

Инспекция отказала в возврате налога, так как переплата по НДС отсутствует.

Позиция предприятия

Общество по договору, заключенному в 2010 году с администрацией закрытого административно-территориального образования, приобрело в общую долевую собственность муниципальное имущество – нежилое помещение с условием рассрочки оплаты цены, подлежащей внесению покупателями ежемесячно равными долями не позднее десятого числа каждого следующего месяца в течение пяти лет.

Фирма, исполняя обязанность налогового агента, в период с апреля 2011 года по октябрь 2012 года перечислила на счет Управления Федерального казначейства НДС по данному договору купли-продажи.

Полагая, что данная сумма НДС является излишне уплаченной в связи с освобождением с 1 апреля 2011 года субъектов малого и среднего предпринимательства от обязанностей налогового агента при покупке муниципального имущества (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ), общество в 2012 году обратилось в инспекцию с заявлением о возврате НДС на расчетный счет.

Суд решил

Суд указал, что при реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). В таком случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества (за исключением физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При этом 1 апреля 2011 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности, пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса был дополнен подпунктом 12.

Так, согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации на территории России государственного или муниципального имущества, не закрепленного за госпредприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ.

Моментом определения налоговой базы, если иное не установлено законодательством, является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнение работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (п. 1 ст. 167 НК РФ)

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке.

Заключение

Таким образом, положения подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса применяются в отношении операций по реализации муниципального недвижимого имущества и выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства, право собственности на которое передано с 1 апреля 2011 года.

Следовательно, операции по реализации указанного имущества, право собственности на которое перешло субъектам малого и среднего предпринимательства до 1 апреля 2011 года, подлежат налогообложению НДС.

Суд указал, что право собственности у общества на приобретенное муниципальное имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в 2010 году. Поэтому фирма обязана исчислить и уплатить НДС. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2013 г. № А33-2770/2013 ).



В бераторе «НДС от А до Я» предусмотрено все, что нужно для удобной и комфортной работы. Комплексно рассмотрены абсолютно все вопросы: порядок расчета и уплаты НДС, отражение в учете, отчетность, проверки и т.д.
Узнайте больше >>

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Организация (санаторий) по договору купли-продажи приобрела муниципальное имущество (здание), НДС как налоговый агент перечислила в бюджет. Какие записи необходимо сделать в бухгалтерском учете и как организовать учет НДС, включая заполнение декларации по НДС, если организация является плательщиком данного налога, но оказывает как подлежащие налогообложению услуги, так и освобожденные от него (отдых и оздоровление по путевкам)?

Cогласно абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории РФ публичного имущества (здания) налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации (передачи) имущества с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В таком случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) имущества, за исключением физических лиц, не являющихся ИП. Эти лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

К сведению: не признаются объектом обложения НДС операции по реализации (передаче) на территории РФ публичного имущества, выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Исчисленная и удержанная в момент выплаты дохода (перечисления денежных средств в счет оплаты муниципального имущества) сумма НДС подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет по месту своего нахождения. Перечисление производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за налоговым периодом, в котором проведена выплата дохода (п. 1, 3 ст. 174 НК РФ).

Покупатели – налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности плательщика НДС, вправе предъявить к вычету уплаченный в бюджет НДС в том случае, если здание приобретено для использования в операциях, подлежащих налогообложению, при наличии составленного счета-фактуры и первичных документов, подтверждающих факт принятия на учет здания. Это следует из п. 3 ст. 171 НК РФ (см. также Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@).

Если приобретенное здание предназначено для осуществления только операций, не подлежащих налогообложению, вычет не применяется (письма Минфина РФ от 08.08.2012 № 03-07-11/265, от 24.02.2009 № 03-07-08/41), налог учитывается в стоимости здания.

Если здание будет использоваться одновременно в операциях, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению, уплаченный налоговым агентом НДС частично принимается к вычету, частично включается в стоимость здания. Пропорция для распределения НДС определяется с учетом особенностей, установленных п. 4.1 ст. 170 НК РФ. В частности, по основным средствам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, налогоплательщик вправе определять пропорцию, исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от него), в общей стоимости отгруженных за месяц товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, возникающих в связи с покупкой муниципального здания, покажем на основе примера.

Пример.

Стоимость здания (с учетом НДС) – 2 360 000 руб., в том числе НДС – 360 000 руб. (распределяется на облагаемые налогом и не подлежащие налогообложению операции – 200 000 и 160 000 руб. соответственно).

В бухгалтерском учете организации (санатория) должны быть сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

По акту приемки-передачи передано приобретаемое муниципальное имущество (здание)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

По общему правилу у покупателей имущества (исключая граждан, не зарегистрированных в качестве ИП), составляющего государственную или муниципальную казну, возникают обязанности налогового агента по НДС. То есть покупателю необходимо исчислить налог по расчетной ставке, удержать его из выплачиваемых продавцу доходов и перечислить в бюджет . Только вот беда - не всегда понятно, какую сумму нужно принимать за налоговую базу для исчисления НДС:

  • цену недвижимости, указанную в договоре, то есть считать, что эта цена уже включает в себя налог;
  • цену недвижимости, увеличенную на сумму налога, проще говоря, накрутить НДС сверх этой цены?
Разница в деньгах может получиться весьма существенная, и, конечно, покупателю выгоднее первый вариант. Но далеко не всегда такой алгоритм расчета налоговики сочтут правомерным. Да и суд может оказаться не на вашей стороне. Поэтому лучше сразу действовать правильно.

Примечание. Напомним, что не облагается НДС продажа государственного или муниципального имущества, если оно выкупается арендаторами - субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном специальным законом . А действие этого порядка продлено до 01.07.2015 . Соответственно, до 01.07.2015 действует и льгота по НДС.

В договоре сказано: ". без учета НДС"? Налог накручивается сверху

Допустим, цена договора 100 000 руб. без учета НДС. Тогда налоговую базу рассчитаем как 100 000 руб. + (100 000 руб. х 18%) = 118 000 руб. А НДС к уплате в бюджет исчислим как 118 000 руб. х 18/118 = 18 000 руб.

Примечание. Разрешая хозяйственные споры, судьи ВАС уже говорили, что гражданское законодательство не предусматривает возможности уменьшения на сумму НДС ранее согласованной сторонами и определенной оценщиком договорной цены имущества, в которую налог не включался . То есть сказано в договоре уплатить определенную сумму за муниципальную недвижимость - платите эти деньги без всяких изъятий. А расчеты с бюджетом по НДС - это уже ваше дело.

Хотя раньше арбитры иногда приходили к такому выводу: тот факт, что в договоре продавец указал стоимость имущества "без НДС", не изменяет порядка определения покупателем - налоговым агентом размера налоговой базы. Налоговый агент не должен увеличивать цену сделки по договору на сумму НДС. Налог нужно исчислить расчетным методом и удержать его из выплачиваемого продавцу дохода .

Непонятно: цена с налогом или без? Тогда считаем, что с налогом

Дело в том, что в силу Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости недвижимости, указанная в отчете оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Поскольку рыночную стоимость оценщик определяет именно для совершения сделки по отчуждению имущества и такая операция облагается НДС, принимаем, что налог в этом случае "сидит" в цене, это просто не оговорено особо. Указание на то, что рыночная стоимость объекта для целей совершения сделки определена без учета НДС, должно содержаться в отчете оценщика. К этому выводу пришли еще судьи ВАС, рассматривая хозяйственный спор между компанией и муниципалитетом . До этого компания, перечислившая муниципалитету всю цену договора без удержания НДС, а потом "пострадавшая" от налоговой проверки, проиграла дело в трех инстанциях . Но Президиум ВАС решения нижестоящих судов не поддержал. И указал: не сказано в отчете оценщика, с налогом или без него определена рыночная стоимость недвижимости, значит, НДС нужно было рассчитать по ставке 18/118 исходя из цены сделки по покупке муниципального имущества. То есть принять, что эта цена включает НДС.

Примечание. Нет смысла пытаться доказать в суде, что налоговики неправомерно доначислили вам НДС и пени, поскольку вы не удержали налог при перечислении денег продавцу. Даже если НДС в договоре купли-продажи не выделен из стоимости объекта недвижимости, это не освобождает вас от обязанностей налогового агента .

Рассказываем руководителю

Если компания не удержала НДС из суммы, уплаченной продавцу муниципального имущества, то не стоит пытаться взыскать с него убытки в виде пеней и штрафов, начисленных впоследствии налоговиками. Ведь нарушение покупателем налогового законодательства никак не связано с отказом продавца вернуть неосновательно полученные деньги.

Получается, что если цена объекта по договору составила 1 000 000 руб., эта сумма и будет налоговой базой для исчисления НДС. Тогда покупатель должен перечислить в бюджет НДС в размере 152 542 руб. (1 000 000 руб. x 18/118) и продавцу заплатить 847 458 руб. (1 000 000 руб. - 152 542 руб.). Если при перечислении денег продавцу вы по ошибке не удержали НДС, то это - сумма неосновательного обогащения. И при отказе вернуть эту сумму НДС добровольно можно взыскать ее с муниципальных властей через суд вместе с процентами за пользование чужими деньгами .

Платить НДС нужно при покупке у государства только той недвижимости, которая составляет государственную или муниципальную казну, то есть не закреплена за государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Это прямо следует из налогового закона . Ведь унитарные предприятия самостоятельно уплачивают НДС наравне с коммерческими организациями. И если вы приобретаете, например, у ГУПа или МУПа нежилое здание, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, то вам не нужно выполнять обязанности налогового агента по НДС независимо от того, отчитывается продавец по упрощенке или по ОСНО.

  1. п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 164 НК РФ
  2. подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ
  3. ч. 3 ст. 10 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ; п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 6 Закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ
  4. Определение ВС от 24.11.2014 N 307-ЭС14-162
  5. Постановление Президиума ВАС от 17.03.2011 N 13661/10
  6. Постановления ФАС СЗО от 03.04.2014 N А26-5213/2013; ФАС ПО от 30.07.2013 N А12-22639/2012
  7. ст. 12 Закона от 29.07.98 N 135-ФЗ
  8. Постановление Президиума ВАС от 18.09.2012 N 3139/12
  9. Постановление ФАС ЗСО от 09.12.2011 N А27-2268/2011
  10. Постановление ФАС ВВО от 09.07.2014 N А29-5651/2013
  11. п. 1 ст. 395 ГК РФ
  12. п. 3 ст. 161 НК РФ

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N06, 2015

26.11.2009 г. ООО приобрело у Комитета по управлению имуществом нежилое здание (бывшая детская больница). Оценка стоимости имущества произведена на основании Отчета «Об определении рыночной стоимости здания…» и составила 9 153 300,00 руб. Установленная по итогам аукциона цена продажи здания составила 9 606 946,00 руб. и перечислена комитету. Дополнительно ООО в бюджет перечислена сумма НДС как налоговым агентом в размере 1 465 466,34 руб.

1. В каком порядке следовало оплатить стоимость данного имущества и рассчитать сумму НДС к уплате как налоговому агенту?

2. В каком порядке и в каком периоде применить право на вычет НДС при приобретении основного средства (здания), если право собственности на здание оформлено в юстиции 08.02.2010 г.?

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами по НДС признаются покупатели (получатели) государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Налоговая база по НДС в указанных случаях определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом НДС.

Минфин РФ обращает внимание на то, что при определении налоговой базы по НДС по муниципальному имуществу, реализуемому по выкупной цене, равной рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что в эту стоимость включен налог на добавленную стоимость (письмо от 03.08.2010 г. № 03-07-11/334).

Налоговые агенты — покупатели обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Вы правильно рассчитали сумму НДС расчетным путем:

9 606 946 руб. х 18 / 118 = 1 465 466,34 руб.

Однако полученную расчетным путем сумму НДС налоговый агент должен заплатить не сверх выкупной цены имущества (дополнительно), а удержать эту сумму НДС из дохода, выплачиваемого продавцу.

То есть перечислить Комитету нужно было сумму за вычетом НДС, исчисленного расчетным методом:

9 606 646 руб. – 1 465 466,34 руб. (НДС) = 8 141 179,66 руб.

Следовательно, Комитету перечисляется 8 141 179,66 руб., в бюджет – 1 465 466,34 руб.

Ст. 174 НК РФ не установлено специальных сроков уплаты НДС в бюджет налоговыми агентами.

Минфин РФ указывает, что уплату НДС налоговому агенту следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (письмо от 03.08.2010 г. № 03-07-11/337).

Налоговые агенты, как и налогоплательщики, обязаны представлять налоговую декларацию по НДС по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 15.10.2009 г. № 104н.

Если Вы являетесь налогоплательщиком НДС, то Вы должны при выполнении обязанностей налогового агента дополнительно заполнить раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Раздел 2 декларации включает в себя показатель суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по данным налогового агента с указанием кода бюджетной классификации, на который подлежит зачислению сумма налога.

По строке 060 отражается сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет налоговым агентом.

По строке 070 отражается код операции, осуществляемой налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ.

Код операции в Вашем случае – 1011703.

Налоговые агенты — покупатели государственного или муниципального имущества обязаны при исчислении НДС составить счет-фактуру и зарегистрировать его в Книге продаж.

Налоговые агенты, указанные в п. 3 ст. 161 НК РФ, регистрируют в книге продаж счета-фактуры, составленные при исчислении налога (при осуществлении оплаты или частичной оплаты, в том числе с применением безденежных форм расчетов, в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или при приобретении товаров (работ, услуг) (п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914).

При составлении налоговым агентом счета-фактуры нужно учитывать следующее.

В строке 2 указывается полное или сокращенное наименование продавца (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога.

В строке 2б указывается идентификационный номер и код причины постановки на учет продавца (указанного в договоре с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога.

В строке 5 указываются номер и дата платежно-расчетного документа, свидетельствующего об оплате приобретенного имущества.

Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст. 161 НК РФ , сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ.

А п. 3 ст. 171 НК РФ установлено, что суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами, подлежат вычету.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ.

Налоговый агент имеет право на вычет сумм НДС при условии , что имущество было приобретено налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, и при его приобретении он уплатил налог.

В целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету в порядке, установленном п. 3 ст. 171 НК РФ, налоговые агенты, указанные в п. 3 ст. 161 НК РФ, регистрируют в книге покупок счета-фактуры, составленные и зарегистрированные в книге продаж (п. 13 Правил…).

Вычеты сумм НДС при приобретении основных средств производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Минфин РФ в письме от 02.08.2010 г. № 03-07-11/330 указал, что суммы НДС, предъявленные продавцом по основным средствам и указанные им в счете-фактуре, поступившем до принятия на учет приобретенных основных средств, подлежат вычету после принятия этих основных средств на учет в качестве основных средств.

Применительно к налоговым агентам это означает, что если налоговый агент составил счет-фактуру ранее, чем принял на учет приобретенное муниципальное имущество, вычет по НДС он сможет применить только после учета этого имущества на счете 01.

Вопрос о том, можно ли принять к вычету НДС при приобретении недвижимого имущества до госрегистрации права собственности на него, является спорным.

Так, УФНС по г. Москве в письме от 29.12.2007 г. № 19-11/125602 отмечает, что объекты основных средств считаются принятыми на учет в том налоговом периоде, в котором оформлены первичные учетные документы, подтверждающие дату ввода объекта в эксплуатацию.

Таким образом, вычеты сумм НДС при приобретении основного средства производятся в том налоговом периоде, в котором одновременно выполнены следующие условия:

– объект принят на учет в качестве основного средства;

– на данный объект имеется счет-фактура.

Минфин же настаивает, что при реализации объектов недвижимости счета­фактуры следует выставлять не позднее пяти календарных дней считая со дня передачи права собственности (даты государственной регистрации права собственности).

Поэтому счет-фактура, выставленный по объекту недвижимости, государственная регистрация права собственности на который осуществлена позже, чем выставлен счет-фактура, не может являться основанием для принятия налога на добавленную стоимость к вычету (письмо от 22.07.2008 г. № 03-07-11/261).

Арбитражная практика показывает, что налоговики часто отказывают в вычете НДС до момента регистрации права собственности на объект недвижимости.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 09.09.2009 г. № Ф04-4832/2009(19369-А27-42) указал, что принятие НДС к вычету не зависит от наличия государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество.

Аналогичная позиция и у ВАС РФ (определения от 30.12.2009 г. № ВАС-17457/09, от 11.09.2009 г. № ВАС-6790/07).

Если Вы не хотите спорить с налоговиками, лучше принять НДС к вычету после госрегистрации права собственности.

В противном случае велика вероятность того, что право на вычет НДС до госрегистрации ОС придется отстаивать в суде.

Читайте также: