Ндс при бюджетном финансировании

Опубликовано: 16.05.2024

Елизавета Кобрина

Многие предприниматели и организации в 2020 году первый раз получили субсидии. Государство выделило деньги на поддержку бизнеса и сохранение занятости в период коронавируса, да и старое финансирование никуда не исчезло. В налоговом учете субсидий есть особенности.

Надо ли включать субсидии в налоговую базу по НДС

Субсидии — это деньги, которые государство выделяет бизнесу на определенные цели и не требует возвращать. Деньги могут быть получены из бюджета любого уровня и в любой форме: перевод средств из регионального бюджета, прямая инвестиция из федерального бюджета, безвозмездный вклад в имущество.

Субсидии, полученные для финансирования затрат на покупку товаров, работ, услуг, имущественных прав, основных средств и нематериальных активов (далее для упрощения — товары).

При этом не важно, тратили ли вы субсидию на приобретение или компенсировали затраты за счет нее.

Субсидии, полученные для компенсации недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен или льготных цен для особых категорий потребителей.

Это касается только скидки на цену без НДС.

Субсидия компенсирует недополученные доходы, возникшие в связи с применением скидок и льгот.

Это касается скидок к цене с учетом НДС.

Коронавирусные субсидии на зарплату и профилактику COVID-19 не включаются в налоговую базу по НДС. Обе субсидии компенсируют обязательные затраты компаний — выдачу зарплаты и организацию мероприятий по профилактике коронавируса. При этом не важно, потратили ли вы субсидию на эти цели или компенсировали расходы за ее счет.

Можно ли принять НДС к вычету, если затраты профинансированы субсидией

Чтобы понять, можно ли принять к вычету НДС, изучите договор о предоставлении субсидии и нормативно-правовые акты, которые регулируют её выдачу. Полученные субсидии могут включать или не включать НДС.

В субсидию не заложен НДС — весь входящий налог на добавленную стоимость можно принять к вычету в стандартном порядке. Это связано с тем, что субсидия не компенсирует НДС и вы оплачиваете его полностью из своего кармана (ст. 107 НК РФ).

В субсидию включен НДС или в документах нет указаний на то, что он туда не заложен, — входной налог полностью или частично оплачивается за счет субсидии. Если расходы полностью покрыты субсидией, входной НДС нельзя принимать к вычету. Если же расходы частично оплачены за счет субсидии и собственных средств, то «свою» часть налога можно принять к вычету. Для расчета суммы НДС к вычету используйте формулу:

Доля НДС, которая не принимается к вычету, рассчитывается как соотношение стоимости товара с НДС, которая компенсирована за счет субсидии, к общей стоимости товара с НДС.

Пример расчета НДС к вычету

ООО «Лопасть» работает на ОСНО. В 1 квартале 2020 года компания получила субсидию в сумме 1 млн рублей. Всю субсидию компания потратила на покупку станка за 2,4 млн рублей (в том числе НДС 400 000 рублей), добавив собственные средства.

Доля входного НДС, которую нельзя принять к вычету = 0,42 % = 1 000 000 / 2 400 000.

Сумма НДС к вычету = 232 000 рублей =400 000 × (1 — 0,42).

Сумма НДС, которую нельзя принять к вычету, включается в состав прочих расходов для целей расчета налога на прибыль (ст. 264 НК РФ).

Нужно ли восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, если расходы компенсированы субсидией

Сразу скажем, что НДС не нужно восстанавливать получателям коронавирусных субсидий на зарплату и продавцам, которые получают компенсации недополученных доходов.

Во всех остальных случаях это снова зависит от того, заложен ли НДС в субсидию. Если не заложен, то НДС можно полностью принять к вычету и его не придется восстанавливать. Если же НДС входит в субсидию или в документации не указано, что он туда не входит, принятый к вычету НДС нужно будет восстановить.

НДС восстанавливайте в том квартале, в котором получили субсидию. Весь восстановленный налог учитывайте в составе прочих расходов и не включайте его в стоимость товаров.

Рассмотрим два стандартных случая восстановления НДС:

    Целевая субсидия получена после того, как вы оплатили покупку из собственных средств и приняли НДС к вычету.

Целевыми считаются все субсидии, в правилах предоставления которых четко определены конкретные товары или расходы на которые она выдана.

В таком случае НДС нужно восстановить в том квартале, в котором получена субсидия. Если расходы полностью компенсированы субсидией, восстановите весь налог, если субсидия возместила расходы только частично, рассчитайте НДС к восстановлению по формуле:

Доля НДС к восстановлению = Компенсированная субсидией стоимость товара (включая НДС) / Общая стоимость товара (включая НДС)
Нецелевая субсидия получена после того, как вы оплатили покупку из собственных средств и приняли НДС к вычету.


В периоде получения субсидии восстановите долю входного НДС, которую приняли к вычету в течение года, предшествующего году получения субсидии. Для этого умножьте общую сумму НДС, заявленную к вычету в прошлом году, на долю, рассчитанную по формуле:

Доля НДС к восстановлению = Сумма субсидии / Совокупные расходы за предыдущий год на покупку, производство и реализацию (включая НДС)

НДС при получении субсидий

Нужно ли вести раздельный учет расходов

Если вы получаете нецелевую субсидию, ведите раздельный учет расходов, произведенных за свой счет и за счет субсидии. Это поможет вовремя определить сумму НДС к вычету или к восстановлению.

Если не разделять расходы, налог в субсидированной части придется восстановить по правилам п. 3 ст. 170 НК РФ. Налоговые инспекторы контролируют это во время проверок.

Если вы не ведете раздельный учет, пересчитайте НДС в последнем квартале календарного года. Нужно восстановить весь налог, принятый к вычету, начиная с квартала, в котором получена субсидия. Долю НДС к восстановлению рассчитайте по формуле:

Доля НДС к восстановлению = Сумма субсидии (включая неиспользованную субсидию за прошлый год) / Совокупные расходы на товары за квартал получения субсидии и последующие (включая НДС)

При расчете не нужно учитывать положительную разницу между суммой субсидии и суммой расходов. Добавьте ее к сумме субсидий, когда будете рассчитывать аналогичный показатель в следующем году.

Суммы восстановленного НДС по стандартным правилам учтите в составе прочих расходов.

Ведите учет НДС при получении субсидий в Контур.Бухгалтерии. Веб-сервис поможет правильно разделить расходы, оформить вычет по НДС и восстановить налог. Ведите учет, составляйте и сдавайте отчетность через интернет, проводите расчеты с сотрудниками и получайте консультации специалистов. Все новые пользователи могут бесплатно познакомиться со всеми возможностями Бухгалтерии в течение двух недель.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Пунктом 32.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (утвержденным Приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ)) разъяснен порядок налогообложения по НДС в различных ситуациях, связанных с получением и использованием средств бюджетного финансирования.

Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не учитываются при определении налоговой базы:

· денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям-заказчикам на финансирование выполняемых исполнителями работ (услуг). Такие средства не облагаются налогом только в момент их зачисления на счета организаций-бюджетополучателей, являющихся заказчиками указанных работ (услуг). Выполненные исполнителями работы (оказанные услуги) за счет вышеуказанных средств подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения) в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). При получении исполнителями от вышеуказанных заказчиков данных денежных средств за предстоящее выполнение работ (услуг) указанные денежные средства включаются в налоговую базу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ;

· денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы. Суммы налога, уплаченные при приобретении таких товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, покрываются за счет вышеназванных источников;

· денежные средства в виде поступлений из бюджетов различных уровней бюджетополучателями на возвратной основе. В случае если организация-бюджетополучатель будет приобретать за счет бюджетных средств, полученных на возвратной основе, товары (работы, услуги), то сумма налога принимается к вычету в общеустановленном порядке. При отсутствии возврата в бюджет указанных денежных средств суммы налога, уплаченные при приобретении этих товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, покрываются за счет данных бюджетных средств.

Порядок налогообложения операций по НДС зависит от оснований получения бюджетных средств, то есть от квалификации операции, служащей основанием для получения бюджетных средств.

С точки зрения порядка налогообложения НДС полученных сумм принципиально различаются:

1. получение бюджетного финансирования бюджетополучателем. В этом случае формой расходования бюджетных средств является выделение бюджетных ассигнований на содержание организации, финансируемой за счет бюджетных средств по смете, или на выполнение организацией своей уставной деятельности, а также предоставление государственной помощи на финансирование конкретных мероприятий в виде субсидии или субвенции.

2. получение бюджетных средств поставщиком товаров (работ, услуг) в результате исполнения госконтракта. В данном случае лицо, которое получает бюджетные средства, не является бюджетополучателем, а средства, выделенные из бюджета, не признаются целевым финансированием для поставщика (товаров, работ, услуг).

В целях как налогового, так и бухгалтерского учета важно отличать денежные средства в виде целевых поступлений, полученные из соответствующего бюджета, от тех, которые поступили в счет оплаты товаров (работ, услуг), заказчиком которых выступают Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования.

В первом случае денежные средства предоставляются бюджетополучателю на безвозмездной основе. Бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования (в том числе субвенции и субсидии), предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий год. Эти поступления носят целевой характер и являются одним из источников финансирования хозяйственной деятельности экономического субъекта наряду с его собственными и заемными средствами.

Во втором случае государство выступает как заказчик, которому предприятие обязано поставить товар (выполнить работу либо оказать услугу) для государственных нужд. Соответственно, предприятие должно отразить поступившие из бюджета денежные средства в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Непосредственно из данного положения следует, что право на освобождение от налогообложения НДС возможно по одному из следующих оснований:

· операции по выполнению НИОКР, если для них предусмотрены специальные источники финансирования, указанные подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ;

· операции по выполнению НИОКР на основании хозяйственных договоров, если они выполняются организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к учреждениям образования и науки.

В связи с этим состав документов, необходимых для подтверждения права на льготу, различается в зависимости от того, по какому из указанных оснований организация претендует на освобождение от уплаты налога.

Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ МНС Российской Федерации разъяснило порядок применения рассматриваемой льготы. Анализ пункта 6.14 рекомендаций позволяет заключить, что при освобождении от НДС выполненных НИОКР документальное подтверждение зависит от характера финансирования, за счет которого производятся работы. При этом возможны следующие варианты:

1. Работы выполняются за счет федерального бюджета. В этом случае основанием для обоснования права на использование льготы является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ.

2. Средства для оплаты научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов. При этом основанием освобождения, помимо договора на выполнение работ с указанием источника финансирования, является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.

3. При выполнении НИОКР за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года №1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок»). В этом случае основанием для освобождения этих работ является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования.

Таким образом, для подтверждения права организации на освобождение от НДС исполнителю работ следует предоставить договор на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с указанием соответствующего источника финансирования. Кроме упоминания в договоре, в качестве самостоятельного документа необходимо заручиться письменным уведомлением об выделении заказчику целевого финансирования для оплаты этих работ. В случае, когда заказчик научно - исследовательской или опытно - конструкторской отказывается письменно уведомить исполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты НИОКР, право на применение льготного налогового режима у исполнителя этой работы отсутствует (Указанная позиция подтверждена Письмом Минфина Российской Федерации от 2 июня 1998 года №04-03-10 и Письмом УМНС по Московской области от 20 сентября 2000 года №06-01/2873).

Источник финансирования, наличие которого позволяет организации использовать льготу, установленную подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, подтверждается справкой об открытии финансирования НИОКР за счет средств бюджета Российской Федерации. В связи с этим при наличии договора на выполнение указанных работ, в котором обозначен указанный источник финансирования, а также при условии, что производимые в рамках указанного договора работы относятся к научно-исследовательским и опытно-конструкторским, Ваша организация вправе воспользоваться освобождением, предоставленным в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Другим самостоятельным основанием для применения льготы в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ является выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ на основе хозяйственных договоров. При этом для появления у организации права на льготу по НДС в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ определяющим является статус организации - необходимо, чтобы организация в соответствии с законодательством Российской Федерации признавалось учреждением образования или науки.

При отнесении организаций или учреждений к числу учреждений науки или образования следует руководствоваться, соответственно, статьей 5 Закона о науке (Приложение №17) и Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (Приложение №29). Порядок признания организации в качестве учреждения образования или учреждения науки разъяснен Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (Приложение №64), в соответствии с которыми:

· под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налога научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».

· под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно - техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно - технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно - технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы на основе хозяйственных договоров, от налога не освобождаются.

В соответствии с практикой применения рассматриваемой льготы, сложившейся до вступления в силу главы 21 НК РФ в условиях действия Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», при к учреждениям науки относятся организации независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, которые по основной деятельности включены в подгруппы 95110, 95120 и 95130 Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) (Смотрите Письмо Минфина Российской Федерации от 21 июня 1999 года №04-03-08, Письма УМНС по городу Москве от 15 февраля 2000 года №02-11/4191, от 2 февраля 2000 года №02-11/1797, от 12 января 2000 года №02-11/880 «О налоге на добавленную стоимость»).

Относительно государственной аккредитации отметим, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о науке научные организации проходят государственную аккредитацию в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года №1291 «О государственной аккредитации научных организаций» и Методическими рекомендациями по проведению государственной аккредитации научных организаций, утвержденными в соответствии с этим Постановлением Приказом Миннауки России от 11 ноября 1997 года №118 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке документов для проведения государственной аккредитации научных организаций». При этом пункт 2 статьи 5 Закона о науке установлено, что свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.

В связи с этим, для правомерного использования научной организацией льготы по НДС, установленной подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ, при выполнении НИОКР на основе хозяйственных договоров организации следует иметь государственную аккредитацию, то есть свидетельство о государственной аккредитации научной организации является документом, необходимым для применения рассматриваемой льготы. Указанная позиция высказана в Письме Минфина Российской Федерации от 20 января 1999 года №04-03-07, УМНС по городу Москве от 29 ноября 1999 года №02-11/13792.

Вместе с тем, при рассмотрении налоговых споров, возникших вследствие отказа налоговыми органами налогоплательщику в праве на использование льготы по мотивам отсутствия у него свидетельства о государственной аккредитации, арбитражные суды принимали сторону налогоплательщика, признавая, что нормы актов законодательства о налогах и сборах не ставят право научной организации на налоговые льготы в зависимость от наличия у нее свидетельства о государственной аккредитации, выдаваемого соответствующими органами исполнительной власти на основании Федерального закона «О науке и государственной научно - технической политике» (смотрите Постановления ФАС Центрального округа от 7 сентября 2001 года по делу №А14-3162-01/116/11, ФАС Московского округа от 26 ноября 2001 года по делу №КА-А40/6828-01, от 29 мая 2001 года по делу №КА-А40/2575-01, от 22 января 2001 года по делу №КА-А40/6321-00).

Следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона о науке отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно - технической деятельности. Пункт 4 Положения о государственной аккредитации научных организаций (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года №1291 «О государственной аккредитации научных организаций»), ставит возможность получения государственной аккредитации в зависимость от желания организации. Другими словами, организация может выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и при отсутствии у нее государственной аккредитации.

При отнесении выполняемых организацией работ к научно-исследовательским и опытно-конструкторским следует руководствоваться статьей 769 ГК РФ, в соответствии с которой по договору на выполнение научно - исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно - конструкторских работ - разработать образец нового изделия, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Следует подчеркнуть, что выполнение работ, относящихся к научно-технической деятельности, само по себе не означает их непосредственного отнесения к числу научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ. Выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ является составной частью научно - технических работ, к числу которых, наряду с НИОКР, в частности, относятся: проектные работы, изготовление опытных партий научно - технической продукции, научно - технические услуги (включающие виды деятельности, способствующие получению, распространению и применению научных знаний) (статья 2 Закона о науке).

В связи с этим иные работы, не являющиеся непосредственно научными исследованиями или разработками образца нового изделия, льготный налоговый режим не распространяется вне зависимости от того, что такие научно - технические работы выполняются за счет специального финансирования или научная организация имеет государственную аккредитацию. Другими словами, выполнение организацией, которая в установленном порядке признается учреждением науки, научно-технических работ, предметом которых не является проведение научных исследований и разработок образцов новых изделий, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (Письмом УМНС по Московской области от 3 августа 1999 года №06-14/2028 рекомендовано при возникновении спорных конфликтных ситуаций с налоговыми органами по вопросу правильности отнесения тех или иных работ к числу научно - исследовательских и опытно - конструкторских следует обращаться за соответствующим разъяснением в Миннауки России.

Отнесение работ к НИОКР подлежит исследованию и установлению при рассмотрении арбитражными судами споров о правомерности использования льгот (смотрите Постановление ФАС Московского округа от 21 сентября 2001 года по делу №КА-А41/5158-01, от 12 сентября 2000 года по делу №КГ-А40/4051-00). При этом в качестве доказательства факта отнесения работ, предусмотренных спорными договорами, к опытно - конструкторским работам в конкретном случае было подтверждено заключением государстве Республиканского исследовательского научно - консультационного центра экспертизы Миннауки России).

Отметим, что в соответствии c пунктом 6 статьи 149 НК РФ налогоплательщик вправе воспользоваться льготой только в случае, если осуществляется раздельный учет операций, облагаемых и необлагаемых операций по НДС.

Кроме того, пункт 4 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что операции не подлежат налогообложению только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (Перечень операций, на осуществление которых требуется наличие лицензии, установлен статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного и целевого финансирования, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Бюджетное и целевое финансирование».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

В последнее время экономическая ситуация в стране нестабильна и многие компании переживают не лучшие времена ввиду спада производства, уменьшения заказов и объемов работ.

В связи с этим они вынуждены проводить модернизацию бизнеса, изменять технологические или организационные условия труда или вовсе сокращать персонал. В целях минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения Правительством Российской Федерации предприняты первоочередные меры по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса одной из которых является реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.(1)

Финансовое обеспечение дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, а также за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации

Субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ и предусматривают следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда:

а) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

б) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

в) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

г) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям. Согласно заключаемым договорам предприятия получают бюджетные денежные средства в качестве компенсации (возмещения расходов) на оплату труда работников, профессиональное обучение.

Как показывает судебная практика, в финансовой деятельности коммерческих предприятий, использующих бюджетные денежные средства, часто возникают вопросы определения налогооблагаемой базы при исчислении НДС на суммы целевых бюджетных средств, полученных в связи с оплатой реализованных налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Согласно последним разъяснениям финансового ведомства, письмо Минфина от 01.09.2009 №03-07-11/215 в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ операции по реализации работ на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, поэтому при возмещении бюджетом расходов связанных с проведением общественных оплачиваемых работ у предприятия возникает налогооблагаемая база. Возникает риторический вопрос, если у предприятия возникает объект налогообложения НДС, то с полученной компенсации необходимо заплатить в бюджет НДС. (2) В соответствии с требованиями Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 (далее - Порядок ведения журналов учета), плательщики НДС при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых НДС, так и не облагаемых налогом, составляют счета-фактуры и ведут журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по формам согласно приложениям к указанным Правилам. (3) Следовательно, организация, которая получила бюджетные средства, обязана выставить самой себе счет-фактуру, разнести ее в книге продаж и с полученных средств уплатить сумму НДС в бюджет.

Уплата НДС приводит к двойному налогообложению. Во-первых при получении из бюджета компенсации расходов связанных с проведением общественных оплачиваемых работ предприятие обязано уплатить сумму НДС. Во-вторых, предприятие при оказание услуг сторонним организациям в себестоимость услуг включает также расходы на оплату труда работников, являющиеся участниками программы, которые оказывают данные услуги и при выставлении счет-фактуры за оказанные услуги сторонним организациям предприятие обязано также заплатить НДС.

Налоговые органы доначисляют организациям НДС на суммы средств, полученных из бюджетов, мотивируя свои решения тем, что суммы субсидий следует рассматривать в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ как средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи или иные суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

На наш взгляд, суммы целевого финансирования, предоставляемые из бюджетов всех уровней связанные с компенсацией расходов организацией с привлечением работников на общественные работы, обучением, адресной поддержки граждан не включаются в налоговую базу по НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате товаров. В таких ситуациях у коммерческих организаций не возникает объекта налогообложения по уплате НДС.

Полученные бюджетные средства не включаются в налогооблагаемую базу по данному виду налога, поскольку такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В этой связи заслуживает внимания вывод Определение ВАС о том, что «при реализации тепловой энергии населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) следует исходить из норм закона (ст. 40 НК РФ и ст. 154 НК РФ) с учетом того, что суммы дотаций (субсидий), получаемых из бюджета, в цены реализации не входят. (4)

1. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год утв. Правительством РФ 19 июня 2009 г.

2. Письмо Минфина от 01.09.2009 №03-07-11/215

3. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями).

4. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2009 г. N 2502/09

Один за всех, все за одного – все это мушкетерская романтика. Что касается современного бизнеса, то тут приходится рассчитывать исключительно на себя. Сам себе не поможешь – вряд ли поможет кто-то еще. Впрочем, иногда (когда ему это выгодно, разумеется) подключается государство – субсидии, дотации и т.д. Впрочем, вкус у бесплатного сыра обычно весьма специфический.

Так что давайте на всякий случай поищем «подводные камни» и поразмышляем, что чем чревато. Напоминанием об ответственности за нецелевое использование травмировать психику никому не будем – это предмет для особой дискуссии, причем, судя по последним громким уголовным делам, не столько из правовой или экономической области, сколько из области метафизики, эзотерики и оккультизма. Тему справедливости схем предоставления госпомощи также лучше не трогать – себе дороже. Так что мы с вами сосредоточимся на других моментах.

Итак, компания или индивидуальный предприниматель делает покупки за счет целевых поступлений или дотаций из бюджета. В этом случае входной НДС, уплаченный продавцам, к вычету принять нельзя (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). Оно и понятно – ведь сама фирма не понесла никаких затрат на покупку. Сумму налога на добавленную стоимость, уплаченного продавцам, нужно списать.

Порядок списания входного НДС зависит от того, как будут использованы купленные товары (работы, услуги) – в коммерческой или некоммерческой деятельности фирмы.

Порядок списания входного НДС

Соответствующие проводки будут такими:

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19
— списан входной НДС в некоммерческой организации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— списан входной НДС в коммерческой фирме.

Для тех, кто получает бюджетные субсидии в 2019 году, правила вычета и восстановления входного НДС поменялись (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ). Так, если деньги из бюджета израсходованы на оплату не всей покупки, а только ее части, запрещено принимать к вычету не весь входной НДС, а только его долю.

Как рассчитать долю «невычитаемого» входного налога

До 1 января 2019 года фирмы и ИП, покупающие имущество или оплачивающие работы (услуги) за счет бюджетных средств, не принимали к вычету входной НДС (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

В противном случае имеет место «задвоение» денег, полученных фирмой из бюджета. Так, нельзя было принять к вычету НДС по покупкам за счет ФСС-взносов. К примеру, заявить вычет входного НДС при покупке аптечек за счет соцстраха (письмо Минфина России от 15.12.2017 № 03-07-11/84162). Или при покупке спецодежды, обуви и других СИЗ для работников, занятых на «вредных» работах, которые также приобретены за счет взносов на «травматизм» (письмо Минфина России от 20.06.2018 № 03-07-11/42124).

С 2019 года правила изменились. Если деньги из бюджета израсходованы на оплату не всей покупки, а только ее части, запрет на вычет НДС распространяется не на весь входной налог, а только на его долю.

Эта доля пропорциональна той части покупки, которая оплачена бюджетными деньгами. При расчете пропорции нужно учитывать входной НДС в стоимости покупки. Это же правило распространяется и на покупку импортных товаров.

Если компания ведет раздельный учет НДС, оплаченного за счет бюджетных денег, то налог, не принятый к вычету, можно учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Кроме того, в документах на предоставление субсидий или инвестиций теперь разрешена оговорка, что бюджетные средства не идут на оплату входного НДС. Речь идет о ситуации, когда бюджетными деньгами оплачивают стоимость товаров, работ или услуг без учета НДС, а НДС – из собственных денег. В этом случае фирмы и ИП смогут принять входной налог к вычету.

Как вести раздельный учет НДС получателям бюджетных дотаций в 2019 году

Если компания ведет раздельный учет НДС, оплаченного продавцам за счет бюджетных средств, то не принятый к вычету входной налог можно учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Если не ведет, то учесть в расходах такой НДС нельзя. Это правило действует до 2019 года.

С 2019 года раздельный учет понадобится не всегда, а только если нет полной ясности, на приобретение каких именно товаров (работ, услуг, имущественных прав) предоставлены бюджетные средства. Раздельный учет нужно применять в отношении не только входного НДС, но и полной суммы расходов. Весь налог, не принятый к вычету, нужно учитывать в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, а не в стоимости покупки.

Для фирм и ИП, которые должны вести раздельный учет, но не делают этого, с 2019 года действуют следующие правила. Они обязаны в последнем квартале года восстановить часть НДС, принятого к вычету в текущем календарном году. Часть налога, подлежащую восстановлению, определяют пропорционально доле субсидий (бюджетных инвестиций) в общем объеме расходов. В расчет берут все расходы, понесенные с начала квартала, в котором получены субсидии (бюджетные инвестиции), с учетом входного НДС. Если окажется, что величина субсидий превышает величину расходов, то разницу между ними при расчете доли в текущем году учитывать не нужно. Эту разницу надо перенести на следующий год и приплюсовать к субсидиям будущих периодов.

Кроме того, в документах на предоставление субсидий или инвестиций с 2019 года разрешена оговорка, что бюджетные средства не идут на оплату входного НДС. Речь идет о ситуации, когда бюджетными деньгами оплачивают стоимость товаров, работ или услуг без учета НДС, а НДС – из собственных денег. В этом случае фирмы и ИП смогут принять входной налог к вычету.

И наконец, по прежним правилам НДС, ранее принятый к вычету, нужно восстановить, если расходы на покупку были возмещены из бюджета. При этом не имеет значения, покрывает ли сумма бюджетных субсидий входной налог (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановление НДС получателями бюджетных субсидий

Теперь о том, что касается восстановления НДС. По действующим правилам НДС, ранее принятый к вычету, нужно восстановить, если расходы на покупку были возмещены из бюджета. При этом не имеет значения, покрывает ли НДС сумма бюджетных субсидий (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

С 1 января 2019 года восстановить НДС придется, только если бюджетные средства были выданы в том числе на оплату входного НДС. Это должно быть прописано в документах на предоставление денег из бюджета. Если субсидия не покрывает налог, его можно не восстанавливать. А вот если субсидия предоставлена исключительно для возмещения «импортного» НДС, импортер обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету.

Если покупка была совершена за счет собственных средств, а потом ее стоимость частично компенсировало государство, то восстанавливают часть входного НДС в доле, пропорциональной возмещенной части покупки (без учета входного НДС). Это правило действовало до 2019 года. С 2019 года расчет пропорции меняется – в стоимости покупки учитывают входной НДС.

Восстанавливают НДС в том квартале, в котором получена субсидия. При этом суммы восстановленного НДС включают в состав прочих расходов. На сумму восстанавливаемого налога в книге продаж нужно зарегистрировать счет-фактуру, на основании которого входной НДС ранее был принят к вычету (п. 14 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Коммерческая организация получила целевые бюджетные средства в форме субсидии субъектам малого предпринимательства, осуществляющим отдельные виды деятельности по приоритетным направлениям поддержки малого предпринимательства. Эти средства были потрачены на частичную оплату объекта основных средств (сумма субсидии меньше стоимости ОС).

Можно ли принять к вычету НДС по приобретенному ОС?

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена в рамках ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства".

Вычет по НДС на основании норм НК РФ предоставляется при одновременном выполнении следующих условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 169 НК РФ):

  • цель приобретений - для осуществления облагаемых НДС операций или для перепродажи;
  • принятие к учету приобретения;
  • наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Отметим, что в тексте гл. 21 НК РФ нет никаких ограничений на реализацию налоговых вычетов по НДС в зависимости от источника поступления денежных средств, использованных для оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).

Следовательно, источник оплаты - субсидия - не ограничивает прав приобретающей стороны (коммерческой организации) на заявление НДС к вычету.

Подтверждает это и судебно-арбитражная практика

  • налоговое законодательство не ставит право на возмещение НДС в зависимость от источника поступления на счета налогоплательщика денежных средств, использованных для расчетов за приобретаемые товары (в данном случае речь шла о целевом бюджетном финансировании деятельности сельскохозяйственных предприятий без разделения на составляющие, т.е. денежные средства выделялись в целях пополнения оборотных средств и у получателей не возникало обязанности расходовать их на определенные цели),- Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 сентября 2006 г. по делу N А82-19017/2005-28;
  • вычет по НДС не ставится в зависимость от источника поступления средств налогоплательщику (в данном случае речь шла о республиканской инвестиционной программе, за счет средств которой налогоплательщик оплатил работы по строительству водозаборных, очистных, водопроводно-канализационных объектов) - Постановление ФАС Уральского округа от 3 декабря 2007 г. по делу N Ф09-9866/07-С3.

Аналогичный вывод содержит Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.03.2009 по делу N А53-10102/2008-С5-47.

Принятие к вычету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому в случае уплаты налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, данные суммы налога к вычету не принимаются. В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет средств федерального бюджета, следует восстанавливать.

Что касается сумм налога на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, то данные суммы восстановлению не подлежат.

Официальное мнение на этот счет выражено, например, в Письме Минфина РФ от 21.10.2009 N 03-07-11/260. В нем финансисты указали, что принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому в случае уплаты налога по товарам (работам, услугам) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, данные суммы налога к вычету не принимаются. В связи с этим суммы НДС по товарам, оплаченным за счет средств федерального бюджета, следует восстанавливать.

Сумма НДС по товарам, оплаченными субсидиями

Что касается сумм налога на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, то данные суммы восстановлению не подлежат.

Субсидия Вашей организации, по всей вероятности, выделена не из федерального бюджета, а из средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета. Именно такой порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства предусмотрен п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Поэтому, учитывая нормы НК РФ, позицию арбитражных судов и мнение Минфина РФ по данному вопросу, Вы имеете полное право на возмещение НДС по приобретенному за счет средств субсидии объекту ОС.

Напомним также, что полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий. Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться (см., например, Письмо Минфина России от 24.08.2009 N 03-03-06/1/547).

Читайте также: