Ндс по поступившим объектам нефинансовых активов отражается следующим образом

Опубликовано: 09.05.2024

Дата публикации 01.04.2021

25.01.2021 в государственное казенное учреждение поступило имущество, которое в акте приема-передачи нефинансовых активов у передающей стороны списано со счета 1 108 52 410 (Дт 1 401 20 281 Кт 1 108 52 410). Значит ли это, что учреждению его нужно принять к учету как имущество казны (Дт 1 108 52 310 Кт 1 401 10 199)? Также в бухгалтерию поступило письмо с распоряжением ТУ Росимущества от 13.10.2020, где сказано, что имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления. Какими проводками и документами в бюджетном учете казенного учреждения оформить поступление и принятие в оперативное управление имущества из казны? Какими нормативными актами регулируется этот вопрос?

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, которое принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).

Имущество, которое находится в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.

Средства бюджета и иное государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляют государственную (муниципальную) казну соответствующего бюджета. Это установлено п. 4 ст. 214 ГК РФ.

Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество государственной (муниципальной) казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (органах местного самоуправления) или уполномоченных ими органах, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.

Счет 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны" применяется только органами, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для учета имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Использование этого счета учреждениями, не имеющими полномочия по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, противоречит законодательству. Поэтому поступление и принятие к учету имущества на праве оперативного управления необходимо отражать по счету 101 00 "Основные средства" (п. 7 федерального стандарта "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, далее - СГС "Основные средства", п. 38 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственным (муниципальным) учреждением, возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

При передаче объектов нефинансовых активов между субъектами учета, в т. ч. при закреплении права оперативного управления, оформляется акт о приеме-передаче объектов НФА (ф. 0504101). Вместе с тем, при оформлении расчетов по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета используется извещение (ф. 0504805). Таким образом, объект движимого имущества принимается к учету на основании акта о приеме-передаче (ф. 0504101) и извещения (ф. 0504805).

Как следует из вопроса, движимое имущество и акт приема-передачи поступили в учреждение в 2021 году. Также были получены распорядительные документы, датированные 2020 г. и подтверждающие закрепление права оперативного управления имуществом. В такой ситуации поступление и принятие к учету движимого имущества необходимо отражать по счету 101 00 в момент его получения, т.е. в 2021 г. Счета у передающей и принимающей сторон совпадать не будут, поскольку счет 1 108 52 410 может применять только орган, уполномоченный вести учет имущества казны.

Учреждение, получившее в оперативное управление объект основного средства из состава имущества казны, принимает его на учет по стоимости из документов, подтверждающих передачу актива (п. 24 СГС "Основные средства"). Одновременно к учету принимается, в случае наличия, сумма начисленной на объект амортизации (п. 29 Инструкции № 157н). Кроме того, при передаче объекта казны передается и его инвентарная карточка, в которой указан срок полезного использования.

На объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования. Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления (п. 94 Инструкции № 157н). При этом расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о первоначальной (балансовой) стоимости объекта и срока его нахождения в составе имущества казны в порядке, установленном пп. 84 - 93 Инструкции № 157н.

В дальнейшем амортизация по полученному объекту начисляется в общеустановленном порядке в соответствии с п. 33 СГС "Основные средства", п. 86 Инструкции № 157н, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Безвозмездно полученные объекты основных средств принимаются к бюджетному учету по сформированной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 101 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 401 10 19Х "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления". Это установлено п. 7 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).

В соответствии с п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н), к поступлениям, перечислениям капитального характера относятся операции, формирующие (увеличивающие) основные фонды - недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемое в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов.

Безвозмездные неденежные поступления капитального характера в сектор государственного управления от сектора государственного управления и организаций государственного сектора отражаются по подстатье 195 КОСГУ (п. 9.9.5 Порядка № 209н).

Таким образом, в бюджетном учете учреждения оформляются бухгалтерские записи:

Дебет КРБ 1 101 3Х 310 Кредит КДБ 1 401 10 195 - принято к учету движимое имущество в оперативное управление из состава казны (п. 38 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 401 10 195 Кредит КРБ 1 104 3Х 411 - отражена сумма амортизации, начисленная на передаваемое имущество до даты включения в состав имущества казны (при наличии) (п. 19 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ 1 401 20 271 Кредит КРБ 1 104 3Х 411 - отражено единовременное начисление суммы амортизации за время нахождения имущества в составе казны (п. 19 Инструкции № 162н).

Письмом Минфина России от 22.05.2019 № 02-03-10/37040 доведен порядок составления справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) нефинансовых активов (счета 101 00 "Основные средства", 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны") между получателями бюджетных средств, подведомственными различным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета.

При формировании справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) субъектом консолидируемой отчетности выверяются консолидируемые показатели по счетам 1 401 10 195 и 1 401 20 281. Показатели по счетам 101 00 и 108 00 не консолидируются.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 10

Налоговое законодательство не содержит положений об освобождении бюджетных организаций от уплаты НДС, оно освобождает от обложения данным налогом только отдельные товары и операции (ст. ст. 146, 149, 150), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145). Знание основ обложения НДС, в частности вопросов его возмещения, - залог правильного отражения операций в бюджетном учете.

Учет НДС при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов

Существует три варианта учета НДС при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов бюджетных учреждений.

  1. Суммы НДС учитываются в первоначальной стоимости нефинансовых активов. По правилам бюджетного учета нефинансовые активы принимаются к учету по их первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление, с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (п. 11 Инструкции N 148н ). Это правило относится к учету нефинансовых активов, приобретенных или созданных за счет бюджетного финансирования, а также к учету работ, услуг, полученных в рамках бюджетной деятельности.
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Пример 1. Бюджетному учреждению здравоохранения поставщиком перевязочных материалов предъявлен счет-фактура на сумму 34 000 руб., в том числе НДС - 5185 руб. Материальные запасы приобретаются за счет бюджетных средств.

В бюджетном учете будут сделаны следующие проводки:

  1. Суммы НДС подлежат возмещению и не включаются в первоначальную стоимость нефинансовых активов (работ, услуг). Суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками товаров (работ, услуг), относятся на счет 2 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам". В дальнейшем учтенные на данном счете суммы принимаются к вычету. Это правило распространяется на приобретение материальных ценностей (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

Применение налогового вычета означает уменьшение суммы налога, начисленной учреждением к уплате в бюджет, на суммы налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Вычетам подлежат суммы налога по товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретенным (п. 2 ст. 171 НК РФ):

  • для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
  • для перепродажи.

Существуют также определенные правила (условия) применения налоговых вычетов, о них будет сказано ниже.

В соответствии с п. 177 Инструкции N 148н суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченные при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемые в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг), отражаются проводкой:

Дебет счета 2 210 01 560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

Кредит счетов 2 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 2 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (по соответствующим счетам аналитического учета).

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, отражается проводкой:

Дебет счета 2 303 04 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

Кредит счета 2 210 01 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".

Пример 2. Учреждение здравоохранения приобрело томограф за счет внебюджетных средств, который предполагается использовать в деятельности, облагаемой НДС. Стоимость томографа - 448 400 руб., в том числе НДС - 68 400 руб.

В бюджетном учете указанные операции отражаются следующим образом:

Если приносящая доход деятельность не облагается НДС, то суммы налога, предъявленные поставщиками (подрядчиками) нефинансовых активов, работ, услуг, учитываются в их стоимости. В бюджетном учете операции по их приобретению отражаются так же, как и в случае приобретения за счет бюджетного финансирования, с той лишь разницей, что в 18-м разряде счета указывается код 2 - приносящая доход деятельность, а оплата товаров (работ, услуг) отражается на счете 2 201 01 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах".

  1. Суммы НДС учитываются в стоимости нефинансовых активов, работ, услуг пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. Другими словами, если нефинансовые активы, работы, услуги приобретаются для использования в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, то к возмещению принимается налог, рассчитываемый пропорционально выручке (доходу) от реализации облагаемых НДС товаров (работ, услуг) в общей сумме выручки за налоговый период.

Невозмещаемая сумма НДС в этом случае должна быть включена в первоначальную стоимость имущества (дебет счета 2 106 01 310), а оставшаяся часть выделена на счет 2 210 01 560.

Обратите внимание! Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанное правило к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Пример 3. Воспользуемся условиями предыдущего примера, но предположим, что томограф будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению этим налогом. В данном налоговом периоде стоимость услуг, операции по реализации которых подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 60%.

Рассчитаем сумму НДС, предъявленную продавцом томографа, которую надо будет принять к вычету. Она составит 60% от всей предъявленной суммы НДС, или 41 040 руб. (68 400 x 60%). Указанную сумму надо выделить на счет 2 210 01 000, а оставшуюся (27 360 руб.) учесть в первоначальной стоимости томографа. В нашем случае первоначальная стоимость томографа составит 407 360 руб. (380 000 + 27 360).

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

Условия применения налоговых вычетов

Основным условием применения налоговых вычетов считается наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Кроме того, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации необходимо наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Следующее условие (не менее важное) - это использование товаров (работ, услуг) в деятельности, облагаемой НДС.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров, работ, услуг.

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг) иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. Налоговым законодательством не предусмотрена корректировка сумм налоговых вычетов по НДС на возникающие у покупателя суммовые разницы. Все вышеуказанные условия обозначены ст. 172 НК РФ.

Есть мнение налоговых и финансовых органов, что вычет по НДС предоставляется только в том налоговом периоде, в котором осуществляются налогооблагаемые операции (Письма Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/245, от 30.03.2010 N 03-07-11/79, УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126829). Так финансовое ведомство трактует п. 1 ст. 171 НК РФ, в котором говорится, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Поскольку на основании п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, то, не имея налоговой базы, нельзя применять налоговые вычеты.

Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. По мнению судей, нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги) (Постановления Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05, ФАС МО от 26.01.2010 N КА-А41/15377-09).

Налоговый кодекс предоставляет плательщику возможность возмещения сумм превышения налоговых вычетов над общей суммой начисленного налога за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ). При этом Минфин России рекомендует трехлетний срок исчислять после окончания налогового периода, в котором возникли налоговая база по налогу и сумма налога, исчисленная с этой налоговой базы. Условием возмещения указанных выше сумм является наличие полученных налогоплательщиком счетов-фактур и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных им товаров (работ, услуг) (Письмо N 03-07-11/79).

Возмещение НДС с полученных авансов

По правилам Налогового кодекса при получении аванса (предоплаты) в счет будущей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организация обязана начислить НДС к уплате в бюджет. День получения предоплаты считается моментом определения налоговой базы, если он наступил раньше, чем были отгружены товары, выполнены работы, оказаны услуги (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

При получении аванса сумма НДС должна определяться расчетным методом. Налоговая ставка в этом случае устанавливается как процентное отношение действующей налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ). В 2010 г. налоговая ставка в отношении авансов равна 15,25% (18/118 x 100).

После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и начисления НДС к уплате в бюджет с выручки налог, начисленный с предоплаты, необходимо поставить к возмещению (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Счета-фактуры на сумму НДС, начисленного с полученной предоплаты, выставляются покупателю товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней считая со дня получения сумм частичной оплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ). Они регистрируются в книге продаж. После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг счет-фактура, выставленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и является основанием для возмещения НДС с полученного аванса.

В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

  • порядковый номер и дата выписки;
  • наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
  • номер платежно-расчетного документа;
  • наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
  • сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
  • налоговая ставка;
  • сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Вместе с тем если в счетах-фактурах по авансовым платежам заполнены дополнительные реквизиты, то такие счета-фактуры не рассматриваются как составленные с нарушением требований закона (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-07-09/33).

Пример 4. В августе 2010 г. учреждение здравоохранения получило аванс в размере 20% в счет оказания услуг в сумме 47 200 руб. В сентябре услуги были оказаны и произведен окончательный расчет. Стоимость услуг составила 236 000 руб.

В бухгалтерском учете учреждения операции отражаются следующим образом:

Возмещение НДС с перечисленных авансов

Как было указано выше, в случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг поставщик (продавец) обязан предъявить покупателю этих товаров, работ, услуг сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Покупатель имеет право поставить к возмещению сумму, указанную в полученном счете-фактуре, то есть сумму с полученного аванса. Эта норма введена в Налоговый кодекс с 2009 г. Пунктом 12 ст. 171 НК РФ предусмотрено право покупателя на вычет НДС, исчисленного с предварительной оплаты товаров (работ, услуг).

Для того чтобы принять к вычету НДС с перечисленного аванса, учреждение-покупатель должно иметь (п. 9 ст. 172 НК РФ):

  • счет-фактуру, выставленный продавцом;
  • документы, подтверждающие фактическое поступление оплаты;
  • договор, предусматривающий перечисление указанных сумм.

Обратите внимание! Если в договоре условие о предварительной оплате (частичной оплате) не предусмотрено или соответствующий договор отсутствует, а предварительная оплата перечисляется на основании счета, налог по перечисленному авансу к вычету не принимается (Письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39).

В том налоговом периоде, в котором произошла реализация товаров (работ, услуг), НДС по перечисленному авансу, принятый к вычету, нужно восстановить (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Пример 5. Учреждение здравоохранения в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, заключило договор на поставку медикаментов на сумму 180 000 руб., в том числе НДС - 27 450 руб. Согласно условиям договора в апреле 2010 г. поставщику был перечислен аванс в размере 30% - 54 000 руб. Медикаменты были получены и оплачены в мае 2010 г.

В бухгалтерском учете учреждения операции отражаются следующим образом:

В нашем примере НДС поставлен к вычету, а затем восстановлен на расчеты с бюджетом в одном налоговом периоде. По мнению автора, применять такую схему целесообразно, если перечисление аванса и зачет НДС приходятся на один налоговый период, а получение материальных ценностей - на следующий налоговый период. Учреждение может принять решение не использовать право на вычет с перечисленных авансов, поскольку Налоговым кодексом предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты, а не обязанность по принятию налога к вычету (Письмо Минфина России от 01.09.2009 N 03-07-14/92).

Обратите внимание! При осуществлении предварительной оплаты (частичной оплаты) наличными денежными средствами или в безденежной форме вычет налога по такой оплате (частичной оплате) не производится, поскольку в данных случаях у покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) отсутствует платежное поручение (Письмо N 03-07-15/39).

Реализация основных средств бюджетных учреждений и НДС

Реализация имущества подлежит обложению НДС (ст. 146 НК РФ). Совершая операции, облагаемые НДС, бюджетное учреждение обязано выставить счета-фактуры с выделенной в них суммой налога. Если реализуемое основное средство числится на балансе учреждения с учетом НДС (то есть налог не возмещался), налоговая база рассчитывается как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью реализуемого основного средства (п. 3 ст. 154 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118. В случае, когда основное средство, подлежащее реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого основного средства.

Пример 6. Организация здравоохранения продает магнитно-резонансный томограф (МРТ), приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Его первоначальная стоимость - 560 000 руб. (без НДС). Сумма начисленной амортизации - 260 000 руб., остаточная стоимость МРТ - 300 000 руб. На основании акта независимого оценщика установлена продажная цена МРТ - 380 000 руб. (в том числе НДС - 57 950 руб.). Стоимость услуг оценщика - 4800 руб. (без НДС).

В бюджетном учете организации будут сделаны следующие проводки по реализации МРТ:

Если доходы от реализации облагаются НДС, то для целей исчисления налога на прибыль доходы рассчитывают за минусом НДС (п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, при исчислении налога на прибыль бюджетные учреждения могут уменьшить доходы от реализации имущества на сумму расходов, связанных с ней, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества (ст. ст. 247, 252 НК РФ). Согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ в случае реализации имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и используемого для ее осуществления, доходы следует уменьшить на их остаточную стоимость.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Статья 143 НК РФ относит к плательщикам НДС российские организации, в частности автономные учреждения. Порядок налогообложения платных услуг, оказываемых государственным (муниципальным) учреждением, достаточно четко регламентирован действующими нормативными документами. В рамках данной статьи мы рассмотрим бухгалтерский учет операций, связанных с начислением и уплатой НДС, с учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н.

Счета для учета НДС

В соответствии с п. 158 Инструкции № 183н для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ применяется счет 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты». Данный счет детализирован счетом для учета операций по НДС – 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

По кредиту этого счета отражается начисление налога, по дебету – его уплата.

Дополнительно к счету 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» предусмотрен счет 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС», который, в свою очередь, детализирован счетами:

  • 021011000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»;
  • 021012000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».
Приведенные выше счета были введены в Инструкцию № 157н Приказом Минфина РФ № 89н. Напомним, что ранее автономные учреждения при отражении операций по НДС в части налоговых вычетов использовали счет 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

По дебету счета 210 10 000 отражается входной НДС, по кредиту – использование (закрытие) налогового вычета.

Начисление НДС (кредит счета 303 04 000)

  • реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ;
  • передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Перечень операций, которые не являются объектом обложения НДС, приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. К ним, в частности, относится выполнение работ (оказание услуг) автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого служит субсидия, выделяемая из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке (ПисьмоМинфина РФ от 18.03.2014 №03‑07‑15/11691).

Добавим, что положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяются автономными учреждениями при реализации товаров (в том числе собственного производства). В данном случае НДС они исчисляют и уплачивают в общем порядке (Письмо ФНС РФ от 17.07.2012 № ЕД-4-3/11763@).

Учреждение, выступающее продавцом при осуществлении операций, облагаемых НДС, дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязано предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 166 НК РФ).

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Сумма НДС выделяется в счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей статье КОСГУ (130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы») согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.

В бухгалтерском учете суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются следующей бухгалтерской записью (п. 159 Инструкции № 183н):

Дебет счета0 401 10 130 (180) «Доходы от оказания платных услуг» («Прочие доходы»)

Кредит счета0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (у автономных учреждений)

Педагогический колледж, имеющий статус автономного учреждения, реализовал макулатуру, образовавшуюся в организации в результате списания библиотечного фонда. Макулатура была оприходована по рыночной стоимости в сумме 3 000 руб. Стоимость реализованной макулатуры специализированной организации составила 3 540 руб. (в том числе НДС – 540 руб.).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные от реализации макулатуры, относятся на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья не применяется. Начисление денежных средств, полученных от реализации макулатуры, следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущества (макулатуры) автономным учреждением осуществляется по рыночной стоимости и подлежит обложению НДС. При этом текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принята к учету макулатура по рыночной стоимости

Автор: Л. Ларцева

Какие счета применяются для отражения в учете расчетов по НДС? Каков порядок учета НДС, когда учреждение является продавцом и покупателем? Какими бухгалтерскими записями оформляются эти операции?

Счета для учета расчетов по НДС.

В целях отражения в бухгалтерском учете расчетов по НДС используются следующие счета:

  • 0 304 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 201 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»;
  • 0 201 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»;
  • 0 201 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным».

Последний из перечисленных счетов введен в конце 2016 года Приказом № 209н[1].

Стоит отметить, что у бюджетных (автономных) учреждений начисленные суммы НДС относятся в уменьшение доходов, у казенных учреждений – на увеличение расходов.

Исходя из этого, в соответствии с Указаниями № 65н[2] сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, отражается:

  • бюджетным (автономным) учреждением – по коду вида доходов 130 «Доходы от платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики;
  • казенным учреждением – по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Далее рассмотрим подробнее порядок применения вышеназванных счетов.

Применение счетов.

Счет 0 303 04 000 применяется для отражения сумм НДС, предъявленного продавцом покупателю при реализации товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС выделяется в указанных счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

Обратите внимание

При реализации товаров за наличный расчет, а также оказании платных услуг непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).

Суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с п. 104, 121 Инструкции № 162н[3], п. 131 Инструкции № 174н[4], п. 159, 161 Инструкции № 183н[5] следующими корреспонденциями счетов:

Исчисление НДС (выставление покупателю) со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

0 401 10 130 (180)

0 401 10 130 (180)

Перечисление НДС, подлежащего уплате в бюджет

Счет 0 210 11 000 предназначен для выделения НДС в сумме аванса, полученного от покупателя.

Учреждение-продавец вправе уменьшить общую исчисленную сумму налога на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Так, согласно п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Указанные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п. 6 ст. 172 НК РФ). Иными словами, НДС, исчисленный с полученной предоплаты, подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг).

Так же, как и при отгрузке товара, при получении предоплаты продавец обязан выставить покупателю счет-фактуру не позднее следующих пяти календарных дней (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ).

В бухгалтерском (бюджетном) учете начисление сумм НДС с полученной предоплаты и принятие этих сумм к вычету отражаются в соответствии с п. 88, 104 Инструкции № 162н, п. 112, 113, 131 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н следующим образом:

Начисление суммы НДС по авансам полученным

Уменьшение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Счет 0 210 120 000 применяется для выделения сумм НДС в стоимости приобретенных материальных ценностей, работ, услуг.

При приобретении товаров (работ, услуг), используемых в рамках деятельности, облагаемой НДС, предъявленные поставщиками (подрядчиками, исполнителями) суммы НДС должны учитываться обособленно. Такие суммы на основании п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ подлежат вычету после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам), и принятие его к вычету отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующими проводками (п. 88 Инструкции № 162н, п. 112, 113 Инструкции № 174н, п. 115, 116 Инструкции № 183н):

Начисление налога, предъявленного учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченного при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемого в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг)

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета

Списание сумм НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг)

* Здесь и далее вместо символа «xx» указывается соответствующий аналитический код.

Счет 0 210 13 000 введен Приказом № 209н в Единый план счетов и планы счетов бюджетного учета и бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений для отражения расчетов по НДС по уплаченным авансам.

В соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика-покупателя, перечислившего суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).

При этом стоит учитывать, что в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) суммы налога, принятые к вычету с указанной предоплаты, подлежат восстановлению в размере налога, принятого к вычету по приобретенным им товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий) (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету, в порядке, установленном НК РФ, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты (частичной оплаты).

Далее приведем корреспонденции счетов по отражению сумм НДС, начисленных с уплаченных авансов, в соответствии с п. 88 Инструкции № 162н, п. 112, 113 Инструкции № 174н и п. 115, 116 Инструкции № 183н в редакции Приказа № 209н.

Зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительной оплате), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав

Нет времени читать?

Бухгалтеры бюджетных учреждений в своей работе иногда сталкиваются с операциями по внутриведомственным расчетам. Рассмотрим отражение наиболее распространенных операций, связанных с внутриведомственными расчетами, и как избежать ошибок при отражении таких операций.

Как оформляются внутриведомственные расчеты

Внутриведомственными расчетами считаются операции по передаче расчетов, активов и обязательств между учреждениями, относящихся подведомственно к одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств либо расчетов текущего финансового года между головным учреждением и обособленными подразделениями (филиалами).

Для оформления операций при передаче (получении) предназначено Извещение (ф. 0504805), которое оформляется в двух экземплярах передающей стороной, подписывается (подтверждается) принимающей стороной с возвратом одного из подписанных экземпляров передающей стороне. При передаче нефинансовых активов документы по их поступлению и выбытию Извещение не заменяет, а составляется дополнительно.

Для отражения внутриведомственных расчетов предусмотрены следующие аналитические счета:

  • 304.04.100 «Внутриведомственные расчеты по доходам»;
  • 304.04.200 «Внутриведомственные расчеты по расходам»;
  • 304.04.300 «Внутриведомственные расчеты по поступлению нефинансовых активов»;
  • 304.04.400 «Внутриведомственные расчеты по выбытию нефинансовых активов»;
  • 304.04.500 «Внутриведомственные расчеты по поступлению финансовых активов»;
  • 304.04.600 «Внутриведомственные расчеты по выбытию финансовых активов»;
  • 304.04.700 «Внутриведомственные расчеты по увеличению обязательств»;
  • 304.04.800 «Внутриведомственные расчеты по уменьшению обязательств».

Также для реализации приказа Минфина РФ № 274н от 30.12.2017 «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» в разрезе исправления ошибок по консолидируемым расчетам были добавлены следующие счета:

  • 304.84.000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному»;
  • 304.94.000 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет».

Безвозмездная передача активов и обязательств внутри ведомства

Корреспонденции, которые необходимо отразить в учете казенного учреждения, – принимающей стороны, закреплены пп. 109 и110 Инструкции 162н и приведены в таблице 1.

В учете передающей стороны отражаются операции с обратной корреспонденцией счетов.

При передаче объектов основных средств следует обратить внимание на то, что вне зависимости от даты выбытия актива в учете передающей стороны сумма ежемесячной амортизации начисляется полностью за месяц, в котором состоялась передача. Принимающая же сторона в соответствии с приказом Минфина РФ №257н от 31.12.2016 «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» начинает начислять амортизацию начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Централизованная поставка

Это отдельный вид расчетов, присущий казенным учреждениям. В централизованном поступлении материальных ценностей участвуют:

  • поставщик – организация, поставляющая материальные ценности;
  • заказчик – учреждение, наделенное полномочиями по заключению государственного контракта на централизованную поставку материальных ценностей;
  • грузополучатель – учреждение, которому поставляются материальные ценности.

В осуществлении денежных расчетов фигурируют только поставщик и заказчик. Для оформления данных взаиморасчетов используется Извещение, составляемое в двух экземплярах. Последовательность оформления извещения должна быть прописана в учетной политике учреждения – заказчика:

  1. Если извещение формируется заказчиком при направлении грузоотправителем получателю активов, последний при оприходовании должен осуществить внутренний контроль поступивших материальных ценностей с последующим уведомлением заказчика через направление второго экземпляра извещения.
  2. Если извещение формируется грузополучателем активов, то оба экземпляра после получения материальных ценностей направляются заказчику. Тот в свою очередь заполняет свою часть извещения и возвращает один экземпляр получателю.

Порядок отражения централизованной поставки представлен в Таблице 2.

В случае, если грузополучателю поступили материальные ценности до момента получения извещения, то данные активы отражаются на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». После получения извещения как подтверждения централизованной закупки заказчиком активы приходуются на баланс, а счет 22 закрывается. При этом пользование имуществом до получения подтверждающих документов разрешается только при наличии разрешения от уполномоченного органа исполнительной власти, главного распорядителя бюджетных средств (п.375 Инструкции 157н).

Закрытие счета 304.04.000 происходит в конце года в корреспонденции со счетом 401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». При этом, закрытию подлежат только завершенные внутриведомственные расчеты, поэтому в соответствии с п.18 Инструкции 191н остаток по счету 304.04.000 является допустимым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Тамара Щербина,
бухгалтер-консультант Линии Консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Читайте также: